14 форм организации педагогического просвещения родителей в школе или ДОУ

14 форм организации педагогического просвещения родителей в школе или ДОУ

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения.

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Лекцию не рекомендуется проводить в виде монолога выступающего, ее нужно организовывать в виде многостороннего диалога заинтересованных единомышленников.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее:

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему.

Посещение семьи

Для ознакомления с домашними условиями, в которых находится и развивается ребенок, классный руководитель должен посетить семью. Необходимо заранее предупредить родителей о запланированном визите и сообщить его цель. Общение должно быть доброжелательным. Необходимо убедить, что это не инспекционная проверка, а доверительная встреча двух взаимозаинтересованных сторон.

Использование предложенных форм педагогического просвещения родителей позволяет разнообразить такую работу, найти подход к каждому, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность. Как результат, эффективность воспитательного процесса значительно возрастает.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник



Викторина для родителей «Как воспитать послушного ребенка»

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме нравственного воспитания дошкольников.

План проведения: 1. Вступительное слово ведущего.

2. Викторина.

3. Решение собрания.

Ход мероприятия

• Оформление материалов к стенду в родительский уголок по теме собрания.

• Разработка викторины.

• Изготовление плакатов с заданиями; конверты с геометрическими фигурами, на которых написаны народные мудрости.

2. Организационный этап.

Родительское собрание проводится в помещении группы. Столы расположены для работы в группах (на две группы). На каждом столе лежат чистые листы бумаги, ручки, программа собрания.

3. Вступительное слово ведущего (Приложение №1)

4. «Викторина» (Приложение №2)

Оглашаются условия встречи двух команд, жюри. Ведущий читает народную мудрость.

Народная мудрость гласит: «Тир несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

5. Подведение итогов собрания.

В наших с вами руках вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей и окружающих их людей.

Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте.

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

6. Решение собрания.

«Наказывать легче, воспитывать труднее

«Ум не имеет цены, а воспитание предела

«Посеянное вовремя жемчугом взойдет.»

«Если хочешь, чтоб тебе подчинялись, не требуй невыполнимого.»

«Ребенок в младенческом возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет

Поведение – показатель воспитанности.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждение, неприязнь.

Перед педагогами и в первую очередь перед родителями стоят очень важные задачи в формировании у детей нравственного поведения. (О них вы уже прочитали в родительском уголке).

Читайте также:  Мой парень задает глупые вопросы

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Это результат воспитания, долгой и упорной шлифовки человека. К сожалению, многие родители считают, что навыки культуры поведения, общение, вежливость, сдержанность –это удел взрослых и поэтому говорят: «Ребенок! Что с него спросишь?». Тем временем дошкольник порой не знает самых элементарных и доступных для него законов приличия,например: не подозревает о том, что встретившихся в дверях со взрослым, надо посторониться, уступить место; что говорить нужно не перебивая друг друга; что обращаясь к взрослому, его нужно назвать по имени отчеству, а не привлекать внимание, дергая за рукав; что разговаривая со взрослым, нужно обязательно смотреть на него, а не отвернувшись в сторону; что в общественном месте не появляются с мороженым или бутербродом – можно испачкать одежду посторонним; что привлекать внимание громким разговором – признак невоспитанности, и еще многого не знает ребенок. Если ребенка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать как не надо.

Женщина нечаянно рассыпала апельсины. Неподалеку шестилетний мальчик наблюдает, как взрослые, согнувшись, собирают раскатившиеся в разные стороны апельсины.

— Вот еще два возле ящика, — подсказывает он другим, сам оставаясь на месте.

— А ты, что же нам не поможешь? – дружелюбно спросила его одна из женщин.

— А я, что ли их рассыпал!

По этому ответу, выражающему удивление, нетрудно понять, что мальчику вовсе не тяжело нагнуться, он просто не знает, как себя вести в такой ситуации.

Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде (это обычно заботит мам и пап, но и в красоте его поведения.

Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка.Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает принимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему взрослым всегда нужно думать – чему учит ребенка их пример.

Пятилетний Антон, встречаясь с соседями по подъезду,приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте!». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что обозначает это приветствие,ему объяснил папа: «Сказать «здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание и произносить его надо доброжелательно, вежливо».

Родители Антона, требуя внешне приличных форм поведения от сына, тем самым непременно влияют и на внутренний мир мальчика.

Взрослые не должны допускать проявления ребенком назойливости, развязности, бесцеремонности, дерзости, жадности, эгоизма, лживости, тщеславия, тормозящих его нравственное развитие.

У детей старшего возраста появляются оценочные суждения в отношении чужих поступков и о собственном поведении: он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что подвел маму, обидел товарища и т. д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется еще большая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям.

Полезно, чтобы папа и мама побуждали ребенкаоценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду?», «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого малыша?», «Что сказал бы папа о твоем поступке?». Ваш пятилетний ребенок способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами,как: «Мама будет недовольна, значит, это нельзя», «Не могу, папа не разрешит», «Хотелось бы, но за это не похвалят».

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих оправданиях!

Пусть ваш ребенок будет вежливым. Вежливость делает малыша привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость должна основываться на искренности, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Не считайте, что ребенок вежлив, если он говорит «спасибо», выходя из-за стола, или говорит обязательное «пожалуйста», обращаясь к взрослому. Ребенок так поступает всегда? Или только в заученных ситуациях? Как ребенок ведет себя вне стен детского сада? С родителями? В неожиданных для него случаях?

Пусть ваш ребенок будет деликатным. Зачатки деликатности уходят далеко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительностью, если ребенокшумно ведет себя в общественных местах: бегает по поликлинике, заглядывает в кабинет врача; громко декламирует стихи в незнакомом обществе,а о непонравившемся подарке ко дню рождения говорит: «А мне не надо такого. Оно у меня уже есть». Если это произносит пятилетний ребенок, это уже очевидное упущение, здесь детская непосредственность переросла в бестактность.

Пусть ваш ребенок будет скромным. Человек, не наученный скромности с детства, приобретает позднее эти качества с трудом. Не захваливайте своего ребенка: «развитой не по годам, остроумный, рисует лучше других, ростом выше всех»; не старайтесь выдвинуть его в вожаки в детских играх,наставляя: «не будь размазней», «не уступай, пусть другие тебе уступают»; не рекомендуйте людям ребенка как необыкновенно талантливого в его присутствии. Тогда и не будет у ребенка преувеличенного самомнения, чувства исключительности, стремления ставить свое «я» на первый план.

Итак, поведение ребенка – результат воспитания. Будем воспитывать ребенка вовремя, и не придется ломать его, перевоспитывать позднее, когда он пойдет в школу и от него потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками. И на уроках и в повседневной жизни.

Викторина.

Вступительное слово ведущего: называется тема, условия встречи двух команд, жюри. Ведущий читает народную мудрость, объявляет задание.

Задание 1. «Сложи узор из геометрических фигур».

Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, родители смогут прочитать народную мудрость о воспитании послушания у детей.

«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

«Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь».

Задание 2. Все мы знаем о том, как важно родителям владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово и мимику. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым родители должны умело прикасаться к сердцам своих детей.

Упражнение 1. «Следи за выразительностью своей речи».

На мольберте плакаты с заданиями:

а) произнести фразу «Иди сюда» — тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно.

б) произнеси слово «молодец» — тихо, нежно, удивительно, влюбленно, восторженно.

Упражнение 2. «Владей своей мимикой».

а) сегодня вы отпустили своего ребенка на полчаса погулять одного. Воспитываете самостоятельность. И очень просили не испачкаться. Через полчаса ваше чадо появилось в дверях в совершенно в непристойном виде. Вы смотрите на него,спрашивая: «Все – таки не послушался;с досадой: «Как всегда грязный»;укоризненно: «И как тебе не стыдно»;требовательно: «Быстрее раздевайся!».

б) вы дали ребенку конструктор, с которым он с удовольствием принялся играть, а сами удобно устроились в кресле с книгой. Малыш, то показывает вам удачно сложенную конструкцию, то лезет с вопросами.Вы смотрите на него радостно: «Умница»;требовательно: «Отстань!»;с досадой: «Ты всегда мне мешаешь»;спрашивая: «Ну что тебе опять?».

Задание 3. «Проверь себя» (распределение внимания).

Как часто мы оказываемся в такой ситуации: и говорим, и смотрим телевизор, и отвечаем на вопросы мужа или жены, и моем посуду. И при этом всегда смотрим за ребенком.

Предлагаем проверить, насколько хорошо вы умеете распределять свое внимание (предлагаются отрывок из художественной литературы и математический пример дается на карточке).

После выполнения задания родители должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного.

Задание 4. Педагогический прогноз.

Обеим командам даются для решения педагогические ситуации, написанные на карточках.

Подведение итогов викторины.

Консультация для родителей «Как воспитать грамотного пешехода?» Уважаемые родители! Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Поэтому, нужно.

Как воспитать самостоятельного ребенка Самостоятельный ребенок старшего дошкольного возраста складывается и формируется в результате последовательных действий и четкой линии поведения.

Консультации для родителей: «Какая должна быть родительская требовательность?», «Как воспитать волевые качества у ребёнка?» «Какая должна быть родительская требовательность?» Требовательность – взыскательное, не терпящее поблажек и послаблений отношение к себе.

Консультация для родителей «Как воспитать доброго ребенка» Как же воспитать доброго ребенка? Несомненно, научить ребёнка добру и состраданию специально вряд ли получится, это все же не алфавит или.

Консультация для родителей «Как воспитать лидера» Как воспитать лидера. Вырастить сильную, успешную личность стремятся многие родители. И это правильно! Ведь в современной жизни «места под.

Консультация для родителей «Как воспитать в ребенке бережное отношение к природе» С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе,, к себе и окружающим людям. Знакомить детей, обучать любить и заботиться.

Рекомендации родителям «Как воспитать трудолюбивого ребенка» Советы родителям Размышляйте над понятиями «образ» и «реальность» Необходимо пересмотреть два распространенных убеждения, которые мы транслируем.

Родительское собрание «Как воспитать ребенка добрым» Задачи: Предложить родителям взглянуть на причины негативного поведения; Познакомить с разнообразием педагогических наказаний; Познакомить.

Семинар-тренинг для родителей подготовительных групп «Как воспитать успешного ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского.

Викторина по ознакомлению дошкольников с Декларацией прав ребенка «Я и мои права» Цель: — В интересной и занимательной форме познакомить дошкольников с Декларацией прав ребенка; — Помочь детям осознать свои права и обязанности.

Читайте также:  Какие вопросы можно пос

Источник

Памятка для родителей! Как отвечать на вопросы детей?

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Дети задают их когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Итак, памятка для родителей:

— Все вопросы ребенка очень важны для него. Не отмахивайтесь, не раздражайтесь, не отказывайте детям в ответах. Помните: если ребенок задал вопрос вам, значит он доверяет вам и ценит ваше мнение.

— Прежде чем дать ответ, спросите ребенка: «А как тебе кажется?», «Как ты сам считаешь?». Дети должны учиться думать самостоятельно.

— Отвечать нужно кратко, чтобы у ребенка остался интерес. Если он уже умеет читать — подскажите, где найти более подробную информацию.

— Отвечайте вдумчиво, опираясь на возраст ребенка. Малышу не нужно знать больше того, что он готов услышать.

— Не бойтесь не знать ответ. Если вопрос застал вас врасплох — просто честно скажите ребенку об этом и предложите найти ответы вместе. Это прекрасный положительный опыт для него.

— Порой ответ на вопрос ребенка нужно показывать, а не рассказывать. Вместо долгих объяснений проведите опыты, сделайте с малышом поделку. Важно делать вместе с детьми, а не вместо них.

— Постарайтесь понять, с какой целью ребенок задает вопрос. За ним может стоять не только любопытство, но и беспокойство, страх. Отвечайте, исходя из мотивов ребенка.

— Поощряйте любознательность, стимулируйте интерес. Не запрещайте ребенку задавать вопросы. Отнеситесь к ним спокойно, доброжелательно и с уважением. Вопросы — естественный элемент развития ребенка. Неудобным вопрос может быть только для взрослого.

Источник

О воспитании детей: ответы на вопросы родителей

Это нелегкий вопрос, потому что каждый понимает счастье по-своему! Конечно, никто не бывает постоянно счастлив. У всех случаются зубная боль, неудачные романы, скучная работа.

Если слово «счастье» вообще что-нибудь означает, то, скорее всего, это – внутреннее чувство благополучия, равновесия, удовлетворенности жизнью. Все они могут существовать только в том случае, если человек чувствует себя свободным. Дети, которых наказывают, выглядят запуганными, несчастными.

Счастье можно было бы определить как отсутствие подавленности. В доме, где живет счастливая семья, правит любовь, а несчастливая семья постоянно живет в напряжении.

Я отдаю счастью первое место, потому что на то же первое место я ставлю личностный рост. Лучше не иметь никакого представления о том, что такое десятичная дробь, но быть свободным и довольным, чем успешно сдать школьные экзамены и ходить с лицом, покрытым прыщами. Я никогда не видел прыщей на лице счастливого и свободного подростка.

Вы действительно искренне считаете правильным позволять мальчику, по природе ленивому, идти по легкому пути – делать то, что он хочет, напрасно теряя при этом время? Как вы усадите его за работу, если она ему неприятна?

Лени вообще не существует. Ленивый мальчик либо физически болен, либо не имеет интереса к тому, что, как полагают взрослые, он должен делать.

Среди детей, поступивших в Саммерхилл в возрасте до 12 лет, я не видел ни одного ленивого ребенка. Многие якобы ленивые ребята были отправлены в Саммерхилл из строгих школ. Такой мальчик остается «ленивым» довольно долгое время, пока не излечится от своего предыдущего образования. И я не принуждаю его делать работу, которая ему не нравится, потому что он еще не готов к этому. Как вам и мне, позднее ему в жизни придется делать многое такое, что ему ненавистно, но он будет готов встретиться с любой трудностью, если сейчас оставить его в покое и дать прожить свой игровой период. Насколько мне известно, ни одного бывшего саммерхиллца никогда не обвиняли в лени.

Что вы думаете о телесных наказаниях?

Телесные наказания – это зло, потому что они жестоки и продиктованы ненавистью. Они вызывают ненависть у обоих: и у наказывающего, и у наказываемого.

Телесное наказание всегда акт проекции: наказывающий ненавидит себя и проецирует отношение к себе на ребенка. Мать, шлепающая ребенка, ненавидит себя и, как следствие этого, ненавидит своего ребенка.

На днях я видел, как мать выпустила гулять мальчугана лет трех во двор собственного дома. Его наряд был безупречен. Он начал возиться с глиной и слегка испачкал одежду. Мамаша вылетела из дома, отшлепала его, потащила внутрь и чуть позже снова отослала его во двор, плачущего, но в новой чистой одежде. Через 10 минут он испачкал и этот костюмчик, и все повторилось сначала. Я подумал было сказать этой женщине, что ее сын будет ненавидеть ее всю жизнь и, хуже того, ненавидеть жизнь как таковую. Но я понимал: что бы я ни сказал, она меня не услышит.

Чуть ли не каждый раз, когда мне приходится бывать в городе, я наблюдаю, как какой-нибудь малыш лет трех спотыкается и падает, и содрогаюсь, видя, как мать шлепает малыша за падение.

Что бы вы стали делать с ребенком, который ничем всерьез не интересуется? Вот он ненадолго заинтересовался музыкой, потом танцами и т. д.

Я бы ничего не стал делать. Такова жизнь. Я в свое время перешел от фотографии к переплетному делу, затем к работе по дереву, потом к чеканке. Жизнь полна осколков прежних интересов. Многие годы я рисовал пером. Когда я понял, что художник из меня неважный, я бросил это.

Вкусы ребенка всегда эклектичны. Он пробует все – так он учится. Наши мальчики проводят целые дни, мастеря лодки, но, если случится, что к нам заедет летчик, эти самые мальчишки бросят свои недоделанные лодки и примутся за самолеты. Мы никогда не считаем, что ребенок обязан непременно доделать начатое. Если его интерес прошел, не следует заставлять его непременно доводить дело до конца.

Можно ли позволять себе сарказм по отношению к детям? Не считаете ли вы, что это помогло бы развить у ребенка чувство юмора?

Нет. Сарказм и юмор не связаны между собой. Юмор – проявление любви, а сарказм – ненависти. Быть саркастичным с ребенком значит заставлять его чувствовать себя неполноценным и униженным. Только скверный учитель или родитель позволяет себе сарказм по отношению к ребенку.

Мой ребенок все время спрашивает меня, что делать и во что играть. Как мне отвечать? Правильно ли подавать ребенку игровые идеи?

Ребенку полезно находиться рядом с кем-то, кто может посоветовать ему, что делать, но это вовсе не обязательно. Те занятия, которые ребенок находит себе сам, для него лучше всего. Так что ни один учитель в Саммерхилле никогда не будет советовать ребенку, что делать. Учитель только поможет ребенку найти необходимую техническую информацию о том, как сделать какую-то вещь.

Мой сын прогуливает школу. Что я могу с этим поделать?

Осмелюсь предположить, что школа скучна, а ваш мальчик активен.

Вообще говоря, прогуливание означает, что школа недостаточно хороша. Если возможно, попробуйте перевести своего мальчика в такую школу, где больше свободы, творчества, любви.

Следует ли мне начать приучать мою дочь к бережливости, подарив ей копилку?

Нет. Ребенок не в состоянии видеть дальше сегодняшнего дня. Позднее, если она искренне захочет купить что-нибудь дорогое, она накопит деньги без всякой предварительной тренировки.

Позвольте мне еще раз подчеркнуть, что ребенку следует предоставить возможность расти со своей собственной скоростью. Многие родители делают ужасные ошибки, пытаясь ускорить процесс роста.

Никогда не помогайте ребенку, если ему по силам сделать что-то самому. Когда ребенок пытается вскарабкаться на стул, любвеобильные родители подсаживают его, тем самым отравляя величайшую радость детства – победу над трудностью.

Что вы делаете с ребенком, который вечно упрям и угрюм?

Не знаю. Мне, пожалуй, не приходилось видеть таких детей в Саммерхилле. Когда ребенок свободен, у него просто нет повода для упрямства. Вызывающее поведение ребенка – всегда вина взрослых. Если вы относитесь к ребенку с любовью, вы не сделаете ничего такого, что заставило бы его упрямиться. У упрямого ребенка есть какая-то печаль. Мое дело – выяснить, что лежит в основании этой печали. Я бы предположил, что за ней скрывается чувство, что с ним обошлись несправедливо.

Что мне делать с моим шестилетним ребенком, который рисует непристойные картинки?

Поощрить его, конечно. Но одновременно оглянуться на себя, потому что всякая непристойность в семье исходит от вас, у шестилетнего ребенка нет естественной непристойности.

Вы видите непристойность в его рисунках, потому что у вас у самого именно такое отношение к жизни. Я полагаю, что непристойность его рисунков связана с туалетом и половыми органами. Отнеситесь к этим вещам естественно, без всяких идей о добре и зле, и ребенок переживет свой временный детский интерес к ним точно так же, как со временем он вырастет и из других детских интересов.

Почему мой маленький сын так много врет?

Возможно, он подражает родителям.

Если двое детей, брат и сестра 5 и 7 лет, постоянно ссорятся, каким методом я могу воспользоваться, чтобы они прекратили это? Они так любят друг друга.

Разве? А не получает ли один из них больше материнской любви, чем другой? Не подражают ли они папе и маме? Не внушали ли им чувство вины в отношении тела? Наказывают ли их? Если ответ на все эти вопросы – «нет», тогда их ссоры просто нормальное желание поупражняться во властвовании.

Однако брату и сестре обязательно нужно общаться с другими детьми, не имеющими к ним эмоциональной привязанности. Ребенок должен сравнивать себя с остальными детьми. Он не может сравнивать себя с родными братьями и сестрами, потому что здесь замешаны всевозможные эмоциональные факторы – ревность, фаворитизм и прочие.

Почему мой двухлетний ребенок всегда ломает игрушки?

Скорее всего, потому что он – мудрый ребенок. Игрушки обычно бывают абсолютно не творческими. Когда он их ломает, он хочет узнать, что там внутри.

Читайте также:  Опросник для определения уровня удовлетворенности работой

Однако я не знаю всех обстоятельств дела. Если шлепками и нотациями ребенка заставляют ненавидеть себя, он, естественно, будет ломать все, что попадется на пути.

Как заставить пятнадцатимесячного ребенка не подходить к плите?

Установите защитный экран. Но лучше предоставьте ребенку возможность узнать правду о плите. Дайте ему чуть-чуть обжечься.

Я придираюсь к маленькой дочери по пустякам, и вы можете сказать, что я ее ненавижу, но это неправда.

Но тогда, должно быть, вы ненавидите себя. Пустяки выступают символами чего-то важного. Если вы действительно придираетесь по пустякам, вы – несчастная женщина.

Что делать с ребенком, который плохо ест?

Не знаю. У нас в Саммерхилле таких не было никогда. Если бы такое случилось, я бы сразу заподозрил, что ребенок устраивает демонстрацию своим родителям. У нас была пара детей, которых отправили в Саммерхилл, потому что они отказывались есть, но у нас они никогда не голодали.

В тяжелых случаях я бы рассмотрел и возможность того, что ребенок эмоционально остался на грудной стадии, и попробовал бы кормление из бутылки. Я также подумал бы, что родители придавали кормлению слишком большое значение и настаивали, чтобы ребенок ел то, чего он не хотел.

Мы познакомились со взглядами, идеями и практикой А. Нилла. Они касаются устройства общества, школы и семейного воспитания. Какую бы из этих обширных тем он ни затронул, всюду его исходной точкой и центром внимания оказываются личность ребенка, его благополучие и счастье.

Для Нилла трудный ребенок – это несчастливый ребенок, и таким «трудным» и несчастливым его делает сначала неправильное обращение в семье, а затем в школе. К сожалению, школа, по мысли Нилла, обслуживает интересы не ребенка, а общества, а современному обществу нужны люди, «послушно сидящие за скучными столами, толкущиеся в магазинах, автоматически вскакивающие в пригородную электричку в 8.30».

Обязательность предметов, принуждение, жесткая дисциплина, система отметок и экзаменов в сочетании с неучетом природы ребенка, его интересов, стремлениями играть, познавать и попробовать приводят к «отравлению» ребенка школой, а заодно и желания учиться. Трудно не согласиться со словами автора: «Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах!»

К сожалению, большинство родителей сами воспитаны в таких условиях, и поэтому не могут встать на сторону ребенка. Они приняли такое устройство общества и согласились с ним. В результате они требуют, наказывают, подгоняют. Ими руководит страх за судьбу ребенка. А о какой его судьбе идет речь? Этот вопрос Нилл ставит очень остро, и его ответы заставляют задуматься: «Мой собственный критерий успеха – способность радостно работать и уверенно жить», – пишет он. И в другом месте его слова звучат почти как вызов: «…мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики».

Правда, оговаривается Нилл, никто из выпускников школы пока не стал дворником, а от неврозов многие излечились.

Итак, Нилл настаивает на психологическом критерии успеха и счастья, кстати, не только для ребенка, но и взрослого, а не на успехе, который определяется карьерой и материальными благами. Положение и зарплата важны, но давайте зададим себе вопрос: приходят ли они (иногда или часто) в противоречие с жизненной удовлетворенностью? И если да, то чем мы за это платим? И – еще более важно – чем заставляем платить ребенка? Нилл показывает, что ребенок платит несчастливостью, «трудностью», агрессивностью, неискренностью, отвращением к учебе!

Привычные «лекарства» от всех этих бед в семье и школе – наказание, ужесточения, принуждение, усиление контроля – не работают, они только усугубляют положение.

И Нилл пошел в противоположном направлении. Ключевым понятием для всей системы его взглядов и практических действий стала «свобода».

«Свобода» для него – это отнюдь не политический лозунг. За ним стоит очень многое: и жизненная философия, и убеждения, и взаимоотношения.

Это, прежде всего, вера в ребенка. Вера в то, что он по природе своей существо доброе и доброкачественное, что он стремится к росту и развитию.

Доверие к природе ребенка проявляется, в частности, в умении наблюдать и ждать, а не подгонять его в развитии. (В этом месте приходит на ум абсурдная современная «мода» обучать чтению младенцев чуть ли не с пеленок!) Ребенок обязательно будет развиваться в том направлении, в котором ему естественно по складу и возрасту. Важно ему не мешать!

Нилл поясняет: «Дать свободу – значит позволить ребенку жить своей собственной жизнью. Только и всего! Но убийственная привычка поучать, формировать, читать нотации и попрекать лишает нас способности осознать простоту истинной свободы».

Родители хорошо знают, что «простота» идеи свободы не так уж проста. Очень трудно отказаться от привычных «рефлексов» поучать, формировать, толкать. За этим стоит убеждение или страх, что если не заставлять ребенка учиться, то он ничего не будет делать и вообще остановится в развитии.

Открытие Нилла состоит в том, что это ложное мнение! Оно ничем не доказано. А противоположная истина, согласно которой свободный ребенок успешно развивается и хочет учиться, проверена его сорокалетней практикой!

По существу, в традиционных взглядах на воспитание и обучение произошла подмена причины следствием: упрямство, «лень», агрессивность ребенка рассматриваются как первопричина и используются как основание для введения строгих мер. Нилл своей практикой показал, что дело обстоит ровно наоборот: стоит снять строгие меры и принуждение (действительные причины), как постепенно исчезают «отрицательные наклонности» ребенка.

«В условиях свободы, – пишет он, – дети приобретают кое-что почти неуловимое, чего у них не было прежде… они становятся все более искренними и доброжелательными и все менее агрессивными».

Так, А. Нилл не только предвосхитил почти за полвека многие идеи гуманистической психологии. Он был среди первых, кто в работе с детьми нашел целый ряд замечательных практических путей и методов общения, которые продолжали разрабатываться в психологии и психотерапии. Теперь они известны под различными названиями, такими как принцип безусловного принятия, эмпатическое (активное) слушание, эмоциональная открытость («Я-сообщение»), искренность и конгруентность, техники конструктивного разрешения конфликтов, «зона ближайшего развития» ребенка и другие.

А. Ниллу по праву принадлежит место среди тех гуманистов, которые во весь голос сказали и продолжают говорить людям, что Человечность спасет мир!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

P4 – ПОТРЕБНОСТЬ В РОЖДЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

P4 – ПОТРЕБНОСТЬ В РОЖДЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Когда у тебя есть дети, ты живешь как собака, но умираешь как человек. А когда нет детей, живешь как человек, но умираешь как собака. /Русская пословица/ Человек наследовал свою биологию от животного мира. Природа диктует

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы Я читаю массу книг – так много нового, интересного, но моя память становится все хуже, чем это объяснить? Нервная система (мозг) страдает от лишних знаний, которые не используются. Знания нужно освободить, тогда мозг не будет подобен мусорному ящику, а

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы Дорогая Лууле Виилма, сегодня открываются центры, часто международные, которые притягивают людей, для начала завуалировано. Люди очищают физическое тело, у них улучшается здоровье, все хорошо, а между тем руководитель объясняет, что, мол, этому очищению

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Кэтрин Кроуфорд• Французские дети не капризничают. Уникальный опыт парижского воспитанияСандра Амодт, Сэм Вонг• Тайны мозга вашего ребенкаДжон Медина• Правила развития мозга вашего ребенкаПол Таф• Как дети

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Андрей Подольский, Татьяна Батенева• Я не понимаю своего ребенкаМарвин Маршалл• Воспитание без стрессаЭндрю Мэтьюз• Прорвемся! Как справляться с проблемами• Останови их! Как справиться с обидчиками и

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Дороти Ло Нолт, Рейчел Харрис• Дети учатся у жизниГолди Хоун• Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в деньАдель Фабер, Элейн Мазлиш• Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили• Как

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы Как создать мотивацию для действий? Как быть, когда опускаются руки?Большие планы мотивируют лучше всего. Подмечено, что множество проблем в плане мотивации возникают у людей, которые работают по найму. Если пропала мотивация, скорее всего, вы

Самые распространенные ошибки в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитании детей Тема воспитания чрезвычайно обширна. Она требует детального рассмотрения и заслуживает отдельной объемной книги. Поэтому сейчас о самом главном.Самые лучшие установки ребенок получает благодаря личному примеру

Ловушка зависимости в семье и при воспитании детей

Ловушка зависимости в семье и при воспитании детей Уже довольно давно Уолт Дисней создал один из своих замечательных мультфильмов под названием «Медвежья страна». В нем рассказывается о первых месяцах жизни двух медвежат и их мамы-медведицы. Медведица учила малышей

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ Ответы на вопросы теста 1. Запоминание во время заучивания Отвечая на вопросы, не возвращайтесь к оригинальному списку.1. Напишите по порядку все слова, которые сумели запомнить.2. Сколько слов от начала списка вы запомнили

О трудовом воспитании детей

О трудовом воспитании детей Свободный, т. е. излюбленный, труд, идущий успешно и прогрессивно, легко по степени энергичности своего хода преодолевающий препятствия и связанные с ними страдания, увлекаемый все вперед и вперед целью дела, а не его удовольствием и

Источник