Государственное управление Российской Федерации вызовы и перспективы

Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы

Одна из актуальных тем на общественной, а прежде всего на политической арене – это тема элит в России. Перед тем как продолжить диалог, нам нужно определить само понятие и ответить на вопрос, что же такое элита. В социальных науках элитой считаются люди, которые занимают высокое положение в обществе. В политике – это люди, занимающие высокие государственные посты и обладающие властью, влиянием и силой. Если же речь идет о социуме, то элита общества – это интеллигенция, люди, которые формируют вкус, правила и нормы морали. Элита существует во всех сферах общественной жизни и подразделятся на виды, такие как, например, управленческая, творческая, аристократическая, технократическая, интеллектуальная элита и другие. Такое разнообразие обусловлено усложнением самого общества, которое требует ориентиров в различных сферах общественной жизни. А эти ориентиры в свою очередь формируются лидерами мнений, которые обладают не только властью, силой и деньгами, но еще и харизмой лидера – человека, способного вдохновить и увлечь за собой. Несмотря на то, что элита разнообразна, сейчас в ней можно выделить несколько доминирующих групп, в руках представителей которой сконцентрирована власть.

«Элита ( от франц. Elite – лучшее, отборное), в социологии и политологии – высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты – политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности – от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты» [1].

Автор обращается к толковому словарю, чтобы глубже проанализировать термин «элита». Так вот, элита – «это наиболее достойные, лучшие представители какой-либо части общества» [2]. Так же, современный словарь русских синонимов определяет элиту как – «аристократия, дворянство» [3].

В рамках доклада мы более подробно остановимся на одном из типов элит – политической элите. Посмотрим, какие изменения она претерпела с 1990-х гг., и постараемся нарисовать потрет, отображающий все реальные черты и облик современного лица аристократии (употребленного в значении – привилегированная часть общества). Начинаем анализ с 199 0 го да, чтобы дать краткую историческую справку и пронаблюдать изменения, которые произошли с элитой Российской Федерации.

«Если посмотреть на несколько десятилетий назад, как раз в начало 90-х гг., то мы увидим, что в недалеком прошлом реальная власть была сконцентрирована в руках самых успешных бизнесменов того времени. Среди таких политических олигархов можно Бориса Березовского, Михаила Ходорковского, Михаила Фридмана, Владимира Гусинского и других» [4].

Что же мы видим сегодня? Где сейчас Роман Абрамович, Андрей Бородин, Олег Дерипаска, Гусинский, Ходорковский и все остальные, некогда являющиеся лицом Российской элиты, людьми, которые играли главные роли на государственной арене и принимали самые важные решения – «решения уровня «да»»? Автор говорит «некогда являющиеся», потому что сейчас эти деятели разжалованы и их статус – «российская политическая элита», развенчан. Да, эти предприниматели остались очень богатыми и состоятельными людьми, но элитой их назвать никак нельзя, поскольку никаких политических, экономических или социально важных решений они более не принимают. В тоже время их более нельзя назвать и олигархами, потому как олигархия – это «власть узкого круга наиболее богатых и знатных лиц, правящая аристократическая верхушка, политическое и экономическое господство наиболее влиятельных представителей монополизированного капитала»[5]. Мы видим ключевое отличие олигархии от всего остального – это власть. Исходя из определения, мы понимаем, что описанная выше группа людей более не наделена властью и, если и обладает силой, влиянием и свободой, то только экономической и финансовой.

«Вторую половину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. многие исследователи и политики называют периодом олигархического правления в России. Политическое влияние этой группы политиков начинает проявляться только со второй половины 90-х гг., когда в результате приватизации государственной собственности небольшая группа приближенных к Б.Н. Ельцину лиц обрела миллиардные состояния и стала непосредственно влиять на политические процессы. Этому способствовало также слабое здоровье Президента РФ» [6].

Период «семибанкирщины», т.е. правления семи, а по некоторым Источник ам – девяти, представителей российского финансового бизнеса в России, завершился благодаря В.В.Путину. Придя к власти в 200 0 го ду, Владимир Владимирович начал устранять причины, по которым была разрушена вертикаль власти при Б. Ельцине.

В.В. Путин принял ряд мер по укреплению вертикали власти. В рамках доклада для нас представляют наибольший интерес следующие:

  1. создал федеральные округа;
  2. ввел полномочных представителей Президента РФ (полпредов) в федеральных округах;
  3. установил новый порядок формирования Совета Федерации;
  4. ввел прямое президентское правление в регионах через полпредов;
  5. принял меры по восстановлению и укреплению единого правового поля на всей территории РФ.

Эти меры способствовали повышению политического влияния федеральных исполнительных органов власти РФ и снижению влияния региональных элит. Впоследствии, люди, которых привел Владимир Владимирович, стали называть «путинская» элита.

Прежде чем приступить к описанию «путинской» элиты нарисуем портрет элиты предыдущей – олигархической. И в качестве примера возьмем тех самых девятерых крупных представителей российского финансового бизнеса из которых и составим собирательный образ, портрет правящего класса 90-х гг., а именно:

  • Борис Березовский (23.01.1946–23.03.2013 гг.) – советский и российский предприниматель, государственный и политический деятель, ученый-математик, физик, автор ряда научных трудов и монографий, доктор технических наук, профессор. С 29 октября 1996 года по 4 ноября 1997 года – заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации
  • Михаил Ходорковский (26.07.1963 г.) – российский предприниматель, общественный и политический деятель, публицист. В 1997–2004 гг. был совладельцем и главой нефтяной компании «ЮКОС.

В 198 6 го ду окончил с отличием Московский химико-технологический институт им. Д. Менделеева (МХТИ), получив диплом по специальности «инженер-технолог»

  • Михаил Фридман (21.04.1964 г.) – российский предприниматель, миллиардер. Совладелец и председатель наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп», член наблюдательного совета VimpelCom Ltd., член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, учредитель и член бюро президиума Российского еврейского конгресса, член Общественной палаты созыва 2006 года, Национального совета по корпоративному управлению, Международного Консультативного Совета по иностранным отношениям. Окончил Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС) в 1986 г.
  • Петр Авен (16.03.1955 г.) – российский государственный деятель, предприниматель, коллекционер. С 1994 года является членом наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп закончил экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1977 году и продолжил обучение в аспирантуре.
  • Владимир Гусинский (06.10.1952 г.) – российский предприниматель, бывший российский медиа-магнат, владелец новостного ресурса NEWSru.com . В1969 поступил в Институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина, но был отчислен. Служил в армии в 1973–1975 годах ( по одним данным, в войсках химразведки, по другим – в войсках ПВО).
  • Владимир Потанин (03.01.1961 г.) – российский предприниматель и политический деятель. Владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России, генеральный директор ГМК «Норильский Никель», председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа. Закончил экономический факультет МГИМО в 1983 году.
  • Александр Смоленский (06.07.1954г.) – российский предприниматель. Окончил Геолого-технологический институт в Казахстане по специальности «экономика».
  • Владимира Виноградов (19.09.1955–29.06.2008 гг.) – один из первопроходцев создания банковской системы современной России. Известен, прежде всего, как основатель Инкомбанка и Московского банковского союза, президент акционерного банка «Инкомбанк, секретарь комитета ВЛКСМ объединения «Атоммаш», член Совета по предпринимательству при Президенте Российской Федерации. Окончил Московский авиационный институт (МАИ) с квалификацией «инженер-механик», аспирантуру Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.
  • Виталий Малкин (16.09.1952 г.) – российский государственный и политический деятель. Бывший член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, член Комиссии по делам молодежи и туризма, член Комиссии по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения. Член совета Ассоциации российских банков, бывший президент ОАО «Банк Российский кредит», основной владелец ОАО «Импексбанк». Создатель благотворительного фонда «Эра». В 1975 году окончил с отличием физико-технический факультет Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова. С 1975 по 1983 год – аспирант Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). В 1983 году – защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук.

Так что же отличало «ельцинскую» элиту? По данным О.Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от предыдущих элит («брежневской», «горбачевской»). Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 1 0 ле т. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 ра з. «Ельцинская» элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами. Процент лиц, имеющих высшее образование, в целом по элите составлял 94%, среди них были кандидаты и докторов наук. Так же стоит отметить, что «ельцинская элита» была наименее связана со старой номенклатурой по происхождению.

Портрет элиты : молодые, образованные, предприимчивые и что немаловажно – трудолюбивые люди, прогрессивные, умеющие широко мыслить и смотреть вперед, начинали свой путь по-разному. Кто-то после окончания университета исправно трудился на заводе, нарабатывал авторитет и уважение коллег, вследствие чего по рекомендации завода направлялся на обучение в Москву (В.В. Виноградов), кто-то занимался предпринимательской деятельностью и организовывал кооперативы (М.М. Фридман: кооператив «Курьер», В.А. Гусинский: кооператив «Металл»), кто-то работал параллельно с учебой (М. В .Х одорковский: плотник в жилищно-строительном кооперативе «Эталон»), кто-то уже на первых курсах обучения находил подработки различного толка (спекуляции с театральными билетами, подпольная продажа джинсов «Ливайс»). Мы видим, что эти люди одарены и талантливы, совмещали работу с учебой и стремительно росли и шли вперед. Все это характеризует элиту с социокультурной точки зрения, но не с политической. Что же было, когда эти люди пришли к власти?

Олигархи 90-х гг. были амбициозны, но не опытны в вопросах политики. Им так быстро удалось разбогатеть, что это вызывало головокружение от успехов и им казалось, что они на вершине Олимпа, что теперь им все подвластно. На этой волне они и творили что хотели, ставя превыше всего свои собственные интересы, а не интересны государства или народа. «Новоиспеченная элита» пошла дальше и начала использовать в своих интересах СМИ, профсоюзы, чиновников, покупать инсайдерскую информацию, использовать ее в своих интересах и влиять на принятие экономических и политических решений.

Таким образом, в контексте всего вышеизложенного, элита – это прежде всего лицо и моральный облик самого президента. Это его отношение к стране, его дела и поступки в отношении государства, его забота об интересах граждан. «Ельцинская» элита тонула в алчности, вела подковерные игры, мерилась силой и вообще делала все что угодно, только не заботилась об интересах государства.

Читайте также:  О разъяснениях налогового законодательства

На смену этому режиму пришла новая – «путинская» элита. В качестве представителей можем назвать, во-первых, полномочных представителей президента РФ, во-вторых, всех, кто находится рядом с Владимиром Владимировичем, является его правой рукой, его коллегами, единомышленниками и друзьями. В их числе Д.А.Медведев, С.К.Шойгу, Г.С.Полтавченко, С.В.Лавров и другие.

Если выполнить поиск в сети Интернет по запросу «Портрет политической элиты России», в качестве первой ссылки мы увидим следующих лиц:

Что же касается полпредов РФ, то ниже на схеме представлены округа и фамилии назначенных лиц.

Описание: Описание: Map of Russian districts, 2016-07-28.svg

С момента создания федеральных округов прошло почти 1 7 ле т. Профессиональный облик полномочных представителей президента РФ поможет нарисовать их общий портрет и выявить основные критерии попадания в политическую элиту России в начале XXI века.

На протяжении рассматриваемого периода должности полпредов президента занимали 3 5 че ловек.

« Из них чуть больше половины имели отношение к силовым структурам. Кто-то в прошлом занимал генеральскую должность и состоял в действующей армии, часть из них были профессионально задействованы в органах безопасности, и, зачастую, имели непосредственное отношение к В.В. Путину как сослуживцы. Как показывают биографические данные, треть чиновников заканчивали технические университеты и получали различные инженерные специальности, многие из них впоследствии, следуя веяниям моды, обучались экономической теории, или просто защищали кандидатские или докторские диссертации по ним. Поэтому анализируя социально-профессиональный состав полпредов Президента в федеральных округах, была выделена единая категория по инженерам и экономистам. Юристы в количественном критерии занимают более скромное место. Их показатель равен 11.4%. Так, например, полномочный представитель Южного федерального округа В.В. Устинов, до назначения занимал должность министра Юстиции с 200 0 го да, затем Генерального прокурора РФ до 2008 г., а эта деятельность по определению в нашем государстве не может быть отнесена к гражданской. Только два полпреда образуют группу «другие»: это – Исхаков Камиль Шамильевич полпред в Дальневосточном федеральном округе 2005–200 7 гг . – закончил физический факультет Казанского государственного университета, а также сегодняшний председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Матвиенко Валентина Ивановна, бывший полпред Северо-Западного федерального округа (2003 г.). Она обучалась в Ленинградском химико-фармацевтическом институте»[7].

Из таблицы мы видим, что на должности полпреда не задерживались долго. Часто причины отставок полпредов или освобождение их от занимаемых должностей не объясняются, но очевидно, что Владимир Владимирович остается верен своему пути, подбирая армию единомышленников, тех, кому он может доверять и в ком может быть уверен, и остается жесток по отношению к тем, кто по каким-то причинам лишился его доверия.

Что еще стоит отметить – средний возраст исследуемой группы. Он равен 5 7 го дам. Т.е. нынешний элитарный состав является ровесником «ельцинского» состава. А это говорит о том, что прошлая и настоящая элиты были рождены в одно время, в одну эпоху, в одном политическом, экономическом и социальном пространстве – в среднем с 1950-х по 1960-е годы. Интересно отметить, что произошла смена парадигм («ельцинского» режима на «путинский»), смена фундамента, на котором все стоит и строится, а «кирпичики» – люди, составляющие элитарную группу и осуществляющие важные и культурные функции, были обжины (выкованы) в один и тот же период, в одном и том же пространстве.

Подводя итог и рассматривая полномочных лиц как наиболее ярких представителей политической элиты современной России, можно сказать, что при В.В. Путине лицом элитарной группы выступают экономисты, инженеры, юристы, но доминирующую часть (почти 55%) составляют силовики. Как следствие, отличительные черты «путинской» элиты : средний возраст «полпредов» – 5 7 ле т. Т.е. элита стала старше в среднем на 1 5 ле т по сравнению с «ельцинской» (средний возраст олигархической элиты в период ее наивысшего влияния на государство – 4 0 ле т). Так же элита характеризуется наличием технического, юридического, военного образования (коего, например, не было при предыдущей элите). Из черт характера можно отметить решительность, исполнительность, наличие определенных ценностных установок, ориентация на национальные интересы – все это было так же чуждым и не родным для «ельцинских». Перечисленные выше черты мы можем видеть и у самого президента РФ, а это в свою очередь возвращает нас к главной мысли: политическая элита – это, прежде всего, лицо и моральный облик самого президента.

  1. БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ, 2003.
  2. Большой современный толковый словарь русского языка, 2012.
  3. Синонимы русского языка, 2012.
  4. Политическое образование «Современная политическая элита России: краткий анализ».
    URL: http://lawinrussia.ru/content/sovremennaya-politicheskaya-elita-rossii-kratkiy- analiz (24.05.2017).
  5. Большой современный толковый словарь русского языка, 2012.
  6. URL: www.Grandars.ru . Социология Политология «Политические элиты современной России».
    URL: http://www.grandars .ru/college/sociologiya/elita-rossii.html (24.05.2017).
  7. URL: NovaInfo.Ru № 48, 2016 г. Политология Меженина О.В. «Социально-профессиональные характеристики полномочных представителей президента в федеральных округах РФ (2000–2015 г).
    URL: http://novainfo.ru/ article/6888/pdf (24.05.2017).

* Горькая Ольга Олеговна , аспирантка кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источник

Особенности политической элиты современной России

Политическая элита представляет собой верхние, руководящие слои населения, представители которых принимают важнейшие, судьбоносные решения для общества. Так, политическая элита может быть представлена президентом, премьер-министром, губернаторами, руководителями муниципальных образований и так далее.

Не следует забывать также о наличии различных ветвей власти, необходимо сказать о законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно лица, занимающие руководящие должности в органах, представляющих данные ветви власти, также является своеобразной политической элитой, так как принимают важные решения в различных сферах.

Высшая политическая элита включает в свой состав ведущих политических руководителей, а также лиц, которые занимают высшие руководящие должности в различных структурах. Например, сюда относится председатель Верховного Суда РФ. Если говорить о численности данной категории, можно отметить видео ограниченность, однако решения данной категории населения оказывают значительное влияние на все общество в целом, затрагивая миллионы судеб, принимая судьбоносное решение для всего государства.

Представительство в политической элите

Представительство в сфере высшей элиты определяется репутацией лица, его финансами или положением в структуре власти.

Имеет место также формирование так называемой средней политической элиты, которая формируется из большого количества выборных должностных лиц. Это представители Государственной Думы, Совета Федерации, мэры различных городов и так далее. Если говорить о численном массиве данных граждан, они составляют не более 5% от всего населения. При этом они обладают одним из самых высоких показателей в сфере доходов, профессионального статуса и образования.

Нередко намечается тенденция, когда представители средней элиты недовольны своим материальным положением или статусом в обществе и стремятся к высшей профессиональной элите. Кроме того, в современных условиях возрастает роль таких категорий граждан, как:

  • государственные служащие;
  • менеджеры;
  • учёные;
  • администраторы.

В частности, они оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, подготовку и принятие различных политических решений. Однако данная тенденция сдерживается тоталитарным и авторитарным и проявлениями политики. Это связано с тем, что элита стремится удержать власть в своих руках. Поэтому процесс формирования стабильного демократического общества весьма труден, долог и достаточно сложен. Однако только такой тип правления общества способен иметь прямую связь с народом, обладать высшей степенью взаимодействия с различными слоями населения, а также находить наиболее компромиссное решение по возникающим общественным проблемам.

Таким образом, элита представлена в своем составе высшими государственными служащими и чиновниками, которые занимают руководящие позиции в государственных органах, департаментах, иных структурах, имеющих связь с государственным управлением. Их задача заключается в подготовке различных политических решений, контроле над их исполнением, а также законотворческой инициативе при необходимости.

Особенности политической элиты в России

Политическая элита в России складывалась длительное время, имеет достаточно продолжительную историю развития, свои традиции и использование опыта предшественников. Однако в настоящее время существует потребность в поиске нового пути развития политических отношений.

В настоящее время государственную власть в России можно охарактеризовать следующими признаками:

  • она неделима и не освещаема;
  • она полностью автономна;
  • также полностью не подконтрольна обществу;
  • традиционная Российская власть связана с собственностью, а именно вопросами обладания и распоряжения ею.

Не только в России, но и в других государствах имеются общие черты, которые определяют особенности развития элиты в сфере политики. Так, на сегодняшний день усиливается роль исполнительной власти, повышается значимость неформальных связей и процедур, ускоряется циркуляция элит, повышается их мобильность. При этом развитии элит является неравномерным. Если говорить о правящей элите, то здесь можно выделить небольшую сплоченную группу, которая стоит на самом верху пирамида власти. Сюда можно отнести примерно 20-30 человек, данная группа является самой сплоченной и труднодоступной для исследования политологов.

Однако на сегодняшний момент можно выделить такую проблему развития политической системы, как реализацию власти. В частности, можно выделить одну интересную российскую особенность развития политической системы, а именно противостояния, а нередко и силовые конфликты и спал мы исполнительной и законодательной власти.

Очевидно, что если одна ветка власти будет уничтожена, это будет означать крах другой, что приведет к поражению действующего режима. Понятно, что полной гармонии между этими ветвями власти не может существовать, однако правовое закрепление правового статуса каждой ветви власти позволит избежать серьезных конфликтов в данной сфере.

На сегодняшний день политическую элиту России характеризует также идейная и нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться на плаву. При этом власть характеризуется отсутствием каких-либо идеологических ориентиров и системы нравственных ценностей, нет долговременных программы реформ общественных отношений и весьма проблематично регулирование общественных институтов. Развитие политической элиты является весьма противоречивым. Кроме того, российская элита характеризуется неоднородностью. Это позиция касается не только ценностных ориентиров, но и отношения к реформам, которые проводятся в государстве. Неоднородность проявляется в виде позиции, выражаемой по отношению к данным реформам. Таким образом, современный политический режим нуждается в совершенствовании.

Рисунок 1. Современнная политическая элита РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство

Политическая элита — это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти.

Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.

Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Читайте также:  30 важнейших фактов об исламе которые должен знать каждый

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.

2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

  1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[Л. Н. Боголюбов, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 242— 253.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:

  1. анализ интересов различных социальных групп;
  2. выдвижение политических идей и выработка политической идеологии; определение целей и направлений развития общества и государства;
  3. создание механизма реализации политических идей;
  4. формирование кадрового аппарата органов управления и институтов политической системы;
  5. выдвижение политических лидеров.

Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.

Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе

  • Государственная служба
  • Общественная деятельность
  • Система образования и культуры
  • Экономическая деятельность

Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.

Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?

1. Учет запросов различных групп в обществе;

2. определение политических целей и средств их достижения;

3. мобилизация масс на достижение политических целей;

4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;

5. осуществление связи с другими группами, организациями.

Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.

Политология выделяет различные типы лидерства:

2. по стилю лидерства:

— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)

— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )

3. по степени легитимации:

-легальное или рационально-легальное

Легитимность власти означает признание народом законности политической власти, готовность ей подчиняться. Последнюю типологию предложил немецкий ученый Макс Вебер. Традиционное лидерство, по его мнению, основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость наследования власти . Это может быть власть вождя, монарха.

Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.

Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.

Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)

  • Лидер-знаменосец (определяет характер происходящего)
  • Лидер-служитель (действует от имени своих приверженцев)Лидер-торговец (обладает способностью убеждать)

Примеры и разбор решения заданий:

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные элементы из предлагаемого списка.

Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.

Источник

Политическая элита и общество в современной России

Абы Шукюров Особое место в социальной системе занимает политика, которая находит своё торжество во времена кризиса той или иной системы.Её отношения с обществом зачастую носят противоречивый характер, чем они обусловлены и как можно их решить, мы рассмотрим в данной статье на примере современной России.Нужно сказать о том, что политическая элита — это меньшинство общества, которое осуществляет политическую власть.

Огромный вклад в «теорию элит» внесли такие социологи как: Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберт Михельс. Основная их идея заключается в том, что общество имеет пирамидальную структуру, верхушкой которой является элита – руководящий слой. Политический класс монополизирует власть, используя все её преимущества. Главной опасностью для элиты является их возможная закрытость, обособленность, а это ведет к вырождению и заменой в ходе конфликта контрэлитой.

В каждой стране политическая элита имеет свои особенности, если мы будем говорить о политической элите США, то следует нужно сказать о том, что это достаточно сплочённый коллектив, так как интересы входящих в неё групп совпадают в обеспечении социальной стабильности и социального прогресса, по этой же причине между ними существуют тесные узы солидарности и взаимопомощи.

В Российской федерации наблюдаются такие особенности политической элиты, как: широкое представительство выходцев из одного региона и военных структур, сохранение в государственном аппарате внутренних ценностей, что, в свою очередь, является актуальной проблемой для нашей страны. Сам процесс развития политических элит в России характеризуется несколькими факторами: с одной стороны, происходит действительное становление гражданского общества: сформировавшееся гражданское общество достаточно эффектно ограничивает власть элиты , направляя ее деятельность на благо общества; с другой стороны, не исчезли проблемы коррумпированности и бюрократизма.

Уровень взаимодействия политической элиты и общества находится не на недостаточно высоком уровне. В нашей стране не сложились устойчивые формы социального взаимодействия, а это способствует низкой степени интегрированности политической элиты в массы. Не происходит процесса «циркуляции элит».

Корни слабого взаимодействия общества и элиты следует видеть еще в СССР, когда гражданин находился в полном подчинении действующему режиму. Большинство людей, находящихся у рычагов власти в наши дни, впитали в себя традицию номенклатурного мировоззрения, которое сложилось при советской системе.По мысли российского историка, профессора Андрея Зубова «Советский человек был научен лгать, чтобы выживать и тем более, чтобы делать карьеру. Он уже не старался, как все нормальные люди, наиболее точно облечь свои мысли в слова, а дела явить воплощением слов, но словами скрывал мысли, а дело привык никак не спрягать со словом».

Однако, исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

В современной России все еще острым является вопрос о квалифицированной и высокопрофессиональной политической элите, которая сумеет оправдать ожидания тех, кем она была избрана. Ее необходимо создавать, прилагая для этого значительные усилия, так как стране нужны политики, которые будут готовы взять вместе с народом ответственность за преобразования в стране, которые будут обладать государственным мышлением, руководствоваться набором гуманистических принципов.

Если говорить о процедуре выборов в органы местной/ региональной власти, то согласно опросам Левада — центра, проведенным в июле 2014 года, то лишь 6% опрошенных считают, что выборы происходили абсолютно честно. Так же Левада — центр провел еще один любопытный опрос, в рамках которого, в том числе, был задан вопрос: «С каким из мнений по поводу борьбы за власть различных политических партий в России вы бы скорее согласились?» 65% опрошенных ответили, что «Партии борются за свои интересы, мнение людей при этом игнорируется, и результат борьбы не приносит народу пользы»

Примечательно то, что согласно социологическим опросам в ВЦИОМ, проведенным в декабре 2014 года уровень одобрения деятельности президента РФ составил 85,4%, премьер — министра РФ 66,4% и правительства РФ 64,6%. Деятельность Государственной Думы одобряют 48 % граждан, а Совета федерации 46%.
Это можно объяснить тем, что в современной России уровень доверия к «высшим» эшелонам политической элиты выше, нежели к органам местного самоуправления. Многими современными социологами отмечается, что рост популярности действующей власти обусловлен проведением ими политики на Украине, которую одобряют большинство населения страны, а также, по мнению, современных политологов, тотальным провалом оппонентов действующего режима. Как уже было отмечено ранее, низкий уровень популярности органов местного самоуправления может быть обусловлен тем, что согласно статистическим данным 83% региональной элиты имеют номенклатурное прошлое, если же говорить о представителях президентского аппарата, то четверть ее сотрудников ранее не состояли в номенклатуре.

Нельзя допускать слабого взаимодействия общества и политической элиты. Так как это может привести, в первую очередь к политическим протестам, росту числа социальных конфликтов в обществе, к крупному демографическому кризису, нарушению законов государства, гражданской пассивности, обострению ксенофобских настроений. Хрестоматийным является история с СССР времён перестройки.

На сегодняшний день, проблема отношения власти и человека в России отодвинута на второй план, в силу нестабильной политической ситуации на мировой арене.

Читайте также:  Вопросы о современной моде с ответами

Есть множество мероприятий, которые могли бы поспособствовать повышению доверия общества к политической элите. Прежде всего нужно сделать более открытыми органы местного самоуправления, нужно вовлекать граждан собственной страны в политический процесс, предоставлять возможность присутствия определенных членов общества в Государственной Думе и Совете Федерации, в качестве наблюдателей. Также, многим политикам стоит задуматься об этичности своих высказываний, которые могут вести к обострению национальных конфликтов.

Политическая элита – это важная составляющая социального, политического, экономического, и, что важно, духовного развития страны. От ее действий зависит то, как мы будем жить, и то, что с нами случится завтра.

Источник



Современная политическая элита вопросы

Слово «элита» происходит от французского élite — «лучшее», «отборное», «избранное». Начиная с XVII в. оно употребляется для обозначения товаров высшего качества. В научный оборот термин введён в начале XX в. итальянским социологом и экономистом В. Парето (1848—1923). Он относил к элите общественные группы, обладающие властью, богатством и рядом других признаков: происхождением, военной доблестью, личным достоинством, умением управлять и т. п.

В современной политологии «элита» — центральное понятие элитарных теорий.

Разные научные трактовки относят к элите:

  • людей, получивших признание в своей профессиональной деятельности (В. Парето);
  • наиболее активных политиков, ориентированных на власть; организованное меньшинство общества, правящий класс (Г. Моска);
  • лиц, обладающих престижем, статусом, богатством либо интеллектуальным или моральным превосходством над массой; тех, кто имеет повышенное чувство ответственности перед обществом (X. Ортега-и-Гасет);
  • людей, обладающих позициями власти (Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Дай);
  • «боговдохновлённых» личностей, наделённых харизмой (Л. Фройнд);
  • творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби);
  • меньшинство, осуществляющее самые важные функции в обществе, имеющее наибольшее влияние (С. Келлер);
  • сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно, политическая, экономическая, культурная элита).

Политическая элита среди других элит

Верхний слой любого современного общества включает в себя различные элитные группы: экономические, интеллектуальные, профессиональные. По вопросу выделения политической элиты в общей структуре элит, присущей тому или иному обществу, в современной науке ведётся серьёзная дискуссия. Однако наиболее удобным и общепринятым является определение политической элиты как категории лиц, обладающих властью, — вне зависимости от того, какие факторы обусловили их властное положение: происхождение, финансовое состояние или личные заслуги.

К политической элите относятся чиновники государственных органов власти, руководящие работники партий. К более высокой категории принадлежат публичные политики.

Люди, входящие в политическую щиту, являются носителями элитарного самосознания, т. е. осознают своё особое место в обществе и ведут себя согласно этой «особости». Важнейшими их качествами являются способность к управлению другими людьми, и также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.

Существование элиты обусловлено следующими факторами:

  1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;
  3. высокой общественной значимостью управленческого труда и соответствующим его стимулированием;
  4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий, поскольку управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
  5. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Существуют три группы элиты:

Высшая — те, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает на него существенное влияние (обычно это 100—200 человек). Они занимают главные посты в правительстве, крупных политических партиях и т. п. Эта элита неоднородна: внутри неё открыто противостоят друг другу группы по интересам.

Средняя, формирующаяся на основе трёх переменных доходов, профессионального статуса и образования. Эти люди составляют примерно 5% населения. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

Административная — высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления, высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет, не проявляя своих партийных пристрастий.

Структура современной политической элиты

Властную вертикаль современного общества можно представить в виде трёхуровневой пирамиды: верхний уровень занимает правящая элита (плиты); средний — политические группы, осуществляющие трансляцию принятых «наверху» решений; основание же составляют массы населения, выступающие объектом управления.

В состав политической элиты входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы.

Они имеют различную степень влияния на процесс принятия важнейших политических решений.

Структурно элита состоит из двух компонентов, которые условно можно назвать лидерами и бюрократией. Бюрократия включает в себя административных руководителей всех уровней и должностных лиц, занимающих постоянные оплачиваемые посты в органах государственного управления. К лидерам относятся лица, профессионально действующие в политической сфере и обладающие высокой степенью влияния на принятие решений, но не имеющие должностей в структурах власти. К этой категории могут быть причислены руководители политических партий, влиятельные интеллектуалы, ключевые фигуры СМИ.

Современные научные подходы к определению политической элиты в системе власти

В литературе сложились три основных подхода к теоретическому рассмотрению политической элиты: 1) позиционный, устанавливающий степень политического влияния того или иного лица, исходя из его позиции в системе власти (к элите, таким образом, относятся члены правительства, парламента и т. п.); 2) репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика посредством экспертных оценок; 3) подход, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения.

Позиционный подход преувеличивает роль лиц, обладающих номинальной властью, и игнорирует мощное политическое влияния «теневых» фигур. Выбор такого способа выделения элиты может обернуться ошибкой при установлении реального политического влияния конкретных деятелей.

Репутационный анализ широко практикуется, например, при составлении экспертами рейтингов ведущих политиков страны. Но при этом трудно избежать зависимости аналитика от субъективных мнений экспертов.

Наиболее соответствующим задачам политологической науки является третий подход.

В научной литературе используется множество понятий для описания особенностей формирования и функционирования политических элит. Так, например, учёные выделяют различные способы влияния: прямое, косвенное и номинальное. Прямым влиянием называется непосредственное участие того или иного лица в принятии окончательного решения; косвенное влияние оказывают на человека, принимающего окончательное решение, другие лица, хотя бы члены его семьи. Здесь можно вспомнить Раису Горбачёву или Хилари Клинтон, воздействовавших на руководителей крупнейших держав мира. Примером номинального влияния может служить политическое значение члена Верховного Совета СССР.

Любая политическая элита располагает определёнными ресурсами, или капиталами. Французский социолог Пьер Бурдьё (1930—2002) выделят; следующие виды капиталов политической элиты: экономические, социальные, символические, культурные (можно добавить ещё один — силовой, обладание которым становится в современном российском обществе всё более значимым фактором влияния). Ресурс, относящийся к гай или иной разновидности, может быть назван политическим, когда он используется с целью оказать влияние па процесс принятия решений.

Важнейшая функция элиты — выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения.

Каналы и системы рекрутирования в политическую элиту

Вопрос об особенностях рекрутирования (привлечения новых людей) элиты — один из самых важных в теории элит. В отличие от профессиональных элитарных сообществ политическая элита представляет собой открытую систему. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения редки, например С. Рихтер и Л. Паваротти, сравнительно поздно пришедшие в сферу музыкального искусства). Тогда как круг политической элиты пополняется за счёт лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов — ещё и за счёт выходцев из маргинальных слоев). Так, голливудский актёр Рональд Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать политическую карьеру и дважды добиться поста президента США.

Политологи различают закрытую и открытую элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация её состава. Элиту называют открытой, если доступ в неё открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрёл характер самовоспроизводства.

Механизмами рекрутирования политической элиты называют принципы выдвижения в её состав новобранцев. Такими принципами в разные исторические эпохи попеременно либо синхронно были: кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.

Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, систему образования, бизнес.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют часто и некоторые социальные институты, например религиозные организации и профсоюзы. Существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии (особенно в ряде стран Латинской Америки — Бразилии, Аргентине, Перу и др.) является армия.

Практически во всех регионах мира движение к вершине политической иерархии проходит через систему образования, однако в ряде стран (Великобритания, Франция) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Среди респектабельных и престижных учебных заведений Великобритании элиту составляют несколько школ: Итон, Винчестер, Регби, Харроу. Они служат первичными каналами воспроизводства политической элиты. Некоторые из этих школ отличаются высокой степенью династичности. Так, среди учащихся Итона две трети — сыновья бывших выпускников данного учебного заведения. Из его стен вышли 18 премьер-министров. Второе звено в британской системе элитного воспроизводства — колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Во Франции человеку, поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации), гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. При этом рекрутирование политической элиты страны ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, а не прошедшие через экзаменационный фильтр навсегда лишаются этого шанса.

США свойственна высокая степень проницаемости каналов рекрутирования (передвижения членов политической элиты). Как правило, высший эшелон управленческого аппарата заполняется лицами из различных сфер бизнеса и образования, которые покидают официальный Вашингтон после очередных выборов и возвращаются в администрацию, когда главным руководителем страны вновь становится выдвиженец от их партии. В этом отношении показательна биография Джорджа Буша, который пришёл в политику, будучи крупным бизнесменом-нефтепромышленником.

В отличие от США во Франции проницаемость каналов рекрутирования элиты минимальна. Здесь почти отсутствуют «вращающиеся двери» между государственным аппаратом и крупным бизнесом. Правительственные чиновники после завершения государственной карьеры могут занимать ведущие посты в частном бизнесе, однако движение в обратную сторону затруднено. Проницаемость каналов увеличивается в периоды кризисов. В спокойные времена темпы ротации элит замедляются.

Источник