Характеристика эмпирических исследований

Метод изучения литературы документов и результатов деятельности это

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объём другого более широкого понятия, в объём которого входит и объём исследуемого понятия. Например, обобщить понятие «игра» – значит включить объём данного понятия в объём понятие «деятельность». Таким образом, чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объём этого понятия.

Итак, к методам теоретического исследования относятся: абстракция, конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы классификации, сравнения и обобщения. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

§ 2. Методы эмпирического исследования

К методам эмпирического уровня исследования обычно относят следующие: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Последние три по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы.

Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Знакомство с литературой осуществляется по следующей схеме: ознакомление с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, беглый просмотр содержания. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу необходимо оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий, в которых излагаются важнейшие положения, выявляются основные точки зрения, обозначаются малоразработанные, неясные и дискуссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям и полученным им выводам.

Источник



Характеристика эмпирических исследований

К методам эмпирического исследования следует отнести: изучение литературы документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Они по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы служит методом ознакомления с фактами, историей и современным состоянием проблем, способом создания первоначальных представлений, исходной концепции предмета, обнаружение «белых пятен» и неясностей в разработке вопроса.

Изучение литературы и документальных материалов продолжается в ходе всего исследования. Ннакопленные факты ппобуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточного внимания. Основательная документальная база исследования — важное условие его объективности и глубины

Наблюдение. Очень широко метод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной части более сложных методов Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или их косвенном Восприятии через описание другими непосредственно наблюдавшими людьми.

В основе наблюдения лежит восприятие как психический процесс, но это вовсе не исчерпывает наблюдение как метод исследования. Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения, на изучение изменений в объекте в течение определенного времени. В таком случае результаты восприятия явлений в разное время сопоставляются, анализируются, сравниваются и только после этого определяются результаты наблюдения. При организации наблюдения должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Объектом наблюдения служит чаще всего сам процесс деятельности учителя и ученика, о ходе и результатах которого судят по словам, действиям, поступкам, результатам выполнения заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение внимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях и взаимоотношениях (уровень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи учащихся в коллективной работе, соотношение информативной и развивающей функций обучения и т. д.). Планирование помогает выделить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Виды наблюдений могут выделяться по различным признакам. По признаку временной организации. Различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему — широкое и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за отдельными учащимися, например). Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в виде устного опроса интервью и в виде письменного опроса – анкеты. Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны.

Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Нередко опрашиваемые догадываются, что от них требуется, и вольно или невольно настраиваются на требуемый ответ. Метод опроса надо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего перепроверке иными методами.

Опрос всегда строится исходя из ожиданий, базирующихся на определенном понимании характера и структуры исследуемых явлений, а также представлений об отношениях и оценках опрашиваемых. Возникает, прежде всего, задача выявить объективное содержание в субъективных и часто несовпадающих ответах, выявить в них ведущие объективные тенденции, причины. Несовпадений в оценках. Затем возникает и решается задача сравнения ожидаемого и полученного, что может служить основанием для корректировки или изменения первоначальных представлений о предмете.

Оценивание (метод компетентных судей). По существу, это сочетание косвенного наблюдения и опроса, связанное с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование его требует ряда условий. Прежде всего, это — тщательный подбор экспертов — людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной и непредвзятой оценке.

Изучение и обобщение педагогического опыта. Научное изучение и обобщение педагогического опыта служит различным исследовательским целям; выявлению существующего уровня функционирования педагогического процесса, узких мест и конфликтов, возникающих в практике, изучению Эффективности и доступности научных рекомендаций выявлению Элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых педагогов. В своей последней функции метод обобщения педагогического опыта предстает в его наиболее распространенной форме как метод обобщения передового педагогического опыта. Таким образом, объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике: оригинальные приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).

Читайте также:  Результаты 2012 года оказались хуже чем мы прогнозировали Янукович

Опытная педагогическая работа. Если речь идет об обобщении опыта, то ясно, что научное изыскание непосредственно вытекает из практики, следует за ней, способствуя кристаллизации и росту рождающегося в ней нового. Но такое соотношение науки и практики в наши дни не является единственно возможным. Во многих случаях наука обязана опережать практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от ее запросов и требований.

Метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой и оценкой и есть опытная работа.

Дидактический эксперимент. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях Характерная черта эксперимента запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Этот метод позволяет разложить целостные педагогические явления на их составные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории (эмпирически проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов

Реальному эксперименту предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе действительного эксперимента.

Источник

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Среди недостатков метода наблюдения можно отметить влияние субъективного фактора. Личностные особенности, ус­тановки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние ис­следователя и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию результатов наблюдения. Помимо субъективно­го фактора на результаты наблюдения влияет и сам факт зна­ния исследуемыми, что за ними наблюдают. Это зачастую при­водит к изменению поведения и сказывается на результатах деятельности наблюдаемых. Длительное включенное наблюде­ние приводит к адаптации исследователя к происходящим со­бытиям, не исключено влияние на исследователя общей ситуа­ции, что тоже ведет к снижению объективности результатов на­блюдения. Сфера наблюдения ограничена, и не все можно изу­чать данным методом. Наконец, наблюдение требует значи­тельных затрат времени.

Для того чтобы на основе наблюдения можно было делать выводы и принимать практические решения, результаты наблю­дения должны отвечать требованиям надежности и обоснован­ности.

Надежным можно считать такое наблюдение, которое, бу­дучи проведенным в тех же условиях и на том же объекте, даст такие же результаты, независимо от того, кем это наблю­дение будет повторено.

О надежности результатов на­блюдения можно говорить:

I. в том случае, когда они воспроизводятся при повторении процедуры наблюдения.

Обоснованным (валидным) можно считать такое наблюде­ние, единицы которого соответствуют изучаемому феномену, т. е. фиксируемые единицы наблюдения должны соответство­вать цели исследования.

Большое значение в повышении надежности и обоснован­ности метода наблюдения имеет использование техниче­ских средств, которое придает методу наблюдения большую докумен­тальность и достоверность, уменьшает роль субъективного фак­тора при выборе и фиксации фактов, подлежащих оценке и ин­терпретации.

Обычно наблюдение в социально-психологическом исследова­нии применяется вместе с другими методами: экспериментом, опросом, анализом документов.

Чаще всего этот метод используется как вспо­могательный — либо на ранних этапах исследо­вания, когда необходимо предварительное зна­комство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной ин­терпретации результатов. В отдельных случаях метод изуче­ния документов служит единственным источником получения данных.

В качестве документа может быть рассмотрена любая информация, зафиксированная в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т. д. В условиях ра­боты школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, запис­ки учеников друг другу.

Приступая к работе с документами, исследователю необ­ходимо знать, с какой целью был составлен документ, кто был его автором и инициатором (если это групповой документ), был ли автор документа свидетелем зафиксированного события или пересказал нечто на основании сведений, полученных от других, и т. д.Необходимо также знать контекст, в котором проходило составление документа, например, сам факт нали­чия решения в протоколе собрания еще ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, если в этом про­токоле не зафиксированы реакции и поведение участников со­брания. Наконец, всегда существует опасность субъективных оценок самого исследователя при изучении и анализе доку­ментов.

Некоторые сложности, возникающие в связи с использова­нием метода изучения документов, можно преодолеть путем формализации и стандартизации способов анализа документов, создания программ обработки документов на ЭВМ. Одним из таких приемов является метод контент-анализа(от англ. con­tent — содержание).

Суть данного метода заключается:

· в выделении в тексте оп­ределенных единиц содержания и их статистической обработке (подсчет частоты употребления этих единиц (терминов, оценок и т. д.),

· установлении пропорций между различными группами выделенных единиц и т. д.).

Например, о том, какую роль игра­ют одноклассники в жизни данного ученика, можно узнать по тому, как часто он упоминает о них в своем дневнике или переписке о близкими друзьями. Проведя контент-анализ опи­саний-зарисовок друзей, можно сделать вывод, на какие ка­чества ориентируется ученик, что его привлекает — внешние ат­рибуты жизни или глубинные черты характера. Готовясь к за­нятию с юными корреспондентами и редколлегией классных газет, желая помочь, подсказать пути повышения эффективно­сти стенной печати, педагог или вожатый на основе анализа сохранившихся стенных газет может показать, насколько ма­териал в них был актуален, разнообразен, шаблонен, каких сторон жизни школы он касался, что было упущено.

Важно помнить, что работа с документами, при всей своей кажущейся простоте и доступности, требует специальной подго­товки исследователя; данные, полученные при анализе доку­ментов, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности, обладать теоретической или практической зна­чимостью.

Читайте также:  Портфолио как результат профессиональной деятельности учителя презентация по теме

МЕТОД ОПРОСА (БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА)

Опросэто метод сбора первичной информа­ции, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследо­вателя и опрашиваемого (респондента).Источником информа­ции в данном случае служит словесное или письменное сужде­ние индивида.

Метод опроса относится к числу наиболее распространен­ных в социальной психологии. Широкое использование этого метода у нас в стране и за рубежом обусловлено его (достоинствами) универ­сальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Его использование позволяет исследователю в корот­кий срок получить как информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, так и информацию о его субъектив­ных мнениях, настроениях, намерениях.

Следует различать опрос социо­логический и опрос, проводимый с целью выявления социаль­но-психологических характеристик.

То есть социологический опрос направлен на получение ин­формации о внешней стороне (поступках, мнениях, интере­сах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования опреде­ленных общественных групп и общества в целом.

Опрос, про­водимый в социально-психологических исследованиях, направ­лен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования этих поступков, мнений, интересов. Психолога интересует не сам по себе факт наличия поступка, но, прежде всего, та психологическая реальность, которая его обусловливает.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий метод опроса, — это обеспечение достоверности и надежности полученных данных.

Так как опрос всегда обра­щен к сознанию индивида, то на достоверность полученной информации влияют:

· с одной стороны, наличие (или отсутст­вие) установки у опрашиваемого на искренность в ответах,

· с другой стороны — сама его способность объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои собственные качества и каче­ства других людей и т. д.

Информация, которую получает иссле­дователь, носит, таким образом, исключительно субъек­тивный характер (недостаток). Это накладывает определенные ограничения на сферы применения метода опроса и требует от исследователя сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, документации, материалов наблюдения и эксперимента.

Источник

Изучение литературы, документов и результатов деятельности

Любое эмпирическое исследование начинается с наблюдения и анализа документов по изучаемой проблеме. Под документом понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах.

Источником фактического материала служит разнообразная документация учебных заведений: протоколы педагогических советов и методических комиссий, тексты контрольных работ, изделия обучающихся и т.п., а также данные о продолжении образования или трудоустройстве выпускников, документы служб занятости и т. д.

По форме, в которой зафиксирована информация, документы подразделяют на:

· текстовые (компьютерные, печатные, машинописные, рукописные и др.);

· иконографические (кино-, видео- и фотодокументы, репродукции и т. п.);

· фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски и т. д.).

По источнику информации документы подразделяют на:

· первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса;

· вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных первичных источников.

По степени персонификации документы могут быть:

· личными (автобиографии, личные карточки, анкеты, характеристики и пр.);

· безличными (отчеты, архивы, протоколы и т. д.).

Работая с документами, следует соблюдать определенные правила, обеспечивающие достоверность получаемой информации, а именно:

· различать описание событий и их оценку, сопоставлять документы с другими данными;

· анализировать намерения составителей документа;

· выяснять основания, заложенные в основу классификации документов;

· отдавать предпочтение в плане надежности первичным и официальным документам;

· уяснять общую обстановку, в которой составлялся документ.

Анализ документов можно осуществлять следующими способами:

· традиционный (классический), предполагающий качественный анализ документов, то есть интерпретацию информации, содержащейся в них, и выявление их сути;

· количественный, формализованный (контент-анализ), представляющий собой перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа, в которых отражены значимые стороны его содержания.

Основными видами анализа документов являются:

· психологический, выясняющий отношение субъектов образования к педагогическим явлениям и событиям;

· педагогический, выясняющий различные аспекты преемственности в обучении;

· развития преподавателей и обучающихся, выясняющий уровень развития различных качеств и свойств личности;

· формализованный, выявляющий частоту использования тех или иных элементов документа;

· технологический, определяющий степень усвоения технологических понятий и целесообразность организации конкретного технологического процесса.

Методы измерения в педагогическом исследовании

Измерение выступает как способ фиксации и регистрации количественных показателей в педагогическом исследовании. Успешность применения метода измерения в педагогическом исследовании зависит от:

· наличия эталона, критериев измерения;

· разработанности методики измерения;

· учета количественных и качественных показателей;

· учета факторов и условий проведения измерения.

Наблюдение.

Наблюдение – в принципе наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов. Научное наблюдение от обычной фиксации явлений отличается целенаправленностью и систематичностью, комплексным и аналитическим характером. Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:

· наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить «наблюдение вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно;

· наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы;

· если, например, наблюдатель изучает деятельность учителя, преподавателя на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия;

· количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. При этом необходимо исходить из известного факта, что оперативная память большинства людей способна оперировать не более, чем десятью объектами одновременно. А наблюдатель в ходе изучения педагогических явлений и процессов находится, как правило, в условиях острейшего дефицита времени (кроме наблюдений в лабораторных условиях). Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее определены критерии оценки этих признаков, тем большую научную ценность будут иметь получаемые данные. Если вопросы нечетки, и исследуемые признаки невозможно измерять достаточно точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения намного труднее, а то и просто невозможно;

Читайте также:  1 7 Оценка результатов адаптации

· наблюдатель должен тщательно предусматривать возможность появления ошибок в наблюдениях и, по возможности, предупреждать их. Ошибки зависят прежде всего от личности наблюдателя. Исследователь, изучающий педагогический процесс, должен быть чрезвычайно наблюдательным, обладать хорошей памятью и иметь определенный опыт проведения наблюдений, что достигается, в частности, специальными предварительными тренировками наблюдателя. При наблюдении несомненное влияние оказывает личное отношение наблюдателя к изучаемым явлениям. Например, исследователь посещает занятия. На одном занятии используются методы, рекомендуемые им самим, на другом – методы, рекомендуемые кем-либо другим, или просто занятие проводится, что называется, «по традиционной методике». Нередко в первом случае исследователь не замечает даже серьезных ошибок и тщательно фиксирует все удачные моменты, на другом же занятии отмечает мельчайшие промахи и не придает значения положительным сторонам занятия. Чтобы избежать подобного положения, наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предубеждений по отношению к тому или иному используемому методу.

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам:

· по частоте наблюдения они подразделяются на постоянные, периодические и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, занятия по какому-либо предмету непрерывно в течение длительного времени – учебного года и т. п.; периодическим – через определенные промежутки времени (например, один раз в неделю), при однократном же наблюдении регистрируется увиденное лишь на одном занятии;

· по объему охвата объекта различают сплошные и выборочные наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором – часть из них. Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная (представительная) часть объекта. Из общей массы учащихся выделяется так называемая «выборка». Объем последней, необходимый для получения достоверных результатов, характеризующих весь объект, определяется с помощью правил математической статистики, которые можно найти в любом пособии по теории вероятности и математической статистике;

· по способу получения информации наблюдения можно подразделить на непосредственные и инструментальные. При непосредственном или прямом наблюдении, исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. К разновидностям наблюдения следует отнести использование таких технических средств и приемов, как хронометраж, кино-, фото- и телесъемка, магнитофонная запись и так далее. Изредка в педагогических исследованиях, в частности, в профессиональном образовании, наблюдение сопровождается такими инструментальными методиками, как регистрация с помощью специальных датчиков движений обучаемых, биотоков их мышц, изменений вегетативных функций организма в процессе работы (частота сердечных сокращений, объем дыхания, электрическое сопротивление кожи и т. п.);

· в зависимости от того, проводит ли наблюдение сторонний наблюдатель или сам педагог, участвующий в учебном процессе, мы имеем дело со сторонним наблюдением или самостоятельным наблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае сторонний наблюдатель более объективно оценивает происходящее на занятии, у него есть время, чтобы фиксировать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточенно лишь на одном-двух объектах одновременно. Главным же недостатком стороннего наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу занятия. Но если такие занятия проводятся часто, учащиеся, студенты вскоре привыкают к стороннему наблюдателю, и учебный процесс протекает нормально.

Положительной стороной самостоятельного наблюдения является то, что занятие проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же преподаватель часто способен лучше, чем сторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-преподаватель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями и тем более их фиксировать.

Разновидностью самостоятельного наблюдения является самонаблюдение – наблюдение самого себя, собственных действий.

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

· выбор объекта; определение цели наблюдения;

· составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе – бланков протоколов наблюдения, инструкций для наблюдателя и оборудования наблюдения (аппаратуры);

· сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и
т. д.);

· обработка и оформление результатов наблюдения;

· анализ результатов и выводы из наблюдения.

Не останавливаясь подробно на всех этапах, обратим внимание на то, что представляется особенно важным.

Прежде чем приступать к наблюдению, следует наметить точный план наблюдения. В этом плане детализируются возможности описания качественных и количественных характеристик наблюдаемых явлений, процессов.

Важный этап – выбор объектов наблюдения и их выборки. Например, наблюдать ли за всеми обучающимися, за группой или лишь за определенной частью, сколько наблюдений (замеров) провести в течение занятия и т. д.

Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и легче было делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует строго фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков, либо каким-нибудь другим образом. Форма протокола наблюдения свободная, но в нем обязательно должны быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, преподаватель, тема занятия и задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. В протоколе отмечаются ход занятия вместе с дозировкой времени, действия преподавателя, действия обучающихся, замечания и комментарии.

Примечание: Протокол наблюдения может быть представлен в виде таблицы:

Цель наблюдения: изучение характера и особенностей взаимодействия и взаимоотношений классного руководителя и учебной группы.

Объект наблюдения: совместные действия коллектива (указать класс)_________________ и ______ (указать ФИО классного руководителя) на различных этапах подготовки и проведения воспитательных мероприятий.

Источник