Кимы по русскому языку для 7 класса методическая разработка по русскому языку 7 класс на тему

Диктанты 7 класс

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

7 класс 1 четверть

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек. Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь. (По Г.Троепольскому)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.

7 класс 2 четверть

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант – поставленной, осторожно;
    2 вариант – поломанные, немного.

7 класс 3 четверть

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели. (По Ю.Лощицу) Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.

  1. Озаглавьте текст
  2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
  3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия.

Итоговые диктанты за 7 класс

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. (По Л. Кассилю и М. Полянскому)

  1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
  2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Источник

Кимы по русскому языку для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сентябрь – первый осенний месяц. Всё в природе прощается с солнцем, теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в серебряный сундук зимы.

Лес разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени. Воздух чисти свеж. Пахнет грибами и опавшей листвой.

В осеннем лесу чаще всего раздаются голоса грибников. Прячутся грибы за опавшими листьями. Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках останется только лист осины. Заденешь желтый берёзовый листок, а под ним вдруг увидишь гриб.

От дерева к дереву протянулась тонкая паутинка. Она окутывает грибника со всех сторон, словно не хочет выпустить из объятий осеннего леса.

Доносятся с полей грустные «разговоры» птиц о близком путешествии. ( 112 слов)

1. Произвести синтаксический разбор предложения

Лес разукрасился в желтые, красные, золотистые краски осени.

2.Произвести морфологический разбор слов

2 вариант осени

3.Произвести фонетический разбор слов

1 вариант сентябрь

2 вариант листьями

Контрольная работа №2 по теме «Повторение»

Лето кончилось. В зеленой листве берез уже появились желтые прядки. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи.

А иной раз будто тёмная туча покажется издалека и быстро приближается. Но я хорошо знаю, что это не тучка, а несметное скопище скворцов летит плотной стаей, чтобы с оглушительным криком, свистом и щебетом опуститься вдруг на куст прибрежного лозняка.

Но лес теперь даже ещё лучше стал, потому что в нём появились грибы.

Грибов в лесу было много, особенно подосиновиков. Они повсюду весело

выглядывали из пожелтевшей травы. А вот белые грибы попадались редко.

Я долго не мог найти самостоятельно ни одного белого гриба. И вдруг среди дороги я увидел сразу два белых гриба. Да каких ещё! Вот находка! ( 114 слов)

1.Произвести синтаксический разбор предложения

1 вариант из первого абзаца 2 предложение

2 вариант из первого абзаца 3 предложение

2.Разобрать слова по составу появились, подосиновиков

3.Произвести морфологический разбор слов

1 вариант грачи

2 вариант ласточки

Контрольная работа №3 по теме «Причастие»

Однажды опытному следопыту удалось выследить незамеченное волчье логово,

находящееся в заросшем лесном овраге. В яме под вывороченными корнями старой

сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили

караулить волков ночью около оленя, кем – то подбитого и лежащего на полянке. Чтобы

волки не почувствовали человечьих следов, на место охоты, поехали на лошади,

запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из – за леса, темневшего с левой стороны, выплыла

луна. Сразу всё кругом посветлело. Только комары, не дававшие покоя, совсем замучили

нас. Охотники ждали, когда придут кормиться волки. Вот какая – то тень, мелькнувшая на

поляне, осторожно стала приближаться. Это лиса подходила к оленьей туше. Но вдруг

она отскочила и понеслась в лес. В этот миг на другом конце показались другие тени. Мы

ясно различили двух сильных волков, смело шедших к добыче. (125 слов)

1.Произвести морфологический разбор причастия

2.Выделить причастные обороты

Контрольная работа №4 по теме «Деепричастие

Молчаливо надвигалась ночь. Тёплыми огнями переливалось небо. Засыпал огромный край, не преодолев истомы жаркого дня. Различная ночная живность наполняла сумрак таинственным оживлением. А там, где только что погас румянец зари, народилось тёмное облачко. Оно росло, расползалось, затягивая небо. По лесу вдруг пробежал сдержанный шёпот, пугливо пронеслась неизвестная птица, бесшумно взмахивая в воздухе крыльями.

Вернувшись в палатку, я долго читал, не переставая прислушиваться к неясным звукам надвигающейся непогоды. Далеко сквозь тьму поблёскивала молния, бросая на палатку мигающий свет.

Но вот всё на минуту замерло. Я хотел подняться, чтобы застегнуть палатку, как вдруг тёмный свод неба над лагерем разорвался и молния осветила грозные контуры туч.

Гроза чесанула по краю скалы, ухнул лес, и холодные капли дождя забарабанили по брезенту. Разразился ливень. Удары грома потрясали горы. (120 слов)

1.Произвести синтаксический разбор 3 предложения из первого абзаца

2. Произвести морфологический разбор деепричастия

Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окружённые несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой очень спокойного залива. Январское солнце по – весеннему ярко отражалось в золотившейся глади.

Читайте также:  Классный час quot Путешествие по необыкновенным музеям мира quot

Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился за кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали лебеди.

Чем дальше продвигались мы в глубь заповедника, смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.

В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника. (120 слов)

1.Найти наречия и определить их разряды

2.Произвести морфологический разбор наречия

Контрольная работа №6 по теме «Предлоги»

Я ещё мальчиком узнал, что белки обитают не только в таёжной Сибири, но и в нашем степном крае.

Ставропольские белки – редкий зверёк.

Незадолго до Великой Отечественной войны в горной части нашего края, на территории заповедника, были выпущены алтайские белки, завезённые из лесистых районов горного Алтая. В течение нескольких лет зверьки хорошо освоились на новом месте, обжились.

Вскоре они были замечены в прилегающих к заповеднику районах. А впоследствии, расселяясь всё дальше, белки оказались далеко от тех мест, где их выпустили. Пушистого зверька обнаружили в лесах Кавказского государственного заповедника.

С каждым годом алтайские белки проникают в новые районы Кавказа. Наши леса с их обильным урожаем буковых орешков обеспечивают белок достаточным питанием.

Так люди расширили районы обитания ценного пушного зверька.

Далёкая незнакомка прижилась в лесистых горах Кавказа. (116 слов)

1. Произвести морфологический разбор предлогов

1 вариант из последнего абзаца

2 вариант из первого абзаца

2.Проивести синтаксический разбор последнего предложения

Контрольная работа №7 по теме «Союзы»

После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, дымились очищенные от снега крыши.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи – этих неутомимых связных весны.

За городом тоже чувствовалась весна. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха множества подтаявших льдинок, от стекающей капля за каплей где – то в тайниках сугробов талой воды. Снег искрился оттого, что в каждой рождённой капле, в каждой осыпавшейся крупице зернистого снега отражалось солнце.

Лесная дорога местами превращалась в реку. По низинам то здесь, то там блестели озерки талой воды, а в оврагах уже в открытую клокотали потоки.

Всё вокруг пришло в движение. (119 слов)

1.Произвести синтаксический разбор предложения 2 предложения из 4 абзаца

2.Произвести морфологический разбор двух союзов

3.Разобрать по составу слова пришло, бессчётного, дымились

Контрольная работа №8 по теме «Служебные части речи»

Ночью не было мороза. День сложился серый, но не тёплый. Весна движется: в пруду, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна всё – таки ранняя. Неуютно кажется потому, что снега не было зимой, выпал он недавно, и теперь преждевременно открытая земля не по времени холодна. Орех цветёт, но ещё не пылит, птичка зацепит серёжки, и ещё нет дымка. Листва из – под снега вышла плотно слежалая, серая.

Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из – под неё червяка. В это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листьев старой осины. ( 118 слов)

1.Выписать все служебные части речи, указать их

2.Произвести морфологический разбор слов

1 вариант из-под

3.Разобрать слова по составу

1 вариант растаявшем, продолжается

2 вариант медленным, высунулись

Итоговая контрольная работа №9

Как – то я ловил рыбу на одном из заливов речки Липка. Вдруг справа за мысом раздался незнакомый звук. Присмотревшись к крупным волнам, идущим из- за мыса в мою сторону, я неожиданно заметил плывущую лосиху. На середине водоёма она обернулась назад, посмотрела, круто развернулась и поплыла обратно.

Я оставил удочки и осторожно обошёл лес, примыкающий к мысу. Лосиха уже подплыла к берегу и стояла возле маленького лосёнка, задние ноги которого опирались о край берега, а передние увязли в трясине. Лосёнок , видимо, испугался, поэтому и застыл в таком положении, ожидая помощи.

Лосиха подошла к своему малышу, осторожно толкнула его в спину и не спеша поплыла к противоположному берегу.

Лосёнок некоторое время медлил, а потом, преодолев испуг и нерешительность, пошёл вперёд и вдруг поплыл. (120 слов)

1.Выписать из текста предложение с деепричастным оборотом и сделать синтаксический разбор

2.Выписать из первого абзаца /1 вариант/ причастие и разобрать по составу

Выписать из 2 второго абзаца/ 2 вариант/ причастие и разобрать по составу

Источник

Русский язык 7. Контрольные диктанты

Русский язык 7. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 7 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс».

Русский язык 7 класс.
Контрольные диктанты

1. Повторение изученного в 5—6 классах

Орфография : безударные гласные в корне, гласные в окончаниях, Н и НН в суффиксах прилагательных; НЕ с прилагательным, глаголом; гласные в суффиксах существительных, правописание Ь.
Пунктуация : однородные члены предложения, сложное предложение.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

  1. Пройдите на лесное болото. На зыбкой почве среди зелёных дерновинок мха вы заметите чахлые метёлки невзрачного растения. Оно поднимается на длинных стебельках из розетки очень странных листьев. Лист покрыт тонкими ресничками. На конце каждой дрожит блестящая капелька. Росянка — хищное растение. Понаблюдайте за ним. Можно заметить, как комар или муха случайно опускаются на лист и реснички росянки захватывают насекомое. Ресничка с насекомым изгибается, а к ней прижимаются соседние реснички. Добычу поймали. Липкая жидкость приклеивает к листу насекомое, оно сильно бьётся, не может вырваться. Очень большую добычу листочек захватывает, зажимая в кулак. Для захвата двух букашек реснички росянки разделяются. Растение ведёт себя, как хищник.

2. Причастие

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах причастий; НЕ с прилагательными, деепричастиями, глаголами; гласные в суффиксах причастий; сложные прилагательные.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Полутёмная зала третьего класса, всегда переполненная людьми, гулом нестройного говора, тяжёлым воздухом, была теперь пуста и прибрана. В отворённые окна и двери веяло свежестью нежной ночи. В углу восковые свечи слабо озаряли золотые иконы. Надвигались тучи. Изредка обдавал тёплый благовонный ветер и запах распускающихся тополей. Не смолкая ни на минуту, нёсся с ближнего болота злорадный хохот лягушек. Как всякий непрерывный звук, он не нарушал тишины. Направо едва-едва светил закат. Тускло поблескивая, убегали туда рельсы. Налево уже стояла синяя темнота. Огонёк диска висел в воздухе одинокой зеленовато-бледной звёздочкой. Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь.

3. Деепричастие

Орфография: безударные гласные в корне, согласные в корне, -ТСЯ и -ТЬСЯ, Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, НЕ с глаголами, причастиями.
Пунктуация: запятая в сложном предложении, запятая между однородными членами предложения, причастный оборот, деепричастный оборот.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Мартовским холодом веет от незаметного в ветках берега. Только что мы задыхались в тайге от жары, а тут можно надевать фуфайки. Байкала ещё не видно. Пробираемся сквозь чащу черёмухи. Ледяное дыхание озера задержало цветение. Конец июня, а черёмуха только-только оделась к весеннему празднику. Берёзка у самого берега, так и не поверившая лету, стоит без листьев. Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам, но у самой воды замирает. Пощупавшие корнями воду лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, не может остановиться. Лежат поваленные деревья, загородили дорогу. Чистая вода Байкала не терпит мусора. В штормовую погоду обозлённый Байкал швыряет на берег обломки лодок, коряги. Холодная величавая синева. Синие сопки сливаются с закатными полосами, заволакиваясь сиреневой вечерней дымкой.
Читайте также:  5 Вопрос о рыбе которая никогда не плавала

4. Наречие

Орфография: безударные гласные в корне; НЕ с глаголом, с наречием; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; дефис; гласные в суффиксах и окончаниях глаголов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

Орфография: безударные гласные в корне; дефис; слитное и раздельное написание наречий; гласные и согласные в приставках; гласные в суффиксах наречий; НЕ с наречием; Н и НН в наречии; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот; сложное предложение.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Природа никогда не создаёт шума. Она учит человека величию и тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. Мало и редко слышим мы что-нибудь из сердцевины земли. Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к глубокой тишине. Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую книгу судьбы, происходит бесшумно. А человек шумит. Он шумит с утра и до позднего вечера, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Но мы бываем поражены, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, слушая этот голос, вознамерившийся сказать нам нечто величественное.
  2. На закате уже стемнело. Контуры вокзальных крыш едва-едва рисовались на фоне ночного неба. На горизонте оно сливалось с темнотою земли, там перекрещивались и мигали зелёные, синие и красные огоньки. Осторожно лязгая колёсами, прокатился мимо платформы паровоз, осветивший её красным отблеском растопленной речки. Около неё копошились какие-то чёрные люди. И всё опять потонуло в тишине. Потом издалека гнусаво запел рожок. Из темноты и из-за разноцветных огней выделился треугольник огненных глаз. Он разгорался и приближался медленно-медленно, а за ним незаметно тянулся длинный товарный поезд. Подвигаясь всё слабее, он остановился и затих. Через минуту что-то завизжало, заскрипело, вагоны дрогнули, подались назад и замерли. Кто-то невидимый нёс фонарь, и светлый круг, колеблясь, двигался по земле, под стеной вагонов. Опять всё затихло.

5. Предлог

Орфография: безударные гласные в корне; дефис; НЕ с наречием, глаголом; Н и НН в наречии; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот; сложное предложение; правописание предлогов.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Весной можно увидеть брачные танцы чаек. В момент танца чайка-самец походит на самонадеянного, а потому напыщенного и надутого, разнаряженного жениха, боящегося проронить слово, чтобы это слово вдруг не погубило всю его надутую торжественность своей земной простотой. Но в отличие от надутого жениха, птица-самка выглядела изящней и торжественней. В течение недолгого времени длится своеобразное молчание, затем оно переходит в глубокие земные поклоны. О подобных же поклонах ни один жених не имеет понятия. Поклоны отпускаются медленно и с чувством, опущенная голова порой задерживается в конце поклона. Будто склонив голову перед желанной судьбой, птица молча ждёт согласного ответа. Получают ли птицы нужный ответ на свои поклоны, неизвестно. Да и разобрать, кто из праздничных птиц он, а кто она, не удаётся. Птицы не одеваются в какие-либо брачные одеяния.

6. Союз

Орфография: безударные гласные в корне; правописание союзов; правописание предлогов; НЕ с прилагательными, глаголами, наречиями, деепричастиями; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; гласные в суффиксах причастий; правописание наречий, предлогов, союзов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Интересно наблюдать за танцами чаек, а также за весёлыми играми куликов-туруханов. В течение всей весны неугомонными стайками эти пёстрые кулики перелетают с места на место. Даже не успев осмотреть очередное место, выбранное для игр, они раздували широкие яркие воротники, упрямо наступали друг на друга. Порой к токующим стайкам туруханов удавалось подойти совсем близко, и они, увлечённые своей бесконечной игрой, никогда не замечали меня. Затем новое место им надоедало, все птицы, не торопясь, поднимались на крыло и, отлетев немного в сторону, снова, как зачарованные, топтались на месте, выставив из распушенных перьев-воротников длинные шеи. Туруханы оставляли выбранное место без видимых причин. Я думаю, эти постоянные перемещения были особым условием игры. Непоседливые птицы облетали все луговины не зря: так они знакомились с местами будущих гнездовий.

7. Частица

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; НЕ с прилагательными, глаголами; отрицательные местоимения; правописание частиц; правописание предлогов; правописание союзов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; прямая речь.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Устная наша речь не взаимозаменяема с письменной. Две эти формы существуют лишь параллельно, равноправно. Каждая несёт свои собственные функции, каждая только ей присущим способом участвует в формировании нашей духовной жизни. Устная речь гибка, свободна и непосредственна. Ей на помощь приходит мимика, а также жест, тембр голоса, смех или слёзы говорящего. Однако она ограничена в своих возможностях. Если мы только говорим и ничего не пишем, мы не реализуем возможностей своей личности и своего общения с людьми. Во-первых, потому что пользуясь исключительно устною формой речи, мы не используем значительной доли богатств, заложенных в нашем языке. «Только на письме, только в письменном слоге вполне является синтаксис», — писал К. Аксаков. В течение всей жизни человек должен развивать и устную речь и письменную.

8. Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных; НЕ с прилагательными, существительными; правописание Ь; гласные в приставках.
Пунктуация: однородные члены предложения, сложное предложение.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных и наречий; НЕ с причастием, существительным, прилагательным; НЕ и НИ с местоимениями; сложные слова.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

Русский язык 7. Контрольные диктанты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Очаровательна цветущая весна, прекрасно в своей уверенной зрелости щедрое лето, но есть в природе ещё одно чудесное время года — осень. Осень на озере начинается с первых туманных дней и с первого жёлтого листа на берёзе. Перед туманом с полудня сжимаются в узкие сиреневые полоски недавние рыхлые пухлые облака, а на вечернюю притихшую воду ложится очень яркий малиновый закат. К ночи туман густеет и прячет за собой невысокие дома. Солнце поднимается в тумане далеко. Вода встречает утренний свет. Обязательно заметишь на утренней, чуть мутноватой от недавнего тумана воде первые осенние листья. День ото дня жёлтых нарядных листьев на берёзке больше. И вот это уже не крапинки, не рябинки, а большие жёлтые пятна. Это цветы на недавних зелёных ветвях
  2. Величественно и грозно плыл сквозь столетия корабль Византийской империи, направляемый опытными кормчими. Это был корабль, поражающий воображение современников ослепительным блеском сказочного богатства. Разное случалось на этом бесконечном пути. Попутные ветры туго надували паруса, и тогда бег византийского корабля становился стремительным, неудержимым. Налетали свирепые штормы, ломая весла. Только неистовые усилия, приложенные корабельщиками, спасали корабль от неминуемой гибели. Мёртвые штили останавливали корабль посередине усмирённого богами моря, и он томился в неподвижности, сжигаемый немилосердным солнцем. Врагов и союзников Византия повергала в трепет железной поступью полков, двигавшихся чётко и бездушно, несокрушимыми каменными твердынями крепостей, звериной настойчивостью опытных полководцев, не имевших в искусстве войны никаких тайн. Но военная мощь не до конца объясняет причины чудовищного расширения империи.

Русский язык 7. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 7 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс».

Источник

Диктанты по русскому языку — 7 класс 3 четверть

Диктанты 7 класс 3 четверть

Диктанты

Контрольный диктант «Лисёнок»

Контора Черноморского заповедника находилась в посёлке Голая Пристань. Место это, как оказалось впоследствии, было средоточием множества жизней.

Читайте также:  Свойства прямоугольного треугольника

С ближней ветки, рассудительно наклонив3 голову, меня рассматривал скворец4. В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

Сотрудник заповедника, в комнате которого меня поселили, собрал у себя многочисленное зверьё. Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4.

Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

Объём слов: 118

  1. Выполните морфологический разбор: прижавшись (1 вариант); наклонив (2 вариант).
  2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: С ближней ветки, рассудительно наклонив голову, меня рассматривал скворец4. (1 вариант); Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4. (2 вариант).

Контрольный диктант «Половодье»

Деревья, словно чего-то ожидая3, стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом первые бабочки — лимонницы и крапивницы. Воздух настолько ясен, что в фиолетовом редколесье бабочек видно чуть ли не за сотню шагов.

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет одно стремление — не утонуть.

Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4.

Объём слов: 119 слов

  1. Выполните морфологический разбор: ожидая (1 вариант); покружившись (2 вариант).
  2. Выпишите из текста 3 разных служебных слова и охарактеризуйте их: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. (1 вариант); Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4. (2 вариант).

Контрольный диктант «Птицы весной»

В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4.

Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

В лесу тоже поют синицы, пищухи, поползни и зяблики. Голоса звучат совершенно отчётливо и легко воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют поочередно, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.

Объём слов: 121

  1. Выполните морфологический разбор: подёргивая (1 вариант); приближаясь (2 вариант).
  2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4. (1 вариант); Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. (2 вариант).

Диктант по русскому языку 7 класс 3 четверть

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.

Объём слов: 121

  1. Озаглавьте текст
  2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
  3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия.

Словарные диктанты 7 класс

Словарный диктант №1

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь, невспаханные поля, не распечатанные мною конверты.

Словарный диктант №2

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда — малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

Филармония , нетленный, ненастный, серьезный, французский, высокопарный, комплимент, идиллия, вернисаж, феномен, виртуальный, провайдер.

Словарный диктант №3

Фонетика, звуки речи, буква, графика, орфография, синтаксис, пунктуация, морфология, части речи, словообразование, лексика, лингвистика, орфограмма, грамматика, омонимы, синонимы, орфоэпия, этимология, стилистика.

Словарный диктант №4

Вправо, докрасна, досуха, дочиста, заживо, заново, искоса, наглухо, налево, сызмала, влево, дочерна, запросто, изредка, снова, без толку, мало-помалу.

Словарный диктант №5

Пиктография, иероглиф, кириллица, модификация, воображение, геодезия, этнография, топография красивейший, незаурядный, эпистолярный.

Источник



Медленная весна диктант 7 класс с ответами

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме « Наречие. Служебные части речи».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала.

а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание е-и в суффиксах существительных;

— написание сложных прилагательных;

— правильное написание наречий;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

Знаки препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая при причастном обороте;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— находить союзы в тексте;

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— разбирать слово фонетически и морфологически.

Медленная весна

Ночь не было морозно. День сложился серый, но не тёплый. Весна движется. В пруду, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

Продолжается пахота. Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды. Нам этот ход весны кажется медленным, хотя весна всё-таки ранняя. Неуютно кажется потому, что снега не было зимой, выпал он недавно, и теперь преждевременно открытая земля не по времени холодна. Орех цветёт, но ещё не пылит, птичка зацепит серёжки, и ещё нет дымка. Листва из-под снега вышла плотно слежалая, серая.

Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву, чтобы достать из-под неё червяка. В это время мы подошли, и он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листьев старой осины.

(120 слов) (По М. Пришвину)

Грамматические задания

1. Найти союзы, заключить их в овал, определить их значение:

В первом абзаце — 1-й вариант во втором абзаце — 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Ночью — 1-й вариант уюта — 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Неуютно, зацепит — 1-й вариант недавно, взлететь — 2-й вариант

4. Произвести морфологический разбор:

Одного соединительного союза — 1-й вариант

Одного противительного союза — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

В пруду, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

Источник