Коммуникативные качества хорошей речи

Коммуникативные качества хорошей речи

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности? Чистота

Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов

1. Выразительность речи – Присутствие в речи художественных элементов

2. Богатство речи- Большой запас речевых средст

3. Уместность речи- Соответствие содержанию выражения

4. Уместность речи бывает:

Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях?

1. Я просмотрела этот сериал.___Точность _

2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю_____Логичность

3. Учитель отобрал несколько книг.___Точность

4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь.___Чистота

5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.____Точность

6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя._____Точность

7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. _____Уместность

8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата.___Логичность

9. Террористов надо мочить без жалости.___Чистота

10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.___Логичность

11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. Логичность

12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ______Уместноть

Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях.

1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам:

· конференции должны готовиться заранее;

· доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями;

· следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.___ сопоставление логически неоднородных понятий

2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха. объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело._ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.__ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях?

1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке. утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. __ сопоставление логически неоднородных понятий

4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими.__ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.__ сопоставление логически неоднородных понятий

7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ___ сопоставление логически неоднородных понятий

8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.___ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности

9. В самолете одни русские и сибиряки. сопоставление логически неоднородных понятий

10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия

Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях.

1. Атом неделим. ___ употребление слова в несвойственном ему значении

2. Затмение месяца происходит периодически.___ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. __ употребление слова в несвойственном ему значении

4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.___ употребление слова в несвойственном ему значении

5. Это была очень длинная коса._____ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность

6. Большинство времени он проводил в разъездах.___ нарушение лексической сочетаемости

7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства. употребление слова в несвойственном ему значении

8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване.____ употребление слова в несвойственном ему значении

9. Участники митинга строго обсудили террористов.___ смешение паронимов

10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. ____ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность

11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею._____ употребление слова в несвойственном ему значении

12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.___ нарушение лексической сочетаемости

Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово.

Много книг – куча книг

много дел – уйма дел

много комаров — туча комаров

много мыслей — наплыв мыслей

много улыбок — море улыбок

много счастья — океан счастья

много флагов — множество флагов

много рук — лес рук

много предложений – масса предложений

Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.

1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям.___избыток иностранных слов

2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры.___включение концеляризмов

3. Малява должна дойти вовремя.___Жаргон

4. В семье я никак не достигну консенсуса. Иностранное слово

5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____слова сорняки

6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов?____Жаргон

7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.___ Жаргон

8. 8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».____ Просторечие

9. Баз находится на самом юру. ____Диалект

Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.)

Добро_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благо_______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам:

Задание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях.

1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.___ ситуативно-контекстуальная

2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.___ стилевая

3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях.____ личностно-психологическая

4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни.____ ситуативно-контекстуальная

5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____ ситуативно-контекстуальная

6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения. ситуативно-контекстуальная

7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____стилевая

8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему. личностно-психологическая

Читайте также:  Проект Математическая вертикаль Диагностическая работа 19 апреля 2018 г Ответы и решения Вариант 1

Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль.

1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___Логичность

2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше!_____Уместность

3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.___Стилевая уместность

4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____Стилевая

5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____Стилевая

6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._____ ______________________стилевая

Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.

Префикс Значение Слово
Анти- против антирадар
Би- двойная битурбо
Де- Движение назад дефолд, деформация
Инфра- на краю инфраструктура
Контр- против контратака
Нео- новый неологизм
Поли- много полимер
Ре- пере реконструкция
Квази- Мнимый, ложный квазимода
Макро- Большая величина макросъемка
Микро- маленький микросхема
Суб- под субмарина
Уни- одинаковость унификация
Экстра- Выхождение за пределы экстралингвистические

Самостоятельная работа

Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Дис. танция, диссидент, диссертация, диссонанс, гал. ерея, дес. ерт, дес. ант, кор. онация, кор. нишон.

Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!

Источник

Коммуникативные качества речи это тест с ответами

1. Понятие языковой нормы характерно для

+ а) литературного языка,

2. Определите тип ошибки в словосочетании главный лейтмотив:

а) речевая недостаточность,

+ б) речевая избыточность,

в) семантическая ошибка.

3.Тест. Найдите предложение без грамматических ошибок.

а) Приедешь с Москвы – зайдешь.

+ б) Народ толпился у магазина с самого утра.

в) Это показалось мне наиболее интереснее.

4. Основная функция языка –

5. Нормам произношения посвящена

6. В каком слове перед звуком [э] произносится твердый согласный?

7. В каком слове допустимы два варианта ударения?

8. Какой глагол не имеет формы I лица настоящего/будущего времени?

9. Найдите нарушение в употреблении собирательных числительных.

б) пятеро учеников,

+ в) пятеро учениц.

10. Найдите нарушение в строении фразеологизма.

а) темна вода во облацех,

+ б) не робкой десятки,

в) не солоно хлебавши.

11. Не является синонимом к слову герой

Тест — 12. Укажите ошибочное словосочетание:

а) гармоничные отношения,

+ б) гармонический союз,

в) гармонический ряд.

13. Найдите предложение без грамматической ошибки.

+ а) Я по вас соскучился.

б) Я с тебя поражаюсь.

в) Я привез это с деревни.

14. Пример речевой избыточности –

а) фантастически безграмотный,

+ б) кавалькада всадников,

в) страшная катастрофа.

15. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Укажите верный вариант коррекции предложения.

+ а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.

б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.

в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

16. Молодая биологичка показала новую школьную мебель. Укажите неверный вариант исправления ошибки.

а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.

б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.

+ в) Молодая биологиня показала новую школьную мебель.

17. К официально-деловому стилю речи не относятся:

+ а) тезисы доклада для конференции,

б) милицейские протоколы,

в) справки об успеваемости.

18. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:

б) коричневые брови,

в) вороная грива.

19. Найдите ошибку в склонении числительных:

а) пятьюдесятью пятью,

б) пятьдесят пятому,

20. Найдите ошибку в употреблении существительного с предлогом.

а) по прибытии поезда,

+ б) по приезду домой,

в) по окончании сессии.

21. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для

в) научного стиля.

22. Найдите ошибку в образовании форм существительных:

а) несколько юнкеров,

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

+ а) Открывая дверь, она легко скрипнула.

б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.

в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

24. Найдите предложение с ошибкой.

+ а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.

б) Он был не только двоечником, но и вруном.

в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Найдите предложение со стилистической ошибкой.

а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.

+ б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.

в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно

а) в официально-деловом,

+ в) художественном стиле.

27. Укажите ряд, в котором перечислены жанры публицистического стиля:

+ а) очерк, заметка, интервью,

б) инструкция, протокол, докладная,

в) реферат, монография, диссертация.

28 — Тест. Найдите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен неверно.

а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.

+ б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.

в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

29. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения. Укажите оптимальный вариант коррекции.

Источник

Тест с ответами: “Русский язык и культура речи”

2. Выберите слово, в котором перед звуком [э] произносится твердый согласный:
а) теория,
б) критерий,+
в) ренегат.

3. Выберите слово, в котором допустимы два варианта ударения:
а) одновременно,+
б) красивее,
в) позвонит.

4. Глагол, который не имеет формы I лица настоящего/будущего времени:
а) победить,+
б) судить,
в) кудахтать.

5. Нарушение в употреблении собирательных числительных:
а) пятеро мышат,
б) пятеро учеников,
в) пятеро учениц.+

6. Отметьте нарушение в строении фразеологизма:
а) темна вода во облацех,
б) не робкой десятки,+
в) не солоно хлебавши.

7. Грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
а) можно только на зеленый свет.
б) часто нарушаются правила.
в) не нарушайте правила движения.+

8. Определите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) к две тысячи третьему году
б) положьте на полку+
в) много вишен

9.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

10.Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

11. Что является высшей формой существования национального языка?
а) литературный язык+
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны)

12. Что такое разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы?
а) литературный язык
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны) +

13. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

14. Определите пару слов, где нет ошибок в образовании форм глагола:
а) беречь – бережешь+
б) стеречь – стерегёшь
в) брезговать – брезговает
г) бриться – броешься

15. Стилевые черты научного стиля:
а) точность, стандартизованность+
б) призывность, экспрессивность
в) логичность, абстрактность
г) образность, эмоциональность

16. Выберите, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

Читайте также:  Тест с ответами по окружающему миру 8220 Берегите воду 8221 3 класс

17. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

18. Отметьте предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

19. Какова основная функция языка?
а) коммуникативная,+
б) контактоустанавливающая,
в) магическая.

20. Определите стиль текста:
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
а) художественный +
б) научный
в) публицистический
г) разговорный

21. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

22. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

23. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

24. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

25. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

26. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

27. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

28. Что такое литературная норма?
а) установленные правила использования речевых средств+
б) определенный период развития литературного языка
в) ограничение в употреблении многозначных слов
г) ограничение в употреблении синонимов

29. Определите, что подразумевается под разновидностью лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей:
а) литературный язык
б) просторечие+
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны).

30. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи:
а) богатство
б) точность
в) логичность
г) напевность+

Источник

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Сдаешь тесты самостоятельно?

Вы здесь: Home База вопросов МФПА Технологии деловых коммуникаций МФПА Тест с ответами

Технологии деловых коммуникаций МФПА Тест с ответами

Правильных ответов не менее 95%

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Коммуникативное качество, заключающееся в отсутствии в речи нелитературных слов: жаргонизмов, арготизмов, диалектизмов, просторечных слов и слов-паразитов, — это …

В ходе делового разговора Вы заметили, что Ваш собеседник почему-то перестал на Вас смотреть, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения. Это вызвано тем, что …

вы ему симпатичны

+он стал испытывать по отношению к вам негативные эмоции

он увлечен вашей идеей

он с трудом перерабатывает вашу информацию

Наука, изучающая нормы пространственной организации общения, называется …

Общение с целью сделать партнера своим единомышленником называется … коммуникацией

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Вид слушания, предполагающий минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней, называется …

Основным признаком, отличающим игровой уровень коммуникации от других коммуникативных уровней является …

диалоговая форма коммуникаций

+готовность к активному эмоциональному взаимодействию

искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций

Камерной (по Л. Арредондо) называется презентация, предназначенная для …

от 50 человек до 200 и более

+небольшого количества слушателей (до 15 человек

Степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков – это…

Одну из сторон общения, представляющую собой обмен информацией, называют .

+коммуникативной
экспрессивной
интерактивной
перцептивной

Слово «перцептивный» произошло от латинского « perceptio », что означает .

взаимодействие
сообщение
общение
+восприятие

Взгляд, фокусирующийся в области между линией глаз и центром лба, называют.

деловым
интимным
дружеским
+официальным

В ситуации исповедального общения используется … коммуникативный уровень

манипулятивный
императивный
формальный
+гуманистический

Почесывание боковой части шеи, сопровождающее ответ на информационный вопрос, является жестом .

открытости
размышления
+беспокойства и лжи
агрессии

Вербальным средством коммуникации является .

+речь (словесная реализация мыслительной деятельности)

У Вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем сигналам, которые можно уловить из его мимики и жестов. Такие коммуникативные проявления называются .

включающими
+исключающими
закрытыми
открытыми

Урок, семинар, лекция, тренинг — это формы . коммуникации

Во фрагменте романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Оставь меня, — сказала она едва внятно. » — о подавленном состоянии княжны Мэри свидетельствует.

+громкость речи, дикция
тембр голоса
паузы между словами
темп речи

Ваш собеседник, разговаривая с Вами, подпирает рукой подбородок, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы — ниже рта). Одной из причин такого поведения является .

желание закончить беседу

размышление над Вашим предложением

К внутренним помехам слушания относится .

слишком быстрый темп речи собеседника

недостаточная громкость речи собеседника

манеры собеседника, отвлекающие от слушания

+привычка размышлять о чем-то еще во время беседы

Сокрытие истинной цели взаимодействия, диалоговая форма коммуникации, иллюзия свободы выбора у партнера по общению — все это признаки . уровня
коммуникации

гуманистического
+манипулятивного
игрового
духовного

Отсутствие интереса к личности партнера, диалоговая форма коммуникации, отсутствие стремления к

дальнейшему сотрудничеству — все это признаки уровня коммуникации

императивного
+формального
манипулятивного
гуманистического

Окраска, характер звука голоса, зависящий от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону, — это .

+тембр голоса
паузы
дикция
темп речи

Формирование корпоративной принадлежности, единения с группой — это предполагаемый результат . коммуникации

Ваш собеседник, разговаривая с Вами, отводит глаза в сторону. Одной из причин такого поведения является …

+неуверенность в себе
собранность
эгоизм

Коммуникативное качество, предполагающее употребление слов в строгом соответствии с обозначаемыми предметами, явлениями действительности, — это .

логичность
выразительность
+точность
уместность

Расстояние между собеседниками от 1,5 до 2,5 м называют . зоной общения

Источник



Коммуникативные качества речи это тест с ответами

1. Качество речи, в первую очередь необходимое для текстов официально-делового стиля:

Соответствие речи фактам имеет отношение к качеству

Общим параметром богатства и выразительности речи является

1) большой словарный запас;

2) умение использовать разнообразные синтаксические конструкции;

3) умение использовать интонационные средства;

4) умение пользоваться средствами речевой выразительности.

К чистоте речи не имеет отношения

1) отсутсвие речевой недостаточности;

2) отсутствие слов-паразитов;

3) отсутствие жаргонизмов;

4) отсутствие бранных слов.

5. В конструкции «Эффективная разработка молодежной политики в области студенчества» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

6. В конструкции «Целью работы является выяснить влияние семьи на воспитание человека» нарушаются:

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

7. В предложении «Данная работа направлена на изучение применения социологического метода для наблюдения студенческой группы» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

3) логичность речи;

4) богатство речи.

8. В предложении «Этот метод имеет свои особенности для полного изучения» нарушаются:

1) правильность речи;

Читайте также:  Викторина по окружающему миру 1 класс

2) точность речи;

4) логичность речи.

9. В предложении «Работа посвящена теме исследования отношения молодежи Санкт-Петербурга к проблемам компьютеризации» не нарушается

1) правильность речи;

2) точность речи;

4) выразительность речи.

10. В предложении «Вработе раскрывается тема о методах изучения эффективности рекламы» нарушаются:

1) правильность речи;

2) богатство речи;

4) логичность речи.

Перенос значения слова по смежности понятий называется

12. Во фразе «Да будет ход твой и тих, и мудр, дверь, открываемая вовнутрь…» (С. Сметанин) использована:

13. К уместности речи не имеет отношения требование

1) учета возможностей восприятия адресата;

2) учета условий ситуации общения;

3) соблюдения этикетных норм;

4) отсутствия возможностей для инотолкования речи.

Определите, какие стилистические фигуры использованы в следующих фразах:

1) Неповторимость повторится (Н. Матвеева).

2) И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь.

3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов).

4) Я за книжку, та — бежать. (К. Чуковский).

Замените имена собственные

    1. Англия;
    2. Куба;
    3. Япония;
    4. Санкт-Петербург

    описательными синонимамиперифразами:

    а) страна восходящего солнца,

    б) туманный альбион,

    в) северная столица,

    г) остров свободы.

    Распространите предложения, используя имена прилагательные, наречия и другие слова, которые делают текст более выразительным.

    Наступила весна. Птицы прилетели с юга. Листва зазеленела на деревьях. Тает в полях снег.

    РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

    Условиями эффективности речевого общения являются:

    1. Корректное, дружелюбное, тактичное отношение к собеседнику, установка на взаимопонимание.

    2. Обоюдное желание вести разговор (не быть навязчивым).

    3. Удачный выбор темы для разговора.

    4. Нахождение общего языка общения, учет противоположного мнения.

    5. Умение слушать внимательно, сопереживая говорящему, понимая его, не перебивая, поддерживая заинтересованность собеседника, побуждая его к дальнейшему общению.

    6. Зрительный контакт между собеседниками, внимание, обращенное на собеседника (говорить с собеседником, а не для собеседника).

    7. Личностные качества говорящего:

    — обаяние — умение быть приятным в общении, естественным,

    — уверенность в себе.

    8. Информативность речи.

    9. Умеренность, умение не говорить лишнего, несущественного, всем известного.

    10. Ясность, понятность, недвусмысленность сказанного.

    11. Последовательность изложения мыслей, фактов, логичность речи (См.: Смелкова 1999: 33-39; Введенская, Павлова 1995:8-16, 23-31).

    Нормы речевого поведения в различных ситуациях общения, принятые обществом, называют речевым этикетом.

    Н.Н. Формановская в книге «Речевой этикет и культура общения» выделяет 9 правил этикета для говорящего:

    1) говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику;

    2) говорящий должен проявлять уместную вежливость;

    3) говорящему не рекомендуется навязывать собеседнику собственных мнений и оценок;

    4) говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего;

    5) говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации;

    6) говорящий должен следовать логике развёртывания текста;

    7) говорящий должен помнить, что меры смыслового восприятия и концентрация внимания у слушающего ограничены;

    8) говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом;

    9) говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позу, мимику, общую манеру держаться, всю культуру поведения и культуру речи (Н. Н. Формановская 1989: 18-22).

    Обществом выработано и принято две группы правил речевого этикета:

    1) всегда знай, зачем говоришь; 1) нельзя использовать тон

    2) говори просто, понятно, доступно; пренебрежительный, презритель-

    3) избегай многословия; ный, сюсюкающий, злобный,

    4) избегай речевого однообразия; скандально-крикливый и т. п.;

    5) умей находить общий язык с 2) не говорите неразборчиво,

    любым человеком; невнятно, сипло;

    6) помни, что вежливость — основа 3) не используйте грубые,

    успеха в любой сфере жизни оскорбляющие, насмешливые

    человека; слова и выражения;

    7) умей не только говорить, но и 4) не используйте устрашающие,

    слушать; оскорбляющие, некрасивые

    8) следуя высоким образцам, в то же жесты.

    время ищи свой стиль речевого

    Русский речевой этикет реализуется с помощью системы этикетных языковых средств (отдельных слов и устойчивых речевых формул), которые регулируют речевое поведение общающихся в той или иной ситуации:

    1) обращения: товарищ, гражданин, гражданка, соотечественники, господин, госпожа, молодой человек, юноша, девушка, сударь, сударыня, дедушка, бабушка, Иван Степанович и т. д.;

    2) обращения и привлечения внимания: Простите,…; Будьте добры,…; Скажите, пожалуйста,…; Простите за беспокойство,…; Не будете ли Вы так любезны… и т. д.;

    3) приветствия: Здравствуй(те); Доброе утро (день, вечер); Приветствую вас и др.;

    4) извинения: Извини(те); Извини(те), пожалуйста; Прости(те), (пожалуйста); Я не хотел тебя обидеть; Не сердись(тесь) на меня,

    5) ответа на извинение: Пожалуйста; Ничего; Не стоит (внимания); Ну что Вы!; Да что Вы!; Это такие пустяки!; Это мелочь; Какие пустяки!; Ничего страшного! и др.;

    6) просьбы, совета, предложения: Я прошу Вас (тебя)…; (Я) советую вам (Вам, тебе)…; Я предлагаю вам (Вам, тебе)…; Сделай(те)…; Напиши(те)…; Пожалуйста,…; Будьте добры,…; Если тебе (Вам) не трудно, + глаг. в повелит. накл.…; Будь другом, + глаг. в повел. накл….; Не согласишься ли ты (не согласитесь ли Вы)…; Просьба + глаг. в инфинитиве; Прошу (просим) + глаг. в инфинитиве; Вы не хотите + глаг. в инфинитиве; Давай(те) + глаг. в 1 лице мн. ч.; Вы (ты) не против того, чтобы…; Как Вы (ты) смотрите (смотришь) на то, чтобы… и др.;

    7) утешения, сочувствия: Не беспокойтесь (не беспокойся); Не волнуйся (тесь); Не расстраивайся (тесь); Не переживай(те); Возьми(те) себя в руки; Держи(те) себя в руках; Не падай(те) духом; Не теряйся(тесь); Не принимай(те) близко к сердцу; Не думай(те) об этом; Не надо расстраиваться (огорчаться); Нужно успокоиться (взять себя в руки); Все будет хорошо (в порядке); Все пройдет и др.;

    8) согласия с мнением собеседника: Да; Конечно; Действительно; Разумеется; (Это) само собой разумеется; Правильно; Вы (абсолютно) правы (ты прав); Безусловно; Иначе и быть не может; А как же иначе?; Этого нельзя отрицать; Я согласен с Вами (с тобой, с Вашим (твоим) мнением); Могу согласиться; (Я) разделяю Ваше мнение (точку зрения); Я не возражаю (против этого); В какой-то мере Вы правы (ты прав); Допустим; Предположим и др.;

    9) несогласия: Нет; Нет, конечно (конечно, нет); Совсем нет; Разумеется, нет; Безусловно, нет; Отнюдь (нет); Не так; Это не так; Это совсем не так; Разумеется, не так и др.;

    10) благодарности: Спасибо; Большое спасибо; Благодарю; От (всей) души благодарю(им)… за…; Я (мы) Вам (вам, тебе) благодарен (благодарны); Сердечно благодарю(им); Я (мы) очень (так) благодарен (благодарны); Разрешите поблагодарить…; Позвольте поблагодарить…; Я приношу (мы приносим) свою благодарность; Я выражаю (мы выражаем) свою благодарность; (Я) хочу поблагодарить (выразить благодарность (признательность))…; Мне (нам) хочется поблагодарить…; Я хотел бы (мы хотели бы) выразить благодарность (признательность)…; Мне (нам) хотелось бы выразить благодарность (признательность)…; Вы не можете себе представить, как я (мы) благодарны (признательны)…! и др.

    Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

    • В чем заключается коммуникативная целесообразность, уместность речи?
    • Каковы причины коммуникативных неудач в речи?
    • Каковы этических основы культуры речи, правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях?
    • Каковы этикетные речевые формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности, одобрения, неодобрения, согласия, несогласия т. д.?

    Задания для практической работы

    Задание 1. Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том,

    а) на какое время назначена консультация по русскому языку и культуре речи;

    б) где можно взять недостающие материалы к экзамену;

    в) как лучше подготовиться к семинарскому занятию;

    г) кто может объяснить какой-либо трудный вопрос.

    Задание 2. Обратитесь к своему товарищу с просьбой (предложением, пожеланием, советом):

    Источник