Категория возраста и проблемы возрастной периодизации

Понятие возраста. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.

Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Переход от одной возрастной ступени к другой знаменует перестройку и изменение психического развития.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Первая попытка системного анализа категории возраста принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, в своей культурно – исторической концепции от называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль каждой частичной линии развития. Возраст он связывает с представлением о социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отражение в его переживаниях, и реализуется им в совместной деятельности с другими людьми.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека.

Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• ведущий тип деятельности;

Результаты развития включают в себя:

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.

В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. Так, новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.

Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.

Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Возрастной кризис — это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis — переломный момент, исход) — проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.

Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис подросткового возраста (13 лет).

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Таким образом, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори:

— Сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет;

-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.

— Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет

— Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет

— Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет

— Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 — 6 лет

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Источник

Категория возраста и проблемы возрастной периодизации

Возрастная периодизация психического развития – разделение всего жизненного пути человека на отдельные эпохи, стадии, периоды психического развития, выделение психологических возрастов, разработка критериев (правил), по которым строится периодизация.

Существует педагогическая периодизация детства, которая исходит из задач воспитания детей на разных этапах и отражает сложившуюся практику работы воспитательно-образовательных учреждений. Психоло-гическая периодизация не совпадает с педагогической, т. к. строится на основе других критериев, отражая объективные закономерности и гло-бальные изменения психики и личности ребенка. Она включает периоды постепенных (литических) и скачкообразных изменений (кризисов) в психическом и личностном развитии.

В современной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности – младенчество (0 – 1 год) – кризис одного года – ранний возраст (1 – 3 года) – кризис трех лет – дошкольный возраст (3 – 6–7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (11 – 14–15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (15–16 – 18 лет). Выделенные периоды психического развития не являются неизменными, зависят от уровня развития общества, который, в свою очередь, определяет соци-альную ситуацию развития ребенка и вытекающие из нее особенности обучения и воспитания.

Возрастограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека. Следует различать биологический (физический) и психоло-гический возраст. Первый определяется количеством прожитых лет и показывает достигнутый уровень созревания организма в целом и его отдельных органов и систем. Психологический возраст показывает уровень психического и личностного развития человека. Отождествление биоло-гического к психологического возраста характерно для биогенетических теорий психического развития, в которых утверждается, что уровень пси­хического развития ребенка полностью зависит от количества прожитых им лет. Но практика показывает, что у детей одного биологического возраста обнаруживается неодинаковый уровень психического развития. На разных этапах развития общества дети, прожившие одинаковое количество лет, обнаруживают различный уровень психического развития. В советской психологии биологический возраст рассматривается как предпосылка психо­логического возраста, т. к. созревание организма и его систем является предпосылкой психического развития. Уровень психического развития в конечном итоге определяется местом ребенка в системе общественных отношений, или социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности и особенностями общения ребенка.

Читайте также:  Спбгу олимпиада школьников результаты отборочного тура

Критерии возрастной периодизации – правила, конкретные по­казатели, на основании которых строится разделение жизненного пути человека на отдельные периоды. В современной возрастной психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Социальная ситуация развития (ССР)своеобразное специфическое для данного возраста отношение между человеком и окружающей его средой, это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Понятие социальной ситуации развития показывает, что для понимания влияния среды на формирование возрастных особенностей ребенка следует учитывать и те изменения, которые; произошли в самом ребенке. Например, социальная ситуация развития в раннем возрасте: внутренние условия – возрастание самостоятельности ребенка, возможное в связи с новым уровнем развития, достигнутым в младенчестве, внешние условия – появление требований со стороны взрослых. Внешние и внутренние условия находятся в единстве в начале возрастного периода, на протяжении его между ними накапливаются противоречия, которые обостряются в период кризиса возрастного.

Новообразование – тот новый тип строения личности и ее деятель-ности, те психические и социальные изменения, которые впервые возни-кают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития в данный период. Выделяются главные, основные новообразования, которые обуславливают всю перестройку личности и деятельности человека на данном возрастном этапе, и новообразования, обусловливающие перестройку отдельных сторон его личности и деятельности. Возникновение новообразований связано со специфической для данного возраста социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью человека, позволяющей реализовать типичные для данного возраста отношения. Новообразования являются результатом развития человека на данном возрастном этапе. Вместе с тем но­вообразования изменяют отношение человека к окружающему миру и к самому себе, и тем самым являются реальной основой его перехода на следующую возрастную ступень.

Социальная ситуация развития является главным критерием возрастной периодизации. Ведущая деятельность определенного этапа вытекает из особенностей социальной ситуации развития, последняя конкретизируется в ней. Например, из особенностей социальной ситуации развития младенчества (беспомощность ребенка, удовлетворение взрослым всех его потребностей) следует, что в этом возрасте общение со взрослыми, является ведущим видом деятельности. Основные изменения развития (новообразования) совершаются в основном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов деятельности, характерных для данного возраста. Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития. Переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, и форми-рованием новой ведущей деятельности.

Кризис возрастной – отражение неравномерности психического раз-вития – качественное изменение, скачок в ходе психического развития, когда на протяжение относительно короткого периода происходит значительные сдвиги в развитии психики и личности человека. Кризисы возникают у всех детей, живущих в сходных условиях, примерно в одном и том же возрасте. Кризис является границей между возрастными периодами, служит показателем перехода человека от одного периода к другому. Кризис возникает как результат и показатель накопления и обострения противоречий, главное из которых – между возросшим уров-нем психического развития человка и его старым местом в системе общественных отношений (т. е. между внутренними и внешними усло-виями ССР). Противоречие разрешается в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, перестройки отношений взрослого с ребенком, при которых учитывается новый, более высокий уровень его психического развития.

Общая характеристика кризисов дана Л. С. Выготским. Кризис не имеет четко выраженных начала и конца, но ясно выделяется кульминация; в период кризисов наблюдается относительная трудно-воспитуемость ребенка (степень которой зависит от его индивидуальных особенностей и характера взаимоотношений со взрослыми). В кризисные периоды наблюдается негативный характер развития ребенка: распадаются привычные виды деятельности, взаимоотношения, исчезают старые интересы ребенка (старое уходит, а новое еще не сложилось). Но нега-тивные процессы (ломка старого) подчиняются процессам зарождения нового, которое отражает положительное содержание кризиса (возрастание самостоятельности ребенка, построение новых по содержанию взаимо-отношений с окружающими). В советской психологии выделены следующие кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, подросткового возраста.

Источник

Понятие о критериях возрастной периодизации психического развития. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации

Любая возрастная периодизация, в том числе и психического развития, предполагает выделение критериев для разделения онтогенеза на отдельные, количественно и качественно различные по своему содержанию стадии.

Прежде всего, рассмотрим понятие собственно критерия. Анализ словарей показывает следующее.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Критерий — это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.

Таким образом, оба определения показывают, что критерием выступает некий признак, на основании которого и становится возможным сравнение и последующее разделение (классификация) изучаемого феномена на соответствующие группы, классы, стадии и т.п.

Следовательно, применительно к процессу психического развития критерием возрастной периодизации может выступать такой признак, который отражает существенные особенности самого процесса развития, является показателем возрастных изменений.

В настоящее время единого подхода к выделению критериев возрастной периодизации психического развития человека нет. Вместе с тем, еще Л.С. Выготский, осознавая значимость этой проблемы, сделал попытку (в известной работе «Проблема возраста») проанализировать, обобщить и оценить существовавшие на тот момент теоретические подходы к выделению критериев периодизации. Кроме того, Л.С. Выготский предложил и свое видение данной проблемы, определив в рамках разрабатываемой им теории признаки (критерии), характеризующие возраст и позволяющие разделить детское развитие на ряд возрастных стадий.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы в зависимости от того, какие критерии используются для классификации возрастов.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, так или иначе связанного с процессом развития.

К ней можно отнести периодизации, созданные на основании использования биогенетического принципа (периодизации Э. Гетченсона, В. Штерна, К. Бюлера). Однако периодизации сторонников биогенетического принципа Л.С. Выготский критиковал.

Еще один пример — периодизация Рене Заззо, который построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии и по мнению Л.С. Выготского этот критерий (ступени системы воспитания и обучения) более удачный, чем критерий биогенетического принципа.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психологические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили основой для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии.

2.3.2 Характеристика критериев возрастной периодизации, принятых в советской психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологическое новообразование, кризис развития

Первым критерием возрастной периодизации психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми,присущее младенцу с первых недель жизни и до года.

2. Предметно-манипулятивная деятельностьребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Сюжетно-ролевая игра,присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельностьмладших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общениеподростков со сверстниками в возрасте от 10-11 до 15 лет.

6. Учебно-профессиональная деятельностьюношей в возрасте от 15 до 18-20 лет, центральной линией развития которых выступает самоопределение.

Читайте также:  Результаты Золотая подкова тираж 296

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития. (Реан, с. 60-66)

Понятие ведущей деятельности, как известно, разрабатывалось А.Н. Леонтьевым, который выделил ее основные признаки. «Ведущесть» деятельности не определяется чисто количественно числом часов, посвященных ей. Ведущей называют ту деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками:

во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

во-вторых, это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

в-третьих, это деятельность, от которой сильно зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Анализ теории деятельности Д.Б Элькониным позволил ему обнаружить два основных типа ведущих видов деятельности и регулярность смены деятельности первого типа деятельностью второго типа и затем наоборот. В деятельности первого типа развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельности второго типа — операционально-техническая сфера, сфера деятельности человека, направленная на усвоение способов действий с предметами, соответствующих знаний о предметах. (Марцинковская, с. 269-271)

Именно в определенной социальной ситуации развития и в процессе осуществления ведущего вида деятельности, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это:

во-первых,психические и социальные изменения,возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

— во-вторых,новообразование — обобщенный результат этих изменений,всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С, 1984, с. 254). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, самооценка в подростковом возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию взрослых. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов.

Кризис развития — это следующий критерий периодизации развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. » (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Таким образом, развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, и действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит перелом в психическом развитии. (Реан, с. 61-66)

Стабильные и критические периоды развития. Проблема кризисов развития в исследованиях советских психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова и др.). Структура возрастного кризиса

Сущностью каждого кризиса, отмечал Л.С. Выготский, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания.Позднее был открыт кризис трех лет.Еще позднее был изучен кризис семи лет.Наряду с ними выделяют кризис новорожденностии кризис одного года.Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.

Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов (Давыдов В. В., 1986, с. 76). Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях.

В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых,для него характерна неотчетливость границ,отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса.

Во-вторых,мы сталкиваемся с трудновоспитуемостьюдетей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л. С, 1984, с. 252-253). Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер (Давыдов В. В., 1986). В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. (Реан, с. 64)

Источник

Результаты развития возраста критерии

Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

1) доверие – недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года);

3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет);

4) умелость и неполноценность (6-11 лет;

5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев);

2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации. Периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);

2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет);

3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);

Читайте также:  Антитела к вирусу Варицелла Зостер IgG

4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). А. Дистервег установил три возрастные стадии:

1 стадия – господства ощущения:

2 стадия – господства памяти;

3 стадия – господства разума.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили основой для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:

• возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

• развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;

• природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;

• в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и новообразования данного возраста.

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 3

4.2. Понятие возраста

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это времетя характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• ведущий тип деятельности;

Результаты развития включают в себя:

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Особенностям сензитивного периода (см. 2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Источник



Педагогические критерии выделения возрастных периодов

1. Возрастная периодизация. Возрастные особенности. Периодизации детского возраста в психологии и педагогике.

2. Основные проблемы акселерации. Причины акселерации. Проблемы неравномерного развития детей и подростков. Закономерности физического развития. Причины сензитивности.

3. Особенности воспитания и обучения детей различных возрастных групп. Дошкольный возраст (3-6 лет), младший школьный возраст (6 -10 лет), средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет).

4. Учет в деятельности педагога индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход как важный принцип отечественной педагогики.

Содержание

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека. Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я. А. Коменский). «Ребенка можно плодотворно учить, только согласуя обучение с природой ребенка» (И. Г. Песталоцци). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К. Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являютсяанатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма.

Анатомические показатели:развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели:деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной, системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается активность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного развития относятсяособенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. Например, ведущей формой познавательной деятельности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения первоклассников и дошкольников.

Физические показатели для каждого возрастане являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развитияхарактеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности (в психологии) – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза. Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л.С. Выготским и развитой затем в отечественной психологии, к числу ключевых, определяющих В. о. развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т. е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальная ситуация развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом), а также типичные виды деятельности. Таким образом, В. о. образуют не просто механический набор многообразных свойств, а определенную сложную систему взаимосвязанных между собой качеств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики, а также особенности сферы общения и деятельности ребенка. Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной В. о. психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве). В то же время В. о. стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше.

В отличие от широко варьирующих индивидуальных особенностей, возрастные психологические изменения отражают логику онтогенетических преобразований и происходят в одном и том же направлении у большинства представителей данной культуры или субкультуры (при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях). В. о. не выступают в «чистом виде»: они неразрывно переплетены с индивидуально-

психологическими особенностями человека, что нередко обусловливает значительную сложность их исследования и необходимость дополнения классического метода возрастных срезов трудоемким лонгитюдным прослеживанием изучаемых свойств.

Источник