Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

Читайте также:  Обязанности неонатолога и основные функции

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Источник

Не маловерие, а забота. Священники — о правилах профилактики коронавируса в храмах

Инструкция для храмов и монастырей Московской епархии — грамотная и трезвая, мы призываем священников нашей епархии тоже ее придерживаться.

Благодать Божия сильнее любых вирусов и инфекций, но мы также знаем, что, во-первых, инфекция может переноситься от человека к человеку и просто через предметы (стекло на иконе, рука священника, плат, лжица, стаканчик), а во-вторых, мы не можем подвергать опасности людей, чья вера несовершенна. Я вовсе не уверен, что мы лучше и совершеннее жителей Назарета, которые знали Святое Семейство и Самого Господа с детства.

Господь не действует «механически», Он взирает на наше внутреннее устроение. В Евангелии от Марка (6:5) описано, что Он «не мог совершить [в Назарете] никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их». Речь идет не о том, что у Него не получалось совершить чудо, а о том, что люди не были готовы это чудо принять.

С другой стороны, Он отвечает на крик души: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Мы призваны быть руками Божьими для ближних, помогать им даже в сомнении, в маловерии, в смущении.

Церковь всегда была для верующих заботливой матерью, а не «тестом на совершенство», и нет ничего кощунственного и возмутительного в том, что и в храме мы проводим меры по профилактике инфекционных заболеваний. И ничего специфически нового в этом тоже нет: в инструкции есть ссылки на церковные документы, в том числе и освященные Священным Преданием. Не надо искушать Господа и пытаться быть благочестивее Церкви. Такое мнимое благочестие рискует обернуться гордыней и поводом для соблазна ближним.

Лишь бы совершалась Евхаристия

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО

Протоиерей Игорь Фомин

Этот своевременный документ — совсем не уникальное явление в истории Церкви. Похожие меры предпринимались в Церкви во время эпидемий в прошедшие времена, например, время эпидемий в Москве чумы и холеры. Меры по поводу дезинфекции лжицы описаны в очень авторитетной книге – в «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, поэтому здесь нет ничего сверхъестественного.

Церковь идёт на многие уступки, лишь бы совершалась Евхаристия. Мы веруем в то, что через Таинство не распространяется никакая инфекция, вопреки мнению людей, далеких от Церкви. Поэтому причастие будет совершаться до скончания века.

В нашем храме всё началось с одноразовых стаканчиков, посуды, дезинфекции киотов, ручек, столов. Другие гигиенические меры соблюдались в нашем храме всегда: влажная уборка с дезинфицирующими средствами всех мест, к которым чаще всего прикасаются люди, постоянное проветривание храма. У нас принудительная вентиляция, постоянное обновление воздуха происходит каждый час. Сейчас временно закрыты все наши кружки, прекращены лекции. Думаю, занятия в воскресной школе мы переведём на дистанционную форму.

Меры предосторожности необходимы, и ни о каком маловерии не может быть речи. Есть такая народная поговорка: «Бог дуракам не помогает!» Думаю, она не зря появилась. Но есть и евангельские слова «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Так что давайте соблюдать личную гигиену, а при признаках вирусного заболевания оставаться дома.

Причастие – это, в первую очередь, духовное средство, и если ты не будешь заботиться о ближнем, приходя в храм с признаками простуды, оно может быть и в осуждение.

Мы не можем в эти тяжелые дни кого-то не причастить

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах

Протоиерей Алексий Уминский

Я рад, что такой серьезный документ очень вовремя появился в нашей Церкви. Он разрешает для нас, священников, проблему с тем, как причащать сегодня верующих. Серьезная дискуссия по этому поводу идет уже давно, в том числе в соцсетях. Поэтому инструкция, утвержденная Патриархом Кириллом очень важна и актуальна.

Невозможно описать каждое действие человека, но есть общие рекомендации, предложенные всем без исключения людям: верующим и неверующим, посещающим храм и не посещающим храм. Они состоят в том, что нужно постоянно мыть руки, пользоваться дезинфицирующими салфетками или антисептиком после прикосновения к предметам, к которым прикасалось много других людей. Их нужно соблюдать и когда, например, ты пишешь записки в храме общими ручками.

Говорить о том, что соблюдение мер, описанных в документе будет свидетельствовать о маловерии, странно. В документе есть четкие указания на канонические правила Пятого-шестого (Трулльского) Вселенского Собора, есть разъяснение преподобного Никодима Святогорца, который, ссылаясь на соборные правила, говорит о конкретной ситуации с эпидемией чумы, которая происходила в его время, есть указания на «Настольную книгу священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, которая до сих пор является для нас важным каноническим справочником.

Читайте также:  Правописание так же и так же когда в два и одно слово примеры пунктуация синонимы

Все это подтверждает, что мнение Церкви никогда не было отстраненным от реальности, и никогда не считалось, что благодать Божья отменяет законы природы. Так что мне кажется, что всем нужно немного отрезвиться и понять, что речь совсем не идет о недоверии таинству и тем более Богу, речь не о маловерии. У человека есть разум, и стоит его использовать. Мы должны быть разумными христианами и понимать, что происходит в мире.

Кроме того, мы, священники, прежде всего должны думать о тех, кто может смутиться, отказать себе в причастии, испугавшись подойти к общей Чаше и общей лжицы, из-за своих опасений заразиться. Эти люди – наши братья и сестры. И выставлять перед ними аргумент: «Ах, раз вы боитесь, значит, плохо веруете», мне кажется, позиция гордыни, весьма удаленная от христианской позиции любви, снисхождения и помощи ближнему. Мы не можем, особенно в такие тяжелые дни, кого-то не причастить.

Мы всегда должны думать о наших ближних.

Те христиане, которых можно отнести к группе риска – пожилые люди, люди с ослабленным иммунитетом, с проблемами здоровья, могут всегда (и об этом мы говорим на каждой литургии) позвонить в храм, оставить свои контакты и мы, священники, обязательно приедем в любую точку Москвы и Московской области, чтобы исповедовать, причастить, соборовать.

Надеюсь, что у нас дело не дойдет до таких серьезных ситуаций, как в Западной Европе, поскольку те строгие правила, которые сегодня вводятся в том числе московским правительством, это превентивные меры, которые работают с опережением. Но если вдруг положение ухудшится, мы можем вспомнить практику древних христиан, древней Церкви, когда верующим Святое Причастие раздавалось для того, чтобы они могли дома, с молитвами приобщаться Святых Христовых Таин.

Источник

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

1654380 889283921095432 7785646842919968628 n - Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

facebook.com

Мы не можем не пере­жи­вать за судь­бы людей, пото­му что коро­на­ви­рус — опас­ная болезнь, про­те­ка­ет тяже­ло, осо­бен­но у пожи­лых людей. А имен­но они, как пра­ви­ло, состав­ля­ют боль­шую часть наших прихожан.

Я бы обра­тил вни­ма­ние, что состо­я­лось засе­да­ние Сино­да, где было при­ня­то разум­ное и взве­шен­ное реше­ние о том, что надо оза­бо­тить­ся состо­я­ни­ем сани­тар­ных норм на любом при­хо­де. Это ни в коем слу­чае не свя­за­но с лише­ни­ем цер­ков­ных таинств. Это зна­чит надо при­би­рать­ся вовре­мя в хра­мах, дез­ин­фи­ци­ро­вать руч­ки вход­ных две­рей, поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вой посу­дой в тра­пез­ных хра­ма, одно­ра­зо­вы­ми ста­кан­чи­ка­ми для запив­ки. Мы видим мно­го фак­то­ров рис­ка, кото­рые не свя­за­ны с таин­ством Евхаристии.

Надо пом­нить, голо­ва нам дана не толь­ко для того, что­бы шап­ку носить, а думать. Есть эле­мен­тар­ная куль­ту­ра чело­ве­че­ско­го обще­ния, кото­рая гово­рит о том, что если ты болен, то надо идти в боль­ни­цу или вызы­вать вра­ча на дом, а не под­став­лять дру­гих людей, под­вер­гать их опас­но­сти. Это каса­ет­ся всех слу­ча­ев, а не толь­ко посе­ще­ния хра­ма. Каса­ет­ся не толь­ко коро­на­ви­ру­са, но и любой дру­гой болезни.

У нас поче­му-то люди при пло­хом само­чув­ствии идут на рабо­ту и ещё гор­дят­ся этим. В шко­лу, садик отправ­ля­ют детей, когда те каш­ля­ют, чиха­ют. Так­же и в хра­мы идут, когда боле­ют. Поче­му бы не заду­мать­ся: если чув­ству­е­те себя неваж­но, если есть подо­зре­ние на вирус­ное или респи­ра­тор­ное забо­ле­ва­ние, не надо иску­шать Бога, не надо под­вер­гать окру­жа­ю­щих опас­но­сти. Луч­ше остать­ся дома. А если веру­ю­щий хочет при­ча­стить­ся в таком состо­я­нии, надо при­гла­сить домой свя­щен­ни­ка. Это не какое-то ново­вве­де­ние, извест­ная прак­ти­ка, когда к боль­но­му при­ез­жа­ет батюш­ка. Свя­щен­ник при­е­дет, испо­ве­ду­ет, при­ча­стит. Не под­вер­гать близ­ких опас­но­сти – это ува­же­ние, любовь к ним.

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

72219941 2535302620017179 38688704625115136 o e1585083091973 - Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

facebook.com

Сле­ду­ет раз­де­лить воз­мож­ность зара­же­ния в хра­ме и воз­мож­ность зара­же­ния через При­ча­стие. В хра­ме зара­зить­ся, есте­ствен­но, мож­но и не толь­ко коро­но­ви­ру­сом, но и грип­пом, и любой дру­гой воз­душ­но-капель­ной инфек­ци­ей. Так же, как в хра­ме может обва­лить­ся пото­лок и поуби­вать или пока­ле­чить людей. Дру­гое дело — При­ча­стие. В Чаше — Кровь и Тело Хри­сто­во. Мы в это верим, ина­че При­ча­стие бес­смыс­лен­но. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом слу­чае явля­ет­ся злом, даже если Гос­подь обра­ща­ет её к вящей сла­ве Сво­ей (ина­че не нуж­ны были бы вра­чи, кото­рые, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, “от Бога” — Сир.38 ). Здесь часто воз­ни­ка­ет недо­по­ни­ма­ние — мы зна­ем, что Свя­тые Дары сохра­ня­ют свои физи­че­ские свой­ства. На осно­ва­нии это­го мно­гие пред­по­ла­га­ют, что они так­же могут являть­ся пере­нос­чи­ком виру­са. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше или нет. Он там вполне может ока­зать­ся. Но его зло­твор­ная спо­соб­ность (соб­ствен­но воз­мож­ность зара­жать) не реа­ли­зу­ет­ся. Воз­мож­но, что виру­сы были и в раю, и нико­го не зара­жа­ли. При­ча­стие — это соеди­не­ние Бога и чело­ве­ка, при­чём соеди­не­ние бла­го­дат­ное и физи­че­ское, поэто­му зла оно не приносит.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:

76198808 2697182033674531 6622961165251117056 o e1585083496390 - Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

facebook.com

Тело и Кровь Гос­под­ня, кото­рым мы при­ча­ща­ем­ся, — свя­ты­ня, побеж­да­ю­щая всё, и остав­лен­ная нам Гос­по­дом. Вер­нее, свя­ты­ня, кото­рая каж­дый раз пода­ёт­ся нам Гос­по­дом для здо­ро­вья наших душ и телес.

И мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, верим в то, что инфек­ция через При­ча­стие пере­да­вать­ся не может, пото­му что хлеб и вино на литур­гии таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для чело­ве­ка обра­зом пре­тво­ря­ют­ся в Тело и Кровь Гос­под­ни, а в них ника­кая зара­за и ника­кой вирус не могут жить.

Так­же сле­ду­ет пом­нить, что попе­че­ние Бога о нас про­сти­ра­ет­ся даже до, каза­лось бы, мело­чей: “Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак, не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц”( Лк. 12:6–7 ). Неис­чис­ли­мо коли­че­ство слу­ча­ев исце­ле­ний и даже пре­кра­ще­ния эпи­де­мий при обра­ще­нии веру­ю­щих к Богу, мно­же­ство чудо­твор­ных икон, преж­де все­го Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, помо­га­ли во вре­ме­на “повет­рий и моро­вых язв”.

За годы сво­е­го слу­же­ния я мно­го кого при­ча­щал, эти люди име­ли раз­ные болез­ни, что не меша­ло мне потреб­лять Чашу. Но утвер­ждать, что свой­ства вина и хле­ба, став­шие Телом и Кро­вью, совер­шен­но лише­ны спо­соб­но­сти испор­тить­ся, я не стану.
Когда я при­е­хал на пер­вый свой при­ход, мне при­шлось при­ни­мать храм от свя­щен­ни­ка, кото­рый был изгнан сво­ей старостой.
Исто­рия была весь­ма печаль­ная и непра­вы были обе сто­ро­ны. Но так уж слу­чи­лось, что свя­щен­ник не потре­бил Чашу после сво­ей послед­ней служ­бы, и её содер­жи­мое на момент при­ё­ма мною при­хо­да пре­вра­ти­лось в комок пле­се­ни. Епи­скоп бла­го­сло­вил сжечь то, что было в потире.
Когда я слы­шу и читаю кри­ти­ку тех мер, кото­рые пред­пи­са­ны Сино­дом в свя­зи с пан­де­ми­ей, я думаю о том, что, хотя хри­сти­а­ни­ну не нуж­но боять­ся зара­зить­ся от При­ча­стия, но и при­ду­мы­вать для себя то, чего нет, тоже не стоит.
Напри­мер, что в хра­ме мож­но забыть обо всех предо­сто­рож­но­стях. Да, Бог печет­ся о каж­дом мгно­ве­нии жиз­ни чело­ве­ка. Но и разум чело­ве­ку тоже даро­вал Бог. Как и чув­ство осторожности.
Нам не запре­ще­но при­ча­щать­ся. Но даны реко­мен­да­ции, как пра­виль­но посту­пать в пери­од эпи­де­мии. И при­слу­шать­ся к мне­нию того, кого мы име­ну­ем Вели­ким гос­по­ди­ном и отцом, думаю, совер­шен­но логично.

Читайте также:  Анализ анкеты материал по географии 9 класс по теме

В тех хра­мах, где я несу послу­ша­ние насто­я­те­ля, вве­де­ны меры без­опас­но­сти. Закуп­ле­на одно­ра­зо­вая посу­да, более тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся ико­ны, поме­ще­ния про­вет­ри­ва­ют­ся. Но мы пом­ним, что “если Гос­подь не охра­нит горо­да, напрас­но бодр­ству­ет страж” ( Пс 126:1 ), поэто­му мы, пред­при­ни­мая меры без­опас­но­сти, всё своё упо­ва­ние воз­ла­га­ем на Бога.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

43379747 2270266136379263 825080010883727360 o - Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

facebook.com

Эпи­де­мии, эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы и даже вой­ны — это всё вре­мен­ные явле­ния. А есть то, что при­бли­жа­ет к веч­но­сти — это молит­вы, бого­слу­же­ния и таин­ства, кото­рые явля­ют­ся для пра­во­слав­ных хри­сти­ан меро­при­я­ти­я­ми без­от­ла­га­тель­но­го харак­те­ра, подоб­ные похо­ду в поли­кли­ни­ку, лече­нию в боль­ни­це. Веру­ю­щие люди опыт­ным путем зна­ют, что после таинств мно­гие полу­ча­ют исце­ле­ние души и тела. И для мно­гих хри­сти­ан это жиз­нен­но необ­хо­ди­мые вещи.
Кста­ти, даже во вре­мя бубон­ной чумы, при­шед­шей в Рос­сию в XIV веке, пра­во­слав­ные хра­мы не закры­ва­лись. Пото­му что вера для людей в таких ситу­а­ци­ях явля­ет­ся силь­ным моти­ви­ру­ю­щим фак­то­ром, вплоть до укреп­ле­ния имму­ни­те­та, посколь­ку меди­ки зна­ют, что мно­гие болез­ни при­хо­дят из-за нерв­ных сры­вов и стрес­сов. Уже не гово­рю про укреп­ля­ю­щую силу цер­ков­ных таинств.
И в те ста­ро­дав­ние вре­ме­на, когда по стране ходи­ли эпи­де­мии оспы, диф­те­рии и брюш­но­го тифа – Цер­ковь нико­гда не пре­не­бре­га­ла сани­тар­ны­ми мера­ми. Дела­ет­ся это и сей­час. Более того, извест­но, что в Бла­го­ве­щен­ске в нача­ле XX века во вре­мя эпи­де­мии тифа, когда над дома­ми рея­ли чер­ные фла­ги, ука­зы­ва­ю­щие на зара­же­ние, после крест­но­го хода с Алба­зин­ской ико­ной Божи­ей Мате­ри – болезнь лока­ли­зо­ва­лась и сошла на нет. И пра­во­слав­ные бла­го­ве­щен­цы верят, что это про­изо­шло помо­щью свыше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но так­же пом­ним запо­ведь: на Бога надей­ся, а сам не плошай.

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

2018 12 08 img 5221 scaled e1585084880661 - Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

severstolici.ru

Коро­на­ви­рус не суще­ству­ет сам по себе, всем управ­ля­ет Гос­подь! И если попус­ка­ют­ся эпи­де­мии и дру­гие скор­би, то, веро­ят­но, цель одна – оста­но­вить рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся без­бо­жие, при­ве­сти людей к пока­я­нию. Поэто­му и эпи­де­мию коро­на­ви­ру­са хоро­шо бы встре­тить с пока­ян­ной молит­вой, поста­рать­ся оста­вить гре­хов­ные при­выч­ки. В Таин­ствах дей­ству­ет Гос­подь, верим, что Он и сохра­нит от вся­ко­го зара­же­ния! Но что­бы не иску­шать Гос­по­да Бога наше­го, сле­ду­ет при­нять неко­то­рые меры в хра­ме – напри­мер, луч­ше мыть посу­ду в тра­пез­ной, вве­сти одно­ра­зо­вые поло­тен­ца, запи­вать после При­ча­стия из одно­ра­зо­вых стаканчиков.

Источник



Коронавирус: позиция Церкви и мнение священника

Церковь не может стоять в стороне от проблем, волнующих общество. Из этой статьи Вы узнаете официальную позицию Русской Православной Церкви и моё личное мнение, как священника.

Позиция Церкви о коронавирусе

Оригинал документа Вы легко найдёте в интернете. А я переведу его с языка канцелярии на русский язык:

1. Русская Православная Церковь переживает за всех, кто страдает от коронавируса и выражает соболезнования людям со всего мира.

2. Церковь благословляет работу врачей и всех, кто помогает в борьбе с инфекцией.

3. Как и в былые времена Церковь никому не отказывает в Таинствах и духовной помощи.

4. Православная Церковь призывает

5. Однако недопустимо легкомысленно относиться к коронавирусу, отказываться от лечения, профилактики и нельзя подвергать себя и других опасности заражения.

6. Необходимо соблюдать профилактику на приходах, протирать стекло икон средствами дезинфекции, использовать одноразовые стаканчики для запивки после Причащения. Особенно в регионах, где уже есть заражённые.

7. Если в какой-то епархии с коронавирусом будет опасная ситуация, то можно будет согласовать дополнительные меры профилактики.

Мнение священника

Эти слова отражают не вероучительную позицию Церкви Христовой, а социальную и управленческую. И я её разделяю. С назиданием же Церковь не обращается через официальные заявления. С поучением говорят нам апостолы и святые отцы Церкви.

И здесь позволю себе высказать, как по-моему, должен относиться верующий человек к коронавирусу. Если Вы ходите в храм, регулярно причащаетесь, живёте Христом, то для Вас, как для апостола Павла «смерть — приобретение»:

То есть для верующего и воцерковлённого христианина жизнь сейчас и после разлучение души от тела — представляется одинаковой реальностью. И как апостолу Павлу, такому человеку кажется привлекательной и жизнь, и смерть. Это таинство, и оно находится в крепких руках Божиих.

В то же время, многие верующие люди понимают, что ещё нужно много потрудиться в этой жизни. Ради родных и близких. Кто-то — ещё и ради награды в Царствии Небесном. Кто-то — чтобы успеть покаяться в грехах. То есть на самом деле никто на тот свет не торопится. У многих есть, чем заняться в этой жизни. Но и к смерти — отношение спокойное.

Другое дело у большинства людей, которые не живут вечностью, а живут только этой жизнью. Для таких людей паника, разжигаемая в соцсетях на тему коронавируса — дикий ужас и оцепенение. И это не смотря на то, что от обычного грипа каждый год в мире умирает от 300 до 650 тысяч человек, от рака умирает 8 000 000 в год. А от коронавируса в мире умерло не более 5000 человек.

Источник