Чем отличаются дидактические игры от дидактических упражнений

Чем отличаются дидактические игры от дидактических упражнений

За очень короткий промежуток времени развитие может сравнится с тем, которое в последствии приравнивается за десятилетнее обучение в школе. Естественные навыки, такие как ходьба, бег, прием пищи, умение пользоваться чашкой, ложкой-заслуга родителей. Ведь именно они выступают первыми наставниками и учителями маленькой крохи. Для правильного и логически точно выстроенного обучения, которое в последствии будет эффективно, принято использовать дидактические игры и дидактические упражнения.

Дидактические игры их суть

Дидактические игры-это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании малышей. Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.

Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить прибегнув к выполнению разнообразных заданий.

Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования. Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.

Наличие системы оценивания и присваивания очков добавляют естественное чувство азарта, активируют интерес. Таким образом, нестандартный подход в изучении нового материала, может дать положительный итог в усвоении трудной и непонятной детьми информации.

С точки зрения удобства для педагога, он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.

Существует несколько признаков дидактической игры:

  1. Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.
  2. Игра имеет собственную структуру и формат.
  3. Есть свод правил.
  4. Есть определенный сценарий.
  5. Существует система мотивирования и оценивания.
  6. Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.

Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:

  • Игровая аналитика.
  • Игровое знакомство.
  • Игровое проектирования.
  • Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.
  • Игровое познание новых технологий и процессов.

Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей обучающихся и от их умственных способностей.

Дидактическое упражнение

Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.

Отличие дидактической игры от упражнений

Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.

Источник

Дидактическая игра — определение, цель и структура

Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.

В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации.
  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.

Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом в детском саду, начальной школе или дома.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

  • Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
  • Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.

Таким образом, основным предназначением этих обучающих игр является воспитание малышей и передача им необходимых сведений, развитие умственных и творческих способностей.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Основные компоненты

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.

Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:

  • Определи форму.
  • Продолжи предложение.
  • Подбери подходящее слово.
  • Кто в каком домике живет.

От верной постановки цели зависит то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.

Содержание и действия

Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.

Основой игры являются действия, в которых ребенок решает поставленную перед ним задачу, а также проявляет активность, изобретательность, фантазию и сообразительность. Они напрямую зависят от выбранного сюжета. Особенность дидактики в том, что четкого варианта решения проблемы нет, каждый малыш имеет возможность самостоятельно его определить. Например, игра «Найди ушки» предполагает соотнесение пар изображения животного и его ушей. Ребенок может пойти различными методами:

  • Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
  • Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.

В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.

Правила игры и итоги

Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:

  • Помогают педагогу в процессе управления игрой.
  • Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
  • Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.

Основные их функции представлены в форме таблицы.

Наименование функции Краткая характеристика
Обучающая При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы.
Организующая Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия.
Дисциплинирующая Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим.
Читайте также:  Англия Премьер лига 21 22 Турнирная таблица

Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.

Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.

Нельзя унижать кого-либо из членов коллектива, в противном случае игра утрачивает свою основополагающую функцию.

Ключевые разновидности

Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.

В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:

  • По заданию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к группе «посуда», говорит, что это и из какого материала сделано.
  • Разложить предметы по группам (посуда — деревянная или металлическая).
  • Рассортировать геометрические фигуры по определенному параметру, например, по цвету, форме, размеру.
  • Правильно одеть куклу в зависимости от сезона и четко проговаривать последовательность действий.

Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).

Наконец, бывают и словесные забавы, подразумевающие использование определенных сочетаний слов и действий. Например, «Да и нет не говори». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить на него, не используя при этом «да» или «нет». Следует употреблять описательные обороты или вводные слова.

Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.

Вот почему это понятие активно используется в педагогике, регулярно появляются описания новых, более полезных и современных игр.

Источник

Структура,характеристика компонентов, виды дидактических игр

Дид игра представляет собой многоплановое слож­ное педагог. явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

— являются средством воспитания, с их помощью вос-ль воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

— выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

— развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

— развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

— формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

— воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;

— свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

— способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача — подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача — определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия — основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила — определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Существуют разные классификации дидактических игр.

По со­держанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представ­лений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и вос­питателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидак­тические игры.

По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, уста­навливать сходство и различие предметов. С их помощью дети зна­комятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величи­ной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классифи­кацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных иг­рах дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать са­мостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развива­ют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

А.И.Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-пу­тешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.

41.Особенности руководства дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,

у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть несколь­ко правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие пред­меты и возможные действия с ними, способствуют координации дви­жений, развитию глазомера, овладению пространственными ориенти­ровками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно само­му включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактичес­кому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспита­тель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, по­степенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закре­пить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комп­лектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего до­школьного возраста обладают значительным игровым опытом и дос­таточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд лю­дей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назна­чению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внима­ние, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполне­нии правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способст­вовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

41.Особенности руководства дид и играми в разных возрастных группах.Дидак игры относятся к играм с правилами, специально создан­ным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследо­вателями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М Богуславской, А. И. Сорокиной, В. Н. Аванесовой и др. Дидактические игры направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюда­тельности, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельно­сти, развитие любознательности и познавательных интересов. Дидактиче­ская игра для детей, по мнению А. П. Усовой, — это «взрыв удивления» от восприятия чего-то нового, иногда «поиск и открытие» и всегда игра — это радость, путь детей к мечте. Обучение в игре такое, что, требуя усилия мыс­ли, оно не требует напряжения, не вызывает усталости, страха, нежелания учиться раньше, чем ребенок пойдет в школу.Черты игровой деятельности в условиях дидактической игры имеют свои особенности:
в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифи­цирует их особенности;
— дидактическая игра — имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подой­ти к способу решения задачи;
— самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содер­жанием, правилами, сначала дети играют под руководством взросло­го, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоя­тельно;
— в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнару­живается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, ха­рактеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одно­временно.
Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — от­ражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки ди­дактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия детей, становится зада­чей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активи­зирует игровые действия.
Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем раз­нообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые задачи — это не всегда практически внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Одним из составных элементов игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как надо делать они соотносятся с игровыми действиями. Усиливают их роль, раскрывают способ действия. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Организующие правила определяют порядок, по­следовательность игровых действий и взаимоотношений детей.
Результат игры носит двойной характер: игровой — это выигрыш, правильное решение задачи, дидактический — совершенствование знаний и способов деятельности.
Дидактические игры можно классифицировать по содержанию, по за­дачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил и т.д. В. Н. Аванесова предложила следующую классификацию дидакти­ческих игр: игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подобрать, разложить, вставить и т.д.); игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата (кто больше, кто первый и т.д.); игры с фантами. При такой условной классификации игровое начало и игровые действия выделяются отчетли­вее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.
В большинстве случаев исследователи придерживаются традицион­ной классификации дидактических игр по характеру использованного материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные и музы­кально-дидактические. Дидактические игры бывают сюжетными и бес­сюжетными.
Руководство дид игрой состоит в правильном определении дид задачи — познавательного содержания, в определении игро­вой задачи и реализации через нее дид задач; в продумывании игровых действий, которые интересны для детей. Побуждают их к игре, в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.
Особой заботы воспитателя требует создание «материального центра» игры — подбор игрушек, материалов.
Собственно руководство игрой включает несколько этапов;
1 этап — воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начи­нает сама приглашает детей.
Мл. возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Ср. возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать проб­ный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Стар.возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

Читайте также:  Результаты евро 2012 будет

2 этап — воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, допол­нительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе иг­ры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игро­вые действия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3 этап — руководство дидактической игрой как самостоятельной дея­тельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее резуль­татом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера. Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Стратегию взаимодействия взрослого с детьми в ходе игр с правилами выделили Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Так, с 2, 5 до 4 лет у детей необходимо формировать общие схемы взаимодействия, умение произ­вольно действовать по 1-2 простым правилам; 4,5-5,5 лет — формировать представление о выигрыше, установку на него. Умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблю­дение правил в игре; 5,5-7 лет — формировать умения придумывать но­вые правила игры, договариваться об общих правилах.

Источник

Сущность и структура дидактической игры

Среди множества педагогических технологий выделяется технология дидактической игры. Игра в психологии понимается как один из ведущих видов деятельности, направленный на создание и усвоение социального опыта. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения. Много веков игры служили средством обучения, воспитания и социализации новых поколений. В народных играх показывается природа, быт, национальный характер народа («сорока-ворона», «фанты» и т.д.). Традиции использования игр в воспитательно-образовательных целях получили распространение в трудах ряда выдающихся теоретиков и практиков образования. Ф. Фребель считал игру основой воспитания, он создал систему игр, в которых осуществлялось нравственное и физическое воспитание детей. М. Монтессори применяла дидактические игры, которые обеспечивают развитие детей, формируют у ребёнка познавательную активность, самостоятельность. К.Д. Ушинский понимал игру как свободную деятельность ребенка, которая вносит в его развитие особый вклад, утверждал, что обучение в игровой форме может быть интересным, познавательным, но никогда не развлекающим. Давая оценку дидактической игры в системе обучения, А.П. Усова утверждает, что дидактические игры, игровые задания и приемы усиливают восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в учение занимательность. В последние годы вопросы, связанные с теорией и практикой дидактической игры, исследуются многими учёными (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.), дидактическая игра стала одной их популярных форм обучения, а технология дидактических игр занимает важное место в деятельности учителя, стремящегося достичь высоких результатов обучения. Современная разработка дидактических игр направлена на поиск и реализацию потенциала игры в развитии интеллекта, логики и инициативности учащихся. На сегодняшний день в педагогической науке сформированы достаточно ясные представления о взаимосвязи обучения и игры, определена оптимальная структура игрового процесса, условия выбора основных форм и методов педагогического руководства игровой деятельностью учащихся. Игровая деятельность и обучение в школе направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, сравнения, запоминания и припоминания, воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. При этом реализуются и функции создания и усвоения социального опыта, изначально присущие любой игровой деятельности. Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов). Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке. Например, дидактическая задача обобщить и систематизировать сведения об имени существительном при переводе её в задачу игровую может принять следующий вид: выяснить, кто в классе лучшие знатоки имени существительного. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков. Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и т.д. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи. Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка. Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.

Читайте также:  Поддержка гиа и егэ результаты

Источник



Особенности игровых методов и дидактическая игра

Игра – это сложное социально-психологическое явление, является ведущей деятельностью дошкольного периода.

Достоинства игровых методов в процессе обучения заключается в том что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции помогают контролировать внимание на учебное задаче, которая становится не навязанной, а желанной, личной целью. При этом расширение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии и минимальными волевыми усилиями ребенка.

Игровые методы характеризуются прежде всего тем, что они переносят учебные действия в учебный действия, в учебный план, который задается соответствующей системой правил или сценарий. От ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуация, а от воспитателя отказ от прямого обучающего воздействия, замечаний порицаний.

Игровые обучающие методы:

-дидактические

-сюжетно-дидактические, игры-забавы

-создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

-обыгрывание игрушек, предметов (уронили мишку на пол)

-внезапность появления, исчезновения игрушки

-изменение местонахождения игрушки

-показ предметов в разных действиях (спит, ест, ходит)

Среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра.

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, т. е. общие законы обучения всем предметам.

Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Следовательно дидактические игры – это игры предназначенные для обучения. Дидактическая игра используется при обучении детей математики, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры, развитию связной речи.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое.

Дидактическая игракак средство получения новых знаний:

Иногда посредством дидактической игры можно осуществлять привитие определенных знаний и навыков. Например, в игре в «Магазин», задача которой развивать связную речь, воспитатель может на собственном примере показать детям, как они должны описывать предмет, который хотят купить в магазине. Воспитатель втягивает детей, задает вопросы, спрашивает ребенка, что он хочет купить. Это дидактическая игра должна научить ребенка связно выражать свои мысли. Наблюдая за разными детьми можно сказать, что в начале игры они, описывая предмет, выделяли не существенные признаки, но когда воспитатель показывает пример правильной речи, дети стали называть основные признаки предмета,например: «Дайте, пожалуйста, желтый, круглый мяч», «Дайте, мне, пожалуйста, коричневого медведя».

В приведенной игре воспитатель, используя роль, показала образец связной речи, благодаря чему дидактическая игра стала важным источником обучения.

Дидактическая игракак средство упражнения и закрепления знаний :

Дидактическая игра в большинстве случаев проводится тогда, когда дети уже получили определенные знания и навыки, иначе трудно осуществить игру. Например, ребенок только в основе знаний может наощупь определить предмет в «Волшебном мешочке»и назвать его или найти сходные и различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали.

Дидактическая игракак средство проверки знаний детей:

Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и для умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоение пройденного на занятиях всеми детьми. Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой воспитатель устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но и средние и слабые дети. С этой целью используется игра «Радио» : воспитатель берет роль «режиссера» и с помощью правил направляет действия детей по вызову дети «представляют» содержание знакомой сказки или рассказа, поют песни и т. д. Эта игра повышает веру в свои силы. Воспитателю дает возможность уяснить насколько дети поняли содержание занятия, насколько ясно они вникли в содержание и насколько правильно могут выполнить то, что требуется.

Дидактическая игракак практическая деятельность:

Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять когда это нужно.

Например, в игре «Садовник» дети определяют характерные признаки фруктов, овощей и цветов, нарисованных на картинках.

Дидактическая игра как способактивизации познавательных процессов:

Дидактические игры включаются в занятие не только для того чтобы углубить содержание знаний детей. Иногда это делается для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс внимание, наблюдательность, память и фантазию.

Когда в процессе игры мы используем собственный опыт детей и находим пробелы в знаниях, игра как практическая деятельность выполняет сигнальную функцию, т. е. в игре устанавливается являются ли знания правильными или их следует уточнить.

Например, в дидактической игре «Что к чему относится?» воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы корова. Дети должны отыскать картинки, на которых изображены стадо, теленок, скотный двор, и т. д. Если воспитатель убедится, что у детей не правильные или неясные представления, она направляет их внимание на различные особенности животных, на их отношение к среде, и т. д.

Игровые персонажи «Незнайка», «Карлсон» и др. Включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие обеспечивающие выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают её на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Можно выделить виды игр :

1 Игры путешествия – призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, поэтапное решение задач и т. д.

2 Игры поручения – по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

3 Игры-предложения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей.

4 Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5 Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает слушать вопросы и ответы. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызывать интерес детей.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1 Дидактическая задача

2 Игровая задача

3 Игровые действия

5 Результат (подведение итогов)

Итак, дидактическая игра – это сложная, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Дидактическая игра для младшей группыДидактическая игра для младшей группы Дидактическая игра «Собери ёлочку» В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения.

Игра как метод воспитанияИгра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра — явление многогранное, её можно рассматривать.

Источник