Учебное пособие для аспирантов написано в полном
соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии
науки, разработанной Министерством образования и науки РФ. Основное внимание в
книге уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы
духовного производства и социального института. Излагаются общие закономерности
развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного
исследования. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте ее
исторического развития. Большое внимание в книге уделяется так же философским
мировоззренческо-методологическим основаниям научного познания. Анализируются
философские детерминанты развития математики, физики (классической и
неклассической), космологии, технического знания, социально-гуманитарного
познания.
Пособие поможет аспиранту, не имеющему
фундаментальной философской подготовки, освоить материал и успешно сдать
экзамен. Особенный упор в книге сделан на развитие технических наук.
Оглавление Введение 7 Лекция 1. Предмет и основные концепции современной философии науки 9 1. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного
познания в его историческом развитии 9
2. Эволюция подходов к анализу науки 11
3. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной
деятельности 17
4. Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена научного познания 21 Лекция 2. Наука в современной цивилизации 31 1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные
ценности 31
2. Особенности научного познания. Специфика научного, философского и
эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание 41
3. Функции науки в жизни общества 52 Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции 55 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения
знаний 55
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 66
3. Западная и восточная средневековая наука 78 Лекция 4. Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации 83 1. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р. Бэкон, У.
Оккам) 83
2. Наука Возрождения и борьба эмпиризма и рационализма в научной методологии
Нового времени (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И.
Ньютон) 88
3. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических
наук 107 Лекция 5. Структура научного знания 119 1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и
теоретический уровни научного познания, критерии их различения 119
2. Структура эмпирического познания 123
3. Структура теоретического познания 137 Лекция 6. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в
обосновании научного знания 143 1. Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки 143
2. Метафизический и диалектический методы научного познания. Плюрализм и монизм
149
3. Философская трактовка пространства-времени и конкретно-научные концепции 152
4. Всеобщие законы развития и законы науки 156
5. Детерминизм как ведущий принцип научного познания 165 Лекция 7. Процесс порождения нового знания 173 1. Чувственное и логическое в познании 173
2. Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания
184
3. Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины 190
4. Реальность как объект научного познания. Типы онтологии 198 Лекция 8. Онтологические и гносеологические основания науки 205 1. Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая
детерминированность 205
2. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная
картина мира и научное мировоззрение 209
3. Логика и методология науки 212 Лекция 9. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
217 1. Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность
научной революции 217
2. Научное открытие — диалектика случайности и необходимости 221
3. Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, «постнеклассическая»
наука 223 Лекция 10. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие
основания социально-исторического исследования 227 1. Объективный и субъективный идеализм о причинах и основаниях развития
общества 227
2. Диалектико-материалистическое понимание социального развития 236
3. П. Сорокин о социальном развитии и социальной динамике 248 Лекция 11. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы
научно-технического прогресса 253 1. Современные процессы дифференциации и интеграции наук 253
2. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений
об исторически развивающихся системах 260
3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов 266
4. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания 268 Лекция 12. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема
идеологизированной науки 277 1. Экологическая этика и ее философские основания 277
2. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере
и ноосфере 285
3. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 288
4. Научная рациональность и проблема диалога культур 294
5. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов 305 Лекция 13. Философия техники и методология технических наук 309 1. Предмет, основные сферы и главные задачи философии техники 309
2. Проблема смысла и сущности техники. «Техническое» и «нетехническое» 312
3. Познание и практика, исследование и проектирование 315 Лекция 14. Естественные и технические науки 323 1. Первые технические науки как прикладное естествознание...323
2. Соотношения теоретического и эмпирического в технических науках 326
3. Особенности идеальных объектов технической теории 329
4. Соотношение перцептуального, концептуального и объективно-реального в
технической теории 331 Лекция 15. Особенности неклассических научно-технических дисциплин 333 1. Различия современных и классических научно-технических дисциплин 333
2. Системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез 335
3. Приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники ..339 Лекция 16. Социальная оценка техники как прикладная философия техники 343 1. Проблема управления научно-техническим прогрессом -общества ...343
2. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия
научно-технического прогресса 347
3. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды
352
Используемая и рекомендуемая литература 357