Апрель 8212 месяц принятия аутичных людей Одного информирования недостаточно

Принятие

Апрель — месяц принятия аутичных людей. Одного информирования недостаточно

Синтия Ким: «Почему аутисты так часто повторяют одно и то же?»

flowers

Некоторые упоминали, что у них есть склонность повторяться, когда они говорят, и, Боже мой, я так хорошо их понимаю. Я долгое время думала, откуда у меня привычка повторять одно и то же снова и снова одному и тому же человеку, потому что довольно неловко так себя вести, будучи взрослой.

Причины этого, вероятно, будут своими для каждого из нас, но я смогла набросать несколько объяснений того, почему аутисты склонны к повторяющейся речи.

ПЛОХОЕ ПОДАВЛЕНИЕ ИМПУЛЬСОВ

Этот виновник кажется наиболее очевидным. Как только мы начинаем говорить о нашей любимой теме – берегитесь. Кажется, что мы просто не в состоянии замолчать, даже если совершенно очевидно, что нашему собеседнику скучно или дискомфортно. Иногда такое вываливание информации на окружающих включает в себя повторение одних и тех же фактов и историй множество раз, как будто мы не уверены, что человек действительно понял, почему этот предмет такой невероятно потрясающий.

Плохие навыки подавления импульсов – это компонент нарушений исполнительной функции, неспособность установить границы для собственной речи. Вываливание информации или монологи о своем специальном интересе тесно связаны с плохими процессами подавления. Повторение одной и той же информации во время вываливания – это продолжение того же явления, которое и вызвало заваливание собеседника фактами как таковое.

Говоря проще, это частный случай для «Помогите! Я говорю и не могу остановиться!»

НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ

Это разновидность повторений типа «заевшая пластинка». К этому относятся задавание одного и того же вопроса или повторение одного и того же заявления, несмотря на то, что собеседник уже несколько раз ответил на вопрос или согласился с вами.

Я так часто делаю с Ученым, особенно когда мы составляем совместные планы.

«Давай пойдем на пробежку завтра утром».

Десять минут спустя: «Завтра с утра бежим, да?»

Полчаса спустя: «Я хочу пробежаться завтра утром. Ой, я уже это говорила, да?»

Но это не помешает мне высказать эту мысль еще десять раз в течение вечера. Я постепенно учусь мысленно проговаривать вопрос или утверждение, а потом напоминаю себе, что на него уже ответили. По большей части это помогает, но не всегда.
Такой аспект повторяющейся речи похож на недостаток подавления импульсов в сочетании с навязчивыми мыслями.

КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Это явление, в конце концов, натыкается на утомленное: «Да выкинешь ты это из головы когда-нибудь?», которое мы слышим от несчастного, которому не посчастливилось с ним столкнуться. Это повторение речи, от которого другие люди устают особенно быстро, потому что мы говорим нечто иррациональное и связанное с нашей тревожностью. Это наихудший возможный сценарий, о котором мы просто не можем перестать думать.

Катастрофическое мышление = плохое подавление импульсов + навязчивые мысли + тревожность.

В норме, когда я повторяю одно и то же навязчивым образом, то ответ другого человека на время приглушает мою потребность снова это сказать. Однако когда я думаю о предстоящей катастрофе, то ответ собеседника меня не удовлетворяет, и я продолжаю говорить об этом разными способами, отчаянно пытаясь услышать ответ, который меня успокоит. Однако это невозможно, потому что никакой ответ кроме: «Да, практически невероятно, что этот ужас произойдет», меня не удовлетворит.

ДЕФИЦИТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Этот вариант пришел мне в голову, когда я просматривала видео, которые я сделала в попытке вести видео-блог. Временами казалось, что я просто забываю, что я уже сказала что-то или привела какой-то аргумент. Я забываю, о чем я говорю, говорила раньше или собиралась говорить, в результате, я оказываюсь в замкнутом круге одинаковых мыслей, которые я повторяю различными способами.

Я заметила, что я эхолалично повторяю сама за собой, повторно использую одни и те же фразы и слова в разговоре. Трудно сказать, почему это происходит, может быть, это краеугольные камни разговора, или просто они застряли в моей речи. Самое смешное в том, что я редко повторяю одни и те же слова и фразы в каждом новом разговоре.

НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ПОДСКАЗКАМ

Мне кажется, что иногда я повторяюсь, потому что я не воспринимаю подсказки в социальной коммуникации и не могу удостовериться, что другой человек меня услышал. Мне нужны очень явные подсказки, например, устное подтверждение. Подсказки, которых достаточно типичным людям – поддержка контакта глазами, утвердительный язык тела – я, как правило, не вижу.

Если я не получаю устного подтверждения, то я продолжаю повторять, что я только что сказала, потому что я не уверена, что собеседник меня понял. С этим тесно связаны мои трудности при формулировании моих мыслей устно. В каком-то смысле я повторяюсь, потому что пытаюсь отредактировать то, что уже сказала, поскольку я не очень уверена в том, как должна работать устная речь.

Источник



30 вопросов об аутизме: ответы врачей и людей с РАС

Аутизм — расстройство развития, о котором сегодня мало кто не знает. Однако часто оказывается, что знаем-то мы как раз мало. «Эпидемия», «модный диагноз», «развивается от прививок и лечится диетой», «аутисты прекрасно считают», «гениальные ученые», «отличная память», «не умеют любить», «опасные больные»… Мифов об аутизме множество. В Международный день художника MedAboutMe рассказывает об аутизме самыми разными способами: в вопросах к врачам, ответах специалистов, рассказах самих людей с РАС, а также названиями фильмов и объяснением, почему в каждом человеке с РАС живет художник.

10 мифов об аутизме: о чем надо знать

  • Аутизм или РАС — не болезнь. Это — расстройство развития, то есть в процессе формирования организма что-то пошло не так. Если взять наглядный пример, то можно провести условную параллель: при внутриутробном развитии у ребенка неправильно формируются конечности. Вариантов, как они будут сформированы, множество — от искривленного пальца до полного отсутствия рук и ног. А как такой человек будет развиваться дальше, зависит и от степени нарушения, и от того, как его растить, и от характера. Может получиться ограниченная мобильность из-за незначительного дефекта, а может — Ник Вуйчич.
  • Аутизм — врожденное расстройство. Хотя многие взрослые под влиянием стрессов могут начинать вести себя «аутично», замыкаясь в себе и отказываясь от общения, но заболеть аутизмом нельзя. Чаще всего он появляется у плода еще во время беременности, и это факт. А благодаря новым методикам сегодня можно с высокой достоверностью определить отсутствие РАС у детей 3-х месяцев, или подтвердить диагноз в возрасте 8-ми.
  • Прививки ни при чем. Это самый устойчивый миф — что прививки вызывают аутизм. И не зря: в его возникновение и поддержание вложили немало денег. Миф о связи РАС и прививок поддерживался медицинскими юристами, которые благодаря поддельным исследованиям отсудили у компаний-производителей вакцин немало денег. Потом, правда, от всех претензий пришлось отказаться, но миф остался. Потому что намного легче считать, что есть известная опасность и способ ее избежать, чем признать правду: мы не умеем защищать детей от развития аутизма.
  • Что вызывает аутизм? В абсолютном большинстве случаев причина в генетических факторах. Причем как наследственных, так и приобретенных. В редких случаях играет роль влияние факторов окружающей среды на мозг ребенка на ранних этапах развития.
  • Эпидемия аутизма — болезнь ХХI века? На самом деле основная опасность нашего века, по словам специалистов, — развитие устойчивости бактерий к антибиотикам. Некоторые заболевания уже не поддаются лечению ни обычными, ни новыми препаратами. А «эпидемия аутизма» — всего лишь следствие распространения информации и некорректной диагностики. Да, официально людей с РАС стало больше. Во-первых, теперь мы знаем об аутизме (а раньше не знали), во-вторых, определение аутизма стало включать намного больше признаков, чем раньше. В-третьих, в некоторых кругах считается модным объявить себя или ребенка «особенным», и ожидать трепетного отношения.
  • РАС бывает только у детей? Это раньше советская психиатрия автоматически ставила всем аутистам по достижении 18 лет диагноз «шизофрения». Расстройство никуда не исчезало, а вот аутистов среди взрослых не существовало. Сегодня все иначе (по крайней мере, у нормальных врачей): аутизм — он и у взрослого аутизм, часто менее выраженный, чем в детстве, не такой яркий. Мы все учимся жить со своими особенностями, и люди с РАС не исключение. А еще случаев, когда взрослые после серьезной диагностики внезапно понимали, что они «в спектре», достаточно много. Особенно — среди тех, кому сегодня за 40: в их детстве особенности поведения не давали психиатрам повода для диагноза. Не было расстройства — не было больных.
  • Аутизм можно вылечить. Это миф, так как особенности развития изменяют нас еще в детстве. Однако проявления РАС при благоприятной ситуации можно значительно уменьшить. Внешне человек будет совершенно «нормальным», нейротипичным, однако чаще всего это означает, что он с возрастом нарабатывает достаточное количество схем поведения и реакций. И по-прежнему, к примеру, не любит шерсть, зато очень любит качели. Но не проявляет эти особенности также, как раньше, криками и часами раскачивания.
  • Диеты и пищевые добавки не помогают от РАС. Различные диеты с суровыми ограничениями и прием множества добавок — огромная индустрия, в которую вкладывают деньги родители детей с аутизмом. Часть правды (только часть!) состоит в том, что при аутизме чаще обычного наблюдаются болезни пищеварения (например, болезнь Крона) и дефициты питательных веществ из-за скудного рациона. А сообщить о боли или дискомфорте человеку с РАС очень непросто, для начала ему сложно это осознать. А боль вызывает изменения в поведении у любого из нас. Если у ребенка диагностированы заболевания пищеварительной системы, дефицит микроэлементов — это лечат приемом медицинских препаратов и специально подобранной диетой, а не одним вариантом для всех. Поведение может улучшиться, но РАС от этого не исчезнет.
  • Симптомы аутизма не одинаковы. Да, есть общий набор признаков РАС, но и у детей, и у взрослых они вариабельны. В ярких проявлениях диагноз установить не так сложно, а вот при пограничных случаях человек с РАС может не вписываться в стандартные рамки диагностики.
  • Расстройство аутичного спектра — этот термин четко описывает, насколько расплывчато само определение. Спектр широк, в каждом из нас можно найти черты аутизма, а в каждом аутисте множество нейротипичных особенностей. Мы все, включая людей с РАС, очень разные. И это факт. По одному аутисту можно судить только об одном аутисте, и это — не «человек дождя».
Читайте также:  00 04 1 Do как замена глагола действия

Художественные фильмы об аутизме также разнообразны, как и остальные картины. Это и комедии, и драмы, и биографии, и мультики. И в них, пожалуй, наиболее точно показано разнообразие проявлений аутичного спектра, на неискушенный первый взгляд подавляющего в человеке личность, а на самом деле — наносящего дополнительные штрихи к портретам главных героев. Так же, как и другие особенности характера — к любому из нас.

10 известных и очень разных картин о людях с РАС:

  • Человек дождя
  • Темпл Грандин
  • Мэри и Макс
  • Меня зовут Кхан
  • Очень громко и запредельно близко
  • Антон тут рядом
  • Я — Сэм
  • Адам
  • Рай океана
  • Слово на букву «А»

10 вопросов к врачу от тех, кто волнуется о детях

  • Когда можно заподозрить РАС у ребенка?

В некоторых случаях родители могут увидеть проявления еще до года, но чаще всего диагноз можно поставить в возрасте 2-х лет. Пограничные состояния спектра могут оставаться недиагностированными долгие годы.

  • Можно ли диагностировать РАС еще во время беременности?

Расстройство развития у плода диагностировать невозможно. Можно выявить по маркерам некоторые генетические синдромы, которые после рождения могут проявиться аутичным спектром. Но прогнозировать, проявятся ли они и каким образом, невозможно.

В семьях, где у родственников есть, к примеру, синдром Аспергера, вероятность появления малыша с РАС выше. Некоторые родители только после диагностики аутизма у ребенка осознают, что они сами — «из спектра».

  • Есть ли ранние признаки аутизма?

Самые яркие и самые известные — отсутствие контакта глаз у малыша, улыбки, реакции на речь родителей, подражания действиям взрослых.

  • Что должно насторожить в возрасте старше года?

Задержка, утрата социальных, коммуникативных навыков. Отсутствие речи как части общения. Сама речь может проявляться непривычным способом: повторением фраз из мультфильмов, стихотворений, взрослых разговоров или отсутствовать полностью. Отличие во взаимодействии со сверстниками и родителями: от полного игнорирования других людей до неловких попыток контакта, отличающихся от других детей того же возраста. Однотипные интересы и игры, «залипание» на паззлах, выстраивании в ряд предметов, катании-качании и т. д. Не просто увлечение, а погружение в занятия.

  • Что может быть похоже на аутизм?

РАС в раннем возрасте можно спутать (в обе стороны) с задержкой развития, патологиями и заболеваниями. Например, с нарушениями функций слуха, зрения, речевой функции, с отставанием в умственном развитии, с тревожным расстройством, другими нарушениями психики.

  • К какому врачу идти с вопросами?

Заподозрить РАС может и педиатр, и невролог, однако устанавливает диагноз детский психиатр. Этот специалист владеет наиболее точными методиками и знает, как отличить одно расстройство от другого, как корректировать проявления. Первая диспансеризация у детского психиатра для любого ребенка — в возрасте двух лет.

  • Как лечить ребенка с РАС?

О лечении речь не идет, все подтвержденные методики — это коррекция как часть медико-психолого-педагогической помощи. Сегодня наибольшей доказательной базой отличается АВА, или Прикладной Анализ Поведения (ПАП). К эффективности остальных методов коррекции есть вопросы.

Сразу же, как только установлен диагноз, или даже раньше. Чем быстрее — тем выше эффективность. Преимущества АВА в воспитании детей может оценить любой родитель даже самого нейротипичного ребенка. Эта методика помогает направлять поведение у здоровых капризуль и у детей, чьи «капризы» — проявление РАС. Но при РАС она используется более широко и направленно.

  • Как оценить прогнозы при РАС?

В раннем возрасте сложно сказать, что будет. Прогноз зависит от выраженности проявлений, части спектра, в которой находится ребенок, наличия или отсутствия умственной отсталости и иных сочетанных диагнозов. Но самое большое влияние оказывает время начала работы с ребенком, и это доказанный факт.

Тест на РАС для детей от 1,5 до 3 лет от специалистов по детскому развитию Университета Роджерс (США). Точность — 88%, время прохождения теста — 2 минуты. Варианты ответов: да, нет, иногда.

  • Если ребенку что-то интересно или нужно, он показывает жестами.
  • Улыбается и регулярно смотрит в глаза всем окружающим (не только маме).
  • Откликается на свое имя.
  • Часто проявляет необычную реакцию на звуки: или не слышит совсем, или резко реагирует на громкость, тональность и т. д.
  • Интересуется другими детьми при играх.
  • Любит играть в «ладушки», «ку-ку».
  • Пытается общаться лепетными словами, слогами, полноценной речью, мимикой, жестами.
  • Часто и по делу использует не менее трех слов (дай, на, бух и т. д.).
  • Пытается говорить или говорит полностью предложениями из двух и более слов (дай пить, хочу ам и т. д.).
  • «Отзеркаливает» эмоции: смеется, если вокруг все смеются.

«Да» на все вопросы, кроме номера 4, дают 0 баллов. «Нет» на вопрос номер 4 — 0 баллов. Иногда — 0,5 балла. Чем меньше баллов, тем ниже шансы на РАС у ребенка.

Что надо знать, общаясь с аутичным человеком?

10 особенностей восприятия мира людьми с РАС, о которых рассказали они сами.

  • «Мы все разные, но проблемы у нас похожи»

РАС влияет на то, как человек слышит, видит, чувствует, получает и обрабатывает информацию, взаимодействует с предметами и людьми. Коммуникация, как правило, вызывает беспокойство и напряжение.

РАС проявляется по-разному: кто-то может отказываться от общения совсем, кто-то — пользоваться письменной речью, жестами или программами-вокализаторами, кто-то может быть шумным и общительным. Похожие проблемы в общении влияют на поведение по-разному.

  • Чувствительность к звукам

РАС может (и обычно так и происходит) значительно повышать слуховое восприятие. Это значит, что человек слышит практически все вокруг: уличный шум, музыку, другие разговоры, и для снижения возбуждения слуховых центров шумы приходится фильтровать. Это энергозатратный процесс. В общении с таким человеком стоит помнить: речь в шумном помещении им трудно распознается, а ведь речь — основной источник информации для людей с РАС. Ищите тихое место или готовьтесь повторять слова.

  • Нюансы могут не восприниматься

Намеки, интонации, фразы в переносном значении, мимика, изменяющая смысл сказанного и тому подобные нюансы нашей речи чаще всего не воспринимаются при РАС. Сарказм, иронию, метафоры лучше не включать в разговор, по крайней мере при первых контактах.

Люди с РАС могут научиться распознавать невербальные сигналы и игру слов, но это — именно обучение, а не умение, которое приходит само собой.

Нейротипики чаще всего связывают информацию с контекстом. Человеку с РАС нужна дополнительная информация. Чтобы ускорить понимание, лучше предоставить ее сразу. Например, фраза «Смотри, роза расцвела» при РАС будет требовать дополнительного пояснения, чтобы понять, почему это — факт, достойный удивления. «Странно, на улице ноябрь, для цветов уже холодно». Вот это — контекст ситуации.

Нейротипики интуитивно понимают, когда можно начать разговор, когда сделать паузу и когда ее прервать. При РАС все это требует наработки навыков, а лучше — явных знаков. Начать разговор первым, задать четкие вопросы помогает устанавливать контакт.

Монотонная, медленная речь, с остановками, неверными ударениями — все это может присутствовать у людей с РАС, так как нередко сам процесс дается непросто. Важно внимательно слушать: смысл фраз от вариантов произношения не зависит.

Хотя при высокофункциональном аутизме человек может оставлять впечатление общительного и разговорчивого, это — результат работы над собой. И в процессе общения также приходится трудиться. Многие люди с РАС предпочитают отправлять текстовые сообщения или общаться через интернет, это менее энергозатратно.

Непривычный способ выражения чувств или неожиданные для окружающих эмоции — тоже часть РАС. Это не означает, что человек с аутизмом не чувствует. В большинстве случаев его восприятие окружающего отличается от привычного нам.

Марлиз Хюбнер, 33 года, Великобритания. РАС диагностирован в 25 лет

Читайте также:  Примеры вопросов которые задают на университетском интервью

Мои мысли часто настолько насыщенны, что не позволяют мне реагировать. Однажды мой бойфренд признался, что любит меня. И я ответила, что я должна об этом подумать. Он, разумеется, такой реакции не ожидал.

Я была не способна ответить как-то иначе, я начала размышлять, что я чувствую, любовь ли это, каков среднестатистический период на объяснение в любви, как часто согласно статистике расстаются после ранних признаний, можно ли отказаться от своих слов, если потом поймешь, что сказал неправильно.

Мысли переполняли меня, а он стоял рядом и ждал ответа.

  • Повторение слов собеседника

Есть несколько причин, почему люди с РАС повторяют фразы собеседника.

  • Это может быть эхолалия, повторение любых фраз. В таком случае реальная коммуникация часто невозможна.
  • Повтор фразы в беседе показывает, что произносящего услышали, но человеку с РАС нужно больше времени, чтобы найти ответ. Повтор дает возможность заполнить паузу.
  • Повтор ответа или объяснения собеседника может означать запрос на дополнительную информацию. Дополните объяснение, перефразируйте ответ.
  • Напряжение и тревога усложняют общение

РАС заставляет мозг постоянно работать над тем, что нейротипикам дается как бы само собой. Страх дать неверный ответ, проявить неправильную реакцию усиливает тревогу. И общество тоже этому способствует: вопреки распространяющемуся мнению, люди с аутизмом — не преступники, а жертвы преступлений, которым сложно из-за особенностей восприятия распознать опасность. Гиперчувствительность и нарушения коммуникации значительно осложняют жизнь. Хотя и в гиперчувствительности есть свои плюсы.

Родиться художником, или счастье — не только для нормальных людей

Лиза Дексер, студент факультета биомеханики, США

Люди с РАС могут быть счастливы и без лечения. И речь — не о счастье «второго сорта» из серии «лучше, чем ничего».

Большинство нейротипичных людей (за исключением детей и художников) не видят красоты в том, как легли трещины в асфальте или в игре цветов на бензиновой пленке в луже. Они, пожалуй, не способны понять, как это — целиком и полностью погрузиться в одну тему, узнать про нее все, что только возможно. Не узнать красоту и стройность фактов и признаков, сведенных в одну систему. Не осознать, как это — размахивать руками от счастья или забыть про все на свете, ощущая под рукой мягкую мурлыкающую кошку.

В спектре есть прекрасные аспекты, также, как и в жизни нейротипиков. Попробуйте понять меня: да, это непростая жизнь, мир не приспособлен для людей с РАС. Аутистам и их семьям ежедневно приходится сталкиваться с предрассудками. Но счастье — не в «мужестве и преодолении». Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы чувствовать себя счастливым.

Источник

Правила общения с ребёнком-аутистом

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

Есть вопросы? Спросите у наших специалистов!

Тел: +7 (928) 229-81-27 WhatsApp/Viber
e-mail: infognk@gnk-shop.ru
или задайте вопрос в онлайн-консультанте на сайте gnk-shop.ru
Если на момент Вашего звонка все операторы будут заняты, пожалуйста, подождите

Вы пользуетесь Instagram? Если да, мы будем рады с Вами подружиться! Там мы подробно рассказываем о каждой модели, обо всем, что происходит на нашей фабрике, даем модные советы. А еще проводим розыгрыши и дарим подарки!

Источник

Как вести себя с людьми с аутизмом: что делать и чего не делать? Инструкция

Про аутизм в России открыто заговорили не так давно, и он все еще кажется чем-то непонятным и пугающим. Поэтому весь апрель был посвящен распространению информации об аутизме: чем больше мы об этом знаем, тем легче будет жить особенным людям и их семьям. А их куда больше, чем кажется: по данным ВОЗ, расстройства аутистического спектра есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков они встречаются чаще, чем у девочек. Но еще недавно в России вместо аутизма детям диагностировали шизофрению или же меняли диагноз на «шизофрения» после совершеннолетия. Официально в российский список психических заболеваний у взрослых аутизм включили в 2014 году, а в апреле 2017 года впервые стало известно, что в Воронежской области подростку оставили диагноз «аутизм» после 18-летия. «Медуза» совместно с фондом «Выход» рассказывает, как понять, что перед вами человек с аутизмом, и как правильно вести себя с такими людьми.

Читайте также:  Китайская еда великая и ужасная

Будьте готовы ко встрече с особенным человеком

Общественные пространства постепенно адаптируют для людей с особенностями, так что и встретиться с ними теперь можно чаще — это хорошие новости. Плохие — что не все пока знают, чего ожидать. Аутизм, точнее расстройства аутистического спектра (РАС), — это особенность развития, которая влияет на поведение, социальные и коммуникативные навыки: у человека с аутизмом они могут вовсе отсутствовать или выглядеть непривычными. Внутри спектра могут находиться как люди с глубокими формами аутизма, так и те, про кого вы никогда не подумали бы, что у них аутизм.

Более того, у одного и того же человека на протяжении жизни одни навыки могут появляться, а другие исчезать. Например, кто-то из людей с РАС совсем не разговаривает — вместо этого он может использовать карточки с картинками. Другой же, наоборот, будет говорить очень много и повторяясь, особенно на любимую тему. Человек с аутизмом может вести себя необычно для окружающих: трясти кистями рук, ходить на цыпочках, вскрикивать, бормотать себе под нос, а в стрессовой ситуации даже бить себя. Встречаясь с таким поведением, избегайте осуждения и любопытства. Но и не бойтесь идти на контакт, если это потребуется. Для начала посмотрите, кто сопровождает такого человека. Люди с аутизмом обычно находятся рядом с кем-то из близких — он подскажет вам, как себя вести именно с этим человеком.

Наберитесь терпения и будьте дружелюбными

Есть заблуждение, что люди с РАС всеми силами избегают контактов и не нуждаются в них — это не так. У них есть потребность в общении, просто ведут они себя по-особенному и реагируют совсем не так, как мы привыкли. Они могут не отзываться на реплики, переспрашивать одно и то же много раз или просто повторять услышанное (это называется эхолалия). Люди с аутизмом часто выглядят отрешенными и смотрят как бы «сквозь вас», не выносят прикосновений, шума, яркого света или темноты из-за гиперчувствительности. Чтобы отрегулировать свое состояние, они повторяют одни и те же движения (например, взмахивают руками) или издают монотонные звуки. Это можно сравнить с тем, как некоторые люди качают ногой или крутят в руке карандаш. Если вы столкнулись с таким поведением, проявите терпение и понимание — не пытайтесь «унять» или пристыдить человека, если это происходит в общественном месте. Любые призывы вроде «тише!» или «прекрати!» обидят человека с аутизмом и его близких и создадут для него дополнительный стресс.

Говорите простыми предложениями

Еще один миф об аутизме — что люди с таким расстройством обязательно в чем-нибудь гениальны, как герой Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». На самом деле у таких людей может быть как высокий, так и низкий уровень интеллекта. Это совсем не значит, что они ничего не понимают, но общаться с ними нужно особенным образом. Не говорите много, старайтесь использовать короткие и понятные предложения. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснить подробнее или задавать встречные вопросы — повторите еще раз, попроще. А еще лучше используйте жесты, отчетливую мимику или картинки, если они есть под рукой — люди с аутизмом иногда носят с собой папку с картинками-карточками. И обязательно делайте паузы, давайте человеку время осмыслить вашу реплику и отреагировать.

Будьте готовы помочь

Любой выход в свет, а особенно в новое место, может вызывать у человека с РАС острый стресс. Это не значит, что люди с аутизмом должны сидеть дома: им так же интересно ходить в театры, музеи или кино, как и всем нам. Вот только большинство мест и событий совсем для них не адаптированы: в музее может быть слишком яркий свет, в кино слишком громко, а спектакль может быть слишком длинным. Да и просто чтобы куда-то добраться, людям с РАС нужно буквально преодолеть полосу препятствий: в том же метро много людей, и они могут быть недружелюбными. В ваших силах помочь особенным людям почувствовать себя комфортнее — просто будьте внимательными и спокойными. Но будьте готовы и к тому, что из-за сенсорной перегрузки у человека с РАС может случиться срыв, который он не в состоянии контролировать. Это может быть и выброс эмоций, и, наоборот, полное отключение — когда человек как бы закрывается и перестает реагировать вовсе. В такой ситуации не пытайтесь как-то повлиять на него, не задавайте вопросов, не кричите и не тащите за руку. Лучше всего помочь ему найти тихое уединенное место, где можно расслабиться и прийти в себя.

Не повышайте голос и не трогайте человека без разрешения

Люди с аутизмом очень остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из самых главных правил в общении с такими людьми — деликатность. Ни в коем случае не повышайте голос, не требуйте зрительного контакта и не трогайте их без разрешения. Но опять же все индивидуально, многие люди с аутизмом категорически избегают прикосновений, но есть и такие, кто, наоборот, может успокоиться, когда их обнимают. Главное здесь — обозначить границы допустимого и обязательно спрашивать разрешения. Если вам кажется, что вы ведете себя адекватно, но что-то идет не так — никогда не помешает уточнить, как себя вести, у того, кто сопровождает человека с аутизмом.

Не обижайтесь на то, что вам могут сказать

Люди с аутизмом бывают излишне прямолинейными. Может даже показаться, что они игнорируют правила приличия или ваши потребности, но не забывайте, что у них действительно отсутствуют принятые навыки общения. Они могут совершенно не считывать ваши эмоции и не придавать им никакого значения. Это непривычно, но главное тут помнить, что у людей с аутизмом нет цели вас обидеть. А еще люди с РАС совершенно не понимают иронию и иносказания, так что любой разговор с ними должен быть очень конкретным.

Не говорите о человеке с аутизмом в третьем лице и не игнорируйте его

Это одно из важных правил, которое применимо ко всем людям с особенностями развития или физическими ограничениями. Обращаться только к сопровождающему (будь то помощник человека с аутизмом, на коляске или слабовидящего) — не просто плохой тон. Разговаривая как бы «поверх головы» человека с особенностями, вы подчеркиваете его инаковость, исключенность из жизни «нормальных» людей. Это только усилит чувство одиночества, непонятости, с которым такие люди сталкиваются постоянно, — и очень важно, наоборот, помочь им «вписаться».

Не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести

Непрошеные советы — это не только нарушение чужих границ, но и лишнее внимание, которое вызовет у человека с аутизмом и его сопровождающего стресс, чувство стыда или раздражение. Будьте уверены: родители и близкие людей с особенностями точно знают их потребности лучше, чем вы. Деликатность пригодится и тут: не комментируйте действия родителей и ребенка, просто ведите себя так, как будто ничего странного не происходит. Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда чьи-то действия угрожают безопасности человека с особенностями или вы видите, что помощь действительно необходима. Например, мать не знает, куда деться, а вы в курсе, что за углом есть тихая пустая комната. Но и тогда для начала обязательно корректно уточните, нужна ли ваша помощь.

Не давайте другим травить людей с особенностями

Ну и, наконец, еще один способ сделать мир инклюзивнее — это не избегать этой темы и открыто обсуждать, как относиться к людям с особенностями и помогать им. Если у вас есть дети, стоит рассказывать им, что есть разные люди и у них могут быть разные потребности — но все они заслуживают любви и уважения. Не бойтесь, что это сложная тема: достаточно объяснить ребенку, что «другие», непохожие на него дети ничем не хуже, а некоторым из них нужно больше помощи и внимания. А еще говорите не только о том, чего не могут делать дети с аутизмом, но и подчеркивайте, что они умеют. Например, что Маша не умеет говорить, но ей интересно долго рассматривать любимую игрушку.

Читайте также

Ольга Страховская

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и лично Александру Ливергант и Марию Божович

Источник