Какие вопросы зада т человеку литература Итоговое сочинение

Какие вопросы задаёт человеку литература? (Итоговое сочинение)

В России литература всегда, а особенно в 19 веке, занимала особое место в духовной жизни . Для Русского человека литература – это всё, это духовная основа, нравственная здоровье нации. Русские писатели заставляют нас мыслить, искать ответы на многие жизненные и философские вопросы.

Какие же вопросы задаёт нам литература? Многие, многие и многие… перечислим лишь некоторые. Каковы взаимоотношения человека с его исторической эпохой? В чём смысл жизни? В чём предназначение человека на земле? Каким путём надо идти? Какую любовь можно считать настоящей?

Попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». В романе отражена сложная историческая эпоха. Это тот период, когда одна общественная сила, в данном случае либералы – дворяне, уходит с исторической сцены, а на смену ей идёт новая общественно-политическая сила – революционеры — демократы. Идейную борьбу между ними и отразил в своём произведении И.С.Тургенев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Идейными противниками в этом романе выступают аристократ Павел Петрович Кирсанов и нигилист Евгений Васильевич Базаров. Кирсанов отстаивает значимость аристократов, которые, по его мнению, служили прогрессу. Базаров же, как нигилист, отрицает всё, собирается разрушить прежнее, расчистить место для строительства светлого здания будущего. Молодой человек, будущий доктор, очень рано умирает, случайно порезав палец при вскрытии больного тифом мужика. Находясь в бреду, Базаров размышляет, нужен ли он России. Несомненно, такие сильные личности, как тургеневский герой, трудолюбивые, умные, благородные, нужны России. Но ложные идеи нигилизма, отрицание ради отрицания, идеи разрушения не могут служить развитию страны. Да, новое время, новые идеи увлекли Базарова, он гордился тем, что не зависит от своего времени, что сам себя воспитал. Но здесь он не прав. Время не могло не повлиять на этого героя, напротив, он отражает новые веяния своей эпохи.

Как роман отвечает на вопрос о смысле жизни? Каждый из героев находит ответ на этот вопрос по-своему. Николай Петрович Кирсанов и смысл своей жизни в семье. Свою первую семью он создал с дочерью чиновника Машей. Десять лет пролетело как сон. Это были счастливые годы. Жена умерла, а Николай Петрович отдался со страстью воспитанию своего сына Аркадия. Потом он влюбился в простую девушку Фенечку, и у них родился сын Митя. В конце романа он женится на Фенечке, избавляясь от сословных предрассудков. Базаров видит смысл своей жизни в активной деятельности на благо общества, все прочат ему великую судьбу, считают необыкновенным человеком. Базаров постоянно занимается, читает научные книги, делает опыты, практикуется в медицине. Аркадий, поначалу увлечённый идеями и личностью своего первенствующего приятеля, подражает ему. Но в конце романа он изменяется и считает, что семейные ценности ему ближе.

Итак, проанализировав роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», мы можем сделать вывод о том, что в этом произведении заложен высокий идейно-нравственный потенциал. Здесь утверждаются такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, честь, совесть, взаимоуважение.

Источник

Какие вопросы задаёт человеку литература?

Какие вопросы задаёт литератураНа Западе литературу, особенно поэзию, любят называть «изящной словесностью». Ценят прекрасную форму произведения, стремятся к тому, чтобы она была отточенной и безупречной. Но вот поднимать злободневные проблемы, будить читательскую мысль, призывать к чему-то – не очень принято. Считается, что для литературы это функции второстепенные.

Совсем другое дело у нас. Можно сколько угодно издеваться с позиций сегодняшнего дня над известной строчкой поэта Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», но глупо и бессмысленно отрицать, что именно так и было в течение всех веков, как русская литература возникла и встала на ноги.

Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» страстно призывал русских князей объединиться и прекратить кровавые усобицы буквально накануне монголо-татарского нашествия. Протопоп Аввакум слал страстные письма сподвижникам. Владимир Мономах наставлял сыновей. Просветители в лице Новикова, Радищева и Фонвизина обличали общественные пороки.

Особенно политизированной и злободневной наша литература стала во второй половине XIX века, на волне либеральных реформ императора Александра II. Тон задавал журнал «Современник» во главе с поэтом Н.А.Некрасовым. Некрасов даже пожертвовал давней дружбой с Тургеневым, чтобы в журнале остались Чернышевский и Добролюбов. Они будили общественную мысль, заставляли читателей думать и спорить.

Читайте также:  Вопросы для выявления потребностей примеры

Сегодня романа Чернышевского «Что делать?» в школьной программе по литературе нет. О нем в лучшем случае упоминается. Когда-то им зачитывались. Для кого-то эта книга даже была настольной. Почему?

В ней поднято немало злободневных для того времени вопросов: эмансипация женщин, вопрос о системе образования, необходимость изменения политического строя в России. Выведен так называемый «новый человек» — Рахметов. Это насквозь публицистическое произведение, понятное только в контексте своего времени.

На страницах эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» одна из центральных проблем – проблема «мужика» и «мысль народная». Роман писался уже после отмены крепостного права. Интересовала Толстого и роль личности в истории – на примере судеб Наполеона, Кутузова, Александра I.

Наконец, серьезные этико-философские проблемы поднимает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Насколько далеко способен зайти человек в «проверке» собственной теории, есть ли у него право на то, чтобы лишить жизни другого во имя общего блага, способна ли вера спасти заблудшую душу – вот лишь немногие вопросы, что ставит и пытается решить Достоевский.

Да, может быть, и не дело литературы учить, просвещать, наставлять, внедрять в сознание какие-то идеи, но наша словесность традиционно без этого обойтись не могла. И хуже от этого точно не стала. А вот что дальше? Утрата традиций или верность им? Пока сказать трудно…

Источник

413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?

Все люди похожи, поэтому чаще всего задают себе один и тот же вопрос: «Как понять себя?». Это очень важно, ведь без самопознания человек не может поставить правильные цели и добиться того, чего на самом деле хочет. Он не сможет реализовать свой потенциал и обрести счастье. Поэтому большинство героев из литературных произведений озадачены этим вопросом, как и их реальные прототипы. Рассмотрим несколько примеров.

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» поставил перед Григорием Печориным этот сложный вопрос, и все пять частей книги персонаж пытается найти на него ответ. Понять себя Григорию помогает личный дневник. Когда мысли обретают выражение на бумаге, их проще растолковать и проанализировать. Это и доказывает пример Григория Печорина. Он вел записи, где фиксировал свои чувства, переживания, сокровенные думы. Благодаря этому «личному журналу» герой мог отдать отчет в своих действиях, разобраться в себе. Перечитывая свой дневник, он стремился трактовать свои поступки, дать им оценку. «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе» — вот к таким выводам он пришел после объяснений с Мери. Понять себя Григорию помогло ведение личного дневника, благодаря которому он наблюдал за своим поведением и оценивал его со стороны. Все эти рефлексии говорят об одном — Печорину важно узнать, как найти ключ к самому себе. Этот вопрос является главным в его жизни, полной авантюр и приключений.

Совсем другим предстает перед нами Илья Ильич Обломов, главный герой одноимённого романа И. А. Гончарова. Но и его тоже больше всего волнует вопрос о том, как понять себя? Как показывает практика, человеку проще сделать это, если он действует методом проб и ошибок. Например, ленивый, мечтательный и апатичный барин Илья Ильич влюбился в активную и общительную девушку — Ольгу Ильинскую. Героиня не одобряла его образа жизни и хотела помочь ему изменить себя к лучшему. Но это «лучшее» было воплощением ее идеалов. Сначала Обломов пытался подстроиться к ее требованиям, послушно шел туда, где хотела увидеться она, и исполнял то, что она считала правильным и полезным. Но вскоре герой осознал, что не хочет и не может стать тем, кого на самом деле любила Ольга. Ее представления о поведении, досуге, мыслях и чувствах были ему чужды. Он хотел покоя, праздности и воплощения своего детства в Обломовке, где за него все делали другие люди. Такой идеал он обрел в доме Агафьи Пшеницыной, но не с Ольгой Ильинской. Илья Ильич окончательно понял свою природу только после того, как попробовал выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое. Но сама его попытка говорит о том, что его очень интересовал вопрос о понимании и принятии себя, иначе он ничего не предпринял бы. Это значит, что данная тема волнует многих людей, независимо от характера, опыта и темперамента каждого из них.

Читайте также:  150 вопросов для анкеты

Таким образом, каждого человека в той или иной мере озадачивает вопрос о том, как ему понять себя? Где искать ключи к собственной душе? Кто-то ведет специальный дневник, кто-то ищет себя методом проб и ошибок, а кто-то просто думает и доходит до истины своим умом. Все пути ведут не в Рим и не в Киев, а к себе — это важно твердо усвоить.
Файл не выбран
Ещё

Источник

Коллекция вопросов, заданных русской литературой

Не только «что делать?»: коллекция вопросов, заданных русской литературой

Вечные вопросы «что делать?» и «кто виноват?» хорошо известны даже тем, кто не прочитал произведения с соответствующими названиями. Но ими не исчерпывается все богатство вопросов, которые задала человеку, человечеству, мирозданию русская литература.

Вот еще несколько десятков для неспешного чтения (а заодно и припоминания источников). Особенно рекомендуем их выпускникам—2016, обдумывающим житье: над этими вопросами самое время ломать голову, проснувшись после выпускного вечера.

Фундаментальное. Основы бытия

Чего тебе надобно, старче?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Почему люди не летают так, как птицы?

Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?

Но будучи я столь чудесен, / Отколь я происшел?

Зачем крутится ветр в овраге, / Подъемлет лист и пыль несет, / Когда корабль в недвижной влаге / Его дыханья жадно ждет?

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Делать жизнь с кого?

К чему стадам дары свободы?

Тварь я дрожащая или право имею?

Гений и злодейство – две вещи несовместные?

А если это так, то что есть красота / И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?

А был ли мальчик?

О Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит?

Русское дао

Куда несет нас рок событий?

Что же вас гонит — судьбы ли лишения, / Зависть ли тайная, злоба ль открытая?

Что ищет он в краю далеком? / Что кинул он в краю родном?

Сколько их, куда их гонят?

Что ты жадно глядишь на дорогу?

Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?

Куда ж нам плыть?

Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?

Родина

Кому на Руси жить хорошо?

Русь, Русь, чего ты хочешь от меня?

Русь, куда несешься ты, дай ответ!

Какой русский не любит быстрой езды?

Скажи-ка, дядя, ведь не даром / Москва, спаленная пожаром, / французу отдана?

Ребята, не Москва ль за нами?

О времени

Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, / Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Мои богини! что вы? где вы?

О ножки, ножки, где вы ныне? / Где мнете вешние цветы?

Ничто человеческое мне не чуждо

Тепло ль тебе, девица?

Где оскорбленному есть чувству уголок?

Почему я, такой нежный, должен все это видеть?

Откуда у хлопца испанская грусть?

Ты еще жива, моя старушка?

Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли?

Чем хуже был бы твой удел, / когда б ты менее терпел?

Ах, ну почему наши дела так унылы?

Ты проснешься ль, исполненный сил, / Иль, судеб повинуясь закону, / Все, что мог, ты уже совершил, / Создал песню, подобную стону / И духовно навеки почил?

Практические вопросы

Как же мне, рябине, к дубу перебраться?

Как сердцу высказать себя, / Другому как понять тебя?

А вы ноктюрн сыграть смогли бы / на флейте водосточных труб?

Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?

Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

Чего же боле? что я могу еще сказать?

Эти глаза напротив

Что ты смотришь все с печалью угрюмой / На платочек ее новый, кумашный?

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Иль в морду хошь?

Колокольчики мои, цветики степные, / Что глядите на меня, тёмно- голубые?

Вопросы на эрудицию

Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

Ладно ль за морем иль худо? / И какое в свете чудо?

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?

Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается?

Кто построил эту железную дорогу?

Читайте также:  Давай встречаться Грамотное предложение чтоб завоевать девушку

За спрос денег не берут

Кто, по-вашему, этот мощный старик?

Знаешь ли ты, что такое добродетель?

Знаете ли вы украинскую ночь?

А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?

А виновата ль я, что поминутно / Мне на язык приходит это имя?

О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?

Откуда ты, прекрасное дитя?

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем сидишь до полуночи у растворённого окна?

Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?

Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?

Кто более матери-истории ценен?

Так что ж, на место денег / ты мне предложишь склянок двести яду: / за склянку по червонцу, так ли что ли?

Источник



Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Кто-то читает 10 книг в год, кто-то 50, кто-то еще больше. Однако мы все понимаем одну простую истину: важно качество информации и уровень ее понимания. Чтобы поощрять критическое чтение, нужно научиться задавать правильные вопросы. Это поможет осознанно отнестись к книге и вынести из нее намного больше.

В нашей статье речь пойдет о художественной литературе, однако при большом желании вопросы можно переделать и использовать для прочтения профессиональной.

Почему это так важно?

Чтение книг — элемент обучения, саморазвития, один из самых полезных способов времяпровождения. Из каждой книги необходимо получать максимум. Глубокое понимание невероятно важно, потому что персонажи и диалоги могут со временем забыться, а суть останется.

Долорес Дуркин в 1979 г. провела исследование и выяснила, что подавляющее большинство преподавателей и учителей задают вопросы только по окончанию прочтения книги, и очень редко — до и во время. Дальнейшее изучение показало, что ситуация со временем стала не намного лучше.

Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:

  • Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
  • Умение делать предположения
  • Научиться создавать связи и ассоциации
  • Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
  • Оценивать качество текста
  • Пересматривать ключевые моменты в тексте
  • Понимать, как можно использовать информацию в будущем

Вопросы «до»

Вы выбрали интересную книгу, устроились поудобнее и готовы читать. Но прежде задайте пару вопросов, чтобы это помогло более осознанно воспринимать текст:

  • Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
  • О чем будет книга? Почему я так думаю?
  • Это реальная или вымышленная история?
  • Зачем я читаю это?
  • Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
  • Какие предположения я могу сделать?

Вопросы «во время»

Делайте несколько пауз во время чтения. Задайте себе несколько вопросов о главе, которую читаете:

  • Что я понял из прочитанного?
  • Какова основная идея?
  • Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
  • Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
  • Как поступит персонаж? Почему?
  • Какие эмоции испытывает персонаж?
  • Как бы я поступили на его месте?
  • Случалось ли нечто подобное со мной?
  • Опишите прочитанное своими словами.
  • Нужно ли запоминать этот текст? Почему?

Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:

  • Какие предположения были верными?
  • Какова основная идея на самом деле?

Вопросы «после»

  • На каком уровне понимания текста я находился? Нет ли более глубокого смысла?
  • Какие вопросы автор ставил перед самим собой и как отвечал на них?
  • Каковы были намерения автора или он полностью попытался отстраниться от намерений и своей точки зрения?
  • На все ли поставленные свои вопросы автор ответил или некоторые ответы были неполными?
  • Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
  • Можете ли вы рассказать историю своими словами?
  • Какие события были наиболее важными?

Все эти вопросы помогут не просто прочесть книгу, а извлечь из нее большую пользу.

Если вы учитель

Главная ваша обязанность как учителя — вовлечь учеников (студентов) в разговор и выяснить, что они думают о книге.

  • Почему автор поместил героев в это место и время?
  • Почему автор начал историю именно так?
  • Почему автор закончил историю именно так?
  • Какие бы вопросы вы задали автору?

Данный подход можно использовать при изучении:

  • Художественной литературы
  • Науки
  • Математики
  • Социальных наук

Вопросы вы можете придумывать сами. Главное — относиться сознательно к тексту. Прочтите лучше меньше книг, зато прочувствуйте их как можно глубже.

Источник