Античная философия Основные идеи

Античная философия. Основные идеи.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. до VI в. н.э. Вклад в развитие мировой цивилизации.

Этапы античной философии:

— ранняя классика (натуралисты, досократики, главные проблемы — Космос и его строение);

— средняя классика (Сократ и его школа; софисты, главная проблема — сущность человека);

— эллинизм (неостоицизм, главные проблемы — мораль и свобода человека, проблемы познания, отношения Бога и человека).

Основные идеи античной философии. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия материи и ее форм. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом космоса.

Античная философия. Аристотель

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. до VI в. н.э. Вклад в развитие мировой цивилизации.

Этапы античной философии:

— ранняя классика (натуралисты, досократики, главные проблемы — Космос и его строение);

— средняя классика (Сократ и его школа; софисты, главная проблема — сущность человека);

— эллинизм (неостоицизм, главные проблемы — мораль и свобода человека, проблемы познания, отношения Бога и человека).

По Аристотелю философия начинается с удивления, и кроме того с раз-очарования (освобождения от иллюзии и соблазна).

Первый философский трактат нарисованный на папиросе называется «Разговор разочарованной со своей душой».

«ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ». В этих словах, сказанных Аристотелем, заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни. Аристотель, как и многие другие, не мыслил человека вне общества. По Аристотелю, человек во всей полноте способен реализовать свои возможности, самого себя только в государстве, с его обычаями, традициями и принятыми образцами поведения. Разумное существо, разумный индивид является полисным (полис – город-государство в Древней Греции), или политическим существом.

Аристотель огромное значение придавал образованию, утверждая, что оно необходимо каждому живущему в обществе, как воздух.

Три вида философии Аристотеля: теоретическая — изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего; практическая — изучающая деятельность человека, устройство государства; поэтическая.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Античная философия. Сократ и Платон

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. до VI в. н.э. Вклад в развитие мировой цивилизации.

Этапы античной философии:

— ранняя классика (натуралисты, досократики, главные проблемы — Космос и его строение);

— средняя классика (Сократ и его школа; софисты, главная проблема — сущность человека);

— эллинизм (неостоицизм, главные проблемы — мораль и свобода человека, проблемы познания, отношения Бога и человека).

«Я ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ». Этот знаменитый афоризм принадлежит Сократу и выражает основы его учения. Сократ противопоставляет себя софистам (людям, которые кичились своим всезнайством и часто, используя только логические приемы, доказывали ту истину, которую только что отвергали). Он утверждает, что само знание переменчиво, и с течением времени люди достаточно часто отвергают то, во что верили. Поэтому абсолютная истина человеку недоступна, и она является лишь достоянием высших сил. Философ не оставил после себя каких-либо сочинений. Он считал, что истину невозможно записать на бумагу, иначе она станет мертвой истиной. Живая истина рождается в разговоре, в диалоге между людьми. Поэтому, как свидетельствует история, Сократ ходил по городу и вступал в беседу с различными людьми – и в ходе этих бесед пытался найти истину.

Главными проблемами, которые интересовали Сократа, были проблемы, связанные с человеком, смыслом его существования, его стремлениями и желаниями.

«СТРЕМЛЕНИЕ К МУДРОСТИ – ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ».

Платон (427-347 гг. до н.э.) — основоположник идеалистической европейской философии, основатель Академии. Свое учение о философии, как о любви к мудрости, Платон изложил в знаменитых диалогах, количество которых, по подсчетам ученых, достигает пятидесяти. Диалоги Платона представляют собой литературные произведения в прозе, а именно – своего рода записи бесед между двумя людьми, философами, одним из которых каждый раз выступает великий учитель Платона Сократ.

Чтобы сделать свои мысли более понятными и привести к ним читателя постепенным, логическим путем, Платон заимствовал у Сократа его метод майевтики (знаменитое «повивальное искусство»). Сущность его состоит в том, чтобы показать человеку весь путь – от полного заблуждения или незнания до обладания истинным знанием.

Помимо названных выше майевтики и принципа Сократа, Платон заимствовал также представления своего учителя о морали как о постоянном стремлении к получению знаний.

Древнекитайская философия. Конфуций

Главный интерес китайской философии — отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Невмешательство, или не деяние (увэй — созерцательное отношение к действительности) — одно из главных требований дао по отношению к человеку.

Дэ — опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци — мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Мужское начало Ян, женское начало — Инь.

Для китайской философии характерно единство противоположностей:

Ян – инь, день – ночь, небо – земля, свет – тьма, тепло – холод.

Конфуций — виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Имя данное при рождении — Кун Цю. Мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почтенный учитель Кун. Конфуцианство — философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Почитание знати, требование признания строгой субординации внутри общества, этические правила «почтения». «Сяо» — «почтение к родителям», «ди» — «почтение к старшему брату», «чжун» — «верность правителю и своему господину». Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения).

В жизни Конфуций неизменно держался 4 вещей:

1. он не предавался пустым размышлениям;

2. не был категоричен в суждениях;

3. не проявлял упрямства;

4. не думал о себе лично.

Обращался за советом к Лао-Цзы.

МК — это особая деятельность (индустрия) по обслуживанию массовых фантазий, мифов и грез.

Каждому человеку нужно во что то верить и на что то надеяться. В так называемый Happy end, как бы сейчас не было плохо всё должно наладиться. Даже если ты не имеешь дома, семьи и денег с тобой обязательно произойдет какой то счастливый случай который всё перевернет в твоей жизни. Это всё хорошо воплощает Голливуд или Болливуд, не так много людей пойдут на сложные психологические фильмы или на фильмы с плохим трагическим концом, большинству людей хочется видеть себя в каком либо герое фильма который в конце становится богатым и знаменитым, например, массовой американской мечтой является: «кто был никем тот станет всем», а воплощением этой мечты стал Арнольд Шварценеггер.

2. МК-обращение к сознанию простого человека.Это не должно зависеть от уровня развития читателя, слушателя, зрителя.

МК- популярные жанры.

Конечно отражение это получает в фильмах и спектаклях. Чаще всего в наших кинотеатрах мы видим такие жанры как комедии, детективы, катастрофы, мелодрамы, триллеры, особенно связанные с ужасами. Количество людей идущих например в театр на трагедии сокращается в десятки раз. Любое классическое произведение поставленное в популярном жанре будет иметь грандиозный успех.

4. МК- ориентация на коммерческий успех.Индустрия складывается на том что нужно человеку именно в этот момент, что нужно ему именно сейчас, например если резко начался слух о том что молнии в течении нескольких дней поразили несколько домов, то резко возрастает продажа громоотводов.

Философия и мировоззрение.

Философия – любовь к мудрости (Фило – люблю, София — мудрость).

Мудрость – причастность человека к вечным ценностям, и тайнам жизни. Мудрость – гармония человека с окружающим миром и самим собой. Мудрость – (Уильям Джеймс) знание того на что не следует обращать внимания.

Философия – размышление о любых вещах с точки зрения их предельного смысла. Любой вопрос о смысле является философским. (Смысл жизни, смысл смерти, смысл истории, смысл техники, смысл страдания, смысл любви).

Философия – право человека на собственное сознание.

По Аристотелю философия начинается с удивления, и кроме того с раз-очарования (освобождения от иллюзии и соблазна).

Первый философский трактат нарисованный на папиросе называется «Разговор разочарованной со своей душой».

Мировоззрение складывается пол влиянием его собственных жизненных обстоятельств и культурных воздействий.

Задачи философии: систематизация мировоззрения, т.е. упорядочение, установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и второстепенного.

Итоговое определение философии: Философия — это система целостного понимания отношения к миру.

Миф, религия, философия – исторические типы мировоззрения: их общие и отличительные черты.

Миф как первая форма осознания человеком себя и мира. Миф как универсальная форма сознания древних народов. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы и человека в мифе. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования.

Философия – рациональное миропонимание.

Мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется наобыденное, профессиональное и научное.

Восток (дух, огонь)

Интроверт (обращение во внутрь)

1. Не-деяние (у-вэй)

2. Право-полушарное восприятие мира (образно — чувственно)

3. Молчание – диалог (взгляд, прикосновение).

4. Законы человека и природы едины.

5. Наука существует в форме искусства («Джами» — Поэзия песен интеллекта).

6. Образ мира – круг. (идея вечного возвращения. Идея реинкорнации).

7. Быть (установка).

Восток (дух, огонь)

Интроверт (обращение во внутрь)

1. Не-деяние (у-вэй)

2. Право-полушарное восприятие мира (образно — чувственно)

3. Молчание – диалог (взгляд, прикосновение).

4. Законы человека и природы едины.

5. Наука существует в форме искусства («Джами» — Поэзия песен интеллекта).

6. Образ мира – круг. (идея вечного возвращения. Идея реинкорнации).

7. Быть (установка).

Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем. В этом смысле особо важное актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций.

Восток и Запад, порождая новые и новые культурно-исторические типы, сменяющие друг друга, привносят в историю человечества общие для него достижения. Взаимодействие и преемственность типов приводит к дальнейшему развитию. Открытия и изобретения, такие как порох, гравюра, компас и другие, пришли на Запад с Востока, посредством арабов. Только взаимопроникновение могло принести их в западную цивилизацию. Противопоставление Запада и Востока, если бы оно существовало в абсолютном понимании этого слова, а уж тем более постоянная вражда и борьба Запада и Востока, остановили бы прогресс. Именно поэтому противопоставление Запада и Востока, наделение Запада званием единственного носителя прогресса и исторической динамики, а Востока – упадка и регресса, не может иметь под собой реальных оснований.

Не переживший одиночества в юности так и не становится взрослым. Или еще глубже: он так и не становится молодым. Он остается вечным подростком и проносит себя как стареющего подростка по всем ступеням жизни.

Ты живешь (работаешь, учишься, занимаешься разными делами), а бомж существует. Он существует не просто так, а потому что хочет жить. Разница в том что в жизни есть смысл, цель, стремление. А существование это бесцельно прожитое время. Существование это бездумное, пустое влечение жизни. А жизнь — это разумное, интересное и веселое, живое и настоящее.

Период существования биологического организма(с момента появления до момента смерти) называется жизнью.

Жизнь — это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находится внутри каждого из нас. Жизнь дается каждому не просто так. Человек должен оставить какой-то след после себя, это может быть что угодно, что может принести будущему поколению пользу.

Люди придумали много теорий о жизни. Все они претендуют на универсальность и очень хорошо работают, особенно тогда, когда становятся догмами. Главное — знать, чего вы хотите — спасти свою душу (теология), удовлетворить свои инстинкты (Фрейд), добиться власти (Адлер).

Самое интересное, что само понятие "жизнь", также как "смысл жизни", "истина", "бог", тоже придумали люди, а их "смысл" зависит только от того, что они вкладывают в это понятие. И если кто-то считает, что истина в вине, а смысл жизни в деньгах, то так оно и будет. Есть люди, которым нравится жить на уровне концепций, придуманных другими. Некоторые идут дальше — создают свои собственные концепции и живут в их рамках, называя все это "жизненной философией".

Жизнь — чудесное свойство материи, даваемое и отбираемое Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души.

Существование — аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от понятия «бытия» понятие «существование» всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие «бытие» употребляют также в смысле «всего существующего», «мира как целое».

Читайте также:  Вопросы другу первый день

СУЩЕСТВОВАНИЕ,1) в истории философии — понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) Центральная категория экзистенциализма.

Жизнь — это когда каждый день встречаешь с радостью, и надеждой. А Существование — когда ждёшь наступление утра как адской пытки. Некоторые живут чтобы есть, другие едят для того чтобы жить. Мыслю — значит существую. Но этого мало. Делаю — значит живу. Вот так и надо.

В жизни присутствует Любовь (к кому-либо или к чему-либо) — в этом и есть ее смысл. Существование лишено любви, хотя — все остальное может присутствовать, но нет той единственной искорки, способной создать свет и согреть.

А чем камень отличается от птицы? Птица летает сама — живет! Камень же, нужно путь, чтобы он действовал – существование.

Жизнь предпологает собой принятие каких-либо действий, решение различного рода задач и проблем. Существование же есть спускание жизни "на тормоза" и плавание по течению. Существующий человек числится просто как имя, а живущий — как личность. Существующий это просто тень!

Жизнь и существование — разница в том жива душа или уже умерла, хотя тело еще живо.

Жизнь — когда ты гориш ярким пламенем каждое мгновение.

Существование — обыдлое прожигание времени безсмыслено ведущего в ничто.

Этнос и этногенез. Этноним

Этнос – народ – это исторически сложившаяся общность людей, имеющие общий язык, территорию, склад мышления.

Этнос – культура народа, выложенная в языке.

Этнонимы (от греч. племя, народ и имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов).

В истории каждого народа была своя причина возникновения (фактор Х). Например: Победа (военная).

Кроме того такой фактор – Религия.

Немецкий историк Вальтер Шуберт различает народы по 3 позициям:

Образ мира, желание, отношение к ближнему.

Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как церковь. Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз хочет им импонировать, немец — ими командовать, — и только один русский не хочет ничего. Он не хочет делать ближнего своего — средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего.

Итальянский ученый Э.Канетти формулирует массовые символы народов из которых выводится культура, история, своеобразие, характер.

Массовый символ англичан- море(опасность, ожидание перемен), голландцы- платина, дамба (строили платины, черта голландца надежность, не совершенство территории помогло развивать хозяйство),французы- революция (Французские революции – это коренные и быстрые перевороты в государственном и общественном строе Франции в период с 1789 по 1958 гг, К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать

изобрели вино и моду, цвета их флага отражают их символ свобода, равенство , братство), немцы- марширующий лес(даже их язык похож на приказания), итальянцы- их столица Рим (сердце Италии, все дороги ведут в Рим, история и религия там), испанцы- матадор(грациозность, способность наносить удар не в шутку а в серьез), евреи- исход из Египта (образ Моисея, перерождение рабской психологии, стремление попасть на землю обетованную), американцы- запад(в душе американцы одинокие ковбои посреди дикого запада), японцы-остров(проблема оптимизации пространства, безотходные технологии)

Античная философия. Основные идеи.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. до VI в. н.э. Вклад в развитие мировой цивилизации.

Этапы античной философии:

— ранняя классика (натуралисты, досократики, главные проблемы — Космос и его строение);

— средняя классика (Сократ и его школа; софисты, главная проблема — сущность человека);

— эллинизм (неостоицизм, главные проблемы — мораль и свобода человека, проблемы познания, отношения Бога и человека).

Основные идеи античной философии. Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия материи и ее форм. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом космоса.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4863; Нарушение авторского права страницы

Источник

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Античная философия

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Школа Главные представители Основные идеи Что является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школа Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы Природа отождествляется с Богом Вода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) Воздух
Эфесская школа Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты) Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества Число-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направление Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализм Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Читайте также:  Кто теперь будет выступать в роли органа управления

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

Источник

Характерные черты и основные проблемы античной философии

Фалес- «архэ(первопричина)», — вода, влажное начало. Гераклит- архэ, огонь, пифогарейцы – архэ число, атомисты – архэ, атом. Свойства атомов- неделимость, неизменность, непроницаемость, постоянство массы. Парменид – архэ- бытие. Функции: идеологическая (любая философская система дает идеал мира или его фрагментов, философская наука не о сущем, а о должном ), методологическая (путь, способ деятельности для достижения результатов), формально- логический метод, законы логики Аристотель 1закон логики- закон тождества нельзя менять в процессе рассуждения смысл применяемых понятий, 2 закон противоречия не может быть одновременно истинно «А» и не «А», 3 закон исключенного третьего из 2 противоречивых суждений 1-истина, 2 –ложь, 3 –нет, 4 закон достаточного основания -Лейбниц (каждое суждение должно быть обосновано), герменевтический искусство интерпретации какого либо текста, диалектический(всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность- берем объект в развитии и показываем возможные пути развития объекта.)

Основными проблемами античной философии были:

— Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

— Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур);

— Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

— Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга;

— Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира, а идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира.

2. Синкретичность античной философии — это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм: суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

Софисты и Сократ.

Софисты первоначально были учителями риторики, учителями мудрости. Главная особенность-первая школа бравшая плату за обучение, первые профессиональные философы. Появилась возможность делать карьеру. На первый план выходит проблема человека . Основные особенности: брали плату за обучение, обвинялись в бродяжничестве(несли знания об обычаях и традициях из одного полиса в другой, носители пан-эллинистического начала), первые греческие просветители, впервые несли систематизированные знания, движение софистов не было однородным

1. мастера старшего поколения, сохранявшие моральный контекст.

2.софисты-эленисты(спорщики), главное для них выиграть спор любой ценой.

3. софисты-политики. Основатель Протогор «человек есть мера всех вещей, где мера это норма суждения, все относительно не существует абсолютных истин и моральных ценностей, все истины относительны.» релятивизм- есть философское направление, которое абсолютизирует момент относительности, в процессе осознания мира. Любой изм есть всегда преувеличенное, абсолютизация какой-либо грани стороны познания.

«Да любые высказывания полезны, но можно выделить наиболее полезные» Мудрец тот, кто выделяет прогматизм – философское направление, которое абсолютизирует момент полезности, в процессе познания мира.

Горгий. Сложность выражения результатов нашего познания в языке. «Если мир познаваем , то все равно.»

Создатель методологии третьего пути . пройти в познании между крайними познаниями. Слова нашего языка никак с нашим бытием не связаны. Техника софизма: один из основных приемов нарушение законов тождества.

Философия Сократа. Жил в эпоху упадка Афинской демократии, мораль стала потребительской . «Овод, который будет стадо» Первый диссидент в истории европейской цивилизации. В чем сущность человека. Это его душа, в термин душа он вкладывал разум, ментальность…. Новая трактовка добродетели, теперь добродетель приобреталось, главное –знание, отвергал богатство, силу, славу, сдержанно относился к жизни к здоровью, духовные ценности- главные,

Новое поколение добродетели и ценностей. Добродетель приобретенное качество, главная добродетель стремление к знаниям и познание мира. Высшие ценности: духовные, внешние: богатство, сила, власть. Этический рационализм Сократа, человек творит зло по незнанию. Античность не знала понятия свободы воли

1. Опровержение а) притворство в незнании б)ирония Сократа

2. Майевтика (повивальное искусство) рождение истины в душе человека

Платон и Аристотель

Платон. Характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.. бытие представляется как множественное, рассматривает его как идеально, бестелесное образование-идею. Материю мыслит как начало иного, изменчивого, текучего, непостоянного. Лишена определенности и поэтому непознаваема.материя бесформенна может принять любую форму, неопределенна, есть как бы возможность а не действительность, отождествляет с пространством.В человеке различает душу и тленное тело, душа по платону едина и неделима, тело делимо, тк состоит из материи. Сущность души в ее единстве, самодвижении, состоит из двух частей высшей-разумной, и низшей-чувственной., сторонникик теории переселения душ. Познание как припоминание . Делит людей на три разных типа разумная, эмоциональная и чувственная. 1. Мудрецы или философы(правители в госве), 2 войны, стражи(заботятся о безопасности государства), 3 физический труд(крестьяне ремесленники). Ничего свер меры. Человек живет ради гос. Противопоставление материалистическому атомизму идеалистическому понимания «бытие- бестелесная идея, все что имеет части изменчиво»Принцип удвоения мира. В онтологии, гносеологии, антропологии. Помимо вещей, должны существовать идеи вещей. Как связаны эти 2 мира

-идеи присутствуют в вещах

-идеи подражают вещам

-идеи участвуют в вещах

Создает теорию познания как теорию «припоминания». Диалектика искусство правильно задавать вопросы и получать правильные ответы — логическая теория сверхчувственного знания. Учение души. Что первично отдельное или общее? Общее первично, отдельное вторично.

Аристотель 1. Критика Аристотелем идей Платона «идея вещи в самой вещи» назвал бытием индивидуум-неделимое. Сущность- это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличии от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени места и тд. Силлогистика- первая система логики, сущность первичнее отношений, сущность предмет науки.материю должна ограничить формам, материя телесный состав, форма-душа, обеспечивает единство и целостность. Материя пассивное начало, форма активное начало жизни. Материя бесконечно делима, она лишена всякого единства и определнности, форма тождественна с сущностью вещи.высшие чистые формы и нисшие сущности состоящие из материи. Наивысшая сущность лишенная материи форма-вечный двигатель. Природа-живая связь всех единичных субстанций

2.учение о 4 принципах сущ. М.о.

-растительная функции питания роста размножения, общими для всех живых существ

-животная прибавка ощущения, стремление к приятному и избегание неприятного

-разумная высшая способность рассуждения и мышления

Философия эпохи эллинизма

падения Египта

падение Греции338 до н.э на большой территории устанавливается режим военной диктатуры. Вопрос о свободе и счастье в режиме тоталитарного общества.

Киринаики- счастье в удовольствии. Мыслитель Феодор. Мудрецу доступны: кража, блуд, святотатство. Феодор-сверхчеловек.

Эпикур помещал богов между мирами, они не вмешиваются в соц.жизнь. Свободомыслие. Мысленно ограничивает его от жизни, жизнь и смерть никогда не встречаются, мудрец не должен стремиться к власти , человек частной жизни

Киники- первые представители контркультуры, рассчитывали получить внутреннюю свободу от

-аскетизм, опора на здравый смысл и практический разум (Диоген)

Не надо ни чему учиться, «днем с огнем не сыскать добродетельного человека»

Мудрец должен быть:

-женщины общие, ничего не просить у богов, космополит. Свобода есть осознанная необходимость. Апатия это не депрессия, высшая направление, от силы а не от слабости.

Источник

Античная философия

Античная философия — это ранняя греческая философия, которая началась с работ Фалеса Милетского (ок. 600 г. до н. э.). Затем античная философия развивалась вместе с такими великими философами, как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. Далее античная философия продолжила свою эволюцию уже в школах философии эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.

Окончанием этого периода считаются работы Аврелия Августина и Боэция (ок. 400 – 500 гг. н. э.).

По другим источникам, основоположником античной философии может быть древнегреческий поэт Гомер (около 700 г. до н. э.).

Особенности античной философии

В основном для античной философии наиболее характерны:

Диалектика

Именно в то время зародился этот метод и одновременно искусство. В переводе с латинского этот термин обозначает «искусство спорить». Это теория о создании бытия, о взаимосвязях и о противоречиях, которые из этого возникают. Как результат этого «столкновения» происходит эволюция.

Пантеизм

В философии это учение, которое отождествляет Бога со вселенной. Ещё сторонники этой доктрины видят Вселенную как проявление Бога.

Космоцентризм

Одно из главных направлений античной философии — Космоцентризм. Главная концепция этого понятия — мир является гармоничным космосом, и ему противопоставляется идея негармоничного хаоса.

Этапы развития античной философии

Обычно античная философия делится на три этапа: досократический, классический, эллинистический.

  • досократический/натурфилософский — это период до Сократа, длился примерно 150 лет;
  • классический — это период Сократа, Платона, Аристотеля; также длился 150 лет;
  • эллинистический — это период эллинистических философов, длился в промежуток 300 г. до н. э. – 500 г. н. э.

Какие были школы в период античной философии?

В период античной философии возникли пять великих философских школ:

  • аристотелизм;
  • скептицизм;
  • стоицизм;
  • платонизм;
  • эпикуреизм.

Античные философы

Аристотель

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником Платона. В 335 г. до н. э. он основал Ликей (перипатетическая школа). Аристотель внёс наиважнейший вклад в развитие логики, биологии, риторики и др.

Пиррон из Элиды (скептицизм)

Пиррон из Элиды (ок. 360 – 270 г. до н. э.) считается основателем древнегреческого скептицизма. Это учение о том, что нельзя знать о мире ничего с уверенностью. Скептики уверяют, что нужно сомневаться абсолютно во всём.

Зенон Китийский (стоицизм)

Основоположником школы стоиков стал Зенон Китийский (ок. 334 – 262 гг. до н. э.). Сам стоицизм появился около 300 г. до н. э. Сторонники этой школы эпохи эллинизма полагали, что добродетель — это счастье, и что судить людей можно только по их поступкам. Ещё они верили, что можно контролировать только свои поступки, а не какие-либо внешние события.

Платон

Древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.) считается одним из главных мыслителей античной философии. Возможно наиболее известны его политические учения и работы об универсалиях. В 380-х годах до н. э. в Афинах он основал школу «Академия» («Академия Платона»).

Эпикур

Около 306 г. до н. э. Эпикур основал школу в Афинах, которую иногда называли «Сад Эпикура» — она находилась в саду. Эпикурейцев, учеников Эпикура (ок. 341 – 270 гг. до н. э.), называли «философами из сада».

Философ и его ученики стремились с помощью философии избавиться от страданий, достигнуть счастливой и безмятежной жизни.

Читайте также:  ТОП 10 Странные исправления в календаре которые заставили нас добавлять или пропускать даты

Узнайте больше про Скептицизм

Какие идеи преобладали в древнегреческой философии

Ранних греческих философов часто считают космологами или натуралистами. Они часто задавались вопросами о происхождении и природе физического мира. В начале в их писаниях зачастую преобладали монистические концепции бытия, но потом стали появляться и плюралистические.

Философ Фалес Милетский считается одним из первых «семи мудрецов» Древней Греции. Его считают первым греческим философом, потому что он был первым, кто дал объяснение происхождения мира без мифологии.

Источник



Античная философия

Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античную философию можно с уверенностью считать собственно философией и прообразом любой следующей по времени философии. Такое утверждение правомерно по двум основаниям:

  • именно в античности были заложены культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений;
  • именно в античности зародилось понятие «философия». В восточных культурах, в восточной философии, имелись понятия, по смыслу отдаленно напоминающие понятия, выработанные в античной философии, но именно в античности было сформулировано понятие бытия, которое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема изначально рассматривалась как вопрос о первоначале мира.

Периоды

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

  • натуралистический (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеаты, пифагорейцы);
  • гуманистический (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

Характерные черты

В чем цель философствования? Цель этой деятельности находится внутри самой деятельности. Что же становится предметом античного философствования? Предметом являются тайны самого космоса и мироздания. Исходным вопросом становится поиск архе, то есть первоначала всего сущего, субстанции. Направленность античного философствования связана со спецификой философского мировоззрения, которое основывалось на космоцентризме. Космоцентризм — признание первичности природной реальности. Синонимом природы для греков была красота. Способ познания, к которому они прибегали, — абстрактное мышление, то есть работа мысли в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они обрабатывают теоретические (логические) операции абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Характерные черты античной философии:

  • функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
  • космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

Особенности

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Проблемы

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Представители

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3 :4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа Демокрит (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

Источник