Конспект квест игры Сокровища Египта для детей 6 7 лет

Конспект квест-игры «Сокровища Египта» для детей 6–7 лет

Приоритетное направление в соответствие с ФГОС ДО: «Познавательное развитие».

Возрастная группа: дети 6 – 7 лет.

Формирование познавательных и мыслительных процессов у детей, при реализации игровой деятельности.

познакомить с новой информацией и закрепить имеющиеся знания о Египте.

Развивать познавательно — исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, внимание, память, логическое мышление, творческие способности детей.

Способствовать развитию координационных способностей, умение ориентироваться на местности.

Воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками, чувство товарищества, доброжелательность, взаимопомощь.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Совершенствовать чувство персональной ответственности за

Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации «Путешествие в Египет», рассматривание энциклопедий.

Методы и приёмы:

Словесный: беседа, вопросы к детям.

Проблемный: постановка проблемной ситуации, проблемные вопросы, побуждающие речевую активность.

Практический: «расшифровывание» слова, составление карты (целого из частей, выкладывание слова из букв, выкладывание картинки, обматывание предметов, эксперимент с водой и стаканом, составление слова из букв.

Игровые: игра с шариками, разгадывание ребуса.

Приемы: сюрпризный момент, смена деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности, обращение к каждому из детей, учитывая их индивидуальные особенности; оказание помощи при самостоятельной практической деятельности детей (при затруднении по потребностям).

Материалы и оборудование: браслеты по количеству детей, мольберт, письмо, две части зашифрованного письма, песочница, буквы, совочки, карта с условными обозначениями, пирамида, три рулона туалетной бумаги, три куклы, разрезные картинки — пазлы, три контейнера с подкрашенной водой, на дне которых приклеены картинки, три стакана, три шарика, в одном внутри находится картинка, книга, шкатулка с сокровищами, ребус, сюрпризный момент.

Ход игры:

Утром ребенок находит письмо в приемной, показывает воспитателю.

Воспитатель откладывает просмотр письма на другое время, после завтрака.

Обращает внимание на то, что письмо необычное, старинное. Это египетский папирус. Именно в Египте впервые появилась письменность. Интересно, как оно попало к нам?

После завтрака воспитатель приглашает детей в приемную, где оставили письмо.

Воспитатель: Давайте прочтем наконец письмо, узнаем, что в нем?

Пишет Вам сфинкс. В пирамиде фараона Рамзеса в особой потайной комнате по преданию спрятаны сокровища, но найти их не удалось еще никому из ваших предшественников.

Если вы хотите найти сокровища, то отправляйтесь в Древний Египет прямо сейчас. Куда держать путь, вам подскажут записки. Записки зашифрованные, чтобы их смог прочитать только достойный искатель приключений и египтолог.

Жду вас с нетерпением!

Итак, чтобы найти вход в пирамиду Рамзеса, следуйте сюда…»

Воспитатель: Отправляемся на поиски сокровищ Египта сейчас? Путь предстоит нелегкий, далекий. Впереди нас ждут различные испытания. Чтобы пройти их достойно, добраться до сокровищ Египта, нужно вспомнить правила путешественников.

Во — первых, следуем вместе со мной, не уходим и не отстаем друг от друга. Нам нужно держаться всем вместе, дружно, помогать и выручать друг друга, не оставлять товарища в беде.Во-вторых: выполнять правильно задания.

Для этого предлагаю вам одеть браслеты, выбирайте, кому какого цвета нравится браслет. И в путь!

Ребята, посмотрите, в письме находились два обрывка листа. Скорее всего, это и есть первая записка, давайте подумаем, что нам нужно сделать. На одной части листа написаны цифры – это зашифрованное слово. На другом листе – ключ к шифру.

1 задание: «Расшифруй письмо».

(Детям предлагается письмо зашифрованное. В письме цифрами зашифровано слово «Сахара», на обратной стороне листочка — ключ — алфавит)

Дети: Это слово – «Сахара».

Воспитатель: У нас получилось слово «Сахара».

Ребята, на территории Египта находится самая большая пустыня нашей планеты – Сахара, видно нам нужно отправиться именно туда.

Дети проходят к песочнице:

2 задание: «Пустыня Сахара»

Воспитатель: Что же нам дальше делать? Ребята, где в пустыне можно спрятать записки? Давайте мы их найдем.

(В песочнице закопаны буквы, дети находят их с помощью совочков).

Воспитатель: Если разложить буквы по возрастанию величины карточек, на которых они написаны, получится слово подсказка.

(Дети составляют из букв слово «Караван»).

Воспитатель: Ребята, что такое караван? Это группа верблюдов, которые передвигаются по пустыне друг за другом, перевозя тяжелые грузы. Построимся караваном и продолжим путь.

(Дети выстраиваются караваном по росту и обходят оазис как можно быстрее, не расцепляя при этом рук. Пока дети обходили оазис, пустынный зной принес на барханы обрывки карты).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? И что же нам с этим делать?

Дети: Это карта. Нужно сложить карту.

3 задание: «Сложи карту».

(Сложив разрезную картинку, дети выясняют, что далее путь нужно держать прямиком в усыпальницу фараона).

Воспитатель: У нас получилась карта, посмотрите, здесь есть пометка красным крестиком. Это скорее всего место, куда нам стоит отправиться дальше. Это пирамида. В Древнем Египте в пирамидах были усыпальницы (гробницы) фараонов, царей Египта. Каждому фараону строили пирамиду, когда он умирал, его обматывали специальными лентами, обмазывали мазью, превращали в мумию, оставляли в гробнице.

4 задание: «Усыпальница фараона»

Воспитатель: Ребята, это же усыпальница фараона. Посмотрите, здесь нас ждет следующее испытание. Нам нужно сделать мумий, из кукол и специальных лент. Обратите внимание на свои браслеты, они у вас разного цвета, давайте разделимся на три группы – первая группа – красные браслеты, вторая группа – зеленые браслеты, третья – синие браслеты. Каждая группа будет делать свою мумию.

(Дети берут 3 рулона (туалетной бумаги) специальных бинтов для мумификации фараонов. В рулоны заранее помещаются подсказки с названием следующего этапа — примерно в середину, так, чтобы они выпали на пол в процессе создания мумий).

Воспитатель: Ребята, эти картинки – подсказки для следующего испытания. Найденные подсказки нужно разложить по порядку (1,2,3,4, перевернуть и получится картинка. Что у вас получилось?

Воспитатель: С этим задание справились, оставляем мумий в гробнице, а мы идем дальше.

Воспитатель: Где в Египте обитают крокодилы? В реке Нил!

5 задание: «Река Нил»

Воспитатель: Перед вами река Нил, самая большая река мира и самая удивительная река, которая меняет свой цвет. Она бывает зеленая, красная, голубая. Ваша задача — не касаясь воды и не набирая ее в стакан, узнать подсказку, расположенную на дне. Переворачивать контейнер нельзя, потому что «это же целая река, да еще и с крокодилами». А теперь посмотрите на свои браслеты, пусть каждый из вас подойдет к реке, такого же цвета как ваш браслет.

(На столе прозрачный пластиковый контейнер с подкрашенной гуашью водой. К дну контейнера с внешней стороны приклеены картинки — подсказки. В контейнере стоит пустой стеклянный стакан. Нужно поводить стаканом и найти нужную картинку скарабея.)

Воспитатель: Ребята, нужно водить стаканом по дну контейнера, не отрывая его. Как вы думаете, какая картинка связана с Египтом? — «Скарабей». С этим испытание мы тоже справились. Отправляемся в путь. Мы с вами должны найти дом скарабея. А вот и святилище скарабея.

6 задание: «Святилище скарабея».

(Место, где находится скарабей обозначено картинкой, в домике лежат плоды его ночного творчества — навозные шарики (скомканные полиэтиленовые пакеты, замотанные скотчем).

Воспитатель: Ребята, мистический египетский жук – скарабей, символизирует в Египте возрождение. Шар из навоза, изготовленный жуком для своего пропитания, ассоциируется с солнечным диском. Посмотрите сколько шариков оставил скарабей.

Интересно, где же очередная подсказка?

(Подсказка спрятана внутри одного из навозных шариков. Дети находят картинку — книги).

Воспитатель: Ребята, а где же может находится книги, где хранятся книги?

Дети: В библиотеке.

Воспитатель: Держим путь в библиотеку. А вот и она.

7 задание: «Александрийская библиотека»

Воспитатель: Ребята, в библиотеке ищем книгу. Как вы думаете, какая книга нам нужна? Конечно, книга с изображением пирамид, фараонов.

(Дети приносят детскую энциклопедию «Чудеса света»)

Воспитатель: Среди книг последний шифр. На листочке написаны номера страниц и строчек, в которых нужно искать буквы слова-отгадки. Какое получилось слово из найденных букв?

Воспитатель: Идем на поиски сфинкса.

8 задание: «Загадка сфинкса»

Воспитатель: Ребята, а как выглядит сфинкс? Сфинкс – это существо, символ Египта, сделанный из камня, с туловищем льва и головой человека или священного животного, который охраняет пирамиды.

Дети: А вот и сфинкс. Мы нашли его. Здравствуй, сфинкс.

Воспитатель: Ребята, мы добрались до сфинкса, посмотрите, он охраняет сокровища, которые мы искали. Вот она, шкатулка. Только она не открывается. Посмотрите, под шкатулкой еще одна записка, это ключ к сокровищам.

(Дети отгадывают ребус к слову «Ключ»).

Воспитатель: Молодцы ребята! Добрались до Сфинкса, нашли сокровища и ключ к шкатулке с сокровищами!

Интересное путешествие получилось у нас? Мы с вами выполнили все испытания, которые поджидали нас на пути к Сфинксу?

Какое задание вам понравилось больше всего? Какое испытание было самым сложным?

Итак, мы прошли через весь Египет, достойно выполнили все испытания, которые приготовил для нас Сфинкс. И наконец – то нашли сокровища!

Теперь мы можем возвращаться домой!

Приложение к презентации «Путешествие в Египет»

Тема: «Путешествие в Египет»

Цель: формирование у детей представления о Древнем Египте.

— познакомить и обобщить знания детей о Древнем Египте;

— помочь детям запомнить названия символов Египта.

— развивать логическое мышление, внимание, память;

— развивать словарный запас;

— воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству,

истории культуры, толерантность.

Место использование мультимедийного материала:

Материал презентации предназначен в качестве иллюстративно- познавательного и наглядного материала в совместной деятельности детей и педагога, при подготовке и проведении развлечений, квест-игры.

Презентация «Путешествие в Египет» предназначена для использования в качестве материала по теме «Ознакомление с окружающим миром», она знакомит детей с интересными фактами Древнего Египта.

Возраст: 6 – 7 лет.

Практическая направленность презентации:

Материал презентации может быть полезен детям старшего дошкольного возраста для развития познавательных способностей детей и расширения кругозора.

(Просмотр презентации по щелчку, слайды с красным вопросительным знаком – два щелчка)

Слайд 2 – 3. Египет – одно из красивейших мест нашей планеты. Он таинственный, загадочный, мистический. Именно в Египте впервые появилась письменность, зубная паста, стекло, косметика (египтяне первые, кто начал делать макияж).

Слайд 4.? Где же находится Египет?

Египет находится на северо – востоке материка, который называется Африка.

95% территории Египта занимает пустыня Сахара.

? А что такое Сахара?

Сахара – это самая большая пустыня в мире.

Пустыня – это пески, барханы.

Слайд 8.? А это что за голубая линия?

Как вы думаете, что это такое?

Слайд 9 – 10. Это река Нил.

Самая большая река нашей планеты, тянется через самую большую пустыню в мире.

Лишь по ее берегам живут египтяне, так как рядом с водой имеются условия для существования.

Слайд 11, 12, 13. Обратите внимание, вода разного цвета в реке.

Нил – удивительная река. Дважды в год она мутнеет и выходит из берегов.

С приходом дождей Нил меняет свой цвет на зеленый, река разливается собирает листья и становится красного цвета, тогда вода в Ниле самая вкусная. И когда дожди прекращаются, река восстанавливается (входит в русло) и становится голубого цвета.

Слайд 14.? Ой, кажется я знаю кто это?

Это верблюд. Правильно – верблюд.

В пустыне почти нет животных, так как нет условий для жизни.

Верблюда называют кораблем пустыни, так как движения его плавные, как у корабля. Это очень сильные, выносливые животные, которые перевозят тяжелые грузы в горбу у верблюда накапливается много води и жира, которые он расходует в пути.

Слайд 15. Верблюды перемещаются группами, следуя друг за другом – это караван.

Слайд 16, 17, 18. Самое любимое лакомство верблюда – финик (его косточка).

Слайд 19.? А это пирамиды!

Египетские пирамиды — одно из Семи старых Чудес Света, которые можно увидеть в наше время.

Слайд 20. Эти пирамиды – гробницы фараонов – древних царей Египта, архитектурные памятники. Плиты, из которых сделаны пирамиды, настолько плотно прилегают друг к другу, что в шов нельзя просунуть даже иголку. Пирамида Хеопса достигает высотой 147м (40 этажный дом, шириной 230 м. Площадь пирамиды больше чем 9 футбольных полей.

Слайд 21. Внутри пирамиды оформлены рисунками, статуями богов.

Слайд 22.? Какая красивая статуя! Это лев?

Слайд 23 24. Это сфинкс. Сфинксы – огромные сооружения из камня. Статуя изображает существо с телом льва и головой человека или священного животного. Они охраняют вход в пирамиду.

Читайте также:  Варианты огэ русский язык 2021 год 9 класс с ответами

Слайд 25.? Какой красивый жук! Как он называется?

Слайд 26. Это мистический египетский жук – скарабей. Он символизирует в Египте возрождение.

Слайд 27. Шар из навоза, изготовленный жуком для своего пропитания, ассоциируется с солнечным диском.

Слайд 28. В Египте скарабея считают священным, поэтому изготавливали печати, амулеты в форме скарабея. Сегодня одним из самых распространенных египетских сувениров является талисман в форме жука скарабея.

Источник

Диктанты 6 класс

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.
«Сокровища пирамид»

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (107 слов) (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
    2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант царских, разграбили, переходы ;
    2 вариант загробной, хранились, ценности.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант строили;
    2 вариант возводились).
«Лотос»

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
    2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
    2 вариант священных, загрязняется, чистоты.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант зацветает;
    2 вариант производит.

6 класс 2 четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).
«Синички и снежинки»

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
    2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант пригляделся, головку, маленький;
    2 вариант познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант деревенской;
    2 вариант маленький.
«Зимой в тайге»

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант серебряной;
    2 вариант чистенькой.
  3. Морфемный разбор слов:
    1 вариант велосипедного, телефонной;
    2 вариант прямоугольном, традиционном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
    2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант глубокому;
    2 вариант полн.
  3. Словообразовательный анализ слов:
    1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
    2 вариант Холодный, юго-восточном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
    2 вариант Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

6 класс 3 четверть

«Конец зимы»

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант всё;
    2 вариант к нам.
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
    2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
    2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .
«Весна»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант некоторое;
    2 вариант никакие.
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
    1 вариант из 1-2 абзаца;
    2 вариант из 3-4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
    2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.
«Подвиг Сталинграда»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант второго (февраля);
    2 вариант до полутора миллионов (человек).
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
    1 вариант из 1 и 3 абзаца;
    2 вариант из 2 и 4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
    2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
  3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
  4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.
Читайте также:  Пошаговая инструкция по формированию и разработке учетной политики организации
«Замысел художника»

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант сдержанный;
    2 вариант завешенного.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
    2 вариант светящееся, рассветном, захотелось.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
    2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Источник

Тайны Египетских пирамид

На границе долины реки Нил и жаркой раскалённой Ливийской пустыни, недалеко от столицы Египта – Каир, расположились монументальные строения древней египетской цивилизации. Пирамиды долгие годы приковывают к себе внимание ведущих учёных и археологов со всего мира, но даже сегодняшних знаний и техники не хватает для расшифровки тайны их строительства и предназначения. Основная теория строительства величественных многогранников утверждает, что пирамиды служили гробницами фараонам, но для чего выбрана такая форма и размеры? Каким образом люди смогли транспортировать и поднимать на высоту больше 100 метров огромные известковые блоки? Какие тайны скрыты внутри строения?

Над ответами учёные трудятся уже несколько поколений, но остаются десятки нераскрытых секретов. Это порождает неофициальные теории об инопланетянах или богах, которые на самом деле построили пирамиды. В Египте насчитывается около 100 пирамид разной формы и размеров, но предположительно это лишь малая часть, ведь остальные склепы до сих пор скрыты под толстым слоем песка.

Общая информация и история

Сегодня в разных районах Египта учёные нашли пирамиды (склепы), но все они отличаются формой, размерами, способом постройки и сохранностью. Некоторые строения превратились в груду развалин, но всё равно представляют интерес для изучения, ведь именно они положили начало развитию строительства и архитектуры. Увидеть пирамиды можно в Мемфисе, Медуме, Абусире, Саккаре, Абу-Раваше и т. д. Не все они считаются национальным достоянием и представляют интерес для туристов. Популярностью пользуются пирамиды в Гизе построенные в IV–VI династии, которая началась более 5 тыс. лет назад.
Одного взгляда хватает, чтобы понять всю масштабность, а также невольно задуматься о времени и силах, которые тысячи строителей потратили для возведения пирамид. Некоторые гробницы строились на протяжении сотен лет. Зачем тратить столько сил? Этот вопрос остаётся без ответа. Возможно, фараоны подчёркивали свою божественную силу или пытались встать в один ряд египетского божественного пантеона.

Нераскрытые тайны

«Всё на свете боится времени, но само время боится пирамид». Эта старинная пословица полностью описывает величие гробниц, окутанных легендами и тайнами, с которыми не может справиться современная наука. Помимо научных теорий о методах, строительства и предназначения склепов, появляются мистические предположения. Некоторые историки предполагают, что подобная пирамидальная форма служила средством получения небесной энергии, которую фараоны пытались впитать ещё при жизни. К невероятным гипотезам относится версия строительства пирамид инопланетянами или использования магического кристалла, помогающего передвигать известковые блоки.

Наиболее правдоподобный ответ кроется в религии древнего Египта. Вера в божественный пантеон являлась важнейшей частью жизни. Мировоззрение египтян формировалось так, что они даже не боялись смерти, представляя это переходом в другой мир. При этом бессмертие могли получить только фараоны из-за чего ещё во время жизни и вели такие подготовительные работы к переходу в загробный мир. Вопреки распространённому мнению, гробницы являлись местом упокоения не только для фараона, но и для ближайшего его окружения (слуг, родственников, жрецов). Дополнительно фараон мог выбрать любых людей, в том числе и рабов. Все погребённые люди получали бессмертие наравне с фараоном. По приданию слуги, рабы, жрецы, члены семьи переходят в загробный мир и продолжают своё дело, облегчая жизнь фараону. Жизнь после смерти должна быть сытой и богатой, поэтому в гробницу фараона помещали сокровища, еду, мебель, посуду, оружие и многое другое.

Первые гробницы назывались «домами после жизни» или мастаб. Они не внушают величия, но очень важны, с исторической точки зрения. После смерти фараонов бальзамировали (позволяет сохраниться телу на протяжении многих веков) и помещали в такие дома-гробницы. Их строение включало подземную камеру (склеп), а на поверхности располагались комнаты молельни и инвентарь необходимый в загробной жизни. Мастабы находятся в Верхнем Египте, Нагадеи, Абидосе, Саккаре и Мемфисе.

На протяжении многих веков навыки строительства оттачивались. Около 5 тыс. лет назад появились первые постройки, имеющие пирамидальную форму. Основоположником такой архитектуры стал фараон Джосер, чья гробница и сейчас представляет большой интерес для туристов и учёных. Возведением величественного Некрополя заведовал сам Имхотеп (мудрец и зодчий), которого в итоге стали приравнивать к божеству.

Отбрасывая мистические теории о богах и инопланетянах, остаётся только удивляться человеческой мудрости и силе, но даже если предположить, что египтяне владели секретами позволяющими поднимать и передвигать блоки, где они брали материалы?

Ответ, касающийся добычи и транспортировки материалов был найден. Известковые блоки добывали в скалах, но специальным методом. Сначала в скале проделывали канавки, куда помещалось сухое обработанное дерево. Бруски поливали водой. Разбухая, дерево откалывало камень и помогало ускорить процесс выемки блоков, которые на последнем этапе подвергали обработке. Блоки с ровными гранями транспортировали на ладьях по реке Нил. Транспортировка на лодках стала ключом к постройке пирамид исключительно вдоль долины Нил, ведь передвигать массивные камни по раскалённому песку на большие расстояния невозможно.

После доставки, блоки на санях поднимали по пологим насыпям. Это основная версия, но есть ещё и десятки других методик, которые могли использовать для поднятия блоков. Удивительно, но подобные отсталые технологии помогли построить пирамиды, сохранившие свои очертания спустя 5 тыс. лет.

Долгие годы тайны великих египетских пирамид будут оставаться нераскрытыми, но это только повышает туристический ажиотаж и даёт возможность стать ещё одним свидетелем великой истории.

Источник

10 неразгаданных тайн древнего Египта, над которыми и сегодня бьются археологи

Неразгаданные тайны древнего Египта.
Древний Египет будоражит умы учёных и обывателей с тех самых пор, как впервые был расчищен от песка Большой Сфинкс. И хотя археологи сделали уже немало открытий, связанных с Египтом, земля фараонов хранит под своими песками ещё множество тайн. И порой случается так, что новые находки порождают появление ещё большего количества загадок и отвеченных вопросов.

1. Затерянный лабиринт Египта

Возможно, это и есть затерянный великий лабиринт.
2 500 лет назад в Египте был огромный лабиринт, который, если верить египетским летописцам, «превосходил даже пирамиды». Это было огромное здание высотой в два этажа, внутри которого находилось 3 000 различных комнат, связанных извилистым лабиринтом проходов, настолько сложных, что никто не мог найти выход без провожатого. Внизу находился подземный уровень, который служил гробницей для королей, а наверху была массивная крыша, сделанная из одного гигантского камня.

Бесчисленные древние авторы описывали лабиринт, утверждая, что видели его собственными глазами, но 2500 лет спустя ученые не имеют ни малейшего понятия о том, куда он делся. Самое похожее, что было найдено, это массивное 300-метровое каменное плато, которое, по мнению некоторых, было основанием лабиринта. Если это так, то историю нужно переписывать.

В 2008 году группа специалистов по геолокации проверила плато и обнаружила, что под ним находится подземный лабиринт, как это описывал один из древних писателей. На данный момент, однако, никто даже не начинал раскопки этого места, которое может быть величайшим археологическим чудом Египта.

Источник



Диктанты по русскому языку — 6 класс 1 четверть

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.

Объём слов: 104

  1. Синтаксический разбор предложения:
    I вариант –За деревней расстилаются широкие поля.
    II вариант – Они готовятся к отлёту на юг.
  2. Фонетический разбор слова:
    I вариант – поля;
    II вариант – юг.
  3. Разбор слова по составу:
    I вариант – расстилаются;
    II вариант –готовятся.
  4. Определить падеж существительных:
    I вариант – во 2-м абзаце;
    II вариант – в 3-м, 4-м абзаце.

Входной диктант «Осенью»

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

Объём слов: 90

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:
    I вариант – На голых листьях …;
    II вариант – Вдруг среди листвы…
  2. Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
  3. Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант «Осень»

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!

Объём слов: 108

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

Контрольный диктант «Весна»

Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

Читайте также:  Гонококк поражает отделы мочеполового тракта выстланные цилиндрическим эпителием

Объём слов: 104

  1. Пользуясь словарем, определите, в каком значении употреблено в тексте выделенное слово;
    — отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре.
    Выпишите из словаря толкование значения этих слов;
    — с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слов: звенит (песенка), переливчатая (песенка);
    — найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?
  2. Используя слова из текста в качестве иллюстрации, расскажите о том, какую роль выполняют суффиксы в речи;
    — обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

Контрольный диктант «Сокровища пирамид»

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

Объём слов: 107

Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);
    Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант);
  2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант);
  3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Контрольный диктант «Как зимуют рыбы»

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

Объём слов: 100

  1. Разбор слова по составу:
    I вариант – Солнышко, заглянет, бесконечным;
    II вариант – Зимовкой, выбирают, илистое.
  2. Фонетический разбор слова:
    I вариант – Осенью;
    II вариант – Илистое.
  3. Синтаксический разбор предложения:
    I вариант – В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся..
    II вариант – Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
  4. Найти в диктанте сложное предложение, составит к нему схему.

Контрольный диктант «Лотос»

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

Объём слов: 102

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);
    К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).
  2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант);
  3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант «Лобное место»

Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

Объём слов: 107

  1. Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.
  2. В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
  3. Выполните фонетический анализ слов:
    I вариант – бояре;
    II вариант – ему.

Контрольный диктант «Природа осенью»

Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.

Лес точно терем расписной. Особенно рады теплу и полны прелести дубы. Старые дубы роняют желуди. Ровно ложатся плоды под деревом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа притихает.

Объём слов: 98

  1. Синтаксический разбор предложения.
  2. Выписать из текста 2-3 слова в переносном значении.
  3. Выполнить морфемный разбор слов:
    I вариант – расписной, слетают;
    II вариант – припекает, спокойном.

Контрольный диктант «Утром»

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Объём слов: 113

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Утром в низинах расстилался туман.;
    II вариант – На берегу растут густые заросли малины.
  2. полните морфемный разбор слов:
    I вариант – низинах, поверхность, пахучих;
    II вариант – верхушкам, речонка, бескрайней.
  3. Выполните словообразовательный разбор слов:
    I вариант – верхушка, водоросли, ветерок;
    II вариант – поверхность, низина, речонка.

Контрольный диктант «Ягоды»

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Объём слов: 109

  1. Выполните фонетический анализ слов:
    I вариант – Ягоды;
    II вариант – колосья.
  2. I вариант – Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.
    II вариант – Выписать слова с проверяемыми безударными гласными и подобрать к ним проверочные слова .
  3. Синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
    II вариант – С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.

Контрольный диктант «Элли»

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.

Объём слов: 96

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Девочка спрыгнула с постели.
    II вариант – Солнце ярко светило в окно.
  2. В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
  3. Выполните морфемный анализ слов:
    I вариант – спрыгнула;
    II вариант – расстилался.
  4. Объясните постановку знаков препинания в 7 (I вариант) и в 8 (II вариант)

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тон-ко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

Объём слов: 101

По И. Соколову-Микитову

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выполните синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
    II вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.
  3. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
    I вариант – весенний;
    II вариант – лесных.

Словарные диктанты.

Резкий ветер, январский мороз, обширная территория, таять на земле, расположиться у костра, под синим небом, бирюзовый оттенок, прилагать усилия, ноябрьская встреча, подъехать к ручью.

Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.

Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.

Задания: 1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.

Изучение состава атмосферы, автоматическая станция сверхмощная ракета, поражать цель, разрядить ружьё, караван в пустыне, на густо-зелёной траве, сэкономить время, съёжиться от холода, часть террасы, перила лестницы.

Задания: подготовиться к записи под диктовку.

Мебельный магазин, паркетная доска, большой шкаф, стойкие красители, прибрать дом, застеклить окно, знакомый интерьер, каморка Герасима, узкая кровать, керосиновая лампа, ветхий диван, вешалка в коридоре.

Задание: подготовиться к написанию под диктовку; с помощью словаря объяснить значение слова интерьер.

Интерьер жилой комнаты, декоративные растения, освещать подъезд, труженики стройки, циферблат стенных часов, занавески на металлическом карнизе, циновка на полу, паркетный пол, гардероб в коридоре, росточки цитрусовых в горшочках, телевизор на тумбочке.

Задание: подготовиться к записи под диктовку.

Пр…остановить посадку растений, пр…крыть листьями, пр…касаться к шиповнику, пр…липать к ногам, пр…ключение на дорожке, пр…выкать к темноте, бе…прерывное наблюдение, пр…одолеть пр…пятствия, пр…бывать в хорошем настроении, пр…кращать полив, пр…образить участок.

Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.

Источник