Чем сегодня занимается Служба внешней разведки России

Цели и задачи Службы

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения этих целей федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляется ряд полномочий. В том числе, установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие, и осуществление мер по зашифровке кадрового состава.

В процессе разведывательной деятельности СВР России может использовать гласные и негласные методы и средства, которые не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Порядок использования негласных методов и средств определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР России) осуществляет Президент Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации принимает участие в заседаниях Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности.

О Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности

Точкой отсчета для Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности является декабрь 2000 года. Тогда на московской встрече руководителей спецслужб стран Содружества было подписано Соглашение «О принципах и основных направлениях сотрудничества органов безопасности разведывательных служб государств-участников СНГ в области разведывательной деятельности» (обновленное Алма-атинское соглашение), участниками которого стали спецслужбы всех стран СНГ за исключением Туркмении, и утверждено «Положение о Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности».

В соответствии с Положением Совещание — постоянно действующий совещательный орган. Участниками Совещания являются руководители органов безопасности и разведывательных служб, заключивших Соглашение. Основной формой работы являются заседания его участников, проводимые на регулярной основе на территории государств-участников Совещания, на которых обсуждаются актуальные вопросы многостороннего сотрудничества, подготавливаются рекомендации по реализации положений Соглашения. Результаты обсуждения вопросов, включенных в повестку дня, носят рекомендательный характер.

Принятые решения позволили задействовать принцип многостороннего партнёрства, что наиболее полно отвечало интересам развития позитивных интеграционных тенденций Содружества. Встречи руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ стали проводиться ежегодно как на территории России, так и других стран Содружества.

Ежегодные заседания Совещания позволяют:

— в принципиальном плане оценивать складывающуюся международную обстановку, вопросы региональной безопасности, выявлять угрозы, затрагивающие Содружество и каждую из стран-участниц, обсуждать актуальные проблемы, требующие более тесной координации действий;

— накапливать и развивать опыт сотрудничества суверенных спецслужб, на практике доказывать очевидность взаимовыгодного партнерства, проводить конструктивный обмен мнениями в отношении путей дальнейшего совершенствования механизмов и организационных форм взаимодействия.

Трибуна Совещания рассматривается его участниками как удобная площадка для выражения позиции своих ведомств по внесенным в повестку дня вопросам, а также для выступления с собственными инициативами и конкретными предложениями.

В принятых по итогам встреч заявлениях (меморандумах) формулировались выработанные Совещанием подходы к обсуждаемым проблемам, обозначались формы и методы их решения на основе дальнейшего углубления взаимодействия партнёрских служб.

Проводимые встречи неизменно находились в поле зрения высшего руководства стран-участниц. Сложилась практика приема глав делегаций президентом государства, где проводится заседание. В работе форумов участвуют представители политического руководства и силовых структур принимающей стороны. Главам государств докладывается об итогах заседаний, принятых решениях и достигнутых договоренностях.

Продуктивными и насыщенными являются проводимые в рамках работы Совещания двусторонние и многосторонние контакты руководителей спецслужб. Они позволяют обменяться мнениями по широкому кругу проблем, обсудить «острые» и «деликатные» вопросы, передать партнерам актуальные сведения по отдельным интересующим их темам, договориться о проведении совместных мероприятий в различных областях оперативной деятельности. Двусторонние встречи полезны и с точки зрения установления личных контактов со вновь назначенными руководителями партнёрских спецслужб, выяснения их позиций по широкому спектру оперативных, политических и организационных вопросов.

В сочетании с работой других форумов по линии Советов безопасности, контрразведывательных и иных спецорганов и оборонных ведомств деятельность Совещания позволяет создать цельную картину в многогранном процессе обеспечения безопасности Содружества Независимых государств.

Сегодня можно констатировать, что на платформе Совещания в полном соответствии с базовыми принципами СНГ — равноправием, самостоятельностью и максимальным учетом интересов каждого участника, осуществляется формирование надежного механизма взаимовыгодного сотрудничества, призванного стать важной составной частью межгосударственных отношений.

В сложный период существенных изменений во внешней политике и мировой экономики, глобализации вызовов и угроз перед разведывательными службами стоит задача по повышению качества и результативности работы по всем основным направлениям их деятельности. Объединение усилий позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и добиваться лучших результатов. Совещание является оптимальной площадкой для придания процессам сотрудничества дополнительного импульса.

Источник

Чем сегодня занимается Служба внешней разведки России

Никто не будет спорить с тем, что работа разведчика — почётная и опасная. Для службы в разведке необходимо владеть разными видами оружия, иностранными языками в совершенстве, иметь множество профильных знаний, отличную физическую и психологическую подготовку и главное — быть готовым служить Родине. И быть готовым к тому, что об этом никто не узнает.

Когда говорят о разведке и разведчиках, то в массовом сознании в первую очередь возникает романтичный образ советского полковника Исаева (то есть Всеволода Владимирова), то бишь Штирлица, роль которого великолепно исполнил Вячеслав Тихонов. Есть и другие замечательные персонажи — Иоганн Вайс из «Щита и меча» по роману Вадима Кожевникова, наконец, закреплённые в массовой культуре образы реально существовавших разведчиков. Литература и кинематограф великолепно справились и справляются со своей задачей, но подчас показывают несколько условные или чересчур романтизированные образы.

Сегодня Служба внешней разведки России подчёркивает свою историческую связь с КГБ СССР — спецслужбой, которую боялись, пожалуй, почти во всем мире. Однако задачи сегодняшней разведки уже иные, так как мы живём в другой стране, изменился и мир, технологии, изменилась политика.

На службе России

Служба внешней разведки России (СВР) была образована 18 декабря 1991 года указом президента Бориса Ельцина. При этом произошло своего рода переформатирование службы, а не создание принципиально новой. Прямой предшественницей СВР была Центральная служба разведки (ЦСР), которая, впрочем, просуществовала всего две недели, а затем была переименована в Службу внешней разведки России. Службу возглавил директор ЦСР Евгений Примаков.

13 января 1992 года был утверждён состав службы, а все заместители директора ЦСР сохранили свои посты и в СВР, структура которой в итоге практически не отличалась от первоначального устройства ведомства. Первым главой нового ведомства стал Евгений Примаков, с 2016 года СВР возглавляет Сергей Нарышкин.

Своей целью СВР провозглашает служение Родине в самом широком смысле этого слова:

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

Ведомство занимается разведкой для обеспечения государства информацией, которая может оказывать влияние на политику страны и решения, принимаемые её руководством. Спектр вопросов при этом крайне широк — речь идёт о разведывательной информации в военно-стратегической области, в экономической, политической, научно-технической.

Читайте также:  Какому богу были посвящены Олимпийские игры

Таким образом, СВР способствует развитию России в этих областях, а также внимательно следит за тем, что происходит за рубежом, где научный и технический прогресс тоже не стоит на месте. Одна из самых важных задач внешней разведки — получение оперативной информации о военных разработках других стран, что способствует защите интересов безопасности России.

Само собой, выполнение таких задач требует и особых полномочий. СВР дано право зашифровывать свой личный состав, что записано в основном законе «О внешней разведке». СВР также имеет право устанавливать конфиденциальные отношения сотрудничества с лицами, добровольно согласившимися на него.

Такая работа не может всегда проходить открыто, поэтому у внешней разведки есть право на использование негласных методов. Впрочем, есть оговорки — такая деятельность не должна угрожать жизни и здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Особая роль разведки также стоит не только в том, чтобы снабжать руководство страны разведывательной информацией о том, что есть, но и предвосхищать события, стараться быть на шаг впереди. Именно поэтому работу внешней разведки сложно чётко охарактеризовать или совершенно точно сказать, из каких компонентов она состоит. Это добавляет сложности работе разведчика, но повышает её эффективность и универсальность.

В 2015 году телеканал «Звезда» сообщил о секретной операции спецподразделения СВР России «Заслон» в столице Йемена Сане. Из-за накалившейся обстановки возникла угроза жизни российским дипломатам, и сотрудники «Заслона» успешно их эвакуировали. Заодно они вывезли и сотрудников посольства США в Сане, о которых не смогло позаботиться американское правительство.

Работа «Заслона», деятельность которого не афишируется из-за специфики заданий, является примером успешных операций российской внешней разведки за рубежом. Задача подразделения — срочная эвакуация граждан России из горячих точек, а также охрана российских посольств и консульств. Вне всяких сомнений, пример «Заслона» в очередной раз говорит и об опасности работы во внешней разведке, ведь сотрудники этого подразделения просто по долгу службы должны быть там, где сегодня опаснее всего, где над головой свистят пули.

Преемственность

Конечно, СВР является преемницей всех служб и органов внешней разведки, которые существовали в СССР. Дело тут ни в коем случае не в идеологической составляющей, а в самом виде деятельности — разведке за рубежом или на территории врага.

Одним из известнейших разведчиков был Рихард Зорге, который ещё в 1940 году неоднократно предупреждал Сталина о грядущем нападении Германии, однако не был услышан. Но сообщение о том, что Япония не планирует нападать на Советский Союз, все же было принято во внимание, в результате чего под Москву были переброшены 25 сибирских дивизий, участие которых помогло остановить немецкое наступление под Москвой, а затем — и повернуть его вспять.

Ценность переданной Зорге информации сложно переоценить. Это как раз и была та информация, которая влияет на решения руководства страны, добывается и передаётся в интересах безопасности, как сказали бы сейчас. В реальности же Зорге внёс огромный вклад в успех битвы под Москвой.

Мы можем вспомнить и Николая Кузнецова, который, в совершенстве владея немецким языком, успешно выдавал себя на офицера Вермахта и в 1942-1944 годах вёл подрывную работу в тылу врага в украинском Ровно. Кузнецов передал секретные сведения о планах немецкого наступления на Курской дуге. А затем погиб от рук украинских националистов из УПА, так и не сдавшись немцам.

Известным разведчиком-нелегалом был и Рудольф Абель (Вильям Фишер), происходивший из семьи русских немцев. С 1948 года Абель работал в США и передавал в Москву американские ядерные секреты. Этого разведчика хорошо знают ещё и потому, что именно на него Москва обменяла сбитого американского лётчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса.

После возвращения Абель работал в аппарате разведки и готовил молодых разведчиков-нелегалов.

Нужно понимать, что эти примеры — наиболее громкие, речь идёт об известных разведчиках. Между тем у внешней разведки ведь была и сеть агентов за рубежом. И агенты эти, нередко из числа иностранных граждан, также передавали очень ценную информацию в период холодной войны.

СВР сегодня

Как рассказал в интервью Царьграду ветеран Великой Отечественной войны, разведчик, полковник Виталий Коротков, разведка внесла огромный вклад в победу над фашистской Германией. Однако на этом трудные и опасные задачи для разведчиков не прекратились — впереди была холодная война с Западом.

В послевоенное время, когда резко обострилась международная обстановка, и наши союзники стали нашими противниками, разведка обеспечивала руководство страны актуальной информацией об агрессивных планах и намерениях западных держав. Советская внешняя разведка внесла значительный вклад в урегулирование конфликта между Пакистаном и Индией, тем самым способствуя восстановлению мира в этом регионе. В период Карибского кризиса советские разведчики нашли пути для предотвращения ядерной катастрофы,

— сказал ветеран разведки.

По словам полковника в отставке, разведка на всех этапах истории государства решала очень сложный комплекс задач в интересах благополучия страны и мира в целом. Основную задачу СВР сегодня Коротков выразил наиболее точно:

«И сейчас Служба внешней разведки Российской Федерации осуществляет свою профессиональную деятельность, содействуя экономическому развитию, научно-техническому прогрессу, военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации и политической стабильности в мире».

Полковник рассказал также о требованиях к кандидатам на службу в разведке. Служба эта непростая, поэтому одного желания быть разведчиком, конечно, недостаточно. Все кандидаты проходят длительный и тщательный отбор, выбирают только лучших из лучших.

«Если говорить более конкретно, то сотрудником российской внешней разведки, согласно действующему законодательству, может стать гражданин Российской Федерации в возрасте 22-35 лет, соответствующий медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы, имеющий высшее образование», — отметил Коротков.

При этом профиль вуза не имеет такого большого значения, как уровень интеллектуального развития кандидата, уровень его культуры и способность учиться новому, в том числе изучать иностранные языки. Ветеран разведки особенно отметил, что самым главным качеством должен быть патриотизм:

И это не высокие слова, а необходимость. Он должен свято верить в правоту своего дела, понимая, что, подчас рискуя своей жизнью, он действует во благо Отечества, защищая спокойную и мирную жизнь своих сограждан.

Служба внешней разведки сегодня играет важную роль в борьбе с новым и опасным злом XXI века — международным терроризмом. Для борьбы с этим злом СВР сотрудничает с разведками других стран мира, поддерживает отношения с зарубежными коллегами. Однако все контакты имеют основную цель — защиту интересов России.

«Только за текущий 2018 год по линии сотрудничества в сфере противодействия международному терроризму Директор СВР России С.Е. Нарышкин провёл рабочие встречи с руководителями разведок 22 стран, в том числе Индии, Китая, Ирана, Пакистана, Турции, Катара и государств-участников СНГ», — отметил Коротков.

Он привёл и конкретный пример. СВР в сотрудничестве с ЦРУ США в декабре 2017 года предотвратила теракт в Санкт-Петербурге. Акцию планировала законспирированная ячейка сторонников «Исламского государства» (организация запрещена в России). Террористы были вовремя задержаны.

«В.В. Путин поблагодарил президента США Д. Трампа и заверил, что российские спецслужбы при получении информации о террористической угрозе в США также незамедлительно передадут её по партнёрским каналам своим американским коллегам», — отметил Коротков.

Подводя итог рассказу о внешней разведке, нельзя также не отметить главное. Уникальность этой службы, работы разведчика состоит не только в том, что он должен добывать для своего государства важнейшие сведения. Уникальность разведки в её востребованности, которая с годами не становится меньше.

Читайте также:  1 Конкурс веселых дачных вопросов

Мировые войны ушли в прошлое вместе с их ужасами и вместе с героическими подвигами наших разведчиков. Сегодня перед Россией стоят новые вызовы, существуют новые угрозы, включая гибридные, военно-технический прогресс серьёзно продвинулся вперёд. Именно поэтому разведка, как и прежде, стоит на страже России, совершает незаметные подвиги, ценность которых, возможно, тем более высока, чем менее о них будет известно.

Телеканал «Царьград» поздравляет всех сотрудников Службы внешней разведки России — кадровых разведчиков, офицеров и руководство — с Днём работника органов безопасности Российской Федерации.

Виталий Викторович Коротков родился 20 декабря 1927 года в городе Полтаве в семье военнослужащего. В 1943 году, в возрасте 16 лет, пошёл добровольцем в Красную Армию. Воевал на Центральном и 1-ом Белорусском фронтах в танковых войсках, участвовал в сражении на Курской дуге.

В марте 1945 года окончил Киевское танково-техническое училище и был направлен заместителем командира танковой роты в войска 2-го Дальневосточного фронта. После окончания войны с Японией служил в Центральной группе войск в Австрии в разведывательном батальоне 13-ой гвардейской механизированной дивизии. В конце 1946 года демобилизовался и в 1947 году поступил на учёбу в Московский юридический институт, после окончания которого в 1951 году был направлен во внешнюю разведку.

По линии разведки четыре раза находился в длительных загранкомандировках в Австрии и Германии. Работал с ценной агентурой, в том числе — с одним из руководящих сотрудников западногерманской разведки Хайнцем Фёльфе. С 1980 по 1991 год находился на руководящих постах в центральном аппарате внешней разведки. В 1991 году вышел в отставку.

Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», многими медалями, в том числе — иностранных государств, а также нагрудными знаками «Почётный сотрудник госбезопасности» и «За службу в разведке».

Источник

Органы внешней разведки Российской Федерации: система, задачи и основные полномочия

В целях осуществления разведывательной деятельности созданы и действуют специальные государственные органы – органы внешней разведки. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О внешней разведке» внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством:

  • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «О внешней разведке», другие ФЗ и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки РФ. Органы внешней разведки РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

  • разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ;
  • законности;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • сочетания гласных и негласных методов и средств.

Целями разведывательной деятельности являются:

  • обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных ФЗ «О внешней разведке».

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следующие полномочия в соответствии со ст. 6 ФЗ «О внешней разведке»:

  • установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны РФ;
  • заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями РФ соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами территории РФ, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
  • обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном ФЗ «О внешней разведке»;
  • создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки РФ.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки РФ может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам. Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки РФ, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечёт за собой установленную федеральным законом ответственность.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти. Решения о создании, реорганизации и об упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Положения об органах внешней разведки РФ утверждаются Президентом РФ.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

  1. Службой внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. Органом внешней разведки Министерства обороны РФ – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ. Президент Российской Федерации:

  • определяет задачи разведывательной деятельности;
  • контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;
  • принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
    назначает руководителей органов внешней разведки РФ.
Читайте также:  Давай встречаться Грамотное предложение чтоб завоевать девушку

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан РФ на территории РФ не допускается.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки РФ в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Руководители органов внешней разведки РФ несут персональную ответственность перед Президентом РФ за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления. Сотрудниками органов внешней разведки РФ в соответствии со ст. 17 ФЗ «О внешней разведке» являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.

Сотрудником органа внешней разведки РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учётом установленных ФЗ «О внешней разведке» и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Сотрудники органов внешней разведки РФ подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ. Военнослужащие органов внешней разведки РФ не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. Государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в РФ, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в РФ религиозных организаций. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом РФ. Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ находятся под защитой государства.

Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки РФ и членов их семей гарантируется федеральными законами. Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки РФ и членов его семьи, задержанных, арестованных или осуждённых за пределами территории РФ в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

Лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие органу внешней разведки РФ и не являющееся гражданином РФ, может быть принято по его ходатайству в гражданство РФ в порядке, установленном федеральными законами. Период сотрудничества лица, принятого в гражданство РФ, с органом внешней разведки РФ включается в его трудовой стаж. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами, а также путём проверки Счётной палатой РФ исполнения утверждённых Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы получают сведения об органах внешней разведки РФ исключительно через соответствующие комитеты (подкомитеты) палат Федерального Собрания. Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки РФ конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки РФ в предмет прокурорского надзора не входят.

Источник



СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ

Служ­ба внеш­ней раз­вед­ки (СВР) РФ – фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (име­ет ста­тус фе­де­раль­ной служ­бы), спе­ци­аль­ная служ­ба. Осу­ще­ст­в­ля­ет раз­ве­ды­ва­тель­ную дея­тель­ность в по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, во­ен­но-стра­те­ги­че­ской, на­уч­но-тех­ни­че­ской и эко­ло­ги­че­ской сфе­рах в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ от внеш­них уг­роз, соз­да­ния бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для реа­ли­за­ции внеш­ней и внут­рен­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва; уча­ст­ву­ет в про­ти­во­дей­ст­вии: уг­ро­зам Рос­сии со сто­ро­ны ме­ж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма и транс­на­цио­наль­ной ор­га­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти; кон­тра­бан­де нар­ко­ти­ков, пси­хо­троп­ных ве­ществ, ору­жия и бо­е­при­па­сов, а так­же уг­ро­зам рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния и ра­дио­ак­тив­ных ма­те­риа­лов. Уча­ст­ву­ет в под­го­тов­ке при­ни­мае­мых ру­ко­во­дством стра­ны ре­ше­ний по по­ли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским во­про­сам пу­тём на­прав­ле­ния в ди­рек­тив­ные ор­га­ны ана­ли­ти­че­ских за­пи­сок и ре­ко­мен­да­ций; обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ность рос. уч­ре­ж­де­ний и офи­ци­аль­ных лиц за ру­бе­жом, а так­же при­ни­ма­ет ме­ры по пре­дот­вра­ще­нию ак­ций, про­во­димых ино­стран­ны­ми спец­служ­ба­ми и кри­ми­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми про­тив на­цио­наль­ных ин­те­ре­сов Рос­сии; в це­лях ре­ше­ния воз­ло­жен­ных на неё за­дач взаи­мо­дей­ст­ву­ет со спец­служ­ба­ми и пра­во­ох­ра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми Рос­сии и за­ру­беж­ных го­су­дарств.

СВР РФ соз­да­на Ука­зом Пре­зи­ден­та РСФСР от 18.12.1991 на ба­зе Пер­во­го глав­но­го управ­ле­ния КГБ СССР (раз­вед­ка), ко­гда бы­ли за­но­во оп­ре­де­ле­ны при­ори­те­ты раз­ве­ды­ва­тель­ной дея­тель­но­сти и оп­ти­ми­зи­ро­ва­на струк­ту­ра раз­ве­ды­ва­тель­ной служ­бы.

Пра­во­вую ос­но­ву дея­тель­но­сти СВР РФ со­став­ля­ют Кон­сти­ту­ция РФ, Фе­де­раль­ный за­кон «О внеш­ней раз­вед­ке» (1996, из­ме­не­ния 2000), Указ Пре­зи­ден­та РФ от 11.3.2003 «О ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию го­су­дар­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния в об­лас­ти безо­пас­но­сти РФ», По­ло­же­ние о СВР РФ, ут­вер­ждён­ное Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ, а так­же дру­гие за­ко­но­да­тель­ные ак­ты и кон­цеп­ту­аль­ные до­ку­мен­ты РФ (см. ст. Сис­те­ма обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ).

СВР РФ под­чи­не­на не­по­сред­ст­вен­но Пре­зи­ден­ту РФ. Воз­глав­ля­ет СВР ди­рек­тор, ко­то­рый на­зна­ча­ет­ся на долж­ность и ос­во­бо­ж­да­ет­ся от долж­но­сти Пре­зи­ден­том РФ. При ди­рек­то­ре дей­ст­ву­ет кол­ле­ги­аль­ный ор­ган – ди­рек­то­рат. На его за­се­да­ни­ях рас­смат­ри­ва­ют­ся наи­бо­лее важ­ные опе­ра­тив­ные, ор­га­ни­за­ци­он­ные и кад­ро­вые во­про­сы.

СВР РФ со­сто­ит из цен­траль­но­го ап­па­ра­та и за­гра­нап­па­ра­тов. Дан­ные о её кад­ро­вом со­ста­ве раз­гла­ше­нию не под­ле­жат. Под­раз­де­ле­ния цен­траль­но­го ап­па­ра­та СВР струк­ту­ри­ро­ва­ны по на­прав­ле­ни­ям: раз­ве­ды­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, ос­нов­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ское, на­уч­но-тех­ни­че­ское, эко­но­ми­че­ское, обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти рос. за­гра­нуч­ре­ж­де­ний, взаи­мо­дей­ст­вие с за­ру­беж­ны­ми спец­служ­ба­ми. Служ­ба име­ет под­раз­де­ле­ние соб­ст­вен­ной безо­пас­но­сти, бю­ро по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью и сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, а так­же ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные, пра­во­вые, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские и тех­ни­че­ские струк­ту­ры, обес­пе­чи­ваю­щие функ­цио­ни­ро­ва­ние СВР.

В сво­ей ра­бо­те СВР РФ ис­поль­зу­ет глас­ные и не­глас­ные ме­то­ды. Ей пре­до­став­ле­ны, в ча­ст­но­сти, пол­но­мо­чия ус­та­нав­ли­вать на кон­фи­ден­ци­аль­ной ос­но­ве от­но­ше­ния со­труд­ни­че­ст­ва с ли­ца­ми, доб­ро­воль­но дав­ши­ми на это со­гла­сие. Све­де­ния об этих ли­цах со­став­ля­ют гос. тай­ну и рас­сек­ре­чи­ва­нию не под­ле­жат. Не под­ле­жит раз­гла­ше­нию так­же став­шая из­вест­ной СВР РФ ин­фор­ма­ция, за­тра­ги­ваю­щая лич­ную жизнь, честь и дос­то­ин­ст­во гра­ж­дан, кро­ме слу­ча­ев, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Ди­рек­то­ра: Е. М. При­ма­ков (дек. 1991 – янв. 1996); В. И. Труб­ни­ков (янв. 1996 – май 2000); С. Н. Ле­бе­дев (с мая 2000).

Источник