1 Приоритетные задачи деятельности классного руководителя

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
статья по теме

Семчук Ольга Николаевна

В данном выступлении представлена система воспитательной работы в классе.

Скачать:

Вложение Размер
pozitivnye_rezultaty_raboty_v_kachestve_klassnogo_rukovoditelya.docx 77.08 КБ

Предварительный просмотр:

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Всем известно, что ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка дает классный руководитель . Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя .

Я являюсь классным руководителем 6 Б класса. Работаю с детьми этого класса в качестве наставника 2-ой год. В 2010-2011 учебном году выпустила 9-ый класс, с которым проработала 3 года.

Учащиеся 6Б класса отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Шестиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 13 лет работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:

1. Система воспитательной работы.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

Основываясь на Программе воспитательной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38», я в своей работе ставлю следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

В воспитательном процессе реализую следующие направления программы :

Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

2. Наличие системы самоуправления в классе.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.

Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.

Задачи структуры самоуправления:

  1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2. развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
  3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Модель ученического самоуправления за 13 лет работы в качестве классного руководителя часто видоизменялась. В настоящее время использую следующую структуру самоуправления :

Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.

Главным органом самоуправления является классное собрание , принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту класса, членов школьного актива .

Староста – следит за работой членов актива школы и помогает им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:

— вопросы текущей недели;

— обсуждение нарушителей дисциплины;

— составление планов работы;

— подведение итогов работы ( отчет каждого сектора);

Управляет детским сообществом совет класса , состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.

Трудовой сектор – несёт ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.

Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.

Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.

Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.

Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости.

Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.

Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение, и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.

Совет класса работает под руководством Актива школы.

Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела , для проведения которых создаются советы дела . Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся.

Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5 Б класса:

Честность и скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Отношение к коллективу

Доброта и отзывчивость

Баллы: 5 – проявляется ярко

3 – проявляется слабо

2 – не проявляется

2 – 2,8 – низкий уровень

2,9 – 3,8 – средний уровень

3,9 – 4,4 – хороший уровень

4,5 – 5 – высокий уровень

В классе — 27 учеников

Высокий уровень — 6 уч-ся

Хороший уровень – 12 уч-ся

Средний уровень- 9 уч-ся

4. Динамика межличностных отношений.

Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.
Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика. Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено : в 6 Б классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 6Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 6Б классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в 5-м классе среди учащихся класса были непринятые, то в 6-ом классе их почти не осталось.

Учащиеся 6Б класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете в инспекции ПДН по г. Саранску не состоят.

7. Пропуски занятий . В 6 Б классе практически отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины. Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни местного социума

Учащиеся 6Б класса принимают активное участие в жизни не только класса, но школы и города. В таблице представлено участие класса в жизни школы за 2011-12 и 2012-2013 учебные годы

Источник



5. Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классное руководство является неотъемлемой частью работы учителя. В настоящее время являюсь классным руководителем 3 «А» класса.

В своей работе с детьми стараюсь идти с ними по всем школьным ступенькам, помогая и поддерживая их. Организую работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слушали и слышали друг друга, были толерантны друг к другу. Я очень хочу, чтобы мои ученики стали людьми с высокой гражданской позицией, смогли найти себя в жизни. В своей работе уделяю большое внимание сплочению коллектива. Стараюсь, чтобы ребята сдружились, вместе участвовали в различных мероприятиях, не обижали друг друга.

Целью моей воспитательной работы считаю формирование уклада школьной жизни, как главного фактора воспитания и социализации детей, их личностного развития.

Основные задачи, которые я ставлю перед собой, организуя воспитательную работу в классе:

Воспитывать у обучающихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.

Формировать экологическую грамотность обучающихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.

Развивать общественную активность обучающихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости.

Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям, обычаям.

Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.

Воспитательную работу в классе веду на основе системно-ролевого подхода. Планирую и осуществляю работу по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимают участие все обучающиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполняются в основном учителем. Ребята, видя поддержку учителя, берутся за дело и стараются выполнить его хорошо. Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны способствовало проведение классного часа «Великий май! Победный май!», (2014 г.) а также школьных проектов «Дети войны» (2015 г.), «Память» (2017г.). Ежегодно в классе провожу праздники, в которых участвуют все дети. Большой интерес у обучающихся вызывают праздники, в которых задействованы их родители. Каждое мероприятие чётко продумываю, подбираю интересный содержательный материал, красочное оформление. В течение года с детьми провожу много бесед: «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь», «Режим дня — основа жизни человека»», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Провожу тематические классные часы: «Что такое дружба?», « В гостях у Мойдодыра», «Полюби себя – полюбишь другого», «Быть благодарным – ценить благо», и др. Ученики отличаются доброжелательностью, внутренней собранностью, особым старанием и трудолюбием. Доброй традицией стало проведение последнего родительского собрания в каждом учебном году совместно с обучающимися «Перелистывая страницы учебного года», когда мы подводим итоги, вручаем награды, полученные в течение учебного года обучающимися, и, конечно же, отмечаем родителей, внесших свою лепту в работу и сплочение классного коллектива

Одна из форм моей работы с классом – это походы. Ежегодно мы с ребятами совершаем походы, пусть недалеко, но зато это очень интересно. И родители не остаются в стороне, стараются организовать активный отдых детей. Я считаю, что такие мероприятия позволяют педагогу лучше узнать детей, способствуют сплочению классного коллектива.

Все мероприятия, проводимые для обучающихся, способствуют раскрытию индивидуальных и творческих способностей учеников, формируют эстетические вкусы, прививают навыки культуры общения, обогащают знания ребят. Создание здорового и доброжелательного микроклимата в классе достигаю благодаря непрерывной и чётко спланированной воспитательной работе. Воспитание личности учеников осуществляю на уроке, на перемене, вне урока.

Для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся, обязательно использую здоровьесберегающие технологии: утренняя зарядка, динамические паузы, спортивные мероприятия. Профилактическую работу провожу совместно со школьным медицинским работником: плановые медосмотры, вакцинации, консультации, проведение «Дня здоровья», индивидуальные беседы с родителями о сохранении и укреплении здоровья детей.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — всё это зарождается в дружной тёплой атмосфере дома.

Своё взаимодействие с родителями рассматриваю как сотрудничество.

Традиционно в работе с родительским коллективом использую:

анкетирование, беседы – для организации оперативной обратной связи, в том числе по вопросам удовлетворенности жизнью классного коллектива, жизнью в школе;

консультации – для оказания педагогической поддержки, в том числе при взаимодействии со школьным педагогом-психологом;

тематические родительские собрания – для своевременного просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения подростков;

посещение семей – в первую очередь из числа социально незащищенных и неблагополучных с целью профилактики и предотвращения случаев нарушения прав ребенка;

привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях – семейные праздники, внутриклассные спортивные, творческие, интеллектуальные праздники, конкурсы, соревнования;

работу с родительским комитетом.

Одним из основных направлений моей работы с родителями является психолого-педагогическое просвещение родителей.

Родительские собрания провожу один раз в четверть, формы его проведения разнообразны. Это мастер – классы, конференции, круглые столы, беседы, публичные лекции. Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Явка родителей на собрания всегда хорошая.

При необходимости на собрания приглашаю разных специалистов: врача, школьного психолога, социальных работников, работников полиции.

Родители — частые гости в школе. Они принимают активное участие в жизни детей: помогают в организации учебного процесса, в подготовке и проведении праздников, с удовольствием посещают мероприятия, подготовленные ребятами. С помощью родителей каждый год участвуем в различных акциях. Родители помогают в изготовлении кормушек для зимующих птиц, которые ребята развешивают во дворах, следят, чтобы в них постоянно был корм для птиц.

В общении с родителями я всегда проявляю искреннее уважение. Разговаривая с ними, стараюсь, чтобы каждое моё слово было не во вред, а во благо. Всегда работаю так, чтобы родители не обходили школу стороной, а с желанием шли на контакт с классным руководителем и видели во мне только союзника.

При работе с классом никогда не забываю об успеваемости моих учеников. Через дневники веду постоянное общение с родителями о результатах учебы.

По необходимости провожу заседания родительского комитета, организую индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей. Одной из самых важных задач работы с детьми считаю воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для обучающихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Благодаря проведению индивидуальных и групповых консультаций выявляю, какую помощь оказывают родители детям, в чем они испытывают затруднения.

Показателем результативности педагогической работы меня, как классного руководителя с родителями считаю положительное отношение ребят к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

Внеурочная деятельность обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся, повышение общей культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, привитие интереса к изучению предметов разного направления, выявление и занятия с одарёнными и слабоуспевающими детьми – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Внеурочную деятельность организую так, чтобы каждый ученик мог найти себе применение в соответствии со своими желаниями и возможностями и испытал положительный результат своих усилий, своей значимости.

Для организации внеурочной деятельности мной разработаны модифицированные рабочие программы курсов внеурочной деятельности: «Чтение с увлечением», «Развитие творческих способностей», «Азбука добра», «Радуга общения».

Отсутствие правонарушений у обучающихся класса

Правонарушений в классе нет.

Участие обучающихся в проектах разной направленности

Мои ученики являются активными участниками проектов разной направленности. Они принимают участие в субботниках по уборке школьного двора. Ежегодно силами обучающихся и их родителей готовим кормушки для зимующих птиц.

Результативность в области здоровьесбережения

Методы, приемы, средства

Создание благоприятного психологи-ческого климата на уроке, диалоги-ческое взаимодействие учителя и учеников.

Отсутствие конфликтов с обучающимися, рабочая доброжелательная обстановка на уроке.

Чередование и смена видов учебной деятельности обучающихся.

Поддержание интереса к изучаемому материалу, предупреждение утомляемости обучающихся.

Чередование и смена видов преподавания.

Усвоение материала обучающимися с разной психической организацией.

Улучшение физиологического состояния учащихся, снятие усталости, улучшение памяти, внимания, концентрации.

Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем первого учителя, классного руководителя. Стараюсь быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Именно таким классным руководителем я стараюсь быть.

Итог педагогической деятельности в качестве классного руководителя

Международная миротворческая акция Гирлянда Дружбы

Все обучающиеся класса

Сертификат участника международной миротворческой акции

Всероссийский конкурс изобразительно-прикладного творчества «Сочи — 2014»

Баринова Анастасия – Диплом победителя II степени

Халаимова Елена – Диплом победителя III степени

Конкурс среди общеобразовательных учреждений на постоянно действующие стенды по электробезопасности.

Источник

Что входит в обязанности классного руководителя?

Классный руководитель обязан взаимодействовать с обучающимися и их семьями, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, администрацией общеобразовательной организации, а также внешними партнерами в целях обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль отводится тем, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе (разд. 3 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 (далее — Методические рекомендации)).

Классное руководство направлено в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся (разд. 3 Методических рекомендаций).

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Педагогический работник принимает на себя классное руководство добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности (разд. 4 Методических рекомендаций).

1. Приоритетные задачи деятельности классного руководителя

Задачами деятельности классного руководителя являются (разд. 4 Методических рекомендаций):

• создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

• формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

• формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;

• формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

• формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

2. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством (разд. 4 Методических рекомендаций).

В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

• групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

• коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части обязанностей (разд. 4 Методических рекомендаций).

2.1. Инвариантная часть

Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

Инвариантная часть содержит следующие блоки:

1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).

5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).

6. Ведение и составление следующей документации:

1) классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется);

2) плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

2.2. Вариативная часть

Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).

3. Обязанности классного руководителя как педагога

Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Источник

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников — создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ — высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя — целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

  • Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  • Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  • Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  • Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  • Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  • Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую направления программы: “Наша Родина”, “Человек”, “Здоровье”, “Семья”, “Труд”, “Культура”, “Труд”.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение последних двух лет были проведены следующие мероприятия:

Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.

— Тихая моя Родина.

— Нам дороги эти позабыть нельзя.

— Память о войне жива.

— О героях былых времен.

— Поклонимся великим тем годам.

— 2 место в школьном фестивале “Города – герои”.

— Мини-проект “Традиции нашего села”.

Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения.

Изучение правовых и законодательных норм.

— Искусство слушать собеседника.

— Жестокость, равнодушие и сочувствие.

— Убеждения. Как они складываются?

— Честь и собственное достоинство сильнее всего.

— Почему подросток совершает преступления?

— Мы открываем себя и друг друга.

— Акция “Ветеран живет рядом”.

— Дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов.

— Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам.

Профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ.

— Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом.

— Спорт против наркотиков.

— В здоровом теле – здоровый дух.

— Участие команды во всех районных соревнованиях.

— Участие в днях здоровья.

Изучение семейных традиций.

— Свет отчего дома.

— Война в истории моей семьи.

— Говорят, что о любви все сказано.

— Десять заповедей человечности.

— Поздравление мам с Днем матери, подготовка праздничного концерта.

Формирование чувства прекрасного.

— Как узнать себя и развить свои способности.

— Красота внешнего облика.

— Христианские праздники и обычаи.

— Подготовка новогодней инсценировки для младших школьников.

— 1 место в школьном конкурсе рисунков “Родина, ты у меня одна!”

— Из тысячи планет – Земли прекрасней нет.

— Выпуск газет “Земля в опасности”, “Первоцветы урочища Кобези”.

Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях.

Проведение диагностик по профориентации.

— Умеешь ли ты учиться?

— Чтение и память.

— Как развивать свои способности?

— Терпенье и труд все перетрут.

— Участие в акции “Чистота спасет мир”.

— Оказание помощи пенсионерам , проживающим на закрепленной территории.

    Индивидуальный подход в воспитании.
  1. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
  2. Системность в работе.

Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю седьмой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя — “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.

3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя — создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина. Серьезный участок деятельности классного руководителя — организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа, систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой. Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) — Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но до выпускного бала у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы. Но на смену им придут малыши-пятиклассники. И снова все повторится сначала…

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!

Источник

Читайте также:  Рфпл молодежное первенство 2020 2021 результаты