Что и как можно интегрировать в политике

Интеграция

понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Социальная И. означает наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями, государствами и т. д. При анализе И. различают уровень рассматриваемых систем И. (И. личности, группы, общества и т. д.). При этом термин «интегрированный» имеет различный смысл. Если анализ ведётся на уровне личности (в психологии), под выражением «интегрированная личность» понимается целостный, лишённый внутренних противоречий индивид. То же выражение при анализе на уровне социальной системы относится к личности, интегрированной (включённой) в социальную систему, т. е. к конформной личности. В политической и экономической науках понятие И. может характеризовать внутреннее состояние общества, государства или относиться к государству, интегрированному в более широкую межнациональную общность. И. общества или отдельных государств может осуществляться на основе принуждения, взаимной выгоды или сходства социально-экономического строя, интересов, целей и ценностей различных индивидов, социальных групп, классов, государств. В современных условиях развивается тенденция к межгосударственной И. в экономической и политической областях как в условиях социализма, так и в условиях капитализма. Однако общие объективные предпосылки (научно-техническая революция, тенденция к интернационализации) социалистической и капиталистической И. не означают, что процесс этот в обоих случаях одинаков. Он глубоко различен по социально-экономическим природе, формам, методам, экономическим и политическим последствиям.

Термин «И.» применяется также для характеристики процесса сближения и связи наук, происходящего наряду с процессом их дифференциации (См. Дифференциация).

II

экономическая, новейшая форма интернационализации хозяйственной жизни, выражаемая в условиях капитализма в виде органического сочетания двух факторов — взаимного переплетения частных монополий разных стран и проведения согласованной государственно-монополистической политики во взаимных экономических отношениях и в отношениях с третьими странами. И. представляет собой объективный процесс, обусловленный развитием производительных сил, одно из направлений интернационализации экономики, в результате развития производительных сил. «. Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества, — писал В. И. Ленин, — все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 318). Глубокая основа И. определяется возрастанием размеров предприятий и их несовместимостью с ограниченными размерами внутренних рынков (особенно малых стран), преимуществами международного разделения труда и необходимостью его устойчивого, регулярного характера.

В буржуазной политической экономии объективный характер процесса И. зачастую трактуется как один из факторов сближения социализма и капитализма (см. Конвергенции теория). Такая трактовка не имеет научной почвы. В действительности интеграционные процессы, происходящие как в отношениях между странами социализма, так и в капиталистических странах, принципиально различны по своему характеру и выступают как один из факторов противоборства социализма и капитализма.

И. капиталистическая — межгосударственные объединения, образовавшиеся после 2-й мировой войны 1939—45 в процессе государственно-монополистического регулирования экономики. Капиталистическая И. в современных условиях представляет новую ступень сотрудничества монополий разных стран в процессе экономической экспансии, в борьбе за захват и передел рынков сбыта. Она развивается в форме региональных экономических блоков и группировок государств, охватывающих отдельные участки капиталистического мира и находящихся в сложных антагонистических отношениях друг с другом и с его неинтегрированными частями. Капиталистическая И. возникает на почве действия закона неравномерности экономического и политического развития капитализма (см. Неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма закон (См. Неравномерности экономического и политического развития капитализма закон)). Одна из сторон действия этого закона выражается в том, что при прочих равных условиях империалистические страны с большим населением имеют преимущества, связанные с большей ёмкостью внутреннего рынка, что способствует оптимальности предприятий и их большей конкурентоспособности. В этом плане монополии стран Западной Европы находились в худшем положении по сравнению с североамериканскими. Здесь с особой силой сказывалась необходимость расширения рынков за пределы национальных границ, порождённая переходом к массовому и крупносерийному производству, устранения национальных экономических барьеров, мешающих образованию крупных хозяйственных комплексов. Важнейшим фактором, содействовавшим И., явилась сложившаяся после 2-й мировой войны политическая обстановка в Западной Европе: крах планов её объединения путём империалистической агрессии, победа социализма в ряде стран Центральной и Восточной Европы, распад колониальной системы империализма. Всё это определило особую роль Западной Европы как родины и главной арены И. Первым практическим шагом И. явилось создание в 1951 Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Европейского объединения угля и стали (См. Европейское объединение угля и стали); второй решающий шаг — заключение в 1957 Римского договора об образовании теми же странами Европейского экономического сообщества (См. Европейское экономическое сообщество) (ЕЭС) — «Общего рынка» и одновременно Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Хотя Римский договор был составлен под девизом «либерализации» экономических отношений стран-участниц, целью ЕЭС является не ослабление государственного вмешательства в экономическую жизнь, а попытка преобразования этого вмешательства на основе сочетания национальных и наднациональных средств регулирования экономики.

И. с самого начала пошла по пути коллективного автаркизма — создания замкнутых экономических блоков как новых форм борьбы за раздел и передел рынков. В 1960, в противовес ЕЭС, под эгидой Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Западноевропейская И. содействовала усилению международных экономических связей стран империализма как в целом, так и внутри интеграционных объединений. При интенсивном росте объёма внешней торговли в целом доля взаимной торговли стран ЕЭС возросла к началу 1970 более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. На основе расширения рынков усилилась централизация производства и капитала, что, в свою очередь, подтолкнуло миграцию капиталов как внутри ЕЭС, так и в особенности из третьих стран, прежде всего из США. Возникновение государственных интеграционных группировок способствовало дальнейшему развитию частного экспорта капиталов из одних империалистических стран в другие (например, из США в Канаду, в Австралию и т. д.), быстрому росту меж- и многонациональных компаний (см. Вывоз капитала), как одного из важных элементов интеграционного процесса.

Вместе с тем в ходе капиталистической И. обостряются прежние и возникают новые противоречия. Поскольку интересы монополий отдельных стран сплошь и рядом идут вразрез с программой экономической И., в ЕЭС время от времени возобновляются дискуссии о политической И., т. е. о создании единых политических органов с передачей им части суверенных прав национальных органов. Отсутствие прогресса в этой области отражает несовместимость интересов стран-участниц во многих направлениях. Ещё более очевидны противоречия между ЕЭС и ЕАСТ. Отношения между США и ЕЭС характеризуются постоянными попытками американских монополий внедриться в расширившийся европейский рынок капиталов и преодолеть созданную ЕЭС общую таможенную стену против третьих стран. В этих попытках роль авангарда США играет Великобритания, которая вместе с Данией и Ирландией с 1 января 1973 входит в ЕЭС, чему сопротивлялись некоторые страны — члены ЕЭС, правящие круги которых опасались нарушения сложившегося равновесия сил в ущерб своим интересам. Глубокие противоречия интересов как между интеграционными группировками и странами, находящимися за их пределами, так и внутри интеграционных группировок выявились в связи с углублением валютного кризиса 1970—72.

Читайте также:  Определены победители районного этапа конкурса Я помню Я горжусь

Западноевропейская И. ускорила интеграционные тенденции в некоторых других частях капиталистического мира, особенно в развивающихся странах, где имеется ряд группировок, внешне аналогичных западноевропейским. Таковы: в Латинской Америке Центральноамериканский общий рынок [(ЦАОР) Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор (с 1960), Коста-Рика (с 1962)], Латиноамериканская ассоциация свободной торговли [(ЛАСТ) Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Парагвай, Перу, Уругвай (с 1960), Экуадор и Колумбия (с 1961), Венесуэла (с 1966), Боливия (с 1967)]. В Африке в 1965 на конференции западноафриканских стран — Ганы, Либерии, Мавритании, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне и Того — было принято решение о создании межправительственной организации по координации экономического развития. В 1966 вступило в силу соглашение о Таможенном и экономическом союзе Центральной Африки (Камерун, Народная Республика Конго, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон). В 1965 вошло в силу соглашение об арабском общем рынке (Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Кувейт, ЙАР и др.). В июне 1967 подписано соглашение об образовании Восточноафриканского сообщества (Кения, Танзания, Уганда). Направление и деятельность всех этих и др. подобных организаций в громадной мере зависит от соотношения социальных, классовых и политических сил как внутри соответствующих стран, так и в международном масштабе. Хотя в некоторых из этих объединений временно преобладают проимпериалистические, неоколониалистские силы, в целом их возникновение является прогрессивным фактом.

Лит.: Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 285—330; Об империалистической интеграции в Западной Европе («Общий рынок»). Тезисы Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, «Мировая экономика и международные отношения», 1962, № 9 (приложение); Западная Европа: трудящиеся против монополий, М., 1965; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 2, М., 1970; Максимова М. М., Основные проблемы империалистической интеграции, М., 1971; Алампиев П. М., Богомолов О. Т., Ширяев Ю. С., Экономическая интеграция — объективная потребность развития мирового социализма, М.,1971; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972, с. 95—134.

III

процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации. Понятие «И.» ввёл английский учёный Г. Спенсер (1857), связав её с дифференциацией (См. Дифференциация) тканей в процессе эволюции и специализацией функций первоначально гомогенной, диффузно реагирующей живой материи. Примеры И. на молекулярном уровне организации: И. аминокислот в сложной молекуле белка, И. нуклеотидов в молекуле нуклеиновой кислоты; на клеточном уровне — оформление клеточного ядра, самовоспроизведение клеток в целом. В многоклеточном организме И. достигает высшего уровня, выражаясь в процессах его онтогенеза; при этом взаимосвязь частей и функций организма возрастает по мере прогрессивной эволюции; система корреляций усложняется, создаются регуляторные механизмы, обеспечивающие устойчивость и целостность развивающегося организма. На уровне сообществ — популяции, видов и биоценозов И. проявляется в сложной и взаимообусловленной эволюции этих биологических систем. Степень И. может служить показателем уровня прогрессивного развития любой живой системы.

В физиологии И. — функциональное объединение частных физиологических механизмов в сложно координированную приспособительную деятельность целостного организма. Элементарная единица И. — функциональная система — динамическое объединение центрально-периферических образований, обеспечивающее саморегуляцию определённой функции. Принципы физиологической И. раскрыл (1906) английский физиолог Ч. Шеррингтон на примере координации рефлекторной деятельности спинного мозга (конвергенция, реципрокность, общий конечный путь и т.д.). Эти принципы действуют на всех уровнях нервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга. Высшее проявление физиологической И. — условный рефлекс (См. Условные рефлексы), в котором психические, соматические и вегетативные компоненты сочетаются в осуществлении целостной приспособительной деятельности организма.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Интеграция биологических систем и их саморегуляция, «Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отдел биологический», 1961, т. 66, в. 2, с. 104—34; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.

Источник

Предпосылки и результаты интеграционных процессов.

Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран обоих типов встречается довольно редко.

Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – валютный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз.

В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным, причем между ними желателен некоторый баланс сил (так, в ЕС четыре сильных лидера – Германия, Великобритания, Франция и Италия).

В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграцион­ных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в международной эконо­мической интеграции, обычно происходит ускорение темпов эко­номического роста, снижение инфляции, рост занятости и дру­гие положительные экономические сдвиги, что оказывает опреде­ленное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании не­которых восточноевропейских стран как можно скорее стать чле­нами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

Интеграционные процессы приводят к разви­тию экономического регионализма, в результате которого отдель­ные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевид­ные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономи­ки, если группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные эко­номические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государства­ми. Экономический регионализм, либерализуя экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для торговли с ос­тальным миром, он считается положительным фактором разви­тия мировой экономики.

В настоящее время насчитывается около 20 международных эко­номических объединений интеграционного типа, расположенных на разных континентах земного шара. В Западной Европе находит­ся одна из старейших интеграционных групп – Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке – НАФТА, в Африке – Африканское эконо­мическое сообщество и т.д.

Чтобы до конца понять закономерности развития международных экономических отношений (МЭО), необходимо со­поставить содержание таких категорий, как международное разде­ление труда (МРТ), международная кооперация производства (МКП), интернационализация и глобализация производства, а так­же международная экономическая интеграция.

Начнем с международного разделения труда. Напомним, что МРТ – это система организации международного производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разде­ления труда является развитие общественного характера производ­ства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между несколькими или всеми стра­нами мировой экономики.

Читайте также:  Тест эмоционального интеллекта Люсина

Что касается международной кооперации производства, то она представляет собой такую форму организации производства, при которой люди совместно участвуют в одном и том же или разных про­цессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в между­народном масштабе через развитие самих международных предпри­ятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. углубляется интернационализация производства.

Интернационализация производства может иметь фор­мальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление произ­водства, когда на основе международного разделения труда или меж­дународной кооперации производства устанавливаются экономи­ческие связи между странами, обусловленные при этом какими-либо параметрами развития производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.

В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В настоящее время реальная интернационализация существует только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет боле высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация.

Источник

Что такое интеграция и что именно можно интегрировать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Существует множество терминов, которые мы вставляем к месту и не к месту в свою речь, точно не зная, что они обозначают.

К таковым относится и понятие «интеграция». Разберемся, что определяет этот термин, и в каких сферах применяется.

Интеграция

Понятие «интеграция»

В переводе с латыни «интеграция» это «вставка, соединение». Рассуждая логически, делаем вывод, что «интегрировать», значит, вставлять какую-то часть в единое целое.

А «интегрировать» — это значит объединить, слить (например, компании), переплести, вставить, добавить, соединить и т.п.

Простой пример: собирая пазл, мы интегрируем его фрагменты в единую картинку. Развитие человеческого общества – это тоже череда интеграций и дифференциаций (разделения целого на составные части).

Что такое интеграция

Интегрировать что-то можно двумя путями:

  1. Внедряя элемент в уже существующую систему. Пример: СССР образовался в 1922 году в составе 4 республик, а к 1929 году их стало 7. То есть новые советские республики были интегрированы в состав СССР.
  2. Создавая единую систему из разрозненных фрагментов. Пример – уже упомянутое складывание пазла.

По каким принципам можно интегрировать

Интеграция может происходить, основываясь на нескольких принципах. Рассмотрим основные из них подробней.

  1. Горизонтальный принцип – в этом случае объединяются объекты (например, страны), которые имеют такие признаки:
    1. находятся на одном уровне развития,
    2. могут осуществлять взаимовыгодное сотрудничество.

    Пример международной экономической интеграции горизонтальной модели – Евросоюз: страны имеют единую валюту, решают общие политические и экономические проблемы.

    Интеграция это

    Главная цель объединения на основе диагональной модели – это диверсификация, т. е. распределение инвестирования по нескольким направлениям с целью увеличить прибыль и (или) не допустить краха. Иными словами – «раскладывание яиц по разным корзинам».

    Наглядный пример – консорциум (объединение независимых предприятий) «Альфа-Групп». Интегрированные в консорциум предприятия занимаются инвестированием, страхованием (что это такое?), розничной торговлей, водоснабжением, производством и реализацией минеральной воды.

    Интеграция в различных сферах

    Интеграция – это процесс, который актуален для всех сфер жизни человека.

    И примеров тому множество:

    Что можно интегрировать в педагогике

    1. государства входят в различные политические, экономические, военные сообщества;
    2. предприятия объединяются в концерны (что это такое?), холдинги (что это?) и т. д.; — становится популярным процесс, когда одна дисциплина проникает в другую и наоборот. В голове учащегося начинает складывать целостная картина, а не лоскутное одеяло:
    3. деятельность центральной нервной системы человека осуществляется на основе сенсорной интеграции: сигналы от органов восприятия поступают в головной мозг, там происходит анализ полученной информации, и человек совершает то или иное действие (например, дотронувшись до горячего утюга, сразу отдергивает руку).

    Интеграция в экономике

    Экономическая интеграция (ЭИ) – сближение (или объединение) предприятий, отраслей и регионов. Если ЭИ выходит за рамки одной страны, то тогда речь идет о международной экономической интеграции (МЭИ).

    Это создание взаимовыгодных экономических отношений между государствами. Регулируется соглашениями на международном уровне. Подобное сотрудничество дает участникам ЭИ расширенный доступ к материальным, трудовым и финансовым ресурсам, к новейшим технологиям и рынкам сбыта.

    Формы МЭИ представлены на схеме:

    Экономическая интеграция

    Что и как можно интегрировать в политике

    Политическая интеграция (ПИ) – сближение деятельности политических единиц (государств, политических партий), целью которого является взаимное сотрудничество для достижения определенных результатов, близких всем членам интеграционного сообщества. ПИ бывает 2 видов:

    1. внутригосударственная: это интеграция на уровне партий, а также политических и общественных движений внутри отдельно взятой страны;
    2. межгосударственная: сотрудничество разных стран в достижении определенных целей, например, для обороны (НАТО).

    Интеграция в науке и педагогике

    Познание человеком сути вещей и явлений – бесконечный процесс. Чем глубже и точнее научные изыскания, тем очевидней, что полноценное изучение какого-либо объекта не может быть проведено в рамках только одной научной дисциплины.

    Биохимия – один из примеров симбиоза двух наук – биологии и химии. Невозможно понять принципы жизнедеятельности биологических организмов без знания химических процессов, происходящих в их клетках и тканях.

    Приведем еще примеры: геофизика, биофизика, кибернетика и т. д. Следовательно, интеграция наук – это объединение знаний, накопленных в рамках нескольких научных дисциплин, в единое целое для возможности всестороннего изучения объектов, явлений, процессов.

    Стремление понять мир, в котором мы живем, диктует необходимость научной интеграции. И это касается не только точных наук. Например, обществознание – это комплекс дисциплин, изучающих все стороны деятельности человеческого общества:

    1. правоведение,
    2. экономика (что это?), ,
    3. социология,
    4. психология и т. д.

    Интеграция в обществознании – это рассмотрение изучаемого объекта не в рамках какой-либо из перечисленных наук, а в их совокупности.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Комментарии и отзывы (2)

    Интеграция означает жизнь по чужим правилам, если человек интегрируется в общество, значит он берет на себя обязательство подчиняться общественным законам.

    Тоже и в межгосударственных отношениях, когда Россия входит в какие-то международные организации, союзы, то так же берет обязательства, что, на мой взгляд, сильно подрывает суверенитет. Мы начинаем зависеть от внешних навязанных нам правил, вряд ли указания некоего дяди могут благоприятно сказываться на благосостоянии народа.

    Игорь: хорошо подмечено. Именно от таких ошибочных интеграций лихих девяностых мы сейчас потихоньку и избавляемся. В том числе, и с помощью летних поправок в конституцию

    Источник

    

    Сущность понятия «интеграция», характеристика интегрированного подхода

    В настоящее время развитие и воспитание новых идей происходит не на традиционных дисциплинарно-предметных платформах наук, а на стыке этих платформ. Именно поэтому на современном этапе реформирования образовательных систем, идея интеграции не просто идея или методический прием, это методологический принцип 21 века.

    Интеграция способствует целостному восприятию всеобщих законов и процессов. Прежде всего, обратимся к научной литературе, рассмотрим в понятия интеграции в разных словарях, понятия отражены в таблице 1.

    Понятие аспекта «интеграция»

    № п / п Понятия Характеристика
    1 Интеграция объединение в целом, каких-либо частей, элементов». Такое определение даёт толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И. Кондакова [13].
    2 Интеграция это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов». Такое определение даёт «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов» [8].
    3 Интеграция это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». «Социологический словарь» [50].

    В приведённых определениях даны лишь общие, инвариантные характеристики понятия «интеграция», так как из них неясно, во-первых, о каких по характеру элементах идёт речь, во-вторых, чем является интеграция – состоянием, процессом или результатом объединения.

    В словаре «Иностранных слов» интерес представляет второе терминологическое значение, принятое в области экономики – процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем (там же). Преобразуя общее значение слова, интеграция в научный термин, экономисты подчеркнули, что в области ведения хозяйств «какие-либо части, элементы» могут «приспосабливаться и объединяться» далеко не всегда, а только при условии однотипности и однонаправленности общественного строя этих хозяйств. Очевидно, при определении термина «интеграция» в педагогике следует учесть наличие определённых условий относительно объединяемых элементов и возможности их естественного подчинения единой цели и функции [33].

    Объективная теоретическая оценка признаков, выделенных путём проведённого выше сопоставления даёт нам основание вывести определение «интеграция» в обучении.

    Интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения (дошкольной, начальной, средней, старшей) [20].

    Проблема интеграции имеет длительный путь развития. Анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы дает возможность проследить этот путь.

    Идея интегрированного подхода в обучении родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании образования. Еще Я.А. Коменский отмечал, что все, что находится во взаимной связи, должно и преподаваться в такой же связи [40].

    Немецкий естествоиспытатель, педагог Э. Росмеслер, в 1860 году вышел с идеей интеграции образования естественно-исторических наук, что должно было стать стержнем, цементирующим содержанием учебного материала на всех этапах обучения. Им была создана система образования, которая отвечала энциклопедической традиции структурирования, где целостность понимания природы формируется не через отдельные предметы, а с самого начала из изучения тесно связаны друг с другом через межпредметные связи, в начале получают знания о природе не по дисциплинам, а по «мере надобности» поверхностно и в каждом последующем курсе дается более полное и глубокое понятие [12].

    А. Я. Герд создатель пропедевтического курса неживой природы, в 62-х годах прошлого столетия считал, что отдельным естественным наукам нет места в школе, а должна изучаться одна неразрывная наука об окружающем органическом и неорганическом мире. Он не только нашел исторические связи между живой и неживой природой, но и установил их через обмен веществ, тем самым введя элементы химизма. Это был весьма важный вклад в методику того времени.

    Ф. Юнге сумел реализовать в программе одной из школ идею интеграции, где он предлагал изучать природу по биоценозам, кончая «единым всеобъемлющим сообществом, включая элементы антропологии».

    Новая попытка интеграции была предпринята в начале 20 века. Суждение о необходимости обобщенного познания и целостности познавательного процесса мы находим в трудах К.Д. Ушинского, особенно ценны и современны суждения К. Д. Ушинского о формировании целостных представлений об окружающем нас материальном мире, о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Он считал, что обособленность знаний приводит к омертвению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга.

    В этот же период в школах складывается опыт по соединению обучения с производственным трудом учащихся, по обобщению знаний по различным школьным дисциплинам, по комплексированию, объединению учебного материала по природным, экономическим и социальным вопросам жизни края. Начиная с 30-х годов, после введения предметной системы обучения в отечественной школе, проблему интеграции содержания образования длительное время, вплоть до середины 80-х годов в теории и практике школьного обучения пытались решать через межпредметные связи, предмет естествознания. Удачный пример интеграции через практические занятия представил К.П. Ягодовский в работе «Практические занятия по естествознанию». Но к сожалению его разработки не нашли реального воплощения в 30-40-х и в начале 50 годов. Одной из причин этого является консерватизм, который удерживал педагогическую общественность от участия в творчестве, непосредственном исследовании и развитии педагогического процесса. Значительно возрос интерес к проблеме межпредметных связей в 50-е годы.

    С начала 70-х до 80 годов по проблеме было опубликовано множество статей и методических рекомендаций, диссертаций и монографий. Впервые в истории отечественной школы в образовательные программы был включен раздел «Межпредметные связи» в конце каждой темы.

    Идея интеграции начала реализоваться многими дидактами, психологами и методистами [23].

    Так, в начале 80-х годов на педагогическом симпозиуме социалистических стран по проблеме преподавания химии в средней школе в выступлениях Л.А. Цветкова, Г.И. Князева, А.А. Сударкиной, А.Н. Гершкина проявляется интерес к проблеме интеграции в школьном химическом обучении, отмечается рост интеграции в науке, прослеживается тесная взаимосвязь школьных дисциплин. Несмотря на имеющиеся предпосылки в педагогических науках первые работы с оперированием понятием «интеграция», «взаимосвязь», «синтез» появились лишь в 80-х годах. Особую актуальность проблема интеграции в образовании и обучении приобретает в последнее десятилетие [14].

    В настоящее время существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую можно условно назвать структурной методологией интеграции. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции.

    Изучая литературу по интегрированному обучению школьников, А.А. Ятайкина обратили внимание на то, что авторы единодушны в определении целей и результатов интегрированного обучения.

    В. Головнев указывает на задачу интегрирования «… не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать обучающимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи». Автор предлагает интегрировать предметы с помощью таких форм и методов мышления, как диалектика, энергетические принципы как факторы движения живой и неживой материи [19]

    А. Католиков отмечает, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает огромный выигрыш во времени. Учащиеся интенсивней готовятся к необычным занятиям: читают дополнительную литературу, собирают необходимый материал. А. Католиков видит социальное и педагогическое значение интегрированных уроков в овладении детьми систематизированными знаниями, которые избавят ребят от однородности развития [ 43].

    Источник