2 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Теория государства и права прошла долгий путь становления, предлагая в разное историческое время и разные теории происхождения государства. Самой первой теорией можно считать теологическую.

Теологическая теория объясняла происхождение государства и права божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли, но отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, подчеркивая в то же время зависимость самого государства от божественной воли.

С развитием общественных отношений в Древнем мире возникла так называемая патриархальная теория. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть — это продолжение власти отца, монарх является отцом всех своих подданных. Из теории вытекает вывод о необходимости подчиняться государственной власти.

Долгое время ведущей считалась договорная теория происхождения государства и права. Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и других, то есть в ХУП-ХУШ вв. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802). По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.

В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ.

Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование — политическую организацию: государство. В договорной теории различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом. При этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что если власть добровольно передана правителю, например князю, то он — князь — отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Наиболее богатым на появление различных теорий было девятнадцатое столетие, породившее историко-материалистическую, органическую, насильственную, психологическую и другие теории происхождения государства и права.

Историко-материалистическая теория связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но последние опирались на труды предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Эта теория наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Органическая теория возникла в связи с успехами естествознания, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше XIX в. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с теорией человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Теорию насилия выдвигали Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. деятели XIX в. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Психологическая теория связана с повышенным интересом общества XIX в. к психологии человека (Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др.). Появление государства и права объяснялось проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Современная теория государства и права не придерживается марксистских взглядов на происхождение государства, хотя ряд положений этого учения считает правильным.

Согласно кризисной теории (проф. А. Б. Венгров), государство возникает как итог неолитической революции — перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник 10-12 тыс. лет назад. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях.

Дуалистическая теория (проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин) связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства — восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь: государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата. Западный путь: ведущим государство образующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Теория специализации (проф. Т. В. Кашанина), не отвергая значения неолитической революции в образовании государства, акцентирует внимание на том, что государство есть результат специализации в управленческой сфере. По мнению автора этой теории, закон специализации — это закон развития окружающего мира. Частной формой проявления данного закона является разделение труда. Экономическая специализация заложила материальную основу для возникновения и постепенного развития политической специализации, которая и привела, в конечном счете, к возникновению государства.

Источник



Экономическая теория возникновения государства

Возникновение экономической (Материалистической, классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Главные причины возникновения государства, по его мнению, зависят от уровня развития экономики и социальной жизни людей. Опираясь на труд Л. Моргана, Энгельс сделал вывод о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, а право – на смену обычаям. Всю историю общества он разделил на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. В период дикости существовала неразвитость производства, полная зависимость человека от природы. Он характеризуется присваивающей экономикой (период собирательства готовых продуктов природы – плодов, кореньев, орехов и т.д., примитивные охота и рыболовство). Полная зависимость от природы вынуждала людей жить и добывать пищу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на землю, жилище, добытую пишу и т.д.

Совершенствование способа добычи средств к существованию (изобретение топора, ножа и т.д.) повлияло на появление более устойчивых объединений людей. Возникает родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация – первобытный строй.

Читайте также:  Общий анализ крови расшифровка

Род был первой хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Считается, что первоначально роды были материнскими (матриархат), так как до появления скотоводства и плужного земледелия ведущую роль в хозяйственной деятельности играла женщина, и потомство можно было определить только по женской линии. Материнский род сменился отцовским (патриархат), родство стало определяться по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины в общественном производстве. Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы.

Эта власть характеризуется как первобытная демократия (народовластие), которая строится на началах самоуправления. Здесь не было еще сословия лиц, которые не занимались трудом, а только осуществляли власть, управление. Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Оно избирало совет старейшин, вождя. Старейшина был первый среди равных. Власть основывалась на авторитете и возможности жесткого принуждения и носила личностный характер, распространялась на личности, а не имела территориального характера. Власть в первобытном обществе, в отличие от власти государственной, называемая потестарной (власть, мощь в переводе с лат.), принадлежала вождям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм, т. е. одновременно являлись обычаями, религиозными и моральными нормами.

Согласно марксизму государство и право не навязаны обществу извне, а являются результатом развития самого общества. Государство выросло из власти и органов родового общества, а право – из обычаев. Это происходило в процессе совершенствования орудий труда, что привело к разделению труда, возникновению частной собственности, разделению общества на классы, а затем к возникновению государства.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен (скотоводства) от земледелия. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним.

Вторым крупным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства, а также и оружия. Рост производительности труда вел к производству излишков, которые можно было обменивать.

Третье разделение общественного труда связано с обменом, появлением металлических денег, купечества. Иначе третье разделение труда можно назвать отделением торговли от производства. Появляется особый слой людей, который профессионально занимается обменом (купцы). Развитие ремесла и торговли вело к подвижности населения, возникновению городов. На одной территории стали проживать члены разных родов, рабы. Члены родов оказались разрозненными, не могли собираться для решения своих дел. Место родовой организации власти занимает государство.

Происходят изменения и в воспроизводстве людей: беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками). Запрет половых связей между родителями и детьми, а затем родными братьями и сестрами привел к улучшению человечества. Со временем складывается семья пулануа (все мужчины одного рода – мужья женщин другого рода), а затем парная семья (неустойчивая) и, наконец, моногамная семья. Укреплению семьи способствовало развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей. Укрепляется власть мужчины в семье, появляется институт наследования. Семья выделяется из рода, способствует его разложению, появляются богатые и бедные семьи.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность. Согласно учению Ф. Энгельса между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии. Она возникает на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Этот период характеризуется постоянными грабительскими войнами, которые дают возможность быстрого обогащения, в первую очередь, военной верхушке. Выдвигается институт военного вождя, который со временем становится наследственным. Всякая наследственная власть – это власть царей, королевская, государственная.

Традиционные подношения вождю приняли характер постоянных податей, налогов. Происхождение государства в ряде регионов у различных народов, по Энгельсу, имело свои особенности. Например, у древних греков оно имело классическую форму. По реформе Тезея в Афинах было учреждено центральное управление (совет), а народ был разделен на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Только благородные могли занимать общественные должности. Затем Солон разделил граждан на четыре класса по размеру землевладений. Высшие должности могли занимать только представители первого класса – крупные землевладельцы. Клисфен разделил население по территориям (демам). У древних римлян государство возникло в результате борьбы патрициев и плебеев, у древних германцев – в ходе завоевания соседних племен. Экономически и политически господствующие классы возвели свою волю в законы. Законодательство – это форма бытия права.

Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борь­бы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения — государство.

Теория имеет рациональное зерно — экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами — классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

1. Теологическая (Аврелий Августин VI-V в., Фома Аквинский). Возникновение и сущность государства связаны с божественным первоисточником: вся власть – от бога.

2. Патриархальная. Основателями ее были Платон, Аристотель, Н. Михайловский (ХIX в.)

Платон в труде "Государство" утверждал: "Государство вырастает из семьи. Власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви".

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера "Патриарх".

Фильмер доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

"за" — изучение архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными.

"против" — наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление)

Источник

Теории происхождения государства (Таблица)

Существует очень много теорий происхождения государства. Множество научных взглядов вызвано сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками и взглядами, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическую ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.

К основным теориям происхождения государства относят теологическую или божественную, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, классовую, теорию насилия, экономическую и ирригационную.

Основные теории происхождения государства схема

Таблица основные теории происхождения государства

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

1. Теологическая теория (также религиозная или божественная)

Теологическая теория господствовала в средние века. В настоящее время распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и других) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIIIв., Аврелий Августин (Блаженный — 354 — 430н.э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть в том, что, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

— вечны, незыблемы и святы;

— их возникновение и упразднение не зависит от человека;

— являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

— принять государство и власть как данность, полученную свыше;

— признать власть монархов святой и происходящей от Бога

— полностью и во всем подчиняться власти — небесной; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

— способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

— препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2. Патриархальная теория происхождения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.).

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 — 479гг. до н.э.).

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семьею.

Читайте также:  ЦСКА и Динамо в финале Омск и Екатеринбург разыграют бронзу Итоги игрового дня КУБКА ŠKODA

Согласно патриархальной теории:

— монарх является отцом всего народа;

— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

— способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

— культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3. Договорная теория

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII — XVIIIвв.

Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 — 1646гг.) — голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679) — английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французские философы — просветители;

РадищевА.Н. (1749 — 1802гг.) — русский философ и писатель-революционер.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

— первоначально люди находились в догосударственном состоянии, в «естественном состоянии», каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

— чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.

1) сделан шаг к созданию гражданского общества;

2) фактически выдвинут принцип народного суверенитета

власть производна от народа и принадлежит народу;

3) государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик — как альтернативы реакционным монархиям XVII — XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства — народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

— «общественный договор» — скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями — войнами, насилием и при наличии иных условий;

— ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

— сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

— общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы — классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 — 1903гг.), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.

Эта теория возникла в XIXв. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—IIIвв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

— люди образуют государство, как клетки — живой организм;

— государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т.д.;

— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

— восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

— признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

— прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

— сильное влияние дарвинизма;

— отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

5. Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог ПетражицкийЛ.И. (1867 — 1931гг.).

Также данную теорию разрабатывали 3игмунд Фрейд и Габоиель Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

— желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

— способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, — ‘социальные, экономические, политические и другие.

6. Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 — 338 до н.э.) — китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 — 1921) — немецкий философ;

Людвиг Гумплович (1838 — 1909) — австрийский правовед и социолог;

Карл Каутский (1854 — 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

— сбор дани дружинниками;

— расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря — насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

7. Ирригационная

Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично Карл Марксом («азиатский способ производства»).

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет — в долине Нила, Китай — в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и так далее).

8. Экономическая теория происхождения государства

Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)

Возникновение экономической теории обычно связывают с именами Карл Маркса и Фридрих Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Льюис Морган.

Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

— выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

— право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

9. Классовая теория

Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820 —1895).

Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870—1924).

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»».

Читайте также:  Для школ результаты огэ

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.

Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.

Источник

Анализ основных теорий происхождения государства.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее пред­ставителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома АквинскийXIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскры­вает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих кон­цепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее

истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Патриархальная теория.Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения

в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются

современной наукой. Нет ни одного историческо­го свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщин­ного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами

естествознания, хотя некоторые подобные идеи выска­зывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали

распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат

эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права

определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощен­ного племени и создается государственный аппарат, принимают­ся законы. Возникновение государства, таким образом, рас­сматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, воз­никшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое

поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была

сформулирована в работах раннебуржуазных мыс­лителей: Г.Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авто­рами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противо­речие с правами других, нарушается порядок, возникает наси­лие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно пере­давая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации не­зависимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самооче­видными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу ко­торых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правите­льства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Историко-материалистическая теория.Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонисти­ческим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримос­ти, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приво­дит к возникновению государства.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник