Изучение творческого мышления по методике Туник Е Е

Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е

1.1. Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е.

Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса.

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Для оценки творческого мышления использовались показатели:

· Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, определяется общим числом ответов.

· Гибкость – фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных ответов.

· Оригинальность – фактор характеризует своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальной структурой ответа.

· Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу, математико-статистической обработке [приложение 1] .

1.2. Результаты исследования.

Исследования проводились в непринужденной атмосфере. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше. В диагностике принимало участие 23 человека.

Субтест 1. Использование газеты (вербальная область).

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 4,5 ответа на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик от 0 до 8.Этот тест вызвал затруднения у некоторых детей. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать шапку, самолет, завернуть в газету что-нибудь, укрыться, подстелить.»

Редкие, оригинальные ответы: «Соорудить палатку, использовать в игре, для склеивания пакетов, как закладки, коллекционировать газеты».

Наибольшее количество баллов набрали Рева Н.(35), Михайлов С.(33).

Субтест 2. Заключения (вербальная область).

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 3 ответа за 3 мин. Размах составляет от 0 до 5 ответов. Было приведено 75 ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут ходить в гости, помогать друг другу.» Оригинальные ответы: «Звери будут участвовать в олимпиадах, двигать науку вперед, смогут подать в суд на людей, создадут телевидение, будут вместе с людьми учиться.»

Высокие показатели у Дорофеевой Е. и Михайлова С. (по 20).

Субтест 3. Выражения (вербальная область).

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений – 4,3. Размах по числу предложений от 1 до 8. Примеры часто приводимых предложений : «Вова мастерил синий корабль». Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений:

Вот моя сберегательная книжка.

В Москве сильный кризис.

В марте скакала корова.

Врач мыл своего кота.

Волк может съесть козла.

Самые оригинальные ответы у Петрова С., Дорофеевой Е., Костыревой Н. Они же набрали наибольшее количество баллов (50,8; 44; 44,4 соответственно).

Субтест 4. Словесная ассоциация (вербальная область)

Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляло 12, размах по числу ответов от 6 до 24. Было дано 263 ответа.

Ответы с наибольшей частотой: интересная, веселая, толстая, познавательная. Редкие ответы: живая, бракованная, стильная, волнующая, доисторическая.

Самые оригинальные ответы у Трахман О. (99 б.), Никогосян Д. (80 б.).

Субтест 5.Изображения (образная область).

Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее количество изображенных элементов, число используемых классов фигур, оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним вышеописанные правила. Наибольшее количество баллов у Никогосян Д. (45,8), Костыревой Н. (43,3).Они использовали наибольшее число элементов при построении рисунков лица человека, дома, клоуна, а также не совершили ни одной ошибки.

Самые оригинальные рисунки на свободную тему: ночное море, избитый инопланетянин, лодка в бассейне, тарелка с фруктами. Самые типичные: машина, дом, кот, гриб. У Саласюка А. Это задание вызвало затруднения (последняя клетка пустая).

Субтест 6. Эскизы (образная область).

Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая. При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов. Учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, а также учитывается оригинальность подхода: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т. д.

Наивысший балл по субтесту набрали Трахман О. (56), Костырева Н. (116). Наиболее оригинальные эскизы: выключатель, лапа медведя, капуста, елочный шар, бомба, демон. Часто встречаются: мишень, яблоко, лицо человека, планета, цветок.

Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).

Этот тест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту – 15, размах от 7 до 25 ответов.

Ответы с наибольшей частотой: рыба, ведро, человек, зонт, солнце, летучая мышь. Редкие оригинальные ответы: монета, платье, муха в стакане, улитка, молекула, вилка, тюлень, русалка.

При анализе показателей беглости и оригинальности мышления были получены результаты:

В целом показатели креативности мышления в этой группе подростков оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей, более 250 – 2 человека, более 200 – 6 подростков. [приложение 1]

Наибольшее количество баллов по тестам набрали Костырева Н. (298,7), Михайлов С. (289,1).

Наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (определения) и 7 (спрятанная форма).

Субтесты 2 (заключения), 3 (выражения), 4 (определения), 7 (спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцирует испытуемых.

В целом, вербальной тесты обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости.

Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при изучении природы творческого мышления, а также в диагностике при изучении творческих способностей индивидов, при отборе одаренных и талантливых людей.

2. Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка

Для изучения структуры интеллекта двух особо одаренных детей использовался тест Р.Амтхауера.

Источник

1.2.12. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник)

не утрачивает своей прогностич-ности и в зрелом возрасте.

Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью

вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие,

которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком

«X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь

частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие

утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «X» в колонке

«Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению,

нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет

правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову,

читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно

быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать

то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более

всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Место учебы или работы

верно (может быть) Нет Не могу определить (не знаю) . № вопросов Да Отчасти

верно (может быть) Нет Не могу определить (не знаю) 1 26 2 27 3

28 4 29 5 30 6 31 7 32 8 33 9 34 10

35 И 36 12 37 13 38 14 39 15 40 16 41

17 42 18 43 (9 44 20 45 2! 46 22 47 23 48

1.Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2.Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали,

которых не видел раньше.

3.Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

5.Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

Читайте также:  Станозолол инструкция по применению состав показания побочные эффекты аналоги и цена

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12.Я люблю заводить новых друзей.

13.Мне нравится думать о.том, чего со мной никогда не случалось.

14.Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным

артистом, музыкантом, поэтом.

15.Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16.Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь,

17.Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18.Я люблю то, что необычно.

19.Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20.Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в

21.Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22.Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23.Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что

никому не удавалось до меня.

24.Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25.Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26.Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27.Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28.Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать

29.Я не люблю выступать перед группой.

30.Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31.Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32.Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33.Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что

34.Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и

35.Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36.Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37.Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать

свои дальнейшие ходы.

38.Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они

39.Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40.Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на

41.Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42.Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43.Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44.Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради

45.Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не

46.Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне

47.Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48.Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49.Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не

50.У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие

с) творческими проявлениями личности.

Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре

«сырых» показателя по каждому! фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на

лист] ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

а) положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

б) отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

в) все ответь! на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

г) все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

а) положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19,27,33,37,38,47,49;

б) отрицательные ответы: 28;

в) все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» — в -1

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

а) положительные ответы: 7, 15, 18, 26,42, 50;

б) отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

в) все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» —

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

а) положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

б> отрицательные: 14, 20, 39;

в) все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» — в -1

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности

личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов,

оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»),

оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.

этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую,

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени спкобными

на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и

предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12

утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к

способности идти на риск, 13 утверждений — к фактору

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть

если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка

может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется

путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть»

(+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по

отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с

воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он

является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста s отдельности, а также

суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют

сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны

ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть

впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном

Нормативные данные для российских а американских исследуемых по 4-факторному

Сравнивая российские и американские данные, Е. Е. Туник отмечает, что по

опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам:

Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл — российские

средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение,

где выше американские данные (различия статистически значимы, t — критерий

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность, Субъект с выраженной любознательностью чаще всего

спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей,

он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и

идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты,

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах,

которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему,

которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о

явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и

рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу

различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет

интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи;

любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы

достичь своей цели; пред—лагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это

кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои

идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и

будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и

провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не

слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое

неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого

Читайте также:  Фонд капитального ремонта Камчатского края успешно прошел проверку независимых аудиторов

Источник

Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник

Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник

Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску.

Применяется данная методика, главным образом, при работе с людьми юношеского возраста, однако является эффективной и при диагностике личной креативности взрослых людей.

Для начала расскажем о том, что понимается под вышеназванными четырьмя особенностями креативной личности.

Основные критерии теста

Итак, что же понимается под любознательностью, воображением, сложностью и склонностью к риску?

Любознательность

Люди, у которых выражена любознательность, склонны проявлять интерес к огромному количеству тем, изучать, как устроены механизмы, искать новые пути мышления, исследовать новые идеи и вещи, искать необычные варианты решения всевозможных проблем, читать много книг, изучать картины и карты, играть в игры и т.д. с целью максимального познания.

Воображение

Люди, у которых развито воображение, могут рассказывать о местах, в которых никогда не были, представлять, как другие будут справляться с проблемами, с которыми они столкнулись сами, мечтать о множестве мест и вещей, размышлять о явлениях, с которыми ещё не сталкивались, видеть необычным образом то, что изображается на рисунках и картинках, удивляться разным вещам и событиям.

Сложность

Люди, предпочитающие познавать сложные явления, интересуются сложными идеями и вещами, ставят пред собой серьёзные цели, самостоятельно изучают что-либо, отличаются настойчивостью в достижении целей, находят довольно сложные пути решения проблем и любят выполнять трудные задания.

Склонность к риску

Люди, склонные к риску, всегда отстаивают свои идеи, невзирая на мнение окружающих, ставят перед собой большие цели, не исключают вероятности неудач и ошибок, исследуют новые идеи и вещи, не поддаются мнению остальных, не выражают особой озабоченности, когда то, что они делают, не одобряют другие, часто рискуют, чтобы узнать, каким будет результат.

Теперь же пора переходить непосредственно к тесту.

Инструкция по прохождению

Представленный тест позволит вам определить, как вы оцениваете себя в плане творчества.

Ниже вы найдёте 50 утверждений. В зависимости от того, насколько вы с ними согласны, нужно будет поставить отметку в графе «Согласен», «Согласен отчасти» или «Не согласен». Если какое-то утверждение вызывает у вас затруднения, то ставьте отметку в графе «Затрудняюсь с ответом». Для удобства вы просто можете взять лист бумаги и делать пометки на нём в комфортной для себя форме.

Ответы следует давать, не размышляя подолгу. Помните о том, что в тесте нет верных или неверных, плохих или хороших ответов. Чем честнее вы будете отвечать, тем более точными будут результаты.

Выполнение теста не ограничено по времени, однако лучше пройти тест максимально быстро. Каждое утверждение подразумевает лишь один вариант ответа.

Тестовый материал

Утверждение Согласен Согласен отчасти Не согласен Затрудняюсь с ответом
1 Когда я не знаю правильного ответа, я попробую о нём догадаться
2 Мне нравится рассматривать предметы во всех деталях, чтобы обнаружить нечто новое
3 Когда я чего-то не знаю, я всегда спрашиваю об этом
4 Я не люблю планировать свои дела преждевременно
5 Если я собираюсь играть в какую-то игру, я должен быть уверен, что выиграю
6 Я люблю представлять что-то, что мне предстоит сделать или узнать
7 Если у меня что-то не получается сразу, я буду делать это, пока не получится
8 Я никогда не буду играть в такую игру, которую не знают другие
9 Лучше делать всё привычным способом, чем искать новые
10 Мне нравится выяснять, обстоит ли что-то так, как об этом говорят
11 Я люблю открывать для себя новые виды деятельности
12 Мне всегда очень нравится заводить новых друзей
13 Я люблю представлять то, чего со мной никогда не было
14 Я никогда не мечтаю о том, что смогу стать известной творческой личностью
15 Иногда мои идеи так интересны мне, что я могу позабыть про всё на свете
16 Жить и работать на космической станции было бы гораздо лучше, чем на Земле
17 Когда я не знаю, что будет дальше, я начинаю нервничать
18 Мне нравится всё необычное, всё то, что не похоже на привычные вещи
19 Часто я пытаюсь представить себе мысли других людей
20 Я люблю читать рассказы и смотреть передачи о событиях прошлого
21 Я люблю обсуждать свои идеи вместе со своими друзьями
22 Даже если я ошибаюсь или делаю что-то неправильно, я остаюсь спокоен
23 В будущем я бы хотел сделать нечто такое, чего никто не делал прежде
24 Я подбираю себе друзей, которые делают всё, как обычно
25 Меня часто не устраивают многие из существующих правил и ограничений
26 Я люблю решать даже такие задачи, в которых нет правильного ответа
27 Есть много всего, с чем я хотел бы провести эксперименты
28 Если однажды я найду ответ на вопрос, я больше не стану искать других ответов
29 Мне никогда не нравились публичные выступления
30 Во время чтения книги или просмотра фильма я представляю себя главным героем
31 Мне нравится представлять, как жили люди в прошлом
32 Я не люблю, когда мои товарищи проявляют нерешительность
33 Мне нравится разбирать старые коробки и чемоданы просто ради любопытства
34 Я бы хотел, чтобы мои родители и наставники никогда не менялись
35 Я всегда стараюсь доверять своей интуиции и внутреннему чутью
36 Мне нравится что-то предполагать, а затем поверять, был ли я прав
37 Я люблю играть в игры, в которых нужно просчитывать свои действия
38 Мне всегда было интересно устройство различных механизмов
39 Мои лучшие друзья всегда критикуют глупые идеи
40 Мне нравится придумывать что-то, пусть даже это и неприменимо на практике
41 Я люблю, когда всегда и везде соблюдается порядок
42 Я бы хотел искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть позже
43 Мне нравится делать что-то новое, чтобы узнать, что получится
44 В любимые игры я играю ради удовольствия, а не чтобы выиграть
45 Я люблю думать о чём-то таком, что никому ещё не приходило в голову
46 Если я вижу картину, на которой кто-то изображён, я хочу узнать, кто это
47 Мне нравится перелистывать журналы и книги просто ради интереса
48 Мне кажется, что на многие вопросы можно дать один верный ответ
49 Мне нравится спрашивать о чём-то таком, о чём другие обычно не спрашивают
50 И на работе и дома у меня всегда есть много интересных дел

После того как вы проставили отметки ко всем утверждениям, можно переходить к обработке и интерпретации результатов.

Обработка результатов теста

Оценка результатов данного опросника основывается на четырёх ключевых факторах, о которых мы говорили выше, т.к. они тесно взаимосвязаны с творческим потенциалом человека. В итоге мы получаем четыре показателя, относящиеся к каждому из факторов («сырую» оценку), и один суммарный показатель.

Для получения результатов нужно сопоставить ответы с нижеприведённым ключом.

Ключ к тесту

Ключ по четырём факторам:

Любознательность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 2,3, 11, 12, 19, 27 ,33, 37, 38, 47, 49
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 28
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

Воображение (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 14, 20, 39
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

Сложность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 7, 15, 18, 26, 42, 50
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
Читайте также:  Специфика и функции управленческого труда

Склонность к риску (проставьте по 2 балла за каждый ответ):

  • Ответ «Согласен» на вопросы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44
  • Ответ «Не согласен» на вопросы: 5, 8, 22, 29, 32, 34
  • Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
  • Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)

В представленном случае все четыре фактора креативности определяются с основой на положительные и отрицательные ответы, которые оцениваются в 2 балла, ответы «Согласен отчасти», которые оцениваются в 1 балл, и ответы «Затрудняюсь с ответом», которые оцениваются в -1 балл. При помощи этой оценочной шкалы можно указать недостаточно творческому человеку на его недостатки и показать, над чем стоит поработать.

Если все данные вами ответы совпали с ключом, ваш общий «сырой» балл будет равен 100 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом». Если же вы на все утверждения отвечали «Согласен отчасти», то «сырой» балл может составить 50 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом».

Итоговый количественный показатель какого-либо фактора можно определить, если сложить все ответы, которые совпадают с ключом, с ответами «Согласен отчасти», а затем вычесть ответы «Затрудняюсь с ответом».

Чем выше будут «сырые» баллы человека, который испытывает положительные чувства относительно самого себя, тем более высокими показателями по каждому из факторов он обладает. И чем больше будет общая сумма по всем баллам, тем более развит его творческий потенциал.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Если у вас есть желание пройти аналогичный тест в автоматизированном режиме, а также пройти ряд других тестов, которые помогут оценить не только уровень креативности, но и дадут всестороннюю оценку вашей личности, предлагаем освоить наш курс по самопознанию, который мы разработали специально для наших читателей на основе самых эффективных и популярных методик в области психологии, саморазвития и личностного роста, профессиональной и ценностной ориентации и т.д. Курс вы найдёте вот здесь.

Источник



Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика позволяет определять четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. Применима к юношескому и зрелому возрасту. Может использоваться классным руководителем старших классов, на уроках ОБЖ (как дополнительный материал) и школьным психологом.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)»

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Назначение. Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (в); сложность (с) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Источник