Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Читайте также:  Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 10 200

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Источник

Как подчеркиваются части речи в русском языке

На вопрос, как подчёркиваются части речи, правильный ответ: никак. В русском языке слова, относящиеся к любой части речи, используются для составления предложений, в которых у каждого слова определённая функция. При синтаксическом разборе слово подчёркивается в соответствии с его синтаксической ролью. Так что подчёркиваются члены предложения, вне зависимости от способа выражения.

Что такое части речи

Слова подразделяются на категории, называемые частями речи, с учётом признаков:

  • Морфологических – изменяемо ли слово, относится к самостоятельным или служебным, какие формы имеет.
  • Семантических – имеет ли лексическое значение, относится это значение к наименованиям предметов, признаков или действий.
  • Словообразовательных – каким способом и при помощи каких морфем образовано.
  • Синтаксических – роль в словосочетаниях и предложениях, взаимодействие с остальными элементами синтаксической конструкции.

На основании этих признаков части речи делятся на:

  • самостоятельные – имеющие собственное лексическое значение и синтаксические функции;
  • служебные – употребляющиеся только вместе с первой категорией;
  • междометия.

Минимальное количество частей речи, выделяемое лингвистами, – 4, максимальное – 15. Традиционный вариант классификации и основанная на нём программа общеобразовательной школы включает 12-13 разновидностей (в зависимости от программы категория состояния рассматривается в качестве отдельной группы либо как разновидность наречия).

Как подчеркиваются части речи в русском языке

Деепричастие и причастие в зависимости от авторства учебников рассматриваются в школьном курсе и как отдельные категории, и как отглагольные формы. За пределами программы остаются концепции, трактующие в качестве отдельных групп модальные слова , утвердительно-отрицательные ( да и нет) , выделяющие звукоподражательные варианты из разряда междометий.

Что такое синтаксическая роль

В речи слова соединяются в синтаксические конструкции – словосочетания и предложения. В составе предложения слово несёт определённую смысловую нагрузку и в соответствии с ней занимает предназначенное ему место, то есть становится членом предложения , самостоятельно или в составе словосочетания. Среди членов предложения выделяются главные , содержащие основной смысл высказывания, и второстепенные , уточняющие подробности: признаки, обстоятельства, при которых происходит сказанное, и пр. Без второстепенных членов предложение существует, но приобретает общий, неконкретный характер. Таблица членов предложения:

Члены предложения Вопросы Значение
Главные Подлежащее Падежный именительного падежа Объект высказывания, предмет, о котором ведётся речь.
Сказуемое Глагольные, краткого прилагательного, им. падежа Основная информация об этом предмете: какое действие он совершает или какому подвергается, чем является.
Второстепенные Дополнение Падежные (кроме Им. п.) Добавочный предмет, с помощью которого или над которым производит действие главный.
Определение Полного прилагательного Признак, качество.
Обстоятельство Наречные Обстоятельства, при которых происходит сказанное: в каком месте, каким способом, в какое время, для чего и пр.

Определяя синтаксическую роль слова, указывают, каким из названных членов оно является.

В понятие синтаксического разбора входит:

  1. Общая характеристика: цель высказывания, интонационная окрашенность, количество частей и их взаимоотношение, состав грамматических основ, распространённость, осложняющие компоненты.
  2. Определение синтаксической роли слов, составляющих высказывание. Обозначается подчёркиванием.
  3. Обозначение, какой частью речи выражен член предложения (надписывается над словом).

Подчёркивание – графическое обозначение функции слова в высказывании. Способы обозначения указаны в таблице выше.

Синтаксические роли частей речи

Слова, принадлежащие к одной и той же категории, в составе фразы выступают не в одной и той же роли. Возможности их использования в качестве членов предложения рассматриваются в таблице.

Член предложения Способ выражения Примеры
Подлежащее Существительное Солнце скрылось за горами.
Местоимение Кто-то настойчиво стучал в дверь.
Колич. числительное Три – нечётное число.
Инфинитив Сплетничать – любимое занятие соседки.
Неделимое сочет-е Ольга Леонидовна вернулась с дачи.
Отец с сыном ловят рыбу.
Сказуемое Глагол личн. форма Под полом тихо скребётся мышь.
инфинитив Задача коллектива – выполнить план.
безличн. ф. За окнами темнеет .
Существительное Кит – морское животное .
Прилагательное полн. Ночи зимой долгие .
кратк. Восход солнца в горах прекрасен .
Причастие полн. Книги на столе уже прочитанные .
кратк. Вечернее платье сшито из бархата.
Местоимение Машина с синими дверцами моя .
Категория состояния Без друзей человеку одиноко .
Неделимое сочет-е Сестра маленького роста .
Дополнение Существительное Усталый работник вытер платком лоб.
Местоимение Возьмите кого-нибудь с собой.
Инфинитив Провожающих попросили выйти .
Неделимое сочет-е Золотой ус пора пересадить.
Определение Прилагательное (полное) За деревьями блеснуло небольшое озеро.
Причастие (полное) Мама развешивает выстиранное бельё.
Причастный оборот Поникшие от жары цветы ждали дождя.
Местоимение Требуется закончить кое-какие дела.
Числительное (порядк.) Вторая попытка окончилась неудачей.
Инфинитив Желание выспаться не проходило.
Существительное На стол поставили корзинку для фруктов .
Обстоятельство Наречие Ветер неистово трепал ветви деревьев.
Деепричастие Прохожий, озираясь , шмыгнул в дверь.
Деепричастный оборот Выполнив задание , можешь погулять.
Существительное Вещи упакованы в коробку .
Местоимение Щенок весь промок под дождём.
Инфинитив Семья едет на курорт отдыхать .
Читайте также:  Открытые вопросы для выявления потребностей клиента примеры

Части речи, выступая в одной из перечисленных синтаксических ролей, подчёркиваются в соответствии с этой ролью.

Источник

Как подчеркивается имя числительное

Числительное – такая часть речи, которая несёт на себе немало функций в тексте. Оно может быть практически любым членом предложения.

Как подчёркивается числительное в предложении?

Графическое выделение членов предложения выполняется по общим правилам, независимо от того, какой частью речи является то или иное слово.

То есть, подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. Следовательно, и числительное, играющее эту роль, будет подчёркиваться только так. Например: Сто плюс сорок

Числительное может входить в состав подлежащего вместе со словами других частей речи. В таком случае одной линией подчёркиваются все слова в устойчивом сочетании.

  • 1. Как подчеркивается местоимение?

Почти восемьдесят процентов людей (кто?) в мире пользуется услугами мобильных операторов.

При выполнении роли сказуемого имя числительное подчёркивается двумя чертами: Пятью девять – сорок пять (каков результат?).

Числительное, которое играет роль дополнения, подчёркивается штриховой линией:

В лесу построили семь кормушек (кого? что?) для травоядных животных. Восемнадцати выпускникам (кому?) школы вручили грамоты за отличную учёбу.

В некоторых случаях эта часть речи в предложении выступает в роли обстоятельства и отвечает на вопросы где? когда? как долго? и т.д. В таком случае его нужно подчеркнуть штрих-пунктиром. Например: Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским в тысяча восемьсот сорок третьем году (когда?

Определение подчёркивают волнистой чертой, поэтому порядковые числительные в большинстве случаев будем подчёркивать так же: Первому (которому?) пассажиру вагона повезло больше всех. Семнадцатый (какой?) век в истории Российской Империи был одним из самых смутных периодов.

Источник

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Узнаем, как под­чёр­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, что­бы пра­виль­но опре­де­лить их в предложении.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как сле­ду­ет под­черк­нуть допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы зада­вать к ним в предложении.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое дополнение.

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котелке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Дополнение

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, например:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду .

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну .

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стрелочкой;
  4. опре­де­лим падеж существительного;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это дополнение;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой линией.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блюдечка.

Как подчеркивается определение?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

Что такое определение

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос);
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен);
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег); (этот дом); (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше , были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое , сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

Обстоятельство это

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? издали;
  • рас­пу­сти­лись когда? весной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;
  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неудачи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болезни;
  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обстоятельств;
  • идем с какой целью? узнать;
  • спус­кать­ся как? осторожно;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тщательно;
  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слегка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рейса;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

Источник



Подчеркиваем числительное в предложении

Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.

Роль в предложении

В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.

Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.

Подчеркиваем числительное в предложении

Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.

Подлежащее

Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:

  • Шестью восемь (что?) – сорок восемь.
  • Около дома были рабочие: двое (кто?) – сидели на скамейке, трое (кто?) – стояли.
  • В автобусе было семь пассажиров (кто?), двое (кто?) – сидели.
  • Одна целая две десятых (что?) делится пополам.

Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).

Подчеркиваем числительное в предложении

Сказуемое

Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).

  • Моя любимая цифра – (сколько?) восемнадцать.
  • День Победы – (каково?) девятое мая.
  • Три плюс три – (сколько?) шесть.

Дополнение

Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).

  • К 75-летию Победы мы посадили в парке (что?) семьдесят пять елей.
  • Трудоустройство прошло отлично – (кого?) обоих приняли на завод.
  • Весь день думал (о чем?) об одном, когда закончится смена.

Обстоятельство

Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.

  • Через три минуты (когда?) поезд тронется.
  • В трех шагах (где?) стоял еще один человек.
  • На рыбалку собрались быстро – за десять минут (каким образом?).

Определение

В отличие от других членов предложения выражается порядковыми числительными, отвечающими на вопрос – «как(-ой, -ое, -ая, -ие)?», реже – собирательными.

Источник