Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Социальная защита иностранцев – одна из обязанностей принимающей стороны. Однако выплаты положены не всем мигрантам и не на каждую разновидность помощи они могут претендовать. О том, какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России и какие условия надо выполнить, чтобы их получить, читайте в нашем материале.

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Правовое положение иностранных граждан в России

Объем прав и обязанностей иностранцев на территории Российской Федерации регламентируется соответствующим законодательством. Выдвигаемые к ним требования и предоставленные свободы не совпадают с аналогичными для коренных россиян.

Находиться в России иностранцы могут по выданным государственными органами документам: визе и (или) миграционной карте, разрешению на временное проживание или виду на жительство. Это – три основных вида правового статуса приезжего мигранта на территории Российской Федерации.

От него зависит, в частности, и процесс выплаты социальной помощи при наступлении определенных случаев.

Нормативные правовые акты

Все вопросы относительно материальной помощи социально незащищенным категориям граждан регламентируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; .

Кроме того, были приняты нормативные акты, определяющие статус малоимущего гражданина и расчет выплат для него:

  • Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им социальной помощи»; .

Основной законодательный акт, который регулирует права и обязанности иностранцев и апатридов в России, – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ФЗ № 115 определяет три основных разновидности статуса мигранта на территории РФ:

  • временно пребывающий – по миграционной карте / визе;
  • временно проживающий – по разрешению на временное проживание;
  • постоянно проживающий – по виду на жительство.

Именно тем, к какой из этих трех групп принадлежит иностранец, обусловлены его права на определенные виды социальной помощи.

Граждане других государств, которые вынуждены были покинуть родину по различным не зависящим от них причинам (политическое, национальное, расовое преследование, военные конфликты и проч.), получают в РФ статус беженца. Основы проживания такой категории граждан регулируются Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-І «О беженцах». Мигранты со статусом беженца практически приравниваются в правах к россиянам в плане социального обеспечения.

Особая группа иностранных граждан, которые имеют широкие права на социальные выплаты, – это прибывшие из Республики Беларусь. С данной страной у РФ подписан соответствующий договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу 29 марта 2007 года.

Похожие преимущества и у граждан из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участниками которого помимо Белоруссии являются также Казахстан, Армения и Киргизия. Соответствующий договор вступил в силу 1 января 2015 года. Мигранты из этих государств с момента присоединения к ЕАЭС считаются застрахованными на случай нетрудоспособности и материнства. И если они трудоустраиваются в одной из этих стран (в том числе и в России), то имеют права на выплату социальных пособий.

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Синхронизация российского и международного законодательства о социальных пособиях

На международном уровне также существуют нормативные документы, которые регулируют особенности выплаты социальной помощи. Например, в Соглашении стран СНГ (от 9 сентября 1994 года) «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» указывается, что единая выплата при рождении ребенка назначается по законам той страны, в которой ребенок живет с родителями. Как в таком случае быть работодателям? Какие предписания – национальные или международные – брать в расчет в первую очередь?

При определении права иностранца, проживающего в России, на получение социальных выплат, нужно в первую очередь, выяснить его статус. Если он не оформлял РВП или ВНЖ (то есть считается временно пребывающим) или же живет по РВП, но не трудоустроен, а следовательно, не перечисляет соответствующих взносов в Фонд социального страхования (ФСС), то и выплаты ему не положены вовсе. Это сказано в российских законах, так что нормы международных соглашений учитываются вполне.

Каким категориям иностранцев положены социальные выплаты в России

Для того чтобы разобраться, на какие социальные выплаты может претендовать в России иностранец, следует уточнить, откуда они берутся и как насчитываются. Большинство фондов (пенсионный, социальный), которые обеспечивают начисление пособий, формируются из взносов самих граждан. Справедливо то, что и получать такую материальную помощь от этих фондов могут только те, кто отчислял в них часть своих доходов.

Исходя из этого иностранным гражданам, постоянно и временно проживающим в России на законных основаниях, полагаются социальные пособия, если соблюдена хотя бы одна из законодательных норм:

  • страхование в установленном законом порядке;
  • работа по трудовому договору;
  • перечисление работодателем положенных налогов и страховых взносов.

Что касается временно пребывающих мигрантов (без РВП и ВНЖ), то им положено лишь пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и то при условии, что человек оформлен официально и за него выплачивались взносы в ФСС не менее полугода.

Лица, имеющие статус беженца, могут обратиться за выплатой практически всех пособий, которые получают россияне. Кроме того, им полагается еще и специальная материальная помощь.

Кто не может претендовать на материальную помощь

На материальную помощь могут претендовать не все иностранные граждане. Выплата социальных пособий мигрантам не предусмотрена в таких случаях:

  • нелегальное проживание и трудоустройство на территории РФ;
  • отсутствие перечислений взносов в Фонд социального страхования работодателем;
  • работа по гражданско-правовому договору;
  • лишение родительских прав или нахождение детей на полном обеспечении государства.

Виды пособий, выплачиваемых иностранным гражданам в России

Социальные пособия выплачиваются из средств:

  • федерального бюджета;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного фонда РФ;
  • бюджета субъекта Федерации, в котором проживает мигрант.

Практически все выплаты, которые положены иностранцам, обеспечиваются как раз региональными бюджетами, поэтому их размеры пособий могут отличаться, допустим, в Москве и где-нибудь на Крайнем Севере.

Самыми популярными видами материальной помощи, на которые могут претендовать иностранцы в России, являются пособия:

  • по материнству;
  • многодетным семьям;
  • при рождении ребенка;
  • малоимущим.

Рассмотрим более детально каждый из них.

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Помощь матерям

Материнство – особый статус для женщины, и государство всячески старается поддержать семью в такой период.

Особый совет для граждан, которые интересуются, положены ли выплаты пособия по материнству белорусам. Ответ однозначный – да. Это регулируется двусторонним соглашением в области социального обеспечения между РФ и РБ (читайте в следующих разделах материала).

Постоянно проживающая в РФ иностранка (а также проживающая по РВП, если была застрахована) из любой другой страны, которая работала в РФ и собирается рожать ребенка, может рассчитывать на такие виды пособий:

  • по беременности и родам;
  • выплата, если стала на учет до 12 недель;
  • единовременная выплата при рождении малыша;
  • ежемесячная выплата по уходу за ребенком.

Помощь семьям, где много детей

В условиях борьбы с демографическим кризисом, под особой опекой государства находятся семьи, в которых воспитываются трое (и больше) деток. Именно такие семейства называют многодетными.

Такой семье государством назначаются дополнительные выплаты, когда:

  • дети идут в школу;
  • она признана еще и малоимущей;
  • есть дети младше 3 лет;
  • семья получает орден (или медаль) «Родительская слава».

Предусмотрены также компенсации за покупку детских товаров, за подорожание цен на продукты питания оплату коммунальных услуг и проч. Достоверную информацию дадут работники социальных служб.

Единовременная выплата при рождении ребенка

Выплата при рождении ребенка производится единожды одному из членов семьи (по месту работы или в управлениях социальной защиты). Размер ее утверждается государством и не зависит от уже имеющихся детей в семье. С 1 февраля со всеми индексациями она составляет 16579 руб. (если рождается больше, чем 1 ребенок, выплата производится на каждого).

«Смешанные» семьи также имеют право на единовременное пособие при рождении ребенка, если отец иностранец, например. Выплату может оформить на себя мать-россиянка.

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Помощь малоимущим семьям

Малоимущей признается семья, совокупный заработок которой на одного человека меньше прожиточного минимума. Уровень доходов, наличие детей или нетрудоспособных лиц, регион проживания – это те факторы, от которых зависит размер пособия для таких семей в каждом конкретном случае.

Пособие малоимущим, если муж иностранец, оформляется на общих основаниях.

Равные права по соцобеспечению для россиян и белорусов

Застрахованные граждане Республики Беларусь приравниваются в правах на социальное обеспечение к россиянам. Об этом говорит ст. 4 Договора между двумя странами, регламентирующего вопросы социального обеспечения.

Так, при расчете больничных и пособия по материнству учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. При этом выплатит их государство, на территории которого проживает гражданин. В случае «детской» помощи, когда учитывается место проживания ребенка.

Переселенцы: положенные социальные выплаты

Вынужденные переселенцы – это граждане, мигрирующие в пределах Российской Федерации. К ним относятся, прежде всего, россияне, которые в силу разных причин (дискриминация по какому-либо признаку, военные конфликты) не могут оставаться на своем постоянном месте жительства. Однако возможна такая ситуация и с иностранными гражданами и лицами без гражданства (когда они легально проживают в РФ и вынуждены переезжать в ее пределах).

Государственная компенсация положена таким категориям переселенцев:

  • если есть дети, пенсионеры, инвалиды (150 руб. в день на каждого человека);
  • если получен официальный статус переселенца (100 руб. в день на каждого члена семьи);
  • если человек обратился на биржу труда и находится в поисках работы (800 руб. на человека).

Размер выплаты зависит также от места, где поселяется семья:

  • в городе – выплачивается компенсация в размере прожиточного минимума;
  • в селе – размер компенсации удваивается.
Читайте также:  Прозорливые святые старцы нашего времени живущие сейчас

Мы писали более подробно, какие действуют в России социальные гарантии переселенцам.

Материальная помощь беженцам

Беженцами признаются граждане других государств, которые приехали (имеют намерение приехать) в Россию, так как на родине подвергаются опасности, преследованиям по определенным признакам (социальным, национальным, расовым и проч.).

В Постановлении Правительства №690 от 22.07.2014 г. говорится, что каждый человек, который пересек границу с РФ в поисках вынужденного убежища, имеет право на государственную материальную помощь. Размер и порядок выплат может меняться в зависимости от страны проживания беженцев (например, с 2014 года особое внимание уделяется украинцам), от состава семьи, региона поселения в России. Величина пособия варьируется от 100 до 150 руб. в сутки на каждого члена семьи (в некоторых регионах доходит до 450 руб.). Дополнительно им предоставляется льготное жилье, право на медицинское обслуживание.

Читайте на нашем сайте подробно, какие пособия беженцам и вынужденным переселенцам выплачиваются в РФ.

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Как и где оформляются социальные выплаты

Когда иностранный гражданин уже точно выяснил, что имеет право на социальное обеспечение от государства, резонный вопрос: какие документы собирать и куда с ними направляться.

Пакет бумаг и ответственные органы, в которые нужно обращаться для оформления социальных выплат, зависит от таких параметров:

  • разновидности помощи;
  • статуса самого гражданина (работает / не работает);
  • оснований для получения того или иного пособия.

Пакет бумаг

Перечень документов, которые необходимы для начисления «детских» пособий.

При оформлении через работодателя:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о рождении из ЗАГСа;
  • справка с работы второго родителя, что пособие не начисляется.

При оформлении через отделы социальной защиты населения: документы из предыдущего списка, и дополнительно приложить:

  • копия трудовой книжки с записью об увольнении;
  • справка о совместном проживании с ребенком;
  • паспорт и лицевой счет соискателя;
  • дополнительные документы по ситуации (например, если имело место добровольное признание отцовства гражданином Таджикистана или любой другой страны).

Для оформления пособий многодетным и малоимущим семьям основным документами являются:

  • удостоверения личности и места проживания всех членов семьи (для родителей – ВНЖ, паспорт, для детей – свидетельства);
  • документы, которые доказывают основания считаться малоимущим (справки о доходах, трудовые книжки с записью об увольнении, справки о начислении других пособий и проч.).

Беженцы и вынужденные переселенцы подают такие документы в ГУВМ МВД РФ:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • свидетельства регистрации;
  • документ, подтверждающий статус (беженца или переселенца);
  • при необходимости – документы на детей (свидетельства) или иных членов семей (пенсионеров, инвалидов).

Какие социальные пособия положены иностранным гражданам в России

Ответственные органы

Молодые мамы, которые интересуются вопросом, как получить пособие по рождению ребенка, если муж иностранец (или она иностранка с ВНЖ или РВП), должны обращаться с ходатайством о выплате причитающихся выплат:

  • в бухгалтерию своего предприятия (если работает);
  • в районное отделение социальной защиты населения (если не работает).

ОСЗН – ответственный орган также за выплаты иной материальной помощи, например, многодетным и малоимущим семьям. Для решения всех вопросов можно также обратиться в Многофункциональный центр по месту жительства (если такой есть).

Важно: обращаться за «детскими» выплатами должен только один из родителей. При этом от второго потребуется справка с места работы, что ему данное пособие не предоставлено. У государственных органов есть 10 рабочих дней, чтобы «проверить» все бумаги и произвести начисление положенных выплат. Перечисляются они в даты ближайшей зарплаты (если через предприятие).

Чтобы оформить материальную помощь беженцам и вынужденным переселенцам, следует обращаться в миграционные органы по месту регистрации в РФ.

В каких случаях возможен отказ в пособии

Самая частая причина, по которой уполномоченные органы отказывают в выплате пособий иностранным гражданам и лицам без гражданства – предоставление неправдивых сведений о себе и фальсифицированных документов, которые являются основанием для назначения пособия. Если в ходе рассмотрения дела выясняется, что не была вовремя оформлена прописка, разрешительные документы на проживание в стране, с выплатами тоже могут возникнуть трудности.

Точно откажут в детских пособиях родителям:

  • если они лишены родительских прав;
  • если ребенок находится под опекой государства;
  • если эту выплату уже оформил второй родитель по месту своей работы.

Для выплаты других видов материальной помощи необходимо предоставить исчерпывающие сведения, которые доказывают права иностранцев на ее получение. Иначе он получит отказ.

Отказ необоснован – куда идти и что делать

Иногда органы социальной защиты, работодатели или миграционные органы отказывают в выплате пособий, даже если предоставлены все доказательства прав на их получение. Что в таком случае делать иностранцам?

Если гражданин считает отказ государственных органов в выплате социальных пособий неправомерным, он может поступить следующим образом:

  • обратиться к начальнику того отделения, где подавались документы;
  • написать ходатайство с просьбой разобраться в ситуации в вышестоящие органы (федеральные, например);
  • подать исковое заявление в суд.

Социальная помощь иностранцам: позиция российского государства

Как видим, действия государства в вопросе выплаты социальных пособий иностранным гражданам направлены на максимальное обеспечение нуждающихся. Однако учитывается и личный вклад гражданина в экономику страны. Все компенсационные выплаты назначаются лишь на законных основаниях, фальсификации и махинации в этих вопросах неприемлемы и строго караются законом.

Источник

Основные направления социальной поддержки мигрантов в РФ в 2020 году

В Россию как раньше, так и сейчас приезжает большое количество мигрантов. Они приезжают в РФ для работы, обучения, либо по иным причинам. Но переезд является не только увлекательным процессом, он часто сопровождается некоторыми трудностями. Мигранты, оказавшиеся в новых для себя условиях жизни могут столкнуться с социальными, юридическими, экономическими и психологическими проблемами. В связи с этим, политика российского государства оказывает некоторую помощь и поддержку мигрантов и переселенцев. Основные направления социальной поддержки мигрантов в РФ рассмотрим в настоящей статье.

Основные направления социальной поддержки мигрантов в РФ

Мигранты – это люди, которые с социальной точки зрения нуждаются в поддержке, помощи, особенно на период адаптации на новом месте, а также интеграции в новом обществе. Трудная жизненная ситуация для мигрантов представляет собой:

  • Оказываемое давление со стороны внешних обстоятельств, которые индивидуальному контролю не поддаются, но нарушают привычный жизненный уклад;
  • Различные потери в связи с переездом, которые ставят под угрозу благополучие иностранца;
  • Переживания, которые могут привести к ухудшению самочувствия человека.

Рассчитывать на одинаковую социальную поддержку от государства вправе не все мигранты. В России к категории мигрантов, которые имеют социальную поддержку относят:

  • Иностранных студентов;
  • Беженцев, вынужденных переселенцев;
  • Высококвалифицированных специалистов;
  • Мигрантов, которые относятся к социально-ущемленной категории граждан (многодетные, инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Социальная поддержка иностранцев в России несет в себе две основные цели. Одной из них является улучшение положения мигрантов в стране, а другой – воздействие на ту среду, к которой эти мигранты относятся. Как результат такой поддержки должно быть «примирение» между новой и устоявшейся социальной средой (Читайте также статью ⇒ Кто такие нелегалы в Российской Федерации ).

Социальная работа с мигрантами в РФ

Социальные работы с мигрантами в России осуществляются разными путями и стратегиями. Самой распространенной является стратегия интеграции. Она предполагает привлечение мигрантов в жизнедеятельность общества. Это должно привести к принятию культуры общества и преодолению раздвоения идентичности иностранца. Также применяется такая стратегия, как мультикультурализм, которая предполагает сохранение мигрантов в принимаемом обществе, то есть они живут со своими нормами, но признают нормы принимающего общества.

Среди направлений в социальной поддержке мигрантов в России можно выделить:

  • Условия для получения образования (квотирование);
  • Оказание социально-экономической поддержки (пособия, выплаты, льготы);
  • Медицинская помощь (медстрахованияе, медобслуживание, диспансеризация);
  • Правовая поддержка (оказание юридических консультаций и правового просвещения);
  • Информационная поддержка (бесплатные консультации);
  • Содействие в трудоустройстве;
  • Поддержка молодых семей;
  • Психологическая поддержка на период адаптации;
  • Проведении профилактики асоциальных явлений (наркомании, проституции, преступности);
  • Социально-культурная поддержка.

Поддержка мигрантов в социальном плане направлена в первую очередь на улучшении сложившийся у них тяжелой жизненной ситуации. Кроме того, она направлена на успешную адаптацию таки граждан в новой стране и социальной среде.

Сложнее дело обстоит с нелегалами. В отношении таких мигрантов государство действует в следующих направлениях:

  • Облегчение процесса легализации в РФ (особенно для иностранцев из стран СНГ);
  • Контроль за нелегалами и выдворение их из страны.

Социально-юридическая поддержка мигрантов в РФ

Юридическая поддержка для мигрантов в России предполагает:

  • Консультацию, разъяснение некоторых нюансов законодательных актов;
  • Помощь в подготовке документов для получения РВП, ВНЖ, гражданства, либо для постановки на учет в миграционный орган;
  • Оказание помощи в решении различных спорных вопросов, к примеру, при немотивированном отказе в приеме документов и т.д.

Также юридическая помощь может оказываться при необходимости представительства в суде, например, в спорах с работодателями.

Психологическая поддержка мигрантов в РФ

Вынужденные или добровольные переселенцы часто сталкиваются в проблемами психологической адаптации. В этом случае консультации психологов направлены на устранение эмоциональных проблем, например, чувства отверженности, переживаний о своем будущем, разрыв со своими близкими и родными. Раскрытию потенциала работника или студента может стать «комплекс иностранца» и иные особенности.

Социально-культурная поддержка мигрантов в РФ

Для мигрантов в России предоставляются рабочие места, предусматриваются социальные выплаты, компенсации ущерба, квотирование мест в ВУЗах, медобслуживание на льготных условиях. Все это подтверждает усилия государства, направленные на лучшей адаптации иностранцев. Основное внимание уделяется налаживанию гармоничных отношений с населением РФ, сохранение традиций местного населения и мигрантов, приобщение к культурным условиям РФ.

Современная политика РФ направлена на социальную поддержку мигрантов по следующим пунктам:

  • Создание условий для высококвалифицированных иностранных специалистов;
  • Возвращение наших соотечественников на свою историческую родину;
  • Брендинг регионов РФ с целью расселения переселенцев в РФ;
  • Профилактика асоциальных условий (терроризма, преступлений и т.д.).

Куда обратиться за помощью мигрантам в РФ

На сегодняшний день помощь мигрантам оказывается как в государственных, так и в негосударственных учреждениях. Деятельность таких учреждений направлена на решение проблем переселенцев и налаживание их условий жизни.

К государственным учреждениям относятся различные отделения соцзащиты, реабилитационные и кризисные центры. Обращаются в такие учреждения при сложных жизненных ситуациях, относительно социального обеспечения мигрантов, а также с целью консультации и получения помощи по вопросам психологической и юридической помощи и социальных выплат. За соцзащиту мигрантов также ответственны и миграционные органы (УВМ МВД), ПФР, ФСС, ФОМС.

Читайте также:  Проект quot Близнецы похожи или нет quot

Для защиты прав мигрантов и адаптации их к новым условиям также созданы и негосударственные организации. Они могут быть как международными, так и негосударственными. В качестве примера можно привести организацию МОМ – Международная организация по мигрантам. Эта организация объединяет более чем 130 стран и направлена на предоставлении гуманитарной помощи беженцев и решение иных социальных вопросов.

Проблемы мигрантов также могут помочь решить благотворительные фонды, например, «Гражданское содействие», благотворительный фонд «Вера, надежда, любовь». В таких организациях учитываются особенности каждого отдельно взятого мигранта или беженца, работа ведется исходя из причин переселения, условий жизни в России и т.д.

Заключение

В качестве положительны последствий переселения мигрантов в Россию можно назвать прилив новой силы, развитие трудового направления, решение демографического вопроса. Помочь успешной адаптации в России мигрантам может грамотно выстроенная миграционная политика, оказание содействия в оформлении документов, помощь в решении социальных, юридических и иных проблем (Читайте также статью ⇒ Социальные гарантии беженцам и вынужденным переселенцам в 2020 ).

Источник

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

    Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

    1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

    • определяется сроком действия выданной визы;
    • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
    • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

    2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

    3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

    Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

    1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

    2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

    3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

    4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

    5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

    6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

    7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

    8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

    9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

    10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

    Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

    Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

    • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
    • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
      • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
      • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
      • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

      Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

      К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

      Источник

      

      Вопросы социального обеспечения иностранцев

      КОНВЕНЦИЯ N 118
      о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц
      без гражданства в области социального обеспечения*

      * Дата вступления в силу: 25 апреля 1964 года.

      Генеральная Конференция Международной Организации Труда,

      созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1962 года на свою сорок шестую сессию,

      постановив принять ряд предложений о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения, что является пятым пунктом повестки дня сессии,

      решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

      принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят второго года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1962 года о равноправии в области социального обеспечения:

      В целях настоящей Конвенции:

      а) термин "законодательство" означает законы и постановления, а также правила в области социального обеспечения;

      b) термин "пособия" относится ко всем пособиям, пенсиям и выплатам, включая все возможные надбавки и начисления;

      с) термин "пособия, предоставляемые по переходным режимам", означает либо пособия, выплачиваемые лицам, оказавшимся старше установленного возраста к моменту вступления в силу соответствующего законодательства, либо пособия, выплачиваемые как переходная мера, с учетом случаев, происшедших вне нынешних пределов территории Члена Организации, или периодов стажа, накопленных вне этих пределов;

      d) термин "пособие по случаю смерти" означает любую сумму, выплачиваемую единовременно по случаю смерти;

      е) термин "проживание" означает обычное местожительство;

      f) термин "установленный" означает: определенный законодательством страны или вытекающий из этого законодательства в смысле пункта а);

      1. Любой Член Организации может принять на себя обязательство выполнять положения настоящей Конвенции в отношении одной или нескольких отраслей социального обеспечения, перечисленных ниже, в отношении которых он обладает законодательством, которое эффективно применяется на его территории к его собственным гражданам.

      а) медицинская помощь;

      b) пособия по болезни;

      с) пособия по беременности и родам;

      d) пособия по инвалидности;

      е) пособия по старости;

      f) пособия по случаю потери кормильца;

      g) пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания;

      h) пособия по безработице;

      i) семейные пособия.

      2. Каждый Член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция вступила в силу, применяет ее положения, касающиеся отрасли или отраслей социального обеспечения, в отношении которых он принял на себя вытекающие из Конвенции обязательства.

      3. Каждый Член Организации указывает в своей ратификации отрасль или отрасли социального обеспечения, в отношении которых он принимает на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции.

      4. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может впоследствии уведомить Генерального Директора Международного Бюро Труда о том, что он принимает на себя обязательства, вытекающие из Конвенции, в отношении одной или нескольких отраслей социального обеспечения, которые не были указаны в его ратификации.

      5. Обязательства, предусмотренные в пункте 4 настоящей статьи, рассматриваются как неотъемлемая часть ратификации и имеют равную с ней силу со дня уведомления.

      6. В целях применения настоящей Конвенции каждый Член Организации, ратифицировавший Конвенцию в отношении какой-либо отрасли социального обеспечения, которая охватывается законодательством, предусматривающим пособия такого рода как те, которые указаны в подпунктах а и b ниже, сообщает Генеральному Директору Международного Бюро Труда о пособиях, предусмотренных его законодательством, которые он рассматривает как:

      а) пособия, отличные от тех, предоставление которых зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц или их нанимателя, или от наличия определенного трудового стажа; или

      b) пособия, предоставляемые по переходным режимам.

      7. Сообщение, упомянутое в пункте 6 настоящей статьи, делается в момент ратификации или уведомления, согласно пункту 4 настоящей статьи, а сообщение о законодательных актах, принятых впоследствии, посылается в трехмесячный срок со дня их принятия.

      1. Каждый Член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе, предоставляет на своей территории гражданам любого другого Члена Организации, в отношении которого настоящая Конвенция также находится в силе, одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, в отношении которой он принял на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции.

      2. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иждивенцев граждан Члена Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе, независимо от гражданства таких иждивенцев.

      3. Ничто в предшествующих пунктах настоящей статьи не означает, что Член Организации обязан применять положения этих пунктов в отношении пособий определенного вида социального обеспечения к гражданам другого Члена Организации, который имеет законодательство по данному виду социального обеспечения, но который не предоставляет равенства в этой области гражданам первого Члена Организации.

      1. В отношении пособий, равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании. Однако оно может быть обусловлено проживанием, в отношении пособий какой-либо определенной отрасли социального обеспечения, для граждан любого Члена Организации, законодательство которого обусловливает выплату пособий той же отрасли социального обеспечения проживанием на его территории.

      2. Независимо от положений пункта 1 настоящей статьи, выдача пособий, перечисленных в подпункте 6 а статьи 2 — за исключением медицинской помощи, пособий по болезни, пособий в случае трудового увечья и профессионального заболевания и семейных пособий, — может быть подчинена условию проживания на территории того Члена Организации, в соответствии с законодательством которого причитаются данные пособия, и требованию, чтобы получатель или, в отношении выплаты пособия по случаю потери кормильца, сам кормилец проживал там в течение определенного срока, который, в зависимости от случая, не должен превышать:

      а) шести месяцев непосредственно перед подачей заявления о назначении пособия в отношении пособия по беременности и родам и пособия по безработице;

      b) пяти непрерывных лет, непосредственно предшествующих заявлению о назначении пособия по инвалидности или непосредственно предшествующих смерти — в отношении пособия по случаю потери кормильца;

      с) десяти лет после достижения 18-летнего возраста, причем этот период может включать пять непрерывных лет, непосредственно предшествующих подаче заявления, — в отношении пособия по старости.

      3. Особые положения могут предусматриваться в отношении пособий по переходным режимам.

      4. Меры, необходимые для избежания дублирования в выплате пособий, устанавливаются в случае необходимости посредством особых соглашений между соответствующими Членами Организации.

      1. Кроме применения положений статьи 4, каждый Член Организации, который принял на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции, в отношении одной или нескольких отраслей социального обеспечения, обеспечивает своим гражданам и гражданам любого другого Члена Организации, принявшего на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции, в отношении соответствующей отрасли или отраслей, если данные лица проживают за границей, предоставление пособий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца и единовременного пособия по случаю смерти, а также предоставление пособий в случае трудового увечья или профессионального заболевания, при условии принятия с этой целью, в случае необходимости, мер, согласно положениям статьи 8.

      2. В случае проживания за границей, выдача пособий по инвалидности, по старости или по случаю потери кормильца, такого рода, как те, которые указываются в подпункте 6 а статьи 2, может обусловливаться участием заинтересованных Членов Организации в системах сохранения прав, как это предусмотрено в статье 7.

      3. Положения настоящей статьи не применяются к пособиям, предоставляемым по переходным режимам.

      Кроме применения положения статьи 4, каждый Член Организации, который принял на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции в отношении семейных пособий, обеспечивает предоставление семейных пособий как своим гражданам, так и гражданам любого другого Члена Организации, принявшего на себя обязательства, вытекающие из настоящей Конвенции по этому виду социального обеспечения, в отношении детей, которые проживают на территории любого такого Члена Организации, на условиях и в пределах, устанавливаемых по соглашению между заинтересованными Членами Организации.

      1. Члены Организации, для которых настоящая Конвенция находится в силе, стремятся принимать совместно участие при соблюдении условий, выработанных по взаимному соглашению соответствующих Членов согласно положениям статьи 8, в осуществлении системы сохранения прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с их законодательством за гражданами тех Членов Организации, в отношении которых настоящая Конвенция находится в силе, в области всех отраслей социального обеспечения, в отношении которых они приняли на себя обязательства, вытекающие из Конвенции.

      2. Такая система будет предусматривать, в частности, суммирование стажа страхования, трудового стажа или периода проживания и приравненных к ним периодов в целях приобретения, сохранения или восстановления прав, а также определения размера пособий.

      3. По взаимному соглашению между заинтересованными государствами, расходы по выплате таким образом пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими Членами Организации, либо их несет тот Член, на территории которого проживает получатель.

      Члены Организации, в отношении которых настоящая Конвенция находится в силе, могут выполнить обязательства, налагаемые на них положениями статей 5 и 7, либо путем ратификации Конвенции 1935 года о сохранении прав мигрантов на пенсию, либо путем применения между собой положений настоящей Конвенции по взаимной договоренности, либо путем заключения многостороннего или двустороннего соглашения о выполнении этих обязательств.

      В применении положений настоящей Конвенции допускаются изъятия в силу соглашений, заключаемых между Членами Организации, которые не отражаются на правах и обязанностях других Членов и которые предусматривают сохранение прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, на условиях, по крайней мере, столь же благоприятных в целом, как те, которые предусматриваются в настоящей Конвенции.

      1. Положения настоящей Конвенции применяются к беженцам и лицам без гражданства без какого-либо условия взаимности.

      2. Настоящая Конвенция не распространяется на специальные режимы страхования служащих государственных учреждений, ни на специальные режимы по выплате пособий жертвам войны, ни на государственную помощь.

      3. Настоящая Конвенция не обязывает Членов Организации применять ее положения к лицам, которые не основании международных актов не подпадают под действие законодательства данной страны в области социального обеспечения.

      Члены Организации, в отношении которых настоящая Конвенция находится в силе, безвозмездно предоставляют друг другу необходимую административную помощь с целью облегчения применения настоящей Конвенции и осуществления законодательства каждого из этих государств в области социального обеспечения.

      1. Настоящая Конвенция не применяется к выплате пособий, причитавшихся до вступления в силу в отношении соответствующего Члены Организации положений Конвенции, касающихся отрасли, по которой причитаются эти пособия.

      2. Степень, в которой Конвенция применяется к выплате пособий, причитающихся после вступления в силу в отношении соответствующего Члены Организации положений Конвенции, касающихся отрасли, по которой причитаются эти пособия, относительно случаев, происшедших до этого вступления в силу, определяется многосторонними или двусторонними соглашениями или, при отсутствии таковых, законодательством соответствующего Члена.

      Настоящая Конвенция не рассматривается как пересматривающая какую-либо существующую конвенцию.

      Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

      1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

      2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации.

      3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члены Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

      1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда и зарегистрированного им. Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации.

      2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье.

      1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от Членов Организации.

      2. Извещая Членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу.

      Источник