Функции и организационная структура государственного управления

Бакаева Вера Владимировна

1. Государственное управление: понятие и сущность.
2. Основные черты, присущие государственному управлению.
3. Характеристика основных подходов, раскрывающих сущность государственного управления.
4. Субъектно-объектный характер государственного управления.
5. Государственное управление как основа общественного производства.
6. Научные школы, изучающие систему государственного управления: Платон.
7. Научные школы, изучающие систему государственного управления: Аристотель.
8. Научные школы, изучающие систему государственного управления: Т. Гоббс.
9. Научные школы, изучающие систему государственного управления: Н. Макиавелли.
10. Научные школы, изучающие систему государственного управления: К. Маркс.
11. Научные школы, изучающие систему государственного управления: И. Кант.
12. Научные школы, изучающие систему государственного управления: Г. Гегель.
13. Научные школы, изучающие систему государственного управления: В. Ленин.
14. Научные школы, изучающие систему государственного управления: М. Вебер.
15. Вертикальные и горизонтальные связи в системе управления территориальными образованиями (уровни и ветви власти)
16. Соотношение государственного и муниципального управления
17. Системные принципы организации государственного и муниципального управления
18. Понятие и смысл диагностики систем государственного управления.
19. Структура взаимодействия элементов системы государственного управления.
20. Понятие формы государства. Л. Гумплович о формах государства.
21. Понятие и виды форм государственного правления.
22. Типология форм правления.
23. Характеристика и разновидности монархической формы правления. Примеры монархий.
24. Характеристика и разновидности республиканской формы правления. Примеры республик.
25. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим: характеристика, примеры, влияние на экономическое развитие государства.
26. Понятие политического режима. Авторитарный политический режим: характеристика, примеры, влияние на экономическое развитие государства.
27. Понятие политического режима. Демократический политический режим: характеристика, примеры, влияние на экономическое развитие государства.
28. Понятие и формы государственного устройства
29. Унитарное государство: понятие, признаки, виды. Примеры унитарных государств.
30. Федеративное государство: понятие, особенности системы высших органов власти, виды. Понятие конфедерации. Примеры федераций и конфедераций.
31. Характеристика кейнсианской модели хозяйствования.
32. Характеристика монетаристской модели хозяйствования.
33. Характеристика модели плановой экономики.
34. Методы и походы, применяемые при исследовании системы ГМУ: моделирования; экспертные; морфологический; нормативный; балансовый; статистический; логический анализ; факторный анализ (два из перечисленных по выбору преподавателя).
35. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (страна – по выбору студента).
36. Структура государственного управления в РФ.
37. Полномочия и основные функции Президента РФ.
38. Полномочия и состав Госсовета РФ.
39. Институт Представителей Президента РФ. Федеральные округа.
40. Администрация Президента РФ. Совет Безопасности.
41. Законодательная власть в РФ.
42. Механизм прохождения проектов через Федеральное Собрание.
43. Исполнительная власть в РФ. Группы органов исполнительной власти, определенные Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
46. Главные функции федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства.
47. Структура Правительства РФ.
48. Эволюция административно-территориального деления в РФ.
49. Статус субъекта РФ. Виды и полномочия субъектов Федерации.
50. Современное административно-территориальное устройство РФ.
51. Конституционные основы организации государственной региональной политики.
52. Предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.
53. Государственная региональная политика и экономическая политика региона.
54. Формы, инструменты и механизмы реали¬зации государственной региональной политики.
55. Общерегиональная политика: механизм государственно-частного партнерства.
56. Общерегиональная политика: субсидии на финансирование проектов федерального значения.
57. Селективная выравнивающая политика: предоставление адресной помощи моногородам.
58. Селективная поляризованная политика: учреждение зон территориального развития.
59. Особенности государственного управления в городах федерального значения.
60. Основные функции бюджетной системы страны.
61. Структура бюджетной системы РФ.
62. Сущность и основные проблемы бюджетного федерализма.
63. Инструменты регулирования межбюджетных отношений: дотации, субвенции, субсидии, кредиты.
64. Типы бюджет¬ных систем.
65. Структура доходов и расходов бюджетов.
66. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности
67. Особенности муниципального управления (отличающие его от производственного (корпоративного) и государственного управления).
68. Местное самоуправление как теоретическая база муниципального управления
69. Характеристика теории свободной общины, ее значение для развития местного самоуправления.
70. Сущность общественной теории самоуправления, ее значение для развития местного самоуправления.
71. Атрибуты и критерии местного самоуправления.
72. Краткая характеристика основных зарубежных моделей организации муниципального управления.
73. Англосаксонская модель муниципального управления.
74. Сущность континентальной модели муниципального управления.
75. Особенности модели муниципального управления Германии.
76. Нормативно-правовые основы местного самоуправления.
77. Основное содержание Европейской хартии местного самоуправления. Причины присоединения Российской Федерации к Хартии.
78. Общие принципы организации местного самоуправления, определенные Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
79. Структура целей муниципальной деятельности.
80. Основные подцели (подсистемы) муниципальной деятельности.
81. Муниципальная деятельность и муниципальная политика: взаимосвязь понятий. Главная цель муниципальной деятельности (стратегическая задача муниципальной политики). Понятие и показатели качества жизни человека.
82. Муниципальное образование как система.
83. Классификация российских городов: по численности населения, типу формируемых муниципальных образований, функциональному назначению. Значение классификации по функциональному назначению для целей муниципального управления.
84. Характеристика инфраструктуры города (градообслуживающей и социальной сфер).
85. Характеристика внешних связей города. Понятие пригородной зоны. Формирование городских агломераций и мегаполисов. Характеристика Новосибирской агломерации.
86. Понятие и система показателей устойчивого развития территории (ООН). Эволюция и устойчивое развитие городов.
87. Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
88. Численность и демографическая структура населения как характеристики муниципального образования. Понятие домохозяйства, типы домохозяйств.
89. Человеческий потенциал и человеческий ресурс муниципального образования.
90. Основные направления и задачи развития человеческого потенциала на местном уровне.
91. Локальные местные сообщества в муниципальном управлении: понятие, виды, интересы. Характер их взаимоотношений с органами местного самоуправления.
92. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма эффективного социального партнерства власти и населения. Порядок организации и осуществления ТОС в Федеральном законе РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
93. Характеристика основных каналов информирования населения органами местного самоуправления.
94. Формы и методы воздействия органов МСУ с некоммерческими организациями. Роль в этом взаимодействии Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013 с изменениями, вступившими в силу с 12.02.2013) «О некоммерческих организациях».
95. Системный подход к муниципальному управлению: понятие, сущность, достоинства, проблемы связанные с практической реализацией.
96. Муниципально-частное партнерство: сущность, необходимость и проблемы развития.
97. Методы муниципального управления.
98. Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению. Типовая структура стратегического плана развития муниципального образования.
99. Сравнительный анализ традиционного и стратегического подхода к муниципальному управлению.
100. Понятие услуги. Различия между материальным продуктом и услугой. Трактовка понятий «государственная услуга» и «муниципальная услуга» в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
101. Классификация муниципальных услуг.
102. Структура Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
103. Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
104. Организация работы многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
105. Система органов местного самоуправления.
106. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, вопросы исключительной компетенции, досрочное прекращение полномочий. (Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
107. Условия и факторы, определяющие организационную структуру местной администрации.
108. Практика построения организационных структур местных администраций.
109. Характеристика направлений совершенствования организационных структур местных администраций.
110. Роль и значение организации деятельности местной администрации.
111. Регламентирование работы местной администрации.
112. Административные регламенты: понятие, обоснование необходимости разработки и принятия в муниципальном управлении.
113. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
114. Основные разделы административного регламента, разрабатываемого местной администрацией (Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»). Пример содержания административного регламента.
115. Организация работа администрации с гражданами.
116. Организация взаимодействия администрации с представительным органом муниципального образования.
117. Организация работы коллегии администрации.
118. Организация проведения мероприятий в муниципальном образовании.
119. Планирование работы администрации.
120. Организация труда работников администрации.
121. Типовая структура документа «Положение об отделе (управлении) местной администрации». Краткое содержание основных структурных элементов «положения…» (на конкретном примере).
122. Типовая структура должностной инструкции муниципального служащего.
123. Структура и основное содержание годового плана работы управления (отдела) местной администрации (на конкретном примере).
124. Структура и основное содержание годового отчета работы управления (отдела) местной администрации (на конкретном примере).
125. Роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления.
126. Требования к муниципальным кадрам.
127. Подбор и расстановка муниципальных служащих.
128. Мотивация и аттестация муниципальных служащих.
129. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих. Формирование кадрового резерва и работа с ним.
130. Функции различных групп муниципальных служащих.
131. Место и роль Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» в системе кадрового обеспечения органов МСУ.
132. Место и роль Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в системе кадрового обеспечения органов МСУ.
133. Место и роль Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в системе кадрового обеспечения органов МСУ.
134. Критерии отбора кандидатов при формировании кадрового резерва по замещаемым должностям в местной администрации. Привести пример по конкретной замещаемой должности.
135. Информация, ее роль в муниципальном управлении. Организация движения информации в органах местного самоуправления.
136. Информационные технологии и системы в муниципальном управлении.
137. Организация предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
138. Основные элементы информационного процесса. Отобразите графически взаимосвязь этих понятий.
139. Информация в муниципальном управлении и Доктрина информационной безопасности РФ.
140. Информация в муниципальном управлении и Окинавская хартия глобального информационного общества.
141. Управление информационными процессами в органах МСУ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О персональных данных».
142. Правила организации деятельности многофункциональных центров в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 28.10.2013) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
143. Основные направления реализации «Стратегии развития информационного общества в РФ» в области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
144. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. «О единой си¬стеме информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и ор¬ганами местного самоуправления с использованием информационно¬-коммуникационной сети Интернет».
145. Правила организации деятельности МФЦ в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2009 г. № 796 «О не¬которых мерах по повышению качества предоставления государствен¬ных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».
146. Роль и значение муниципальной статистики.
147. Значение и виды контроля в муниципальном образовании.
148. Основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования в Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
149. Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления.
150. Особенности реализации контрольных функций органами МСУ в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
151. Роль и значение Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в исполнении контрольных функций органами МСУ.
152. Внутренний контроль в муниципальном образовании.
153. Контрольно-счетный орган муниципального образования.
154. Общественный контроль в муниципальном образовании.
155. Оценка эффективности муниципального управления.
156. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 (в редакции Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1384)
157. Состав и структура городского хозяйства.
158. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом.
159. Управление жилищным фондом.

Читайте также:  Учимся называть время на английском языке схема и таблица часов

Источник

Функции и организационная структура государственного управления

Функции государственного управления – это конкретные виды управляющих воздействий государства на свой объект. По существу это основные направления практической, повседневной деятельности государственных органов, направленных на осуществление общественных функций государства. Функции государственных органов всегда производны и состоят в том, чтобы исполнять общие задачи государства, определяемые высшими правительственными или политическими органами. Перед государством стоят объективные цели, которые озвучиваются политическими силами и исполняются государственными органами как собственные функции.

Функции государственного управления – это самостоятельные и относительно обособленные виды государственных действий. Функции первичны по отношению к организационным элементам, они отражаются в учредительных документах государственных органов (Уставы, Положения и т.д.). Окончательная реализация функции или утрата ее актуальности ведет к ликвидации или перепрофилированию соответствующего институционального образования.

Виды функций выделяют по самым разным основаниям:

А. По направленности и месту воздействия:

1. Внутренние, где управление осуществляется внутри самой управляющей системы.

2. Внешние – непосредственное воздействие государственных органов на общественные процессы, т.е. управляемые системы.

Б. По содержанию, характеру и объему воздействия:

1. Общие (внутренние и внешние) – организация, планирование, прогнозирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль, мотивация. Они присутствуют в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами.

2. Внешние специфические функции, т.е. воздействия в разных сферах государственного управления на внешние объекты – финансирование, налогообложение, регулирование труда и заработной платы, кредитование, государственный заказ (в экономической сфере); охрана прав и свобод граждан, борьба с преступностью, забота о здоровье людей, обеспечение среднего образования, защита от внешнего нападения (в социальной сфере) и т.д.

3. Внутренние специфические функции государственных органов – обеспечение законности государственного управления, подготовка государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение государственного управления и др.

В. По предмету (сфере общественной жизни):

1. Функции государственного управления в политической сфере.

2. Функции государственного управления в экономической сфере.

3. Функции государственного управления в социальной сфере.

4. Функции государственного управления в духовной сфере.

Можно выделить также содержательные и формальные (процессуальные) стороны функций, отвечающие соответственно на вопросы: что делают органы государственного управления и в какой форме они это делают?

Вначале рассмотрим функции с позиций их содержания:

Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РБ, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов, интерпретации решений Государственного Собрания РБ, а также посредством принятия дискреционных (усмотренческих) решений.

Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Государственном Собрании. “Нормотворческая функция” государственной службы выражается в законопроектной деятельности, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов.

Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Если прежде центр тяжести при выполнении государственных задач приходился на непосредственное выявление общественных потребностей, планирование производства и распределение общественного продукта, то теперь он переместился в сферу распорядительной деятельности, налогообложения, государственного контроля и надзора и т.д. В силу этого факта гражданин стал в большей степени зависеть от государственных органов. Они призваны обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственные органы проявляют себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении. В этом смысле они выполняют важную регулятивную функцию.

Организационная функция. Это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе. Государственная служба призвана обеспечивать координацию и упорядочение деятельности государственных органов, объединяя их в единый государственный аппарат легитимной государственной власти.

Процессуальные функции. С точки зрения конкретных форм (видов) деятельности к функциям государственной службы можно отнести:

Ø информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации;

Ø прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, государственных органов, стандартов государственного управления;

Ø планирование – определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления;

Ø организация – формирование системы государственной службы на основе установленных принципов и подходов к этому процессу;

Ø распорядительство, т.е. оперативное регулирование государственно-служебных отношений;

Ø руководство – установление правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий государственных органов;

Ø координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственной службы;

Ø контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственных органов и ее структуры требуемому стандарту и уровню;

Ø регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и ее функционирования;

Ø учет – фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственной службы.

Необходимо помнить, что функции государственного управления могут быть общими и специфическими. Первые характерны для государственных органов в целом, для всех их видов, специфические функции отражают особенности деятельности как конкретных государственных органов так и особых видов (например, военизированные и гражданские органы).

Читайте также:  Получаем шенгенскую визу впервые Что нужно знать

Все функции государственного управления реализуются в публично-правовой форме.

Задачи государственного управления – это установки, которые обеспечивают достижение ее целей. Более того, задачи сами зачастую становятся элементами целей, выступая в роли желаемых результатов. Задачи принимаются на определенный период, отражают специфику текущего момента, не носят учредительного характера по отношению к государственным органам и часто подчеркивают актуальные (в данный момент!) аспекты функций государственного управления.

В настоящее время основными задачами государственного управления РБ являются:

Ø охрана конституционного строя Республики Башкортостан, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

Ø формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

Ø обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

Ø совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

Ø обеспечение действия принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в системе государственной службы;

Ø создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

Ø создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;

Ø комплектование персонала государственных органов высококвалифицированными служащими, пригодными к государственной службе и способными выполнять свои должностные обязанности;

Ø создание социальных, информационных, материально-финансовых, правовых и иных условий, необходимых для деятельности государственных органов;

Ø определение эффективного порядка подбора кадров, продвижения по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестаций, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.

В свою очередь, каждый орган государственного управления имеет свои функции и задачи. Они обусловлены, как правило, спецификой целей самих государственных органов (например, республиканский орган исполнительной власти или администрация города).

Западная административная школа все основные задачи органов государственного управления группирует по четырем направлениям, исходя из процесса принятия решений.

1. Сбор информации.

2. Анализ и обработка информации. Иногда для этого могут даже создаваться специальные органы: комитет по расследованию, комиссия по изучению и т.д.

3. Подготовка решений. Принимать решения могут либо сами государственные органы, либо органы политической власти. Но готовит решения всегда администрация.

4. Исполнение и применение решений – важнейшая задача государственных органов, где они уже непосредственно работают с объектом управления, с общественными процессами.

Таким образом, управленческие функции государственных органов образуют сложную и многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Функциональная структура предполагает создание соответствующей организационной структуры государственного управления, где каждый орган в рамках своих полномочий призван выполнять соответствующие функции государственного управления. Например, в борьбе с преступностью участвует и министерство внутренних дел, и министерство юстиции, и администрация города, и даже Государственная Дума.

Изменение функций ведет к соответствующему изменению системы государственных органов. Наличие обратной зависимости будет говорить о бюрократизации государственного управления в соответствии с законами Паркинсона. Организационное обеспечение функций государственного управления предполагает также финансовое, материальное, правовое, кадровое, информационное и другие виды обеспечения – то есть наделение соответствующей организации всеми необходимыми ресурсами.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте определение функции государственного управления.

2. Выделите виды функций по различным основаниям. Выделите функции государственного управления по содержанию, характеру и объему воздействия.

3. Приведите характеристику общих и специфических функций государственного управления.

4. Что понимают под задачами государственного управления?

5. Каковы основные задачи государственного управления РБ?

6. Назовите основные группы задач органов государственного управления, сформулированные западной административной школой.

7. Опишите линейно-функциональную организационную структуру применительно к органам государственного управления.

Контрольные тесты

1. Внешний вид функции государственного управления определяется по следующему основанию:

1) содержанию, характеру и объему воздействия;

3) направленности и месту воздействия;

4) формальная и содержательная сторона.

2. Регулирование труда и заработной платы относится к следующим функциям государственного управления:

1) внешние специфические функции;

2) общие внутренние функции;

3) внутренние специфические функции;

4) внешние общие функции.

3. Специфические функции и задачи органов государственного управления определяются:

1) спецификой взаимодействия органов государственной власти с объектами управления;

2) текущей политической ситуацией;

3) спецификой государственного устройства;

4) спецификой органа государственной власти.

4. Основные задачи органов государственного управления согласно западной административной школы:

1) сбор информации, анализ и обработка информации, планирование, исполнение и применение решений;

2) сбор информации, анализ и обработка информации, подготовка решений, исполнение и применение решений;

3) анализ и обработка информации, подготовка решений, исполнение и применение решений, контроль;

4) сбор информации, анализ и обработка информации, подготовка решений, мониторинг.

5. Функция контроля органа государственного управления по содержанию, характеру и объему воздействия относится к:

1) общим внутренним функциям;

2) общим внешним функциям;

3) общим (внутренним и внешним);

4) специфическим внешним функциям.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение и содержание понятий: управление — государственно-политическое управление — государственно-административное управление — государственный менеджмент — государственное управление?

2. Дайте характеристику природы и сущности государственного управления, выделив обязательно объект и предмет.

3. Назовите признаки государственно-правового характера управления.

4. Выделите основные цели и задачи государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации.

5. Дайте полную характеристику принципов государственного управления.

6. Приведите примеры органов государственной власти в РФ, реализующих основные функции государственного управления, рассмотренные в данной главе.

7. Перечислите разновидности и приведите примеры специальных и специфических функций государственного управления.

8. Какие методы государственного управления, на ваш взгляд, представляются основными в построении демократического правового государства?

9. Какое из двух понятий вам представляется более широким по значению (и почему): государственная власть или государственное управление?

10. Приведите различные классификации государственной власти и приведите примеры органов, ее реализующих.

Читайте также

ТЕМЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Понятие международного публичного права.2. Юридические свойства международного права.3. История международного права: Древний Рим, Древний Египет и Древняя Греция.4. История международного права: средневековая Западная Европа.5. История

4.4. Процессуальные вопросы

4.4. Процессуальные вопросы Для требований по поводу прав на земельные участки предусмотрена исключительная подсудность — такие споры отнесены к подсудности судов по месту нахождения земельных участков (ч.1 ст.30 ГПК РФ). Ответ на вопрос, в суд какого уровня по

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Из чего складывается плата за жилье и коммунальные услуги?2. Кто обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги?3. Кто несет расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и

Вопросы и задания

Вопросы и задания 1. Что такое рекламное право?2. Определите предмет и перечислите принципы рекламного права.3. Какое место занимает рекламное право в правовой системе России?4. Что такое рекламное законодательство? Какие нормативные акты являются основными источниками

Вопросы и задания

Вопросы и задания 1. Как определяется реклама в действующем Законе о рекламе?2. Чем отличается юридическое определение рекламы от других определений, приводимых в специальной литературе?3. По каким признакам можно классифицировать рекламную информацию?4. Что такое

Вопросы транссексуальности

Вопросы транссексуальности Данные вопросы регламентируются вышеназванным приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. № 311, в котором транссексуализм определяется как «стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное, соответствующее

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Каково соотношение и содержание понятий: управление — государственно-политическое управление — государственно-административное управление — государственный менеджмент — государственное управление?2. Дайте характеристику природы и

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Какими органами была представлена высшая государственная власть в Киевской Руси?2. В чем заключалась сущность первых административных реформ, проведенных в X в. княгиней Ольгой?3. Что такое феодальная раздробленность?4. Как проходил процесс

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Какие уровни государственной власти имеют место в Российской Федерации?2. Каков порядок формирования органов власти субъектов РФ?3. Каковы основные полномочия субъекта Федерации?4. Перечислите основные полномочия, которые Конституция РФ

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Какое место в системе органов государственной власти занимают органы местного самоуправления?2. Какие органы входят в систему местного самоуправления?3. На каких принципах строятся взаимоотношения между государственными органами и органами

Вопросы для самоконтроля:

Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные этапы развития государственной политики, их содержание и цели?2. Выделите основные типы и направления государственной политики.3. Каковы основные модели формирования государственной политики?4. Каковы основные рычаги

Читайте также:  Как правильно оказывать первую помощь 7 вопросов о самом важном навыке современности

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Понятие и сущность инновации.2. В чем заключается деятельность по управлению инновациями?3. Какие инновации внедряются в деятельность российских органов государственной власти в последние годы?4. Какие проблемы возникли в процессе

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятия «управленческий конфликт».2. Охарактеризуйте виды конфликтов в государственно-административной сфере.3. Каковы возможные методы управления конфликтами в государственно-административной сфере?4. Раскройте понятие

Источник



Российское административное право

Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную структуру и систему управления, определить объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах.

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие).

Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т.е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т.е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления).

Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т.е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

В учебнике функции управления рассматриваются как функции органов исполнительной власти (государственного управления).

В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.

Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов.

Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.).

Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.

Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.

Распорядительство, т.е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).

Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования.

Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно- надзорные функции).

Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.

Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т.д.); установление механизма контроля требуемых действий, т.е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т.д.

Содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство и управление невозможно, да и нецелесообразно заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено режиму централизованного прямого управления.

Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.

Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т.е. непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т.д.

Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

Источник