Читательский дневник Паустовский 171 Дремучий медведь 187

Читательский дневник Паустовский «Дремучий медведь»

Дремучий медведь читательский медведь

Полезное

Как заполнить читательский дневник к сказке «Дремучий медведь» по чтению подскажет пример изложенный ниже.

Паустовский «Дремучий медведь» читательский дневник

Автор — Константин Паустовский. Он написал это произведение в 1948-ом году.

Жанр: литературная сказка о животных

«Дремучий медведь» главные герои и характеристика

  1. Петя — главный герой маленький мальчик. Это спокойный и добрый ребенок, немного задумчивый. Остался без родителей и жил с бабушкой. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами. И животные, и растения, и насекомые любили его за его доброту и добром ему отплатили в трудную минуту.
  2. Дремучий медведь. Огромный, голодный и злой, старый. Ради того, чтобы поесть, он был готов убить теленка и даже мальчика-пастушка. Но он проиграл в битве с животными, птицами, рыбами, насекомыми и растениями, которые Петю любили.
  3. Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая женщина. Она потеряла на фронте сына, а также невестку — маму Пети. И теперь сама воспитывала и растила мальчика в тепле и любви. Она очень хорошая.

Также в сказке есть такие персонажи: бобры, ворона, окунь, ерш, дятел, ежевика, ива, шмели, пчелы.

План «Дремучий медведь»

  1. Петя — пастушок
  2. Красивая природа у Высокой речки
  3. Петя, звери, птицы и деревья
  4. Мечты Дремучего медведя.
  5. Медведь плывет на другой берег
  6. Тревога
  7. Ежевика вступает в бой
  8. Ивы, шмели и дятел.
  9. Отступление медведя
  10. Окунь
  11. Удар ерша
  12. Оторванный хвост
  13. Грозные бобры
  14. Девушки в лесу
  15. Бегство медведя
  16. Смех Анисьи.

«Дремучий медведь» краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

1) Петя-маленький жил у бабушки Анисьи, отец его погиб на войне, а мать умерла от болезни.

2) Бабка отдала Петю пасти стадо телят.

3) Петя пас телят на Высокой реке, и наблюдал за животным миром, никого не обижая.

4) Голодный дремучий медведь решился наконец переплыть реку и утащить теленка.

5) Животные увидели опасность и набросились на медведя, чтобы он не дошел до стада, да так, что тот еле убежал живым.

6) Петя поклонился всем, а потом рассказал бабке о случившемся и та напомнила ему, что друзья в беде всегда выручат.

Композиция

  • Экспозиция. Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
  • Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
  • Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.
  • Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
  • Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Главная мысль сказки «Дремучий медведь»

Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту. Очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью.

Чему учит сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит любить и беречь природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров. Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.

Отзыв о сказке «Дремучий медведь»

Это добрая и хорошая сказка. Здесь показана настоящая дружба мальчика и природы. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь. Сказка учит доброте, а также тому, что доброе отношение ценится всеми очень высоко.

Пословицы к сказке «Дремучий медведь»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За добро добром платят.

Всякая помощь хороша вовремя.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Доброе дело без награды не останется.

Главный герой — Петя-маленький, потому что Петя-большой — это папа мальчика, которого не стало, когда погиб на фронте, а мамы тоже нет, его воспитывает бабушка. Бабка Анисья предложила внуку пасти телят колхозных, а Семен-чаевник ребенку дал рожок, в который трубит мальчик, когда собирает коров в стадо.

Петя часто бывает у реки, красивее которой не сыскать: на берегу растут осины, а ивы опускают ветви в воду.

У реки постоянно что-то происходит: дятел клювом стучит по осокорю, летают птицы, шмели, стрекозы проносятся над цветами. Пете нравится наблюдать за бобрами, как валят, подточив зубами, деревья.

Звери с птицами по-доброму расположены к Пете, потому что он не хулиганит: не связывает лапки стрекозам нитками, не сшибает палками птичьих гнезд, не пригибает ветви деревьев к земле, чтобы резко распрямить и наблюдать, как те «дрожат» от «боли». Он тихо любуется на водную гладь, представляет себе рыбок на дне ее, а еще животные привыкли к рожку Пети.

Когда Петя приходит на берег реки, то все ликуют при его появлении, а на приветственное «Здравствуйте» ворона отвечает «Дра, дра», потому что это все, что она может выговорить.

Однажды старый медведь решил поживиться молодым теленочком, ему нипочем сторож в лице Пети. Стал он добираться на другой берег реки, проплыть ему надо было 100 метров. Когда его заметили птицы, да насекомые, то громче стали кричать и жужжать, а первой закричала ворона. Петя уронил рожок в траву, а кнутом хотел ударить плывущего зверя, да не достиг, так как далеко. Он просил помощи, тогда стали за него заступаться окружающие: ежевика опутала медведя, ухватив колючими стеблями за лапы, а ива ветвями била косолапого по бокам. Дятел уселся на голову, да стукнул животное клювом, что медведь взвыл. Шмели щекотали ноздри, а пчелы жалили в нос, пришлось отбиваться медведю. А когда в речку обратно забрался, чтобы восвояси уплыть, то окунь ухватил за хвост. Медведь стал умолять отпустить его, обещать, что больше не повадится, да никто не верил, а ерш Шипоярд уколол шипом, который ядовит. Так дернулся медведь, что хвост потерял, — тот у окуня остался, удирал без хвоста. Но это еще был не конец: дальше бобры уронили на плывущего медведя ольху, которое заранее подточили и рассчитали, когда надо повалить.

Когда медведь бросился в лес, все над ним смеялись, кто помогал мальчику, даже ольха «тряслась от хохота». Тогда Петя поблагодарил, поклонившись.

Он никому не рассказал о случившемся, только бабке Анисье, которая тоже смеялась.

Источник

Константин Паустовский — Дремучий медведь:
Краткое содержание

Петя-маленький сирота, живет с бабкой Анисьей. Его отец Петя-большой погиб на войне, мать тоже умерла. С рожком, подарком старого пастуха Семена-чаевника, Петя пас у реки Высокой колхозных телят. Звери и птицы его полюбили. Если другие деревенские мальчишки били палкой кусты ежевики, разоряли гнезда, бросали в бобров камни, травили рыбу, то добрый Петя только любовался да удивлялся смышлености зверей.

Не знал Петю только старый отощавший медведь за рекой по прозвищу Дремучий. Зато видел телят и облизывался. Петю он не боялся, и хотел придушить, если что. Поплыл медведь по реке, а животные уже чуют беду. Петя вышел к зверю с кнутом, да только разъярил его. И тогда мальчик попросил помощи у своих друзей: птиц, зверей, деревьев. Ежевика тут же вцепилась Дремучему в лапы, ива отхлестала по бокам, напали и дятел со шмелями.

Бултыхнулся медведь обратно в речку. И схватил его там «стопудовый окунь», поволок на дно. Взмолился медведь о пощаде, но не тут-то было! Оборвав хвост, с шипом ерша Шипояда в боку, поплыл зверь назад. И попал под ольху, нарочно сваленную бобрами. Вылез медведь на тот берег – и наутек. Птицы и звери проводили его хохотом. И залег Дремучий раньше времени в берлогу спать.

Благодарный Петя поклонился деревьям, рыбам, зверям. Бабка Анисья, узнав обо всем, посмеялась над незадачливым медведем. А потом сказала внуку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились».

Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского

Сюжет

Пастушок сирота мальчик Петя живет с бабкой Анисьей: отец его погиб на фронте, мать умерла. Он пасет телят у Высокой реки. Птицы, звери, рыбы и деревья дружат с добрым мальчиком. И спасают его и телят от лап старого Дремучего медведя. Загоняют его обратно в реку, а окунь отрывает ему хвост. Медведь улепетывает в берлогу, а Петя говорит друзьям спасибо за помощь. Бабка Анисья хвалит мальчика за дружбу с природой.

Отзыв

Главная мысль сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петя был добр ко всему живому, подружился со зверями и птицами. И друзья заступились за него в минуту опасности, за добро отплатили добром. Богатство – в дружбе. Тема отношения человека с природой, тема войны, сиротства, труда, доброты. Сказка учит любить и знать природу, беречь ее, не обижать тех, кто слабее, учит видеть красоту в окружающем мире, дружить, трудиться, помогать друг другу.

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Содержание

понедельник, 29 апреля 2019 г.

Паустовский К. «Дремучий медведь»

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Дремучий медведь» и их характеристика

  1. Петя. Маленький мальчик. Тихий, спокойный, добрый, задумчивый. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами.
  2. Дремучий медведь. Голодный и злой, старый.
  3. Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая старушка.
  1. Петя идет в пастушки
  2. Чудесная природа у Высокой речки
  3. Петя, звери, птицы и деревья
  4. Мечты Дремучего медведя.
  5. Медведь плывет на другой берег
  6. Поднятая тревога
  7. Ежевика вступает в бой
  8. Ивы, шмели и дятел.
  9. Отступление медведя
  10. Окунь
  11. Удар ерша
  12. Оторванный хвост
  13. Грозные бобры
  14. Девушки в лесу
  15. Бегство медведя
  16. Смех Анисьи.
  1. Мальчик Петя пас телят, и очень любил природу, всех птиц, зверей, рыбу, травы, насекомых.
  2. Медведь позарился на телят и поплыл на другой берег.
  3. Ежевика схватила медведя, ива стала его хлестать, птицы вырывать шерсть, шмели и пчелы жалить, дятел долбить по голове.
  4. Бросился медведь в реку, окунь потащил его в омут, а ерш уколол шипом.
  5. Бобры уронили на медведя ольху, а девушки напугали звоном пустых бидонов.
  6. Уполз медведь в берлогу, а Петя поблагодарил своих друзей-помощников.
Читайте также:  Положение о премировании сотрудников образец 2018 года

Чему учит сказка «Дремучий медведь»
Сказка учит любить природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.

Отзыв на сказку «Дремучий медведь»
Очень хорошая сказка, в которой мальчик Петя был другом природе, а природа стала другом мальчику. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.

Пословицы к сказке «Дремучий медведь»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Всякая помощь хороша вовремя.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Доброе дело без награды не останется.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дремучий медведь»
Жил с бабкой Анисьей внучок Петя. Его отец погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было два года. Мальчик рос тихим и задумчивым, а когда чуть подрос бабка определила его пасти колхозных телят.
Петя гонял телят на Высокую речку и трубил в рожок. А места были очень красивые. Все берега были в ивах и зарослях ежевики, в речке водились бобры, за которыми Петя любил осторожно наблюдать.
В листве деревьев шумели птицы, стучал дятел, а пониже среди цветов летали шмели и стрекозы.
Звери и птицы постепенно привыкли к Пете, и даже полюбили его, потому что мальчик не озоровал. Они приветствовали мальчика и радовались ему.
А на другом берегу реки жил медведь по кличке Дремучий. Он был стар, но заглядывался на телят и несколько раз подходил к реке, но не переплывал ее, не хотел мочить шкуру. Но с каждым днем медведь все сильнее сердился, потому что был голодным, и все уговаривал себя переплыть реку. Наконец медведь решился, вошел в воду и поплыл.
Первой заметила медведя ворона, она закричала караул и все звери всполошились. Петя вскочил и увидел в реке медведя. А глупые телята подошли к берегу и смотрели, как плывет медведь.
Петя попытался отпугнуть медведя кнутом, но тот только покосился на него злым глазом и полез на берег. Петя решил, что помощи ждать не откуда. Но тут ежевика вцепилась в медведя колючками и не пускала его. Ива стала хлестать медведя веткой, дятел сел медведю на голову и давай стучать, шмели залетели ему в нос, пчелы жалят медведя, птицы шкуру ему по волоску выдергивают.
Бросился медведь обратно в речку, а там его уже поджидал стопудовый окунь. Схватил медведя и потащил в омут. Кричит медведь, умоляет отпустить его, обещает больше не переплывать на этот берег и телят с пастушком не обижать.
Но не верит ему окунь, тащит медведя на глубину. А тут еще ерш-забияка разогнался, да со всего маху свой шип медведю вонзил. Рванулся медведь, оставил свой хвост в зубах окуня, поплыл к своему берегу, радуется, что дешево отделался.
А там его уже бобры дожидаются. Подгрызли ольху и ровнехонько на спину медведю уронили. Прижала ольха медведя ко дну, но тот все равно вывернулся, доплыл до своего берега и бегом к лесу. А позади улюлюканье, смех, крики.
И как на беду, в лесу в то время девушки за грибами ходили. Увидели медведя, как звякнули бидонами, а медведь упал на землю и лежит неподвижно.
Девушки убежали, а медведь съел какой-то гриб, пополз в свою берлогу, и залег спать на всю зиму.
Поклонился низко Петя деревьям, птицам и зверям, и громко сказал «Спасибо». Но никто ему не ответил, снова тихо стало на Высокой речке.
А когда Петя рассказал про это бабке Анисье, та долго смеялась, слушая, как окунь оторвал медведю хвост, и сказала, что правду люди говорят, что не надо иметь сто рублей, надо иметь сто друзей.

Источник

Конспект урока литературного чтения. Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.
Задачи: Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;
— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
— развивать речь;
— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь». »

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Цель: Обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.
Задачи: Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;
— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
— развивать речь;
— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:
1. Психологический настрой – знакомство.
Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.
Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести эта мелодия? (ответы детей).
Составление кластера «Природа». Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.


Самостоятельная работа детей в течение 3 минут.

Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.
Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу.

-Кого нет на нашей картине?

-Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему?

Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь.

— Как же нужно строить отношения с природой?

— Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского. Какие рассказы этого автора вы читали?

3.Реализация
К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя.

-Чему посвящены рассказы Паустовского?

— А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения?

— Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.
Название рассказа состоит из двух слов. Я предлагаю группам подобрать недостающее слово. Если это существительное, то подберите эпитет, если прилагательное, то понятие.

Дети работают по составлению словосочетаний: …….медведь, дремучий……

А вот Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь».

-Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?

-Как называется этот приём? (метафора)

-О ком может быть этот рассказ?

-Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения.

— Какие части в рассказе мы можем выделить?(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.
Осоко´рь – вид тополя
Шпенёк — тонкий стержень

Прослушивание сказки. Первичное чтение.


Чтение с остановками. (объяснение стратегии)
Итак, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.
-Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?


Отрывок 1 Самостоятельное чтение.

Когда Петя- маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.
Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые… Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен – чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.
А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.
Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

-Что же произошло с Петей?

— Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

-Кто может жить на берегах реки?

Отрывок 2. Часть1. (Чтение вслух.)

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён-чаёвник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобёр зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.
В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы, а дятел колотил иколотил со всего размаху клювом по сухому осокорю*. Ударит, отдёрнет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит.
Пониже птиц, над всякими цветами, летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы.
Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

Ответы на вопросы:

-Так кто жил на берегу реки?
-Как животные и растения могут относиться к Пете?

-А как мальчик может относиться к ним?

Часть 2 (чтение вслух)

Постепенно и звери, и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
Деревья тихонько шумели навстречу Пете — помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.
Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щёлкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.
— Вот и я! — говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щёки. — Здравствуйте!

Читайте также:  Тест с ответами 8220 Теория организаций 8221

-Как животные и растения относились к Пете?

-Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? -Почему он это делает?

— Какие черты характера мальчика мы можем назвать?

— Какие чувства у вас возникают?

-Каким цветом вы их обозначите?
-Что произойдет дальше?

Часть 3 (Самостоятельное чтение про себя)

Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле.
Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу.
Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья — шуметь, рыбы — бить хвостами по воде, шмели — грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.
С каждым днем медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь — так и там одна только пыль.
-Беда-а-а! — рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и берёзки. – Пойду, задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой — и весь разговор!
От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом — только и дела что переплыть каких-нибудь сто шагов.

Выборочное чтение.

Какое чувство у вас возникло?

-Каким цветом вы бы его обозначили?

-Каким был медведь?

— Почему его назвали дремучим?

-Почему медведь был сердитым?

— Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

Физминутка.
Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед И в рот себе кладет.
Облизывает лапу Сластена косолапый,
А пчелы налетают, Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
— Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает И пчелок вспоминает.

Ответьте на вопрос: как поступит медведь?
Действительно, медведь поплыл через реку. Первыми его увидели телята, но приняли за трухлявый пень, плывущий по реке. Потом его заметила ворона. Она и подняла тревогу. Как же должен поступить Петя? Справится ли он с медведем?

Чтение учителем начала отрывка 3.

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: «Подсобите!» — и видит: задрожали все осины и ивы, и все птицы поднялись к небу. «Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» — подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

-Неужто все испугались и никто не поможет?

Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? -Как же она это сделает?

Чтение вслух.

Но не успел он это подумать, как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит:
— Не-ет, брат, шутишь!
В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах, и жар прошёл от носа до самого кончика хвоста. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском. Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.
Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.
— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю. до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!
— Вот хлебнёшь бочку воды, тогда не придёшь! — прохрипел окунь, не разжимая зубов. — Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!
Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к своему берегу.
— Фу, — думает, — дёшево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку.
Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали её грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.
Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобёр крикнул:
— А ну, нажимай!
Бобры дружно нажали на ольху, шпенёк треснул, и ольха загрохотала — обрушилась в реку. Пошла пена, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.
«Ну, теперь крышка!» — подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки как-то вывернулся и выплыл.

Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» 4 отрывка.

Вылез на свой берег и — где там отряхиваться, некогда! — пустился бежать по песку к своему лесу.
Добежал медведь до леса, едва дышит. Стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово. Залёг с горя спать на осень и зиму. И зарёкся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение 2 части 4 отрывка.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.
Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.
— Спасибо вам! — сказал Петя.
Но никто ему не ответил.
Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.
Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:
— Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!

Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?
В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

4.Рефлексия
Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?
Давайте выстроим композиционную линию рассказа. ( Работа в группах).
Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?
Домашнее задание. Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка.Докажите свою точку зрения.

Источник



КСП по литературному чтению на тему: К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся чувствовать и понимать язык художественного произведения.

Воспитываем бережное, уважительное отношение к природе.

Критерии успеха

Все учащиеся смогут:

Назвать элементы композиции.

Слушать и слышать собеседника, работая в паре, группе. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Большинство учащихся смогут:

Выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения

Находить основную мысль в тексте.

Некоторые учащиеся смогут:

Находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие его структурным компонентам.

Анализировать текст, понимать красоту речи в произведении,

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

использования

На этом уроке не используется ИКТ

Используемый язык для диалога на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

I Орг. Момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы с вами знакомы, но для тех, кто вдруг забыл, меня зовут Елена Николаевна. Вы уже обратили внимание на то, что к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнём урок.

Читайте также:  Поведенческое собеседование по компетенциям

1. Эмоциональный настрой.

А теперь закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза.

Работа в парах.

2. Актуализация.

Составление понятийного колеса «Природа»

— Как можно назвать одним словом, всё, что я перечислила сейчас? (природа).

Составьте понятийное колесо с этим словом.

Дети составляют понятийное колесо, затем его защищают.

Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой?

Эту проблему затрагивают многие писатели в своих произведениях. С одним из таких писателей вы познакомились на прошлом уроке. Назовите его имя (К.Г. Паустовский)

Что же мы знаем о нём?

Середина урока

Работа в группах

Работа в парах

Коллективная работа

Реализация. Проверка домашнего задания.

Приложение 1.

2. «Лови ошибку». Работа с текстом.

Приложение 2.

Учитель раздаёт отрывки из произведения, в которых допущены ошибки. Дети сообща читают текст, находят ошибки, зачитывают в исправленном виде.

За каждую найденную ошибку получают смайлик.

3. Физ. минутка.

К какому литературному жанру относится это произведение?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Запишите в таблицу, что сказочное, а что реальное вы встретили в данной сказке.

Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать это произведение?

Проверка.

Одна из пар читает, другие слушают, дополняют.

Вспомним, правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе можем выделить?

(Вывешивание слов на доску: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка вразброс).

Дети устанавливают части композиции по порядку.

Затем находят части композиции непосредственно в произведении.

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Как же нужно строить отношения с природой? Какая же важнейшая мысль творчества К.Паустовского?

(Мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремления открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному», обогатить человека эмоционально и эстетически: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.» Каким видит любимого героя сказок и рассказов Паустовского?

Человек отзывчивый, чуткий, способный в обыденном видеть необыкновенное).

Дети рассказывают биографию К. Г. Паустовского

1. Выразительно читают текст.

2. Находят в тексте ошибки.

Конец урока

4.Рефлексия.

Минус

Интересно

Слово для соседа:

— Ты сегодня не плохо работал

— Ты мог бы работать и лучше

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Более успешные ученики работают с текстом, отвечают на дополнительные вопросы

Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов.

Приложение 1.

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Кроме него, в семье было еще трое детей – два брата и сестра. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Мать Паустовского была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Его отец служил в управлении железной дороги, был неисправимым мечтателем. Когда из семьи Паустовских ушел отец, Костя, чтобы окончить гимназию, должен был зарабатывать себе на жизнь. В то время Паустовский пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале. Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.

С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капита­ном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов. Все мечты маленького Кости сбылись.

Встав взрослым, он много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Константин Георгиевич учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. Его книги помогают почувствовать «сказку жиз­ни»

Приложение 2.

Сын бабки Акулины, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Петя -большого – Петя -маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было четыре года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.

— Все тормошила тебя, — говорила бабка Акулина, — да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была мочаливая, а ты у меня весельчак. Все веселишься да веселишься. А тебе думать надо. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.

Когда Павел-маленький подрос, бабка Акулина определила его пасти соседских овец.

2 группа
Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя свистнул, а бобер оглянулся на него, зашипел и спрятался в нору.
А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку молодая берёза. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к берёзе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках берёзы сидят эти самые бобры и жуют берёзовую кору. Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было спокойно: Там спали разные птицы, а удод, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича — такой же остроносый и с шустрым черным глазом, — колотил и колотил со всего размаху ножками по сухому осокорю.

И в воде тоже было интересно. Смотришь на нее с лодки — и так и подмывает уйти и не смотреть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну черепаха величиной с бабкино корыто, растопырила лапы , а рыбы пятятся от неё, помахивают хвостами.
Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его флейта? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал бабочек за лапки ниткой, не швырял в бобров палками и не травил рыбу едучей известью.

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу убегали зайцы, кузнечики взлетали и покрикивали: "С дороги! С дороги!", белки выскакивали из дупла, чтобы похвастаться перед Петей своими шубками, дятел так ударял по осокорю, что бобры зажимали уши и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

Все звери и птицы знали, что живет за горой, в большой берлоге, молодой медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых еловых иглах, в давленой малине и смоле. И хоть молодой это был медведь и кое-где даже шустрый, но глаза у него горели, как светляки, — зеленые, будто у старого.
Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была тёплая — со дна реки били чистые ключи, — но медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему встречаться с пастушком

С каждым днем медведь злился все сильнее. Он ревел, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало дождливое, без тепла.

5 группа

Первой после бобров заметила медведя сорока.
— Карраул! — крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. — Люди, воррр!
Звери не обратили внимания. Петя заплакал, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в воду: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А овцы подошли уже к самому озеру , вытянули шеи и смотрят.
Закричал Петя, заплакал, схватил камень и бросил в медведя. Да не достал до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:
— Погоди, сейчас вылезу на траву — все кости твои пересчитаю. Что выдумал — старика бить!

"Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?" — подумал Петя.

Источник