Достижение высоких результатов учебных достижений обучающихся на основе эффективного использования современных

Результаты обучения

Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.

Термин «результат обучения» официально впервые был использован в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования 1 . Болонский процесс — запущенный в 1999 года процесс создания единой общеевропейской системы высшего образования, в нем участвует 48 стран, включая Россию.

Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.

Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:

В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:

► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;

►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;

►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.

Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.

Результаты обучения должны:

►отражать связь преподавания, обучения и оценки;

► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;

►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;

►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;

►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.

Основные показатели достижения результата обучения

Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.

Характеристики знаний

Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;

Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;

Прочность — длительность сохранения знаний;

Действенность — возможность применять знания в практических целях.

Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.

Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.

Группы навыков

перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;

умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;

двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;

поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.

Сформированные компетенции

►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.

«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2

Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):

Уровень
результатов обучения

Описание уровня
результатов обучения

Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения

1. Фактические
знания (знать)

Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию

Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть

Демонстрировать понимание
идей и понятий

Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать

Применять знания
в незнакомых ситуациях

Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать

Структурировать и разделять
на части идеи и понятия

Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять

5. Синтез, создание

Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>

Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать

Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения

Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять

Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.

Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3

Результаты обучения

Педагогическая цель

Соответствующие
условия обучения

1. Интеллектуальные
способности:

►Правила высокого
порядка

Учащийся может вычислить
площадь трапеции

Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения

Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих

Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры

Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру

Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление

Учащийся способен
различить печатные
буквы

Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение

►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)

Позитивное отношение
к обучению

Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах

2. Вербальная
информация

Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье

Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование

3. Когнитивные
стратегии

Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания

Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению

Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу

Модели; подкрепление;
вербальное руководство

5. Моторные навыки

Учащийся собственноручно
печатает резюме текста

Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика

Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.

В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.

При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.

Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.

Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:

►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.

►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.

Виды контроля результатов обучения

►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.

►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.

►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.

Методы контроля 4

Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).

Схема навыкового образования

Схема навыкового образования

►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.

►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?

Источники

Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003

Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956

Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998

Источник



Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
  • мощный мотив учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
  • собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Читайте также:  Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Источник

Достижение высоких результатов учебных достижений обучающихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий
материал по теме

Достижение высоких результатов учебных достижений обучающихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Передо мной постоянно возникают вопросы: Как учить детей без принуждения? Как сделать учение радостным? Как помочь ребёнку раскрыть свои возможности? Как подготовить такую базу знаний, умений и навыков, которая позволит моим ученикам быть успешными при обучении в среднем и старшем звене школы, а в дальнейшем удачно социализироваться в современном обществе.

Набирая очередной первый класс, увидела, что у большинства детей слабые и низкие учебные возможности. Ниже в таблице представлены результаты первичного обследования детей психологической службой школы при поступлении в первый класс.

Из таблицы видно, что хороший уровень присутствует лишь у небольшого количества учащихся. Передо мной встала задача: как учить, чтобы получить хорошие результаты. Поэтому решила применять самые эффективные методы, формы и приёмы работы, которые предлагает отечественная педагогика, а также использовать современные образовательные технологии, в том числе и информационные.

В первом классе работала по программе опережающего чтения. В течение первого полугодия у детей развивала фонематический слух, зрительную память, лексический запас, корректировала фонетические дефекты и речевые нарушения, одновременно работала над развитием мелкой моторики руки по подготовке к письму. Для этого на каждом уроке использовала песочные буквы, трафареты, шаблоны, различные виды штриховок. И только во втором полугодии дети начали писать. На этом этапе применяла специальные логопедические приёмы по предупреждению дисграфии и дислексии (фонетическая зарядка, речевые пятиминутки, оптические карты для развития зрительно-пространственной ориентации). Результатом стало правильное, красивое письмо и беглый, выразительный навык чтения. Считаю, что овладение навыком чтения для каждого первоклассника – это необходимое условие для дальнейшего продвижения в других предметных областях.

Все дети выполняли норму по технике чтения. Следующий шаг – формирование осознанности чтения. Как научить детей читать осознанно? Для решения этой проблемы разработала проект «Читать – размышлять – общаться».

Особое внимание в своей работе уделяю развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы, сочетая традиционную методику с использованием оригинальных логопедических методов и приёмов, направленных на профилактику и устранение дислексии и дисграфии. Имею собственную систему работы по данной проблеме, в которой веду коррекцию по пяти направлениям: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, пополнение и обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, и развития речевого мышления. Итогом стали результаты административных контрольных работ по русскому языку.

Результаты итоговых (годовых) контрольных по русскому языку за последние три года представлены по основным трём показателям (таблица1):

— степень обученности учащихся (по В. П. Симонову).

Результаты итоговых контрольных работ по русскому языку

В работе главной задачей считаю:

— помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке;

— создать благоприятные условия в коллективе для формирования общеучебных компетенций.

Поэтому учебный процесс строю на основе деятельностного подхода. Для этого на уроках создаю условия для самостоятельного добывания знаний через решение проблемных вопросов в группах и парах. На уроках дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса, исследователи. Провожу работу по коррекции высших психических функций: внимания, мышления, памяти. Уже традиционными и любимыми детьми стали: урок-проект, урок-путешествие, урок-поиск, урок-суд, урок помощи и защиты, деловая и ролевая игры, эстафеты, драматизации, постановки, на которых широко используется интерактивная доска.

На каждом уроке стараюсь создать атмосферу заинтересованности и ситуацию успеха для каждого ученика. Для этого организую круглые столы, устные презентации, дискуссии и дебаты. В работе систематически использую технологию развивающего обучения и развития критического мышления. Формирую учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, а также выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Учу планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Наблюдается положительная динамика степени обученности учащихся, при переходе из начального звена в среднее учащиеся подтверждают свои оценки, полученные за учебный год.

Такая позитивная динамика учебных достижений обучающихся не случайна. В педагогической деятельности главной задачей считаю: повышение мотивации к изучению предметов, сохранение физического, психического и социального благополучия школьников. Мои уроки превращаются в творческое общение и проблемную дискуссию. Ученики стремятся быть успешными, потому что с первого класса стараюсь их научить учиться, сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, показать преимущества успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». В моем классе из 22 человек 14 учащихся учатся на «4» и «5», трое из них только на «5». Таким образом, качественная успеваемость составляет 64%, начиная с первого класса прослеживается положительная динамика качества обучения и степени обученности.

Одним из главных условий успешности обучения и качества знаний считаю положительную мотивацию к учению. На рисунках 1-3 представлены результаты изучения динамики мотивации учащихся в отношении к учебным предметам за период 2007-2010 гг. (по данным психолого-педагогической службы школы).

Рис.1. Динамика мотивации отношения учащихся к математике.

Рис.2. Динамика мотивации отношения учащихся к русскому языку.

Рис.3. Динамика мотивации отношения учащихся к литературному чтению.

Данные анкетирования свидетельствуют об увеличении процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета. Стабильно высоким на протяжении всего периода обучения является положительное отношение к учителю, оценка комфортности учащихся на уроках составляет 100%.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Внеклассные занятия по предмету являются эффективным средством при формировании познавательных интересов. В связи с этим систематически веду индивидуальные, групповые, факультативные занятия, направленные на углубление и расширение знаний учащихся.

Цели индивидуальных занятий по предметам (русский язык, математика, литература, окружающий мир) ставлю разные. Так, для одарённых детей – это углубление и расширение знаний учащихся по предмету, возможность самостоятельной творческой деятельности. Такие занятия помогают лучше узнать индивидуальные способности учеников, а ученикам – продемонстрировать самостоятельность в выполнении заданий повышенной сложности, развить воображение и инициативу.

Но в классе есть дети, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной помощи учителя. На коррекционных занятиях стараюсь сформировать индивидуальные средства и способы действий, позволяющие слабоуспевающему ученику быть компетентным в различных предметных областях, а значит, повышать его самооценку, показать успешность, вселить веру в свои силы. Все дети, посещающие коррекционные занятия имеют общую успеваемость 100%.

Привлекаю детей к участию в школьных и районных конкурсах разной тематики (конкурсы рисунков, сочинений, стихов, поделок и т. д.). Дети охотно принимают в них участие и получают награды.

Уже традиционными стали групповые занятия и факультативы: «Весёлая грамматика», «Занимательная математика», «Детская риторика», «Краеведение», «Наглядная геометрия». Разработала программу и веду занятия по курсам «Чтение с удовольствием» и «В стране чисел и знаков». Эти занятия помогают учащимся справиться с заданиями олимпиад по предметам начальной школы и занимать призовые места.

В 2010-2011 учебном году учащиеся моего класса выступали с двумя творческими работами: проектом «Как спасти птиц зимой», и исследовательской работой «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А. С Пушкина). В 2009-2010 учебном году (3 класс) мы приняли участие в школьном проекте «Мир глазами детей», создали проект «Дед Мороз. Кто он?» [1] В 2010-11 учебном году мои ученики защитили проекты «Школа будущего», «Ученик будущего», «Учитель будущего».

В своей педагогической практике широко использую современные образовательные технологии, без которых сегодня нельзя представить образовательный процесс. Стараюсь взять всё лучшее, что предлагает современная педагогика, поэтому отдаю предпочтение здоровьесберегающему обучению. Учитываю особенности класса, создаю благоприятную психологическую атмосферу на уроке; использую приемы, направленные на поддержание интереса к учебному материалу.

Читайте также:  Процедуры аудиторских доказательств

Систематически использую элементы развивающего обучения. Дидактическим стержнем каждого урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Развивается речь, мышление, воображение, повышается познавательный интерес, самостоятельность.

Применяю технологию личностно-ориентированного обучения. В центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить условия для развития и реализации природных возможностей.

Использую технологию уровневой дифференциации обучения. Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Применяю «технологию раскрепощённого развития детей». На развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на интерактивной доске, специальные, «бегущие огоньки». Часть уроков провожу в режиме движения

наглядного учебного материала с использованием упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию. Результатами таких упражнений стали: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве.

Организую урок рационально. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием видов деятельности в течение урока. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с использованием интерактивной доски, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. В состав упражнений включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, для отдыха позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастику, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В учебном процессе использую информационные технологии, обеспечиваю доступ к различным информационным ресурсам, что способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы определения путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Мой кабинет оборудован интерактивным комплексом, который используется систематически: разрабатываются презентации, накапливаются дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятий. В классе имеется богатая коллекция электронных программ, собраны электронные учебные пособия по предметам, разноуровневые тесты, тренажёры, электронные энциклопедии.

На уроках математики решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, в занимательной форме развивают навыки устного счёта. На уроках окружающего мира и литературного чтения учу детей ориентироваться в информационном пространстве, овладевать умениями самостоятельного извлечения знаний, работать в Интернете по поиску нужной информации.

Во внеурочной деятельности широко применяю проектные технологии для формирования системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков. Создание проектов способствует развитию личности школьника, его психических процессов; коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Важнейшим учебным достижением выпускника начальной школы считаю овладение навыком осознанного чтения как условие дальнейшего продвижения в области других наук. Ведь младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.

Как сформировать высокий уровень осознанного чтения? Как научить детей читать грамотно? Эти вопросы я задавала себе постоянно. Результатом поиска ответа явился проект «Читать – размышлять – общаться». Я являюсь автором проекта, а мои ученики – активные участники его реализации.

Цель реализации программы – создание условий для развития осознанности чтения как средства интеллектуального развития учащихся. Основная идея – от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.

1. Помочь учащимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, овладение гибкостью чтения и навыками понимания текстов).

2. Помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления (повышение уровня интеллектуального развития через овладение навыками осознанного чтения).

3. Содействовать развитию речевой активности (овладение коммуникативными навыками).

Центральным звеном программы стал разработанный учебно- методический комплекс, разработанный в электронном виде и должен использоваться как раздаточный материал. Задания комплекса сгруппированы по темам, и входят в пять брошюр. Это работа с деформированным предложением, с деформированным текстом, с синонимами, антонимами, фразеологизмами, стихи и текст с пропущенными словами, работа с баснями и др.). Материал в программе представлен блоками по классам, начиная со второго. В каждом блоке задания подобраны по принципу постепенного усложнения материала, что обеспечивает дифференцированный подход, обеспеченный учебными возможностями учащихся. В каждом блоке содержится такое количество заданий, которое обеспечит одновременную индивидуальную работу целого класса. С целью обеспечения контроля разработаны ключи и ведомости, позволяющие учителю достаточно быстро провести учёт объёма и качества работы, а также критерии и показатели оценки результатов программы.

Разработано методическое пособие по развитию осознанности чтения, включающее в себя комплект заданий, выполнение которых позволяет повысить уровень осознанности чтения, программу, рассчитанную на три года обучения (102 ч), рекомендации по организации занятий. Отличительной особенностью пособия является следующее:

— разработаны и классифицированы блоки заданий по развитию осознанности чтения в формате, предполагающем возможность «конструирования» текстов из предлагаемого набора текстовых единиц;

— разработана система оценивания динамики интеллектуального развития учащихся и динамики осознанности чтения.

У учащихся моего класса повысилось качество обучения по русскому языку и литературе, возрос интерес к школьным занятиям, увеличилась речевая активность. Устные ответы детей стали более полными, точными, развёрнутыми. Дети стали больше рассуждать, доказывать, спорить. Во взаимоотношениях стали более терпимо относится друг к другу, они слушают и слышат друг друга.

В воспитании детей следую принципу «Быть рядом и чуть впереди»: не подавлять личность ребёнка своим авторитетом, помнить, что «в тени больших деревьев маленькие не растут». Сократ утверждал, что в каждом маленьком человек живёт солнце, только нужно давать ему светить. Видеть в каждом маленьком человеке солнце, отыскать даже в самом трудном ученике лучик света – в этом предназначение учителя.

Программа моей воспитательной работы имеет следующие направления: «Спорт и здоровье», «Рука помощи», «Патриот», «Досуг», «Мир прекрасного».

Мои дети активно участвуют во всех районных конкурсах и делах: игры, марафоны, конкурсы, проекты, акции («Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни», «Мир семьи глазами детей», «Защитим лес Кузбасса от огня», «Милиция и дети» и т. д.).

Важным считаю нравственное воспитание, становление и сплочение детского коллектива.

Большое значение в жизни класса имеют традиции. Знакомлю детей с традициями школы, совместно разрабатываем законы класса, а затем формируем традиции. Классные часы «Как живёшь, дневник?», «День Валентина», традиция «Тёплых писем», «Праздник рождения класса», «День именинника», «Праздник юмора», «Дни здоровья», походы на природу, экскурсии и поездки способствуют сплочению классного коллектива, умению и желанию сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Источник

Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

«Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться без качественного образования и Россия должна быть на шаг впереди в этой сфере.

Современные изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы дошкольные учреждения, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство гарантирует не только доступность, но и качество образования.

И большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:

качество образовательного процесса

качство результатов образовательной деятельности

Для каждого участника (дети, родители, педагоги, руководители) образовательных отношений качество дошкольного образования имеет индивидцальную характеристику.

Для детей: «хорший детский сад» — это где «много играют» и обучение проводится интересной для них игровой форме;

Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психтческого, физического, поддержание желания детей учиться.

Для педагога: сохранение здоровья психтческого, физического здоровья детей, успешное освоение основных образовательных знаний всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу, обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Для нас, педагогов, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

К числу современных образовательныхтехнологий можно отнести:

1. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

2. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

• постановка и решение вопросов проблемного характера

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

• Состояние и превращение вещества.

• Движение воздуха, воды.

• Свойства почвы и минералов.

• Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

• Виды строительных сооружений.

3. Путешествие по карте

• Природные ландшафты и их обитатели.

• Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

4. Путешествие по «реке времени»

• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

• История жилища и благоустройства.

3. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Читайте также:  C оценка эффективности поиска в различных поисковых системах

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

4. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Требования к компьютерным программам ДОУ:

• Легкость для самостоятельных занятий детей

• Развитие широкого спектра навыков и представлений

• Развитие воображения, мышления, памяти

• Говорящие словари иностранных языков

• Простейшие графические редакторы

• Обучение чтению, математике

• Использование мультимедийных презентаций

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5. Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

6. Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

7. Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

9. Технология разноуровневого обучения

• это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

-это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.

10. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».

11. Инклюзивное образование.

Включенное (инклюзивное) образование – процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ОВЗ. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Основной целью при использовании новейших технологий в образовательном процессе является – результат обучения дошкольников.

Результат обучения – важный компонент процесса обучения.Он соотносим с целью и задачами обучения и зависит от:

— адекватного выбора содержания, форм, методов и средств;

— имеющихся условий в ДОУ (организационных, педагогических, психологических, кадровых, научно-методических, материально-технических и др.);

— компетентности педагогического коллектива;

— мотивации, активности и личного опыта детей;

— от характера взаимодействия педагога, детей, родителей;

— от готовности педагогов отслеживать не только итоговый результат, но и ход процесса обучения и своевременно осуществлять коррекцию деятельности в этом процессе;

— от возможностей индивидуализации обучения (для достижения дидактических целей всеми детьми).

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» и ФГОС ДО Приступая к исследованию РППС группы перед нами встает вопрос о выборе инструмента измерений. Он должен быть надежным и проверенным. В качестве.

Средства достижения результатов, отвечающих современным требованиям дополнительного образования Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приемы, применяемые педагогом в своей деятельности при работе по.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы ООПДО «Развитие речи» МАДОУ.

Анализ работы по внутренней системе оценки качества образования за 2017–2018 учебный год Оценка образовательной деятельности ДОООписание основной образовательной деятельности СП, включая коррекционную работу. Организационно-правовые.

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы Качество дошкольного образования: достижения, проблемы. Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного.

Методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Заведующий ДОУ Протокол № от ___ 20__ г. ___ Положение о системе внутренней.

Организация системы оценки качества образования в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» города Магнитогорска Подготовила учитель.

Реализация системы оценки качества образования в ДОУ Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Источник

Четыре условия достижения результата в обучении

zeli

Говоря о технологии целеполагания урока, необходимо четко и конкретно представлять себе не только и не столько средства обучения, но, прежде всего, четко сформулированные учебные цели, и, соответственно, конкретные, зафиксированные результаты, которые легко поддают­ся анализу учителя, любого проверяющего, а также учеников, использующих достигнутые ими результаты как исходный материал для самоанализа.

Если учитель забудет поставить цель, то, естественно, он не будет искать средства их осуществления, а потому идея, которая могла быть заложена в цели, не появится в результатах. Требования учителей к самим себе и к учащимся в постановке целей должны быть максимально четкими и ясными.

В модели современного урока само качество его проведения в традиционном понимании не имеет большого значения и не рассматривается как цель, поскольку стратегической целью является организация познавательной деятельности, ориентированной на достижение четких, ясных для каждого ученика результатов.

Каждый участник образовательного процесса принимает участие в постановке замысла и цели: вместе со всеми решает, каким способом цель может быть реализована, выполняет определенную функцию в ряду других, таким образом выступая субъектом коллективной (совместной) дея­тельности.

Сама деятельность и ее результат становятся затем предметом совместной рефлексии, где и учитель, и ученики обращаются к прошлому опыту и учатся на его достижениях и ошибках, чтобы стать еще более умелыми и оснащенными для организации последующей совместной деятельности.

Цель — это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам учебный процесс.

Учитель добьется ощутимого результата только тогда, когда он будет ясно осознавать, что же представляет из себя учебная деятельность и, прежде всего, для кого и для чего она предназначена.

Продуктом трудовой деятельности являются, как известно, предметы материальной культуры.

Продуктом творческой деятельности — музыкальные, литературные и т.п. произведения.

Результаты обучения должны быть также представлены продуктами учебной деятельности – реальными, конкретными, в достаточной степени подвергаемыми экспертизе, как в количественном, так и в качественном выражении.

Причем такими продуктами, которые доставляли бы моральное удовлетворение их непосредственным производителям: учителям и ученикам (!). Нет сомнения, что на данном этапе цели учителя и цели ученика должны совпадать.

Ясно осознаваемая и хорошо сформулированная цель – залог успеха учителя.

Цель обучения должна быть хорошо описана по ряду причин.

1. Прежде всего, это необходимо самому учителю для разработки содержания учебного материала, выбора методов, приемов педагогической техники, подбору источников, дидактических средств.
2. Без ясно представленных целей весьма сложно определить, добились ли обучаемые того, что от них требуется. Контрольные вопросы, упражнения и итоговые задания гораздо легче составить, если учитель ясно видит перед собой ожидаемые результаты.
3. Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах предлагаемого материала, сознательно направлять усилия на достижение этих целей в процессе обучения. Ясно описанные цели могут послужить мощным толчком для активизации познавательной деятельности учащихся.

Сообщить ученикам о целях обучения, значит – пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.

4. Нельзя распыляться при постановке целей урока. Значительное число учителей, работающих, как правило, в режиме какой-либо образовательной технологии, уже давно убедились в порочности так часто применяемого «комбинированного» урока, где присутствует и контроль знаний, и изучение нового материала, и закрепление пройденного, и т.п.

То есть за один урок учитель ставит перед собой и учениками целый ряд образовательных целей. Как правило, методисты такой урок хвалят за «плотность», «насыщенность», «хороший темп».

чем больше целей, тем сложнее обеспечить высокий результат урока, тем сложнее согласовывать и реализовывать поставленные цели.

Источник