Госдолг России в 2021 году Что такое внутренний и внешний государственный долг

Госдолг России в 2021 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Государственный долг и суверенный долг — это… Что такое внешний и внутренний госдолг. Структура государственного долга. Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят?

Что такое государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

На 1 марта 2021 года государственный (или по другому – суверенный) внешний долг России составляет 56,6 миллиарда долларов , сообщает Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 28 триллионов долларов, сообщает Министерство финансов США .

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП , объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

  1. Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc ).
  2. Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
  3. Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
  4. Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсации и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.

Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

  1. Долг по государственным ценным бумагам.
  2. Кредиты, выданные государству внешними кредиторами.
  3. Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями- резидентами .
  4. Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ .

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 марта 2021 года государственный (или по другому – суверенный) внешний долг России составляет 56,6 миллиарда долларов , сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-17% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 апреля 2021 года составляет 459,3 млрд долларов , приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию , февраль 2019 года

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы- нерезиденты .

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагал один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» ( Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA ). В последний раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года , во время президентства Дональда Трампа.

15 апреля 2021 года администрация президента Джо Байдена запретила финансовым учреждениям США участвовать в первичном рынке рублевых или валютных облигаций, выпущенных после 14 июня 2021 года ЦБ РФ, Фондом национального благосостояния, Министерством финансов России, а также кредитовать ЦБ, Минфин и ФНБ.

Санкции могут оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объясняет экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти.

Важно понимать, что санкции по отношению к госдолгу создают риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке уже несколько лет являются главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

Могут возникнуть проблемы и у российского бюджета, который в некоторой части наполняется за счет продаж государственных ценных бумаг. После того, как их перестанут покупать нерезиденты, Минфину РФ придется договариваться с коммерческими банками об инвестициях в госбумаги, а также с Центробанком о помощи финансовым структурам.

Источник

Госдолг России

Госдолг показывает, сколько на текущий момент страна должна внешним и внутренним кредиторам. Основное значение имеет долг, номинированный в иностранной валюте: печальный опыт многих государств, в том числе и Российской Федерации, показывает, что его безудержное разрастание может привести к серьёзным проблемам как для страны в целом, так и для её жителей и предприятий.

Зачем анализировать, кому и сколько должна Россия

Внешний долг является одним из ключевых макроэкономических показателей для любой страны. Анализ динамики и величины госдолга позволяет определить устойчивость государственных финансов. Особенно опасен внешний долг, платежи по которому должны совершаться в иностранной валюте. Если её по каким-то причинам недостаточно, то финансовые власти могут:

  • попробовать рефинансировать госдолг, что приведёт к росту затрат на обслуживание долговой нагрузки из-за переоценки рисков инвесторами;
  • напечатать дополнительные денежные средства — результатом станет выросшая инфляция и ослабленная национальная валюта;
  • направить на платежи по долгу бюджетные средства, предназначавшиеся на другие расходы, — это вызовет проблемы у получателей этих ресурсов.

Также проблемы с госдолгом отрицательно влияют и на многие компании, базирующиеся в стране-эмитенте. Колебания на валютном рынке, повышение стоимости заёмных средств, снижение кредитных рейтингов — вот лишь неполный перечень возникающих трудностей.

Основные параметры внешнего долга России

По данным Центробанка, по итогам первого полугодия 2020 г. общий объём внешнего долга России составил 481,5 млрд долл. Из этой суммы почти 55% пришлось на частный сектор, а 45% — на госсектор, в его расширенном понимании. Для сравнения, национальный госдолг США на конец 2020 г. превысил 27 трлн долл.

Читайте также:  Кривая или прямая линия с Президентом Нет овальная

По методологии ЦБ к расширенному госсектору относятся:

  • Центробанк;
  • органы государственного управления;
  • банки и компании, в которых государство косвенно и напрямую контролирует 50 и более процентов акций.

При более детальном анализе данных ЦБ по отраслям видно, что наиболее высокая долговая нагрузка у небанковского частного сектора — почти половина всего внешнего долга.

Источник

Внешний и внутренний государственный долг россии вопросы

Библиографическая ссылка на статью:
Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 19.06.2021).

В современном мире государственный долг характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.

Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Государственные заимствования прочно вошли в жизнь и стали основным источником покрытия дефицита бюджета. Стоит отметить, что «в период, когда федеральный бюджет России был профицитным (20002008 гг.), государство продолжало практиковать новые государственные займы. В таком случае они использовались для рефинансирования прежних займов, по которым наступил срок погашения, для обслуживания государственного долга, а также для целей денежно-кредитного регулирования».[1]

Несмотря на широкое использование государственного кредита у него имеется множество недостатков. Негативным последствием государственного долга можно считать выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.

Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой института государственного долга. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации включает «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».[2]

Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом состоит особенность российской практики, в других странах государственный долг рассчитывается с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами.

Рассмотрим внутренний государственный долг Российской Федерации. Современному внутреннему долгу предшествовало становление рынка государственных ценных бумаг в 1993 г., который был необходим для стабилизации экономической обстановки в стране. Прямое финансирование дефицита бюджета было запрещено Правительством Российской Федерации, взамен стали выпускать краткосрочные купонные облигации – ГКО-ОФЗ. Темпы роста внутреннего долга увеличивались в геометрической прогрессии, и его обслуживание в 1998 г. стало обременительным для государства. К середине 1998 г. государственный внутренний долг в ГКО-ОФЗ составил 425 млрд. рублей. Вследствие этого в России был объявлен дефолт. В 1999 г. по сравнение с 1998 г. расходы по обслуживанию и погашению государственного долга существенно сократились и составили всего 0,82 от предыдущего уровня. Обратимся к динамике внутреннего государственного долга с 2005 г. по настоящее время:

Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга России [3]

По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
Всего в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25
01.01.2012 4190,55 637,33
01.01.2013 4977,90 906,6
01.01.2014 5722,24 1289,85
01.01.2015 7241,17 1765,46
01.01.2016 7307,61 1734,52

В Федеральном законе о бюджете на 2016 г. верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2017 г. предусмотрен в сумме 8817 млрд. рублей. Проанализируем структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2016 г. по данным Министерства финансов. Для привлечения дополнительных средств, которые пойдут на покрытие дефицита бюджета, государство выпускает разные виды ценных бумаг, которые и составляют структуру внутреннего дога: облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) – 24,17 %, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 48,63%, облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 14,2 %, государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) – 6,47%, облигации федерального займа с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) – 2,52%, государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) – 2,37%, облигации внутреннего облигационного займа Российской Федерации (ОВОЗ) – 1,61 %.[4]

Если внутренние займы Российской Федерации основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, государств, субъектов международного права и международных организаций. Внешний долг затрагивает интересы Российской Федерации на международной арене.

История современного внешнего долга Российской Федерации начинается с 1991 г. Тогда в Минске был подписан «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга Союза ССР». По данному соглашению доля России, как в зарубежных активах, так и во внешних обязательствах СССР составляла 61,34%. Сумма внешних государственных финансовых обязательств в России на 1992 г. составляла 107 млрд. долл. США, из них долг бывшего СССР – 100,4 млрд., новый российский долг – 6,3 млрд.[5]

В 1993 г. Российская Федерация подписала двусторонние соглашения и взяла на себя активы и долги всех остальных республик бывшего СССР, а в структуре российского внешнего долга появилась графа – «долг бывшего СССР». На 1 января 2000 г. объем унаследованных от СССР обязательств составлял 89 млрд. долл. Помимо этого, Россия, будучи в условиях глубокого экономического кризиса, произвела собственные заимствования на сумму 77,1 млрд. долл.[6] Начиная с 2000 г., внешний государственный долг Российской Федерации неуклонно рос. Так в период с 2004 – по 2008 гг. государственная задолженность возросла более чем в два раза – с 213,4 до 479,8 млрд. долл. В 2009, 2010 гг. задолженность находилась примерно на одном уровне, и с 2011 г. снова стала возрастать.

Проанализируем динамику внешнего долга с 2011- по 2015 гг.:

Таблица 2. Внешний долг Российской Федерации [7]

(млн. долларов США)

На 01.01.2017 г. верхний предел государственного внешнего долга Федеральным законом о бюджете на 2016 г. предусмотрен в объеме 55,1 млрд. долл. США. Следует отметить, что в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 г. внешний корпоративный долг Российской Федерации превысил объем золотовалютных резервов. Государственные корпорации получили кредиты рефинансирования, однако проблема корпоративного долга остается актуальной и сегодня.

«Существенное влияние на основные параметры федерального бюджета оказывает принятие обязательств по государственным гарантиям, объем которых формирует условные обязательства государства и включается в совокупный объем государственного долга страны. По этой причине увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост госдолга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита».[8] Чтобы понять, насколько государственный долг Российской Федерации соотносится с ее экономикой, проанализируем такие показатели долговой устойчивости, как отношение государственного долга к ВВП и долю расходов на обслуживание государственных заимствований.

Таблица 3. Показатели долговой нагрузки на российскую экономику в 2012-2015 гг. [9]

Читайте также:  Отработка умений решать простые задачи входящие в составную
Показатель 2012 2013 2014 2015 Пороговое значение
1 Отношение государственного долга к ВВП,% 11,8 13,1 13,7 13,4 25
2 Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета 2,6 3,2 3,4 3,3 10

Динамика данных показателей отражает рост величины государственного долга и увеличение расходов по его обслуживанию.

Исследовав государственный внешний и внутренний долг, можно сделать следующие выводы:

  • В последние годы наблюдается рост общей величины государственного долга и увеличение внутреннего государственного долга;
  • Неуклонный рост внешнего корпоративного долга

Решения о размещении государственных займов принимаются в рамках долговой политики Российской Федерации. Планируется, что дефицит федерального бюджета в 2016 г. составит 2360 млрд. руб., для покрытия которого будут привлекаться новые займы. В 20162018 гг. источниками покрытия дефицита федерального бюджета будут выступать средства Резервного фонда и государственные заимствования Российской Федерации. Как отмечено в документе «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», наращивание государственных заимствований не будет препятствовать своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства, и объем государственного долга не превысит предельные 15-20% ВВП.

Актуальной задачей для России является эффективное управление долговым портфелем. «Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения государственных займов, а также по гармонизации интересов заемщика и кредитора»[10].

Перечислим методы управления государственным долгом, используемые в разных странах мира. Самым распространенным методом является рефинансирование государственного долга – размещение новых займов с целью погашения старых. Однако для использования данного метода у страны должна быть высокая финансовая репутация. Без условий значительного смягчения кредитования этот метод не всегда хорош, так как затягивает страну в еще большую задолженность.

В условиях финансового кризиса страны пользуются методом реструктуризации – изменение графика выплаты долга, продление льготного периода, во время которого выплачиваются только проценты, и изменение срока платежей. При этом долг не уменьшается, а даже увеличивается из-за дополнительных процентов в новый период его погашения, но в то же время государстводолжник получает краткосрочное облегчение.

Другими административными методами регулирования долга, помимо реструктуризации и рефинансирования, являются списание и аннулирование долга. Как правило, аннулирование долга связано с политическими причинами. Аннулирование долговых обязательств происходит либо в случае финансовой несостоятельности государства, либо в случае отказа от выплаты долга. Однако в таком случае подрывается доверие к странедолжнику, перспективы дальнейших заимствований становятся ограниченными, сокращается внешняя торговля с другими странами.

Обратимся к некоторым экономическим методам регулирования государственного долга – конверсии и секьюритизации. Конверсия представляет собой изменение размера доходности займа. Чаще всего государство сокращает выплачиваемую процентную ставку. Под секьюритизацией понимают выпуск облигаций, обмениваемых на старый долг либо подлежащих продаже. Секьюритизация внешнего долга происходит в случае признания заемщиком и кредитором приоритета новых долговых обязательств.

Сегодня у Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции роста государственного долга. В связи с этим планируется создание Российского финансового агентства – специализированного финансового органа, который будет заниматься реализацией государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России на финансовых рынках. Предполагается, что Росфинагенство станет важнейшим элементом системы управления государственным долгом, целью которого является снижение стоимости государственных заимствований и обслуживания долга, обеспечение профессионального присутствия на финансовых рынках. Кроме того, в связи со сложной ситуацией в сфере корпоративных заимствований будет совершенствоваться система мониторинга внешнего долга банков и корпораций, а также планируется утверждение советом директоров корпораций предельных показателей долговой устойчивости компании.

[1] Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. – М.: Юрайт, 2015. – с.315

[3] Источник: Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=20965 (дата обращения: 17.05.2016)

[4] Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации/ Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/# (дата обращения: 17.05.2016)

[5] Новожилова Т.Н. Государственный долг Российской Федерации: история становления, современное состояние: учебное пособие/ Т.Н. Новожилова. – Н. Новгород: Из-во ВВАГС, 2007. – с.16

[8] Соболев В.И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки XXI века», сборник статей, 3 часть. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2015 г., с. 126

[9] Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. / Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/dolgovaya_politika_rossiyskoy_federatsii_na_2013-1015.pdf (дата обращения: 18.05.2016)

[10] Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие, 3-е издание – М.: Магистр : ИНФРА-М, 2016. – с. 164

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [электронный ресурс].Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19702
  2. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713
  3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. / Минфин [электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/dolgovaya_politika_rossiyskoy_federatsii_na_2013-1015.pdf
  4. Деньги. Кредит. Банки: учебник для бакалавров/ ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 575с.
  5. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учебное пособие, 3-е издание/ Н.А. Лупей, В.И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. – 444с.
  6. Новожилова, Т.Н. Государственный долг Российской Федерации: история становления, современное состояние: учебное пособие/ Т.Н. Новожилова. – Н. Новгород: Из-во ВВАГС, 2007. – 71с.
  7. Соболев В.И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки XXI века», сборник статей, 3 часть. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2015 г., с. 123-129.
  8. URL: http://cbr.ru/

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Источник

В сухом достатке

Государственный долг России за 2020 год увеличился на 5,42 трлн рублей (на 39,9%) и составил 18,99 трлн рублей, или 17,8% ВВП. Об этом говорится в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов социальных фондов.

Это позволило покрыть крупнейший за последние 10 лет бюджетный дефицит (4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП), компенсировать выпадающие доходы, а также финансировать меры по борьбе с COVID-19, по поддержке населения и бизнеса. Расходы бюджета выросли более чем на четверть, по этому показателю Россия вошла в топ-5 стран «большой двадцатки», отмечал глава Минфина Антон Силуанов. Показатели госдолга не превысили и в будущем не превысят безопасный уровень, считает Минфин. «Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется», — отмечает ведомство.

Минфин отмечает, что важен не только общий объем госдолга, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также важна сбалансированная структура долга без пиков платежей.

«Госдолг вырос с 12,4 до 17,8%. Такой рост считаю вполне обоснованным и не критичным, — написал в Facebook глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Для того в свое время и снижали госдолг, чтобы в моменты кризиса иметь возможность занимать. Хорошо, чтобы в последующие годы темпы роста госдолга были сопоставимы с ростом ВВП».

Россия подошла к испытаниям 2020 года с рекордно низким госдолгом и хорошей репутацией у инвесторов, готовых кредитовать российское государство по низким ставкам. Это позволило свести к минимуму использование резервов из Фонда национального благосостояния: на финансирование дефицита бюджета из него было перечислено лишь 290 млрд рублей. За счет зачисления в ФНБ нефтегазовых доходов предыдущего года, приобретения акций Сбербанка и валютной переоценки объем фонда за 2020 год, несмотря на кризис, вырос с 7,77 трлн до 13,55 трлн рублей. Это подушка на «черный день».

Читайте также:  Восемь главных мотиваторов к покупке как вызвать у потребителя желание купить

В 2021 году Минфин планирует занять около 3,7 трлн рублей. Согласно закону о бюджете предельный уровень госдолга в 2021 году составит 20,4% прогнозируемого объема ВВП (в 2022 году — 20,8%, в 2023 году — 21,4%), напоминает министерство. «При достижении данного уровня Россия по-прежнему будет оставаться в числе стран с наиболее низким показателем долговой нагрузки госдолга, поэтому уровни вблизи 20% от ВВП представляются безопасными», — подчеркивает Минфин.

До прошлого года цифра 20% ВВП публично обсуждалась как нежелательная для пересечения, но это не какая-то объективная граница, категория безопасного уровня долга многомерна и очень условна, говорит замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, и после очень крупных заимствований 2020-2021 годов.

«Сомнения в возможности обслуживать долг, как правило, возникают в странах с уровнем долга выше 40-50% ВВП, — объясняет он. — Проблемы в обслуживании периодически возникают у стран с долгом, преимущественно номинированным в иностранной валюте, так как валютные кризисы резко переоценивают обязательства — у России, напротив, и после новых размещений на 70-80% долг будет рублевым. Если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка иногда считается чрезмерной. Если считать реалистичными долгосрочные рублевые ставки в 6-7%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 30% ВВП. В этом смысле грань 21-22% еще достаточно комфортна».

В основном госдолг в 2020 году увеличился за счет внутреннего долга (программа государственных внутренних заимствований была перевыполнена более чем в 3,5 раза). Внешний госдолг вырос лишь на 1,9 млрд долларов (до 56,8 млрд долларов), но из-за ослабления национальной валюты его рост в рублевом эквиваленте оказался гораздо более существенным (+800 млрд руб.).

Обслуживание госдолга обошлось бюджету в 2020 году в 784 млрд рублей, что на 53 млрд рублей, или на 7,3%, больше расходов за предыдущий год. Стоимость обслуживания долга выросла бы значительно больше, если бы не снижение доходностей облигаций федерального займа вслед за ключевой ставкой Банка России.

Из новых тенденций, требующих внимания, в АКРА выделяют рост доли расходов на обслуживание долга, чувствительных к колебаниям процентных ставок: доля долга с плавающими процентными ставками существенно увеличилась, этот инструмент заимствований оказался основным в 2020 году и, вероятно, будет играть заметную роль в 2021-м. Около четверти прямого госдолга России к концу 2020 года имело плавающий купон, что при текущих ставках соответствует

0,2% ВВП в составе ежегодных расходов на обслуживание госдолга, приближающихся к 1,2% ВВП.

При условии, что бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов, будет, как и планируется, в полном объеме возобновлено после 2021 года, движение уровня госдолга от 22% ВВП значимо вверх стоит ожидать лишь в периоды проведения антикризисной контрциклической политики, подобные 2020-2021 годам. В обычные же годы его динамика будет очень инерционной, прогнозирует Дмитрий Куликов. Наконец, учитывая ликвидные финансовые активы, которыми располагает государство (в ФНБ и за его пределами), чистый долг в разных определениях будет ближе к 10% ВВП, заключает аналитик.

Источник



Госдолг России — 2020. Динамика

В первую очередь надо понимать, что существует два вида государственного долга – внешний и внутренний. Если объединять эти понятия, то госдолг – это обязательства государства перед кем-либо. Образуется государственный долг из заимствований властей для погашения дефицита бюджета. Важно знать, что в данном случае не учитываются социальные и пенсионные обязательства государства перед гражданами своей страны.

Внешний госдолг – это суммарная задолженность государства перед иностранными кредиторами. В качестве кредитора здесь может выступать кто угодно – крупное предприятие, международный банк, другое государство, специальный фонд и так далее. Грубо говоря, это кредиты, которые страна взяла за границей.

Внутренний госдолг – это суммарная задолженность государства перед внутренними кредиторами, которыми выступают негосударственные организации страны и ее население. Существует несколько специальных инструментов, с помощью которых государство может брать займы у своего народа.

Какой у России внешний госдолг?

Внешние долги Российской Федерации мониторит Центральный Банк Российской Федерации. Именно регулятор ежеквартально отчитывается о ситуации с изменением размера обязательств перед другими странами и проводит выплаты по ним. По данным ЦБ РФ на 1 октября текущего года внешний государственный долг России составляет 461 млрд долларов США.

Если говорить о динамике, то на данный момент наблюдается снижение долговых обязательств России перед зарубежными кредиторами относительно 2018 года и более ранних лет. В последние два года ситуация с долгом относительно стабильная. Сумма обязательств варьируется от 450 до 490 млрд долларов.

Внешний госдолг РФ по годам

Год

Сумма долга (млн долларов)

Структура долговых обязательств по внешнему долгу, как правило, определяется в нескольких видах валют. А именно в валютах, в которых берется заем. Разумеется, в международных отношениях преобладают доллары, а соответственно именно в этой валюте больше всего долгов у нашей страны. По данным на 1 июля текущего года, структура российского внешнего госдолга такова:

  • Доллары – 47%
  • Рубли – 30%
  • Евро – 19%
  • Остальные валюты – 4%

Стоит отметить, что в Государственный долг входят не только кредиты у зарубежных стран, но и ряд других обязательств. В частности, ценные бумаги, такие как ОФЗ или Еврооблигации, а также обязательства перед инвесторами, лизинговыми компаниями и так далее.

Внутренний Госдолг РФ

Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.

Как работает ОФЗ? Здесь все просто:

  • Покупается ценная бумага на определенный срок
  • Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами

Приобрести ценную бумагу простой человек может через брокеров в инвестиционной компании или на бирже, а также в крупных банках страны. Стоит отметить, что для обычных граждан доступны не все виды облигаций. Сегодня существуют, так называемые, народные облигации, которые призваны привлечь интерес неквалифицированных инвесторов к подобному инструменту сбережения их средств.

Да, здесь речь идет именно о сбережении. Опытные трейдеры, а также биржевая статистика, говорят о том, что доходность по таким бумагам приблизительно равна инфляции или немного превышает ее. При этом рисков для покупателя практически нет, учитывая, что дефолта в РФ не предвидится в обозримом будущем. Такой инструмент выглядит несколько привлекательнее, нежели простой банковский депозит, но россияне опасаются, ссылаясь на опыт прошлых лет и непонимание столь сложных инвестиционных продуктов.

Помимо займа через облигации у населения и негосударственных организаций, во внутренний государственный долг также входят и гарантии. В данном случае под гарантиями понимается долговое обязательство, заемные средства по которому используются для реализации определенных направлений экономики.

Уровень внутреннего госдолга отслеживается Министерством Финансов Российской Федерации. Именно это ведомство отвечает за выпуск ценных бумаг на внутреннем рынке и осуществляет выплаты по ним. По данным Минфина на 1 ноября текущего года Госдолг составляет почти 14 трлн рублей. Стоит отметить, что с начала года показатель вырос почти на 4 трлн.

Источник