Делаем добро вместе интервью с организатором благотворительного мероприятия

Делаем добро вместе: интервью с организатором благотворительного мероприятия

Сейчас в нашем мире есть то, что обсуждать не принято. Не принято поднимать темы, от которых ком в горле и глаза на мокром месте. Не принято говорить о самом важном, нужном и тёплом, что в нас есть – добре и сострадании.

С частотой в 1 мальчика на 5000-6000 новорожденных в мире проявляется такое генетическое заболевание, как миодистрофия Дюшенна.

Специализированной помощи детям с таким заболеванием не хватает – заболевание неизлечимо, а поддерживающая терапия специальными учреждениями проводится, в основном, детям до 18 лет.

Но что по факту? По факту все ложится на плечи родителей.

Психологической помощи родителям детей с подобным заболеванием не хватает особенно. Нахождение в постоянном состоянии стресса и переживаний тяжело сказывается на здоровье и состоянии самих родителей, что потом сказывается на детях.

Мне не посчастливилось попасть на семинар, который прошел в нашем лофте, но удалось поговорить с организатором мероприятия, занимающимся поиском площадок и волонтёров для мероприятий – Ликой Гришиной:

Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее — что за встречу Вы проводили 16 февраля? В чем основная идея?

Мы проводили «родительскую субботу», это проект фонда «Моймио», который помогает мальчикам с миодистрофией Дюшенна — генетическим заболеванием, симптомом которого является прогрессирующая слабость мышц в возрасте 3-5 лет. Мальчики часто падают, отстают в играх от сверстников, с трудом бегают и прыгают. Примерно к 12 годам — инвалидная коляска: мышечная атрофия нарастает, затрагивая абсолютно все группы и системы мышц организма, и, не дожив, в среднем, до 25 лет, ребята умирают: сердце и дыхательный аппарат — это тоже мышцы, а они отказывают.

В России это заболевание наблюдается примерно у 4000 мальчиков — не всем этот диагноз ставят со 100% точностью, некоторые год за годом получают лечение от совсем других заболеваний.

Родители наших подопечных понимают друг друга без слов, у них очень много тем для общения именно в рамках нашей встречи, обсуждаются какие-то общие, волнующие всех проблемы. Также это возможность для родителей свободно пообщаться с психологом, задать им важные вопросы и знать, что они получат ответ от действительно квалифицированного специалиста.

Как пришла идея создать такой родительский клуб?

Само заболевание очень редкое, о нём безумно мало информации, а так родители могут общаться друг с другом, понимать, что они не одни в этой проблеме, а также общаться со специалистами в этих вопросах.

Изначально встречи планировались исключительно как общение с психологом, но со временем на эти мероприятия стали подключаться другие специалисты, в частности, физический терапевт. Теперь на встречах зачастую присутствует специалист в медицинской области, чтобы родители могли задать им актуальные вопросы, касающиеся физического состояния.

Существует ли какой-то психологический барьер у родителей по поводу таких встреч? Как его преодолеть?

Наверное, психологический барьер может существовать – принять болезнь ребенка, особенно неизлечимую и такую сложную, непросто. Но по большому счету, эта встреча как раз и создана для того, чтобы рушить эти психологические барьеры, дать родителям понять, что вместе с этим справиться легче.

Безумно радует, что большинство все же стремится к нам попасть.

Что делают ребята, пока родители общаются со специалистами?

Дети в это время занимаются с волонтерами, именно поэтому нам всегда необходимо отдельное пространство для них, чтобы родители могли, не задумываясь о том, что ребенок их услышит, обсудить важные проблемы.

Как набираются волонтёры? Это какие-то специально обученные люди?

В этих людях есть одна общая и самая важная черта – желание помогать, ведь занятия с больными детьми требуют много сил как физических, так и моральных. Многие наши волонтёры остаются с нами после реабилитационного лагеря, который проходит у нас дважды в год.

Что важно в организации таких встреч?

Думаю, самое важное для таких встреч — атмосфера, чтобы она была домашней, неофициальной, чтобы родителям было комфортно.

Есть ли какие-то требования к помещению, где эти встречи проходят?

Безусловно, есть. Нужно, чтобы оно было удобным для детей на инвалидных колясках (отсутствие лестниц, наличие пандуса или первый этаж), а еще очень важно, чтобы было два помещения – помещение для детей и для родителей.

Какие сложности возникали при организации подобных мероприятий?

Первая сложность, которая может возникнуть при организации таких мероприятий это, конечно, помещение. Долгое время мы дружили с одним кафе, которое предоставляло помещение для наших мероприятий, а сейчас у них произошел ремонт, после чего оно переехало в подвальное помещение и, соответственно, дети на инвалидных колясках не могут в это помещение попасть. Для нас самое главное – удобство.

Какие планы на будущее? Развитие, расширение, приглашение новых специалистов?

В идеале хотелось бы, чтобы на наших встречах постоянными стали не только психолог, а и новые специалисты, которые актуальны для детей с нашим диагнозом. Это может быть врач-пульмонолог, врач-ортопед, какие-то такие специалисты, которые на данный момент актуальны для наших подопечных.

Как Вы считаете, проблеме деток с таким заболеванием и, соответственно, проблемам их семей уделяется достаточно внимания сейчас? Чего не хватает?

Я считаю, что внимания этой проблеме уделяется просто крайне мало. Не хватает психологической помощи семьям с неизлечимыми и паллиативными детьми (паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Постоянное состояние стресса требует такой же постоянной помощи специалиста.

Нет информационной поддержки, материалов на тему этой болезни очень и очень мало, поэтому мы реализуем свою образовательную программу. Ищем, переводим, распространяем материалы. Медики о заболевании и его особенностях знают очень и очень немного, поэтому мы печатаем клинические рекомендации, чтобы врач на месте мог почитать некую «инструкцию» о том, как в данном случае не навредить.

Как родители особенных деток могут найти вас и ваш клуб? Что нужно сделать, чтобы к вам попасть?

Родители детей с миодистрофией Дюшенна могут найти нас, в первую очередь, на нашем сайте, а также у нас есть страница на Facebook. Родители могут обратиться через эти ресурсы, мы обязательно ответим каждому.

Могут ли вам как-то помочь неравнодушные люди?

Конечно! Нам всегда нужны волонтеры — мы ждём в свою команду всех неравнодушных к этой проблеме. Особенно необходимы те, кто хочет и готов к общению с детьми и те, кто может помогать нам на машине.
Можно помочь и финансово, если есть желание и возможность — мы будем очень благодарны. Сделать это можно одним из этих способов (на любую программу фонда).

Работа фонда «МойМио» вселяет в нас надежду на то, что в этом мире есть добрые люди. Благотворительность сейчас – не мода, а необсуждаемая необходимость.

Читайте также:  Интересные вопросы пожилым людям

Фотоматериал взят с официального сайта фонда «МойМио»

Подберем лофт по вашим критериям бесплатно

Расскажите нам, какое вы планируете мероприятие, мы поможем вам с выбором. У нас более 400 площадок по Москве!

Источник

Портрет современного волонтёра. Интервью с добровольцем

Меня всегда привлекали бескорыстные люди. Сегодня я хотела бы рассказать о Валентине, с которой мы познакомились при сдаче крови в День донора. Валентина — доброволец, занимающийся волонтёрской деятельностью уже не один год.

Интервью

— Валентина, как Вы пришли к идее добровольчества?

Хотя в школе я участвовала в различных благотворительных мероприятиях и в акциях добрых дел (однажды даже ездила с одноклассниками в детский дом), близко к сердцу не воспринимала всю эту деятельность. И вот однажды, учась в 11 классе, я увидела билборд, на котором была просьба о помощи бездомным животным. Меня будто током ударило. Почему-то до этого я даже не задумывалась о том, что в нашем городке есть такая проблема. Так я стала помогать местному приюту для животных. Весь последний год учёбы в школе я пристраивала потеряшек, отвозила своих подопечных в ветеринарную клинику, покупала на карманные деньги лекарства и корм.

Потом я поступила в медицинский университет и моя добровольческая деятельность приостановилась.

Потом, учась на 2 курсе, в День донора мы с однокашниками, сдав кровь, собрали деньги на подарки воспитанникам детского дома.

Сразу после этого руководство вуза поставило меня начальником волонтёрского отдела. Мы занимались привлечением доноров, на вырученные средства устраивали праздники в больницах, организовывали просветительские акции.

Откуда-то стали появляться единомышленники, связи с общественными организациями… Затем мне позвонили из Москвы и сказали, что теперь я региональный координатор Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики».

— В каких проектах Вы участвовали?

Не считая ставшего традиционным для меня участия в Дне донора, я была городским волонтёром на Чемпионате мира по футболу 2018 года и трижды — волонтёром Победы. На матчах чемпионата мира мы помогали бригадам скорой помощи, а 9 мая организовывали движение Бессмертного Полка. Также я волонтёр больничной клоунады от благотворительного фонда. В рамках этой акции мы устраиваем праздники в детских отделениях городских больниц.

Также я координирую работу просветительской группы. Мы посещаем школы и колледжи с лекциями о вреде курения, о СПИДе и гепатите…

— В чём Вы видите проблемы добровольчества?

Проблем очень много. Но мне хочется обратить внимание на две основные. Во-первых, многие ребята хотят прийти в добровольческое движение из-за каких-то бонусов и вознаграждений.

Меня как руководителя, грубо говоря, волонтёрского кружка часто спрашивают, как заработать волонтёрские баллы в ординатуру или ещё куда-нибудь. Ребята, а где же прекрасные порывы вашей души?! Почему вы хотите приносить добро в этот мир только за определённые бонусы?

Во-вторых, многие социально значимые проекты должны осуществляться специальными службами. Однако последние всё чаще и чаще просят помочь волонтёров, которые работают бесплатно и лучше сотрудников этих служб. Так перекладывается ответственность на молодых ребят.

— Помогает ли государство волонтёрам?

Да, помогает. И с каждым годом эта помощь увеличивается. Вы ведь знаете, что 2018 год объявлен на территории Российской Федерации Годом добровольца: это доказывает серьёзность отношения государства к этой сфере. Я думаю, что это хорошо.

Однако такая помощь накладывает и большую ответственность на волонтёров. Им приходится всё больше и больше отчитываться о своих действиях. С одной стороны, бери и придумывай свои проекты, тебя обязательно поддержат. С другой, что-то ты уже становишься обязан делать…

А ещё теперь надо громко говорить о своих добрых делах. Если что-то не освещено в СМИ, то этого, по мнению многих, не было. Теперь обязательно нужно «засветиться» со своими добрыми делами, чтобы другие видели и тоже так делали, чтобы денег дали на и на следующие проекты.

— Кто он, современный волонтёр?

Вокруг меня чаще всего встречаются волонтёры-студенты. Это молодые активные люди, старающиеся помочь старикам, детям, инвалидам, животным.

Отрадно, что сейчас появилось явление «серебряного волонтёрства»: в качестве добровольцев в этом случае выступают пенсионеры или люди предпенсионного возраста. Также мне нередко встречаются школьники, которые занимаются добровольческой деятельностью. Про последних мне хотелось бы сказать, что именно они — самые чистые и бескорыстные среди всех добровольцев. Таким образом, современный волонтёр – это не обязательно молодой студент. Это гражданин страны с активной жизненной позицией.

Валентина – прекрасный человек, помогающий окружающим бескорыстно. И нет, она не одинокая старая дева с 40 кошками в квартире. Это самодостаточная жизнерадостная личность, просто не желающая проходить мимо тех, кому требуется помощь. Я хочу верить, что её будут окружать такие же честные и открытые люди.

Источник

Лайфхак: как волонтёру пройти собеседование на крупное событие

Желающих стать волонтёром на международных мероприятиях обычно очень много, конкуренция высокая. Да и требования к кандидатам предъявляются высокие. Мы уверены, что чемпионат мира по футболу – это не последний масштабный праздник для России, поэтому решили разобраться, на что же интервьюеры обращают внимание во время собеседований с потенциальными волонтёрами. Как попасть в «команду мечты», «СверхНовой Эре» рассказала Александра КИМ, руководитель блока отбора волонтёров международного чемпионата молодых профессионалов «WorldSkills Russia».

Прежде всего, у волонтёра должна быть мотивация. Он должен чётко понимать, куда и зачем подаёт заявку, а главное, почему хочет стать волонтёром. Также человек должен уметь общаться, работать в команде, быть организованным, ответственным, пунктуальным, стрессоустойчивым, ведь ситуации бывают разные. Если на собеседовании волонтёр продемонстрирует лидерские качества, то его, скорее всего, порекомендуют на роль руководителя команды.

Волонтёрский опыт является для кандидата большим плюсом. Однако даже если человек никогда не участвовал ни в каких мероприятиях, это совсем не значит, что он не сможет попасть в команду.

Хорошо, если волонтёры крупных мероприятий знают иностранный язык. Но если даже вы не говорите на английском – не страшно. Есть функциональные направления, на которые иностранный не нужен. Вам могут предложить работу в волонтёрском штабе – например, организовывать питание для других добровольцев. В любом случае, всегда можно выучить несколько основных фраз.

На встречу лучше не надевать яркие вещи, стоит прийти в своей повседневной одежде. Но на самом деле, наряд не особо влияет на итог собеседования. Само собой, кандидат должен выглядеть опрятно, не очень приятно беседовать с человеком в грязной одежде. Кстати, некоторые волонтёры сразу приходят в форме.

Во время интервью лучше вести себя естественно. Главное, не нервничайте и честно отвечайте на вопросы. Сразу видно, когда человек ведёт себя как-то не так: мешкает, дёргается… Большинство волонтёров говорят о себе банальные вещи: «Я ответственный, коммуникабельный…». Лучше расскажите о себе что-нибудь интересное – о жизни, об увлечениях. Тогда тебя обязательно запомнят.

Читайте также:  Самые сложные вопросы чгк

К любому собеседованию обязательно нужно готовиться. Почитайте о мероприятии, на которое подаёте заявку, узнайте, что требуется от волонтёров. Зачем приходить неподготовленным? И своё время зря потратите, и чужое.

Лучше записываться на собеседования в начале отборочного этапа. Если кандидат стремится попасть на интервью как можно быстрее, мы понимаем, что он заинтересован в том, чтобы стать волонтёром, больше, чем другие. Кроме того, это показатель того, что человек ответственный и действительно хочет попасть в команду.

Источник



Собеседование с потенциальными волонтерами

Когда лидер подобрал волонтеров для выполнения более сложных задач, с ними надо провести личное собеседование. В ходе собеседование обе стороны обсуждают свои ожидания и задачи, которые предстоит выполнить. Поскольку нет специального законодательства для приема или увольнения волонтеров на работу, письменный контракт не заключается. Поэтому чем более точно обе стороны оговорят свои ожидания, тем меньше будет разочарований в будущем. Наиболее важным элементом собеседования является определение обязанностей сторон. В ходе собеседования обе стороны должны задать ряд вопросов. Представитель организации должен спросить:

1. Знаете ли вы особенности нашей организации, ее цели и систему ценностей?

2. Почему вам интересен этот вид деятельности?

3. Какие ожидания связаны у вас с работой в нашей организации?

4. Работали ли вы когда-нибудь волонтером?

5. Сколько времени вы можете посвятить работе в организации?

6. Готовы ли вы пройти курс подготовки?

7. Есть ли какие-либо факторы, которые будут ограничивать вашу деятельность? (здоровье, место проживания, транспорт)

8. Есть ли у вас какие-либо особые интересы, хобби?

9. Есть ли вас какой-то опыт, который будет помогать вам в выполнении работы?

10. Вы предпочитаете работать один или в команде?

11. Волонтер должен спросить:

12. Что мне предстоит делать?

13. В какие часы я должен буду работать? Будет ли график жестким или гибким?

14. Будет ли ко мне прикреплен сотрудник, с которым я должен находиться в контакте?

15. Нужна ли переподготовка?

16. Есть ли группа поддержки волонтеров?

17. Могу ли я расширить круг своих обязанностей?

18. Что будет, если меня постигнет неудача? К кому я смогу обратиться за помощью?

19. Если я устану от работы, позволите ли вы мне уйти?

Отсутствие четкого представления об обязанностях может привести к хаосу, конфликтам и непониманию.

Подготовка волонтера к работе

Понимание значимости проблем, которые организация пытается решить, признание ее ценностей и задач способствуют вовлечению членов данной организации в работу. Очевидно, что волонтеры не будут долго работать в организации, если они не осознают необходимость того, что они делают.

Подготовительный период

Подготовительный период дает обеим сторонам возможность лучше узнать друг друга и избежать чувства неловкости, которое возникает в том случае, если одна из сторон решает прервать достигнутую ранее договоренность.

Характер и объем обязанностей должны подсказать лидеру, как лучше подготовить новичка к работе.

Помощь волонтерам и руководство ими

Вот вопросы, которые волонтер задает себе чаще других: «Кто поможет мне, если потребуется помощь? Могу ли я обратиться к кому-либо за помощью в трудный момент, особенно, если моя работа не будет успешной?»

За оказание помощи обычно отвечает лидер. Надлежащая техническая помощь, такая как оборудование рабочего места волонтера, обеспечение доступа к множительной технике, компьютеру и другим средствам, необходимым для работы, также очень важна.

Лидером должен быть доброжелательный человек, который проявляет заботу о волонтерах. Всегда, когда это необходимо, лидер должен оказывать поддержку волонтерам, особенно, если они не совсем успешно работают. Поэтому обязателен постоянный контакт. Он может осуществляться в форме индивидуальных бесед, но при этом должны часто проводиться и общие собрания волонтеров. Продолжительное общение позволяет обмениваться информацией о текущих событиях и о любых изменениях, которые имеют место. Благоприятное общение и открытый характер собраний также позволяют удержать волонтеров в организации.

Если лидеру удается создать атмосферу доверия, у волонтеров формируется доброе отношение к организации. Другой важной функцией подобных собраний является создание атмосферы взаимопомощи. Лидер отвечает за то, чтобы волонтеры выполняли работу должным образом и в соответствии с теми требованиями, на которые они первоначально согласились. Лидер также должен организовать работу так, чтобы каждый понимал, что требуется от него и от других. Лидеру необходимо обеспечить всем желающим возможность самосовершенствоваться и оказывать помощь тем, кто сталкивается с трудностями.

Поощрение волонтеров

Организация должна подумать о методах поощрения своих волонтеров. Очень часто мы забываем о том, насколько важно обеспечить заинтересованность со стороны своих работников. Система поощрений показывает, насколько организация ценит тех, кто в ней работает. Лидер должен сделать так, чтобы волонтеры почувствовали, что их ценят. Самая важная награда — говорить «Спасибо».

Создание теплой дружеской атмосферы на работе, обращение к волонтеру по имени, посвящение волонтеру своего личного времени также расцениваются как награда. По крайней мере, раз в год лидер должен организовывать совместное собрание волонтеров и оплачиваемых сотрудников, на котором объявляются поощрения. На подобных собраниях также уместно напомнить всем о миссии, структуре и политике организации.

Таким образом, организация должна дать волонтеру возможность увидеть свое место в общей структуре организации. Возможность посмотреть на себя через призму ценностных ориентиров и успехов всей организации является важным условием дальнейшей эффективной работы волонтера.

Другие формы поощрения включают:

– празднование Дня волонтера,

– поздравление с именинами,

– вручение значка с эмблемой организации,

– включение имени отличившегося волонтера в отчеты организации,

– приглашение волонтера на неформальные собрания коллектива,

– вручение открыток с добрыми пожеланиями,

– помощь волонтеру в совершенствовании и приобретении навыков работы.

Формы выражения благодарности приведут к желаемым результатам, если помнить о том, что мы должны:

– часто выражать свою благодарность другим;

– применять различные формы выражения благодарности;

– выражать удовлетворенность самой личностью волонтера, я не только его или ее работой;

– помнить о том, что благодарность должна соответствовать заслугам;

– использовать одинаковые или подобные методы поощрения за равные достижения;

– обращать особое внимание на те достижения, которые особенно дороги самим волонтерам.

Следует проявлять гибкость в выборе различных форм поощрения. Не каждому, к примеру, нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории. Поощрения, кроме того, что они способствуют формированию заинтересованности в работе, также помогают создать доброжелательную рабочую обстановку и сделать работу более эффективной.

Увольнение волонтеров

Одной из трудных обязанностей лидера является увольнение несоответствующих должности волонтеров. Именно в обязанности лидеров входит подбор необходимых аргументов, принятие решения об увольнении и сообщение его волонтеру.

Если волонтер имеет право сказать «До свидания» организации, то и организация имеет право сказать «До свидания» волонтеру. Когда стрелка весов сильно отклоняется в сторону интересов волонтера, организация говорит волонтеру: «Спасибо за сотрудничество».

Читайте также:  Тест риска возникновения язвенной болезни

У лидера есть три возможности сообщить волонтеру о том, что дальнейшее сотрудничество невозможно:

– во время вступительного собеседования. Это возможность сравнить личные качества кандидата и потребности организации. Если человек не подходит для работы в данной организации, лидер должен ему вежливо об этом сообщить.

– в конце подготовительного или испытательного периода. Необходимо установить такой период в самом начале. В течение данного срока обе стороны смогут лучше узнать друг друга и не испытывать неловкости по отношению друг к другу. В самом начале волонтерам бывает трудно определить, устраивает ли их предложенная работа. Только спустя какое-то время они способны сказать: «Да, это действительно то, чем я хотел бы заниматься».

– если по истечении испытательного срока возникает конфликт.

Проблемы могут появиться и после того, как волонтер успешно завершает испытательный срок. Ситуации подобного рода возникают, если волонтер не выполняет порученных заданий, не справляется со своими служебными обязанностями, нарушает установленные правила или не срабатывается с другими членами коллектива. Как только лидер получает сигнал о том, что не все идет подобающим образом, он должен немедленно установить контакт с волонтером. На данном этапе лидеру следует принять следующие меры.

Побеседовать с волонтером и задать ему следующие вопросы:

– Комфортно ли Вы себя чувствуете на своем месте или Вы хотите поменять его?

– Достаточно ли хорошо Вы подготовлены к работе?

– Приходится ли Вам проводить на работе больше времени, чем Вы намеривались?

– Существуют ли какие-либо проблемы личного характера, которые оказывают влияние на Вашу работу?

Подумайте, как содержание притчи можно использовать в организации деятельности волонтерского отряда?

Человек шел по берегу и вдруг заметил МАЛЬЧИКА, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ. Они окружали его со всех сторон и казалось на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много много километров.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – удивленно спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то они погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь МИЛЛИОНЫ морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

– Нет, мои попытки изменят очень многое…ИМЕННО ДЛЯ ЭТОЙ ЗВЕЗДЫ.

Социальные проекты

1. Что такое социальный проект? 2. Каковы функции социального проектирования? 3. Как организовать социально-проектную деятельность волонтерского отряда?

В соответствии с общими характеристиками проектирования, под социальным проектом называется сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся социальной среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и/или ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своей значимости.

Функциями социального проектирования являются:

– оказание влияния на социальное окружение, в котором оно реализуется;

– ориентация на конкретные социальные, пространственные и временные условия;

– оказание образовательного воздействия на участников, формирования у них навыков исследовательской деятельности;

– стимулирование создания концепции, модели, программы решения социально значимой проблемы как интеллектуального продукта;

– оценка эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в реальном проекте.

Социальные проекты создают условия для взаимодействия его участников с окружающей средой, предполагающего усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.

Социальное проектирование – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение его проектировщиками социального опыта путем вхождения в социальную среду, включение в процесс разработки и решения социально значимой проблемы, имеющей личностную значимость, разработку и реализацию способа ее решения. С другой стороны, стремление преобразовать окружающую социальную действительность позволяет проектировщикам самореализоваться и самосовершенствоваться, реализуя себя как личность и как гражданина.

Таким образом, социальное проектирование способствует, с одной стороны, формированию способности социальной организации влиять на личность, с другой – формированию способности личности влиять на других людей, то есть создавать условия для социализации человека. Участники социального проектирования имеют возможность выбрать для себя определенную роль на этапах его разработки и реализации, как в условиях проектной команды, так и в обществе.

Социальное проектирование интегрирует в своей структуре три сферы, в которых происходит процесс формирования социальной ответственности личности: социально значимую деятельность, общение, самопознание.

В социально значимой деятельности личность осваивает все новые и новые социальные роли, что предполагает ориентировку в системе общественных связей. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, то есть об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В такой деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью, имеющей социальную направленность. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, как в границах проектной команды, так и с людьми, становящимися объектом ее внимания.

В процессе социального проектирования осуществляется самопознание личности (познание себя, оценка себя, отношение к себе), которое предполагает становление в человеке образца его «Я», причем как «Я-настоящее», так и «Я-будущее», дисгармония между которыми становится движущей силой самовоспитания.

Социальное проектирование ценно именно социальными пробами, создающими для них новую социальную ситуацию развития.

Под социальной пробой понимается «совокупность последовательных действий, связанную с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности». Она предусматривает самооценку молодыми людьми своих возможностей на основе последовательного выбора адекватного ситуации способа социального поведения .

Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. Она предполагает самооценку школьниками своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей, охватывающих все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у молодых людей формируется социальная ответственность, которая являются основой для формирования гражданской позиции.

Какова технология социально-проектной деятельности?

В структуре проектной деятельности выделяются такие этапы, как:

– принятие решения подростком об участии в социальном проектировании;

– анализ социальной среды и выбор темы социального проектирования;

– создание проектной команды – волонтерского отряда единомышленников;

– разработка цели и стратегии социального проекта;

– оформление плана-графика проектных мероприятий;

– подведение итого социально-проектной деятельности. прогнозирование его последействий.

Источник