Диктанты на тему Зима для 6 класса

Диктанты на тему «Зима» для 6 класса

Диктанты на тему «Зима» для 6 класса нужны, чтобы повторить тему или подготовиться к школьному диктанту. С этого класса задания становятся больше и сложнее. Чтобы написать текст верно, нужно хорошо подумать. Но тренировка — лучший способ запомнить правила. Поэтому — вперёд!

Все диктанты взяты из открытого доступа, расположены по возрастанию количества слов. К каждому диктанту имеется грамматическое задание.

Диктанты на тему «Зима» для 6 класса

Диктант № 1 «Ледяные чертоги» (92 слова)

Бесконечные галереи и тоннели не кончаются. Свет фонаря выхватывает всё новые причудливые картины. Диву даёшься, сколь различны наплывы ледяных сосулек. Не верится, что сюда не проникает свет солнца. Здесь пещера со сводчатыми гротами и лабиринтом переходов.

Сверкают, переливаются огромные кристаллы. Вставишь в фонарь цветные стёкла, и сразу оживут старые уральские сказы. Увидишь и рубиновые россыпи, и изумрудные наплывы малахита, и огромные куски янтаря. Будто попал во дворец Хозяйки Медной горы. Но это сосульки и гора не Медная, а Ледяная. Известна всему миру гора, потому что в её недрах раскинулась знаменитая Кунгурская пещера.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения
  2. Сделайте словообразовательный разбор слов: сосулек, бесконечные.
  3. Проведите морфологический разбор имени прилагательного: причудливые.

Диктант № 2 «Приход зимы» (92 слова)

Поздней осенью выпадает первый снег. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике все деревца присыпаны снегом. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Люди выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца и сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!» — радостно приговаривают люди.

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  2. Проведите морфемный разбор слов: зверюшек, пешеходные.
  3. Сделайте морфологический разбор глагола: блестят.

Диктант № 3 «Зимой в тайге» (95 слов)

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два качественных прилагательных.
  2. Проведите морфологический разбор слова «полна».
  3. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Диктант № 4 «Здравствуй, зима!» (101 слово)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Грамматическое задание

  1. Произведите морфологический разбор слова «осенью».
  2. Произведите синтаксический разбор четвёртого предложения.
  3. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Диктанта № 5 «Синичка и снежинки» (101 слово)

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето.

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор четвёртого предложения.
  2. Выполните морфемный разбор слов: познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова «маленький».

Диктант № 6 «Конец зимы» (102 слова)

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. Так к нам прилетели вестники весны.

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор слова «всё».
  2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники.
  3. Сделайте синтаксический разбор и нарисуйте схему предпоследнего предложения.

Диктант № 7 «Русская зима» (110 слов)

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Грамматическое задание

  1. Произведите морфологический анализ слов: снегом, на земле.
  2. Произведите морфемный анализ слова «сестричка»
  3. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

Диктант № 8 Снежное волшебство» (111 слов)

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь! Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Проведите морфологический разбор слова «тропинку».
  3. Поставьте ударения в словах третьего предложения.

Диктант № 9 «Зайцы» (113 слов)

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

Грамматическое задание

  1. Произведите морфологический анализ слов: поймали бы, светлеет.
  2. Составьте схему третьего предложения.
  3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Диктант № 10 «Геолог» (115 слов)

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился. Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал. Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них. Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность. Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки. Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он. Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машин.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор слова «елью».
  3. Сделайте морфемный разбор слова «пня».

Диктант № 11 «Лес зимой» (117 слов)

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

Грамматическое задание

  1. Произведите фонетический анализ слова «елей».
  2. Произведите морфологический анализ прилагательного «невысокой».
  3. Произведите синтаксический разбор любого сложносочиненного предложения.

Диктант № 12 «Спасаясь от волков» (142 слова)

В зимнюю декабрьскую стужу лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий бле­стящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лоси­ха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая ледя­ную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и, не проваливаясь, скакали по насту. С каждой секундой звери все ближе и ближе. Лосиха уже не могла бежать. Лосенок держался возле матери. Еще немного — и серые разбойники нагонят, разорвут обоих. Впереди поляна, плетень возле лесной сторожки, широко рас­крытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега. Волки настигали. Тогда лосиха, со­брав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосенок следом за ней.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения
  2. Сделайте морфологический разбор слова «порозовело».
  3. Сделайте морфемный разбор слов: лосёнок, заснеженных.

Диктант № 13 «Ожидание первой пороши» (150 слов)

Зима — лучшее время для охотника-следопыта, но особенно хорошо начало зимы — первые пороши.

Нам, охотникам, нужно, чтобы снегу нападало побольше. Однако очень плохо, если он будет сыпать всю ночь. Тогда в лес хоть не ходи. Ведь большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи. Значит, если снег шел всю ночь, он засыпал не только старые, но и свежие следы, и поутру их не найдешь. Самое лучшее для охоты, когда снег перестанет идти еще с вечера. Утром охотнику будет над чем потрудиться, разгадывая, что делали ночью четвероногие обитатели леса.

С каким нетерпением ждешь первой пороши, а она никак не выпадает. Так было и в этом году: осень стояла холодная, земля промерзла и была твердая как камень, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. Постепенно их становилось все больше, и наконец снег повалил хлопьями, затягивая окрестность дрожащей пеленой.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор слова «охотнику».
  3. Проведите фонетический анализ слова «хлопьями».

Диктант № 14 (192 слова)

Грустно и в то же время радостно становится с приходом зимы. С наступлением холодов птиц почти не слышно. Разве что воробьи, голуби да вороны ищут, где бы поживиться хлебными крошками.

Читайте также:  Организация работы и настройка ЕГАИС в 1С Розница 2 2

Точно под белоснежным одеялом спит земля и ждет весеннего тепла. В ясный погожий день снег сверкает и переливается на ярком солнышке, которое почти не греет. Деревья, покрытые инеем, молчаливо стоят и поблескивают, как в волшебной сказке. Пышные ёлки раскинули зелёные ветви. Особенно хорошо в такие деньки находиться в лесу. Тихо вокруг. Только иногда застучит пёстрый дятел, или закричит сойка.

Но человек рад зимним забавам и играм на свежем воздухе. Дети смеются, играют в снежки, катаются на санках и ледяных горках.

Даже в метели и морозы особенно хорошо становится на душе при приближении новогодних праздников. Все готовятся к празднованию, покупают подарки, украшают дом и ёлку игрушками. На улицах деревья и витрины магазинов увешаны разноцветными фонариками и огнями. Счастье наполняет теплом изнутри при виде этой красоты и ощущения грядущего праздника.

А после зимних каникул уже, кажется, и весна не за горами. Сойдет снег, прилетят с юга птицы, и появятся первые весенние цветы, а мы будем снова с нетерпением ждать холодных, но весёлых зимних дней.

Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом. Составьте его схему.
  3. Выполните орфографический разбор слова «грустно».
  4. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Дети смеются, играют в снежки, катаются на санках и ледяных горках».

Диктант № 15 «Зима в Древней Руси» (205 слов)

В старые времена народы иначе воспринимали явления природы. То же самое касается и времён года.

Согласно народным преданиям, зима приезжала на лошади, слезала с неё и из одного рукава сыпала снег, а из другого – иней. Она представлялась нашим предкам в виде королевы. На голове у нее красовалась ледяная корона, а на талии – пояс из блестящих снежинок. Зима пела красивым, сладким, тягучим голосом.

Сопровождали её вечные друзья – Мороз да Вьюга. Мороз считался кузнецом. Именно он расписывал узорами окна, превращал землю в камень, а водную гладь в реках и озёрах оборачивал в лёд.

Менялся уклад жизни русского народа. Все начинали готовиться к зиме: шили шубы, делали валенки, вязали рукавицы, на санях из леса возили дрова. А после тяжёлого дня и работы люди собирались у тёплой печки, рассказывали друг другу сказки и истории, шутили, пели песни, занимались рукоделием. Дети катались на санках с крутых горок и лепили снеговиков. В новогодние праздники жители Руси украшали любые деревья фруктами, конфетами и орехами, а ёлки появились позже и стояли в домах только один день. Друзья и родственники дарили друг другу подарки, пели песенки, водили хороводы и танцевали. Повсюду был слышен звонкий смех и голоса.

А затем наступала Масленица. Люди провожали зиму, радовались наступлению тёплых деньков и пребывали в ожидании новых хлопот.

Грамматическое задание

  1. Выполните морфемный разбор слова «представлялась».
  2. Выполните синтаксический разбор предложения: «Друзья и родственники дарили друг другу подарки, пели песенки, водили хороводы и танцевали».
  3. Выполните морфологический разбор слова «тёплых».

Диктант № 16 «Русская зима» (215 слов)

Русская зима – суровая, но красивая. Зима наступает вместе с холодами и обильным снегом. Мороз сковывает землю, а снег укрывает ее белым покрывалом. В городе и в деревне, в лесу и в поле — все белым-бело. Даже черные ветки деревьев присыпаны снегом и кажутся белыми. Традиционная русская зима — это глубокий снег, крепкий мороз, покрытые белыми узорами окна. Такая зима требует теплой одежды, обуви, толстых варежек, мохнатых шарфов. А еще она требует движения. Русская зима — настоящее раздолье для тех, кто любит играть в снегу или заниматься зимними видами спорта. Если тепло одеться и найти себе занятие по душе, — такое, чтобы двигаться побольше, — то можно долго пробыть на свежем морозном воздухе. Можно делать большую снежную бабу, можно строить снежный городок и бросаться снежками, можно залить каток и кататься на коньках, можно взять лыжи и проложить лыжню. Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках. А вот кому мороз не в радость, это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.

Источник

Диктанты по русскому языку 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

Читайте также:  Тест по информатике Кодирование информации 5 класс

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову.)

1) Произведите морфологический анализ слов:

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – попрыгунью, непоседой;

2 вариант – к семье, цветами.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – приморский;

2 вариант – беззаботный.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Источник

Диктанты 6 класс

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
«Сокровища пирамид»

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (107 слов) (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
    2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант царских, разграбили, переходы ;
    2 вариант загробной, хранились, ценности.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант строили;
    2 вариант возводились).
«Лотос»

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
    2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
    2 вариант священных, загрязняется, чистоты.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант зацветает;
    2 вариант производит.

6 класс 2 четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).
«Синички и снежинки»

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
    2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант пригляделся, головку, маленький;
    2 вариант познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант деревенской;
    2 вариант маленький.
«Зимой в тайге»

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант серебряной;
    2 вариант чистенькой.
  3. Морфемный разбор слов:
    1 вариант велосипедного, телефонной;
    2 вариант прямоугольном, традиционном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
    2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант глубокому;
    2 вариант полн.
  3. Словообразовательный анализ слов:
    1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
    2 вариант Холодный, юго-восточном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
    2 вариант Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

6 класс 3 четверть

«Конец зимы»

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант всё;
    2 вариант к нам.
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
    2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
    2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .
Читайте также:  Основные категории педагогической этики
«Весна»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант некоторое;
    2 вариант никакие.
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
    1 вариант из 1-2 абзаца;
    2 вариант из 3-4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
    2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.
«Подвиг Сталинграда»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант второго (февраля);
    2 вариант до полутора миллионов (человек).
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
    1 вариант из 1 и 3 абзаца;
    2 вариант из 2 и 4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
    2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
  3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
  4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.
«Замысел художника»

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант сдержанный;
    2 вариант завешенного.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
    2 вариант светящееся, рассветном, захотелось.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
    2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Источник

Диктант русская зима 6 класс с заданиями и ответами

Выпиши из текста 8-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Текст диктанта

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки, маленькие речушки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По сосновому бору отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Весёлые клесты вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

Вот прилетела большая сова, подала зычный голос. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе. (89 слов)

(По И. Соколобу-Микитову)

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Хо­ро­ши снеж­ные зимы в Рос­сии! Не­по­го­ду сме­ня­ют ясные дни. Бле­стят на солн­це глу­бо­кие су­гро­бы, скры­лись подо льдом боль­шие реки, ма­лень­кие ре­чуш­ки. При­по­ро­ши­ла зима землю снеж­ной шуб­кой. От­ды­ха­ет земля, на­би­ра­ет силу.

На­пол­ня­ет­ся жиз­нью зим­ний лес. Вот про­сту­чал по су­хо­му де­ре­ву дятел. По сос­но­во­му бору от­би­ва­ет дробь лес­ной ба­ра­бан­щик. С шумом про­ле­тит ряб­чик, под­ни­мет­ся из снеж­ной пыли глу­харь. Весёлые кле­сты вон­за­ют свои клю­ви­ки в шишки, вы­би­ра­ют из них се­ме­на.

Вот при­ле­те­ла боль­шая сова, по­да­ла зыч­ный голос. Писк­ну­ла ти­хонь­ко лес­ная мышь, про­бе­жа­ла по снегу и скры­лась под пнём в су­гро­бе. (89 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

Источник



Методическая копилка

Х о р о ши снежные зимы в Р о ссии! Не п о году сменяют ясные дни. Бл е стят на со л нце глубокие сугробы, скрылись подо л ь дом б о л ь ш ие реки, мал е н ь к ие р е чушки. При п о р о ш и ла з и ма з е млю снежн о й шу б к о й. От дыхает з е мля, наб и рает силу.
Нап о лняется жизн ь ю зимн и й лес. Вот пр о стуч а л п о сухому дер е ву дятел. П о с о снов о му бору от б и вает дро б ь л е сной бар а банщик. С шум о м пр о л е тит ря б чик , поднимется из снежной пыли глухарь. В е сёлые кл е сты во нзают св о и клюв и ки в ш и шки , выб и рают из них с е м е на. Вот пр и л е тела б о л ь шая с о ва , подала зычный гол о с. Пискнула т и хон ь к о л е сная мыш ь , пр о б е жала п о снегу и скрылась п о д пнём в сугроб е . (89 слов)

( По Соколову- Микитову).

Ссылка

Задания.
1. Найти предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

2. Выпиши из текста 8-е предложение.
1) Подчеркни в них главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

3. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Алфавит, брала, занята, квартал.

4. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

По скатам оврага журчат звонкие ручьи.

5. Прочитай текст и выполни задания 6–16. Запиши ответы в отведённых для этого полях.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».
(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.
(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной)

6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ. ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________
7. На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ. 1.____________________________________________________ ______________________________________________________ 2.____________________________________________________ ______________________________________________________ 3.____________________________________________________ ______________________________________________________
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ. ______________________________________________________ ______________________________________________________
9. Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.
Ответ. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________

10. Замени слово «известный» (из 2-го предложения) близким по значению словом (словами), запиши это слово (эти слова). Ответ. ______________________________________________________

11. В 1-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме: Выпиши это слово, обозначь его части. Ответ. ______________________________________________________

12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор).
Ответ. ______________________________________________________ _____________________________________________________ ______________________________________________________ _____________________________________________________

13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________

14. Выпиши из 10-го предложения все местоимения, укажи лицо и число одного из них (на выбор).
Ответ. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
15. Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм (на выбор). Ответ. ______________________________________________________ ______________________________________________________ _____________________________________________________

16. Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.
Ответ. ______________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________

Источник