Какие вопросы должен задать аудитор

Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха

Аудиторы рассказали Контур.Журналу, когда лучше всего проводить аудиторскую проверку, какие данные следует заранее запросить у аудиторов, на что обращать внимание при заполнении форм годовой отчетности, какие наиболее распространенные замечания выявляет проверка и как можно использовать полученные результаты.

Анастасия Терехина, АССА, старший менеджер департамента аудита компании Mazars

Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения. Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете. Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.

Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.

Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично. Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации. Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно. Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями. Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.

Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности. Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.

Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.

Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.

Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.

Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики. Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании. В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»

Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»). Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год. Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании. Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.

Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств. Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.

На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше). Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт. Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.

Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.

Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом. По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают. В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.

Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать. Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки. Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды.

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Источник



Аудит ISO: пять непростых вопросов

Источник: статья подготовлена экспертом по качеству Мариам Будро специально для журнала «Quality Digest». М. Будро – президент консалтинговой фирмы «Mireaux Management Solutions». Направления работы этой структуры, помимо всего прочего, – консалтинг по системам менеджмента качества (СМК, — ред.), обучение, помощь в проведении внутренних аудитов по стандарту ISO 9001.

Есть ли у вас опыт прохождения аудита на соответствие стандартам ISO? Если, да, то вы, возможно знаете набор часто встречающих вопросов в ходе таких сертификационных проверок. Скажу так: никто не может предугадать все вопросы, которые внешний проверяющий задаст вам, но можно побиться об заклад, что следующие пять с большой вероятностью будут в их числе.

Какова ваша Политика в области качества (в области экологического менеджмента, охраны труда, информационной безопасности)?

Это основной вопрос и очень вероятно, что в ходе аудита он займет центральное место. Потом, когда пройдет несколько инспекционных и ресертификационных аудитов задавать его перестанут: СМК (Система менеджмента качества, – ред.) становится более зрелой, а систему от органа по сертификации проверяет один и тот же аудитор в разное время.

Читайте также:  Сильное склонение прилагательных в датив

Что хочет узнать аудитор, задавая этот вопрос?

  1. Когда этот вопрос аудитор задает персоналу – его задача: определить, насколько хорошо функционирует обмен информацией в системе, удалось ли довести до работников политику в области качества, которую выработало руководство. Разделяет ли персонал официально поднятые организацией на щит взгляды на свое качество.
  2. Аудитор также желает установить понимают ли ваши сотрудники Политику в области качества организации.
  3. Наконец, он хочет удостовериться, что Политика в области качества у вас вообще есть.

Хорошие ответы:

Лучший: когда сотрудникам задали вопрос о Политике они знали, где найти данный документ, смогли сформулировать своими словами как они ее понимают и что она значит для их собственных функций, которые закреплены за ними на работе. Будет просто отлично, если они продемонстрируют собственную высокую культуру качества и что оно занимает важное место в их собственной системе ценностей.

Хорошо: сотрудники знают где получить документ «Политика в области качества», когда их спросит об этом аудитор и могут прочесть там нужное без заикания.

Нормально: сотрудники могут найти документ Политика в области качества, когда их об этом спросят.

Каковы цели вашей работы?

Сразу отмечу, что это вопрос не только к руководителям. Его могут адресовать к любому сотруднику. Цели отдельного работника выводятся из общих целей. Аудитор ожидает, что цель будет подкреплена и обоснована аналитикой: данные, метрики и картирование, но этого будут требовать только тогда, когда это действительно нужно. Требования о наличии всего этого в любом случае – нет.

Что хочет узнать аудитор, задавая этот вопрос?

  1. Аудитор стремится выяснить, есть ли у организации цели или ее деятельность хаотичная и не целенаправленна. Если цели есть, проверяющего интересует также, как измеряются процессы и деятельность компании с точки зрения движения поставленных целей. Причем аудитор ищет обоснования того, что все это есть как на общеорганизационном уровне, так и на уровне отдельного исполнителя. Помните? Из общих целей выводятся цели каждого специалиста. , что сотрудники понимают цели в области качества и то, какое огромное значение их достижение имеет для результатов, получения того, ради чего организация и они сами работают.
  2. Внешний проверяющий желает удостовериться, что Цели в области качества как таковые вообще есть.

Хорошие ответы:

Лучший: сотрудники знают, с каким документом свериться, чтобы выяснить цели в области качества, они могут объяснить, почему они установлены и куда они организацию ведут. Понимают, что будет достижением цели и по каким критериям можно заявить, что цель достигнута. Они знают о том, как запустить корректирующие действия, если цели не достигаются.

Хорошо: сотрудники знают, с каким документом справиться, чтобы выяснить цели в области качества, имеющие прямое отношение к их должности, организационной роли или отделу, могут объяснить, как идет процесс достижения их цели и на каком этапе они находятся.

Нормально: сотрудники знают, с каким документом справиться, чтобы выяснить цели в области качества.

Где вы получаете процедуры по вашим процессам?

Процедуры и документы являются неотъемлемой частью систем менеджмента, соответствующих стандартам ISO, только благодаря им можно убедиться, что бизнес-процессы предприятия находятся под управлением. Поэтому вопросы, относящиеся к документации не могут не возникнуть в ходе аудита.

Что хочет узнать аудитор, задавая вопрос?

  1. Когда аудитор затрагивает вопрос процедур, то он хочет понять, следуют ли ваши люди декларируемым официально процедурам создания продукции или оказания услуг. Является ли соответствие между тем, что говорится и что делается естественной частью ежедневной деятельности компании. Представителю органа по сертификации также важно, доступны ли документированные процедуры работникам, если они внедрены. , что в компании функционирует механизм по определению того, какие процедуры нужны, а процессы, являющиеся ключевыми для производственных операций, эффективно документируются.
  2. Аудитор хочет узнать, существуют ли в компании вообще документированные процедуры, как вид.

Хорошие ответы:

Лучший: по запросу аудитора персонал смог отыскать нужные процедуры, связанные с их работой, в разговоре работники продемонстрировали осведомленность о содержании документа, равно как и о самом процессе.

Хорошо: сотрудники знают, где найти документированные процедуры, которые имеют к ним отношение.

Нормально: сотрудникам известно о существовании документированных процедур.

Что вы делаете, если обнаруживаются несоответствия или потенциальные возможности улучшения?

Одним из ключевых принципов стандартов ISO является постоянное улучшение, поэтому аудитор снова и снова будет задавать вопросы с целью выяснить, как с этим обстоят дела в компании. Как минимум, проверяющий будет искать понимания сотрудниками основ постоянного улучшения.

Что хочет узнать аудитор, задавая вопрос?

  1. Аудитор хочет узнать, насколько сотрудники понимают все аспекты работы, которые связаны с несоответствиями, постоянным улучшением, корректирующими и предупреждающими действиями, понимают ли они как работают подсистемы СМК, внедренные, чтобы управлять всем этим.
  2. Хочет определить инициируют ли руководители использование инструментов постоянного улучшения и доводят ли информацию о них до всех сотрудников.
  3. Еще одной причиной задать вопрос об обнаружении несоответствий служит задача проверить, есть ли в вашей системе подсистема управления несоответствиями, системы корректирующих и предупреждающих действий.

Хорошие ответы:

Лучший: работники, когда аудитор спросил их, знали, как использовать отчеты о несоответствиях и когда следует инициировать корректирующие действия или предупреждающие действия. Они уже пользовались всем этим ранее, получали задачу готовить отчет о несоответствиях или осуществляли анализ корневых причин для последующего внедрения корректирующих и предупреждающих действий.

Хорошо: сотрудники знают, что в компании существует система управления несоответствующей продукцией, а также разработки и применения корректирующих и предупреждающих действий. Они могут рассказать о сделанных через эти инструменты изменениях в работе.

Нормально: иногда достаточно и того, что сотрудники знают о существовании систем улучшения в вашей компании.

Какова ваша сфера ответственности?

Это очень обширный вопрос и может дать аудитору много пищи для размышления, много может быть и возможных ответов сотрудников на него. Будучи спрошенными, ваши люди могут апеллировать к процедурам, должностным инструкциям, целям и так далее.

Что хочет узнать аудитор, задавая вопрос?

  1. По-видимому, аудитор хочет установить, знают ли сотрудники свои обязанности и насколько понимают ответственность. Осознают ли собственную роль в общем успехе и в качестве конечного продукта работы (результатов экологического менеджмента, процессов охраны труда, информационной безопасности).
  2. Он желает убедиться, что руководители организации в соответствии с ISO 9001 внесли ясность в вопрос ответственности и полномочий для всех должностей. Каждый сотрудник должен понимать, в чем состоят его обязанности.
  3. Он хочет проверить, а проанализированы ли ответственность и полномочия при внедрении СМК.

Хорошие ответы:

Лучший: будет просто превосходно, если общаясь с аудиторами, сотрудники проявят знания своих зон ответственности, а также осознают, какое значение их сферы имеют для успеха СМК в целом. Возможно, они даже знают где их функционал закреплен в документации и расписались под формулировками?

Хорошо: сотрудники осведомлены о своих сферах ответственности и в общем понимают важность их результатов с точки зрения общих результатов СМК.

Нормально: сотрудники знают, за реализацию каких стоящих задач они ответственны.

Источник

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
Читайте также:  Как уметь задавать вопросы людям

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации; ;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Источник

Приложение. Примеры вопросов, которые может рассмотреть аудитор при изучении работы эксперта руководства аудируемого лица

1. На характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, связанных с выполнением требований пункта 23 федерального стандарта аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», могут влиять следующие обстоятельства:

а) характер и сложность вопроса, по которому привлечен эксперт руководства аудируемого лица;

б) риски существенного искажения, связанные с вопросом;

в) доступность альтернативных источников аудиторских доказательств;

г) характер, объем и цели работы эксперта руководства аудируемого лица;

д) был ли принят эксперт руководства аудируемого лица на постоянную работу или он был привлечен на временной основе для выполнения конкретной работы;

е) степень, в которой руководство аудируемого лица может контролировать или влиять на работу эксперта руководства аудируемого лица;

ж) существуют ли технические стандарты или профессиональные и отраслевые требования, регулирующие деятельность эксперта руководства аудируемого лица;

з) характер и объем средств контроля аудируемого лица в отношении работы эксперта руководства аудируемого лица;

и) знание и опыт аудитора в области, в которой действует эксперт руководства аудируемого лица;

к) предыдущий опыт работы аудитора с данным экспертом руководства аудируемого лица.

2. Компетентность эксперта руководства аудируемого лица определяется характером и уровнем выполняемой экспертизы. Навыки определяются способностью эксперта руководства аудируемого лица проявлять компетентность в сложившихся обстоятельствах. Фактором, определяющим навыки, может быть доступность времени и ресурсов. Объективность определяется возможными последствиями влияния, которое могут оказывать на профессиональное или деловое суждение эксперта руководства аудируемого лица предвзятость, конфликт интересов или воздействие со стороны третьих лиц. Компетентность, навыки и объективность эксперта руководства аудируемого лица, а также любые средства контроля аудируемого лица в отношении его работы являются важными составляющими надежности любой информации, предоставляемой им.

3. Информация в отношении компетентности, навыков и объективности эксперта руководства аудируемого лица может основываться на:

а) предыдущем опыте работы аудитора с данным экспертом руководства аудируемого лица;

б) обсуждениях, проводимых с экспертом руководства аудируемого лица;

в) обсуждениях, проводимых с другими лицами, знакомыми с работой эксперта руководства аудируемого лица;

г) информации о квалификации эксперта руководства аудируемого лица, его членстве в саморегулируемой или иной профессиональной организации, о наличии лицензий на осуществление деятельности либо других форм внешнего признания;

д) опубликованных данным экспертом руководства аудируемого лица статьях, книгах и других публикациях;

е) информации, полученной от привлеченного аудитором эксперта, если это уместно, который помогает аудитору получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении информации, подготовленной экспертом руководства аудируемого лица.

4. Вопросы, связанные с оценкой компетентности, навыков и объективности эксперта руководства аудируемого лица, включают рассмотрение того, регулируется ли работа эксперта руководства аудируемого лица соответствующими стандартами, или профессиональными или отраслевыми требованиями, например, этическими стандартами и требованиями к членству в саморегулируемой или иной профессиональной организации, стандартами аккредитации лицензирующего органа или требованиями нормативных правовых актов.

5. Аудитору также уместно рассмотреть:

а) соответствие компетентности эксперта руководства аудируемого лица тематике, в контексте которой он привлекается, в рамках его специализации;

б) уровень компетентности эксперта руководства аудируемого лица в области требований ведения бухгалтерского учета и подготовки и представления бухгалтерской отчетности;

в) наличие или отсутствие необходимости пересмотра изначально данной оценки компетентности, навыков и объективности эксперта руководства аудируемого лица в случае, если произошли неожиданные события, имели место изменения условий или были получены соответствующие аудиторские доказательства по результатам выполнения аудиторских процедур.

6. Широкий спектр обстоятельств может создать угрозу объективности эксперта руководства аудируемого лица (например, угроза личной заинтересованности, угроза заступничества, угроза близкого знакомства, угроза самоконтроля, угроза давления). Меры предосторожности могут снизить эти угрозы и могут быть предусмотрены как внешней средой, например, профессиональными требованиями, или нормативными правовыми актами, так и внутренней контрольной средой, в которой работает эксперт руководства аудируемого лица, например, принципами и процедурами системы внутреннего контроля качества.

Несмотря на то, что меры предосторожности не могут устранить все угрозы объективности эксперта руководства аудируемого лица, тем не менее угрозы давления на эксперта руководства аудируемого лица могут быть менее значимы в случае, когда эксперт руководства аудируемого лица привлекается аудируемым лицом на временной договорной основе, чем когда он принимается аудируемым лицом в качестве штатного работника, но тогда повышается значимость таких мер предосторожности, как принципы и процедуры системы внутреннего контроля качества аудируемого лица. Это обусловлено тем, что угроза объективности работника аудируемого лица всегда присутствует, и маловероятно, что эксперт руководства аудируемого лица, ставший работником аудируемого лица, будет объективней любого другого работника.

7. При оценке объективности привлеченного аудируемым лицом на временной основе эксперта руководства аудируемого лица может быть уместным проведение обсуждения с руководством аудируемого лица и этим экспертом темы возможной заинтересованности или взаимоотношений, которые могут создавать угрозы объективности эксперта руководства аудируемого лица, и любых применимых мер предосторожности, включая любые профессиональные требования, применимые в отношении данного эксперта; а также оценить, являются ли данные меры адекватными. Заинтересованность и взаимоотношения, создающие угрозы, могут включать: финансовую заинтересованность; деловые и личные взаимоотношения; оказание иных услуг.

Читайте также:  Вопросы для старшеклассников и коллег

8. Для понимания работы эксперта руководства аудируемого лица аудитору необходимо разбираться в сопряженных с экспертизой вопросах. В зависимости от того, насколько аудитор компетентен в этих вопросах, может быть решен вопрос, будет ли аудитор сам оценивать работу эксперта руководства аудируемого лица или ему необходимо для этой цели привлечь другого эксперта.

Понимание аудитором работы эксперта руководства аудируемого лица распространяется на следующие вопросы:

а) есть ли какие-либо аспекты в области работы эксперта руководства аудируемого лица, которые имеют отношение к аудиту;

б) регулируется ли работа эксперта руководства аудируемого лица профессиональными или иными стандартами, нормативными правовыми актами;

в) какие допущения и методы использованы экспертом руководства аудируемого лица и являются ли они общепризнанно применимыми при проведении экспертизы, надлежащими для целей подготовки бухгалтерской отчетности;

г) характер внутренней и внешней информации, использованной экспертом аудитора.

9. Обычно при привлечении аудируемым лицом к работе эксперта в письменной форме составляется договор между аудируемым лицом и экспертом руководства аудируемого лица. Ознакомление аудитора с таким договором в процессе ознакомления с работой эксперта руководства аудируемого лица может помочь аудитору в оценке в целях аудита надлежащего характера следующих аспектов:

а) характера, объема и цели работы эксперта руководства аудируемого лица;

б) обязанностей и ответственности руководства и эксперта руководства аудируемого лица;

в) характера и объема информации, которой будут обмениваться руководство аудируемого лица и эксперт руководства аудируемого лица, включая форму отчетности, предоставляемую экспертом руководства аудируемого лица.

10. Аудитор может руководствоваться следующими соображениями при рассмотрении вопроса о том, носит ли работа эксперта руководства аудируемого лица надлежащий характер, чтобы служить аудиторским доказательством в отношении соответствующей предпосылки составления бухгалтерской отчетности:

а) уместность и разумный характер данных, полученных экспертом руководства аудируемого лица, или его выводов, их согласованность с другими аудиторскими доказательствами и их надлежащее отражение в бухгалтерской отчетности;

б) уместность и разумный характер применяемых экспертом руководства аудируемого лица допущений и методов;

в) уместность, полнота и точность исходных данных в случае, когда экспертом руководства аудируемого лица в работе они используются в значительном объеме.

<< Приложение
N 1. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011). "Аудиторские доказательства"
Приложение >>
N 2. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011). "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным.
Содержание
Приказ Минфина РФ от 16 августа 2011 г. N 99н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Какие вопросы должен задать аудитор

Внутренний аудит дает возможность руководству компании взглянуть на свой бизнес «со стороны», оценить эффективность тех или иных процессов, работу структурных подразделений. Кто проводит внутренний аудит на предприятии, как самостоятельно организовать систему аудита и в чем принципиальная разница с внешней аудиторской проверкой – разберем в этой статье.

Вы узнаете:

  • Что такое внутренний аудит.
  • Каковы задачи внутреннего аудита.
  • Какие законодательные акты регламентируют создание службы внутреннего аудита в компании.
  • Как на конкретном примере организовать внутренний аудит на предприятии.
  • Кто проводит внутренний аудит, можно ли это сделать самостоятельно.
  • Зачем нужна служба аудита, если контрольные функции отчасти лежат на менеджменте компании.
  • В чем различие внутреннего и внешнего аудита. Можно ли заменить внутренний аудит внешним. Можно ли использовать данные внутреннего аудита при проведении внешней аудиторской проверки.

Внутренний аудит на предприятии – это

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за всеми хозяйственными процессами, происходящими на предприятии. Организуется он, чтобы оперативно выявлять и исправлять факторы, которые снижают эффективность работы и качество продукции, а также негативно сказываются на финансовых и экономических показателях.

Проведение внутреннего аудита на предприятии регламентирует действующее законодательство. Но даже без предписаний результаты такого контроля представляют интерес для собственников бизнеса, помогают оценить будущие риски и направления развития компании.

Аудит выполняет сразу несколько задач:

  1. контроль за различными сферами деятельности, которые, так или иначе, влияют на эффективность компании;
  2. выявление злоупотреблений и недочетов;
  3. предупреждение вероятных рисков.

Анализу подвергаются и внутренние рабочие процессы такие, как, например, кадровая политика, и внешние процессы, как маркетинговая политика, имиджевые моменты, маржинальность бизнеса.

Законодательное регулирование внутреннего аудита в организации

Сразу стоит оговориться, что порядок проведения внутреннего аудита на предприятии законодательно не определен. Процедуру регламентирует каждая компания на свое усмотрение локальными актами.

Но именно обязанность проведения внутреннего аудита закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. В статье 19 говорится, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Для некоторых организаций эта норма действует уже давно (банки, страховые компании), в этом случае речь идет о специальном внутреннем аудите.

На все остальные компании распространяется требование об общем внутреннем аудите.

К нормативным документам, регламентирующим контрольную деятельность в компании, также относят:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
  • Рекомендации Минфина России № ПЗ-11/2013 по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ.
  • Локальные акты предприятия о внутреннем аудите.

Кто проводит внутренний аудит в организации

Есть ошибочное представление, что если аудит внутренний, то проводят его строго внутри компании силами собственных сотрудников. На самом деле возможны два варианта.

  1. На предприятии создается аудиторский отдел из своих кадров: специалисты наблюдают и оценивают хозяйственную деятельность и все процессы бизнеса. Чаще всего это экспертная команда, где каждый эксперт осуществляет контроль над своим участком работы: финансовыми операциями, отчетностью, эффективностью организации труда и т.д. Специалисты могут пройти для этого дополнительное обучение, однако никакие лицензии или разрешения для осуществления внутреннего аудита не требуются. Преимущество такой команды в том, что собственные кадры знают бизнес и его специфику изнутри, им не нужно вникать во все процессы предприятия.
  2. Но для гарантии объективности, непредвзятости, более высокого профессионального уровня многие компании привлекают сторонних аудиторов (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013). Помимо знаний в финансовой сфере, привлеченные специалисты должны разбираться в вопросах корпоративного управления, внутреннего контроля на предприятии, а также оперативно разобраться в специфике бизнеса, который будут проверять.

Благодаря возможностям дистанционного обучения, сегодня многие специалисты получают сертификаты международного образца без отрыва от основной деятельности. По программе CIA можно получить диплом внутреннего аудитора.

Резонно возникает вопрос: зачем прибегать к помощи сторонних аудиторов или создавать целый отдел в компании для внутреннего аудита, обучать его, платить зарплату, если руководство и так контролирует и координирует все бизнес-процессы.

Но на практике (особенно это касается крупных предприятий) у директоров не всегда остаются ресурсы для объективной оценки деятельности. Элементарно нет времени для сбора, систематизации и анализа информации.

Задача руководства компании заключается в управлении бизнесом. Чтобы справляться с ней эффективно, руководитель должен:

  • получать достоверную, объективную информацию о состоянии дел в компании и перспективах развития;
  • при этом не тратить время на контроль за выполнением работниками его управленческих решений.

Именно этот пласт работы и снимает на себя отдел внутреннего аудита. В результате эффективность управления растет, а бизнес получает постоянное развитие.

Как провести внутренний аудит на предприятии самостоятельно, подключив к работе собственные кадры, разберем далее.

Как провести аудит сайта

Советы из статьи электронного журнала «Генеральный Директор» помогут вам улучшить сайт.

Организация и постановка внутреннего аудита на предприятии

  1. Регламентация и организация работы службы

Проведение аудита на предприятии оформляется приказом. Затем на основе приказа разрабатываются и утверждаются локальные методологические документы. Это может быть:

  • Положение о службе внутреннего аудита – в нем прописываются цели, задачи, полномочия и ответственность службы.
  • Руководство (инструкция) для службы внутреннего аудита – закрепляются организационные моменты, вопросы взаимодействия с другими подразделениями компании, объекты контроля, типовые формы и методики решения аудиторских задач и проведения процедур.
  • Должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита и т.д.

Количество работников в отделе может быть разным, обычно исходят от числа бизнес-процессов, направлений деятельности, структурных подразделений на предприятии. Важно сохранить бесстрастность и независимость аудиторов. Так как служба формируется из штатных сотрудников, велика вероятность, что результаты оценки могут быть необъективны. Следует избегать ситуаций, в которых бывший работник какого-либо отдела будет оценивать и контролировать его в дальнейшем. Имеет значение также и выстраивание структуры подчиненности. Логично, если служба внутреннего аудита будет непосредственно подчиняться генеральному директору или совету директоров.

  1. Планирование и проведение аудиторской проверки на предприятии

Инициатива проверки какого-либо отдела или бизнес-процесса исходит от руководителя службы внутреннего аудита. Перед этим выявляются проблемы и слабые места в работе, аудиторы предварительно изучают направление, структуру и задачи бизнес-процесса.

Непосредственно саму процедуру аудиторской проверки можно разделить на следующие этапы:

  • Инициирование аудита.
  • Планирование и подготовка, определение круг вопросов, сроков и методов проверки.
  • Проведение аудиторских процедур.
  • Оформление результатов, написание отчета.
  • Последующая работа с результатами аудита.
  • Формирование результатов аудита

На заключительном этапе аудиторской проверки какого-либо процесса проводится обобщение сделанных выводов и даются рекомендации для менеджмента.

Стандартной формы внутреннего аудиторского отчета не существует, каждая компания сама создает типовой документ.

Основные разделы отчета могут быть следующими:

Нарушенный регламент

Причины несоответствия

Предложения по коррекции

Аудируемый отдел может представить свои замечания в виде Протокола разногласий по результатам аудита. Далее выбираются ответственные лица из того подразделения, который проверялся. Для них оформляется план корректирующих мероприятий и устанавливаются строгие сроки. В итоге служба внутреннего аудита представляет руководству (генеральному директору или совету директоров) следующие документы:

Источник