Эссе финалистов XII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес тренеров в номинации Начинающие тренеры

Психология тренера

В пособии систематизированно изложены теоретические и прикладные аспекты профессиональной деятельности спортивных тренеров, рассмотрены особенности профессиональной деятельности тренеров, профессиональные качества, необходимые для успешной деятельности в данной профессиональной области, особенности индивидуальных стилей деятельности. В качестве кейсов используются примеры из практики спортивных тренеров и практики работы спортивных психологов с тренерским составом национальных команд, которые помогут применить теоретический материал в практической работе тренеров. Выполнение практических и контрольных тестовых заданий способствует закреплению знаний, полученных по вопросам психологии тренерской деятельности, содействует формированию практических навыков в сопровождении становления педагогического мастерства тренера. Предназначено для студентов, специализирующихся в области спортивной психологии, может быть полезно преподавателям, осуществляющим подготовку спортивных психологов, психологам-практикам, а также спортивным тренерам.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Профессия тренера

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология тренера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1.1. Особенности профессии тренера

Профессиональная деятельность тренера трактуется очень просто: спортивный тренер — специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. Ключевые понятия в этом определении — «воспитать» и «подготовить». За ними стоит многолетний педагогический процесс, требующий от личности педагога-тренера необходимые для успешности этого процесса качества и широкий спектр профессиональных знаний и умений. Как сложно воспитать выдающегося учёного или врача, так же нелегко воспитать сильнейшего спортсмена. О профессии спортивного тренера существует много мнений.

Так, Евгений Маслов, заслуженный тренер Московской конфедерации бильярдного спорта, серебряный призер Чемпионата СССР 1991 г., абсолютный чемпион России 1998 г., считает: «…хорошим тренером <…> можно стать только по призванию. <…> Настоящий тренер — это не только человек, который может что-то показать или подсказать, он обязательно должен быть педагогом и психологом, интеллектуальным, грамотным человеком. К сожалению, в российском бильярде (применимо к спорту в целом. — Н. Л.) сейчас много хороших инструкторов, но очень мало тренеров, способных воспитать настоящих чемпионов» (Куприянов, 2009).

Рудольф Загайнов, известный спортивный психолог, пишет: «Профессионализм минус интеллект равняется фанатизм. „А фанатики и губят людей“, — заявил однажды один из великих спортсменов XX века Виктор Санеев. Не сосчитать, сколько загубили тренеры-фанатики своих учеников, оказавшихся неспособными противопоставить их воле свою. Елена Мухина, чемпионка мира по гимнастике, так и осталась парализованной на всю жизнь по вине своего тренера, заставившего ее в состоянии сильного утомления сделать еще одну попытку сложного упражнения» (Загайнов, 2006, с. 71).

Работа тренера достаточно многопланова. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта он специализируется. Тренеру в процессе работы приходится выполнять функции специалистов из разных областей, он является и педагогом, и учёным, и врачом, и менеджером, и дипломатом. Специалисты-педагоги выделили в деятельности тренера пять основных компонентов:

• проектировочная или конструктивная деятельность — планирование учебно-тренировочной нагрузки как на длительный период, так и на каждую тренировку;

• организаторская деятельность — организация места занятий (оборудование, инвентарь), деятельности занимающихся, собственной деятельности;

• коммуникативная деятельность — организация педагогического общения (вербального и невербального) с целью управления деятельностью спортсменов;

• гностическая деятельность — познание достоинств и недостатков собственной работы, ее анализ и внесение коррективов;

• двигательная деятельность — выполнение физических упражнений, показ упражнений, элементов техники, страховка спортсменов и пр. (Деркач, Исаев, 1981).

Тренеру, чтобы быть успешным в своей деятельности, необходимо постоянно развивать и совершенствовать способности, связанные с компонентами профессиональной деятельности: проектировочные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Выделяют специальные требования к тренерской деятельности:

• знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

• умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

• умение выбирать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

• способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

• умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

• способность готовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях и др.

При этом профессия тренера имеет дополнительные «риски», которые вносят свою лепту в общее эмоциональное состояние тренера:

• серьёзные результаты спортсмены демонстрируют спустя 8-10 лет после начала занятий спортом;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• занятия тем или иным видом спорта в ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школе) или СДЮШОР (специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва) относятся к сфере дополнительного образования, следовательно, спортсмен может прекратить тренироваться в любой момент;

• «призрачное» будущее талантливого спортсмена, особенно в регионах;

• коллеги на работе — одновременно и сотрудники и соперники;

• огромное количество факторов, влияющих на успешность спортсмена, которые нужно учитывать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности, однако учесть все факторы невозможно;

• колоссальная эмоциональная нагрузка на соревнованиях, которую приходится переживать, «сохраняя лицо», и т. п.

На основании всего вышесказанного Е. П. Ильин выделяет семь основных психологических особенностей тренерской деятельности, отличающих её от других педагогических профессий.

1. Постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Это накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.

2. Наличие «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что тот будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.

3. Стрессогенность в период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение. Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе.

4. Оторванность тренера от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней.

5. В процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами, врачами и др., что требует него коммуникабельности и выдержки.

6. Неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

7. Публичность (особенно в спортивных играх): успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время трансляций матчей, пресс-конференций, что требует постоянного контроля своих эмоций, грамотности речи, соблюдения этики общения с журналистами (Ильин, 2008).

При этом все перечисленные особенности профессии «спортивный тренер» не зависят от уровня профессионального мастерства спортсменов. Так же как в системе образования принято выделять педагогов начальных классов, средней школы, педагогов среднего и высшего профессионального образования, в подготовке спортсменов деятельность тренера тоже имеет разные уровни учебно-тренировочной деятельности (пять) в зависимости от степени подготовки спортсменов.

1. Уровень начальной подготовки: цель тенера — привлечение юных спортсменов, создание базы общефизической подготовки и отбор детей, пригодных к данному виду спорта; критерий эффективности на данном уровне — количество регулярно занимающихся и переданных на следующий этап спортсменов, выполнение разрядных нормативов.

2. Уровень углублённой специализации: цель — специализация в избранном виде спорта (игровое амплуа); критерий эффективности — количество подготовленных спортсменов 1-го и 2-го разрядов, а также результаты в городских, областных, районных соревнованиях.

3. Уровень базового мастерства: цель — выявление одарённых спортсменов; критерий эффективности — результаты в юношеских чемпионатах страны, количество спортсменов, переданных в сборные, количество подготовленных кандидатов в мастера спорта (КМС) и мастеров спорта (MC).

4. Уровень высшего спортивного мастерства — MC и мастера спорта международного класса (МСМК): цель — подготовка спортивного резерва для сборной страны, выступление в чемпионате страны; критерии эффективности — количество подготовленных MC и МСМК, количество спортсменов, переданных в сборную, результаты на международных чемпионатах.

5. Уровень высших достижений — сборные команды страны: цель — достижение максимальных результатов в международных соревнованиях, поддержание спортивного долголетия; критерий эффективности — результаты в международных соревнованиях, призовые места, мировые рекорды.

В профессиональной деятельности тренера есть примеры того, как тренер сопровождает своих спортсменов от уровня начальной подготовки до уровня высших достижений. Тогда от тренера требуется талант для того, чтобы на длинном пути спортивной карьеры постепенно переходить от роли учителя к роли наставника, а впоследствии — доброго советчика. Чаще всего тренер работает в какой-либо одной зоне спортивного мастерства. Например, на уровне базового мастерства или высшего спортивного мастерства, создавая из уже обученных, подготовленных спортсменов потенциальных рекордсменов. Тогда от тренера требуется большое терпение и профессиональный опыт, так как особенностью этих этапов подготовки является то, что многие спортсмены покидают спорт, отдавая предпочтение учёбе или семье.

Читайте также:  Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04 10 2019г 2092 quot Об утверждении резу

Например, известный баскетбольный тренер Евгений Гомельский, прошедший все уровни тренерской деятельности, пишет о работе тренера следующее: «…работа детского тренера непопулярна, — пока ещё ребята вырастут и станут знаменитостями, если, конечно станут. Опять же тренеры команд мастеров, случается, проявляют недопустимый и обидный снобизм в отношении своих менее именитых коллег. И средства массовой информации, рассказывая о выдающихся спортсменах, не часто упоминают имена их первых наставников, и это большое упущение, если оценивать условия, в которых происходит подготовка спортивных кадров» (Гомельский, 2004, с. 29).

После знакомства с особенностями непростого тренерского труда возникает вопрос: как принимается решение стать тренером?

1.2. Выбор профессии тренера

Как происходит принятие решения стать спортивным тренером? Часто это очень похоже на выбор любой другой профессии, но выявляются некоторые особенности.

Обычно свой профессиональный путь современные юноши и девушки вынуждены планировать и делать первые шаги к нему уже в 17-летнем возрасте, после завершения обучения в школе. При этом им приходится ориентироваться на свои знания и умения, сформированные в школьные годы. Скорее всего, это будет выбор из области того учебного предмета, в котором у них были успехи. Многие авторы выделяют разные мотивы выбора будущей профессии: например,

Е. П. Ильин отмечает, что от 30 до 45 % выпускников школ поступают в вуз из-за интереса к предмету, но не к будущей профессии (Ильин, 2004).

Обобщая данные разных исследований, можно выделить следующие причины (мотивы) начала профессионального пути молодого человека:

• поступает на ту специальность, по профильному предмету которой имел хорошую успеваемость в школе (математика, физика, история и пр.);

• поступает на ту специальность, по которой работают его родители, родственники, знакомые;

• поступает за компанию с друзьями;

• поступает на ту специальность, которую посоветовали родители или знакомые (чаще всего надежную профессию со стабильной зарплатой — юриста, экономиста и т. д.);

• поступает на ту специальность, где самый невысокий конкурс;

• поступает в местный вуз, чтобы не уезжать в другой город, и т. д.

В отличие от других профессий, решение стать тренером принимают юноши и девушки, имеющие опыт спортивной деятельности. Как сложно представить учителя музыки, не прошедшего в детстве музыкальную школу, так же сложно представить спортивного тренера, никогда не занимавшегося спортом.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на то что решение стать тренером может созреть только в юношеском возрасте, приобщение к возможной будущей профессии начинается гораздо раньше. Так, например, тренер по плаванию мастер спорта СССР Марина Владимировна Хан пишет: «С выбором профессии я определилась ещё в третьем классе. Мечтала быть тренером по плаванию и пронесла свою мечту через все школьные годы, через все сочинения на тему „Кем я хочу стать“, не меняя своих устремлений. Конечно, главную лепту в принятие моего решения внесла мой первый тренер Пастернацкая Наталья Аркадьевна, которая оставила огромный след в моей судьбе, в моём воспитании, в становлении характера, в воспитании трудолюбия, работоспособности и формировании жизненных принципов. Она так сумела увлечь нас своим делом, что мы, как оголтелые, без устали носились на тренировки, забывая про „улицы“ и пустое времяпровождение» (Хан, [2014]).

Примеры того, что молодежь принимает решение стать тренером по примеру своих наставников, подтверждают различные социологические опросы. Например, вот что говорит директор Института физической культуры и спорта Самарского государственного педагогического университета Валерий Беленов: «Мы проводили анкетирование среди учащихся выпускных классов на тему „Что определило ваш выбор получить специальность „тренер“?“ Большинство ребят ответили, что хотят быть похожими на своих наставников. И это здорово — значит, их тренеры вкладывают душу в свою работу. А как иначе? Спортсмены проводят с тренерами большую часть жизни: и на тренировках, и на соревнованиях, и на сборах. Растить, воспитывать ребят — это большой труд» (Учускина, 2008).

При этом научных исследований мотивов выбора такой профессиональной деятельности, как спортивный тренер, довольно мало.

И. Д. Свищёв и С. В. Ерёгина в своем исследовании ориентации специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры (Свищёв, Ерёгина, 2002) выяснили, что в настоящее время выпускники вузов, подготовленные для сферы физической культуры и спорта, практически не работают по специальности (82 %). Это побудило их изучить мотивы профессиональной деятельности будущих тренеров. Исследование мотивов выбора студентами профессии педагога показало, что студентов можно условно разделить на четыре группы. В первую группу вошли студенты, чей ведущий мотив — «любовь к предмету», при этом у разных студентов он проявляется в разных видах:

а) как любовь к избранному виду спорта;

б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию;

в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности.

Вторую группу представляют студенты, поступившие в вуз без осознаваемого мотива, их можно разделить на группы желающих:

а) получить любое образование;

б) избежать службы в армии;

в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование.

В третью группу вошли студенты, проявляющие интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со II–III курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно-педагогической деятельности.

Четвертую группу образовали студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои «сопутствующие» способности в ходе педагогической практики (в общеобразовательной школе), или в летнем оздоровительном (спортивном) лагере, или в подготовке спортивно-массовых мероприятий.

Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко второй группе (с неосознаваемым мотивом выбора) (Свищёв, Ерёгина, 2002).

Те же авторы, чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, провели исследование в Московском педагогическом государственном университете на факультете физической культуры и спорта среди студентов III–IV курсов. Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза (Свищёв, Ерёгина, 2002) (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100) (Свищёв, Ерёгина, 2002)

Будучи информированными о возможных рабочих местах, студенты не очень стремятся занять их, так как не считают перспективными в плане материального благополучия и профессионального роста. Исследование мнения студентов факультета физической культуры и спорта МИГУ с помощью методики «Диагностический опросник самоидентификации» (ДОС) (приложение 1) позволило ранжировать предпочитаемые ими профессиональные сферы деятельности по степени готовности профессионально реализоваться в них:

Источник

Эссе финалистов XII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров в номинации «Начинающие тренеры»

В апреле состоялся финал очередного, 12-го по счету ежегодного конкурса бизнес-тренеров, который проводит BuroAkzent. Участники конкурса тренерского мастерства на первом, заочном этапе соревнований выполняли серию квалификационных заданий. Одним из таких заданий было написание эссе. Конкурсантам в номинации «Начинающие тренеры» было предложены две темы для эссе «Эффективность бизнес-тренера» и, вторая, «Качества и навыки, необходимые для успешной тренерской работы».

Предлагаем вам ознакомиться с работами финалистов конкурса в номинации начинающих тренеров.

Анастасия Белова, бизнес-тренер фрилансер (г. Москва), бронзовый призер конкурса в номинации «Начинающие тренеры»

"Какие качества и навыки необходимы для успешной тренерской работы?"

Залогом успеха тренера является способность быть открытым человеком и умение заботиться о своем ресурсном состоянии. Я считаю эти критерии основными, потому что тренер работает с людьми. Участники отражают состояние тренера, это влияет на групповую динамику и результаты тренинга. Мне кажется важным, чтобы тренер получал удовольствие от своей работы – это цепляет участников, вдохновляет их и способствует развитию их мотивации.

Одна из ключевых составляющих работы тренера – это его речь, она должна быть четкой и разборчивой, чтобы воспринимать информацию было легко. Не менее важным является и то, каким образом тренер сопровождает устную речь: мимика, жесты, визуальное оформление тренинга (например, почерк или использование образов для графической фасилитации).

Для успешной работы тренеру необходимо понимать свое место и свое значение в тренинговом процессе. С одной стороны, он ведет тренинг – и тогда ему необходимо быть в центре внимания и уметь это внимание привлекать. С другой стороны, тренер – это лишь организатор групповых процессов, поэтому ему важно не перетягивать внимание только на себя, для этого он руководствуется в своей работе приоритетом группы, а также целями тренинга. Такой подход определяет и то, как тренер должен относиться к своему внешнему виду.

Для того, чтобы групповая динамика развивалась эффективно, тренеру важно создать безопасную и открытую атмосферу на тренинге. В основе конструктивных взаимоотношений лежат умение доверять другим, оптимизм и уверенность в себе. Тренеру важно уметь заботиться об участниках – от организации пространства для тренинга и внимания к состоянию группы (вовремя проветривать помещение, давать разминки, следить за таймингом и так далее) до установления контакта с участниками (для это важен контакт глаз, улыбка, доброжелательность и эмпатия). Также способствует эффективному развитию участников активное слушание и навык тренера давать конструктивную обратную связь.

Читайте также:  Анализ результата графический диктант

Тренер – это любознательный человек, который стремится к саморазвитию, интересуется новым и любит делиться знаниями с другими людьми. Для этого ему важно обладать системным мышлением, умением говорить о сложном просто и давать инструкции доступно.

Стоит заметить, что тренеру важно быть смелым. Это не значит, что он не должен волноваться из-за публичных выступлений. Но ему должно хватить смелости признавать свои чувства и двигаться дальше. Воображение, чувство юмора и гибкость – качества, которые помогут тренеру сделать материал интересным и справиться с любой сложной ситуацией. Образная и эмоциональная история, рассказанная тренером, поможет участникам лучше запомнить материал. Способность тренера адаптироваться к изменениям в процессе тренинга или – глобально – к изменениям в профессии, позволяет сохранить не только продуктивную атмосферу, но и приумножать эффективность процессов.

Для того, чтобы тренер был успешным, ему важно не только уметь работать с группой, но и с заказчиком: снять запрос руководителя и совместно с ним сформулировать цели тренинга, структурировать полученную информацию и создать программу, которая выполнит поставленные задачи. Кроме этого, тренер должен разбираться не только в специфике темы тренинга, но и обращать внимание на то, кого именно он обучает.

Татьяна Сундеева, тренинг-менеджер компании «Ладомед» (г. Москва), серебряный призер конкурса в номинации «Начинающие тренеры»

«Какие качества и навыки необходимы для успешной тренерской работы?»

Отвечу на этот вопрос, опираясь на свой опыт. Работая HR-специалистом и обсуждая портрет кандидата на должность тренера с заказчиком, я слышала следующие пожелания к качествам:

  • коммуникабельность – тренер обязан быть способным к общению, к установке связей, контактов, уметь находить общий язык с любыми людьми;
  • уважение и любовь к людям, любым — презирающий «людишек» тренер не может быть успешным;
  • доброжелательность – искренняя готовность сделать что-то для благополучного состояния другого человека;
  • трудолюбие – положительное отношение к труду, деятельности;
  • дисциплинированность – т. е. человек сознательно соблюдает правила работы и нормы поведения;
  • ответственность – как обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия, за происходящее в группе, за результаты тренинга;
  • уверенность в себе – в знаниях, действиях, уверенное поведение.

Из тренерских навыков заказчики хотели видеть:

  • навык работы с аудиторией – здесь и ораторское искусство, и динамика группы, умение самостоятельно подготовить программу тренинга с «0»;
  • хорошая методическая подготовка, умение выбирать адекватные методы обучения;
  • умение оценить потребность в обучении;
  • навыки фасилитации, обратной связи, коучинга, и т. д.

В одной из компаний при подборе учитывалась корпоративная модель компетенций, где четко были выделены 8 менеджерских (лидерство, ориентация на результат, ответственность, коммуникации, системное мышление, командность) и 4 корпоративных компетенции (стремление к самоосознанию, ЗОЖ, позитивное мышление, приверженность). Согласитесь, все – кроме ЗОЖ можно отнести к факторам, влияющим на успешность тренера.

Также я задавала кандидатам на позицию тренера вопрос: «Какие качества и навыки помогают вам достигать успехов в работе?» Ответы были разными: лидерские качества, умение устанавливать контакт, навыки презентации, успех в продажах, навыки работы с возражениями, уверенность в себе, вовлеченность в процесс и творческая жилка, харизма, высокая работоспособность, позитивное мышление.

В итоге позднее, сопровождая персонал в процессе адаптации, при закрытии испытательных сроков, анализируя истории начинающих тренеров, которые стали успешными, а также отзывы участников обучения и руководителей, я поняла: чтобы быть успешным, важно уметь слушать и слышать людей, быть «гибким» — уметь перестроиться, а также понимать и оперативно реагировать на запросы бизнеса. При этом не так уж важно, прекрасный оратор этот тренер или нет. Важно, чтоб он желал развиваться, был любознательным, трудолюбивым, доброжелательным и имел высокий уровень эмпатии.

От себя добавлю, что лично мне кроме вышеперечисленного сейчас помогают на тренерском поприще навыки психологического консультирования, так как я много работаю с сотрудниками индивидуально. Встречаются ситуации, где просто невозможно обойтись без проработки проблемы – иначе человек просто не способен воспринимать и остается на прежнем уровне. Открытость как качество личности позволяет мне адекватно принимать идеи, ситуации и людей, даже если они принципиально новые или необычные. Открытость новому опыту помогает мне расти и развиваться как лично, так и профессионально.

Ксения Терентьева, тренер по обучению в компании «Остин» (г. Москва), победитель XII ежегодного конкурса «Тренерское мастерство» в номинации «Начинающие тренеры»

"Что такое эффективность в работе бизнес-тренера? Чем ее можно измерить?"

Если взять классическое определение «эффективности» мы увидим, что это способность достигать нужного результата при выполнении работы с наименьшей затратой ресурсов (времени, сил, денег).

Таким образом, понятие «эффективности» можно представить в виде формулы:

Эффективность = Нужный результат / Затраченные ресурсы

Что такое затраченные ресурсы в тренинге? Это ресурсы, которые организация, участники и тренер тратят на организацию тренинга. А что такое нужный результат в тренинге? Это результат, который планирует получить организация, участники и тренер.

То есть, говоря об эффективности тренинга, мы говорим о трех разных гранях:

И эффективность всего тренинга, соответственно, находится на стыке этих трех граней:

Таким образом, определение эффективности тренинга достаточно субъективная единица, для измерения которой надо обратиться к потребностям заинтересованных субъектов, то есть к тому: а каких же результатов планируют добиться организация, участники и тренер?

Потребностями бизнес-тренер занимается еще ДО начала подготовки тренинга – на этапе предтренингового исследования и постановки целей. Значит, и договориться о критериях эффективности он должен с организацией, участниками и самим собой еще на этапе постановки целей, прояснив: Что будет хорошим результатом к концу тренинговой программы и по каким критериям станет понятно, что результат достигнут?

Чем четче изначально бизнес-тренер прояснит цели и задачи тренинга, а также критерии успеха, тем проще в конце будет измерить эффективность обучения. Для оценки эффективности тренинга существуют разные модели. Самая популярная, пожалуй, это модель Дональда Киркпатрика, согласно которой выделяются 4 уровня оценки обучения:

  1. Уровень реакции (оценка отношения участников к тренингу и тренеру): можно оценить с помощью анкетирования, проведения интервью и фокус-групп с участниками и пр.
  2. Уровень «усвоения» (оценка изменения знаний, навыков и установок участников после тренинга): можно оценить с помощью тестирований, контрольных упражнений, анкет «до» и «после» и пр.
  3. Уровень «поведения» (оценка, насколько изменились действия участников после тренинга, как они используют полученные знания и навыки): можно оценить с помощью наблюдения за действиями сотрудников, опросов через неделю/месяц, посттренинговой фокус-группы и пр.
  4. Уровень «результатов» (оценка изменений финансовых и нефинансовых бизнес-показателей компании, связанных с темой обучения): можно оценить с помощью анализа финансовых, маркетинговых, производственных показателей, качественных показателей персонала и пр.

На мой взгляд, готовность бизнес-тренера оценивать эффективность своего обучения на 3 и 4 уровне является показателем его профессионализма, потому как организации, заказывающей обучение для своих сотрудников, нужен результат, а оценка на 1 и 2 уровне не гарантируют его реального достижения.

Источник

Как понять, что ваш тренер не профессионал

Тренировки с персональным тренером – это эффективный, безопасный да и более интересный способ добиться того или иного результата. Тренировки покупают люди, которые вообще не имеют опыта занятий, и более продвинутые посетители фитнес-клубов; люди с разными проблемами здоровья и те, кому нужно, что бы их гоняли. Главное, чтобы сам клиент ни о чем не думал – то есть хотят сервис.

Я неоднократно писал, как выбрать тренера. Но, бывает и так, что тренера вам просто предложили в отделе продаж, отрекомендовав его как выдающегося специалиста. Ну или вы купили персональные тренировки после прохождения первичного инструктажа и вам показалось, что этому тренеру можно доверить свое здоровье. Но так ли хорош тот специалист, с которым вы уже занимаетесь, и какие еще факторы определяют его уровень? Ведь работа тренера – это не только давать вам упражнения, но и некий уровень сервиса, благодаря которому вы будете ходить на занятия дольше, получая от них удовольствие.

Пунктуальность и сервис

Я не зря уже несколько раз упомянул такое понятие, как «сервис». Фитнес – это бизнес, а персональные тренировки – существенная часть этого бизнеса. А вы – клиент, а не ученик или пациент. Вы платите не только за результат, а в первую очередь за определенный комфорт от занятий, который в том числе определяет ваши достижения.

Читайте также:  Акт об использовании результатов диссертационной работы

Большинство персонально занимающихся клиентов – люди занятые, у них каждая минута на счету. Работа тренера – создать для человека максимально комфортные условия, чтобы он пришел, позанимался и ушел. Клиент не должен нервничать, если тренер заранее не занял нужный тренажер или оборудование, но самое главное, клиент не должен ждать тренера, пока тот спит или стоит в пробке. То, что происходит за пределами клуба, – это личное дело тренера. Если вы оплатили услугу, она должна проводиться строго в тех рамках, которые вы обозначили. А ведь не редкость, когда тренер не только стабильно опаздывает, но и откровенно просто забывает о том, что у вас назначена тренировка.

Лояльность

Как правило, в большинстве клубов при покупке персональных тренировок вы подписываете договор на «дополнительные услуги». Там часто прописано, что отмена персональной тренировки происходит не позднее чем за 12 часов до начала занятия. Другими словами: клуб вас вынуждает расставаться с деньгами всякий раз, когда вы не можете соблюсти данное правило.

Но сейчас не те времена, чтобы ставить клиента в такие жесткие рамки. Более того, такой подход не совсем практичен. И я знаю десятки примеров, когда именно из-за таких вот условий клиенты просто переставали заниматься. Вообще, даже без тренера. А что в этом хорошего? Поэтому, какие бы условия договора вы ни подписывали, если тренер хочет сохранить клиента, он может лично принимать решение, за сколько можно отменить тренировку до ее начала (как правило, это шесть часов). Более того, здорово, если тренер старается пойти вам навстречу, если вы все-таки не успеваете на запланированное время, и предлагает перенести тренировку в течение дня.

Мой совет: если вы знаете, что у вас могут случаться некие форс-мажоры, то обсудите эти ситуации до оплаты персональных тренировок. Если тренер может подстроиться под вас, тогда смело оплачивайте его услуги, а если нет, то поговорите с другим специалистом.

Качество работы

Всегда смешно наблюдать за ситуацией: приходит клиент на тренировку, а тренер его спрашивает, мол, что сегодня делаем?

В смысле – что? То есть тренер просто не помнит или не записывает, какой вид тренировки и на какие мышцы должен быть у вас. Я бы назвал это не просто некомпетентностью, а некой разновидностью хамства. Помните: вести дневник ваших тренировок, помнить, что и как вы делали, а главное, давать представление о ваших будущих результатах – работа тренера, а не ваша.

Так же важно, как работает тренер во время проведения тренировки. Если он все время в смартфоне, постоянно отвлекается на посторонние разговоры, куда-то уходит, возникает вопрос: а для чего он вообще нужен во время занятий? С таким же успехом вы можете заниматься по журналам, сайтам или мобильным приложениям. Ведь одна из важнейших задач тренера – это контроль техники выполнения упражнений и правильное определение тренировочной нагрузки в зависимости от того, как вы занимаетесь. Сомневаюсь, что тренер, который во время выполнения вами упражнения был «где-то рядом», способен корректно контролировать и подбирать нагрузку.

Еще сейчас в моде тренеры, которые одновременно тренируют трех, четырех и даже пятерых клиентов: дал задание и пошел медленно лавировать по залу, как бы контролируя процесс у всех занимающихся. Причем часто такие тренеры берут с каждого клиента такую же сумму, как за персональную тренировку, которую они превращают в некое групповое занятие.

Так за что вы платите? Допускается работа одновременно не более чем с двумя клиентами – это называется сплит-тренировка, которая, как правило, еще и дешевле для каждого из занимающихся. Больше двух клиентов на тренировке одновременно – это уже не занятия, а времяпрепровождение (как правило, впустую).

Тренер-бизнесмен

Тренер – это специалист, задача которого вас тренировать, решая те задачи, которые вы ему обозначили. Если тренер видит, что от занятий у вас хороший результат, то он может обозначить более серьезные, глобальные цели (тем самым поддерживая результат и мотивацию у вас).

Но тренер не бизнесмен и не диетолог: если у него нет специального образования, он не может вам прописывать диеты, рекомендовать лекарственные препараты, а также (и это очень важно) рекомендовать и даже продавать килограммы спортпита, чем грешат многие «специалисты». Да, некоторые виды добавок действительно актуальны, но это только в тех случаях, когда вы занимаетесь с целью не только поддержания здоровья, но более серьезного результата (например, если планируете выступать на соревнованиях).

Если ваш тренер с самого первого занятия рассказывает, что вам срочно необходимо купить протеин, аминокислоты, какие-то супервитамины и так далее (более того, он сам вам все подберет и привезет), – бегите от него. Его задача – получить процент с купленных вами добавок, а не результат, который они помогут вам достичь.

Но самое страшное – это когда тренер предлагает не спортивное питание, а некие фармацевтические препараты. В новостях часто проскакивают сводки о том, что в очередном фитнес-клубе был задержан тренер, который торговал запрещенными субстанциями, и это страшно.

И помните: никакого спортивного питания не бывает в виде инъекций! А если тренер вам навязывает что-то похожее, обещая отличный результат, – срочно обратитесь к администрации клуба.

Источник



Спортивный тренер

Тренером является специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям.

Содержание:

История профессии

Профессия тренер возникла практически одновременно с появлением человечества. Одни люди умели хорошо охотиться, другие ― обладали умением собирать лечебные травы и съестные коренья.

Свои знания они передавали собратьям и совершенствовали их умения на практике. Спустя века эта специальность потерпела изменения. Появление отдельных государств побудило потребность в наличии регулярной армии. Новобранцы постигали искусство военного дела под руководством опытных воинов, за плечами которых было немало сражений.

Во время проведения Олимпийских игр тренер лично отбирал наиболее подходящих претендентов и занимался их активной подготовкой к предстоящим соревнованиям. Представители данной профессии пользовались уважением со стороны общественности. Уровень мастерства учеников оказывал непосредственное влияние на репутацию тренера.

Особенности профессии

Работа тренером считается комплексной. Зачастую требуется прилагать усилия не только с целью улучшения физиологических показателей спортсмена, но и оказывать воздействие на развитие личности, развивать командный дух, знакомить со спортивной этикой и пр.

Специалисту необходимо стать примером для воспитанников. Невзирая на то, что в наши дни профессия тренер не пользуется повышенным спросом, ее представителям отводится немаловажная роль в обществе.

Данная профессия наделена такими преимуществами:

  • возможность обрести известность в роли тренера нового чемпиона (чемпионки);
  • перспектива работать за границей;
  • достойный заработок;
  • возможность поддерживать себя в отличной физической форме, на личном примере мотивируя учеников покорять новые вершины.

Что касается недостатков, то тренер должен быть готов к ненормированному рабочему дню и плотному графику, в частности ―накануне соревнований. Также предусмотрены частые командировки, и необходимость сопровождать своих подопечных на сборах.

Повышенная ответственность и эмоциональные нагрузки сопровождают тренера на протяжении всей карьеры.

Обязанности

В должностные обязанности тренера входит не только проведение тренировок. Новичкам он прививает основные умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития.

Ключевая задача – максимально раскрыть сильные стороны спортсмена, научить его правильно задействовать ресурсы организма для достижения отличных результатов.

Он должен грамотно составить режим тренировок и подобрать наиболее эффективные упражнения. Теоретическая и психологическая подготовка всех учеников также ложится на плечи тренера.

Тренер привлекает к помощи врача, который подбирает спортсменам правильную диету, помогает справиться с несерьезными травмами. Также он в обязательном порядке сопровождает подопечных на соревнованиях и сборах.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать спортивные тренер:

  • любовь к спорту;
  • ответственность;
  • целеустремленность;
  • честность;
  • пунктуальность;
  • терпеливость;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • выносливость;
  • хорошая физическая подготовка.

Навыки и знания

Работа тренером предусматривает знание основ человеческой физиологии и психологии.

Необходимо уметь оказывать первую медицинскую помощь по необходимости, а также ― в совершенстве владеть эффективными тренировочными методиками. При этом необходимо постоянно следить за новостями в мире спорта для последующего покорения новых вершин.

Чтобы вести деятельность за рубежом в указанном направлении, необходимо знание иностранного языка.

Перспективы и карьера

В услугах тренера нуждаются спортивные секции и клубы, фитнес-центры, санатории. Дополнительно, можно вести преподавательскую деятельность.

Карьерный рост напрямую зависит от результатов, которые показывают воспитанники. Отличные показатели позволят рассчитывать на множество предложений о трудоустройстве с высокой зарплатой.

Нередко профессиональные спортсмены с высшим образованием по окончании карьеры переквалифицируются в тренеры.

Обучение

Чтобы стать тренером, необходимо окончить специализированный спортивный вуз или факультет физкультуры университета общей направленности.

Источник