Фонд национального благосостояния становится фондом неблагополучия

Фонд национального благосостояния становится фондом неблагополучия

Преодоление нефтяной зависимости бюджета закончилось ее усугублением

Бюджетная политика правительства кажется все более парадоксальной. На фоне падающих нефтяных цен Минфин несколько лет отсекал условно лишние нефтегазовые доходы, чтобы рекордно нарастить объем Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Примерно за два года – с 2018-го – нефть марки Brent подешевела почти на 30%, эту же траекторию повторяла и Urals. В отдельные периоды – на пике первой волны пандемии – котировки обваливались катастрофически. Объем ФНБ увеличился за эти же два года примерно в два с половиной раза в долларовом выражении и в три раза по отношению к ВВП, составив на начало ноября более 13 трлн руб.

В стране по факту были нарушены принятые ранее принципы бюджетной политики. По Бюджетному кодексу, ФНБ создавался в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений, а также для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России. Но когда возник вопрос о сбалансированности пенсионной системы, дефиците и целесообразности повышения пенсионного возраста, фонд решили обезопасить от пенсионеров и не трогать под тем предлогом, что «пенсии… не должны зависеть от цены на нефть». Резервы, пополняемые за счет сырьевых доходов, в случае обвала котировок «будут исчерпаны мгновенно», пояснял президент, обосновывая повышение пенсионного возраста. Если же чрезмерно наращивать бюджетную подпитку пенсионной системы, уточнял он, «мы рано или поздно разрушим наши финансы».

В итоге пенсионный возраст повышен, а ФНБ огорожен со всех сторон неприступной стеной. При этом правительство в условиях дефицитного бюджета увеличивает государственные заимствования и с надеждой следит за ожившими нефтяными котировками, закладывая в новый бюджет увеличение сырьевых доходов. В материалах к теперь уже принятому Госдумой закону о новом бюджете сообщается, что «по нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% ВВП в 2020 году до 5,6% ВВП к 2023 году на фоне постепенного повышения цен на нефть». Уточняется, что доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях федерального бюджета увеличится с 28,7% в 2020-м до 33,6% в 2023-м. При этом планируется, что расходы федерального бюджета снизятся с 21% ВВП в 2020-м до 17,8% ВВП к 2023 году.

Федеральный бюджет все три года будет дефицитным, а основными источниками покрытия дефицита станут государственные заимствования, которые составят почти 3 трлн руб. в 2021-м, около 2 трлн – в 2022-м и 2,4 трлн руб. в 2023-м. Объем госдолга увеличится к концу следующего бюджетного цикла до 21,4% ВВП. И в основном это будут внутренние заимствования. А из ФНБ деньги на покрытие дефицита выделять почти не будут. Разве что в 2021 году из фонда, судя по проектировкам, используют менее 100 млрд руб. на финансирование бюджетного дефицита, который составит в следующем году, по прогнозу Минфина, почти 2,8 трлн руб. «Фонд национального благосостояния будет использоваться лишь в тех случаях, когда мы увидим снижение цен на нефть», – уже пояснил глава Минфина Антон Силуанов. А сейчас нефть пока что дорожает. Всего за один месяц – ноябрь – котировки Brent выросли почти на 30%.

В итоге снова все решает нефть. Жизнь людей, и пенсионеров в том числе, все так же, как и до внедрения бюджетного правила, до попыток законсервировать ФНБ, напрямую зависит от провалов или успехов нефтяного рынка. И на это теперь накладываются негативные последствия пандемии без какой-либо надежды на дополнительные финансовые вливания в экономику, в развитие. А сам Фонд национального благосостояния все больше кажется фондом неблагополучия: его средства, видимо, будут использоваться в полной мере только тогда, когда от экономики уже почти ничего не останется.

Источник

Актуальные вопросы управления Фондом Национального благосостояния в условиях макроэкономической нестабильности

Фонд национального благосостояния входит в состав средств федерального бюджета, которые подлежат отдельному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд был сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния формируется из: нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления Фондом национального благосостояния.

С 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет собственных средств:

  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородов (нефть, горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородов, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородов);
  • экспортные таможенные пошлины на сырую нефть;
  • экспортные таможенные пошлины на природный газ;
  • экспортные таможенные пошлины на товары, произведенные из нефти.

Определенная часть этих нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Размер трансферта в виде нефти и газа утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Объем передачи нефти и газа устанавливается в процентах к прогнозируемому объему валового внутреннего продукта на соответствующий год:

  • в 2008 году — 6,1%;
  • в 2009 году — 5,5%;
  • в 2010 году — 4,5%;
  • в 2011 году и далее — 3,7%.

После формирования нефтегазового трансфера в полном объеме доходы от нефти и газа поступают в Резервный фонд. Нормативное значение Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определяемом из расчета 10% от прогнозируемого на соответствующий год валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до установленного размера нефтегазовые доходы перечисляются в Фонд национального благосостояния.

Поступления от управления его фондами

С 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года доходы от управления Фондом национального благосостояния не перечисляются в Фонд, а используются для финансирования расходов федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке России.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, трансфертов нефти и газа, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Целями управления Фондом национального благосостояния являются обеспечение сохранности его ресурсов и стабильного уровня доходов от размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда для этих целей позволяет получить отрицательный финансовый результат в краткосрочной перспективе. Управление Фондом национального благосостояния осуществляется Министерством финансов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению Фондом национального благосостояния порядок привлечения этих организаций, а также требования к ним устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Насколько конституционны поправки в Конституцию Мнение юриста

Управление Фондом Суверенного Богатства может осуществляться следующими способами (индивидуально или одновременно):

  1. путем покупки иностранной валюты за счет средств Фонда и ее размещения на счетах Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование средствами, находящимися на этих счетах, Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, предусмотренные договором банковского счета;
  2. путем размещения средств Фонда в иностранной валюте и финансовых активов, номинированных в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее — разрешенные финансовые активы).

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по первому способу, т.е. путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. В соответствии с утвержденным Минфином Российской Федерации порядком начисления и зачисления процентов, начисляемых на валютные счета Фонда национального благосостояния, Банк России выплачивает проценты по остаткам средств на этих счетах, что эквивалентно индексам доходности, формируемым из финансовых активов, в которые может быть размещен Фонд национального благосостояния, требования к которым утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает лимиты на долю разрешенных финансовых активов в общей сумме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления Фондом национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к финансовым активам:

  • Средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены в долговых обязательствах в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных органов и центральных банков следующих стран: Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, США, Финляндии, Франции, Швеции.
  • Долговые обязательства должны отвечать следующим требованиям:
  1. эмитенты иностранных долговых обязательств должны иметь долгосрочный рейтинг кредитоспособности не ниже «АА-«, определенный Fitch-Ratings или Standard & Poor’s, или не ниже «Аа3», определенный Moody’s Investors Service. Если эмитенту иностранного долга этими агентствами присваиваются различные долгосрочные кредитные рейтинги, то за долгосрочный кредитный рейтинг принимается самый низкий из присвоенных рейтингов;
  2. Российские долговые эмитенты должны иметь долгосрочный рейтинг кредитоспособности не ниже «BBB-«, определенный Fitch-Ratings или Standard & Poor’s, или не ниже «VaaZ», определенный Moody’s Investors Service. Если российскому эмитенту долга этими агентствами присвоены различные долгосрочные кредитные рейтинги, то за долгосрочный кредитный рейтинг принимается самый низкий из присвоенных рейтингов;
  3. Сроки погашения выпусков долговых обязательств фиксированы, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента на досрочное погашение (погашение);
  4. условия эмиссии и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  5. Минимальные и максимальные сроки погашения долговых инструментов, выпущенных Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
  6. ставка купона, подлежащая выплате по долговому купону, а также номинальная стоимость долговых обязательств фиксированы;
  7. Деноминация долга фиксированная и выражена в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам производятся в номинальной валюте;
  8. Сумма находящихся в обращении долговых обязательств составляет не менее 1 млрд руб. для долговых обязательств, деноминированных в российских рублях, 1 млрд долл. США для долговых обязательств, деноминированных в долларах США, не менее 1 млрд евро для долговых обязательств, деноминированных в евро, и не менее 0,5 млрд фунтов стерлингов для долговых обязательств, деноминированных в фунтах стерлингов;
  9. выпуски долговых облигаций не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Международные финансовые организации, долговые обязательства которых могут включать средства Фонда национального благосостояния, включают долговые обязательства (в том числе выпущенные ценными бумагами) следующих учреждений:
  1. Азиатский банк развития (АБР);
  2. Банк развития Совета Европы (CEB);
  3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
  4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ);
  5. Межамериканский банк развития (МАБР);
  6. Международная финансовая корпорация (IFC);
  7. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  8. Скандинавский инвестиционный банк (NIB).
  • Доли юридических лиц и паев (долей) инвестиционных фондов, в которые могут быть размещены средства Фонда национального благосостояния, должны соответствовать следующим требованиям:
  1. акции юридических лиц включаются в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;
  2. Акции иностранных эмитентов должны быть включены в списки ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов MSCI World Index и FTSE All-World Index;
  3. акции российских эмитентов должны быть включены в списки ценных бумаг, используемых для расчета фондовых индексов Индекса РТС или Индекса ММВБ;
  4. Активы инвестиционных фондов, выпустивших паи (акции), включают только разрешенные финансовые активы.
  • При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях должны соблюдаться следующие требования:
  1. банк или кредитная организация должны иметь долгосрочный рейтинг кредитоспособности не ниже «АА-» согласно рейтингам Fitch-Ratings или Standard & Poor’s или не ниже «Аа3» согласно рейтингу Moody’s Investors Service. Если банку или кредитному учреждению этими агентствами присвоен иной долгосрочный кредитный рейтинг, то за долгосрочный кредитный рейтинг принимается самый низкий из присвоенных долгосрочных кредитных рейтингов;
  2. Нормы минимальных и максимальных сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, устанавливаемые Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;
  • При размещении средств Фонда национального благосостояния в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» должны быть соблюдены следующие требования:
  1. средства могут быть размещены на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;
  2. максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой могут быть размещены средства на депозитах в российских рублях, составляет 655 млрд руб:
  3. до 175 миллиардов рублей могут быть размещены на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;
  4. Вклады на сумму до 410 млрд рублей могут быть размещены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях:
  5. по ставке 7 процентов в год на период до 31 декабря 2019 года включительно;
  6. в размере 8,5% годовых на период до 31 декабря 2020 года включительно.
  7. до 40 млрд рублей могут быть размещены по вкладам в размере 8,5% годовых на срок до 1 июня 2015 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  8. до 30 млрд рублей могут быть размещены на депозиты по ставке 8,5% годовых до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  9. выплата процентов с размещения средств в течение всего периода осуществляется ежеквартально;
  10. Возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», с процентами от размещения средств, уплаченных за фактический срок депозита;
  • размеры и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом вышеуказанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.
Читайте также:  Командные вопросы для детей

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированного (покрытого дефицитом) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Размер Фонда национального благосостояния, выделяемый на вышеуказанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ определен Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах в накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Отчет об операциях с Фондом национального благосостояния

Минфин РФ ежемесячно публикует данные о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, размере активов Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, перечислении средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации в отчетах об исполнении федерального бюджета представляет в Правительство Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, об образовании и использовании Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении Фондом.

Правительство Российской Федерации в отчетах об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении Фондом.

Вывод:

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации осуществляет контрольные мероприятия по проверке формирования, использования и управления Фондом национального благосостояния. Счетная палата Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации оперативный отчет об исполнении федерального бюджета, который содержит фактические данные о формировании доходов и расходов, в том числе о формировании, использовании и управлении Фондом национального благосостояния.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

  • Готовые заказы по всем предметам
  • Готовые заказы по высшей математике
  • Готовые заказы по физике
  • Готовые заказы по химии
  • Готовые заказы по экономике

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Фонд национального благосостояния достиг фантастических размеров: россиянам ничего не достанется

Источников пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2021 году больше нет. Эта удивительное заявление принадлежит Счетной палате, точнее, ее аудитору Алексею Саватюгину. Озвучив отчет своего ведомства, чиновник в каком-то смысле подыграл Минфину, который всегда выступал за максимальное сохранение средств российских резервных фондов — даже при наличии «излишков». Не важно, что на дворе кризис, что в федеральной казне дыра, что население нищает, главное — и пальцем не трогать «священную корову» государства под названием Фонд национального благосостояния.

«В текущем году вместо дополнительных нефтегазовых доходов сформировались недополученные. Расчетная сумма за январь-март 2020 года составила 570 млрд рублей, а объем проданной валюты к августу достиг 646,1 млрд», — сообщил Саватюгин. К 1 декабря доля ликвидных активов — средств ФНБ, размещенных на счетах в Центробанке, в общем объеме фонда по сравнению с началом года снизилась с 79% до 65,3%. По итогам своего мониторинга Счетная палата выяснила также, что в прошлом году, когда Россию и мир накрыла пандемия, из фонда было потрачено 241 млрд рублей. Из них большая часть пошла на сокращение дефицита федерального бюджета, достигшего 4,1 трлн рублей (3,8% ВВП), и лишь 3,7 млрд — на софинансирование пенсионных накоплений.

Что стоит за этими цифрами? То, что при любых обстоятельствах, власти ни на йоту не отступают от своей сверхосторожной линии поведения. О том, чтобы раскупорить наконец неприкосновенную «кубышку» и поддержать экономику и граждан прямыми мощными вливаниями, как это делают США и страны Евросоюза, не может быть и речи. Поразительно, но именно в апокалиптическом 2020 году объем ФНБ достиг своего абсолютного максимума. За последние пять лет фонд разбух в три с лишним раза — с 3,9 трлн рублей в 2017-м до нынешней величины в 13,5 трлн рублей. По итогам 2018 года ФНБ аккумулировал 4,5 трлн рублей, по итогам 2019-го — 7,9 трлн. Таковы данные Минфина.

Попытки внятно растолковать широкой публике, зачем вообще нужен Фонд национального благосостояния, делались властями не слишком часто и охотно. В декабре прошлого года на сей счет концептуально высказался замминистра финансов Владимир Колычев. Накопления в в ФНБ не предназначены для антикризисных программ, они несут стабилизирующую функцию, усиливая независимость нашей экономики от ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей, заметил он в интервью Bloomberg.

Что касается аудитора Саватюгина, то он выразился некорректно, считает доктор экономических наук Игорь Николаев. Дело в том, что пополнение ФНБ за счет нефтегазовых доходов происходит с временным лагом, чисто технически деньги перечисляются в фонд по итогам года. А все выглядит так, будто источников не осталось физически. Но ведь у нас базовая цена отсечения по бюджетному правилу по-прежнему равна $42,4 за баррель, а нефтяные котировки сегодня близки к $70. При такой огромной разнице, да еще с учетом курсовой переоценки, резервы ФНБ не могут не расти, и этот процесс непрерывен. В этом смысле гораздо более четкое заявление сделал вице-премьер Александр Новак. Он сообщил, что при цене на нефть в $60 за баррель Фонд национального благосостояния получит в 2021 году дополнительно около 2,5 трлн рублей. Кстати, ровно о том же заявил 11 марта Минфин, назвав цифру в 2 с лишним трлн рублей.

Читайте также:  Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности

Безусловно, отмечает Николаев, средства ФНБ нужно расходовать на поддержание экономики и населения, тем более, что «черный день», которым нас привыкли пугать, наступил в прошлом году. Однако и Минфин, и, судя по всему, Счетная палата смотрят на ситуацию иначе. На взгляд собеседника «МК», есть косвенная, но значимая связь между таким поведением и санкциями Запада в отношении России — текущими и потенциальными. Нам приходится постоянно находиться в напряжении, в ожидании каких-то новых запретительных, ограничительных мер. То ли они коснутся госдолга, то ли Россию отключат от межбанковской системы платежей SWIFT, то ли что-то еще придумают.

Растущие сейчас цены на нефть позволят увеличить объем ФНБ лишь в конце этого года и в 2022 году. Но этот размер относительно ВВП (больше 11,5%) уже значительно выше порогового значения в 7%, превышение которого дает возможность использовать средства фонда, в том числе для финансирования дефицита бюджета в «тощие» годы, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Вместо этого сейчас Минфин финансирует дефицит в основном за счет заимствований -внешних и внутренних. В 2020 году госдолг вырос на рекордные 5,4 трлн рублей, что уже привело к падению котировок госбумаг. «Сохранять резервы — не значит решать задачу стабилизации экономики», — делает вывод эксперт. Власти продолжают упорно «чахнуть» над златом, которое у них счастливо сложилось в ФНБ.

Источник



Размер фонда национального благосостояния в 2021 году

Во многих иностранных государствах фонды национального благосостояния успешно функционируют на протяжении нескольких десятилетий. Первое место по объему накоплений занимает Китай. В совокупности его активы на конец 2019 года составляли $1,8 трлн. На втором месте ОАЭ с суммарными активами размере более $1,2 трлн., а на третьем – Норвегия с накоплениями в $1,1 трлн. Именно Государственный пенсионный фонд Норвегии (Government Pension Fund) является крупнейшим в мире по объему активов. Россия в данном рейтинге занимает 11-е место.

Что такое ФНБ простыми словами?

Фонд национального благосостояния – это государственный фонд России, который является значимой частью системы пенсионного обеспечения россиян. Резервы Фонда формируются за счет конъюнктурных нефтегазовых доходов и прибыли, получаемой от управления собственными активами. Это своеобразная подушка безопасности для государства, которая в случае значительного падения стоимости нефти поможет возместить потерю доходов и исполнить взятые обязательства по обеспечению россиян пенсионными выплатами.

В какой валюте формируется ФНБ?

Поступившие в фонд денежные средства размещаются в некоторые иностранные валюты и определенные виды активов:

  • депозиты и денежные средства на счетах в госкорпорации ВЭБ.РФ;
    • долговые обязательства (кредитные соглашения, ценные бумаги):
    • центральных банков зарубежных стран;
    • международных валютных и кредитно-финансовых организаций;
    • зарубежных государственных агентов;
    • иностранных государств;

    В соответствии с принятыми правилами валютные средства в ФНБ должны храниться в следующих пропорциях: 45% — евро, столько же – американские доллары, остальные 10% — фунты стерлингов. Допускаются небольшие отклонения в связи с курсовыми переоценками. Инвестировать разрешается также в японские иены, австралийские доллары, канадские доллары и швейцарские франки. В конце апреля 2020 года Правительство РФ включило в этот список китайский юань.

    Как формируется?

    В формировании ФНБ участвуют:

    • прибыль от управления собственными активами;
    • сверхприбыль от нефтегазовой отрасли.

    Часть резервов ФНБ формируется за счет сверхдоходов от продажи нефти и газа. Сверхдоходами считается прибыль, получаемая от продажи нефти по цене выше установленного значения. В качестве базовой стоимости принимается среднегодовая цена на сырую нефть марки «Юралс». Все дополнительные доходы направляются на покупку иностранной валюты, которая затем зачисляется в ФНБ. Если же цена опускается ниже установленного уровня, недополученные бюджетом нефтегазовые доходы компенсируются за счет ресурсов ФНБ.

    Доходы от нефтегазового сектора включают:

    • экспортные таможенные пошлины на продукты нефтепереработки и природного газа;
    • экспортные таможенные пошлины на сырую нефть;
    • налоги на добычу ископаемого топлива.

    Некоторая доля этих доходов поступает в федеральный бюджет РФ в виде нефтегазового трансферта. Его величина определяется ежегодно в зависимости от прогнозируемого на предстоящий год объема ВВП. В ФНБ средства поступают после полного формирования нефтегазового трансферта.

    Часть резервов ФНБ, размещенных на счетах ЦБ РФ в иностранной валюте, и инвестируемая в иностранные активы, является составляющей Золотовалютных резервов РФ.

    Для чего нужен?

    Основным назначением ФНБ является поддержание устойчивости пенсионной системы РФ. К его целям относятся:

    • софинансирование формирования пенсионных накоплений;
    • поддержание сбалансированности бюджета ПФР.

    Средства Фонда предназначены для обеспечения государственных потребностей в долгосрочной перспективе и покрытия бюджетного дефицита Пенсионного фонда в случае снижения государственных доходов. Их основное назначение – стабилизация экономики. В случае наступления кризиса накопленные резервы помогут справиться с ситуацией и обеспечить граждан пенсионными выплатами.

    Средствами, поступающими в ФНБ, управляет Минфин РФ, отдельными полномочиями обладает Центробанк. Порядок использования средств устанавливает Правительство РФ.

    Сколько денег в фонде национального благосостояния?

    Размер ФНБ на сегодня составляет более $120 млрд. или более 8 трлн. в рублевом эквиваленте (согласно данным за март 2020 года).

    Размер фонда, в млрд. рублей

    Размер фонда, в млрд. $

    В млрд. долларов США

    По состоянию на 01.04.2020 г. объем ФНБ составил 12 855 750 млн. рублей или 165384,5 млн. в долларовом эквиваленте. Это составляет 11,3% прогнозируемого на 2020 год показателя ВВП.

    Счета в Банке России

    Депозиты корпорации ВЭБ.РФ

    Долговые обязательства зарубежных стран

    Ценные бумаги, выпущенные российскими эмитентами

    Депозиты в банках ГПБ и ВТБ

    Общий доход, полученный от размещения денежных средств фонда на счетах ЦБ РФ в иностранной валюте, в период с 15.12.2019-31.03.2020 гг. составил более $1001,6 млн. или 77 859,7 млн. в рублевом эквиваленте.

    ФНБ и Резервный фонд

    В январе 2004 года в целях стабилизации экономической ситуации в России был создан Стабилизационный фонд. Ресурсы Фонда служили источником финансирования различных инвестиционных проектов и обеспечивали устойчивость государственным финансам. В начале 2008 года Стабфонд был разделен на 2 отдельные структуры – ФНБ (меньшая часть) и Резервный фонд, на который было выделено 80% всех средств. К началу 2018 года ресурсы Резервного фонда были израсходованы. Фонд перестал существовать как отдельная единица и был присоединен к Фонду национального благосостояния, ставшему преемником Стабилизационного фонда. После объединения двух фондов целевое назначение поступающих в ФНБ денежных средств не изменилось. Они по-прежнему используются для формирования пенсионных накоплений россиян по программе государственного софинансирования и обеспечивают бюджетную сбалансированность.

    Источник