Диагностика функционального лидерства в малых группах

Тестирование на управленческий потенциал и управленческую готовность конкурса «Лидеры России» 2020

По данным организаторов конкурса Лидеры России во всех трех сезонах 2020, 2020 и 2020 годов из дистанционного заочного отборочного этапа в очный полуфинал переходило только 3% участвовавших (2600 из 89 тысяч участников в 2020 году). В конкурсе 2018-2019 года была еще большая конкуренция — на очный этап прошли 2600 участников из 227193 зарегистрировавшихся на 27 октября 2018 года. В конкурсе 2020 года тест разделен на 2 части — тест на управленческий потенциал и управленческую готовность. В конкурсе Лидеры России.Политика этот тест называется тест на лидерский потенциал.

Все этапы тестирования, советы по подготовке и многочисленные примеры тестов мы изложили в нашей первой статье Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2019-2020

По отзывам участников, наиболее сложным оказалось тестирование на выявление управленческого потенциала, управленческой готовности и лидерских способностей руководителя. Эта часть отбора стала самой длительной — 3,5 часа. Здесь насчитывалось более 100 вопросов, многие из которых требовали набора из 4-5 ответов: необходимо было расставить ответы по эффективности предложенных решений, выбору лучшего и худшего вариантов.

Результаты выявили четкую закономерность — лучше всего с тестами на управленческий потенциал справлялись представители крупных , «Сбербанк», «Лукойл», «Ростелеком». А вот участники, представляющие малый и средний бизнес, с прохождением тестов для руководителей имели определенные трудности. Объясняется это просто — в крупных компаниях настроен процесс постоянного обучения и оценки компетенции руководителей всех уровней. Так, в «Ростелекоме» руководители отделов и подразделений проходят по 3-4 экзамена в год, где требуется отвечать на сотни вопросов, в том числе по лидерскому потенциалу, умению руководить подчиненными и находить общий язык с коллегами и вышестоящим руководством. Понятно, что после такой подготовки прохождение тестов конкурса «Лидеры России» не вызвало у них особых сложностей.

В нашем материале мы предлагаем рассмотреть несколько примеров тестов на управленческий потенциал/управленческую готовность разработчика тестов для конкурса Лидеры России 2018-2019 и изучить стратегию решения подобных заданий. По ссылкам ниже вы сможете посмотреть 5 других бесплатных примеров профессиональных поведенческих тестов для руководителей и начать полноценную подготовку (по состоянию на апрель 2020 года в нашей базе около 300 тренировочных тестов для оценки компетенций руководителей). Стоит отметить, что из-за ограничений по авторским правам мы не вправе копировать реальные вопросы конкурса Лидеры России и давать объяснения к ним. Но нами разработаны максимально похожие варианты тестов на управленческий потенциал и управленческую готовность.

Пройти примеры тестов

Цель этих поведенческих (психологических) тестов для руководителей — оценить, как ваша личность и ваш опыт подходят для работы на руководящей должности. Несмотря на иногда рутинные и даже примитивные ситуации, которые в них описываются, предназначены они для оценки конкретных компетенций, которые работодатели считают важными. И, хотя тесты сильно различаются по формату и разработчикам (обычно это тесты ЭКОПСИ, SHL, Talent Q, Kenexa, HT Line), основаны они на одних и тех же принципах, и поэтому для их решения можно использовать одинаковые методы и стратегии.

Примеры тестов на управленческий потенциал и управленческую готовность конкурса Лидеры России

В конкурсе Лидеры России 2019-2020 впервые тесты второго этапа разделены на 2 части: тест управленческого потенциала Potential-In-Focus от ЭКОПСИ и тест управленческой готовности ОУП 5.1 автора Синягина Ю.В. из Центра планирования и прогнозирования карьеры РАГС при президенте РФ.

Тест управленческого потенциала Potential-In-Focus представляет собой набор тестов для комплексной оценки интеллектуальных и управленческих способностей участников конкурса. Он состоит из числового, вербального и логического теста в первой части теста, теста на оценку управленческих решений во второй и личностного опросника в третьей части.

Тест управленческой готовности ОУП представляет собой психологический опросник, касающийся вашего образования, семейных ценностей, опыта и управленческих предпочтений.

Теста управленческой готовности ОУП представляет собой простой личностный опросник (это даже не тест), но есть ряд рекомендаций по тем признакам, которые оцениваются выше в данном опроснике и тестах.

Так, более высокие баллы данного теста присваиваются ответам, в которых демонстрируются следующие психологические особенности:

  1. высокая активность при возникновении препятствий;
  2. ярко выраженное стремление к победе и ориентация на труднодостижимые цели;
  3. готовность к активным действиям в условиях неопределенности;
  4. меньшая надежда на удачу и большая ориентация на результаты собственных усилий;
  5. высокая вовлеченность в деятельность организации и ее проблемы, мысли о работе не оставляют человека в нерабочее время и в выходные дни;
  6. высокая карьерная мотивация (готовность жертвовать оплатой ради получения более высокой должности);
  7. ориентация на поставленные организационные задачи;
  8. жесткая управленческая позиция — старательность и исполнительность часто оценивается выше, чем активность и инициативность, стремление к контролю;
  9. высокая уверенность в собственных силах и способностях.

Как можно подготовиться к этому этапу: 1. вспомнить свою профессиональную биографию: где и когда вы учились, какой у вас стаж, какую дополнительную профессиональную подготовку проходили; 2. сформулируйте для себя ваши профессиональные и жизненные цели; 3. скорее всего будут открытые вопросы, например, описать свои профессиональные достижения и неудачи; 4. вспомните свои ответы на два последних блока тестов на управленческий потенциал (вероятно часть вопросов будет похожа на них).

Диагностика функционального лидерства в малых группах

Литература. Диагностика функционального лидерства в малых группах / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.332–334.

Шкалы: психологические статусы в группе — лидеры (универсальные, функциональные), предпочитаемые, аутсайдеры, непредпочитаемые.

Возраст: подростковый

Назначение теста

Методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция к тесту

Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос – это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т. д.).

В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследований должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.

Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (в психологической литературе он называется часто социометрическим статусом).

Стратегия для ответов на вопросы управленческих тестов

Ниже мы рассмотрим пример теста и стратегию определения верного ответа. Подобная стратегия подходит для тестов на управленческий потенциал и управленческую готовность.

1) Определение оцениваемой компетенции

Первый шаг в решении теста на определение лидерских способностей (или любых поведенческих) — определить

,
какие компетенции оцениваются в сценарии задания и в предложенных ответах.
Чаще всего в сценарии заданий описывается межличностный конфликт или сложная ситуация, которая может иметь место в работе руководителя. Необходимо тщательно рассмотреть содержание конфликта и реакцию каждой из сторон. Рассматривая ответы, надо определить, какие компетенции демонстрирует каждый из них.

: «Отражает ли этот ответ развитые коммуникативные навыки и умение поддерживать авторитет руководителя или, наоборот, демонстрирует недостаток одной из компетенций?» Если вы обнаружите, что в сценарии оценивается более чем одна компетенция (а такое происходит очень часто), попытайтесь выяснить, предлагает ли какой-нибудь из ответов баланс между ними.

2) Учет контекста

Вторым важным шагом в процессе решения теста является изучение контекста ситуации

. Информацию, предоставленную в сценарии, надо рассмотреть по следующим параметрам:

  • Что требуется высшему руководству и подчиненным?
  • Каковы ваши обязательства и обязанности по выполнению представленных задач?
  • Какова ваша позиция и каковы ваши цели?
  • Насколько те или иные задачи входят в ваши полномочия, требуется ли привлекать других людей для их решения?

«Вам поручено организовать в Вашей команде работу по новому проекту» и далее — описание других людей, которые участвуют (команда только набрана, люди плохо знаю друг друга, склонны к конфликтам), информация о вашей личной ситуации (например, «устал после напряженной работы, собираюсь уйти в отпуск») и т.п.

3) Выбор ответа

После изучения сценария задания рассмотрите представленные варианты ответов. Иногда сценарий бывает коротким и почти не дает информации для анализа. В таком случае ответы и будут основным источником информации

. Изучите, что именно каждый из ответов демонстрирует в отношении оцениваемых компетенций, а также как каждый из вариантов повлияет на развитие ситуации.

Если в ответах даются разнонаправленные или конфликтующие между собой решения, постарайтесь найти такое, которое предлагает баланс, или определите, какие из них будут предпочтительны в контексте задания.

, когда Вам надо определить, обращаться ли к вышестоящему руководителю за разъяснениями или решать вопрос самостоятельно, необходимо сделать выбор: может ли «навык решения проблем» в данной случае быть важнее, чем «независимость» и «самостоятельность»?

Попробуйте объединить анализ компетенций и контекста вопроса с тем, как эта ситуация может разворачиваться в реальном мире.

, вы должны спросить себя: «Что произойдет, если я воздержусь от критики подчиненного и промолчу о его недочете?», или «Какие чувства у моего подчиненного вызовут мои критические комментарии?»

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

Респонденты, получившие оценку 1–4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Читайте также:  Сказка Иван Царевич и Серый волк стр 38 39

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9–12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13–16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17–20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Пример теста на лидерские способности/лидерский потенциал и его решение

Пример теста на управленческий потенциал Лидеры России

Ход решения

В этом случае сотрудник неправильно понимает ваши инструкции и не следует им. Этот вопрос имеет два аспекта: 1) Ошибка — как ее решить, и 2) Полномочия — как убедиться, что ваши инструкции соблюдены.

Сказать Андрею о том, что все считается обязательным, когда он не уверен (ответ A) предотвратит появление подобных ситуаций в будущем, но он также не оставляет места для маневра, когда все действительно необязательно. Этот ответ суров и ограничивает творческое развитие Андрея как сотрудника.

Ответ B касается двух координационных вопросов: понимание того, как произошло это недоразумение, и создание эффективной стратегии для повышения производительности в будущем. Комбинация обоих действий помогает поддерживать ваши полномочия и поощряет развитие сотрудников, так как вы не отменяете задачу просто потому, что один из ваших людей считает, что это отнимает много времени. Кроме того, Андрей будет более склонен продуктивно вести записи подобных ситуациях в будущем.

В ответе C, как и в ответе B, вы выясняете, что случилось, чтобы избежать подобных недоразумений в будущем. Однако вы быстро отменяете задание, которое установили. Этот ответ может быть уместным, если действительно эти отчеты не являются существенными, могут занять слишком много времени, и вы обнаружите, что возвращение к ним в нынешней ситуации окажется более вредным, чем полезным (принятие решений). Однако в данном сценарии это не так, и поэтому ответ B считается лучше, чем ответ C, поскольку он демонстрирует вашу способность извлекать эффективность после сбоев и неудач, что демонстрирует устойчивость.

В ответе D вы соглашаетесь с мнением Андрея. Изменение правил после обсуждения с вашими подчиненным является уместным и демонстрирует гибкость. Однако в этом сценарии, похоже, не было фактического обсуждения. На самом деле, ответ сформулирован таким образом, что вы не изменили свое мнение об эффективности этого отчета. Скорее, вы просто позволяете своему работнику принять решение за вас. Этот ответ демонстрирует отсутствие навыков принятия решений, а также вашу неспособность поддерживать авторитет.

Вы можете разделить ответы на два приемлемых и два неподходящих. B и C являются подходящими, но вы можете видеть, что B более эффективен, поскольку он затрагивает два основных аспекта вопроса — создание недостающих отчетов и установление ваших полномочий. Ответы A и D являются нецелесообразными, но при сравнении, вы увидите, что ответ A является худшим из двух. В долгосрочной перспективе это более вредно, так как оно устанавливает негибкое и суровое правило, которое сдерживает вашего сотрудника.

Первичные компетенции: Поощрение развития сотрудников; Поддержание авторитета

Вторичные компетенции: Принятие решений; Устойчивость/упорство

Лучший ответ: B

Худший ответ: A

При любом опыте руководящей работы подготовка к тестам на управленческий потенциал и управленческую готовность даст возможность улучшить свои знания, на практике отработать сложные ситуации и успешнее пройти конкурс «Лидеры России». Мы призываем вас не теряя времени начать отработку заданий — только подготовка обеспечит вам преимущество в прохождении тестов конкурса Лидеры России.

На нашем ресурсе HRLider.ru мы собрали все материалы, которые могут потребоваться вам для подготовки к заочному этапу тестирования конкурса Лидеры России на управленческий потенциал — бесплатные примеры и большую базу тренировочных тестов следующих видов: логические, числовые, вербальные, логические, психологические тесты для руководителей и тесты на управленческий потенциал и управленческую готовность, а также тесты на эрудицию по истории, географии и культуре России.

Эти тесты помогут вам и при подготовке к региональным конкурсам «Мой Дагестан», «Лидеры Кубани», «Лидеры Карелии», «Новая волна» и другим — эти конкурсы имеют такие же этапы отбора участников и используют лишь обновленную базу тестовых заданий.

Все это доступно для вас по спец тарифу. После регистрации по тарифу Подготовка к конкурсу «Лидеры России» вы получите на емейл подробную инструкцию для целевой подготовки к тестам и кейсам конкурса.

Если вам интересна информация по полуфиналу и финалу, рекомендуем ознакомиться с нашей специальной статьей: Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания

Источник

Эти тесты помогут стать «Лидером России»

Всего за два сезона всероссийский кадровый конкурс «Лидеры России» превратился в успешную ежегодную традицию. Каждый год СМИ публикуют статьи об очередных победителях, получивших посты заместителей министров, руководителей государственных проектов и начальников отделов в крупных международных корпорациях.

Но находятся и те, кто не верит в правительственные инициативы. Упускают ли такие люди возможности карьерного роста? Безусловно. Любой предприниматель, менеджер или управленец, подпадающий под требования организаторов, способен получить тот самый социальный лифт. Главное — желание и правильный подход.

Мы — команда портала по подготовке к тестам testonjob.ru. В этой сфере мы работаем уже более десяти лет, и за это время у нас накопилось достаточно опыта, знаний и интересной статистики, в том числе по «Лидерам России». И мы бы хотели, чтобы преимущества от таких инициатив получили как можно больше талантливых управленцев.

В чем суть

Уже второй год подряд самым неоднозначным испытанием стал дистанционный этап. В «Лидерах России» 2018–2019 года из 91 тысячи одобренных заявок в полуфинал прошли лишь 3,2 тысячи участников. Неудивительно, что это вызвало бурную реакцию в соцсетях и СМИ.

В каких только грехах не упрекали организаторов: в кумовстве, предвзятости, излишней сложности и необоснованности тестов. Но, сколько бы их ни ругали, на «Лидерах России» по-прежнему появляются все те же тесты способностей и тесты на управленческий потенциал. Разберемся, почему так происходит и чего ждать от новых «Лидеров».

Для чего нужны тесты в «Лидерах России»?

Смысл конкурса в том, чтобы оценить потенциал человека, который, как известно, важнее текущих навыков и достижений. То, что сегодня вы успешны, не означает, что вы будете успешны и на новой должности, в новой для вас сфере. По исследованиям, лишь 14% ваших текущих навыков определяют вашу результативность на новом месте работы. Встаньте на место министра, который делает победителя своим заместителем. Должен же он быть уверен, что человек способен перестроиться, адаптироваться и переобучиться. Иначе зачем нужен конкурс?

Для оценки потенциала участников и их способностей анализа информации в дистанционном этапе используются тесты, разбитые на три блока:

  1. Тесты способностей (вербальный, числовой, логический).
  2. Тест на эрудированность (общие знания о России).
  3. Тест на управленческий потенциал.

Числовой тест

Что оценивает: навыки анализа числовой информации.

Как выглядит: графики, таблицы, цифры.

Что делать: читайте вопрос, ищите цифры в условии и выполняйте расчеты.

Что пригодится: базовые математические операции — пропорции, проценты, доли.

Сложность: Время. 50–70 секунд на один вопрос.

Вербальный тест

Что оценивает: навыки анализа вербальной информации.

Как выглядит: текст в 500–700 символов.

Что делать: сопоставить утверждение из задания с текстом.

Что пригодится: навыки чтения по диагонали, чтение по ключевым словам, скорочтение.

Сложность: Время. Читать текст придется несколько раз.

Логический

Что оценивает: формально-логический интеллект (навыки работы с абстрактной информацией).

Как выглядит: последовательность из абстрактных фигур — квадраты, линии, ромбы…

Что делать: продолжить последовательность.

Что пригодится: внимательность, скорость реакции, умение группировать предметы по общим признакам.

Сложность: время и постоянно растущее количество символов.

Способности к анализу информации закладываются в детстве, в процессе познания мира и интенсивного обучения. С возрастом способности развиваются медленнее и тяжелее, если, конечно, вы не будете целенаправленно их тренировать.

А что с эрудицией?

Тесты на эрудицию — это, наверное, самое «скандальное» испытание на «Лидерах России». Каждый год участники требуют отменить его, но организаторы упорно не хотят это делать, лишь немного упрощая задания. В «Лидерах России 2019–2020» тест на эрудицию, например, разрешат пройти несколько раз. Но от этого легче он не станет.

Управленческий потенциал

Тестирование на управленческий потенциал — это третий блок дистанционного этапа. Состоит он из тех же тестов способностей (вербального, логического и числового) и ситуационных кейс-тестов. Кейс-тесты — это как ролевые игры, только без собеседника. Есть сценарий и варианты действий, которые вам придется оценить по эффективности или выбрать лучший из них.

Читайте также:  Напишите пож та три вопроса о Лондоне

Как подготовиться к тестам дистанционного этапа конкурса?

Нужно ли готовиться? Безусловно. По нашим исследованиям, основная борьба за полуфинал идет между подготовленными участниками. Специфика «Лидеров России» в том, что у неподготовленного человека шансов очень мало: все-таки это всероссийский конкурс с высокими стандартами.

«Можно ли улучшить свой результат на тестировании?» — спросите вы. Отвечаем — можно. И для этого у нас есть проверенный инструмент: тренировочные онлайн-тесты. Решая такие тесты, вы научитесь ориентироваться в задании, эффективнее использовать время, которого всегда не хватает, определять паттерны и вырабатывать схемы решения.

Каждый год специально для «Лидеров России» портал testonjob готовит тренировочные задания, учитывая нововведения конкурса. На нашем портале вы найдете аналитические статьи, обзоры, новости по «Лидерам России», руководства по подготовке и видео с советами и рекомендациями. И, конечно же, тренировочные тесты.

Ради чего это все?

Сомневаетесь, участвовать в «Лидерах России» или нет? На самом деле побеждать в конкурсе совсем не обязательно (хотя к этому, конечно, надо стремиться). Главное — постарайтесь выйти в полуфинал. Зачем вам это? Смотрите:

  1. У вас будут сертификаты о прохождении дистанционного этапа. Некоторые работодатели приравнивают их к дипломам о дополнительном образовании.
  2. В полуфинале вы познакомитесь с такими же участниками, как и вы, а новые связи, как известно, лишними не бывают.
  3. В 2017 и 2018 годах наставники отбирали выдающихся участников по результатам тестирования — прямо с полуфиналов — и приглашали их «под свое крыло», была настоящая «охота за головами».
  4. Вы поймете, в каком направлении развиваться и какие кадры нужны в высших органах власти и бизнесе.
  5. Вы узнаете свой уровень и определите слабые и сильные стороны. К тому же, получите опыт ассессмента.

Вывод

Участвовать в «Лидерах России» мы рекомендуем всем, кто подпадает под требования организаторов. Тем более это бесплатно.

Всех, кто решился участвовать, мы призываем со всей ответственностью подойти к подготовке. Чем больше сил вы вложите на начальном этапе, тем лучший результат вы в итоге получите.

Команда testonjob приглашает всех заинтересованных в победе участников пройти полноценную подготовку к дистанционному этапу «Лидеров России» на нашем портале.

Источник

Тесты с плюсом

Участникам конкурса «Лидеры России» предстоит выдержать проверку на знания истории, географии, права, экономики и русского языка. В понедельник стартовал второй блок тестирования в рамках дистанционного этапа отбора на конкурс управленцев. Тестирование на общие знания займет сорок минут, и пройти его можно будет в течение двух суток, сообщили в пресс-службе автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей».

От результатов выполнения этих заданий будет зависеть, сможет ли участник получить доступ к следующему тесту. В воскресенье конкурсанты уже получили возможность пройти демонстрационную версию тестирования, для того чтобы проверить скорость интернета, корректность работы компьютера, увидеть характер заданий.

В этом году тест общих знаний о России обновился. Теперь помимо вопросов по географии, истории, культуры, экономики и права он включает еще и задания по русскому языку. Как рассказал председатель экспертного совета конкурса Павел Безручко, это обусловлено расширением географии проекта. Он напомнил, что в конкурсе этого года впервые принимают участие иностранные граждане. «Но мы не стали выделять его (тест по русскому языку. — «РГ») в большой отдельный тест, так как содержащиеся в нем вопросы и задания под силу любому образованному участнику из России, это будет дополнительная проверка на культуру речи», — сказал он. Безручко также рассказал, что в блоке общих знаний полностью обновлен банк заданий. А чтобы исключить возможность найти ответ в интернете, время на выполнение некоторых заданий сокращено с минуты до 20 секунд.

Владимир Волобуев, участник конкурса из Новосибирска, уже прошел демонстрационную версию теста и рассказал «РГ», что уровень сложности вполне приемлемый. «Там 10 вопросов, по два на каждый блок. По экономике нужно быть в курсе актуальной информации о том, какое например, текущее положение России в сфере торговли». Но суть вопросов раскрывать не стал, по условиям конкурса это запрещено. По его словам, для того чтобы ответить на вопросы по истории и русскому языку, ему оказалось достаточно школьных знаний.

Победитель прошлого конкурса «Лидеры России» Сергей Мордасов считает, что тест на общие знания соответствует задачам конкурса. «В нем не было ничего завышенного, он действительно помогал определить людей, имеющих хотя бы основы знаний о России», — заметил он. И порекомендовал участникам этого года максимально сосредоточиться. «Вопросов много, и они непростые, ограничение времени очень жесткое, и цена каждого промедления очень высока. Поэтому в момент сдачи теста не должно вам мешать ничего, нужно найти способ полностью уйти в себя и сосредоточиться. Тишина во время тестирования себя окупит», — рекомендовал он.

С 5 по 7 ноября участники конкурса этого года уже прошли тест на проверку навыков руководителя к анализу вербальной, числовой информации, а также к абстрактному мышлению.

Последним блоком тестирования на дистанционном этапе отбора станет тест на управленческий потенциал, который измеряет деловые качества, связанные с успехом в новой роли или сфере деятельности. Он пройдет в декабре. В начале 2019 года состоятся региональные полуфиналы, а в марте — финал.

Источник

Вопрос не на засыпку: «Лидерам России» облегчили тестовые задания

Тестовые задания для участников конкурса «Лидеры России» в этом году станут легче: из них убрали вопросы на проверку узкоспециальных знаний. Кроме того, вдвое меньше стало заданий на ранжирование и упорядочивание. Например, выстраивание списка рек по их длине. Эти вопросы вызывали сложности у участников. Но на выполнение некоторых тестовых задач теперь дается 20 секунд вместо минуты, как было ранее. Об этом «Известиям» рассказал председатель экспертного совета конкурса Павел Безручко.

Дистанционный этап нового конкурса стартовал 4 ноября. До конца декабря участникам надо пройти три онлайн-теста: на интеллектуальные способности, общие знания о России и на управленческий потенциал.

Ректор Российского государственного социального университета, член наблюдательного совета конкурса «Лидеры России» Наталья Починок не считает, что требования на прошлом конкурсе были завышенными. По ее словам, это проверка базовых для образованного и эрудированного человека знаний.— Понятно, что здесь не так важна математическая компетенция, а больше требуется эрудированность и стратегическое лидерство. Мы с коллегами отдельно выразили готовность посмотреть на участников конкурса в сфере культуры, чтобы увидеть пул потенциальных лидеров в этой области, — рассказала «Известиям» Наталья Починок.

«Лидеры России» призваны включить кадровые лифты, однако пока «разговоров больше, чем реальных дел», полагает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

— На начальном этапе конкурс был ориентирован на поиск универсальных лидеров. И такие руководители нужны, но в весьма ограниченном количестве, — считает политолог.

Он также отметил, что в целом уровень российских руководителей оставляет желать лучшего, а главная проблема менеджмента среднего и высшего звена — принцип «я начальник, ты дурак».

— Порой подчиненному достается руководитель с интеллектуальным уровнем ниже, косный, консервативный. Особенно это вредит инновационным компаниям, но не в меньшей степени — региональным и местным администрациям, — констатировал политолог.

99% российского истеблишмента не пройдет конкурс «Лидеры России» даже с учетом сниженной сложности заданий, убежден руководитель региональных программ ЭИСИ Андрей Колядин.

— Но это не значит, что они плохие управленцы, они способны решать сложные задачи, даже не обладая таким обширным кругозором, как победители «Лидеров России». Более того, победители конкурса осознают, что не в состоянии справиться с задачами, которые в состоянии решить чиновник с сомнительным высшим образованием, но большим карьерным опытом, — пояснил он.

По мнению политолога, с учетом этой специфики следует переформатировать и сам конкурс управленцев.

— Тех людей, которые выигрывают, необходимо было бы ставить в самый низ системы, но давать зеленый коридор по прохождению: год поработал там, год поработал выше. И тогда этот выявленный кругозор, но уже с системным опытом, приведет к появлению хороших специалистов. Или не приведет, если им не хватит харизмы и способности управлять людьми, — уверен Андрей Колядин.

Запрос на управление

В пресс-службе конкурса «Известиям» сообщили, что в этом году количество заявок на участие превысило прошлогоднее. Более 227 тыс. (199 тыс. в 2017-м) россиян прошли онлайн-регистрацию и записали видеоинтервью. Однако ко второму, «дистанционному этапу» из них допущены только 91 445 человек (78 170 в прошлом году), 1337 из которых являются представителями 68 иностранных государств (СНГ, Прибалтика, Болгария, Германия, Израиль, США, Китай, Бахрейн и другие).

В этом году выросло число соискателей с минимальным управленческим опытом — от двух до пяти лет, рассказал «Известиям» руководитель проекта «Лидеры России», гендиректор АНО «Россия — страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

— Сейчас их 29,09% против прошлогодних 26,40%. Возросла доля женщин — с 21,41% до 22,44%. Распределение участников по отраслям тоже изменилось: доля госслужащих снизилась с 9,77% до 8,92%, а представителей строительной отрасли — с 9,79% до 8,07%. Промышленников и представителей сельскохозяйственной отрасли, напротив, оказалось больше — 23,13%. В прошлом конкурсе они составляли 20,54%. Число конкурсантов из финансового сектора также выросло — до 7,40% против прошлогодних 6,69%, — уточнил Алексей Комиссаров.

Больше всего среди участников конкурса руководителей среднего звена (29,80%). Представителей высшего звена — 22,08%, функционального руководства — 15,02%, акционеров и собственников — 11,57%, ведущих специалистов — 10,91%, глав организаций — 9,74%, членов правления — 0,88%.

Читайте также:  Карточки с вопросами и ответами для дня рождения

Для управленцев самое главное — уметь учиться: чем больше набор общих знаний, в том числе об истории страны, тем проще быть лидером, отметил в разговоре с «Известиями» политолог Дмитрий Гусев.

— Изменения условий связаны прежде всего с тем, что прошлый конкурс был первым. Организаторы проанализировали результаты и приняли решение, чтобы сделать конкурс еще лучше, — добавил он.

По словам главы Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, изменение структуры тестов позволяет значительно расширить количество участников конкурса, и в этом смысле он становится более демократичным.

Источник



«Лидеры России»: тест общих знаний о России (Эрудиция)

Как правило, обывателям не нужны экзамены, тесты способностей и навыков – никто в обычной жизни этим не интересуется. Отношение к таким экзаменам меняется, когда победа вознаграждается, и тест общих знаний «Лидеры России» – лучший тому пример. Тестирование проходило в 2018 году, количество заявок – сотни тысяч. Победители и финалисты получили гранты на образование по специальности топ-менеджер или руководитель. Многие участники заняли должности в министерствах и крупнейших корпорациях.

Тесты общих знаний

Платформа «Россия – страна возможностей» показала состоятельность и правильный подход учредителей, администраторов, всех государственных структур РФ. Граждане поверили в прозрачность и результативность конкурса, и на конкурсе 2018-2019 в дистанционном тестировании число участников выросло вдвое. Сумма образовательного гранта осталась та же – миллион рублей. Увеличилось количество наставников, их теперь 90, а не 60. Плюс появились партнеры проекта – российские топ-корпорации.

Победители-финалисты получают предложения занять должности в министерствах и ведомствах, работать в правительстве. Вакансии для них готовят «Аэрофлот», «Роскосмос», «Лукойл», «Газпром нефть», РЖД, «Ростелеком», Сбербанк и др. Само попадание в сотню-вторую прошедших отбор привлекает к персоне финалиста внимание рекрутеров, хедхантеров. Участник гарантированно не останется без высокооплачиваемой работы.

Отбор состоит из:

  • числовых, логических, вербальных тестов;
  • теста общих знаний о России;
  • проверки лидерских качеств, экономических знаний и управленческих навыков.

Полный обзор всех тестов в конкурса «Лидеры России» читайте здесь.

Все это дистанционные тесты, сдать которые можно дома. Далее участнику придется пройти очный этап в виде контрольного ретеста. В полуфиналах участники выполняют групповые кейсы.

Описание теста на эрудицию

Проверка эрудированности – самый простой этап отбора, но лишь на первый взгляд. В подборке можно встретить довольно сложные вопросы. Для части заданий время на ответ сокращено с 60 до 40-45 секунд. За минуту некоторые участники смогли в 2017 году найти решение в интернете, поэтому организаторы были вынуждены сократить регламент.

Вместе с тем, сложных примеров на ранжирование стало меньше. Расставить реки по протяженности или перечислить важные события по хронологии оказалось для участников трудной задачей. Выучить полные данные о реках, горах, долинах, исторических и культурных деятелях крайне сложно, тут может выручить только начитанность и хорошая память.

Срок подачи заявки на прохождение – несколько суток, число вопросов – пятьдесят, совокупное время на ответы – сорок минут. С 2018 г. участники сдавали тест по русскому языку.

Важно знать, что этап тестирования преодолевают 2-3 %, так в 2017 году к полуфиналу допустили 2600 человек из 78100 участников.

Отбор проводился по результатам трех тестов, где география или право являются не самыми сложными задачами, однако часть конкурсантов отсеялась на этом этапе.

Какие вопросы общих знаний ожидают конкурсантов?

Историю Географию
Культуру Русский язык
Экономику и право

Большая часть вопросов, а именно 80 %, представляют собой стандартные для тестирования задания. Даётся вопрос и несколько вариантов ответов, из которых надо выбрать один правильный вариант.

Также в трех блоках из пяти (культура, география, история) используются задачи с ранжированием. Их суть – расстановка вариантов ответов по возрастанию или убыванию.

Например, надо расположить музеи по времени открытия, указать горные массивы России с запада на восток и т.п. Раньше таких вопросов было больше, с 2018 года их количество сократилось. Основная часть задач, это прямые ответы. Участник должен сделать правильный выбор из четырех-пяти вариантов. Блоки русского языка, экономики и права включают только задачи с выбором прямого ответа. Так в тесте есть задачи, в которых надо выбрать слова, безошибочные словосочетания, указать руководителя обороны Москвы во времена Великой Отечественной Войны или идентифицировать центр буддизма в России.

Задания идут в рамках своего блока, историю сменяет география, потом культура, русский язык и право. Вопросы истории и географии просты и понятны. Раздел культуры шире, ибо включает литературу, сведения о музеях, выставках, архитектурных памятках. С языком тоже просто. Пятый блок: знание экономики, социально-правовых отношений, конституции часто представляет для участников основную сложность.

Какие тесты ожидают на конкурсе «Лидеры России» 2019-2020 — будет известно только во время анонса тестов. Исходя из опытов прошлых лет тематики тестов не менялись, а только добавлялись новые.

Проверка знаний и компетенций

В отличие от вербальных или числовых задач, где проверяются навыки быстрого счета, логического или абстрактного мышления, тест общих знаний «Лидеры России» призван определить академические знания. Среди таких компетенций – эрудиция, начитанность, образованность. В результате тестирования определяется запас знаний о Родине, ее истории, географии, культурных, правовых и экономических достижениях.

Подготовка к тестированию

Исходя из вышеизложенной информации становится ясно, что конкурсантам необходимо знать огромный массив культурной, географической и экономической информации. Выучить сотни дат, исторических деятелей и правовые нормы за две-три недели невозможно, а вот повторить – вполне. У кандидата должна быть разносторонняя база знаний, которую можно расширить и обновить. Сама же подготовка к тестированию сводится к повторению накопленной информации и ознакомлению с условиями прохождения этапов.

Расширить кругозор возможно, если начинать подготовку за полгода до начала отбора. Приблизительные сроки проведения этапов известны заранее, и этого времени вполне достаточно, чтобы распланировать обучение до следующего старта. Также можно проверить знания на текущем отборе, но для этого нужно успеть подать заявку, записать видеообращение и приступить к тестированию. На каждом этапе проводится отсев, участники должны быть готовы к тому, что на определенной ступени, возможно, придется сойти с дистанции. Для полноценной подготовки необходимы недели и месяцы. Для повышения эффективности и правильной систематизации накопленных знаний рекомендуется ознакомится с советами опытных конкурсантов и наставников, которые будут приведены далее.

Советы, как пройти тесты на Эрудицию «Лидеры России»

Создание подходящих условий.

Тестирование проходит онлайн. Участник может пройти аттестацию дома или воспользоваться услугами интернет-кафе. Конечно, проходить тест удобно в тишине и спокойствии, но готовиться опытные претенденты рекомендуют в самых суровых условиях. Дома можно закрыться в кабинете, отправив семью на прогулку, однако конкурсный отбор предполагает ретест. Некоторым участникам необходимо будет повторно пройти тестирование в офисе, где изоляция от посторонних шумов вряд ли возможна. Для создания сложных условий можно включать музыку, попросить родственников громко разговаривать. Еще одна важная составляющая – время. При подготовке полезно сокращать доступный временной регламент, тогда на сдаче вы всегда будете иметь запас.

Использование интернета.

Тест «Лидеры России» сдается дистанционно, никто не сможет проследить, будет ли участник включать телефон или планшет, но привыкать к помощи интернета неконструктивно. Во-первых, время поиска решения минимально, на рядовые вопросы дается ровно двадцать секунд. Во-вторых, подобные тесты используют топовые компании при трудоустройстве, а там интернет-поисковики не помогут. Точно так же можно посадить рядом начитанных друзей, знакомых, коллег, с чьей помощью вы будете решать задачи, однако польза от этого сомнительна. Советчики будут мешать друг другу, а такой подход не даст хорошо подготовиться и грозит поражением на очных этапах.

Внутреннее спокойствие.

Психологическое равновесие важно для различных видов деятельности, однако в экстремальных ситуациях мы все подвергаемся неконтролируемому беспокойству, теряем концентрацию внимания и подвергаемся приступам паники. При сдаче экзамена или теста такие побочные явления способны оказать самое негативное влияние на результат. С этим сложно справиться без должной подготовки. Основной совет – используйте для подготовки практики аутотренинга, для приобретения уверенности в своих знаниях и навыках поработайте с психологом.

Исследование и планирование.

Конкурсный отбор лидеров России проводится недавно, однако информации о проекте вполне достаточно. Для понимания примерного уровня задач можно изучить отзывы конкурсантов. Использовать надо достоверные источники: официальные сайты проекта, информацию от участников. Одновременно надо понимать, что данные о прошлых тестированиях полезны только для ознакомления. Заучивать задачи нет смысла, их в базе сотни, плюс каждый год добавляются новые примеры. Для планирования занятий мало заявить о решении начать подготовку. Наиболее правильно было бы создать график и четко его придерживаться.

Практика.

Никакие заявления и декларирования намерений не способны заменить практических занятий. Тест общих знаний «Лидеры России» предполагает наличие энциклопедических знаний вместе с умением их мгновенно «доставать» из памяти. Способность своевременно вспоминать нужные сведения является основным навыком, влияющим на успешное прохождение аттестации. Недаром интеллектуалы соревнуются в известной телепередаче с использованием временного регламента. Удачно сдать аттестацию получится только при тщательной тренировке. Готовиться к проекту надо ежедневно, используя сотни задач по географии, истории, культуре и экономике.

Источник