Какие есть модификации этой методики

Тест Векслера

brain

Тест Векслера – один из самых известных и популярных тестов для измерения уровня интеллекта. Он поможет вам определить как уровень общего интеллекта (IQ), так и уровень развития отдельных способностей. Также вы сможете отслеживать свой прогресс, периодически измеряя свой интеллект по методике Векслера. Как устроен тест и почему его стоит пройти, вы узнаете в этой статье.

О тесте

Тест разработан американским психологом, психиатром и психодиагностом Дэвидом Векслером. Включает в себя 11 субтестов, которые можно разделить на две группы: вербальный и невербальный интеллект.

Каждый из 6 вербальных и 5 невербальных субтестов состоит из 10-30 вопросов с нарастающей сложностью.

Субтесты были отобраны по следующим критериям:

  • высокие корреляции с другими тестами, измеряющими уровень интеллекта;
  • высокий уровень дифференциации: отдельная особенно хорошо или особенно плохо развитая способность не искажает общие результаты;
  • результаты субтестов помогают в постановке диагноза (определённые нарушения соответствуют определённым патологиям).

Результат прохождения каждого субтеста оценивается баллами, которые позже переводят в унифицированные шкалы. Это позволяет сравнивать результаты по разным субтестам и анализировать их разброс.

Тест Векслера помогает определить:

  • уровень вербального и невербального интеллекта в отдельности;
  • соотношение развития вербального и невербального интеллекта;
  • коэффициент интеллекта (IQ) на основе двух шкал;
  • интеллектуальные способности, которые развиты хуже остальных и требуют компенсации.

Используются 3 модификации теста:

  • WAIS – для подростков старше 16 лет и взрослых;
  • WISC – для тестирования детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет;
  • WPPSI – для детей от 4 до 6 лет.

Русскоязычные адаптации есть только для первых двух модификаций.

Также стоит отметить, что модификации после своего появления дополнялись как самим Векслером, так и другими учёными. Добавлялись новые субтесты, немного менялась структура. Например, WPPSI был разработан в 1967 и в дальнейшем пересматривался в 1989, 2002, 2003 и 2012 годах. Поэтому один и тот же тест также может иметь несколько подвидов (более и менее современных).

Не будем рассматривать каждый из них, остановимся только на 11 оригинальных субтестах, предложенных Векслером.

Субтесты

  • Общая осведомлённость. 29 вопросов, определяющих уровень простых знаний. Нет заданий, требующих от испытуемого знания специальных теоретических сведений. Правильный ответ – 1 балл.
  • Понимание. 14 вопросов, которые определяют, насколько хорошо тестируемый понимает смысл выражений. Оценка зависит от правильности ответа: от 0 до 2 баллов.
  • Арифметика. 14 устных задач уровня начальной школы. Оценивается не только правильность, но и время решения.
  • Нахождение сходства. 13 заданий, предлагающих объединить два предмета по общему признаку. Оценка от 0 до 2 баллов. . Субтест имеет две части. В первой предлагается на слух запомнить от 3 до 9 цифр и затем воспроизвести их вслух. Во второй части необходимо воспроизвести ряд из 2-8 цифр, но уже в обратной последовательности.
  • Словарный запас. Необходимо дать определения 42 терминам. 10 из них простые и имеют распространение в обыденной жизни. 20 – средней сложности. Последние 12 – абстрактные теоретические понятия. Оценивается, в зависимости от правильности, – от 0 до 2 баллов.

Вербальная шкала имеет корреляцию с общей культурой испытуемого. Например, по тестам «Осведомлённость», «Понимание» и «Словарный запас» можно судить об интеллигентности.

Субтест «Арифметика» помогает определить не только способность решать арифметические задачи, но и способность концентрировать внимание, т.к. задачи несложные и требуют от испытуемого скорее собранности, чем математического дара.

Результаты субтеста «Сходство» позволяют судить о способности к логическому мышлению и умению обобщать.

«Повторение цифр» менее всего коррелирует с общим интеллектом. Этот субтест нацелен исключительно на измерение объёма рабочей памяти. Векслер добавил его с диагностической целью: неспособности воспроизвести 4 цифры подряд свидетельствует о слабоумии.

Теперь перейдём к субтестам невербальной шкалы:

  • Шифровка. Это тест на кодовые замены. Дан ключ, где каждой цифре соответствует другая цифра. Дано полторы минуты. Необходимо подписать под числовым рядом из ста цифр код в соответствии с ключом. Чем больше правильно зашифрованных цифр, тем выше оценка.
  • Недостающие детали. 21 карточка, на каждой из которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Нужно определить, что это за деталь. 20 секунд на карточку, за каждый правильный ответ – 1 балл.
  • Конструирование блоков. 40 заданий. Испытуемому предоставляется красно-белый чертёж и красно-белые кубики. Необходимо собрать фигуру, указанную на чертеже. Оценивается время и точность.
  • Последовательные картинки. 8 групп картинок. Каждая группа – последовательный сюжет. Картинки представлены в неправильном порядке. Задача испытуемого – расположить их в нужной последовательности. Оценку определяют затраченное время и правильность.
  • Сборка объекта. 4 задания. Нужно собрать хорошо известный объект (человек, слон и т.п.) из деталей. Оценивается в зависимости от времени и правильности сборки объекта.

Стоит отметить, что изначально Векслер полагал, что показатели невербальной шкалы зависят от психофизиологических задатков, но исследования результатов близнецов опровергают эту гипотезу.

Субтест «Шифровка» помогает диагностировать зрительно-моторную скорость, свойства внимания, координации и восприятия.

«Недостающие детали» позволяют определить уровень наблюдательности.

С помощью субтеста «Конструирование блоков» диагностируется двигательная координация и визуальный синтез, а с помощью субтеста «Сборка объекта» – способность к синтезу целого из частей. Результаты обоих тестов зависит от уровня развития сенсомоторной координации.

«Последовательные картинки» сообщают о способности испытуемого к организации целого из частей, экстраполяции и пониманию ситуации.

После прохождения всех субтестов, необходимо правильно их проинтерпретировать, чтобы получить конечный результат.

Интерпретация теста Векслера

Алгоритм интерпретации результатов включает в себя:

  • подсчёт баллов по каждому заданию в соответствии с критериями оценивания;
  • перевод «сырых» баллов в стандартные через унифицированную шкалу;
  • суммируются баллы внутри каждой из шкал – определяется уровень вербального и невербального интеллекта;
  • суммируются баллы двух шкал – определяется уровень общего интеллекта.

После получения конечного результата в баллах вы можете определить свой уровень интеллекта:

  • 130 и выше – очень высокий IQ;
  • 120-129 – высокий IQ;
  • 110-119 – выше среднего уровня;
  • 90-109 – средний IQ – примерно половина населения;
  • 80-89 – ниже среднего уровня;
  • 70-79 – в пределах нормы;
  • 69 и ниже – недостаточное интеллектуальное развитие.

А чтобы результаты тестов на уровень интеллекта вас радовали, рекомендуем начать заниматься на нашей бесплатной онлайн-программе «Нейробика» – она поможет вам держать мозг в тонусе и развивать свои когнитивные способности.

Источник



тест векслера

Теста Векслера

Тест Векслера разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Это один из самых популярных тестов, применяемых для измерения уровня интеллекта. Очень распространен в англоязычных странах. При этом диагностируется не только общий интеллект, но и две его составляющие вербальный и невербальный части.
Тест Векслера имеет 11 подтестов, 5 из которых изучают невербальные способности, а 6 вербальные. В каждом тесте имеется от 10 до 30 вопросов, которые постепенно усложняются.
Что же такое вербальный интеллект?

Читайте также:  Результату голосования евровидения 2015

Это способности отвечающие за понятливость, осведомленность, способность человека понять схожесть и расхождение объектов, интеллектуальные возможности воспроизводить цифровые ряды.
Под невербальными способностями понимают возможности к расшифровке, нахождению недостающего звена, определение четкой последовательности, сложение элементов в единое целое.
Оценивание результатов теста происходит в баллах, которые далее переводятся в шкальные оценки.
При этом анализироваться будет, как ответ на каждое отдельное задание, так и общий результат теста. Низкая оценка по какому-либо из субтестов свидетельствует об нарушениях в интеллекте испытуемого.

Особенность теста Векслера, которая одновременно является и его преимуществом среди других аналогичных психологических тестов, состоит в том, что количественный результат теста переводится в качественную интерпретацию.

Если вам нужно определить одаренных детей или взрослых, для какого- либо проекта или вы не уверенны в интеллектуальном и умственном развитии на должном уровне ребенка или взрослого человека, тогда вам на помощь приходим мы.

На нашем сайте, прямо в эту минуту вы можете получить ответы на свои вопросы, проведя онлайновое тестирование по известной методике Векслера, которая показывает результаты общих интеллектуальных способностей и творческий потенциал.Если вы работник сферы обучения или медицины, для вас тоже будет полезна данная методика в плане выяснения умственной отсталости и клинико-психологического диагноза, без привлечения дополнительных специалистов, то есть первичное самостоятельное исследование.

Тест Векслера существует в двух вариациях: детский и взрослый.

С его помощью диагностируют интеллектуальные способности и творческие способностиОба варианта, позволяют определить уровень общего развития интеллекта и его способностей в целом. Тщательно укомплектованная методика значительно облегчает использование адаптированного теста.

Применяют методику: в тестировании персонала и для проведения консультаций со взрослыми — для определения уровня интеллектуальной одаренности; в сфере образования для выявления всех возможных факторов неуспеваемости учеников, для выяснения интеллектуальной готовности к обучаемости в школе, для определения умственной отсталости и клинической картины заболеваний; в профориентационном исследовании.

Таким образом, благодаря этой методике возможно получение комплексного знания об испытуемом, при этом у вас есть возможность проведения теста онлайн на сайте. Обязательно воспользуйтесь этой надежной методикой, и вы получите очень точные результаты, которые помогут вам увидеть всю клиническую картину.

Тест векслера

Родителям, желающим узнать причины неуспеваемости ребенка в школе, тоже поможет этот тест.

Не медлите онлайн тест к ВАШИМ услугам! Ведь вполне возможно, что протестировав ребенка сегодня, он скажет вам спасибо завтра за своевременное определение его талантов и достижения головокружительной карьеры в будущем. Обязательно пройдите тестирование!

Источник

Тесты Векслера детский и взрослый: интерпретация. Тест Векслера: детский вариант (для дошкольников)

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта — что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта — это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

тесты Векслера

Его особенности

iq тест векслера

Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.

тест векслера детский вариант

W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) — это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов — это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Блоки теста

тест векслера для дошкольников

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера — детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?

тест векслера для детей

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые «мокрые» оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

тест векслера на интеллект

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности — от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

Читайте также:  Использование результатов орд при возбуждении уголовного дела курсовая

4. Найти схожесть объектов — 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать — имеют средний уровень сложности, 12 из них — абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый — вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков — 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) — собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом «лабиринт».

детский тест векслера

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что «понимание» заменено на «запоминание цифр», а «лабиринт» – на «кодирование». Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест «лабиринт» состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один — вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три — абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

«Предложения» в этом блоке заменили на «запоминание символов», которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест «дом для животного» взят вместо «шифровки» из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом «как?». Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ — это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним — добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Источник

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Читайте также:  Таблица результатов второй дивизион зона запад

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие :

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа — 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов.

Субтесты невербальной части :

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения — 20 секунд.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

  • 130 баллов и выше — очень высокий IQ — у 2,2% населения;
  • 120–129 баллов — высокий IQ — у 6,7%;
  • 110–119 баллов — хорошая норма — у 16,1% населения;
  • 90–109 баллов — средний IQ — у 50%;
  • 80–89 баллов — плохая норма — у 16,1% населения;
  • 70–79 баллов — пограничная зона — у 6,7%;
  • 69 баллов и ниже — умственный дефект — у 2,2% населения;

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

Источник