Билеты Вопрос 1 Литературоведени

билеты. Вопрос 1 Литературоведени

Литературоведение — наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии, о принципах и методах её исследования. Литературоведения входит в число наук, относящихся к филологии. Литературоведение. — это наука, всесторонне изучающая художественную литературу.

Предмет и дисциплины литературоведения.
Различают три главные отрасли:
1.теория литературы (исследует общие законы структуры и развития литературы)
2.история литературы(предметом -прошлое литературы как процесс или один из моментов этого процесс)
3.литературная критика.
(интересует относительно единовременное, последнее, «сегодняшнее» состояние литературы) Предметом литературоведения является художественная литература, Дописьменные формы существования художественного слова изучает фольклористика.

Задачи литературоведения – изучение художественной литературы, наиболее общих законов её развития, специфики, общественной функции, определение её природы, установление принципов анализа и оценки произведений. Способствует более глубокому пониманию художественных произведений, литературного процесса, специфики творчества писателя. Тесно связано с рядом других филологических и нефилологических наук: философией, эстетикой, языкознанием, историей, фольклористикой, психологией, этикой, логикой.

Вопрос 2

Искусство — это вид культурной деятельности, в процессе которой человек мыслит образами и творит образы. Валентин Хализев отмечает: «Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) — один из видов искусства.»

Литература (от латинского litteratura — написанное) — искусство слова, способное в словесных образах воссоздавать действительность.
Литературой в широком смысле называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие общественным значением. В сущности, литература формулирует модели жизненных ситуаций, отношений между людьми, модели восприятия реальности и через эти модели позволяет анализировать действительность и познавать её. Отношения литературы и материального мира — процесс двоякий: с одной стороны, литература так или иначе отражает действительность; с другой стороны, литература влияет на массовое сознание, а значит, меняет и восприятие действительности. В зависимости от того, как писатель изображает мир и человека в нём, произведение литературы относят к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме.

Вопрос 3

Библиография – наука об изданиях.

Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса».

Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки.
Понятие художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в литературе — типизация и идеализация. Роль вымысла в создании художественного образа.
Художественный образ – конкретное и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющее эстетическое значение.

Существует 2 вида обобщений в литературе: типизация или реалистический метод (типические характеры в типических обстоятельтвах – форма реализма), идеализация (изображение, отличающееся от реальности, поиск идеала – основа романтизма)

Вымысел – перекрашивание реальности.

5. Понятие содержания и формы литературного произведения, их взаимосвязь.

Схема содержания:
тема (любви, предательства, патриотизма), идея, проблема, повторяющийся элемент содержания – мотив (мотив дороги – встреча, мотив крова, родного дома – безопасное место).

Форма: композиция, особенности стиля и речи

6. Тема, идея, проблема литературного произведения. Вечные темы. Культурно-исторический аспект тематики.

тема (любви, предательства, патриотизма)

Вечные темы связаны с психоданными героя

7. Типы авторской эмоциональности. Пафос и его разновидности: героический,

трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, комический. Катарсис.

Литературное краеведение это основа, расширяющая и обогащающая знания молодых людей о литературных традициях родного края и страны в целом, которое так же дает понять связь литературы с жизнью. Основой краеведения является работа по собиранию литературного наследия, которое включает в себя книги, фольклор, рецензии на книги, всевозможные публикации об авторах и их произведениях и еще много другое, что в целом определяет историю и помогает определиться, что читать. Таким образом, литературное краеведение, это возможность повысить свои знания в области литературы и всего того, что окружает ее.

Музееве́дение или музеоло́гия — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Аристотель _о_литературе._Понятия_миманса_и_катарсиса._Платон’>Билет №4

Платон и Аристотель о литературе. Понятия миманса и катарсиса.

  • Мир идей
  • Мир предметов
  • Подражание миру предметов

Аристотель тоже использовал понятие «мимесис». Материальный мир первичен, а идеальный вторичен. «Поэтика» — искусство с точки зрения познавательных возможностей. Понятие узнавания и катарсиса. Узнавание известного (типическое – всеобщее проявляется в содержании, а форма всегда разная) и узнавание неизвестного (состояние катарсиса – узнавание на материале трагической утраты, возможно неизвестной в реальности. Является продуктивным).

Классическая теория трагического: в трагической ситуации задействованы абсолютно ценные герои или системы ценностей. Масштаб героя очень важен, он обуславливает возможность переживания катарсического состояния.

Аристотель сравнивает поэзию и историю. Историк пишет о том, что было, а поэт имеет дело с тем, что могло быть. Антология действительности. Реальность – только один вариант возможного. В истории порок наказан не всегда, а в искусстве – практически всегда.

  • Эпос – подражание событию
  • Драма – подражание действию
  • Лирика – подражание чувству

Западное литературоведение в эпоху романтизма:

Ф. Шиллер, И. Гете, Ф. Шеллинг.
Романтическая эпоха — время небывалого расцвета литературы, живописи и музыки. В литературоведении романтизмом называется широкое литературное течение, начало которого приходится на последнее десятилетие XVIII века. Оно господствовало в литературах Запада всю первую треть XIX столетия, а в некоторых странах и дольше.

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений « Буря и натиск » и романтизма в литературе, автор « Оды к радости » музыку к которой написал Бетховен, изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза . Вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист . В течение последних семнадцати лет жизни дружил с Иоганном Гёте , которого вдохновлял на завершение его произведений, остававшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием « веймарский классицизм ». Наследие поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В России стал известен после перевод Жуковского. Принимал участие в деятельности литературного общества « Блюменорден », созданного Г. Ф. Харсдёрфером в XVII веке для «очистки немецкого литературного языка», сильно засорённого в годы Тридцатилетней войны.

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг немецкий философ , представитель классической немецкой философии . Был близок йенским романтикам . Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте , развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей .

В 1799 году Шеллинг написал сатирическую антиклерикальную поэму «Эпикурейские воззрения Гейнца Упрямца». Поэма вызвала первый разлад в иенском кружке романтиков . Поэма при жизни Шеллинга не была напечатана и в полное собрание сочинений не попала.

Август Шлегель увидел у Шеллинга поэтический талант и поощрял его первые стихотворные опыты, а также придумал для него псевдоним — Бонавентура . В 1805 году в «Журнале новых немецких оригинальных романов», вышел роман «Ночные бденья» под псевдонимом Бонавентура. В XIX в. на нее не обратили внимания, и только в XX в. она стала широко известной.

Иога́нн Во́льфганг Гёте немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель , государственный деятель. Гёте творил в разных жанрах: поэзия , драма , эпос , автобиография , эпистолярия и др. Гёте стал главным идеологом течения « Буря и натиск» . Вместе с Шиллером , Гердером и Виландом он создал так называемый Веймарский классицизм . Роман Гёте « Вильгельм Майстер » заложил основы воспитательного романа эпохи Просвещения . Произведения Гёте, в особенности трагедия « Фауст », признаны шедеврами немецкой и мировой литературы.

Литературоведческие изыскания Г.В.Ф. Гегеля.

Понятие идеала, пафоса, поэтической фантазии.

Вопрос о преемственности в развитии жанров, об исторически повторимых признаках, обнаруживаемых в многообразии отдельных жанров, в истории литературоведения наиболее глубоко поставлен учеными, изучавшими литературу в тесной связи с общественной жизнью.

Теории Гегеля является классической, эстетика Гегеля — вершина немецкой идеалистической эстетики.

В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма, дискредитировавший апелляцию к незыблемым авторитетам и неизменным правилам поэзии. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.

Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов — эпос, лирика, драма, которые выделяются по принципу разного соотношения объекта (» мир в его предметном значении ») и субъекта (» внутреннего мира » человека ) (XX, T.14,225), от его теории жанров.

Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий — » субстанциальное »( эпос ) и »субъективное»( лирика ). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.

Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, это »вечные, управляющие миром силы», »круг всеобщих сил» (XX, T.12,201202); истинное, разумное содержание искусства; идеи ,имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.

Читайте также:  Когда религия 8211 токсична Мнение психолога

Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида — другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля.

Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.

В характеристике жанров он последовательно рассматривает »общее состояние мира», являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. »Общее состояние мира» выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является »век героев» (»дозаконный век»), почвой романа — эпоха развитого государства с установившимся законно-порядком, сатиры и комедии — неразумный существующий порядок.

Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, »вражда чужеземных наций» (XX,T.14,245), имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, »между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств» (XX,T.14, 273).

Эта коллизия отражает разъединение личного и общественного. Герой и окружающее его общество противопоставлены. Коллизии сатиры и комедии, по Гегелю, не являются художественной проекцией жизненной коллизии, ее создает отношение поэта к предмету. Поэт создает »образ испорченной действительности так, что эта испорченность разрушается в самой себе вследствие собственной нелепости» (XX,T.13, 85). Естественно, что в данной ситуации нет места истинным характерам. Герои »неразумны», »неспособны ни к какому подлинному пафосу» (XX,T.14, 384).

Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества; их коллизии выводятся из »общего мира» (в сатире) и из отношения поэта к этому состоянию. В то же время недооценка Гегелем активности автора, его субъективности в создании эпопеи и романа упрощает содержание этих жанров.

Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами »века героев»; отрицание возможности »истинных» эпопей в современную ему эпоху и др.(XCIV, 2535)

Пафос (от греч. pathos — чувство, страсть) — страстное воодушевление. Пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство, проникающие всё произведение. В. Г. Белинский предлагал при разборе и изучении художественного произведения прежде всего определить его пафос.

Идеал (от греч. idea — идея, представление, понятие) — представление человека о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области: идеал героизма, идеал семьи, идеал общественной жизни.

Билет 7 .

Русское литературоведение 18-19 веков: школы, имена, иделы.

Школы(19-го века):

· Культурно-историческая. Ее основоположники — В. фон Гумбольдт, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня — много сделали для соотнесения литературной практики с первичными корнями мышления, зафиксированными в языке. Для этого было выработано понятие внутренней формы (языка — у Гумбольдта, слова — у Потебни); в творчестве новейших поэтов обнаружились проявления архаических форм и смыслов, в частности следы древних солярных (солнечных) мифов и обрядов. Веселовский сделал попытку построить поэтику сюжетосложения, положив в ее основу понятие мотива — ответа на некоторый вопрос, который встает перед человечеством в определенную эпоху; этот мотив далее передается от автора к автору и комбинируется с другими мотивами.

Биографическая (позитивистская). Стремится заменить умозрительную реконструкцию древних мифов добыванием точно верифицируемых фактов, сбором и документальной проверкой биографического материала. Литературное творчество интерпретируется здесь через жизненные обстоятельства автора. Часто творчество писателя строится не как воспроизведение его биографии, а как отталкивание от нее, создание принципиально иной версии событий, компенсация не бывшего в жизни; с другой стороны, предшествующее творчество (свое и чужое) может само определять собой жизнь писателя, его поступки.

Мифологическая школа — у истоков — Якоб и Вильгельм Гримм. Философская основа классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология. Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам.

Психологическая школа — Э. Эннекен; в России — А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.

Социологическое направление —Чернышевский, Писарев, Добролюбов — рассмотрение персонажа в контексте общества, среды. Это было обосновано, т.к. долго не было политических изданий — русская литература взяла этот груз. Философские проблемы + размышления о будущем России — критикам тоже можно обо всём размышлять.

· Гуманизм
Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
· Просвещение.
Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина.

Имена:

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький
Билет 8.

Отечественная наука о литературе 20-начала 21 веков:школы, имена, идеи

Источник

В чем заключается предмет и назначение науки о литературе? Чем «ведает» наука о литературе?

Ведение (согласно «толковому словарю живого великорусского языка», составленному выдающимся русским писателем, этнографом, лексикографом XIX В. Владимиром Ивановичем Далем) – разумение, понимание; познание. Ведать – знать, иметь о чем-либо сведение, знание, весть.

Стало быть, литература способна подать нам весть о себе?! Разумеется. И это одна из самых увлекательных сторон литературоведческого труда (о чем у нас еще пойдет речь).

Уточним только, что «литература» – понятие в историческом времени обширное. Слово латинское по происхождению (от littera – буква). Литература – сообщество букв, значков, знаков.

Литература – все обозначенное, начертанное буквами, написанное, письменно оформленное. Термин сравнительно молод. Ему не более 500 лет. Когда он мог появиться в европейской культуре? После изобретения книгопечатания, т. е. конвейерно-литерного производства книг. Случилось это в Европе около 1440 г. Золотых дел мастер Иоганн Гуттенберг в Германии первым изобрел инструмент для стандартной отливки литер – букв, типографскую краску, печатный пресс[2].

Европейская и вся мировая цивилизация пережила мощнейший культурный взрыв. По огромной силе своей он близок к новейшему культурному взрыву, связанному с открытием и внедрением Интернета в бытовой обиход человечества.

Рукописную книгу, ее текст и иллюстрации творили от руки, старательно, благоговейно и долго (месяцами, а подчас и годами).

Эра Гуттенберга ознаменовала переход к совершенно новому, массовому тиражированию книги.

Вспомним заодно, что книгопечатание в России основал Иван Федоров (1510–1583). Первая, точно датированная (1564 г.) русская печатная книга – «Деяния и Послания святых апостолов».

Для нас литература – прежде всего художественная литература (устаревшее, но достаточно точное – «изящная словесность»), особый вид искусства – искусство слова.

4.Каков объем понятия «художественная литература»?

Это далеко не все, что написано пером и напечатано. Художественная литература – это письменно оформленные словесные сочинения, создаваемые при активнейшем участии творческого воображения автора.

Заметим, что если в этом определении слово «письменно» заменить на слово «устно» и убрать упоминание об «авторе», то речь уже пойдет о фольклоре – об устном народном творчестве.

Но здесь же очень важно отметить: то, что обозначалось термином «литература» (в значении «художественная литература»), то, чем ведает наша наука, – намного древнее самого термина. Литература восходит к словесной культуре древнейших цивилизаций Египта, Китая, Индии, Иудеи, Греции, Рима…

Как именовалась художественная литература до книгопечатания? С античных времен – это поэзия, или поэтическое искусство.

Сама наука о литературе древнего происхождения. Только прежде она именовалась поэтикой. Известно сочинение Аристотеля (IV век до н. э.) «Об искусстве поэзии» (его еще называют «Поэтикой»).

Поэзия (после XV–XVI вв. чаще именуемая литературой) с древних времен изучается поэтикой (которую мы теперь зовем литературоведением – аналог немецкого слова die Literaturwissenschaft).

Читайте также:  Мастер класс quot Социальный видеоролик quot

Дать объемное, исчерпывающе успокоительное определение понятию «художественная литература», или «поэзия» (мы будем употреблять эти понятия на правах синонимов) – задача из ряда сверхсложных.

В.Г. Белинский в статье 1840 г. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» предложил такое обозначение этого понятия, ставшее знаменитым и исполненное искреннего поэтического вдохновения и пафоса: «Как невидимое зерно, западает в душу художника мысль, и из этой благодатной и плодородной почвы развертывается и развивается в определенную форму, в образы, полные красоты и жизни, и наконец является совершенно особым, цельным и замкнутым в самом себе миром, в котором все части соразмерны целому, и каждая, существуя сама по себе и сама собою, составляя замкнутый в самом себе образ, в то же время существует для целого как его необходимая часть, и способствует впечатлению целого».

Текст Белинского звучит здесь как стихотворение в прозе. Скажут, определение нестрогое. Верно. Но излишняя строгость не даст желаемого эффекта, скорее наоборот.

Литературно-художественных текстов на всех языках и во все эпохи неисчислимая масса. Потребность в их созидании («производстве») неутолима, пока жив человек. Общение с этими текстами – занятие привычное настолько, что наше повседневное сознание не замечает очевидной тайны этого общения. Мы перестаем удивляться настоящему чуду, привыкая к нему в нашей каждодневной практике.

Передо мной некая система знаков, букв, литер. Текст может быть написан пером, напечатан на бумаге, может существовать в современной электронной версии в Интернете. И если я понимаю язык знаков, я читаю и воспринимаю смысл текста. Набор знаков в моем сознании превращается в переживание смысла. И это превращение совершенно удивительно!

Источник

Литературоведение

Литературоведение — наука, изучающая художественную литературу, как явление человеческой культуры. Другое определение: литературоведение — наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. Одни различают три главные отрасли литературоведения: 1) теория литературы, 2) история литературы и 3) литературная критика. Другие литературную критику не включают. Некоторые ученые так же выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. А ряд специалистов считают важнейшей частью литературоведения поэтику.

Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех её отраслей, (так, критика опирается на данные истории и теории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория критики, история критики, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики художественной речи и т. д.

Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой: так, критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и других наук.

(Ю.В. Манн. Большая советская энциклопедия и др. источники)

Литературоведение не следует путать с книговедением и библиотечным делом.

Литературоведение частично пересекается с филологией —

Разделы страницы об история и критике мировой художественной литературы:

  • Теория литературы
  • История литературы
  • Литературная критика
  • Поэтика
  • Стилистика художественной речи
  • Фольклористика
  • Вспомогательные дисциплины литературоведения

Теория литературы

Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Это теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование.

С другой стороны, теория литературы ближайшим образом связана с философией и эстетикой. Разработка таких вопросов, как 1) вопрос о сущности познания действительности, следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения), 2) вопрос об основаниях эстетической оценки, 3) о социальной функции лит-ры как одной из форм идеологии и т. п., ставят теорию литературы в ближайшую зависимость от названных дисциплин.

Теория литературы изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика). Основные проблемы теории литературы:

  1. методологические: специфика лит-ры, лит-ра и действительность, генезис и функция лит-ры, классовость лит-ры, партийность лит-ры, одержание и форма в лит-ре, критерий художественности, лит-ый процесс, лит-ый стиль, художественный метод в лит-ре, социалистический реализм;
  2. проблемы поэтики в теории литературы: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении.

История литературы

Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

  • История всемирной литературы. Т. 2. М.; Наука, 1984.

Литературная критика

Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, «сегодняшнее» состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Как уже говорилось, принадлежность критики к литературоведению не является общепризнанной.

Поэтика

Поэтика — наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями Л.: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); возможно применение принципов поэтики в критике.

Теория стихосложения

Стилистика художественной речи

Во многом аналогичное положение занимает в литературоведении стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (в этом случае она представляет собой исследование одного из уровней структуры, а именно — стилистического и речевого уровня), в историю литературы (например, язык и стиль данного течения и направления), а также в литературную критику (стилистические штудии современных произведений почти во все времена составляли одну из излюбленных функций критики).

Фольклористика

[Фольклористика — наука, изучающая устное народное творчество, не всегда отраженное в литературе.]

Вспомогательные дисциплины литературоведения

Современное литературоведение представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое.

[Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография.]

Наряду с основными дисциплинами литературоведения существует множество вспомогательных:

  • литературоведческое архивоведение,
  • библиография художественной и литературоведческой литературы, , ,
  • текстология,
  • комментирование текста,
  • теория и практика эдиционного дела,
  • археография,
  • биографистика и др.

В середине XX в. усилилась роль математических методов, особенно статистики, в литературоведении, преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры.

Источник

Литературоведение и фольклористика

Отдел литературы начал свою работу с первых дней образования института в составе секции языка, литературы и искусства. В настоящее время основными направлениями его исследований являются устное поэтическое творчество марийского народа, общие закономерности развития литературы народов России, профессиональное искусство Марий Эл.

Первый директор МарНИИ В.А. Мухин (Сави), известный ученый и талантливый мастер художественного слова, всемерно поддерживал и всячески поощрял сотрудников, неравнодушных к судьбе марийской литературы. Под его руководством первые исследователи марийского фольклора – К.А. Четкарев, А.М. Бердников, М.М. Каликаев – приступили к сбору устного народного творчества в Марийском крае. С 1934 по 1939 год состоялись полевые научные экспедиции в районы Марийской и Кировской областей. В качестве первых литературоведов работали писатели Н.И. Тишин, Я.Я. Ялкаев (Яныш Ялкайн), А.К. Деревяшкин (Анатолий Айзенворт).

Секция литературы была создана на основании Постановления Президиума исполкома МАССР от 13 февраля 1937 года, исполняющим обязанности заведующего назначен М.С. Калашников. С ноября 1937 года отдел возглавил один из ведущих ученых-фольклористов К.А. Четкарев (1910–1956). Ему принадлежат статьи о марийском фольклоре. Он является составителем сборников марийских народных песен и сказок.

В предвоенные годы состав секции литературы часто менялся. Непродолжительное время работали писатели
Г.З. Ефремов (Г. Ефруш), И.И. Логинов (Й. Осмин). В этот период заведующим секцией был выпускник Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена С.И. Ибатов (С. Эман).

В 1939 году в институт приходит А.А. Асылбаев (А. Асаев). После окончания войны в качестве научных работников
в штат принимаются писатели (Г.И. Матюков, Н.Ф. Ильяков). В послевоенные годы марийскими фольклористами
(К. Четкарев, Т. Шестакова, В. Коукаль и другие) были обработаны собранные материалы для издания сборников образцов устной речи.
В конце 1950–начале 1960-х годов сектор пополняется новыми силами. На научно-исследовательский путь становятся молодые выпускники Марийского государственного педагогического института: И.С. Иванов,
В.А. Акцорин, А.Е. Иванов, Н.И. Куторов, К.К. Васин.

В 1960 году заведующим отделом литературы и фольклора становится М.А. Георгина. Она занималась вопросами марийской драматургии и национального театра. В 1950-х годах благодаря стараниям М.А. Георгиной и
А.А. Асылбаева начинается подготовка к созданию «Очерков истории марийской литературы». Первый том был составлен по хронологическому принципу и отражал историю поэтапного развития марийской литературы, он был издан в 1963 году. Второй том «Очерков», в который вошли творческие портреты наиболее видных писателей, увидел свет в 1960 году.

В 1950–1960-х годах во время фольклорных экспедиций в Малмыжском районе Кировской области и Советском районе МАССР были зафиксированы неизвестные ранее произведения устного народного творчества – народные драмы. На основе собранного уникального материала в 1969 году В.А. Акцориным была подготовлена к изданию монография «Марийская народная драма».

В 1960–1970-х годах плодотворно работает К.К. Васин. Основным направлением его научной деятельности стало изучение проблем творческих взаимосвязей марийской литературы. Он принимал участие в создании многотомных изданий: «История советской национальной литературы» (1970–1974), «Украинская советская энциклопедия» (1962), «Шевченковский словник», «Лермонтовская энциклопедия».

Читайте также:  1 Как сойтись характером с работой

В 1969 году сектор литературы и фольклора был преобразован в три отдельных самостоятельных сектора – литературы, фольклора, искусства. Сектор литературы возглавил А.Е. Иванов.

В 1972 году на должность заведующего сектором литературы назначается А.М. Александров. Он является одним
из составителей биобиблиографического справочника «Писатели Марийской АССР» (1976).

В 1972–1982 годах в отделе литературы научным сотрудником, а затем заведующим работал В.И. Куликов. Сферой его научных интересов была марийская поэзия.

В 1980 году заведующим сектором литературы становится К.К. Васин. Под его руководством выходят специальные сборники отдела, посвященные отдельным вопросам марийского литературоведения: «Проблемы жанра
в марийской литературе» (1981), «Марийская литература и искусство развитого социализма» (1984), «Живое наследие» (1992).

В 1980-х годах вопросами фольклора занимались С.С. Сабитов, Л.С. Тойдыбекова. В 1981—1985 годах в отделе литературы работал кандидат филологических наук Г.Н. Сандаков, занимавшийся исследованием художественно-эстетического своеобразия марийского историко-революционного романа.

С 1984 по 2006 год отдел литературы возглавлял А.А. Васинкин (1950–2008). Он является одним из авторов и главных редакторов «Истории марийской литературы».

С 1975 по 2011 год в отделе литературы работала Н.И. Кульбаева. Основная сфера ее научных интересов – марийская драматургия и театральное искусство. В 2005 году составленный ею биобиблиографический справочник «Артисты Марийского театра» был удостоен республиканской театральной премии им. Йывана Кырла.

С 1983 по 2001 год в отделе литературы работала С.П. Чеснокова (Манаева), автор монографий «Марийская поэма» и «Художественный мир современной марийской поэзии», составитель школьных хрестоматий по марийской литературе.
В 1989 году отделом издана «История марийской литературы». В книге дана целостная картина развития марийской литературы начиная с первых литературных памятников до конца 1980-х годов.

В 1980–1990-х годах в отделе работали П.С. Черных, В.Л. Егоров, Л.Н. Бурков, Р.А. Алдушкина.

В 2000 году в отдел была принята Н.А. Федосеева. С 2007 года она возглавляет отдел литературы, занимается проблемами дореволюционной марийской литературы.

В 2002 году в связи с разделением отдела фольклора и искусств отдел фольклора был присоединен к отделу литературы. Более сорока лет изучению марийского фольклора посвятил доктор филологических наук А.Е. Китиков. Его работы посвящены не только исследованию марийского фольклора, но и сопоставительному анализу устного народного творчества финно-угорских и других народов. С 2004 года в отделе литературы начали трудиться молодые исследователи, в частности, фольклорист М.В. Пенькова.

В начале 1990-х годов начато издание многотомного Свода марийского фольклора, в котором оригинальные тексты памятников сопровождены переводом на русский язык и комментариями («Мифы, легенды, предания», 1991; «Сказки луговых мари», 1992; «Песни восточных мари», 1994; «Сказки горных мари», 1995; «Пословицы и поговорки», 2004; «Песни горных мари», 2005; «Марийские народные загадки», 2006).

За последнее десятилетие отделом изданы литературоведческие сборники: «Литература и время» (2003), «Художественная словесность финно-угорских народов: от истоков к современности» (2008).

В 2007 году при отделе литературы на общественных началах организовано литературно-критическое объединение. В цели и задачи объединения входит организация конференций, «круглых столов» по проблемам литературоведения, обсуждение художественных произведений, сборников, выдвинутых на соискание государственных премий Республики Марий Эл.

Литературоведы изучают динамику развития марийского литературного процесса, активно сотрудничают с Союзом писателей Республики Марий Эл, выступают на презентациях литературных новинок республики, представляют творческий вклад марийских писателей, поэтов и литературоведов, дают профессиональную оценку современным марийским художественным произведениям и литературоведческим работам. Продолжается работа по Своду марийского фольклора, к печати подготовлен очередной том – «Марийские народные игры». В настоящее время в направлении «Литературоведение и фольклористика» над тематическими проблемами работают руководитель структурного подразделения кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Н.А. Федосеева и кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник М.А. Ключева.

Источник



Вопросы литературоведения и фольклористики

Если ограничиваться публикациями последних лет, то и в них изучение проблемы ведется в одном из двух аспектов. При этом приемы и методы исследования, выработанные в сфере изучения одного вида словесного искусства, применяются-с учетом новой специфики-в другой его сфере. Происходит как бы взаимопросвечивание двух систем — каждая из них предстает такой, какой ее можно бы увидеть «глазами» другой системы. Разумеется, всестороннее изучение фольклора не может ограничиться методами, выработанными на литературном материале, равно как исследование литературы не может основываться на принципах, принятых в фольклористике,-тем более, что отношения между фольклором и литературой, хотя и не являлись извечно антагонистическими, далеко не всегда оставались бесконфликтными; прав, конечно, В. Г. Базанов, утверждая: «История знает и разлады, столкновения, противоборство двух художественных и идейных систем»26. Своеобразие материала диктует специфические методы его исследования. Однако специфика эта — неоднозначна. Взаимодействие, взаимовлияние и взаимопроникновение фольклора и литературы-общепризнанный факт, без учета которого неполны будут наши представления как о фольклоре, так и о литературе. Более того, произведения фольклора могут стать предметом литературоведческого анализа, а произведения литературы-оказаться в поле научных интересов фольклориста. В первом случае в центре внимания будет фольклор как искусство слова, во втором-фольклоризм писателя. И если современный исследователь, взяв эпиграфом к своей работе предостережение из давней статьи П. Богатырева и Р. Якобсона против механического применения к фольклору методов и понятий, добытых путем разработки историко-литературного материала, затем перспективы фольклористики во многом связывает с тем, как она сумеет «освободиться от господства методов науки о литературе» 27, то опасения эти выглядят несколько преувеличенными и, в целом, запоздалыми,-уже хотя бы в свете содержащихся в той же работе интересных и убедительных сопоставлений фольклора и литературы, в ходе которых весьма успешно используются и методы, выработанные в литературоведении.

В ином плане и с иными акцентами ставит вопрос Л. И. Емельянов. Выступая с докладом на научно-теоретической конференции по проблеме «Взаимодействие наук при изучении литературы», он заявил: «Что же касается уроков фольклористики, то литературоведение давно признало, их важность и пользуется ими для решения историко-литературных и теоретических проблем. Гораздо более сложным и дискуссионным является вопрос об использовании литературоведческого опыта фольклористикой». И далее, в качестве вывода: «Таким образом. попытки положиться в решении проблемы специфики фольклора лишь на тот методологический опыт, что выработан фольклористикой, без привлечения уроков литературоведения, оказываются несостоятельными»28.

Спору нет, использование уроков смежной науки-полезло, а напоминание об этом применительно к литературоведению и фольклористике — все еще актуально. Но этого уже недостаточно. На наш взгляд, созрели все предпосылки для более широкого, системного подхода, три котором обе отрасли словесного искусства-фольклор и литературу-следует рассматривать как нечто общее, как две составные части одной метасистемы.

.Понимание изучаемого объекта как системы само по себе еще не свидетельствует о системном подходе. Для этого необходимо, сверх того, особое отношение к объекту, ибо «специфически системное исследование заключается в исследовании объектов именно в том аспекте, в котором они представляют собой системы»29. Так, в фольклоре (и, в частности, в его поэтике) может быть обнаружен целый ряд признаков, которые в самом устном народном творчестве не играют сколько-нибудь заметной роли, в результате чего фольклорист может ими и пренебречь как избыточными. И только литература выводит эти, казалось бы, несущественные элементы из состояния анабиоза, обнаруживая скрытую в них энергию и жизнеспособность. Фольклорная традиция получает в устном народном творчестве одни импульсы, в литературе — другие. В ряде случаев фольклорная традиция в определенном смысле более продуктивна в литературе, нежели в фольклоре. По образному выражению Бояна Ничева, «некоторые специфические фольклорные процессы ищут своего завершения в литературе» 30.

Обнаружение их еще «на подходе» к литературе, в фольклоре- дело литературоведа в такой же мере, как и фольклориста. С другой стороны, дальнейшая судьба проникших в литературу фольклорных элементов не безразлична для науки о народном творчестве. Исторический подход к тому или иному явлению-и к фольклору в том числе-не сводится к изучению его истоков, он подразумевает также и исследование его последствий. И в этом плане «вторжение» в литературный материал для фольклористики совершенно естественно и необходимо.

Казалось бы, в литературном отражении фольклорная специфика может только замутиться, а в таком виде она как будто меньше всего способна помочь изучению художественного своеобразия фольклора. Но при более тщательном рассмотрении оказывается, что подчас поэт, обращаясь к народной словесности, осветит в ней такие моменты, которые без. его содействия могли бы остаться необнаруженными. Как заметил исследователь испаноязычного фольклора А. Р. Кортазар, «интуиция художника проникает нередко туда, где пасует техника исследователя»31.

Как первый, так и второй подход будут использованы в. настоящей работе. И все же преобладать в ней будет третий: принцип исследования литературно-фольклорных взаимосвязей, когда явления оцениваются с одной, общей для литературы и фольклора точки зрения — как метасистема.

Таким образом, настоящая работа строится на сопоставлении двух словесно-художественных систем -устной (фольклор) и письменной (литература) в рамках одной метасистемы (словесное искусство) с целью выявить

Источник