48 вопросов которые помогают сформировать критическое мышление

48 вопросов, которые помогают сформировать критическое мышление

В следующий раз, когда вам нужно будет критически поразмыслить о чем-то – обдумываете ли вы новую идею, взвешиваете ли плюсы и минусы потенциального решения или оцениваете, можно ли доверять тому или иному источнику информации, – задайте себе несколько простых вопросов, чтобы немного прояснить для себя ситуацию:

  • Кто выигрывает от этого?
  • Кому это может навредить?
  • Что может быть контраргументом?
  • Куда в итоге приведет эта идея?

Но вопросов в решении той или иной задачи, ответы на которые должны быть получены в обязательном порядке, может быть значительно больше. Для этого представляем разработанную компанией Wabisabi Learning (платформа онлайн-обучения) методику, которая предназначена для того, чтобы помочь вам выбрать и задать себе те вопросы, которые вдохновляют на критическое мышление.*

Многие из этих вопросов предназначены для того, чтобы заставить вас оценить обе стороны потенциальной идеи. Если вы считаете, что конкретное решение принесет пользу вам, вашей семье или обществу в определенных отношениях, вам также нужно спросить себя, какие это решение может вызвать проблемы в будущем, и быть честным в ответе.

*Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Смотрите также

Вот чит-лист, который поможет вам задать себе все вопросы, которые вы, возможно, захотите рассмотреть (для удобства копирования вопросы сделаны таблицей):

Источник

6 упражнений для развития критического мышления дома

Наш блогер Дарья Дягелец совместно со Студией педагогической поддержки запустила серию мастер-классов об актуальных проблемах воспитания детей школьного возраста. Сегодня она делится выводами первой встречи.

Критическое мышление — навык XXI века, необходимый как в повседневной, так и в профессиональной жизни. Том Чатфилд в своей книге (очень рекомендую) даёт такое определение: «Критическое мышление — активное стремление к пониманию происходящего путём его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового». Соответственно, «некритическое мышление — автоматическое принятие на веру прочитанной или услышанной информации, когда не делается пауза, чтобы задаться вопросом, является ли она точной, истинной или здравой».

В условиях высокой информационной нагрузки навык анализа, проверки, критики становится крайне актуальным. Можно посмотреть отличную видеоподборку, объясняющую, что такое критическое мышление.

Развивать критическое мышление можно в разнообразных формах. Вот шесть универсальных упражнений, которые можно бесконечно модифицировать. Мы их разработали, опираясь на свой личный (семейный) и профессиональный (учительский) опыт.

1. Семейные дебаты

Есть или не есть мясо, прокалывать или не прокалывать ухо? Что выбрать для семейного отдыха? Самые разные темы можно обсудить на семейных дебатах. Можно проводить регулярно (раз в месяц) или событийно (отталкиваться от прецедента). Базовый формат — объявление темы, неделя подготовки, выступления сторон длительностью 3–5 минут с вынесением тезисов, вопросы друг другу, вывод. Семейные дебаты могут обогатить семейный досуг, создать атмосферу общей вовлечённости. Можно добавить судей — пригласить кого-то в гости.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • здоровый скептицизм;
  • риторика;
  • аргументация;
  • умение задавать вопросы.

2. Дилеммы

С ними мы сталкиваемся постоянно. С помощью подобранных дилемм можно научиться подбирать и высказывать аргументы. Дилеммы могут быть разноуровневыми: что ты выберешь — велосипед или роликовые коньки? Горькая правда или ложь во спасение? А самое главное, их можно создавать постоянно в режиме пинг-понга. Ребёнок родителю, родитель ребёнку.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • риторика;
  • аргументация.

3. Домашняя конференция

Идеальный формат, чтобы всесторонне разобраться в каком-то вопросе. Темы конференций могут быть «на повестке» — обсуждать то, что произошло совсем недавно и волнует членов семьи. Или это может быть тема, изучаемая в школе. Тема, к которой возник интерес или, наоборот, интерес к которой нужно разогреть.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • риторика;
  • аргументация;
  • поиск и анализ качественной информации.

4. Да — нет

Отличный формат для освоения навыка задавать качественные вопросы. Например, в игре «Угадай число» ребёнок может гадать: «Это 30? Это 43? Это 12?» — а может задавать качественные вопросы: «Это чётное число?», «В нём два разряда?» — и так далее. Также можно использовать фото- и аудио- материалы. Например: что изображено на фото? Можно погадать, из какой это сферы, где это использовалось и так далее.

Что развивает:

  • внимательность;
  • логика;
  • системное мышление;
  • умение задавать вопросы.

5. Объясните понятие одним словом

Отлично подходит для проверки, понял или не понял человек какую-либо тему. Или проверки того, как он себе объясняет какое-либо понятие. Что такое дружба? Что такое смерть? Что такое книга? Что такое любовь? Это непросто и очень интересно.

Что развивает:

  • риторика;
  • системность мышления;
  • аргументация;
  • логика.

6. Правда — правда — ложь — правда

Это игра. Подбирается тема, по которой игроки создают (лучше письменно) четыре предложения-факта. Три факта должны быть правдой, а один — нет. Задача остальных — отгадать, когда солгал ведущий.

Источник

Что такое критическое мышление, как развить, примеры

Критическое мышление сегодня – это не просто индивидуально-типологическая характеристика личности, а критерий, в соответствии с которым руководители престижных фирм подбирают сотрудников. О важности этой способности пишут в интернете, периодических печатных изданиях, говорят в СМИ. Обучение критическому мышлению помогает человеку работать с непрерывно растущим потоком информации, отличать правду от лжи, грамотно интерпретировать предъявляемые ему факты и формулировать умозаключения. Но что же это такое – критическое мышление? Какие существуют методы и средства его развития?

Содержание

Определение понятия

Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимание закономерностей исторических событий;
  • способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
  • умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
  • толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
  • способность конструктивно воспринимать критику;
  • умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
  • способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
  • склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
  • отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления; ;
  • способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать — неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

  • Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

  • Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

  • Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.
Читайте также:  Задания определяющие уровень знаний по предметам

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость; ; .

Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:

  • Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
  • Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.

На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.

Диагностика

С помощью психологических методик можно оценить уровень развития критического мышления. Если по результатам нескольких тестов у человека выявляется низкий уровень развития этого показателя интеллектуальной деятельности, не стоит отчаиваться: эта способность поддается развитию в любом возрасте. Сегодня существуют различные способы формирования критического мышления. Этот компонент интеллектуального конструкта личности проходит в своем развитии закономерные фазы.

Основой обучения критическому мышлению являются 3 фазы:

  1. Фаза вызова. На этом этапе осуществляется актуализация имеющегося запаса знаний у человека и формирование интереса к теме и предстоящему обсуждению вопросов. Для решения задач этой фазы в государственных образовательных учреждениях и частных школах используют проблемные ситуации, иллюстрации, риторические вопросы, неправильные логические цепочки. Одним из главных условий эффективного обучения в современной дидактике и педагогике считается самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Критическое мышление проявляет себя в рассуждениях детей. На этом этапе педагог не оценивает правильность ответов учеников.
  2. Фаза осмысления информации. На этом этапе педагог организует работу учащихся с новым материалом. Для лучшего понимания нового материала рекомендуется сочетать индивидуальные, групповые и парные методы работы. Именно на этой фазе учащиеся пытаются найти ответы на вопросы, которые их волнуют, удовлетворить свой познавательный интерес с помощью поисковых методов работы, логических операций и способов обработки нового материала. Педагог на этом этапе выступает в роли координатора образовательного процесса.
  3. Фаза рефлексии. Здесь развивается способность анализировать информацию. Ученики обдумывают новый материал, у них формируется собственное отношение к услышанному, прочитанному, увиденному. Они сопоставляют новые факты с уже известными. Если на предыдущей стадии педагогу удалось создать оптимальные условия для продуктивной работы, то итогом рефлексивной стадии будет трансформация новых знаний в личный опыт учеников.

Технология развития критического мышления подразумевает интенсивную работу мозга. Критическое отношение к любым фактам требует интеллектуальной подготовленности.

Способы развития

Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. Они не имеют возрастных ограничений, однако их принято классифицировать на детские технологии и технологии для взрослых. Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

  • Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
  • Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
  • Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
  • Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС.
  • Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы. Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Для взрослых

  • Участие в дискуссиях и дебатах. Такие мероприятия учат слышать и грамотно интерпретировать высказывания оппонентов. В соответствии с правилами проведения данных мероприятий, в этом случае вежливое поведение на протяжении всего обсуждения того или иного вопроса называют признаком развитого критического мышления. – действенный метод развития критического мышления. Примером ситуации развития критического мышления с помощью этого способа может стать организация группового обсуждения проблемного вопроса, где участники предлагают множество идей и путей его решения. Все предложения участников мозгового штурма фиксируются на доске или ватмане, а затем подвергаются детальному анализу.
  • Метапознание. В этом методе стимулируется такие особенности критического мышления, как умение видеть себя со стороны, способность к рефлексии, самокритичность. . Характеристики и правила игры создают условия для формирования критического мышления. Победителем становится тот игрок, который лучше устанавливает причинно-следственные связи и умеет прогнозировать ход мысли соперника.

Мои рекомендации

Однажды на тренинге личностного роста один из подростков своими словами объяснил, что такое критическое мышление: это способность личности иметь собственное мнение относительно всего, что происходит вокруг. Наблюдение за групповой работой подростков позволило мне понять, как развить в себе критическое мышление. Свои соображения на этот счет я оформила в виде памятки, которую даю подросткам, когда меня приглашают на тематические классные часы в школы.

  1. Нужно постоянно заниматься саморазвитием: смотреть документальные фильмы и обсуждать их с друзьями или родственниками, читать книги разных жанров, осваивать новые виды деятельности и пробовать себя в различных направлениях декоративно-прикладного и технического творчества. Для критического мышление характерно всестороннее изучение вопроса, которое требует наличия у личности знаний в самых разных областях науки. В ходе обработки поступающей в мозг информации происходит развитие разных составляющих элементов критического мышления.
  2. При изучении какого-либо теоретического вопроса используйте не только рекомендованные преподавателем книги и статьи, но и альтернативные источники информации: тематические форумы в сети интернет, вебинары и интервью с известными людьми. Критическое мышление развивается в ходе формулирования своего совокупного определения того или иного термина на основе трактовок данного понятия разными исследователями.
  3. Анализируйте поведение людей в разных ситуациях. Критическое мышление включает в себя не только способность к рефлексии, но и понимание причин тех или иных поведенческих реакций окружающих людей. Знания в области социальной психологии помогают выстроить эффективное взаимодействие практически с любым человеком. Конечно, для успеха в этом деле понадобятся еще и развитые коммуникативные навыки.
  4. Как у взрослого человека можно развивать критическое мышление? Помочь развить ему навыки самоконтроля. Примером критического мышления в жизни человека можно считать привычку думать о последствиях своих действий.
  5. Столкнувшись с проблемной ситуацией, постарайтесь придумать несколько вариантов ее разрешения, которые вас полностью устраивают. Умение выбрать из нескольких вариантов самый оптимальный – показатель развитого аналитического ума.
  6. Извлекайте максимальную пользу из ошибок. Признаком отсутствия у человека критического мышления является его отказ от продолжения деятельности при первой же неудаче. В психологии ошибки – это факторы и движущие силы развития. Ошибки совершают все, но далеко не каждый умеет правильно к ним относиться. Чтобы извлечь максимальную пользу из ошибки, ее нужно тщательно проанализировать, установить причины ее возникновения, продумать способы ее исключения в будущем.
  7. Не нужно стесняться спросить что-то у незнакомого человека. Неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления. Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?
  8. Упражнения и игры со словами. Чтобы развить у себя навыки критического мышления, можно организовать игры со словами в компании друзей, так как все сложное в игре осуществляется легче. Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.
Читайте также:  Цитаты из русской классики со словосочетанием laquo национальный вопрос raquo

Заключение

Если говорить простыми словами, то критическое мышление в педагогике – это универсальная способность личности эффективно работать с информацией. Как овладеть этим ценным навыком? Нужно всего лишь научиться стимулировать критическое мышление. Постоянная работа над расширением собственного кругозора, решение логических задач, самообразование – вот доступные способы оптимизации работы мозга.

Источник

Вопросы на критическое мышление, которые вы можете услышать на собеседовании

При отборе кандидатов на должности в такие отделы как маркетинг, аналитика, разработка, исследования и на любые управленческие должности, работодатели ищут людей, которые способны к наблюдательности, нешаблонному мышлению, прогнозированию и анализу событий. Все эти способности можно объединить под понятием «критическое мышление». И это качество является необходимым для успешного выполнения работы на вышеперечисленных позициях. В этой статье мы приведем небольшой список вопросов, которые используют работодатели для того, чтобы оценить уровень критического мышления у кандидатов. Знание этих вопросов поможет вам подготовиться к ним и показать себя наиболее подходящим кандидатом.

Почему работодатели ищут кандидатов с развитым критическим мышлением

Критическое мышление позволяет людям разумно и вдумчиво принимать решения. Это именно то качество, которое позволяет людям замечать пути улучшения существующих процессов и думать нестандартно. Работодатели во многих отраслях, особенно таких как IT, финансы, реклама, маркетинг, продажи и многих других, ищут свежие идеи и умных людей, способных генерировать такие идеи. Критическое мышление – это то, что нужно для такой работы.

Люди, обладающие развитым критическим мышлением, обладают такими качествами как:

логика и последовательность – они не позволяют эмоциям и двусмысленности влиять на свои решения. Они способны на изучение ситуации со всех сторон, и на принятие максимально взвешенных решений.

надежность – работодатели могут доверять таким сотрудникам в том, что они будут делать максимально продуманные решения, базирующиеся на анализе, а не эмоциях. Такие люди способны находить информацию из различных источников, слышать других, и доводить процессы до совершенства.

нестандартность мышления – они способны предлагать свежие идеи, которые ранее никому не приходили в голову. Новые идеи могут вести к прорывным достижениям для компаний-работодателей.

критическое мышление стадии тесты задачи

20 частых вопросов, призванных проверить уровень вашего критического мышления

Собеседование – это идеальный метод для работодателя, чтобы познакомиться с каждым кандидатом, и определить уровень развития его критического мышления. По нашему опыту работодатели часто задают вопросы, которые вы найдете ниже. Когда вы будете их читать, сразу продумывайте, как бы вы ответили на каждый из них. Именно тогда вы получите наибольшую пользу от нашей статьи.

Еще одна рекомендация: при подготовке ваших ответов, используйте метод STAR (situation, task, action, result) – ситуация, задача, действие, результат. То есть, описывайте ваш опыт по схеме того, что с вами произошло, как вы это восприняли, что вы сделали, и какой результат и уроки вынесли из этой ситуации. Работодателям важно слышать о вашем практическом опыте и том, чему он вас научил, и как вы умеете решать задачи. Вот об этом вам и надо рассказать, отвечая на вопросы, которые мы перечислим ниже.

  1. Опишите ситуацию, когда вам приходилось принимать решение, не имея всей необходимой информации. Как вы действовали в таких условиях?
  2. Расскажите о ситуации, когда вы поставили перед собой сложно достижимую цель, и достигли ее.
  3. Допустим, вы представляете на конференции презентацию в виде слайд-шоу, созданного вашим руководителем. Вы понимаете, что в одном слайде есть серьезная ошибка. Как вы решите эту проблему?
  4. Опишите ситуацию, когда вам нужно было быстро принять решение, и как вы это сделали.
  5. Расскажите нам о случае, когда вы предложили своей компании начать новый процесс.
  6. Расскажите, какой вы лидер.
  7. Вам когда-нибудь приходилось убеждать вашего руководителя попробовать другой метод решения проблемы? Получилось ли это у вас?
  8. Вы когда-нибудь предвидели проблему до ее возникновения? Что вы сделали, чтобы смягчить возможные последствия?
  9. Вас попросили поработать над проектом, в котором ваши коллеги не могут прийти к единому мнению. Что вы предпримете?
  10. Как вы справляетесь с конструктивной критикой? Расскажите нам о случае, когда кто-то критиковал вашу работу.
  11. Что лучше: снижение цены для увеличения продаж, или повышение цены, чтобы получить больше прибыли? Почему?
  12. Если бы вы могли что-то изменить в своей предыдущей работе, что бы это было?
  13. Если бы вы могли сказать своей предыдущей компании, чтобы она изменила методы работы, что бы вы сказали?
  14. Как привлечь других к реализации вашего видения проекта?
  15. На встрече коллега предлагает неподходящее решение проблемы. Что вы ему скажете?
  16. Каким вы видите себя в своей карьере через 10 лет? Как вы планируете достичь этого?
  17. Какую последнюю книгу вы прочитали? Почему вы выбрали эту книгу?
  18. Вы когда-нибудь сталкивались с падением мотивации? Что вы делаете, чтобы мотивировать себя, когда это происходит?
  19. Что вы делаете, когда сталкиваетесь с проблемой? Приведите пример того, как это происходило в прошлом.
  20. Опишите случай, когда кто-то предложил вам идею, о которой вы никогда не задумывались. Как вы отреагировали?

Как работодатели оценивают ваши ответы на критическое мышление

Данные вопросы могут иметь вариации, и, естественно, данный список может быть очень длинным и включать другие вопросы. Но, если вы соискатель, вам важно понимать как HR агенты оценивают ваши ответы на такие вопросы. Работодатели и HR агенты ищут в ответах соискателей следующие важные для них моменты:

нешаблонные ответы — если кандидат дает очевидный, шаблонный ответ на такие вопросы, ему может не хватать навыков критического мышления. Это говорит о том, что он или она не умеет мыслить нестандартно. Работодатели же хотят услышать что-то новое и нестандартное. Если вы сможете рассказать о каких-то нестандартных решениях при этом отвечая на поставленный вопрос – вы получите значительное преимущество.

полные и развернутые ответы — многие соискатели отвечают на вопросы очень кратко или дают какой-то ответ, который не дает полного ответа на вопрос. Это говорит об отсутствии навыков критического мышления либо в описанной ситуации, либо в знании того, как ответить на поставленный вопрос.

сбор информации и перепроверка фактов – большинство работодателей ищет людей, которые принимают решения, опираясь на проверенные и полные данные. Умение находить и подбирать нужную информацию — это очень важное качество, поэтому не забудьте рассказать о нем в ваших ответах.

логичность и связность ответов – ваши ответы должны быть логичны, связны и понятны. Важно не только рассказать о вашем опыте, но и пояснить, как вы его получили, и какие выводы сделали. Тут мы опять порекомендуем метод STAR – он идеально подходит для таких ответов.

подход star

Иные способы определения уровня критического мышления в HR

Собеседование – это, наверное, лучший способ, чтобы определить уровень критического мышления у кандидатов. Но это самый длительный и трудоемкий способ в отборе кандидатов. Другие способы, которые намного менее трудо- и время затратны, это ситуационные тесты и личностные опросники, а также групповые упражнения на ассесментах.

Ситуационные тесты на критическое мышление

Ситуационные тесты, которые также могут называться психологическими или личностными тестами при приеме на работу, призваны оценить большой набор качеств кандидатов. Одним из таких качеств может выступать критическое мышление. Оценка производится по тому, какие варианты действий кандидаты выбирают в представленной в тесте ситуации.

В настоящее время среди работодателей ситуационные тесты — это наиболее популярный способ определения психологических особенностей и личностных склонностей кандидатов. Они позволяют быстро и дешево провести оценку большого количества кандидатов.

Например, рассмотрим ситуационный тест ниже. Он простой, но с подвохом. В нем оценивается критическое мышление опосредованно, но очень наглядно. Какой ответ выберете вы?

ситуационный тест для руководителей

Правильный ответ смотрите в конце статьи. Сначала попытайтесь определить верный ответ самостоятельно. Не спешите, подумайте, что каждый из ответов может сказать о вашем навыке критического мышления.

Рассмотрим еще один пример. Это более сложный и объемный ситуационный тест на критическое мышление. Как вы бы расставили ответы по их эффективности в этой ситуации?

ситуационный тест для руководителей критическое мышлениеситуационный тест для руководителей критическое мышление

Правильный ответ также смотрите в конце статьи. Не спешите с ответами, подумайте.

Ситуационные тесты могут быть очень точным и объективным способом на оценку критического мышления у кандидатов при приеме на работу. И они могут стать очень сложным отборочным этапом для неподготовленных соискателей. Мы рекомендуем заранее ознакомиться с примерами тестов на критическое мышление, чтобы понимать их тонкости, и научиться определять самые эффективные и точные ответы. На HRLider вы найдете большое количество таких тестов в разделе Психологические тесты. Читайте о них больше в наших статьях:

Читайте также:  Вопросы и ответы на собеседовании по Python 2021

Личностные опросники на критическое мышление

Личностные опросники являются второй обязательной частью для большинства психологических тестов при приеме на работу (SHL, Talent Q, ЭКОПСИ, HT Line Maintest, Hogan Assessment и других). Они представляют собой простые опросники с утверждениями, из которых от вас требуется выбрать, какие вам подходят, а какие не подходят. Опросники на определения уровня критического мышления применяются во многих компаниях сферы FMCG, IT, аудита, консалтинга и финансов.

Казалось бы, в опросниках нет никаких сложностей – просто проставляй ответы. Тем более, инструкции к опросникам гласят – ставьте первый пришедший на ум ответ.

Но тут все далеко не так просто. И мы настоятельно НЕ рекомендуем ставить первый пришедший на ум ответ. Ведь это прямо противоречит принципам критического мышления. Мы много писали о тонкостях опросников в нашем блоге на HRLider. Читайте больше о личностных опросниках в наших отдельных статьях:

критическое мышление работа

Сотрудники с развитыми навыками критического мышлениями могут стать самым ценным активом для любого работодателя. Они могут принести новые идеи, новые решения и улучшения существующих процессов. Покажите себя таким человеком, и вы получите любую работу, которую вы захотите. А помочь вам в подготовке к тестам и опросникам на критическое мышление могут примеры тестов и опросников на HRLider. Удачи!

Источник



Простая шпаргалка для развития критического мышления

Эти вопросы помогут вам отличить ложь от правды, а бесперспективные идеи от достойных внимания.

Образовательная онлайн-платформа Wabisabi Learning разработала The Critical Thinking Cheatsheet Multilingual Pack Is Here / Wabisabi Learning таблицу-шпаргалку, которая позволяет максимально полно и корректно анализировать вызывающую сомнение информацию — будь то новости, предложения или идеи.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

Шпаргалка представляет собой набор вопросов, через которые нужно прогнать волнующую вас тему. Как мутную воду через фильтр. Таким образом вы отсеете когнитивные искажения и личные эмоциональные реакции, которые мешают вам ясно увидеть ситуацию. Это поможет рационально оценить происходящее со всех сторон.

Для удобства анализа таблица разбита на шесть блоков. В них по 8 разноплановых вопросов. Чтобы задействовать критическое мышление, ответьте хотя бы на два из каждого блока в любой последовательности. Учтите: чем важнее для вас тема, тем больше вопросов стоит использовать. Будьте честны и объективны.

Как выглядит шпаргалка для развития критического мышления

  • …выиграет от этого?
  • …пострадает от этого?
  • …принимает окончательное решение на этот счёт?
  • …будет напрямую затронут?
  • …ещё, как вы слышали, обсуждал эту идею или ситуацию ранее?
  • …мог бы лучше других проконсультировать вас на этот счёт?
  • …будет ключевыми персонами во всём этом?
  • …заслуживает, чтобы эта идея была реализована?
  • …за сильные (слабые) стороны у этого есть?
  • …будет, если этого не произойдёт?
  • …можно предложить в качестве альтернативы?
  • …могло бы быть удачным контраргументом против озвученной идеи?
  • …можно назвать наилучшим (наихудшим) сценарием развития событий?
  • …в этом самое важное (несущественное)?
  • …можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
  • …мешает осуществить идею?
  • …вы уже видели то же в реальном мире?
  • …уже были реализованы похожие концепции (ситуации)?
  • …это может быть востребовано больше всего?
  • …в мире это может стать проблемой?
  • …получить больше информации по теме?
  • …можно найти помощь по вопросу, если она вам нужна?
  • …находится финальная точка этой истории?
  • …находятся те сферы (очертите их), улучшения в которых будут наиболее заметны?
  • …это может быть приемлемо (неприемлемо)?
  • …это могло бы быть полезным для общества?
  • …это приведёт к проблемам?
  • …будет лучшее время, чтобы это реализовать?
  • …и при каких признаках вы поймёте, что достигли успеха?
  • …и при каких обстоятельствах это может сыграть важную роль в вашей жизни?
  • …на ваш взгляд, это начнёт приводить к полезным для вас переменам?
  • …и при каких обстоятельствах вы решите, что вам нужна помощь?
  • …вообще вы озаботились этой идеей или ситуацией?
  • …это важно для вас (других людей)?
  • …вы считаете это лучшим (худшим) сценарием развития событий?
  • …это должно впечатлить хоть кого-то?
  • …люди должны знать об этом?
  • …без этого обходились так долго?
  • …это станет возможным сейчас?
  • …это нужно именно сейчас?
  • …это похоже на… (что-то уже известное)?
  • …это может разрушить что-то уже существующее?
  • …вы пришли к выводу, что можете этому доверять?
  • …вы можете обезопасить себя, если что-то пойдёт не так?
  • …это может принести пользу вам лично или другим людям?
  • …это может навредить вам или другим?
  • …дальше, на ваш взгляд, будут развиваться события?
  • …вы можете повлиять на ситуацию, если вдруг что-то пойдёт не так?

Как пользоваться шпаргалкой

Многое зависит от того, какую именно тему вы хотите проанализировать. Выбирайте в каждом блоке те вопросы, которые больше всего соответствуют ситуации.

Пример 1. Вы хотите решить, стоит ли идти с любимым человеком в ресторан, чтобы отметить годовщину семейной жизни. С одной стороны, это торжественная дата. С другой — в мире пандемия, а в ресторане сложно соблюдать социальную дистанцию, да и другие факторы не располагают к празднику для двоих. Осмыслить ситуацию критически можно, например, таким образом.

  1. Кто от этого выиграет? — Вы с партнёром наверняка получите удовольствие от того, что смогли провести время в приятном месте вдвоём.
  2. Кто от этого проиграет? — Опять же вы оба. Счёт будет таков, что вам, возможно, придётся урезать другие траты в этом месяце.
  3. Кого может затронуть ваш поход в ресторан? — Возможно, вам нужно будет везти ребёнка к бабушке и дедушке. Не факт, что они придут от этого в восторг.
  4. Если вы не пойдёте в ресторан, как будут развиваться события? — Скорее всего, вы останетесь дома и проведёте обычный семейный вечер.
  5. Есть ли у этого более удачная альтернатива? — Да, возможно. Например, вы можете устроить пикник возле дома.
  6. Каким мог бы быть удачный контраргумент против идеи пойти в ресторан? — «Дорогая, мы сэкономим кучу денег и проведём время с ребёнком!»
  7. Почему вообще возникла эта идея? — Во-первых, годовщина. Во-вторых, вы давно не проводили время вдвоём. В-третьих, ваши отношения стали несколько холоднее, и вам хотелось бы их улучшить.
  8. Почему вы обходились без этого раньше? — Не могли себе этого позволить. Или ваши отношения и без того были прекрасными и не нуждались в улучшении с помощью походов в ресторан.
  9. Как можно обезопасить себя? — Разделить ответственность с партнёром. То есть вместе решить, стоит ли устраивать торжественный ужин.

Пример 2. Вы хотите проанализировать новую идею. Положим, стоит ли открывать магазин типа «Огород у дома» в спальном районе. Понять, имеет ли смысл за неё браться.

  1. Кто от этого выиграет? — Жители района, которые смогут купить помидоры и огурцы прямо у дома, без поездок на рынок. И вы, как конечный бенефициар проекта.
  2. Кто от этого проиграет? — Супермаркет неподалёку. Его владельцы потеряют некоторое количество клиентов и, наверное, будут недовольны. Кроме того, может пострадать ваша семья, поскольку бизнес поначалу отнимет всё ваше время.
  3. Что можно назвать наилучшим вариантом развития событий? — Ваш магазин будет востребован, и вы выйдете на прибыль уже через три месяца.
  4. Что можно назвать наихудшим вариантом развития событий? — У вас не будет покупателей. Потому что супермаркет сделает огромные скидки на фрукты и овощи, чтобы выжить конкурента (вас), и вы разоритесь.
  5. Куда можно обратиться за помощью насчёт этой идеи? — У вас есть знакомый, который уже открывал магазины в спальных районах. Надо позвонить ему.
  6. Почему без этого обходились так долго? — Потому что люди просто привыкли ходить на рынок, там дешевле.
  7. Что позволит этому произойти сейчас? — Вы нашли поставщика, который может дать такие скидки, что цены в вашем магазине упадут до уровня оптового рынка. Возможно, именно на это стоит делать упор, чтобы привлечь максимум покупателей.
  8. Как вы можете повлиять на развитие событий, если что-то пойдёт не так? — Для этого вам понадобятся профессионалы рядом: высококлассный бухгалтер, юрист, адвокат. Надо заранее озаботиться их поиском.

Разумеется, шпаргалка не даёт прямых и однозначных ответов. Она лишь помогает включить критическое мышление и в итоге использовать ситуацию, в которую вы попали, с максимальной выгодой и без потерь.

Источник