История метода 8220 5 почему 8221

5 почему методика примеры

Именно здесь начинается процесс разработки: Только когда вы доберетесь до первопричины проблем, вы сможете начать их решать. Возьмем, к примеру, сорняки в саду. Вы можете подрезать растение сколько угодно; если корень останется в земле, то с первым дождем сорняки вырастут еще больше.

Принципы методологии

Поскольку реальное дерево решений в основном имеет структуру ветвей, довольно сложно организовать этот анализ в листе Excel, а еще сложнее понять, чем обусловлен ответ на тот или иной вопрос. Именно поэтому Excel разработал мастер анализа 5 причин, который поможет вам структурировать причинно-следственные связи и представить четкое понимание последовательности первопричин, за которым последует план действий. В приведенных выше примерах вы можете увидеть результат работы мастера. Он помогает упростить процесс решения проблем, стандартизировать работу и наглядно отобразить причинно-следственную диаграмму.И вот день по-прежнему солнечный, и птицы поют все с тем же пылом, но наш герой, подавленный, идет домой, понимая, что машина ему не нужна. И лучше было бы потратить эти деньги на психолога, однако и среди них хватает дураков, которые советуют лечить стресс “шопингом” или “бокалом хорошего вина”.

История метода “5 почему”

Ознакомление всех членов команды с результатами обсуждения позволяет достичь двух важных целей: распространить знания по всей организации и предоставить доказательства того, что члены команды серьезно относятся к проблемам.Проблема: двигатель не заводится.
1. почему – Аккумулятор разрядился.
2. почему – Генератор переменного тока не работает.
3. почему – Проблемы с ремнем генератора.
4. почему – До сих пор ремень был в порядке, но никогда не менялся.
5. почему – Автомобиль не проходил должного технического обслуживания в соответствии с рекомендованным графиком (пятый вопрос является первой причиной).

Пример применения метода

Пять вопросов “Почему? Число 5 выбрано, скорее всего, эмпирически, но, вероятно, в нем есть определенная доля сакральности, так как пять означает полноту. Пяти вопросов обычно достаточно, чтобы определить источник проблемы. Но, несмотря на название, для выявления причины конкретного расхождения может потребоваться меньше или больше вопросов.
Метод “5 причин” помогает команде сосредоточиться на поиске первопричины каждой проблемы. Он побуждает каждого члена команды делиться идеями для непрерывного улучшения, вместо того чтобы обвинять других, давая сотрудникам уверенность в решении любой проблемы и предотвращая повторные сбои процесса [Medium,2018].

Сфера применения “5 почему”

Тайити Оно, описывая созданную им систему, называет метод научной основой производственной системы Toyota. При этом он отсылает нас к Сакичи Тойоде, которого он называет автором этого принципа. Доведение результатов обсуждения до всех членов команды позволяет достичь двух важных целей: распространить знания по всей организации и предоставить доказательства того, что члены команды серьезно относятся к проблемам.

HR и аутсорсинг

Одним из главных открытий методологии CustDev для меня стала техника “Пять причин”. Как оказалось, этот метод выявления причин конкретных решений отлично подходит не только для проверки гипотез, но и для рекрутинга, выбора партнеров и оптимизации бизнеса. Постоянно задавая вопросы “Почему?”, можно не только психологизировать. Такие размышления можно даже проводить самостоятельно, при условии, что человек честен с собой и хочет докопаться до истинной причины, а не прятаться за первым попавшимся вариантом.

Мастер-анализ 5 Почему

Одним из ключевых факторов успешного применения техники является принятие обоснованного решения. Это означает, что процесс принятия решений должен быть основан на глубоком понимании того, что на самом деле происходит на рабочем месте.
Здравствуй, Ринат. Актуальны ли еще продажи? Мне нужен этот файл, чтобы показать разработчикам ERP, в какой форме мы хотим представить дерево 5 причин.
Как я могу связаться с вами?

Примеры методологии 5Why

Опрос экспертов – привлечение соответствующих людей, знакомых с процессом и проблемой, чтобы они могли ответить, почему что-то произошло. Также полезно иметь участника со свежим взглядом – он часто задает вопросы, которые помогают выявить истинные причины проблемы.1. Автор: Эта техника была предложена Сакичи Тойода (1867-1930), японским предпринимателем и изобретателем.
2. история:
Созданный Сакити Тойодой, метод “Пять почему” использовался в корпорации Toyota как основа научного подхода к производственному процессу и способ определения природы и причин возникновения различных практических проблем.

Вопрос

При обсуждении данной проблемы можно обратиться к методу, предложенному Сакити Тойодой, основателем знаменитой автомобильной корпорации. Его метод поиска и выявления истинных мотиваций заключается в следующем: когда возникает желание или мотивация, спросите себя “почему?” пять раз подряд. Это позволит вам найти первопричину психологического состояния и понять, что, например, то или иное желание на самом деле является защитным механизмом против скрытого страха или чувства вины. Чтобы объяснить это, давайте рассмотрим конкретный пример. На первый взгляд может показаться, что причина ошибки очевидна: сотрудник по какой-то причине не выполнил свои обязанности.

Хотя в методе “5 почему”

может возникнуть множество вариантов заданного вопроса, метод “5 почему”

не исключает построения “дерева” причин. Поэтому подход похож на причинно-следственные диаграммы и диаграммы Исикавы (“Фишбоун”). Вполне возможно, что в ходе анализа некоторые причины окажутся общими для нескольких филиалов.
Анализ “Пять почему” должен быть завершен одним ответом на вопрос “Как” для каждой из выявленных первопричин в результирующем дереве или диаграмме. И, конечно, ответы должны привести к реализации решений.

Блог о Microsoft Excel: приемы, приемы, приемы, приемы

“Пять почему” – это техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемы. Основная цель этой техники – найти и отследить первопричину недостатка или проблемы путем повторения одного вопроса: “Почему?”. Каждый последующий вопрос задается для того, чтобы ответить на предыдущий. В результате получается целая цепочка последовательно связанных причинных факторов, влияющих на проблему.Проблема: Двигатель не заводится.
1. почему. – Аккумулятор разрядился.
2. 2. почему? – Генератор переменного тока не работает.
3. 3. почему? – Проблемы с ремнем генератора.
4. почему? – До сих пор ремень был в порядке, но его никогда не меняли.
5. почему. – Автомобиль не был должным образом проверен в соответствии с рекомендованным графиком (5-й вопрос – первопричина).

Метод Сакичи Тойоды “5 почему”

Попробуем разобраться, откуда берутся наши желания и как применять метод “5 почему”. И самое главное, как понять первопричину наших чувств, мыслей и желаний, которые, кажется, возникают из ниоткуда. Часто проблемы, которые воспринимаются как технические ошибки, на самом деле являются проблемами человека и процесса. Именно поэтому поиск и устранение первопричины имеет решающее значение, если мы хотим избежать их повторения [Kanbanize, 2020].

Проверка гипотезы продукта

Будущий ученый мечтал оптимизировать ткацкий станок, на котором работали его мать и бабушка, чтобы избавить их от изнурительного труда [Kanbanize, 2020].
После выявления причин проблемных ситуаций совместно сформулируйте ряд корректирующих действий для каждой реакции. Соответствующие контрмеры или изменения в процессе должны стать очевидными.

История метода “5 почему”

Каждая команда сталкивается с препятствиями в своей повседневной работе. Постоянные или повторяющиеся ошибки часто являются симптомами более глубоких проблем. Быстрые решения могут показаться удобными, но они часто решают лишь поверхностные проблемы и растрачивают ресурсы, которые в противном случае можно было бы использовать для устранения истинной причины.5 Почему – это техника решения проблем, которая использует изучение причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемы. Основная цель этой техники – выявить первопричину дефекта или проблемы. Этот инструмент используется, когда истинная причина проблемы не ясна, а ресурсы для детального расследования недоступны для решения проблемы. Это один из самых простых способов исследования без статистического анализа. Также известный как дерево причин, диаграмма причинно-следственных связей, диаграмма Исикавы или анализ “почему-почему”, этот метод является простым способом поиска первопричины. Постоянно задавая вопрос “Почему”, вы выстраиваете дерево причин, которое ведет к первопричине. Очень часто очевидная причина проблемы приводит к следующему вопросу. Другими словами, это структурированный мозговой штурм. Хотя эта техника называется анализом 5 причин, вам может понадобиться задать меньше или больше пяти вопросов, прежде чем вы найдете вопрос, связанный с проблемой.

Как провести анализ 5 причин?

Психологи давно говорят, что разум – это лишь верхушка айсберга. Именно в нашем подсознании хранится все самое интересное. Именно информация, хранящаяся в нашем подсознании, определяет наш текущий выбор. Да, это совершенно верно. Психологически даже сиюминутное решение – перебежать улицу на красный свет или дождаться зеленого – определяется теми установками, которые находятся в нашем подсознании. История умалчивает, были ли у него деньги или бедняга решил повиснуть на кредитном ярме, но вот он, одетый в лучший костюм и пахнущий редкими духами, в солнечный день идет в автосалон, чтобы купить машину.

Читайте также:  Грустные вопросы с ответами

Техника “5 причин”, или как разобраться в любой проблеме

Сакичи Тоеда, японский промышленник, изобретатель и основатель компании Toyota Industries, разработал метод “5 причин” в 1930 году. Этот метод получил широкое распространение в 1970-х годах и до сих пор используется многими компаниями для анализа первопричин.

Источник

Метод 5 Почему

Инструмент 5 Почему – это простой способ задавания вопросов Почему для вяснения коренной причины конкретной проблемы. В данной статье мы с вами рассмотрим – как и когда использовать 5 Почему, познакомимся с примерами 5 Почему и многое другое

Что такое методика 5 Почему?

Метод 5 Почему – это процесс последовательного задания вопросов Почему, позволяющий выяснить корневую причину проблемы. Каждый ответ на вопрос служит основой для следующего вопроса, ответ на пятый вопрос является корневой причиной проблемы. Данный подход позволяет указать, как мелкие проблемы связаны с причинно-следственной цепочкой и влияют на основную проблему. Хотя его можно использовать как отдельный инструмент, часто метод 5 Почему используется в анализах корневых причин и является логическим продолжением мозгового штурма или диаграммы Исикавы.

Как и большинство
подходов Бережливого производства, инструмент 5 Почему был изначально
разработан в 30-х годах прошлого века господином Сакити Тоёда, основателем
компании Тойота. Очень скоро данный метод стал основным тренингом в
Производственной Системе Тойота (TPS) в 50-х годах. Основатель TPS и методик бережливого производства
— Тайити Оно – говорил, что 5 Почему является основой научного подхода
Тойота и за счет пятикратного повторения «Почему?» становится понятна
первопричина проблемы и ее решение.

Когда использовать Анализ 5 Почему?

Представьте
ситуацию, когда ребенок непрерывно задает вопрос «Почему?» после каждого
ответа, который вы даете ему. Просто когда вы едете по дороге, ваш малыш может
спрашивать вопросы из разряда «Почему луна больше не светит?» или «Почему мы
едем в продуктовый магазин?». Задавая сотни вопросов, ребенок старается найти
объяснения событиям, которые происходят в природе.

Данный подход
является основой метода 5 Почему, который является не только полезным
инструментом анализа, но и используется для исправления проблем, расследования
инцидентов по безопасности и улучшений качества. Проще говоря, он помогает
объяснить, почему что-то происходит. Для относительно простых задач 5 Почему —
отличный способ быстро найти причину, не прибегая к более длительному и
углубленному изучению. Данная методология используется наравне с другими
инструментами Бережливого производства, такими как Кайдзен и Шесть Сигма.

Некоторые
проблемы могут иметь несколько корневых причин, поэтому, хотя метод 5 Почему
лучше подходит для простых задач, он также используется, когда есть более одной
корневой причины, влияющей на проблему. Когда расследование разветвляется на
несколько путей, это означает, что отсутсвует эффективный контроль или
присутсвует систематическая ошибка. Таким образом, дополнительные ветви анализа
позволяют определить недостающие элементы контроля или процесса или их
неэффективность.

Метод 5 Почему не
является индивидуальным упраженением. Для эффективного анализа требуется
создать команду специалистов из разных областей, знакомых с рассматриваемым
вопросом. Это позволяет изучить вопрос с нескольких сторон.

Как использовать 5 Почему?

Метод 5 Почему достаточно прост в использовании, по сути, необходимо определить проблему с помощью методики 5W1H и пять раз задать вопрос Почему (иногда больше, иногда меньше) для выяснения корневой причины. Существует четырехступенчатый подход, который позволяет извлечь максимальную выгоду от метода 5 Почему. Он начинается с определения проблемы и заканчивается связью с первопричиной.

1.Определить проблему. Данный шаг нужно сделать в первую очередь, чтобы как можно раньше запустить процесс 5 Почему. Если возможно, выйдите на Гембу, чтобы воочию увидеть проблему. Если такой возможности нет, попросите кого-нибудь из участников анализа, кто знаком с проблемой, описать ситуацию.

Как только проблема будет четко определена, запишите ее и поместите на
всеобщее обозрение, оставив достаточно места, для ответов на вопросы Почему.Если перед анализом 5 Почему была
нарисована диаграмма Исикава, перенесите подтвержденные логические цепочки на 5
Почему.

2. Спросить Почему? Теперь пришла пора спросить, почему возникает проблема. Например, «Почему банки движутся по линии консервирования с разорванными этикетками?» Несмотря на простоту, поиск ответа требует серьёзных усилий. Важно, чтобы ответы были основаны на фактах.

3. Верификация. Каждая возможная причина / ответ на вопрос, дожна быть проверена, прежде чем продолжать задавать вопрос «Почему это происходит» – потому что это может вообще не происходить. Проверка может быть в виде Гембы, данных от замеров, тесты … Это очень важный момент и его нельзя избегать.

Если гипотеза прошла проверку, то переходим на следующий раунд. Если нет,
останавливаем ветку анализа на текущей причине. Повторяем данный процесс, пока
не достигнем корневой причины.

4. Связь в первопричининой. Всегда возвращайтесь назад, чтобы проверить, связана ли корневая причина с начальной проблемой. Это делается путем прокручивания логики назад и возможностью связать две причины фразой Поэтому. Например, имеем следующую цепочку:

  1. Почему технический специалист подскользнулся, когда делал инспекцию
    • Потому что была утечка масла рядом с машиной, на которой он работал
  2. Почему была утечка масла?
    • Уплотнение в машине износилось, что привело к растрескиванию и утечке масла.
  3. Почему уплотнение в машине испортилось и потрескалось
    • Уплотнение было недостаточно прочным для применения на данном оборудовании. и т.д.

Теперь нам необходимо прокрутить логику назад и связать ответы на вопросы
фразой Поэтому.

Источник

Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему»

Хотите проникнуть в самую суть проблемы и отыскать причины, лежащие не на поверхности? Простота и универсальность техники «5 почему» делают её доступной для каждого.

Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой (Sakichi Toyoda). Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.

Задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, решение становится понятным.

Тайити Оно (Taiichi Ohno) создатель производственной системы Toyota

Первым делом формулируется исходная проблема. Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины. В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

Исходная проблема: в семье участились конфликты, отношения между супругами напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что муж постоянно на работе и совсем не уделяет время семье.

Шаг 2. Почему он так много времени проводит на работе? Из-за множества дел, требующих его внимания.

Шаг 3. Почему так много дел требуют его внимания? Потому что никто не может их сделать.

Шаг 4. Почему никто не может их сделать? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах.

Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости семейными отношениями к недостаточной численности управленцев среднего звена.

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Повышает эффективность групповое обсуждение: группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её. Так, в приведённом примере на третий вопрос правильным мог быть ответ «Потому что он не делегирует полномочия сотрудникам», и первопричина была бы совсем другой. Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов. Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае отсутствует способ выделить какую-то одну в качестве ведущей.

Читайте также:  Загадки романа А С Пушкина quot Евгений Онегин quot главы 1 2

Несмотря на эти ограничения, метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления производством. Например, в кайдзене, бережливом производстве и других.

Источник

Методика 5 почему – это быстро, легко и продуктивно 7 примеров для доказательства

Как за 5 минут найти решение проблемы? Как работает методика 5 почему?

Описание 7 примеров быстрого и легкого, но продуктивного метода. Поделюсь опытом тренера, как на каждом тренинге участники практиковались задавать вопросы и находили решения.

Содержание

  1. 5 почему в семье (в жизни)
  2. Пример 5 почему в психологии
  3. Методика 5 почему в торговле
  4. Пример 5 почему на производстве
  5. Сфера банковского обслуживания и пять почему
  6. Пример методики 5 почему в офисе
  7. Пять почему в онлайн-бизнесе

Методика 5 почему это гениально просто!

Не зря эта методика завоевала популярность. За простоту и легкость, а самое главное, что не надо никаких дополнительных инструментов или глубоких знаний. Только ручка и листок бумаги.

Используется для выявления настоящих причин существующего затруднения. Считается, что настоящий ответ закрыт в слоях мелких проблем. И чтобы докопаться до истинного ответа, надо пройти 5 этапов, просто задавая вопрос «Почему».

Где применяется методика 5 почему? В любой области, начиная от семьи, примеры ниже, и заканчивая самым серьезным производством. В школе, в институте, на работе, в бизнесе, в семье. Этот простой метод прояснения истинных причин очень любят в психологии, рекомендуется применять на стадии самоанализа.

Изобрел этот метод Сакити Тойода, создатель уникального концерна Тойота. Тойда является прародителем многих полезных инструментов в системе управления качеством. Даже считается, что этот легкий способ лег в основу систему Бережливого Производства (подробнее в статье про инструменты Кайдзен). Многие более сложные методики идут рука об руку с этим простым методом, такие как диаграмма Исикавы (подробнее о примерах), или в Гемба (что это такое – читайте тут).

В этой статье на множестве примеров расскажу, как использовать пять почему. Примеры подбирала специально из разных сфер жизни, чтобы понять, что этот инструмент эффективный и легкий.

На первые вопросы ответы «выскакивают» быстро, почти без раздумий. Чем дальше мы продвигаемся вглубь, тем больше пауза. Чем глубже вопрос, тем труднее давать ответ: надо подумать. И это раздумье всегда хорошо. Обычно это наталкивает на определенные шаги, которые нужно сделать.

И эти упрямые попытки задавать череду одинаковых вопросов позволяют докопаться до глубинных проблем. Или, как их называют в бережливом производстве, корневых причин.

Если начать отвечать на первый вопрос, то ответ будет поверхностным и очень далеким от реальных событий. Рекомендуется не меньше 3-4, возможно даже больше 5.

Единственное, о чем не надо забывать, что вопросы должны приводить к конкретным и практическим результатам, а не к общему «запудриванию мозгов».

Примеры методики 5 Почему:

Это универсальный способ нахождения ответов на вопросы во многих сферах жизни. Чтобы продемонстрировать, подбирала примеры, как можно из диаметрально разных областей.

1. 5 почему в семье (в жизни)

Все примеры построены по принципу:

  • Проблема
  • Вопросы
  • Решение

Проблема. У жены без конца болит голова, и она отказывает мужу в супружеском долге.

  • Почему она отказывает мужу в супружеском долге? Потому что женщина устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки.
  • Почему жена устает на работе, а еще больше от домашней рутинной нагрузки? Потому что дома ей никто не помогает.
  • Почему дома ей никто не помогает? Потому что не просит помочь.
  • Почему жена не просит помочь? Потому что думает, что мужчина сам догадается.
  • Почему она думает, что мужчина сам догадается? Потому что ей хочется, чтобы муж проявлял заботу.

Поэтому, если поговорить с супругом спокойно, без истерик, и, возможно, вместе позадавать вопросы. То эта семья избежит скандалов и конфликтов. Ведь нужно, всего лишь иногда спрашивать «Дорогая, чем тебе помочь?». Тогда будет и забота, и свободное время, и конечно, любовь. А жене в свою очередь, иногда делать усилие, и озвучивать свои желания. Ведь мужчина не может залезть ей в голову.

2. Пример 5 почему в психологии

Очень часто эта техника практикуется на стадии самоанализа. Ведь все мы развиваемся, разве не так. Пример, из собственного опыта, когда только начинала выступать на людях и осваивала тренерскую профессию, то очень боялась выходить на сцену. (Подробнее, как избавиться от страха перед выступлением, можно почитать тут).

Проблема. Страх перед выходом на публику.

  • Почему есть страх перед выходом на публику? Потому что боюсь что-то забыть
  • Почему боишься что-то забыть? Потому не уверена, что помню весь материал.
  • Почему не уверена, что помню весь материал? Потому что, наверное, недостаточно репетировала.

В этом примере, ограничимся на трех вопросах, потому что решение уже проглядывается. Больше репетировать перед мероприятием, и проговаривать вслух презентацию.

Однако, именно здесь, может возникнуть разнообразие ответов:

  • Боюсь, буду плохо выглядеть.
  • Боюсь, не сработает техника.
  • Не знаю, как справиться с волнением, чтобы не заикаться.

В таком случае, задавайте вопросы дальше.

Также, при самоанализе может возникнуть риск расплывчатых ответов – «потому что неопытная». Копайте глубже и не дайте себя сбить с толку.

3. Методика 5 почему в торговле

Проблема. В сфере оптовой торговли, у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам.

  • Почему у сотрудника Х за последние 2 месяца не растут продажи, по сравнению с другими менеджерами по продажам? Потому что не успевает заносить информацию в CRM.
  • Почему не успевает заносить информацию в CRM? Потому что сначала ему нужно занести данные в таблицу Excel.
  • Почему? Почему ему нужно занести данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время?!
  • Почему нужно заносить данные в таблицу Excel и дублировать информацию, и терять время? Потому что плохо знает программу CRM .
  • Почему плохо знает программу CRM? Когда всех обучали, он был в отпуске.

Решение. Пригласить специалиста по поддержке ПО и обучить сотрудника Х в индивидуальном порядке. Контролировать ввод данных в программу, а не по «старинке».

Возможно, будет интересно почитать, как увеличить конверсию в продажах или внедрение CRM. А также цикл статей — всё о продажах: в рубрике «Управление продажами«.

4. Пример 5 почему на производстве

Проблема. За последний месяц на производстве увеличился брак на 13%

  • Почему в цеху увеличился брак? Потому что детали плохо подходят к станку.
  • Почему детали плохо подходят к станку? Потому что со склада доставили, то, что есть.
  • Почему со склада доставили, то, что есть? Потому что у нового поставщика заказали большую партию болванок, а она не подходит по качеству.
  • Почему у нового поставщика заказали большую партию болванок? По привычке и по шаблону.
  • Почему заказали по старому шаблону? Не подумали о рисках.

Обычно, после последнего вопроса возникает решение.

Решение. В данном случае, принято решение об обязательных малых пробных партиях. И вернуть поставщику перелимит.

Возможно, будет интересно почитать, как повысить производительность в производстве.

5. Сфера банковского обслуживания и пять почему

Реальный пример, взят из собственного практического опыта.

Проблема. В банке длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа.

  • Почему в офисе длинная очередь, клиенты стоят в очереди больше часа? Потому что каждый сотрудник долго обслуживает клиента.
  • Почему сотрудники долго обслуживают клиента? Потому что приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную.
  • Почему приходится 3 раза вводить данные одни и те же в форму вручную? Потому что форма (программа) не позволяет это сделать автоматически.
  • Почему ПО не позволяет это сделать автоматически? Потому что не выделяет строку для копирования в программе.
  • Почему не выделяет строку для копирования в программе? Разработчики не учли.

Соответственно, по итогам этих вопросов родилась инициатива, а затем техническое задание для IT разработчиков. Это был реальный пример, когда один из руководителей пришел на Гембу (почитать можно здесь), увидел эту проблему своими глазами. Поспрашивал сотрудников и выслушал предложения.

Читайте также:  Вопросы к священнику РПЦ оставшиеся без ответа

В итоге была сделана доработка в программе, и авто заполнение было автоматически.

6. Пример методики 5 почему в офисе

Представим себе административный офис, обслуживающий «рабочие точки».

Проблема. Доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает 5 дней. (ТМЦ – Товарно-материальные ценности)

  • Почему доставка ТМЦ из офиса сопровождения на рабочую точку занимает много времени? Потому что ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки.
  • Почему ответственные сотрудники «на точках» долго и в разный срок делают заявки? Потому что нет конкретной привязки ко времени (скажем, 1 раз в неделю) или четкого графика поставки.
  • Почему у заявок на ТМЦ нет конкретной привязки ко времени и графика? Потому что ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время?
  • Почему ТМЦ отправляется в попутной машиной в разное время? Потому что никто не выделял под эти цели автомобиль?
  • Почему никто не выделял под эти цели автомобиль? Потому что никто не посчитал рентабельность.

Посчитать рентабельность выделения автомобиля на конкретный срок.

Сравнить потери, которые несут «рабочие точки» и выделить машину (предложение обосновать экономически). Подробнее о потерях в отдельной статье.

Поставить сотрудников «точек» в жесткие рамки – не успеют заказать в срок, будут покупать расходники сами. И так далее…

7. Пять почему в онлайн-бизнесе

Для полноты картины приведу пример из сферы онлайн бизнеса.

Проблема. В инфобизнесе из месяца в месяц — маленькая прибыль.

  • Почему маленькая прибыль? Потому что нет клиентов.
  • Почему нет клиентов? Потому что обо мне мало знают.
  • Почему обо мне мало знают? Потому что редко даю рекламу.
  • Почему редко даю рекламу? Потому что боюсь.
  • Потому что первый раз, когда дал рекламу никто не пришел.

В этом примере, можно еще задавать вопросы. Данный метод позволяет не ограничиваться только пятью вопросами, можно продолжать до прояснения картины.

Почему в первый раз никто не пришел с рекламы? Потому что не знал, как правильно давать рекламу. В данном случае решением будет — обучиться или же нанять специалиста.

Иногда кажется, что у сотрудников совсем не развито воображение. Это не так. Возможно, группа плохо разогрета. Можно применить для раскачки друдлы (скачать коллекцию и подробнее почитать, что это такое). Если же сомнения остались, то вот здесь описаны простые приемы для развития креативности. А для любознательных собрана коллекция книг для развития творческого мышления со скидкой 10%.

Подводя итоги, надеюсь, описанные примеры показали, как методика 5 почему поможет в кратчайшие сроки найти решение. Применяйте в жизни и на работе и добивайтесь своих целей.

Источник



Технология анализа и оптимизации бизнес-процессов

Метод пяти вопросов предлагает участникам рабочей группы по улучшению процесса на основе разработанной процессной схемы «как есть» последовательно по каждой работе, составляющих бизнес-процесс, задать пять следующих групп вопросов (см. табл. 7. и рис. 8).

Таблица 7. Пять групп вопросов

Группа

Вопросы

1.

«Цель»

  • Зачем делается та работа?
  • Для достижения какой цели делается эта работа?

2.

«Люди»

  • Кто делает эту работу?
  • Почему именно он делает эту работу?
  • Кто еще мог бы сделать эту работу?
  • Кто мог бы сделать эту работу лучше?

3.

«Место»

  • Где эта работа делается сейчас?
  • Почему эта работа делается именно здесь?
  • Где еще можно делать эту работу?
  • Где эту работу делать лучше?

4.

«Время»

  • Когда делается эта работа?
  • Почему эта работа делается именно в это время?
  • Какие есть альтернативы?
  • Какая альтернатива лучше?

5.

«Технология»

  • Как эта работа делается?
  • Почему эта работа делается именно так?
  • Какими еще способами эту работу можно выполнить?
  • Какой способ выполнения работы лучше?

Рисунок 8. Метод пяти вопросов

Группа вопросов "Цель"

Первая группа вопросов относится к цели работ бизнес-процессов и является наиболее важной. Здесь применяется методика целеполагания и соотнесения работы бизнес-процесса со стратегическими целями организации. Часто когда вопросы этой группы задаются специалистам компаний, оказывается, что некоторые работы и даже целые бизнес-процессы не поддерживают никаких целей организации.

Если при анализе бизнес-процесса обнаруживается подобное, значит, соответствующая работа является лишней, потому что основной принцип построения эффективной организации гласит, что любое действие, которое делается в организации, должно преследовать определенную цель. Усилением данного принципа является следующее – данная цель должна быть сформулирована руководством и формализована в стратегическом плане.

Часто на практике имеет место следующая ситуация: выполняется работа, которая не нужна для организации. Почему это происходит? Это обусловлено большой инертностью организаций. Когда-то эта функция была введена потому, что она поддерживала определенную цель. Со временем условия внешней среды изменились, цели компании тоже, а сотрудники продолжают эту работу выполнять. Когда при описании бизнес-процессов сотрудникам компании задается вопрос: «С какой целью делается эта работа?» — больше половины сходу на этот вопрос ответить не могут. После некоторого раздумья сотрудники отвечают так: «Мы делали это раньше, поэтому делаем это и сейчас, значит это кому то нужно.» В данной ситуации такой инструмент как целеполагание, очень эффективен, так как позволяет провести инвентаризацию работ бизнес-процессов на предмет их необходимости для компании.

Группа вопросов "Люди"

Вторая группа вопросов относится к людям, которые выполняют работы бизнес-процесса. При анализе бизнес-процессов нужно спросить: «Кто эту работу делает? Почему именно он? Почему не другой? Может быть, другой сделает ее более эффективно?» После того, как эти вопросы будут заданы и на них будут сформулированы ответы, обнаруживается много полезных идей по совершенствованию распределения ответственности в бизнес-процессе.

Группа вопросов "Место"

Третья группа вопросов — это вопросы относительно места выполнения работ бизнес-процесса. По каждой работе бизнес-процесса нужно спросить: «Где эта работа делается? Почему именно здесь? Почему не в другом месте?» Задавая эти вопросы и отвечая на них рабочая группа по улучшению бизнес-процессов должна выработать решения по оптимизации данной составляющей бизнес-процесса.

Группа вопросов "Время"

Четвертая группа вопросов касается времени выполнения работ бизнес-процесса. По каждой работе бизнес-процесса нужно спросить: «Когда эта работа делается? Почему именно в это время? Почему не в другое? Какие есть альтернативы? Какая альтернатива лучше?»

Рабочая группа по улучшению бизнес-процесса должна дать несколько альтернативных ответов на эти вопросы, после чего рассмотреть все по отдельности и выбрать наилучший.

Давайте рассмотрим следующий пример. В одной компании бизнес-процесс поставки продукции от поставщика на торговые точки занимал большее время, чем у конкурентов и не соответствовал требованиям клиентов. Эта ситуация считалась проблемной, так как текущие параметры бизнес-процесса отличались от желаемых. В данном случае при оптимизации бизнес-процессов был применен метод пяти вопросов, при использовании которого акцент был сделан на группу вопросов, связанных по времени выполнения работ бизнес-процесса. Когда у складских работников спросили, когда выполняется работа по сбору заказов на торговые точки? – был получен ответ: «В течение всего рабочего дня». Тогда спросили. «А почему Вы не работаете ночью?». Ответ был таков: «В нашей компании не принято работать ночью. Мы никогда не работали ночью». Начальник склада был участником рабочей группы по оптимизации рассматриваемого бизнес-процесса и ранее занимаясь «текучкой», не думал о переводе склада на круглосуточный режим работы. У него сформировалась незыблемое правило — «Склад ночью не работает». Часто в компаниях существует большой ряд незыблемых правил, которые неизвестно кто придумал и к которым относятся как к «священным» и неприкосновенным. Одним из элементов изменений в рамках оптимизации рассматриваемого бизнес-процесса был перевод склада на круглосуточный режим работы, что внесло значительный вклад в уменьшение времени процесса поставки продукции от поставщика на торговые точки.

Группа вопросов "Технология"

Последняя группа вопросов — это вопросы, относящиеся к технологии и способам выполнения каждой работы бизнес-процесса. Задавая эти вопросы, рабочая группа по улучшению бизнес-процесса должна найти другие, более дешевые, быстрые и качественные способы выполнения каждой работы.

Практика реализации проектов по улучшению бизнес-процессов в российских компаниях показала, что достаточно кому то заняться этой работой, выделив на это временные ресурсы — достигаются хорошие и быстрые результаты по улучшению процессов.

Метод пяти вопросов позволяет провести доскональную инвентаризацию деятельности компании, устранить ненужные и улучшить нужные элементы бизнес-процессов, разрешить многие существующие проблемы.

Источник