4 1 Демографические характеристики организаций

3.5. Ограничения исследования

Следует упомянуть ряд соображений, касающихся сбора информации о приемах и инструментах управления проектами. Основным соображением при сборе было обеспечение точности информации, предоставляемой организациями. В идеале уровень управления проектами должен измеряться в ходе персонального посещения каждой участвующей в исследовании организации и проведения детальных опросов всех менеджеров проектов каждой организации с целью определения используемых инструментов и методик управления проектами. Однако такой путь не представлялся возможным в силу ограниченности времени и ресурсов. Вместо этого менеджерам проектов участвующих организаций были разосланы экземпляры вопросников для оценивания по модели (РМ) 2 , которые они должны были заполнить.

В общем и целом, при заполнении подобных вопросников люди склонны завышать свои оценки. Для того чтобы собрать более точные данные, были предприняты 4 шага. Во-первых, было проведено предварительное просеивание, в ходе которого были отобраны компании для участия в исследовании. Основным критерием отбора было желание и готовность поделиться данными о своем текущем состоянии дел в области управления проектами.

Во-вторых, мы обратили особое внимание каждого лица, отвечающего на вопросник, на то, насколько важно быть искренним и непредвзятым. Главным убедительным аргументом был тот, что искренность и непредвзятость служит их же интересам, поскольку это наиболее хороший способ узнать, как выглядят их методы и процессы управления проектами в сравнении с другими фирмами.

В-третьих, любой неясный вопрос или концепция обсуждались с исследователями по запросу компании. При составлении вопросника были приложены определенные усилия к тому, чтобы сделать все 148 вопросов легко понимаемым для отвечающих лиц. К вопроснику также прилагался глоссарий, в котором разъяснялись все незнакомые концепции или термины, используемые в вопроснике.

И, наконец, в-четвертых, исследователи из Беркли изучили и разобрали часть вопросников, заполненных и присланных компаниями. Как правило, это делалось в ходе телефонного разговора. Таким образом, хотя вышеперечисленные 4 шага и не могут гарантировать совершенства, тем не менее, исследовательская команда полагает, что была собрана достаточно точная информация.

Еще один нюанс состоит в том, что в вопроснике были и такие вопросы, для ответа на которые было необходимо суммировать знания нескольких менеджеров проектов. Например, поощрялось, когда на одни и те же вопросы отвечают несколько человек (если это возможно). Это давало возможность получить разные ответы и узнать разные точки зрения, нередко критикующие друг друга, что, как правило, рассматривалось фирмой как весьма ценное упражнение. Как правило, для заполнения вопросника от каждой организации требовались затраты в районе 6-8 человеко-часов.

4. Результаты оценивания

4.1. Демографические характеристики организаций

Исследование потребовало значительно больше времени, чем планировалось изначально, — почти два года. Главная причина состоит в том, что многие компании не понимали истинной значимости исследования или испытывали нежелание делиться деталями своих методов управления проектами. Одни испытывали путаницу в своих текущих методах и процессах управления проектами. Другие полагали, что используют нечто особенное, и не хотели делиться этим особенным с другими компаниями.

Как уже упоминалось, всего в исследовании приняли участие 38 компаний: 15 в инженерно-строительной отрасли, 10 в отрасли управления и передачи информации, 10 в отрасли информационных систем и 3 в отрасли высокотехнологичного производства.

Во-первых, организации были классифицированы в соответствии со своим размером. Так, 48% организаций имели штат от 1 до 100 человек и 52% — более 100 человек.

Во-вторых, организации были классифицированы в соответствии со своим опытом управления проектами. В общем и целом, ответы показали, что опыт использования управления проектами составляет от 1 до 50 лет, а среднее значение — 15.4 лет для инженерно-строительной отрасли, 10.7 лет для отрасли высокотехнологичного производства, 8.0 лет для отрасли информационных систем и 6.8 лет для отрасли управления и передачи информации. Среднее значение по всем компаниям составляет 10.7 лет. Далее, 61% организаций имел опыт управления проектами менее 10 лет. Совершенно ясно, что компании только недавно начали применять в своей деятельности управление проектами, и прошло еще не достаточно времени, чтобы увидеть и осознать все выгоды и преимущества, которые оно несет.

Источник

Использование результатов исследования

1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез.

1.4. Формулирование целей маркетинговых исследований.

2.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

2.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.

2.3. Определение методов сбора необходимых данных.

2.4. Разработка форм для сбора данных.

2.5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.

4.1. Сбор данных: вторичная и первичная информация.

4.2. Анализ данных.

Определение проблемы — формирование предмета маркетингового исследования, необходимо для того, чтобы не собирать много ненужной информации, поскольку это дорого и неэффективно. Проблема, которая требует проведения исследования, часто является достаточно неопределенной, осознаваемой лишь отчасти; может также отсутствовать представление обо всех возможных вариантах решения, которые необходимо подвергнуть анализу. Точное определение проблемы требует как фактических данных, так и экспертных оценок – и достаточно трудной работы. Таким образом, проблема и возможности можно рассматривать как «пробелы в знаниях». Определение проблемы включает:

— четкое изложение возможных причин, или базовых проблем, лежащих в основе симптомов;

— выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем.

При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Если трудно сразу сформулировать проблему, надо провести предварительную проработку. Например, почему падает сбыт товаров фирмы? При изучении ситуации могут возникнуть различные варианты.

1. Сбыт товаров падает только по ряду территорий:

— анализ сбыта по территориям;

— определенные меры на данных территориях.

Читайте также:  13 Особенности услуги как специфического вида товара

2. Появился новый товар-конкурент, покупатель переключился на него:

— исследование отличительных характеристик товара-конкурента;

— разработка аналогичного товара или движение вперед.

3. Обнаружилась слабая заинтересованность посредников и
торгового персонала в реализации товара компании:

— разработка программы материального стимулирования;

— использование программы обучения.

Последовательность определения проблемы:

— выбор способа решения проблемы;

— разработка системы целей;

Проведение предварительного исследования необходимо для определения причины выявленной проблемы компании. Оно ведется путем обсуждения проблемы с информированными источниками в самой компании и за ее пределами, а также путем использования других доступных источников информации. Так, например, предварительное исследование проблемы эффективности маркетингового комплекса может начаться с обсуждения проблем службы продаж, сервиса, менеджеров по работе с клиентами компании. Наряду с разговорами с занятыми в компании, предварительное исследование может включать оценку формальных данных работы компании. Это может быть анализ продаж и прибыли самой компании, а также — конкурирующих продуктов.

В результате проведения предварительного исследования могут формулироваться гипотезы — предварительное объяснение событий или ситуации.

Гипотеза — главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В маркетинговом исследовании гипотезы — обоснованные предположения о структуре рыночных объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению рыночных проблем.

Исходные посылки маркетинговых гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся в экономической, управленческой маркетинговой теории, а так же смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения — гипотезы. Руководствуясь ими, мы проверяем обоснованность выдвинутого объяснения, но не целиком, а как бы по частям. Через гипотезы, мы пытаемся создать более или менее развернутую и непротиворечивую концепцию для объяснения интересующего нас явления на рынке. Не все маркетинговые исследования проверяют специфические гипотезы. Однако тщательно разработанное исследование может выиграть от разработки гипотез до начала сбора и обработки информации.

В рамках исследовательской программы внимание маркетолога должно быть сосредоточено на разработке центральной, ориентирующей всю работу гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий.

После определения проблемы и выработки гипотезы встает вопрос о формулировании целей и задач маркетингового исследования.

Цели исследования могут быть:

1.Поисковые — только найти направление решения пробле­мы, основные наметки к этому;

2.Описательные — только описать проблему и ее основные аспекты;

3.Экспериментальные — проверка предварительно выработанных гипотез;

4.Комплексные — сочетание различных целей.

Цели могут быть объединены по уровням в дерево целей. Дерево целей — это иерархия целей различных уровней, направленная на достижение генеральной цели.

Задачи исследования — это конкретные направления работы, отдельные мероприятия.

Разработка плана исследования

Для реализации цели маркетингового исследования, поиска решения маркетинговой проблемы или проверки гипотезы разрабатывается план исследования. План включает программу анализа вторичной информации, схему сбора и обработки первичной информации, интерпретацию и презентацию данных исследования.

Разработка плана исследования состоит обычно состоит из четырех блоков:

— программу анализа вторичной информации;

— выбор из альтернативных методов исследования;

— формирования плана выборки;

— схему сбора и обработки первичной информации;

— интерпретацию и презентацию данных исследования.

Отбор источников информации

Любое маркетинговое исследование необходимо начинать именно с отбора вторичной информации. Часто ее бывает вполне достаточно для принятия квалифицированного решения. При этом отбор вторичной информации обходится значительно дешевле.

Вторичные данные — это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей. Использование вторичных данных является самым дешевым и легким способом получения информации. Поиск вторичной информации начинается с наиболее доступных и наименее дорогих источников. Такая информация часто позволяет провести предварительный этап исследования. Источники вторичной информации:

1. Внутренние источники: отчетность о прибылях и убытках; балансовые отчеты; показатели сбыта; отчеты предыдущих исследований.

2. Издания государственных учреждений — статистические ежегодники.

3. Периодика, книги.

4. Коммерческая вторичная информация.

Достоинства вторичной информации:

— многие источники такой информации недорогие;

— такую информацию можно быстро собрать, получить и обработать, так как обычно она хранится в удобном виде;

— наличие нескольких независимых источников информации позволяет обеспечить достоверность и разносторонний охват;

— такая информация содержит сведения, которые сама фирма получить не сможет.

Недостатки вторичной информации:

— имеющаяся информация может не подойти для целей исследования в силу своей неполноты, слишком общего характера;

— информация может быть устаревшей;

— могут быть неизвестны параметры информации, такие как степень достоверности, точность обработки, размер выборки, погрешности;

— данные могут использовать и конкуренты.

Сбор первичной информации требуется, когда вторичной информации оказывается мало. Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо цели в ходе специального маркетингового исследования. Существуют четыре метода сбора первичной информации:

Достоинства первичной информации:

— собирается для решения данной исследовательской задачи;

— методология сбора данных контролируется и известна форма;

— результаты доступны фирме и не доступны конкурентам;

— данные характеризуются высокой надежностью.

— требуется много времени для получения данных;

— очень высокие затраты;

— нельзя получить информацию отдельной фирме.

Для сбора первичной информации разрабатывается план выборки — система решений о единице, размере и процедуре выборки. План выборки содержит ответы на три вопроса:

— кого нужно опрашивать, какая информация необходима и кто наиболее вероятно ею располагает;

— как много людей должно быть опрошено, или размер выборки (sample size). Большие выборки дают более надежные результаты, чем малые;

— как выборка должна формироваться, или процедура выборки (sampling procedure). Метод выборки зависит от потребностей исследования.

После составления плана выборки принимается решение об инструментах исследования. Основные инструменты — опросный лист и электронно-механические средства. Опросный лист — традиционное средство сбора первичной информации: лично, по телефону или через Интернет. Нужно решить, какие вопросы задавать, в каком порядке их расположить. Закрытые вопросы (с вариантами выбора) дают ответы, легко табулируемые и интерпретируемые. Открытые вопросы (со свободной формой ответа) более полезны в предварительном, разведывательном исследовании. Первый вопрос листа должен пробуждать интерес респондента, а последний может быть наиболее трудным. Электронно-механические инструменты — сканеры, счетчики посещений веб-страниц считывают информацию автоматически.

Читайте также:  Как рассказать работодателю о своих достижениях

Собранная информация должна быть подготовлена к последующему анализу — ведется поиск ошибок и их устранение. Так, например, анкеты с пропущенными ответами либо признаются недействительными и не используются в дальнейшем, либо дорабатываются с респондентами при повторном контакте, если это возможно.

Основные проблемы, которые необходимо решить в ходе маркетингового исследования.

1. Кто будет собирать информацию:

— собственные подразделения (специалисты, работники разных подразделений, внештатные и временные работники);

2.Какая информация должна быть собрана. Выбор и обоснование критериев и источников информации.

3.Кого и что следует исследовать. Объект: потребители (существующие, бывшие, приобретающие мало; приобретающие много, потенциальные, по признакам); конкуренты; сотрудники фирмы.

4. Какие методы сбора необходимо использовать:

— опрос (лично, телефон, почта);

— наблюдение (анализ информации, зеркала, скрытые камеры);

— эксперимент (контрольные условия, изменяемые факторы, имитации).

5. Как будет собираться информация (персонал, подготовка, контроль).

6. Длительность периода сбора данных.

7. Когда и где собирать информацию.

8. Разработка бюджета маркетингового исследования.

Определившись с методами исследования, необходимо выбрать соответствующие инструменты исследования: механические устройства (разного рода фиксирующие приборы) и анкеты.

Ресурсное обеспечение.Перед проведением исследования компания должна определить ресурсы, необходимые ей для проведения исследования. Ресурсы выступают как обеспечивающие компоненты работ по проекту, включающие исполнителей, бюджет, оборудование и т.д. Существует два основных метода планирования ресурсов исследования:

— ресурсное планирование при ограничении по времени;

— планирование при ограниченных ресурсах.

Первый подход предполагает назначение дополнительных ресурсов в случае перегрузок или отклонения от графика. Второй подход предполагает, что первоначально заданное количество доступных ресурсов не может быть изменено и является основным ограничением исследования.

Определение процедуры выборки. Чтобы определить процедуру выборки, необходимо ответить на три вопроса:

1) кто станет участником исследования (пол, возраст, психографические характеристики, другие критерии) и какие объекты подвергнутся исследованию (поставщики, конкуренты, параметры рынка, другие критерии);

2) сколько объектов охватит исследование (объем выборки);

3) как будут отобраны объекты исследования.

Обработка и анализ данных заключается в подготовке данных к анализу – это редактирование данных, кодирование, статистическая корректировка данных, табулирование и выбор методов для анализа. Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы.

Выработка рекомендаций. Это предложения о будущих действиях предприятия, основанные на собранных данных, обычно представленные в письменном виде. Интерпретация результатов статистического анализа помогает ответить на главные вопросы исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику.

Презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь. Если заказчик не знает статистической терминологии, необходимо представить результаты и на общепринятом языке. Менеджер-заказчик исследования и маркетолог должны работать вместе над интерпретацией результатов и разделять ответственность за процесс исследования и вытекающие из него решения.

Использование результатов исследования предполагает:

1. Реализация обратной связи. Коммуникационная система фирмы должна не только обеспечить оперативную отправку руководящих материалов и использование соответствующих каналов связи, но и отвечать за точные формулировки и однозначное толкование этой управляющей информации теми, кому она адресована.

2. Контроль результатов — заключительный этап, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Понятие маркетинговых исследований.

2. Цели и задачи маркетинговых исследований.

3. Что является предметом маркетинговых исследований и разработок?

4. История развития маркетинговых исследований.

5. Методы маркетинговых исследований.

6. Направления маркетинговых исследований.

7. В каких случаях целесообразно проводить кабинетные или полевые исследования?

Источник

Почему опасно опираться только на статистическую значимость

В Нетологии сделали краткий конспект статьи из журнала Nature о перспективах статистической значимости в исследованиях и собрали комментарии экспертов по этому поводу.

Почему опасно опираться только на статистическую значимость

редакция нетологии

Обычное дело: на конференции докладчик может утверждать, что между двумя наблюдаемыми группами нет разницы, потому что различия в результате исследования статистически незначимые. Умаление роли различий приводит к массе последствий: от утраты части данных из исследований до дезинформации во время принятия политических решений.

Очень ярко опасность таких суждений можно увидеть на примере анализа побочных эффектов противовоспалительных препаратов. Результаты проведённых тестов не были статистически значимы. Поэтому один из учёных пришел к выводу, что приём препаратов не связан с возникновением у ряда пациентов мерцательной аритмии. Фактически процент попадания в группу риска варьируется от 9% до 33% с учётом коэффициента риска -1,2. То есть повышенный риск существует для пациентов с предрасположенностью к таким заболеваниям.

Таким образом, «статистически незначимые результаты» показали существенную степень риска для пациентов. Но этот риск проигнорировали из-за «незначительности» результатов. Если оценивать необходимость ранжирования статических данных лишь на основании «значимости», можно серьёзно ошибиться.

Проблема в том, что классификация результатов на «статистически значимые» и «статистически незначимые» заставляет людей думать, что их разделённые таким образом выборки различны. Ложно полагать, что прохождения порога статистической значимости достаточно, чтобы показать достоверность результата. Ведь запрос на статистическую значимость побуждает исследователей выбирать данные и методы, которые заведомо иллюстрируют достаточную значимость для желаемого результата. Или, наоборот, не доходят до нормы прохождения в случае с нежелательными результатами.

Распространение в массовой культуре такого мышления привело к тому, что учёные и редакторы журналов стали отдавать предпочтение «значимым» результатам, искажая факты.

Читайте также:  Как учитываются результаты инвентаризации имущества

Еще в 2016 году Американская статистическая организация заявила: недопустимо злоупотреблять показателями статистической значимости и референсных значений.

После публикации петиции 250 человек подписали её в первые 24 часа. Спустя неделю заявление поддержали уже 800 человек — статистики, клинические и медицинские исследователи, биологи и психологи из более чем 50 стран и всех континентов. Специалисты согласились, что нужно прекратить применение P-критерия значимости, используя традиционный, дихотомический способ (деление на два взаимоисключающих понятия: a или не-a), а также выделяя категории на основе коэффициента Байеса и других статистических показателей. Петиция предлагает исследователям избегать описаний практических последствий всех значений внутри контрольных интервалов экспериментов.

Значения за пределами интервала несущественно отличаются от значений внутри него. Точечная оценка оптимальна: проще воспринимать значения от точки к точке, чем сравнивать их в каждом отдельном интервале и в интервалах в совокупности. Порог статистической значимости в 0,05% основан на двух ложных идеях:

  • с вероятностью 95% сам вычисленный интервал содержит истинное значение в сочетании;
  • это и есть основа для окончательного решения.

Что бы ни показывали статистические данные, важно уметь аргументировать окончательные результаты и анализировать все данные в совокупности, а не сознательно выбранные для дискуссий. Научные выводы всегда выходят далеко за рамки чисто статистических. Исходные данные, дизайн исследования, качество данных и понимание основных механизмов работы зачастую важнее, чем статистические показатели Р-критерия или интервалы.

На примере социально-значимых последствий проблема заключается в следующем. Камень преткновения для несогласных с пенсионной реформой — необходимость принимать решение с двумя опциями: «да» или «нет». Статистическая значимость — недостаточное подкрепление для таких решений. В законодательной, политической и деловой сферах на их фоне выигрывают решения, основанные на расчёте возможных рисков, выгоды и вероятности наступления всех потенциальных последствий.

Создатели петиции надеются, что люди будут тратить меньше времени на подсчёт статистических показателей и рассуждать более глобально. Отказ от категоризации поможет остановить чрезмерную убеждённость учёных в своей правоте, необоснованные утверждения об «отсутствии различий» и абсурдные заявления о «провале репликации», когда результаты оригинального и повторного исследований слишком схожи.

Злоупотребление статистической значимостью уже нанесло большой вред научному сообществу и тем, кто в своей работе полагается на научные рекомендации. Р-критерий, интервалы и другие статистические показатели безусловно важны, но настало время для разработки критерия реальной статистической значимости.

Источник



Ограничения в исследовании в научной статье

Ограничения в исследовании в научной статье

Важным ориентиром научно-исследовательской деятельности является формирование четких ограничительных принципов и критериев. Без них теряется фундаментальная специфика научного метода, снижается ценность и применимость полученных результатов или вовсе теряется.

Каждый профессиональный ученый должен иметь представление о понятии и преимуществах ограничений качественных методов исследования. Более того, требования к публикуемым материалам в авторитетных международных изданиях обязательно включают соответствующий раздел – Limitations (ограничения в научном исследовании).

В целом определение можно сформулировать так:

Ограничения исследования – это четкое ограничение возможностей применения выбранных методов исследования, характеристик объектов исследования, однозначность контекста, границ рассматриваемого предмета эксперимента.

Cконцентрированность на качественно-количественных показателях изучаемого явления дает возможность заявлять о научности получаемых результатов. Кроме критерия предметных лимитов сегодня к важным ориентирам и ограничениям научного исследования относят также этические и социокультурные запреты.

Почему любое исследование имеет ограничение

Исследование любого явления с точки зрения науки основывается на строго сформулированной методологии. Само слово «метод» можно перевести с древнегреческого как «путь», «дорога». И чтобы «прийти по ней» в конечный пункт, то есть получить конкретный результат – новое знание, нельзя отклоняться, покидать методологическую «колею».

Ограничения методов исследования можно считать главным преимуществом научного способа изучения различных явлений. Четко определяя предметную сферу, область применимости методов, а также задавая однозначность понятий и категорий, исследователь формирует доступный инструментарий для эффективного достижения поставленных целей.

Для понимания феномена ограничения исследования примером может служить любой социологический эксперимент. В нем обязательно лимитируются изучаемые социальные группы, круг исследуемых проблем, количественно-качественные параметры аудитории, категории общества, на которые можно экстраполировать выводы, и т.д. В точных науках устанавливаются еще более жесткие теоретические и экспериментальные рамки.

Виды ограничений

Для корректного формирования ограничительных критериев в публикуемой работе ученый должен знать разновидности ограничений. К ним относятся:

  1. предметно-смысловые. В каждой монографии, диссертации, статье кроме объекта обязательно формулируется предмет изучения. К последнему относятся особенности, измерения, закономерности развития, специфические зависимости и другие конкретизированные, лимитированные параметры общего объекта;
  2. количественные. Числовое проявление имеет любой исследуемый предмет как в естественных, так и в гуманитарных науках;
  3. качественные. Важно установить результативно-смысловые рамки, за пределами которых любое полученное знание теряет научную значимость;
  4. морально-культурные. Нравственные принципы при проведении эксперимента должны учитывать существующие в конкретной исторической обстановке моральные и мировоззренческие границы дозволенного.

Этические ограничения научных исследований

Современная наука тесно переплетена с проблематикой социальной ответственности и этики. Самыми частыми примерами этических ограничений являются:

  • недопустимость причинения в процессе эксперимента физического вреда или вреда чести и достоинству человека;
  • недопустимость вовлечения в эксперимент или использование данных о человеке без получения его согласия;
  • запреты, связанные с ущербом для экологической среды, жизненного пространства отдельных сообществ или человечества в целом;
  • лимиты, несоблюдение которых может иметь в качестве последствий необратимые изменения в биологической (генетической) или сознательной природе человека.

Пример описания исследовательского ограничения

Приведем пример, в котором сочетались бы разные виды ограничительных предпосылок:

«При изучении образовательных предпочтений студентов, проходящих обучение в университетах Ставропольского края и исповедующих ислам, была проведена оценка 1500 анкет, что представляет собой достаточную референтную выборку».

Здесь в качестве ограничений выделены:

  • образовательные предпочтения (предмет);
  • 1500 опрошенных – количественный параметр;
  • студенты университета – качественный показатель;
  • ислам – учитываемый мировоззренческий критерий.

Чем больше лимитирующих параметров выделяется, тем предметнее и содержательнее становятся результаты исследовательской работы.

Источник