4 вопроса которые зададут в могиле

4 вопроса, которые зададут в могиле

В изречении Посланника Божьего ﷺ , которое привели имамы Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджах и другие, сообщается, что ангелы спросят:

– Кто твой Господь?

– Что за человек был послан к вам?

– Как же ты поступал?

Праведный верующий ответит, что его Господь – Аллах, религия – Ислам, послан к ним был Посланник Бога – Пророк Мухаммад ﷺ , поступал он согласно Книге Божьей, уверовал в неё и был верен этому. После чего покойного одарят благами.

Тогда как не уверовавший (в другой версии хадиса говорится: «грешник») не сможет ответить на эти вопросы, и за это его подвергнут каре.

Могила

Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и грешного становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.

Пророк ﷺ просил защиты у Всевышнего от могильных мук в мольбе:

اللَّهُـمَّ إِنِّـي أَعُـوذُ بِكَ مِـنْ عَذَابِ القَـبْرِ، وَمِـنْ عَذَابِ جَهَـنَّمَ، وَمِـنْ فِتْـنَةِ المَحْـيَا وَالْمَمَـاتِ، وَمِـنْ شَـرِّ فِتْـنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ

«Аллаhумма, инни а’уҙу бика мин ‘азаби-ль-ḱабри, ва мин ‘аҙаби джаhаннама, ва мин фитнати-ль-маẍйа валь-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масиẍи-д-даджжали»

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук Ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Даджаля (Антихриста)» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Отдельно хотелось бы осветить вопрос сжимания могилы.

Кладбище

Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных – остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Это как переход с одного состояния в другое, с одной жизни в другую, переход с одного мира в другой. И всем суждено испытать его!

Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «аль-Ихлас».

Да одарит Господь всех нас истинной верой и облегчит нам переход в мир иной! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Вопросы, задаваемые в могиле, на которые каждый должен знать ответ

Жизнь после смерти

Когда верующий будет спрошен в могиле, ему необходимо будет подтвердить, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и посланник. Аллах сказал в Коране: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни». (Сура Ибрахим, аят 27)

Большинство из нас уделяет много времени здоровью и богатству ради улучшения нашей нынешней жизни, хотя эта жизнь – временная, а вечная ждет нас впереди. Однако мы забываем о подготовке к ахирату.

Могила: Первый этап следующей жизни.

Хани, вольноотпущенник Усмана бин Аффана, передаёт: «Усман, останавливаясь около могилы, плакал так, что намокала от слёз его борода. И однажды ему сказали: «Вспоминаешь о Рае и Адском пламени и не плачешь, а вспоминая о могиле — плачешь?!» Он сказал в ответ: «Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Могила — первая из стоянок мира вечного, и кто спасся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет легче. А кто не спасётся [от мучений] в ней, для того всё, что последует за ней, будет ещё страшнее». Он сказал: «И я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Я никогда не видел зрелища более отвратительного и ужасного, чем могила» (Тирмизи, Ибн Маджа).

Слов Посланника Аллаха (мир ему) и Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах) достаточно об осознании того, насколько серьезное испытание нас ждет в наших могилах!

Допрос Мункара и Накира

Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком (мир ему) хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха (мир ему) сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю.

Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» — он повторил это два или три раза, после чего продолжил: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти — мир ему! — и усаживается у его головы и говорит: «О ,умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха».

Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и находящиеся на небесах, благословляют её. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них.

Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают её и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: «Упокоят его Наши посланцы, — а они ни в чём не делают упущений» . (Сура аль-Анам, аят 61) После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на Небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

— Чья это прекрасная душа?

— Такого-то, сына такого-то.

Они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба.

Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая в иллиййун”. Затем Пророк (мир ему) прочел аяты Корана: «И откуда тебе знать, что такое иллиййун? Это — книга начертанная. Свидетельствуют про неё (ангелы) приближенные» . (Сура аль-Мутаффифин, аят 19-21)

Затем пророк (мир ему) продолжил:

— Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят: “Верните его на Землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз”. Ангелы возвращают душу правоверного на землю, так, что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его.

Они садятся и спрашивают его:

— Кто твой Господь?

— Мой Господь — Аллах.

— Какова твоя религия?

— Моя религия — Ислам.

— Что за человек был послан к вам?

— Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.

— Как же ты поступал?

— Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был верен этому.

Они пробуждают его и спрашивают: кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нём сказал Великий и Могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и жизни будущей». (Сура Ибрахим, аят 27).

Благодаря этому, верующий отвечает, что его Господь — Аллах, его религия — Ислам, и его Пророк — Мухаммад. Тогда голос с Небес возвещает: “Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай”. Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:

— Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе. Правоверный вопрошает:

— Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?

— Я — твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром. Затем для правоверного открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят:

— Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим. Когда же он узрит то, что есть в Раю, то скажет:

— Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство. Тогда ему скажут:

— Будь спокоен! Когда же грешный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит:

“О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха”. В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, вырывают из мокрой шерсти.

Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают её. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает её, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают её в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:

Читайте также:  Сроки назначения местного референдума и другие организационные вопросы определяются

— Чья это скверная душа? Им отвечают:

— Такого-то, сына такого-то. Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются. Затем посланник Аллах прочел аят Корана: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко». (Сура аль-Аграф, аят 40)

Пророк (мир ему) продолжил:

— Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: “Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз”.

Ангелы швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело. Тут пророк (мир ему) прочел аят Корана: «Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света». (Сура аль-Хадж, аят 31) И сказал: “Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:

— Кто твой Господь?

— Какова твоя религия?

— Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?

Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:

Он же лишь бормочет:

— М-ммм. Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.

— Ты не знал и не последовал за ним. Тогда глас с Небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад”. К нему подступают Адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:

— Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.

Неверный спрашивает его:

— Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой!

— Я — твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом». (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи)

Источник

На каком языке ангелы Мункар и Накир будут допрашивать

Считается верным то, что говорят, что допрос Мункар-Накира ведется на языке каждого умершего. Когда Ибну Хаджара спросили: «На каком языке ведётся допрос?», он ответил: «В хадисах сказано, что на арабском, может быть, и на языке умершего». Некоторые говорят, что допрос ведётся на языке сурьян четырьмя словами. В хадисе сказано, что запоминание этих слов поможет умереть в имане. Вот эти слова:

Атраh — ты встань, раб Аллаха.

Атрах — с кем ты был (в смысле с какой уммой. — ред.)?

Кариh — кто твой Бог, какова твоя религия?

Салиха — что ты скажешь о человеке, которого Аллах ниспослал к тебе и ко всему народу, т.е. о Пророке (мир ему и благословение)?

Кутбу по имени Абдулазиз сказал, что допрос будет на языке сурьян. Это язык ангелов и душ. На вопрос на этом языке души ответят на этом же языке.

Они спросят умершего: «Мараз hува?» (Все, кроме Аллаха, создано Аллахом или кем-то другим?), истинно-увероваший (муъмин) ответит на этот вопрос: «Марад азир ху». Это означает: »Аллах сотворил всё: пророков, ангелов. Рай и Ад, Он создал народ и является их Господом». Когда он так ответит, ангелы Мункар и Накир скажут ему: «Насир «. Это означает: в твоё м теле, созданном из земли, имеется свет имана.

Важное

1. Сказано, что допрашивают оба ангела. Сказано также, что приходят оба ангела, а спрашивает один из них. Первое второму не противоречит, ибо к одним они приходят вдвоём, когда люди расходятся, рассматривают его грехи, стараясь усложнить его положение. К другим они приходят, пока люди с могилы не разошлись, вспоминают о его хороших деяниях, ищут пути облегчения его положения. К третьим приходит только один ангел, пока люди еще не разошлись, и задаёт ему легкие вопросы.

2. Сказано, что в первый раз допрос ведется трижды, а в следующий раз уже трижды не спрашивают, но в зависимости от характера его деяний могут спрашивать один раз, два раза, могут также и три раза. Сказано, что допросы будут продолжаться в течение семи дней после смерти человека. Милостыня (садака), розданная его родными и близкими в эти семь дней, упростит и облегчит ожидающий его допрос. Еще сказано, что муъмина после смерти ожидает семидневная фитна (муки, неприятности), а мунафика (лицемера) — сорокадневная.

3. Очевидно, что кафира (неверного) совсем не допрашивают, его ожидают только мучения и наказания.

4. Того, кто был съеден насекомыми, допрос ожидает, когда он окажется внутри них. Если умершего не хоронили три-четыре дня, его допрашивают только после похорон. Утонувшего в море допрашивают сразу после наступления смерти. Вообще не похороненного, оставшегося на земле человека тоже допрашивают и наказывают. Как могила сжимает похороненного человека, так и человека, оставленного на земле, сжимает воздух. Поскольку Аллах одарил нас глазами и ушами, чтобы видеть и слышать только в этом мире, мы не можем слышать допрос Мункар-Накира, так же как мы не можем видеть ангелов. Но Аллах сделал обязательным верить и тому, что мы не можем видеть. Если бы Он сделал нас способными видеть и слышать всё это, то среди людей не было бы ни одного мунафика и кафира. И тогда Ад, сотворённый могуществом Всевышнего, полностью опустел бы. Пророки и любимцы Аллаха (вали) могут видеть картину мучении умершего.

5. Нет сомнений в том, что умерший ждет допрос Мункара и Накира, в том, что он боится их, в том, что могила сжимается, и в том, что в состоянии боли и страха душа возвращается в тело. Тот, кто отрицает это, становится кафиром. Во многих преданиях хадисов сказано, что душа возвращается в тело. Но о том, как душа возвращается в тело, рассказывается по-разному. В одном месте сказано, что она возвращается в нижнюю половину тела, в другом месте сказано — в уши, в третьем — в сердце.

6. На вопрос «Как Мункар и Накир допрашивают людей, умерших в разных местах одновременно?», ответить можно так: «Аллах сделал их обоих способными допрашивать всех». В одном предании сказано, что ангелов, допрашивающих умершего, на каждого человека по два.

7. Допрос Мункара иНакира не касается пророков, ангелов и сумасшедших, а джинов касается.

8. Сказано, что ангелов, допрашивающих муъмина, зовут Башир и Мубашшир. Также сказано, что вместе с Мункаром и Накиром к муъмину, чтобы помочь ему отвечать на их вопросы, приходят ещё два ангела.

9. Человек, умерший в пьяном состоянии, пьянеет и в могиле. Ангел смерти и Мункар и Накир к нему приходят тоже пьяными.

Об этом полезно знать

Вали по имени Шакик сказал: «Спасение от пяти вещей божьи угодники (вали) нашли в следовании пяти видам проявлений преданности Аллаху. Они попросили простить их грехи, это они нашли в совершении намаза «Зуха»; они попросили свет в могиле, это они нашли в совершении молитв поздней ночью; они попросили помочь в ответах на вопросы Мункара и Накира, это они нашли в многократном чтении Корана. Они попросили помочь при переходе по мосту Сират, это нашли в посту и в раздаче садака. Они попросили тень Арша в Судный день, и нашли это в халвате (уединении). Али передал, что Пророк (мир ему и благословение ) сказал: «Тот, кто каждый день по сто раз скажет: «JIa иллагьа иллаллагь маликул х1акъкъул мубин», спасется от бедноты, в могиле не будет чувствовать одиночество, перед ним отворятся ворота Рая. Пророк (мир ему и благословение ) также сказал: «Если раб поселит в сердце муъмина радость, эту радость Аллах превращает в ангела. К рабу, свидетельствующему тому, что нет божества, кроме Аллаха и служащему ему, после смерти приходит тот ангел и говорит: «Я сотворен из радости, которую ты поселил в сердце такого-то человека. Сегодня я не дам тебе быть одиноким и помогу отвечать на вопросы Мункара и Накира, помогу тебе в Судный день, покажу место в Раю, предназначенное тебе». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах осветит могилу человека, который провел в мечеть свет. Могила человека, распространившего в мечети благоухания, будет наполнена такими же запахами». Пророк Муса (мир ему) сказал Всевышнему: «О Аллах, что будет человеку, навестившему больного?». Он ответил: «Я до Судного дня над ним оставляю два ангела, чтобы они охраняли его». Неудобства муъмина в могиле облегчат ему наказания в Махшаре».

По материалам книги «Маватинуль инсан«.

Мухаммад Хусайнию

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Трёхозерки — Өчкүл

Сайт посвящен деревне Трехозерки Краснооктябрьского района Нижегородской области

Три вопроса, которые будут заданы в могиле

«Три вопроса, которые будут заданы в могиле»

Вся Хвала Аллаху Господу миров!

Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,

членам его семьи и всем его сподвижникам.

• Во-первых. Когда сын Адама умирает и его душа покидает тело, а его опускают в могилу, в этот момент он вступает в первый этап Будущей жизни, поскольку могила – это первое из пристанищ Будущей жизни.

Читайте также:  Министерство юстиции разработает новый документ Программа развития законодательной и правовой системы России

Передается, что Хани, вольноотпущенник Усмана б. Афвана сказал: «Когда Усман б. Афван оказывался у могилы, он плакал так, что его борода становилась мокрой от слез. Ему сказали: «Ты не плачешь при упоминании Рая или Ада, почему ты плачешь из-за этого?». Он ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, могила – первое пристанище Будущей жизни. Тому, кто спасется от нее, будет легче, а тому, кто не спасется, будет хуже”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: “Я не видел зрелища ужаснее могилы!”». Хадис передали ат-Тирмизи (2308) и Ибн Маджа (4567), ал-Албани оценил его, как хороший (хасан) в «Сахих ал-Джами’» (1684).

• Во-вторых. К нему придут два ангела с вопросами о его вере в этом мире, о его Господе и пророке. Если он ответит правильно, это будет хорошо для него, в противном случае, они будут бить его сильно и мучительно.

Если человек был праведным, к нему придут белолицые ангелы. Если же он был нечестивцем, придут ангелы с черными лицами, и это будет ужасным испытанием для него.

Передается от Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от нерадения, дряхлости, долгов и грехов. О, Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от мучений Огня и испытания Огня, от испытания могилы и мучений могилы! От зла испытания богатства и зла испытания бедности, и от зла испытания Мессии Даджаля! О, Аллах! Смой мои грехи водой снега и града, и очисть мое сердце от моих грехов, как очищают белую одежду от грязи! Отдали меня от моих грехов так же, как Ты отдалил Восток от Запада!». Хадис передал ал-Бухари (6014).

Ибн Хаджар сказал: «Испытание могилы – это вопросы двух ангелов». «Фатьхь ал-Бари» (11/177).

Ал-Мубаракфури сказал: «Под испытанием могилы здесь имеется в виду замешательство при ответе на вопросы двух ангелов». «Тухьфа ал-Ахьвази» (9/328).

• В-третьих. Вопросы, которые будут заданы в могиле, разъяснены в следующем хадисе:

Передают, что ал-Бара ибн Азиб рассказывал, что однажды они отправились на кладбище Баки хоронить одного из мусульман. В это время к ним подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться. Могилу еще рыли, и вдруг посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищу у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Он трижды повторил это, а затем сказал: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит Ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: «О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха». Душа правоверного покидает его тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. После этого душа начинает благоухать так, как благоухает самый прекрасный мускус, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса, и когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это прекрасная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и те отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: «Впишите запись о Моем рабе в верховьях Рая. Затем верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз». Ангелы возвращают душу верующего в тело, а затем к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь — Аллах». Они спрашивают: «Какова твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия — ислам». Они спрашивают: «Что за человек был послан к вам?» Он отвечает: «Это был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир». Они спрашивают: «Что ты узнал там?» Он отвечает: «Я читал писание Аллаха, уверовал в него и был верен ему». Тогда голос с небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские прелести и откройте для него врата в Рай». На него дует райский ветерок, и он начинает наслаждаться райским благоуханием, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Перед ним возникает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Это — день, который был обещан тебе». Верующий вопрошает: «Кто же ты? Твой лик несет добро». Он отвечает: «Я — твои благодеяния». Тогда верующий говорит: «Господи! Пусть же наступит Судный час, дабы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство».

Когда же неверующий раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит Ангел смерти, усаживается у его головы и говорит: «О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха». Он вырывает душу неверующего из тела, подобно тому, как зубчатый вертел проходит сквозь мокрую шерсть. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как другие ангелы облекают ее в дерюгу. Душа неверующего начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда же они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это скверная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют его самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но те не отворяются».

Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел аят: «Поистине, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (Коран, 7:40).

Далее он сказал: «Тогда Великий и Могучий Аллах скажет: «Впишите запись о нем в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз». Ангелы бросают душу неверующего на землю, так что она попадает в его тело».

Затем он прочел аят: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (Коран, 22:31).

Далее он сказал: «Его душа возвращается в тело, после чего к нему приходят два ангела, которые садятся рядом и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он бормочет: «М-ммм… Я не знаю». Они спрашивают: «Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?» Он отвечает: «М-ммм… Я не знаю». Тогда глас с небес возвещает: «Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад». К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое. Тут перед ним возникает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Это — день, который был обещан тебе». Неверующий спрашивает его: «Кто же ты? Твое лицо приносит зло». Он отвечает: «Я — твои скверные деяния». Тогда неверующий восклицает: «Господи, не позволяй Часу настать!». (перевод хадиса Э. Кулиева – прим.) Хадис передали Абу Дауд (4753) и Ахмад (18063), аль-Албани оценил его, как достоверный в «Сахих ал-Джами’» (1676).

Правда заключается в том, что два ангела будут задавать умершему в его могиле только вопросы, касающиеся единобожия и вероубеждения. Это совершенно ясно.

Источник



Хадис 569. Допрос в могиле — последнее испытание для благочестивого верующего

Передают со слов ‘Усмана, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, после завершения похорон вставал над могилой и говорил: «Просите прощения для вашего брата и молите Аллаха, чтобы он был стоек, потому что сейчас его допрашивают». Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Хаким назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о том, что покойника призывают к ответу уже в могиле. По этому поводу существует множество достоверных хадисов. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал, что однажды они вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, отправились хоронить одного из ансаров. Они подошли к могиле, когда могилу еще рыли. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться. В его руке была веточка, которой он разгребал землю. Вдруг он сказал: «Ищу у Аллаха защиты от наказания в могиле!» Он повторил это дважды или трижды, после чего сказал: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с белыми лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: “О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха”. Душа правоверного покидает его тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. И тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Аллах: «Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (6:61).

Читайте также:  Вопросы для игры вопросов с мальчиком

После этого душа начинает благоухать самым прекрасным ароматом мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это прекрасная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Приближенные ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая. Откуда ты мог знать, что такое ‘Иллиййун? Это — книга начертанная. Ее видят (или о ней будут свидетельствовать) приближенные” (83:19-21).

Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘Иллиййун. Затем им велят: “Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз”. Ангелы возвращают душу верующего на землю, и она возвращается в тело. Благодаря этому человек слышит стуки сандалий своих близких, когда они удаляются от него, а затем к нему приходят два суровых ангела, которые начинают кричать на него. Они садятся рядом и спрашивают: “Кто твой Господь?” Он отвечает: “Мой Господь — Аллах”. Они спрашивают: “Какова твоя религия?” Он отвечает: “Моя религия — ислам”. Они спрашивают: “Что за человек был послан к вам?” Он отвечает: “Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир”. Они спрашивают: “Каковы были твои деяния?” Он отвечает: “Я читал писание Аллаха, уверовал в него и был верен этому”. Ангел кричит на человека и спрашивает: “Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой пророк?” Это — последнее испытание, через которое проходит правоверный. Об этом сказал великий и могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни» (14:27). Благодаря этому он говорит: “Мой Господь — Аллах. Моя религия — ислам. Мой пророк — Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”.

Тогда голос с небес возвещает: “Мой раб говорит правду. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские одеяния и откройте для него врата в Рай”. Он начинает наслаждаться райским благоуханием, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Перед ним возникает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Это — день, который был обещан тебе”. Верующий вопрошает: “Пусть Аллах обрадует тебя! Кто же ты? Твой лик несет добро”. Он отвечает: “Я — твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром”. Затем для верующего открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят: “Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим”. Когда же он видит то, что есть в раю, то говорит: “Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство”. Тогда ему говорят: “Будь спокоен!” Тогда верующий говорит: “Господи! Пусть же наступит Судный час, дабы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство”.

Когда же неверующий раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит ангел смерти, усаживается у его головы и говорит: “О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха”. Он вырывает душу неверного из тела, подобно тому, как зубчатый вертел проходит сквозь мокрую шерсть. От этого разрываются его сосуды и нервы. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них.

Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как другие ангелы облекают ее в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это скверная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. Они называют неверующего самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются». Затем Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, прочел следующий аят: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40).

Далее он сказал: «Тогда великий и могучий Аллах говорит: “Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей”. Затем ангелам велят: “Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз”. Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело». Затем он прочел следующий аят: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (22:31).

Далее он сказал: «Его душа возвращается в тело. Благодаря этому человек слышит стуки сандалий своих близких, когда они удаляются от него, а затем к нему приходят два суровых ангела, которые начинают кричать на него. Они садятся рядом и спрашивают: “Кто твой Господь?” Он бормочет: “М-ммм… Я не знаю”. Они спрашивают: “Какова твоя религия?” Он бормочет: “М-ммм… Я не знаю”. Они спрашивают: “Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?” Он не может назвать его имени, и тогда ему говорят: “Мухаммад!” Он отвечает: “М-ммм… Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так”. Ему говорят: “Ты не понял этого и не последовал за ним”. Тогда глас с небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад”.

К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое. Тут перед ним возникает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Это — день, который был обещан тебе”. Неверный спрашивает его: “Да сообщит Аллах тебе скверную весть! Кто же ты? Твое лицо приносит зло”. Он отвечает: “Я — твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом”. Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках палицу. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: “Господи, не позволяй Часу настать!”» Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким, ат-Тайалиси и Ахмад, и в такой форме он встречается у последнего. Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной, и с этим согласились аз-Захаби и аль-Албани. См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 198-202.

Следует знать, что богословы разошлись во мнениях, является ли допрос в могиле особенностью последней религиозной общины. Некоторые считали, что люди подвергаются допросу в могиле только после начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В восходящем хадисе, рассказанном со слов Зейда ибн Сабита, говорится: «Воистину, эта община подвергается испытанию в могиле». Этот хадис передали Муслим и Ахмад. Это объясняется тем, что в прежние времена Божьи посланники предлагали людям уверовать, и если люди отказывались, то их постигало скорое возмездие в мирской жизни. Однако послание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, стало милостью по отношению к творениям. Он не отвергал людей, которые называли себя его последователями, даже если они делали это неискренне. И поэтому Аллах назначил ангелов, которые допрашивают последователей Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в могилах и выявляют правдивых верующих от лжецов. Другие считали, что люди допрашивались в могилах во все времена. Этому мнению отдал предпочтение Ибн аль-Каййим. Некоторые считали, что этот вопрос лучше не обсуждать. Этого мнения придерживался Ибн ‘Абд аль-Барр. А лучше всего об этом известно Аллаху! См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 158-159. См. также “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, с. 401.

Источник