Эдикт магистратов как источник римского частного права

Эдикт магистратов как источник римского частного права

В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.

2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного или отрицательного ответа со стороны народа.

3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях.

Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.

Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.

Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты ответы на по­ступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.

Одной из форм правообразования для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова говорю и первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое делали республи­канские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов правителей провинций, а также 2) куруль­ных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по тор­говым делам.

Эдикт, содержав­ший годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находил­ся у власти.

Закон не может исходить от магист­рата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает су­дебную защиту новым общественным отношениям, нуж­давшимся в защите и заслуживавшим ее.

Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала пре­тор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общест­венные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он за­полнял пробелы цивильного права. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного пра­ва. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя фор­мально норм цивильного права, указывал пути для при­знания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки ци­вильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась новая система норм, получившая название преторское право.

Та особенность правотворчества преторов что они, не имея за­конодательной власти создавали новые нормы и ин­ституты права.

Нормы преторского праваполучали значение обычного права и воспри­нимались цивильным правом .

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содер­жавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена по­становлением сената неизменной.

С этого времени правотворческая деятельность прето­ра (и других магистратов) прекратилась и противополож­ность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

Источник

5. Эдикты (правотворчество) магистратов и деятельность юристов как источники Римского права.

Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.

Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

Читайте также:  Нетто результат эксплуатации инвестиций тыс руб

— постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

— разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

2) правителями провинций;

3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).

Эдикт магистрата (от dice — «говорю») — это постановление римского судебного чиновника, издававшееся для римских граждан и других жителей римского государства. Эдикты издавались: (1) преторами (городские преторы ведали отношениями между римлянами, перегринские — между перегринами и с перегринами), (2) правителями провинций, (3) курульными эдилами (ведали гражданской юрисдикцией по торговым делам).

Первоначально эдикт — это устное объявление двух видов:

(1) постоянный эдикт издавался новым магистратом о том какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет (своеобразный план работы на определенный период). (2) разовые эдикты по поводу решения конкретных дел.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. были объявлены вечными и неизменными.

Начиная с III в. до н.э. преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским .процессом, и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

В результате правотворческой деятельности указанных магистратов значение преторских эдиктов расширялось и возникло ius honorem (от слова honores, почетные должности, т. е. право магистрасткое), называемое также ius praetorium — преторское право.

Источник

11.Эдикт магистратов как источник римского частного права.

Одной из форм правообразования для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова говорю и первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое делали республи­канские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты: 1) преторов правителей провинций, а также 2) куруль­ных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по тор­говым делам.

Эдикт, содержав­ший годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находил­ся у власти.

Закон не может исходить от магист­рата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает су­дебную защиту новым общественным отношениям, нуж­давшимся в защите и заслуживавшим ее.

Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала пре­тор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общест­венные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он за­полнял пробелы цивильного права. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного пра­ва. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя фор­мально норм цивильного права, указывал пути для при­знания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки ци­вильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась новая система норм, получившая название преторское право.

Та особенность правотворчества преторов что они, не имея за­конодательной власти создавали новые нормы и ин­ституты права.

Нормы преторского праваполучали значение обычного права и воспри­нимались цивильным правом .

Во II в. н.э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содер­жавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена по­становлением сената неизменной.

Читайте также:  Тест Два дома для дошкольников особенности метода анализ

С этого времени правотворческая деятельность прето­ра (и других магистратов) прекратилась и противополож­ность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

12.Деятельность римских юристов как источник римского частного права.

Деятельностью римских юристов характеризуются консультационная работа — дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возбуж­давшим сомнение вопросам; ограждение интере­сов данного гражданина при совершении сделок; руководить процессуальными дейст­виями сторон.

Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), представители которой толковали закон. По преданию, некий Флавий похитил и обнародовал собрание формуля­ров, aтакже календарь, содержавший указание, в какие дни можно вести судебные дела. Критики-историки ставят под сомнение существование этого сбор­ника. Юриспру­денция оказалась доступной и светским лицам. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему клас­су общества. Римские юристы своей консультаци­онной практикой влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключе­ний. Деятельность юристов получила значение самостоятельной формы правообразования.

Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата и формальное признание. Принцепсы стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации.

Римские юристы обучали молодых людей, желавших посвятить себя юри­дической деятельности.

К началу классического периода относится деятель­ность двух таких выдающихся юристов, как бы связы­вающих республиканскую юриспруденцию с классиче­ским периодом, как Лабеон и Капитон. От них ведут свое начало две школы юристов: прокульянская и сабиньянская.

А также нужно вы­делить следующих двух: Цельзов, Юлиана, Помпония и Гая — автора элементарного учебника римского права — Ин­ституций.

Научно-литературные произведения римских юри­стов можно разделить на следующие категории. Во-первых, произведения, посвященные разработке ци­вильного права. Вторую группу сочинений составляют комментарии к преторскому эдикту. В третью группу можно отнести дигесты, объеди­нявшие цивильное и преторское право. Четвертую группу составляют учебники. Это — ин­ституции. Пятую группу образуют сборники казусов под загла­вием «Вопросы», «Ответы» и пр. Наконец, римскими юристами было написано много монографий по специальным вопросам.

Источник



11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

Читайте также:  Итоги Северной войны провозглашение России империей

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права Как указывалось выше, жилищное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

§ 60. Преторские права на чужую вещь

§ 60. Преторские права на чужую вещь 1. Из прав пользования чужой вещью претором прежде всего были взяты под свою охрану единственные цивильные права этого рода — сервитуты. Цивильный иск для защиты их — actio confessoria — был дополнен целым рядом преторских средств, которые

14.3 Законы как источник права. Виды законов

14.3 Законы как источник права. Виды законов Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Закон

Источник