Алгоритм обучения количественному счету

Алгоритм обучения количественному счету

1. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно только при помощи количественного счета. Можно вспомнить (посмотреть предварительно мультфильм) сказку «Козленок, который считал до 10», использовать бытовую ситуацию (надо поставить на стол 5 чашек, положить 4 ложки) или ситуацию кормления животных в уголке природы (дай кролику 3 морковки), рисование, аппликацию, лепку (на клумбе расцвели

4 цветка — покажи) и т. п. Желательно начинать обучение со счета элементов однородного множества. Например, куклы, і чашки и т. п. Затем переходить к счету элементов разнородного множества.

2. Объясняем цель количественного счета: чтобы узнать сколько, ответить на этот вопрос, надо посчитать.

3. Объясняем правила количественного счета, сочетая их объяснение с показом, выполняя внешние развернутые действия и громко проговаривая слова-числительные. Например, считаем круги (яблоки, чашки). Указываем на первый круг и говорим: «Один круг (одно яблоко, одна чашка)» (не «раз»!). Указываем на второй и говорим «два (две)» (уже без именования существительным). Указываем на третий и говорим без именования существительным: «Три». Затем обводим круговым жестом все круги и говорим: «Всего три круга (яблока, чашки)», т. е. именуем существительным только число «один» и итоговое число. Чтобы дети научились согласовывать числительное с существительным, надо предоставлять для счета различные множества, представленные предметами женского, мужского и среднего рода. Уточняем, что сосчитывать надо обязательно все предметы; число соотносить только с одним предметом; считать предмет только один раз; не пропускать предметы при счете. В последующем ребенок может считать объекты, не прибегая к действиям рук, не проговаривая громко слова-числительные, а постепенно переводя счет во внутренний план, т. е. считать молча, «про себя».

3. Считаем в разных пространственных направлениях. Важно показать, что, сосчитывая все предметы, можно считать и справа налево, и слева направо. Результат не изменится.

4. Учим дифференцировать процесс счета от его итога. Просим детей использовать круговой жест при назывании итогового числа.

Обучение отсчету

При обучении отсчету следует помнить, что дети часто допускают следующие ошибки: считают не отсчитанные предметы, а свои действия. Ребенок берет один предмет из общего количества и говорит: «один», отставляет его в сторону или кладет в коробку, корзинку и говорит: «два», т. е. при отсчитывании одного предмета результат счета увеличивается вдвое. Поэтому для педагога важно помнить, что основное внимание следует уделить словесному обозначению не действия, а количества. Для этого следует дать детям ориентир для называния числа, например: «Число называем тогда, когда предмет уже положили в корзинку».

Различают следующие варианты отсчета: отсчет по образцу (наиболее легкий для детей, так как имеет зрительный контрольный ориентир); отсчет по названному числу. Образцами для отсчета могут служить группы предметов («отсчитай столько шишек, сколько ты видишь медведей»), карточки с изображениями («отсчитай столько грибов, сколько белочек нарисовано на карточке») или карточка с цифрой («отсчитай столько каштанов, сколько обозначено цифрой на карточке»). Задание для отсчета но названному числу звучит так: «Отсчитай пять апельсинов».

Во время выполнения ребенком действия педагог не должен вмешиваться, чтобы не сбить ребенка со счета, даже если ребенок допускает ошибку. Лучше это сделать после выполнения задания, предложив воспитаннику подумать, в чем он ошибся.

Обязательным в обучении выступают итоговые вопросы педагога: «Сколько ты отсчитал?», «Почему именно столько?».

Алгоритм обучения порядковому счету

Обучение порядковому счету проводится параллельно обучению количественному, т. е. в тех же пределах, что и количественный счет.

Вариант I

1. Предъявляем множество объектов. Оно может быть разнородным, но объединенным видовым понятием (например, игрушки, овощи, посуда, животные и др.), или однородным, каждый из элементов которого имеет отличительный признак (цвет, деталь украшения, разные предметы в руках и т. п.). Например, воздушные шары разного цвета, цыплята с бантиками разного цвета, клоуны с разными предметами в руках. Количество элементов множества должно соответствовать пределам усвоенного количественного счета.

2. Задаем вопросы: «Что (кто) это?» Отвечая на вопрос, ребенок группирует объекты, находит для названия характеристический признак. «Сколько предметов?», «Разные или одинаковые?», «Чем отличаются?». Если множество разнородное, то просим назвать каждый элемент.

3. Создаем проблемную ситуацию, требующую ответа на вопрос: «На каком (котором) по счету месте тот или иной предмет?» Уточнение «по счету» является обязательным. Нельзя пользоваться формулировкой вопроса «На каком месте?», поскольку такой вопрос является многозначным и ответ может быть не по существу порядкового счета (например, «на том», «на удобном», «на последнем» и т. п.).

4. Объясняем цель и правила порядкового счета. Цель: определить порядковое место каждого объекта. Правила: назвать направление счета; использовать при назывании только порядковые числительные; считать до того объекта, место которого мы хотим определить. Показываем порядковый счет в одном направлении (например, слева направо).

5. Упражняем детей в определении места каждого предмета при счете в одном направлении (например, слева направо).

6. Создаем проблемную ситуацию определения разного места одного и того же предмета двумя персонажами, которые дают правильный ответ, но считают при этом в разных направлениях (начиная с разных сторон). Например, «Заяц и Медведь считают порядковым счетом пять разноцветных воздушных шариков (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый). Заяц говорит о том, что зеленый шарик на четвертом месте, а Медведь утверждает, что он на втором месте. Кто из них прав? Почему?» Можно создавать ситуацию спора первого и последнего объектов о том, кто из них стоит на первом по счету месте. Например, «в ряд стоят Лиса, Медведь и Волк. Волк утверждает, что он на первом месте, а Лиса с ним не согласна. Она говорит, что это она на первом месте. Кто из них прав? Почему?»

7. Определяем значение указания направления счета при определении порядкового места объекта в ряду.

8. Упражняем детей в счете по порядку в разных направлениях.

9. Играем в игру «Что изменилось?». Данная игра является обязательной частью алгоритма, поскольку лучше всего позволяет упражнять детей в порядковом счете в разных направлениях в ситуации ведущего вида деятельности. При ее проведении надо помнить некоторые правила игры. Сначала детям надо задать направление порядкового счета, затем предложить внимательно посмотреть на предметы, сосчитать их по порядку в заданном направлении и запомнить порядок предметов. Затем объяснить, что, когда дети закроют глаза, предметы поменяются местами. Когда дети откроют глаза, им надо будет определить, что изменилось. Затем дается некоторое время, чтобы дети все запомнили. Педагог просит закрыть глаза и в это время меняет предметы местами. Менять местами можно только два предмета. Когда дети открывают глаза, спрашивает: «Что изменилось? Кто поменялся местами?» Затем в отношении каждого предмета спрашивает: «На котором по счету месте был предмет? На котором по счету месте он сейчас?»

Вариант II

Отличается от первого варианта тем, что множество объектов для пересчитывания порядковым счетом представляется не сразу все, а постепенно, по одному элементу, и детям предоставляется возможность познакомиться с порядковыми числительными, обозначающими не порядковое место предмета в ряду, а порядок следования предметов: первый, второй, третий и т. д. Количество элементов так же определяется пределами освоенного количественного счета.

1. Поэлементное представление множества с называнием объектов. «Кто пришел?» (что принесли в подарок; прислали в посылке ит. п.) в зависимости от сюжета занятия. Выставляем перед детьми объекты в ряд.

2. Когда все множество выстроено в ряд, задаем вопросы: «Как мы можем назвать все предметы одним словом?», «Сколько их? ».

3. Определяем очередность появления каждого элемента. Вопросы: «Кто (что) появился первым? вторым? и т. д.», «Кто (что) стоит в ряду первым? вторым?».

Источник

Вопрос 1.Обучение детей количественному счёту в детском саду

1. Теоретические вопросы: Цель обучения счёту. Приёмы обучения количественному счёту. Ошибки детей при счёте. Роль слухового и речевого анализаторов на первом этапе обучения. Отличие обучения количественному счёту старших дошкольников от младших. Приёмы обучения независимости числа от величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта. Закрепление знаний о количественном счёте в повседневной деятельности.

Читайте также:  Составить вопросы про собак

2.Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

3. Основные понятия: счет, количественный счет, приемы обучения.

4.Основные исследователи: А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, Л.Ф.Обухова, В.В.Данилова, Н.И.Чуприкова, З.С.Пигулевская.

Теоретические вопросы.

Работа с множествами, их сравнение путём взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого создаёт основу для перехода к обучению счётной деятельности.

Счёт – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием).

Счётная деятельность – называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Цель обучения счёту состоит не только в обучении умению называть числительные по порядку, отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом итог счёта, но и знакомстве с образованием каждого последующего и предыдущего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.

Приёмы обучения количественному счёту.

Обучение счёту детей среднего дошкольного возраста ведётся в пределах 5 и обязательно строится на основе сравнения двух групп предметов, расположенных параллельно в два ряда друг под другом. Сравниваемые группы должны отличаться только одним элементом, т.е. отражать последовательные числа: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Это создаёт наглядную основу для усвоения принципа образования каждого последующего (предыдущего) числа натурального ряда, помогает понять, почему одна группа предметов именуется одним числом, а другая – другим. Обучаем детей приёмам счёта предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатываем выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведётся на большом разнообразии наглядного материала.

Воспитатель многократно показывает и разъясняет правила счёта:

— называть числительные по порядку, начиная со слова «один»,

— дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой слева направо,

— одному предмету соотносить только одно число,

— в конце делать обобщающий жест и ещё раз назвать последнее число («всего пять предметов»).

Эти правила необходимы, чтобы дети поняли сущность счёта, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счёте, а не в правилах).

При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки:

— называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз»;

— пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды;

— считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;

— не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос «сколько?»;

— затрудняются в согласовании числительных с существительными;

— называют после каждого числительного предмет;

— путают количественные и порядковые числительные.

Когда дети научатся пересчитывать предметы, можно обучать их отсчёту предметов. Цель: научить отсчитывать нужное количество предметов из большего.

1. Отсчёт по образцу: детям предлагается посчитать предметы на образце и запомнить их количество, затем отсчитать столько же предметов.

2. Отсчёт по названному числу: «Отложи пять кругов и ещё один. Сколько получилось?» (знакомство с образованием соседних чисел).

Счёт при участии различных анализаторов. Наряду со счётом предметов при участии зрительного анализатора нужно упражнять детей в счёте на слух, на ощупь, а также в счёте движений. Например, воспитатель предлагает детям посчитать, сколько раз он ударит в бубен, по барабану, столу и т.п., сколько сделает шагов, или предлагает выполнить столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударит молоточек. Затем следует учить детей производить движения по названному числу: «Присядьте четыре раза», «Подбросьте мяч вверх три раза» и т.п.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с образованием чисел в пределах 10, необходимо показать независимость числа от различных признаков предметов: величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта.

Чтобы показать независимость числа от размеров предметов, берутся 2 группы мячей равных по количеству (по 5), но отличных по размеру (большие и маленькие). Не обязательно предметы выкладывать в ряд. Воспитатель спрашивает: «Одинаково ли количество мячей?» Чаще всего дети думают, что больших мячей больше. Предлагается сравнить их путём приложения – один к одному, либо путём пересчёта, а лучше и то и другое. Затем следует задать вопросы: «Почему многие подумали, что больших мячей больше, чем маленьких? Может ли больших и маленьких предметов быть поровну? Изменилось ли число предметов от того, что они разного размера? В каком случае число предметов будет изменяться?» Затем с помощью прибавления (убавления) предмета к множеству, нужно показать образование последующего (предыдущего) числа. Вопросы: «Сколько стало мячей?», «Как получилось 6 мячей? Как образуется число 6? Каких мячей больше? Какое число больше 5 или 6?». Подводим детей к выводу, что предметы можно брать большие и маленькие, а получать одно и то же количество.

Чтобы показать независимость числа от расстояния между предметами, берутся одинаковые группы предметов, равные по количеству, но в одной группе предметы расставляются на большом расстоянии друг от друга, а в другой группе — рядом. Вопросы аналогичны, но обращается внимание на расстояние между предметами.

Чтобы показать независимость числа от расположения предметов в пространстве, берутся 2 группы одинаковых предметов, равных по количеству, но расположенных по-разному (вопросы аналогичны), разница в следующем – подводим детей к выводу, что одно и то же количество предметов можно расположить по разному, число от этого не изменится.

Чтобы познакомить детей с независимостью числа от направления счёта, необходимо предложить детям посчитать предметы слева направо и наоборот. Важно запомнить число. Можно в конце каждого пересчёта поставить цифру. Воспитатель спрашивает: «Изменилось ли число от того, что предметы считают в разных направлениях?». Подводим детей к выводу, что предметы можно считать в любом направлении – число от этого не изменится.

Наиболее сложно детям считать предметы, расположенные по кругу. Лучше всего для этой цели брать предметы отличающиеся каким-либо признаком. Воспитатель предлагает выбрать предмет, от которого они начнут считать. Спрашиваем: в какую сторону лучше считать – по часовой стрелке или против? Подводим к тому, что считать можно в любом направлении, т.к. число от этого не меняется.

Пересчёт одних и тех же предметов разными способами убеждает детей в том, что необходимо хорошо запомнить предмет, с которого был начат счёт и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.

Для закрепления навыков счёта воспитатель постоянно использует большое количество игр и упражнений (например, «Найди пару», «Найди свой домик» и др.). В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приёма гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в «магазин» пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определённое количество предметов или кружков. В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счёта: по заданию воспитателя дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку.

Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

Воспитатель на нижней полоске размещает две ёлочки.

— Сколько ёлочек? (счёт хором до двух)

— На каждую ёлочку прискакали белочки. Возьмите столько же белочек, сколько ёлочек.

Один из детей выставляет на верхней полоске точно над ёлочкой – две белочки, считает вслух.

— Что можно рассказать о ёлочках и белочках? (Белочек столько же сколько ёлочек; ёлочек столько, сколько клоунов; по 2).

После этого на верхнюю полоску воспитатель ставит ещё одну белочку (демонстрирует образование последующего числа).

Читайте также:  ОК Google самые тупые ответы Гугл Чайные пакетики и творожок

— Прискакала ещё одна белочка. Больше стало белочек или меньше? (больше).

— Ёлочек две, а сколько же белочек? Нужно посчитать.

Воспитатель показывает образец счёта: «Одна, две, три — всего 3 белочки». Интонацией педагог выделяет итог счёта и обводит изображения белочек круговым жестом. Предлагает повторить, сколько всего белочек.

— Как получили 3 белочки? (было 2, прискакала ещё одна, т.е. к 2 прибавили 1.)

— Чего больше (меньше) – ёлочек или белочек? Почему? (больше белочек, одной белочке не хватило ёлочки).

— Что больше (меньше) – 2 или 3?

— Как сделать поровну? (убрать одну белочку или добавить одну ёлочку).

Воспитатель добавляет ещё одну ёлочку.

— Сколько стало ёлочек? (предлагает детям пересчитать).

— Поровну ли стало белочек и ёлочек? По скольку же белочек и ёлочек? Как получилось 3 ёлочки?

Затем необходимо показать образование предыдущего числа. Для этого из какого-либо множества убирается 1 предмет. Вопросы аналогичные.

Источник

Как научить ребёнка считать: счёт порядковый и количественный

Как научить ребёнка считать

Как научить ребёнка считать? Это не так сложно, как многим думается. Главное — поймать момент, когда кроха начнёт проявлять интерес к основам математики, и тогда уж действовать целенаправленно и планомерно. При этом, безусловно, важно учить счёту правильно, осознавая, чем порядковый счёт отличается от количественного. У вас имеются пробелы в этом вопросе? Не страшно, когда с вами «Эврика»!

Порядковый и количественный счёт: 5 отличий

Отличие 1: Цели

  • Количественный счёт применяется, когда нужно посчитать предметы. Т.е. определить, сколько их всего.
  • Счёт порядковый используется, чтобы узнать место предмета, его номер в упорядоченном множестве.

Итак, количественный счёт используем, чтобы определить общее количество элементов в множестве, порядковый — чтобы найти место конкретного элемента.

Отличие 2: Числительные

Для порядкового счёта нам нужны числительные порядковые, а для количественного, соответственно, — количественные. Напомним:

  • один, два, три и т.д. — количественные числительные (указывают на количество предметов);
  • первый, второй, третий и т.д. — порядковые числительные (указывают на порядок предмета в последовательности).

Отличие 3: Вопросы

Этот критерий, определяющий различие между порядковым и количественным счётом, очень легко и удобно использовать на практике.

Если можно задать вопрос «сколько», то счёт у нас количественный, т.е. мы хотим узнать «сколько всего»:

  • Сколько лапок у котёнка?
  • Сколько бубликов в пакете?
  • Сколько звёзд на небосклоне?

Когда мы хотим определить место предмета, то задаём вопрос «который» или «какой по счёту». Чтобы ответить на такой вопрос, нужно использовать порядковый счёт.

  • На каком этаже мы живём?
  • На каком автобусе мы отправимся в гости в бабушке?
  • Какую конфетку ты уже кушаешь?

Отличие 4: Направление

Если мы хотим определить количество, то неважно, в каком направлении будут пересчитаны предметы. Наша задача — определить, сколько их всего.

Чтобы узнать порядковый номер предмета, нужно считать по порядку, в указанном направлении. А если направление счёта поменять, результат может оказаться совершенно другим.

Рассмотрим картинку, чтобы усвоить:

  • ВТОРОЙ слева квадратик — красного цвета,
  • ВТОРОЙ справа — голубого.

Поменяли направление — изменился результат. Но количество квадратов осталось прежним.

Отличие 5: Значение

  • При количественном счёте числительное обозначает всю совокупность предметов.
  • При порядковом счёте числительное используется для обозначения места конкретного предмета и, соответственно, только к этому предмету и относится.

Игры для закрепления навыков порядкового и количественного счёта

Игра 1: Кто в домике

Для проведения игрового занятия вам понадобится одна небольшая игрушка и 5 совершенно одинаковых по размеру и цвету коробочек, в которые эту игрушку можно усадить, как в домик.

Коробочки можно смастерить с малышом на занятиях творчеством. А можно заменить их чем-то подходящим — например, пластиковой посудой или даже листами цветной бумаги. Кстати, в последнем случае мы получаем ещё больше пользы от игры: тренируем воображение крохи, предложив ему представить, что этот простой лист — великолепной красоты домик, в котором живёт его любимая игрушка.

Наша задача: показать юному счетоводу, что собой представляет порядковый счёт, для чего он нужен и как им пользоваться.

  • Сколько у нас домиков? Давай посчитаем. Один, два, три, четыре, пять! Всего 5 домиков!
  • Домики одинаковые или разные? Они совершенно одинаковые.
  • В одном домике спряталась твоя игрушка. Ты можешь, не показывая пальчиком, сказать мне, где игрушка?
  • Чтобы правильно сказать, в каком домике есть постоялец, надо узнать место этого домика. Давай посчитаем: первый домик, второй, третий, четвёртый, пятый.

Называя коробочки порядковым числительным, не забывайте сопровождать счёт указанием на соответствующий «домик».

Правильно назвав, в каком домике игрушка, пусть малыш пересадит её во второй, четвёртый домик. Снова и снова задавайте ему вопросы:

  • Сколько у нас домиков?
  • Сколько у нас игрушек прячется?
  • В каком домике игрушка?

Игра 2. Цветные фишки

Как научить ребёнка считать

Для этого занятия вам нужно подготовить 5 одинаковых предметов, которые будут отличаться только цветом. Что можно использовать? Да что угодно:

  • прищепки;
  • детали конструктора или мозаики;
  • машинки из набора;
  • детская посудка;
  • флажки;
  • вырезанные из плотного картона кружочки — фишки.

Чтобы игра не надоедала, меняйте подручный материал. Главное — отрабатывать порядковый и количественный счёт.

Для начала расставьте предметы в линию. А теперь начинаем:

  • Какая по счёту синяя фишка?
  • На третьей позиции стоит фишка какого цвета?
  • Поменяй местами синюю и красную фишку. Какие позиции они стали занимать в нашем ряду?
  • Собери фишки в коробочку, а теперь выкладывай их так: первая — зелёная, вторая — красная, третья — синяя…

Меняйте задания, чтобы малыш хорошо освоился с понятием порядкового счёта. Не забывайте периодически напоминать, СКОЛЬКО всего фишек участвует в игре.

Чтобы не путаться с позициями, можно использовать карточки с цифрами, озвучив, что каждая цифра указывает номер фишки, её место в ряду. Как кресла в театре, как дома на улице или квартиры в доме…

Игра 3. Подарок для Незнайки

Приготовьте 5 одинаковых цветков. Их можно нарисовать на бумаге, выполнить в технике оригами, сделать аппликацией — неважно. Важно, чтобы возле цветка помещался маленький квадратик — подарок для Незнайки.

Цель этой игры — наглядно продемонстрировать, что при порядковом счёте важно, как считать.

  • Бабушка прислала Незнайке телеграмму, в которой написала, что спрятала для него подарок на полянке под третьим цветком. Но человечек никак не может отыскать его.

Покажите, как «считает» цветы Незнайка, нарочно называя места неправильно, начиная счёт не с той стороны или считая не по порядку.

  • В чём проблема? Бабушка пошутила?

Малыш должен усвоить, что порядковый счёт должен однозначно указывать на предмет. Меняя направление счёта, мы получаем другую позицию, другой предмет, мы не находим подарок.

Поиграйте с цветочками, пересчитывая их справа налево, потом слева направо. А теперь посчитаем, сколько всего цветочков. Если уберём один, какой цветок исчез? А сколько их осталось на поляне? А если между третьим и четвёртым посадим ещё один цветочек, что изменится? Какой цветок теперь на пятом месте? А крайний справа цветок на каком месте?

Источник

Количественный и порядковый счёт. Учим ребёнка считать

Как научить считать дошкольника? Всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ребята в возрасте 4-5 лет очень любознательные. Главное, вовремя подхватить интерес ребёнка и увлечь его занимательными играми. Мы подобрали для вас 5 интересных занятий, которые помогут освоить большой мир чисел.

Содержание

К четырём годам малыши неплохо справляются с количественным счёётом до десяти. Некоторые даже знают 2―3 порядковых числительных. Пришло время учить детей применять оба вида математического счёта и правильно использовать вопросы.

В чём отличия количественного и порядкового счета

Для начала разберёмся с разницей в понятиях. Цель количественного счёта ― определить, сколько всего предметов. Вопрос так и звучит. Порядковый используется для определения места предмета в ряду других и сопровождается вопросом «какой по счёту?» или «который».

В первом случае не важно, как считать ― с начала или конца ряда. Количество будет одинаковым. При порядковом счёте обязательно задаём направление: прямое или обратное.

Читайте также:  История развития науки о культуре речи

Обучение детей порядковому счёту начните с доступного рассказа о его отличительных признаках. Используйте элементы игры, наглядность. Выложите на стол 6 разных игрушек.

blank

«Давай посчитаем, сколько всего предметов. Как надо считать? Один, два…шесть. Это количественные числительные. Запомни, когда хотят узнать количество предметов, задают вопрос «сколько?». Скажи, сколько в комнате стульев? А мячиков? Молодец!

Сейчас будем считать по-другому. Нужно узнать, в каком порядке стоят игрушки с начала ряда. Мишка какой по счёту? Правильно, первый. А зайка? Второй. Ёжик третий, лев четвёртый, Хрюша пятый, матрёшка шестая.

Это порядковые числительные, они указывают место предмета в общем ряду. У Хрюши какое место, сосчитай? Пятое. У ёжика? Третье. Запомни, когда спрашивают: «Какой или который по счёту?» нужно назвать порядковое число.

Давай поиграем. Возьми 5 разноцветных кубиков. Сейчас я буду спрашивать, а ты называть порядковый номер. Красный кубик какой по счёту (второй)? Молодец. Жёлтый кубик который по счёту (пятый)? Умница!

А теперь поменяемся, ты будешь спрашивать, я отвечать. Помнишь, как задать вопрос? Начинай».

Занятия счету с детьми

Регулярные занятия помогут научить ребёнка отличать количественный счёт от порядкового, правильно понимать и задавать вопросы.

Источник



Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5»

o Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

o Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

o Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивающие:

o Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;

Воспитательные:

o Воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.

Демонстрационный материал: фланелеграф, карточки с изображениями паровозика и 5 вагончиков с героями сказок (Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино, круги (желтый – утро, красный – день, голубой – вечер, черный – ночь, ноутбук, диск с телепередачей «Спокойной ночи, малыши!».

Раздаточный материал: матрёшки и медведи разного размера (большой, поменьше, еще меньше и т. д. – по 5 шт. для каждого ребенка; размер каждой матрёшки соответствует размеру медведя).

Ход занятия:

I часть

— Доброе утро, ребята! Посмотрите в окно, что вы видите? (Солнце, деревья, цветы, прохожих).

— Они, наверное, куда-то спешат? (По делам, на работу).

— Правильно. У каждого свои заботы.

— Ребята, отгадайте загадку:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

— Молодцы! (Воспитатель прикрепляет на фланелеграф жёлтый круг, объясняя, что он означает УТРО)

— Сегодня к нам пришли сказочные гости: Колобок, Красная Шапочка, Чебурашка, Буратино и Вини-Пух.

— Давайте вспомним, из каких сказок они пришли? (Ответы детей)

— Ребята, давайте посчитаем наших гостей. (Считают героев сказок)

— А теперь давайте выстроим вагончики и посчитаем. (Один, два, три, четыре, пять)

— Сколько вагончиков? (пять) (Затем считают их по порядку)

— Молодцы! Значит, у нас вагончиков пять и гостей пять. (Их поровну)

— Кто едет в первом вагончике? (Колобок)

— Кто едет во втором вагончике? (Красная Шапочка)

— В котором по счету вагончике едет Чебурашка?» И так далее.

— Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

II часть

— Ребята к нам сегодня пришли ещё одни гости. Это два семейства. Назовите их. (Семейство Матрёшек и семейство Медведей косолапых).

— Посчитайте, сколько тех и других? (По пять)

— Давайте немножко поиграем. Игра «Найди пару».

Дети делятся на две команды. У каждой команды по одному комплекту матрёшек (пять) и медведей разной величины (пять). Каждой команде нужно найти свою пару по величине и выстроить пары по росту. Та команда, которая быстрее справится с заданием, станет победителем. Играют до равного счёта, чтобы обе команды стали победителями.

— Молодцы, ребята! Победили обе команды!

— Ребята, а как вы думаете, кто из этих пар самый большой, кто меньше, а кто ещё меньше и кто самый маленький? (ответы детей)

Физминукта

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания, руки вверх.)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Повороты головой.)

Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед- назад.)

Вот он по лесу идет. (Ходьба врассыпную.)

Ищет мишка корешки (Наклоны, правой рукой к левой ноге, потом-наоборот.)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся (Движения по тексту.)

И на бревнышке уселся.

III часть

— А сейчас снова загадка:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

— Правильно, умнички! (Прикрепляет на фланелеграф красный круг, обозначающий ДЕНЬ)

— Ребята, а что мы делаем днём? (играем, обедаем, спим, занимаемся)

— А какое время суток сменяет день? Отгадайте загадку

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (Вечер) (Прикрепляет голубой круг). Этот круг обозначает ВЕЧЕР.

— Ребята, послушайте песенку. (Воспитатель включает на ноутбуке отрывок из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», и дети вместе с персонажами сказок смотрят мультфильм (видеозапись сказки).

— Ребята, как вы думаете, что теперь будут делать дети и герои сказок? (Спасть)

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит.

— Как называется эта часть суток? (НОЧЬ) (Воспитатель прикрепляет последний чёрный круг на фланелеграф и уточняет, что он означает НОЧЬ.)

Рефлексия. Воспитатель напоминает о чём шла речь на занятии.

— Молодцы! Вы все хорошо занимались! Занятие закончено.

Конспект занятия «Закрепление счета в пределах 4» Цель: Формирование умение соотносить предметов с числом. Совершенствовать навыки счета в пределах 4. Задачи: — Закрепить умение вести счет.

Дидактическая игра «Найди для жучка свою ромашку» — совершенствование навыков количественного счета в пределах 10.Дидактическая игра «Найди для жучка свою ромашку» — совершенствование навыков количественного счета в пределах 10. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Закрепление счета в пределах десяти» КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №36 143409,.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Квадрат. Закрепление навыков счета в пределах 4» ФЭМП во второй младшей группе. Цель: познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить навыки счета в пределах 4. Развивать умение.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Закрепление порядкового счета до 10»Конспект НОД по математике в старшей группе «Закрепление порядкового счета до 10» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: создать условия для.

Конспект ООД по ФЭМП «Закрепление количественного состава числа 5»Конспект ООД по ФЭМП «Закрепление количественного состава числа 5» И. А. Помораева, Февраль занятие №3 с. 48 ема: Закрепление количественного состава числа 5. Программное содержание: Закреплять представления.

Конспект ООД по ФЭМП «Закрепление счета в пределах 8» (старшая группа) Цель: Закрепить навыки счета в пределах 8. Задачи: 1. Развивать представления детей о том, что считать предметы можно в любом направлении.

Конспект ООД (познавательное развитие) «Закрепление порядкового счета до 4» Примерная основная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Возрастная группа: средняя Тема ООД:.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Закрепление порядкового счета в пределах 10» Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10 Задачи: Образовательная: Способствовать накоплению умений считать.

НОД по ФЭМП в средней группе «Закрепление счета в пределах 3»НОД по ФЭМП в средней группе «Закрепление счета в пределах 3» НОД ФЭМП в средней группе » Закрепление счета в пределах 3: «Сколько?» ,» Который по счёту?». Лохманова Алеся Цели : -Закрепление счёта.

Источник