Анкетирование с открытыми вопросами с закрытыми вопросами с полузакрытыми

Виды вопросов в анкете.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:анкетирование; виды воп­росов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, кос­венные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:развитие умений формулировать и редактиро­вать вопросы анкеты.

Общая характеристика метода

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Резуль­таты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспита­ние» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

oвысокой оперативностью получения информации;

oвозможностью организации массовых обследований;

oсравнительно малой трудоемкостью процедур подго­товки и проведения исследований, обработки их результа­тов;

oотсутствием влияния личности и поведения опраши­вающего на работу респондентов;

oневыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

oотсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в
свободном интервью изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

o не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые уста­новки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспе­чивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой ин­формации.

Виды вопросов в анкете.

Посодержанию(или направленности)вопросов выде­ляют три вида:

1)о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2)о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3)о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответавопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1) Закрытый вопроссодержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них.

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

— согласен, но бывают исключения

— не согласен, но иногда бывает

— совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли У Вас времени на: Да Нет Не знаю

При обработке данных от больших контингентов рес­пондентов используют кодирование ответов закрытых воп­росов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозна­чения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить круж­ком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Одна­ко в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способ­ны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты либо тогда, когда есть необходимость в максимально пол­ном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулированиявопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенныйвопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции, как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функциивопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.

2) Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? .

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3)Контрольныевопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Источник



Типы вопросов в анкете по форме и по функциям

Вопросы в анкете один от другого различаются по наличию возможных ответов. Если внимательно посмотреть на форму вопросов, поставленных в анкете, то можно выделить три варианта ответов на них:

Открытые вопросы – это вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов, т.е. респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос в зависимости от своей информированности, компетентности, желания отвечать на данный вопрос. Открытые вопросы, как правило, используются в пилотажных исследованиях для разработки вариантов ответов на другие виды вопросов. Их доля в анкетах невелика и зачастую не превышает 8 — 10 % от общего количества вопросов.

Открытые вопросы, традиционно, ставятся в конце анкеты для: сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений об опрашиваемой проблеме; опроса экспертов с тем, чтобы сохранить индивидуальное мнение по исследуемой проблеме; сбора дополнительной информации при опросах общественного мнения и т.д.

Закрытые вопросы, в которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов ответов, предложенных в вопросе. Структурно закрытый вопрос включает в себя собственно вопрос и ответную часть, содержащую ожидаемые или возможные варианты ответов.

Удобство закрытых вопросов состоит в том, что они:

· увеличивают заполняемость анкет, сокращая число не ответивших респондентов;

Читайте также:  Вопросы для мальчиков при первом знакомстве

· позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки;

· стандартизируют ответы респондентов по заданному числу позиций.

В то же время это удобство не всегда является бесспорным для всех исследовательских ситуаций.

В зависимости от числа ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при ответе на вопрос, закрытые вопросы по функциям могут быть следующих видов:

а) дихотомические вопросы типа «да — нет». В ответе на такой вопрос респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, чем выразить свое согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа;

б) альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбор одной из уравновешенных формулировок;

в) шкальные вопросы, в которых респондент должен соотнести свое мнение с одним из делений предложенной шкалы;

г) вопросы — «меню», которые предполагают выбор неограниченного числа ответов или отбор заданного числа ответов в соответствии с критерием важности, предпочтительности, значимости.

Полузакрытые вопросы, сочетающие в себе преимущества открытого и закрытого вопросов. Структурно вопросы данного вида состоят из побудительной части (собственно вопроса); ответной части, содержащей специально разработанный перечень ответов (возможных и ожидаемых); свободных строчек, для дополнительных вариантов ответов, сформулированных респондентом (что еще?, другое).

Однако не всегда полузакрытый вопрос расширяет познавательные возможности. Обычно, респонденты ограничиваются предложенным перечнем ответов. Число приписок, как правило, невелико. Следовательно, они редко обрабатываются и включаются в анализ. Вместе с тем, среди приписок могут быть очень ценные, оригинальные или неожиданные для социологов высказывания по проблеме исследования.

Кроме различий по форме вопросы в анкете могут различаться и по функциям. По функциям различают следующие виды вопросов:

Вопросы — фильтры, используемые тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. При помощи этих вопросов социолог определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны для исследования.

Например, прежде чем выяснить у респондента какой форме медицинского обслуживания он отдает предпочтение (государственной поликлинике, медицинскому кооперативу, отдельно практикующим врачам, больнице или вообще никаким), необходимо предвосхитить этот вопрос вопросом: какие лечебные заведения респондент посетил в течение года (поликлинику, медицинский кооператив, отдельно практикующего врача, ничего не посещал). Или вопросом: как Вы оцениваете свое здоровье (практически здоров, периодически болею, страдаю хроническими заболеваниями). Из ответов на вопросы-фильтры можно сделать вывод, является ли респондент достоверным источником по вашей проблеме исследования.

Если человек здоров, к врачам не обращался в течение длительного периода, то и мнение его о работе медицинских учреждений будет не совсем объективным, надуманным.

Контрольные вопросы, предназначенные для проверки логической непротиворечивости, достоверности и искренности респондентов. В анкету могут быть включены контрольные вопросы следующих видов:

— вопрос о каком либо явлении, данные о котором стопроцентно известны;

— вопрос закрытого типа с перечнем ответов на него, среди которых один заранее известен;

— можно поставить вопрос о вымышленном событии или несуществующих людях.

По графическому оформлению в анкетах выделяют:

Как правило, номера вопросов анкеты обозначаются римской цифрой, а варианты ответов (с целью удобства их кодировки и подсчета ЭВМ) обозначаются трехзначной цифрой (от 001 до 999). Подсчет ответов на вопросы может производиться и вручную с использованием матрицы подсчета ответов на вопросы анкеты. Матрица подсчета имеет следующий вид:

Источник

Анкетирование – что это такое, где применяется, плюсы и минусы, типы вопросов

Доброго времени суток, уважаемые гости моего сайта! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, зачем оно нужно и стоит ли участвовать во всевозможных опросах.

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Что такое анкетирование

Что такое анкетирование

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к терминологии. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

  • Есть ли у вас приусадебный участок?
  • Какие культуры вы на нем выращиваете?
  • Получаете ли вы доход с сада и огорода?
  • Хотели бы вы заняться фермерством?
  • Какие виды плодовых культур вы знаете?
  • К какому семейству относится томат?
  • Что представляет собой плод томата с точки зрения ботаники?

Сфера применения

Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы

Преимущества и недостатки анкетирования

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов.

Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более.

Раздаточное анкетирование

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Оплачиваемые опросы в интернете

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Читайте также:  Нет ответов но куча вопросов

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа YouThink , Survey Harbor , Анкетка , Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

  • Заведите электронный почтовый ящик и кошелек в любой из платежных систем (например, Вебмани, Юмани, Пейпал).
  • Изучите популярные онлайн-опросники. Их десятки, но правила примерно одинаковы на всех.
  • Зарегистрируйтесь на избранных ресурсах. Рекомендую сразу пройти регистрацию на 3-5 площадках. Это сделает заработок более-менее весомым, ведь один сайт приносит в месяц не более 5-10 доступных анкет.
  • Заполните профиль. Это позволит системе составить ваш портрет и приглашать к участию только в подходящих к вашим данным опросам.
  • Ожидайте приглашений. Информация о доступных опросах будет отображаться в ваших личных кабинетах и приходить на указанный емейл.
  • Заполняйте анкеты. Лучше начинать отвечать на вопросы сразу же после поступления предложения: анкетирование ограничивается по времени, можно и не успеть.
  • Отправляйте результаты. Заполненные анкеты (только полностью, без пропущенных пунктов) поступают в систему для обработки.
  • Копите деньги. За участие в анкетировании можно заработать от 30 до 150 рублей, потратив на все-про все 15-50 минут времени (в зависимости от количества вопросов). Как только накопится минимальная сумма, можете ее вывести на электронный кошелек, счет мобильного телефона, карту и так далее (в зависимости от возможностей, предоставляемых ресурсом).

Иные виды анкетирования

Среди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу.

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

Составление опросных анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

  • Тема опроса определяется четко. Если какие-то вопросы выбиваются из общей тематики, внимание респондента рассредотачивается, что крайне нежелательно. Исключения могут быть, но при условии, что составитель опросника четко понимает, зачем это нужно.
  • Вопросы следует расположить логично и последовательно. Это поможет респонденту сохранить интерес до конца заполнения опросного листа.
  • Вопросы должны быть четкими и не допускать двоякого толкования. Поэтому только простые фразы, грамотный русский язык, лаконичные формулировки!
  • Один пункт должен соответствовать только одному вопросу. Если в пункте перечислено несколько вопросов, возникает проблема: как обработать результаты максимально корректно?
  • Нежелательно менять слова. Это не сочинение или художественная литература, играть синонимами крайне нежелательно. Если в одном пункте вы сказали «собака», в другом скажите так же, не заменяя это слово на «пес» или другие лексические аналоги.
  • Не стоит давать респонденту подсказок. Если информант прочтет подсказку, он может на автомате дать ответ, не соответствующий истине или его взглядам. Картина исследования будет искажена. Однако сложные вопросы и специфичные формулировки можно и даже нужно разъяснять.
  • Если в анкете используются закрытые вопросы, желательно предусмотреть возможность своего варианта ответа. Закрытые вопросы предусматривают выбор из нескольких готовых вариантов по типу теста. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позднее.

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

  • Введение. Цель вводного абзаца – побудить респондента к конструктивному диалогу. В нем можно рассказать об организаторах и целях исследования, а также заверить респондента в конфиденциальности предоставляемой им информации.
  • Паспортичка. Несмотря на то, что анкетирование в большинстве случаев предусматривает анонимность, некоторые данные о респонденте иногда необходимы (естественно, общие, без личной информации). Личные вопросы выносятся в так называемую «паспортичку», позволяющую нарисовать портрет целевой аудитории. В большинстве случаев, паспортичку располагают после основной части (ответив на большую часть вопросов, респондент уже настроен на откровенность и раскрепощен), но иногда она предваряет блок с основными вопросами.
  • Основная часть. В ней располагаются вопросы, сформулированные и расположенные таким образом, чтобы наилучшим образом решить задачи исследования. Важно достичь глобальной цели – настроить респондента на доброжелательный конструктивный лад и простимулировать его честно ответить на все поставленные вопросы.

Классификация вопросов

Виды вопросов

Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.

Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».

Переходим к классификации вопросов по функциям:

  • Основные. Эта группа вопросов касается преимущественно фактов и четких суждений. Зачастую они же выполняют функцию фильтра, отсеивая нецелевых информантов. «Есть ли у вас домашние животные?» – при отрицательном ответе вопросы, касающиеся условий содержания и кормов будут явно бессмысленными.
  • Контрольные. Они обычно располагаются между основными и выполняют функцию «детекторов лжи». С их помощью проверяется степень искренности респондента. Вопрос «Любите ли вы своего супруга?» – основной, а «Хотели бы вы развестись?» – созданный специально для него контрольный.
  • Буферные. Эти вопросы обычно располагают между смысловыми блоками. Их цель – помочь переключиться с одной темы на другую.
  • Контактные. Их цель – установить атмосферу доверия, открытости и доброжелательности.
  • Ловушки. В принципе, это те же контрольные вопросы, призванные проверить искренность информанта, но сформулированные в весьма завуалированной форме.

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

  • Открытые. Информант самостоятельно формулирует ответ своими словами. Такие вопросы зачастую остаются без ответов либо респонденты относятся к ним крайне поверхностно. Это понятно: писать развернутый ответ гораздо сложнее, чем сделать выборку из предложенных вариантов. К сожалению, и обрабатывать открытые вопросы значительно сложнее: свободная информация плохо поддается систематизации. Но иногда попросту невозможно сделать вопрос закрытым. «Перечислите последние три прочитанные вами книги», «Если бы вы начинали сначала, какую профессию бы избрали?» – ну что тут закроешь, правда?
  • Закрытые. Это вопросы по образцу тестовых: респондент должен выбрать ответ из предложенных вариантов. Закрытые вопросы в свою очередь делятся на дихотомические (да/нет), альтернативные (предлагается выбрать один вариант), вопросы-меню (можно выбрать несколько вариантов). К этой же категории можно отнести и матричные либо масштабные вопросы, когда что-то нужно выставить в порядке приоритетности либо оценить по предложенной шкале.
  • Полузакрытые. Это очень хороший вариант, когда охватить все варианты в закрытом вопросе попросту невозможно. Информанту предлагаются не только готовые варианты ответов, но и альтернатива – можно вписать вручную свой вариант. Правда, практика показывает, что большинство респондентов этой альтернативой не пользуется, предпочитая отмечать готовые варианты.

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Читайте также:  Национальные экономические модели

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Источник

Анкетирование с открытыми вопросами с закрытыми вопросами с полузакрытыми

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:анкетирование; виды воп­росов: о личности респондента, о фактах сознания, о фактах поведения, закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, кос­венные, информационные, фильтры, контрольные, вопросы-контактёры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:развитие умений формулировать и редактиро­вать вопросы анкеты.

Общая характеристика метода

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготов­ленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Резуль­таты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспита­ние» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

oвысокой оперативностью получения информации;

oвозможностью организации массовых обследований;

oсравнительно малой трудоемкостью процедур подго­товки и проведения исследований, обработки их результа­тов;

oотсутствием влияния личности и поведения опраши­вающего на работу респондентов;

oневыраженностью у исследователя отношений субъек­тивного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

oотсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в
свободном интервью изменять порядок и формулировки воп­росов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

o не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые уста­новки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспе­чивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой ин­формации.

Виды вопросов в анкете.

Посодержанию(или направленности)вопросов выде­ляют три вида:

1)о личности респондента, касающихся его пола, возра­ста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2)о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3)о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответавопросы подразделяют­ся на закрытые, полузакрытые и открытые.

1) Закрытый вопроссодержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графичес­ки свой выбор из данных ему вариантов. Количество дела­емых выборов (один или несколько) обычно оговаривает­ся инструкцией.

Существуют следующие способы предъявления вариан­тов ответов для закрытого вопроса:

а) дихотомическая форма, предлагающая противополож­ные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно — неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);

б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на несколь­ких из них.

«Какие лекции вы посетили на этой неделе?

в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:

— согласен, но бывают исключения

— не согласен, но иногда бывает

— совершенно не согласен

г) табличная форма. Например:

Достаточно ли У Вас времени на: Да Нет Не знаю

При обработке данных от больших контингентов рес­пондентов используют кодирование ответов закрытых воп­росов.

Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозна­чения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить круж­ком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Одна­ко в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способ­ны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и оп­ределенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него цели­ком и полностью сформулирует сам респондент.

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты либо тогда, когда есть необходимость в максимально пол­ном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулированиявопросы мо­гут быть прямыми и косвенными.

1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, откры­тое получение информации от респондента. Предполагает­ся, что на него будет дан столь же непосредственный и че­стный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно крити­ческое отношение к себе и к другим, многие склонны огра­ничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ препо­давателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто про­пускаете лекции?»

2) В таких случаях составляют косвенныйвопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображае­мой ситуации, маскирующей критический потенциал пе­редаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции, как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функциивопросы анкеты подразделяются на инфор­мационные (основные), фильтры и контрольные (уточня­ющие).

1) При этом большинство вопросов направлено на полу­чение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основныевопросы.

2) Вопросы-фильтрыиспользуют, когда необходимы све­дения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психо­логов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? .

Каково качество практических занятий по психологии общения?

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые филь­тром, позволяют избежать искажений информации, вноси­мых ответами недостаточно компетентных лиц.

3)Контрольныевопросы дают возможность уточнить пра­вильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если отве­ты основного и контрольного вопроса диаметрально про­тивоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множе­ство ответов там, где на практике может быть лишь одно­значный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»

«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь не­знакомцам?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероят­ность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

— в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

— ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

— контролю необходимо подвергать лишь наиболее су­щественные вопросы в анкете;

— необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Источник