Анализ результата графический диктант

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Назначение методики : методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и действовать по правилам, т.е. точно выпол­нять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятель­но действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.

Материал :протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками, листы с диктуемы ми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел.

Процедура проведения

Методика «Графический диктант» проводится только фронтально, поскольку она направлена на изучение уме­ния ребенка следовать указаниям взрослого, адресован­ным группе учащихся или классу в целом.

Желательно, чтобы при проведении присутствовал ас­систент (его функции может выполнять учитель). Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.

Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нане­сенными на нем четырьмя точками, на котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в слу­чае необходимости — дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог дает предва­рительные объяснения.

Психолог:«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивы­ми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какуюсторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите,она указывает на дверь. (Называет какой-либо реальный ори­ ентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длиной в одну клетку.) Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рису­ ет соответствующую линию.)

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. (Снова называет реально имеющийся в помещении ориентир.) Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну. (На доске проводит соответству­ющую линию.) Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора (рис. 1):

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна кле­точка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продол­жайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На само­стоятельное продолжение узора даются 1,5—2 мин. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти повсейширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) ас­систент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошиб­ки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. По ходу само­стоятельного рисования детьми узора не дается никаких до­полнительных указаний, ошибки не исправляются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии вре­мени, отведенного для самостоятельного продолжения узора дается следующая инструкция (рис. 2):

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка напра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям 1,5—2 минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию (рис. 3):

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисо­вать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка на­право. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте ри­совать этот узор».

Через 1,5—2 мин начинается диктовка последнего узора (рис. 4):

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внима­ние! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­лево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо­вать этот узор».

Читайте также:  Результаты егэ за 2004 год

Для более четкой организации работы можно после прове­дения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».

По истечении времени, предоставленного на самостоятель­ное продолжение последнего узора, психолог и ассистент со­бирают у детей листки.

Оценка результатов :

Результаты выполнения тренировочного узора не оце­ниваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продол­жение узора. Первый показатель свидетельствует об уме­нии внимательно слушать и четко выполнять указания учи­теля, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.

Оценка выполнения диктанта производится по следую­щей шкале:

—4 балла — точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);

Источник



Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Источник

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» Д. Б. ЭЛЬКОНИНА

Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Диагностические возможности методики.

• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.

• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально- волевой сферы.

• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.

Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости — дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Читайте также:  Важность выбора ты выбираешь какой будет твоя жизнь

Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите пака я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее проводите вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Эта я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно (снова называется реальный имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево — к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?

Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги.   Теперь   одна клеточка вправо. Одна   клетка   вверх . Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три   клетки   вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

praktikum-grafdikal-0.jpg

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В   основных   узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4   балла   – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0   баллов   –   отсутствие   сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2   оценки   за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается   средний   балл за самостоятельную работу. Сумма этих   оценок   дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Источник

Анализ результата графический диктант

Назначение методики : методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и действовать по правилам, т.е. точно выпол­нять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятель­но действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.

Материал :протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками, листы с диктуемы ми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел.

Процедура проведения

Методика «Графический диктант» проводится только фронтально, поскольку она направлена на изучение уме­ния ребенка следовать указаниям взрослого, адресован­ным группе учащихся или классу в целом.

Желательно, чтобы при проведении присутствовал ас­систент (его функции может выполнять учитель). Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.

Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нане­сенными на нем четырьмя точками, на котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в слу­чае необходимости — дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог дает предва­рительные объяснения.

Читайте также:  Показать результаты реала мадрида

Психолог:«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивы­ми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какуюсторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите,она указывает на дверь. (Называет какой-либо реальный ори­ ентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длиной в одну клетку.) Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рису­ ет соответствующую линию.)

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. (Снова называет реально имеющийся в помещении ориентир.) Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну. (На доске проводит соответству­ющую линию.) Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора (рис. 1):

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна кле­точка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продол­жайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На само­стоятельное продолжение узора даются 1,5—2 мин. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти повсейширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) ас­систент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошиб­ки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. По ходу само­стоятельного рисования детьми узора не дается никаких до­полнительных указаний, ошибки не исправляются. В случае необходимости робких детей ободряют. По прошествии вре­мени, отведенного для самостоятельного продолжения узора дается следующая инструкция (рис. 2):

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка напра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям 1,5—2 минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог дает следующую инструкцию (рис. 3):

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисо­вать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка на­право. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте ри­совать этот узор».

Через 1,5—2 мин начинается диктовка последнего узора (рис. 4):

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внима­ние! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­лево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисо­вать этот узор».

Для более четкой организации работы можно после прове­дения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».

По истечении времени, предоставленного на самостоятель­ное продолжение последнего узора, психолог и ассистент со­бирают у детей листки.

Оценка результатов :

Результаты выполнения тренировочного узора не оце­ниваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продол­жение узора. Первый показатель свидетельствует об уме­нии внимательно слушать и четко выполнять указания учи­теля, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.

Оценка выполнения диктанта производится по следую­щей шкале:

—4 балла — точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);

Источник