Конспект по теме Доказательства животного происхождения человека Движущие силы антропогенеза

Конспект по теме: «Доказательства животного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Филогенетические связи гоминид и понгид.

Человек — биологическое и социальное существо.

Биологические факторы антропогенеза.

Социальные факторы антропосоциогенеза.

Чарлз Дарвин о происхождении человека от животных.

Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) существует на нашей планете 35—40 тыс. лет. За это вре­мя человек превратился в мощнейший фактор преобразо­вания природы. Естественно спросить: как возник этот вид?

Идеалистическая точка зрения на проблему происхож­дения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца. Согласно материалистическим воззрениям, человек является закономерным результатом эволюции.

Отрасль естествознания, которая занимается изучени­ем происхождения и эволюции человека, процесса пере­хода от биологических закономерностей, которым подчи­нялось существование его животных предков, к законо­мерностям социальным, называется антропологией (от греч. антропос — человек и логос — учение). Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом (от греч. антпропос — человек, соци­ум — общество и генезис — происхождение).

Еще Карл Линней в XVIII. веке впервые отвел челове­ку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Тем самым К. Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека. Вопрос о происхождении человека был разработан в XIX веке Ч. Дарвиным и его последователями (Э. Геккелем, Т. Гексли, Э. Дюбуа и др.).

Современное положение человека в системе органичес­кого мира следующее:

Империя – Клеточные

Надцарство – Ядерные

Царство – Животные

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Хордовые

Подтип – Позвоночные

Класс – Млекопитающие

Отряд – Приматы

Подотряд – Узконосые обезьяны

Семейство – Люди (Гоминиды)

Род – Человек

Вид – Человек разумный (Homo sapiens)

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и жи­вотных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к вы­воду, что человек — неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих законо­мерностей развития органического мира.

Таким образом, благодаря работам Ч. Дарвина роди­лась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, со­гласно которой, человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции». Дарвин высказывал не просто предположе­ния, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Э. Геккель и Э. Дю­буа привели данные палеонтологии.

Социальная сторона антропогенеза была рассмотрена Фридрихом Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896).

2. Доказательства происхождения человека от животных.

Общие принципы строения организма человека за­ложены еще миллиарды лет назад, когда сформировал­ся генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древ­них рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных жи­вотных.

Человек — представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, ам­фибиям, рептилиям и птицам. Приведем данные сравни­тельной морфологии в пользу животного происхождения человека.

Таблица «Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных».

От кого унаследованы

1) Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

2) Генетический код митохондрий

3) Двусторонняя симметрия тела

Предшественники ранних хордо­вых

4) Костный скелет

5) Пятипалые конечности

6) Легочное дыхание

Земноводные и пресмыкающиеся

7) Амниотическое яйцо

8) Удлиненные конечности, диф­ференциация зубов, молочные железы, теплокровность

9) Плацента, живорождение

Ранние плацентарные млекопи­тающие

К сравнительно-морфологическим доказательствам жи­вотного происхождения человека также относятся руди­менты и атавизмы. У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внут­реннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, аппендикс и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.).

Убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология. Эмбри­ональное развитие человека и животных начинается с зиготы, на ранних стадиях развития человеческого заро­дыша у него закладываются жаберные щели, сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным с одним кругом кровообращения и т. д.

Физиология представляет данные о принципиальном сходстве процессов, протекающих в организмах человека и животных, биохимия — о сходстве химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.

Таким образом, общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы — бесспор­ные доказательства происхождения человека от животных.

3. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Наиболее близкие родственники человека в мире со­временных животных — человекообразные обезьяны, представители так называемой понгидной ветви эволю­ции. Дело в том, что в начале неогенового периода ра­зошлись две ветви эволюции; понгидная и гоминидная. Понгидная ветвь привела к современным человекообраз­ным обезьянам, а гоминидная — к человеку.

К человекообразным обезьянам принадлежат горилла, шимпанзе (Африка) и орангутан (Азия). Человекообраз­ные обезьяны обладают рядом общих признаков, кото­рые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком. У человека и человекообразных обезьян много общих анатомических и биохимических признаков. Приведем черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян.

Черты сходства человека и человекообразных обезьян

1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);

2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказа­ний);

3) хорошая память и развитая центральная нервная си­стема;

4) высокая способность к обучению;

5) отсутствие хвоста;

6) на пальцах ногти, а не когти;

7) стопы ног и ладони лишены волос;

8) могут вертикально ходить, но опираются на руки;

9) имеют 12—13 пар ребер;

10) схожее строение органов чувств;

11) сходное строение кожи;

12) имеют четыре группы крови системы АВо;

13) существуют общие болезни и паразиты;

14) сходство хромосомного аппарата.

Отличия человека и человекообразных обезьян

1) Обезьяны не могут создавать орудия труда;

2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг;

3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см 3 , а у человека около 1600 см- 1 );

4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;

5) относительно более длинные передние конечности у обезьян;

6) кости рук крюкообразные у обезьян;

7) человек живет по социальным и биологическим зако­нам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

4. Филогенетические связи гоминид и понгид.

Из современных человекообразных обезьян человек боль­ше всего сходен с шимпанзе. Исследование хромосом пока­зало, что 2-я хромосома человека соответствует двум слив­шимся хромосомам шимпанзе, поэтому у человека их общее число 23 пары, а не 24, как у шимпанзе. Кроме того, участок 5-й хромосомы шимпанзе перевернут на 180° по сравнению с аналогичным фрагментом 5-й хромосомы человека. Найдено, по крайней мере, девять подобных отличий между хромосомами человека и шимпанзе. Такое поразительное сходство хромосомных наборов характер­но только для весьма близких видов.

Анализ белков человека и шимпанзе показывает, что они идентичны почти на 99 %. Генетическое расстояние между этими видами оценивается в 0,62, что характерно для видов-двойников, не различающихся морфологичес­ки, но не скрещивающихся в природе.

Таким образом, на основе изучения белков и других данных было оформлено филогенетическое древо гоми­нид и понгид.

Пятнадцать миллионов лет назад не существовали ни современные человекообразные обезьяны, ни человек. Най­дены ископаемые останки обезьяноподобных приматов, которые, по-видимому, являются их общими предками (возраст находок 15—30 млн. лет).

В начале 70-х годов XX века палеонтологи считали пред­ком человека ископаемую обезьяну — рамапитека — и полагали, что ветви, ведущие к человеку и человекообраз­ным обезьянам, разделились позднее, чем 13 млн. лет назад.

Несколько позднее под влиянием результатов изуче­ния белков и хромосом стали считать, что сначала отде­лилась ветвь орангутана (рамапитек стал рассматривать­ся как только его предок), а затем (5—7 млн. лет назад) разошлись ветви человека, шимпанзе и гориллы.

В 80-х годах сравнительное изучение митохондриальной ДНК привело к новому пересмотру филогенетичес­ких связей. Не исключено, что ветви шимпанзе и гориллы появились позднее ветви человека. Возможно, у них был двуногий предок, который вернулся к передвижению на четырех конечностях.

5. Человек — биологическое и социальное существо.

Человек, как и любой другой биологический вид, фор­мировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Наследствен­ная изменчивость, борьба за существование и естествен­ный отбор привели к возникновению общего предка че­ловека и человекообразных обезьян, а позднее и собствен­но человеческой линии.

Человек разумный вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Человек для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, ста­реет и умирает. Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе.

Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не развивается (так называемые «дети Маугли»). Человек становится человеком только тогда, когда развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек, как качественно новое явление в природе, явля­ется единственным видом на Земле, вышедшим за рамки биологической эволюции.

Таким образом, наряду с биологическими движущими силами в становлении человека важную роль сыграли социальные факторы: труд, общественная жизнь, созна­ние и речь.

6. Биологические факторы антропогенеза.

Главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Именно благодаря наследственной изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений. Кто же был предком человека?

По большому счету свою историю человеческий род на Земле начал тогда, когда на нашей планете началась жизнь вообще. О происхождении человека разумного трудно говорить определенно, так как существовала дол­гая эволюция, зоологическая преемственность, в резуль­тате которой постепенно проступали характерные черты, свойственные человеку.

Общим предком человека и человекообразных обезь­ян был дриопитек, распространенный на юге Азии, Евро­пы и в Африке. Когда же произошло отделение гоминидной линии от понгидной? Ученые сходятся на мнении, что это произошло 7—8 млн. лет назад. Немалую роль в эволюции человека сыграла экологическая обстановка, в которой оказались предки человека.

Около 7 млн. лет назад, когда наши далекие предки населяли могучие леса, покрывавшие всю Африку, вне­запно образовался Восточно-Африканский разлом (кото­рый сегодня протянулся от Красного моря до Мозамби­ка), его края поднялись, образовав плоскогорье. Дожди, которые формировались над Атлантикой, продолжали орошать западную окраину разлома, а до восточной они доходили постольку поскольку. В этой части, как утвер­ждают палеоботаники, началось исчезновение лесов. В то время, как наши предшественники, оставшиеся западнее разлома, продолжали жить в лесах, те, кто остался на востоке, через некоторое время очутились в саванне, а затем в степи.

В результате этого разделения природной среды эво­люция могла пойти по двум направлениям: западная линия привела к современным обезьянам — гориллам и шимпанзе, а восточная — к пралюдям и затем к людям. Эта точка зрения основывается на простом факте: все две тысячи находок останков пралюдей в последние годы сде­ланы на востоке от разлома, при этом здесь не было найдено ни единой косточки прашимпанзе или прагорилл.

В засушливых условиях включился классический ме­ханизм естественного отбора. Опора на две конечности, всеядность, развитый мозг — все это адаптации к более сухой среде.

Таким образом, биологические факторы имели решаю­щее значение на ранних стадиях антропогенеза. В насто­ящее время биологическая эволюция человека разумного продолжается, но очень медленно.

7. Социальные факторы антропосоциогенеза.

Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превраще­ния обезьяны в человека» дал характеристику социальным факторам антропогенеза.

Главным социальным фактором Энгельс называет труд. По словам Энгельса, «труд создал самого человека». Че­ловек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создаст орудия труда. Имен-

но с изготовления орудий труда начинается труд. В ходе антропогенеза у человека появляются полезные к труду приспособления.

Это были крупные ароморфозы, кото­рые более правильно назвать антропоморфозами. Они следующие;

• прямохождение решающий шаг на пути от обе­зьяны к человеку;

• S-образный изгиб позвоночника;

Читайте также:  Приказ об объявлении результатов егэ

• расширение таза и упрочение крестца;

• развитие рук («рука — орудие труда и продукт тру­да»).

Биологически прямохождение принесло человеку не­мало осложнений: ограничилась быстрота движения, тя­желее стало удерживать равновесие, затруднились роды, длительное стояние и ношение тяжестей приводит к плос­костопию и расширению вен. Но все эти осложнения ус­тупали главному преимуществу прямохождения — высвобождению рук.

Вторым социальным фактором антропогенеза Ф.Эн­гельс называет общественный образ жизни, коллективный труд, защиту, охоту и воспитание. Под действием труда стадо обезьян постепенно трансформировалось в общность людей. Коллективный труд и совместная защита были более эффективными. Труд сплачивал членов стада. На определенном этапе антропогенеза предки человека стали использовать огонь. На огне запекали мясо, что уменьшило нагрузку на жевательный аппарат. В итоге исчез теменной гребень, укоротился кишечник. Огонь также защищал предков человека от зверей и холода.

Общение друг с другом в стаде сначала шло на уровне жестов и звуков, то есть с использованием первой сигналь­ной системы. В борьбе за существование преимущества имели те стада, в которых набор сигналов был большим и эффективнее осуществлялось взаимодействие отдельных индивидуумов друг с другом. Постепенно появляется вто­рая сигнальная система — членораздельная речь.

Использование речи в процессе совместного труда уси­ливало общение наших предков, что повлияло на разви­тие головного мозга и стало причиной появления абстрактного мышления. Мышление привело к усложнению трудовой деятельности и развитию отраслей труда. Роль естественного отбора в ходе антропосоциогенеза посте­пенно снижалась.

Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс ста­новления человека и общества — антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Источник

Проблема происхождения человека

В философии человек оказывается проблемой для самого себя. Важное значение имеет вопрос о происхождении человека, который, несмотря на высокий уровень современных научных знаний, остается до сих пор нерешенным. Нет общепринятой теории, раскрывающей причины и процесс происхождения человека.

Принято выделять две широкие концепции:

1. Естественное происхождение человека (и сознания),

2. Сверхъестественное происхождение.

Концепция второго типа опирается на религиозные концепции, и поэтому в своих основаниях не имеет строгих знаний и фактов. Естественная концепция происхождения человека и сознания связана с развитием наук о человеке и в ее основании находится убеждение, что человек (не как отдельная особь, а как род) произошел в процессе природной эволюции без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. Рассмотрим некоторые понятия и позиции данной концепции.

Эволюция – это постепенное изменение одного состояния в другое при сохранении преемственности между ними, в данном случае между предчеловеческим и человеческим состояниями, между которыми существуют общие и отличительные свойства. Эволюция происходит под влиянием механизмов естественного характера, вырабатывающихся в ее ходе: естественный отбор, борьба за существование, наследственность и изменчивость. Вышеизложенные постулаты Ч. Дарвина находят развитие в современной теории синергетики, главные постулаты которой звучат так: все во Вселенной находится в развитии при отсутствии направляющего сознательного начала – это процессы стихийной самоорганизации и саморазвития материи; с появлением человека во Вселенной, что является закономерным результатом ее эволюции, появляются очаги направляемого развития, познавания, вмешательства в процессы самоорганизации. В этом – вселенское предназначение разума.

В современной литературе существует понятие «социоантропогенез», т.е. период становления человека как биологического вида и как сознательного существа. Чтобы раскрыть механизмы данных процессов необходимо: 1) реконструировать внешнее звено, соединяющее предчеловеческое с человеческим – биологические признаки (прямохождение, высокоразвитый мозг, строение организма и руки), 2) восстановить внутреннее звено – социальные и психические признаки.

В биологическом родстве высших млекопитающих и человека сегодня почти нет сомнений. Исследования в области реконструкции внешнего звена опираются на многочисленные палеонтологические остатки, дающие возможность сравнивать анатомию человека, человекообразного и животных. Ведутся активные наблюдения и эксперименты над человекообразными обезьянами в естественных условиях. Используется метод Нэттола, связанный с иммунной диагностикой, с помощью которого было установлено, что генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%. Тем не менее, и в этой области остается ряд загадок, например, проблема «недостающего звена», т.е. морфологически определенной формы между нашими обезьяноподобными предками и современным homo sapiens. Ответ, возможно, так и не будет найден, поскольку, выражаясь словами французского мыслителя ХХ в. Тейяра де Шардена, «парадокс человека» состоит в том, что переход осуществился не через морфологическое изменение, а внутри, и потому не оставил заметных следов.

Вопрос о реконструкции внутреннего звена является более сложным и запутанным. Допустим, что биологический вид homo, обладающий сознанием, появляется не вдруг и сразу, но возникает внутри животного мира в качестве предпосылочных форм, полностью развившихся только в условиях социализации. При этом необходимо учитывать огромное количество факторов, должных проявить себя, чтобы возникло сознательное существо. Современные ученые предполагают действие таких факторов, как изменение природной обстановки, генные мутации, стрессовые состояния (голод, страх), давившие на психику и стимулировавшие процессы научения и запоминания.

Непосредственная реконструкция предистории сознания происходит по четырем направлениям:

1. Поиски элементов «протомышления». В чем специфика животного мышления? В подавляющем большинстве оно имеет инстинктивную природу, что с эволюционной точки зрения является полезным опытом всего предшествующего поколения о способах удовлетворения биологических потребностей. В изменчивых условиях мозг животных вырабатывает механизм условных рефлексов – временную нервную связь с безусловным раздражителем через посредство условного раздражителя. Благодаря возможности мозга создавать временные нервные связи (условные рефлексы) животные способны к подражанию, наблюдательности, любопытству. В процессе научения данные качества могут перерасти в способность решать несложные задачи, условия которых не выходят за пределы наглядной ситуации и опыта. Интеллектуальные способности достигают апогея в непосредственном общении с людьми, где ведущим выступает интеллект экспериментатора. Однако в естественной среде данные знания становятся ненужными. За порогом возможностей животного мышления остается абстрагирование и образование речи.

2. Идея эволюции «прототрудовой» деятельности человекообразных в направлении сапиентизации впервые была выдвинута еще в XIX веке Л. Морганом, изучавшим быт американских индейцев. В дальнейшем появилась известная формула Ф. Энгельса: «Труд создал человека». Все сторонники этой концепции считают, что именно изготовление орудий труда подтолкнуло процессы очеловечивания. Если принять безоговорочно данный постулат, то возникает ряд сложных вопросов, например, мог ли труд сыграть роль механизма отбора, выступив вместо биологических регуляторов?, почему наши животные предки начали трудиться?, можно ли считать труд считать хронологически первым по сравнению с мышлением?, можно ли обнаружить в животном мире архаические формы трудовой деятельности?

Приведем несколько точек зрения по поводу данных вопросов. Оценивая утверждение «Труд создал человека» необходимо учитывать, что процессы развития труда и сознания происходили параллельно. Четкую грань между человеческим и животным трудом провести сложно. На основе изучения жизни шимпанзе в национальных парках были обнаружены сходные признаки деятельности (раскалывание орехов камнями, обсасывание прутиков с муравьиной кислотой), которые можно считать прототрудом. Да, действительно животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую элементы целеполагания. Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека: опыт не аккумулируется, передача его между поколениями отсутствует, развитие не осуществляется. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними, а социальное наследование данной информации невозможно вне общественных отношений.

Вполне возможно, что труд выступил заменой биологическому закону естественного отбора, т.к.: а) способствовал выживанию тех видов, которые обладали свойствами любознательности, находчивости при изменении внешней ситуации, большей подражательностью, кооперативностью действий, альтруизмом; б) влиял на развитие ощущений, делал их более богатыми; в) способствовал развитию рук, речи, вычленению понятий; г) учил, представляя результаты работы, моделированию, выбору наиболее эффективных решений; д) сплачивал коллектив, требовал введения норм поведения.

3. Генезис поведения и общения человекообразных в направлении сапиентизации.

4. Возникновение человеческого языка и речи (через «протоязык»). Первосигнальная система животных (звуки, жесты, мимика) является биологической предпосылкой формирования структуры слов, т.е. второй сигнальной системы.

Подводя итоги данным исследованиям, можно сказать, что между человеком и его животными предками существуют как различия, так и сходства. В биологии человека можно усмотреть тесную связь с животным миром: тело, генотип, рефлексы. У животных можно наблюдать прототипы мышления, социального поведения, трудовых действий. Однако сознание остается отличительным признаком человека.

При наличии несомненных успехов данных исследований необходимо отметить определенные трудности, создающие неразрешимые на сегодняшний день проблемы. Например, одним из основных источников считаются археологические находки (остатки древних орудий труда, жилищ, глиняных горшков), однако они дают возможность судить о деятельности древних людей, но не о самом феномене сознания. Мысль эмпирически неуловима. Также нужно учитывать тот факт, что прошлое давно исчезло и перед нами лишь его слабые следы, но не сами процессы. «Следы» – это источники, которые нуждаются в расшифровке, что связано с современными субъективными искажениями информации. В тоже время создаваемые гипотезы обладают слабой верифицируемостью. Наконец, процессы реконструкции антропосоциогенеза требуют совмещения данных многих дисциплин, что само по себе достаточно сложно.

Например, реконструкция перехода к человеческому типу мышления – дело чрезвычайно тонкое, при котором приходится прибегать к самым разнообразным мыслительным операциям. Обратимся за поддержкой к анализу мифологического мышления. Первой формой человеческого мышления принято считать мифологическое сознание. По распространенным взглядам, мифология – это набор чудесных историй, которые люди сочиняли и сочиняют даже сейчас, и эти истории призваны или развлекать, или заменять незнание причин явлений. Однако мифы – это не сказки, это важнейшее и древнейшее явление в культурной истории человечества. Анализ мифотворчества может помочь в реконструкции переходных процессов от первобытного мышления к современному. Существует ряд известных концепций, раскрывающих по-разному природу и генезис мифологического мышления.

Во второй половине XIX в. в Англии формируется антропологическая школа, основатель которой Э. Тэйлор понимал мифы как своеобразное осмысление обыденного опыта. Первобытные люди были неспособны мыслить абстракциями, хотя вопросы, которые они задавали себе, носят очень отвлеченный характер: что составляет разницу между живущим и мертвым телом?, что составляет причину бдения, сна, болезни, смерти?, что такое человеческие образы, представляющиеся в снах и видениях? Отвечая на эти вопросы, древний человек приходит к анимизму, т.е. учению о духовных существах, которые тем или иным образом определяют человеческую жизнь. Развивая данную теорию, а именно постулат о том, что мифы строятся на базе индивидуальной психологической жизни, З. Фрейд трактует мифологию как представленную в чувственных, мистически переживаемых образах картину вытесненного из сознания эротического комплекса («Эдипова комплекса»).

Очень резко против фрейдизма выступает создатель другой известной школы Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, по его мнению, характеризуется рядом особенностей: 1) Закон партиципации. «Сознание первобытного человека уже наперед заполнено огромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств, и источником этих ассоциаций отнюдь не является опыт». 2) Безразличие к логическим противоречиям в мышлении. Например, египетская богиня неба на одном и том же изображении могла выступать и как корова, и как океан. 3) Некоторые существа и предметы открываются только некоторым лицам, исключая всех остальных присутствующих. По мнению первобытного человека, отдельные свойства предметов или явлений по своей природе способны оставаться скрытыми для человеческого восприятия или открываться при определенных условиях.

Наконец, нельзя не сказать о структурной концепции мифологического мышления, которую развивает в своих трудахт К. Леви-Стросс. В простых отношениях, составляющих основу мифологизирования, он видит инструмент бессознательного логического анализа действительности. Цель мифологического сознания – преодолеть противоположности, снять противоречия между жизнью и смертью, что позволяет представить мир в определенной системе, не разработанной понятийно, но данной в реальной структуре мифа. «Койот – это переходная ступень между травоядными, подобно тому, как туман – между небом и землей, подобно тому, как скальп – между войной и земледелием и т.д. Эта цепь посредников представляет собой как бы ряд логических членов, дающих ключ к расшифровке многих проблем мифологии индейцев».

Сравнивая различные концепции природы и происхождения мифа, можно увидеть четкие отличия первобытного мышления от мышления современного, особенно западного, и в тоже время — от т.н. «животного мышления». Если допустить, что мифологический тип осмысления мира является связующим звеном между предчеловеческой и собственно современной (рефлексивной) стадиями развития мышления, то поиск отличительных особенностей каждой может помочь в труднейшем деле познания древнейшего прошлого человека, хотя любые результаты во многом будут являться гипотетичными.

Читайте также:  Анализ загрязнения окружающей среды

Подводя итог вышесказанному, заметим, что естественная концепция происхождения человека так и не дает точный ответ на вопрос как возникает человеческое сознание? Как психика животного превращается в сознание человека? Наука не может разгадать загадку, как в причинно-обусловленном материальном мире рождается свободное мышление, творчество, на которое способен человек. Именно поэтому имеют право на существование религиозные концепции происхождения человека.

В XX в. французский ученый Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию «эволюционного финализма», которая явилась попыткой соединить науку и религию. История мира – это история восхождения к Сознанию, в ходе которой появляется жизнь, сознание и Дух Земли. Переход от одной стадии развития материи, движущей силой которого является некая энергия, носит взрывной, скачкообразный характер (см. также «теорию пассионарности» Л.Н. Гумилева). Возникновение человека – это «индивидуальный скачок от инстинкта к мысли». Человек стремится к достижению конечного состояния мира – «точке Омега», в которой будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого, все сущее сольется на основе любви и Бог будет пребывать во всем.

Источник

Антропогенез и гипотезы происхождения человека

Слово «антропогенез» произошло от греческих слов anthropos, что означало «человек» и genesis, что значило «происхождение».

Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.

В современной антропологии существует несколько концепций человеческого происхождения – космологизм, креационизм, концепция философской антропологии и теория эволюции или естественнонаучная теория.

Не имеет смысла раскрывать каждую из них детально, т.к. все они определяли концепции человеческого образа в какой-то мере, однако необходимо обозначить их более конкретно.

Креационизм

Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции.

Космологизм

Основная идея данной концепции заключается в том, что человек обязан своим появлением на Земле внеземным цивилизациям. Именно они способствовали появлению человека на планете, а сейчас инопланетяне следят за эволюцией людей и их развитием, не вмешиваясь в данный процесс. Наша планета для инопланетян – это полигон для исследований.

Обе теории понятны для житейского восприятия, и люди привыкли принимать их без доказательств, на веру – либо Космос, либо Бог. Отдельно представляемые явления в космологизме (НЛО) либо являются абстрактными, либо предлагаются на веру, либо существуют как элементы людского шарлатанства. Наука же нуждается в представлении фактов и явлениях, которые формируют закономерности и обладают объективностью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью и необходимостью.

Теория эволюции или естественнонаучная теория

Она базируется на большом количестве археологических, зоологических, биологических и других данных исследований многопрофильных специалистов. Основным ее представителем является Чарльз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, который совершил многолетнее кругосветное путешествие, в процессе которого исследовал континентальные геологические участки суши и отдельные островные образования с целью объяснить происхождение и развитие растительного и животного мира, а также геологического движения. Свое уникальное кругосветное путешествие он совершил в качестве натуралиста экспедиции в 1831–1836 годах на английском бриге «Бигль» под командованием капитана Роберта Фиц-Роя (1805–1865). Итогом этого плавания стали 5 томов зоологических и 3 тома геологических результатов. Открытия и наблюдения Дарвина на Галапагосских островах, в Южной Америке и других местах заложили основу для рождения его теории эволюции, с помощью которой он сумел предметно обозначить объективные связи всех явлений и процессов в биотической природе, а также установить изменяемость видов растительного и животного происхождения и преемственность между ними. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновывал гипотезу о том, что человек произошел в результате земной эволюции. При этом ученый не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, он лишь полагал, что и у людей, и у человекообразных обезьян есть общий предок и не более.

Для того чтобы понимать естественнонаучную теорию происхождения человека в соответствии с исследованиями Ч. Дарвина, особую важность представляет момент эволюции, под которой понимают биоразвитие от низшего к высшему и наличие в биотическом низшем тех элементов, которые нужны для роста высшего и снятия в высшем низшего. В философском понимании эволюционного процесса человека важно осознавать все объективные факторы, которые способствуют его становлению – биотические и абиотические. Одновременно с пониманием объективных факторов процесса эволюционного преображения «био» в «социо» важна также и деятельностная (природно-общинная) связь, предполагающая комплексный подход, в который входили:

  • Охота, которая способствовала формированию способностей
  • Хозяйственно-бытовое взаимодействие (коллективный и индивидуальный труд)
  • Язык (речь, передача информации, общение)
  • Различные формы брачно-семейных и этнических взаимоотношений.

Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации. По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было. Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens). В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу.

Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882), англичанин, естествоиспытатель, магистр наук, биолог, член Королевского общества (1845), иностранный член Петербургской Академии наук (1867). Его отцом был врач Роберт Дарвин. Будущий ученый родился в небольшом городке Шрусбери, где закончил среднюю классическую школу. У него не было интереса к предметам, которые там преподавались, и он предпочитал учебе долгие одинокие прогулки по окрестностям, в процессе которых собирал и пополнял свои коллекции насекомых, рыбачил и охотился. Он также самостоятельно изучал химию вместе со своим братом Эразмом. Дарвин закончил школу в 1825 году и затем поступил на курс медицины в Эдинбурге. В 1828 году он перевелся в Кембридж по настоянию отца, чтобы обучиться теологическим наукам и стать в будущем священником. Дарвин еще за время учебы в университете увлекся вопросами естествознания и стремился приобрести в этой сфере широкие познания. Благодаря этому профессор университета рекомендовал его в 1831 году в ту самую знаменательную экспедицию в команду на бриг «Бигль» в качестве натуралиста. Еще в Эдинбурге Дарвин сумел сблизиться с геологами и зоологами, среди которых были будущий профессор зоологии в Лондоне Роберт Грант и будущий хранитель Музея естественной истории при Эдинбургском университете Уильям МакДжилливрей. Свои первые теоретические доклады Чарльз представил на студенческом естественнонаучном кружке. За время обучения в Кембридже Дарвин сблизился с молодыми энтомологами и особенно с Джоном Стивенсоном Генсло (1796–1861), профессором ботаники и основателем естественнонаучного Реевского общества. На Дарвина большое влияние оказали работы А. Гумбольдта «Описание путешествия в Южную Америку» и астронома Дж. Гершеля «Введение в изучение философии естествознания», которые он прочел перед самым выпуском из Кембриджа. По окончании кругосветного странствия Чарльз Дарвин издал следующие книги: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842), «Зоологические результаты путешествия на «Бигле» (5 т., 1839–1843), «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и монография о современных и ископаемых усоногих раках (4 т., 1851–1854). Самым же значительным его трудом стала книга «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», написанная в 1859 году.
Ученый был добропорядочным семьянином, хорошим мужем и отцом. У него было 10 детей, из которых трое погибли в младенческом возрасте из-за болезни. В 1851 году, после того, как погибла его любимица, трехлетняя Эмми, у Дарвина случился серьезных кризис мировоззрения.
Дарвин похоронен в Дауне, недалеко от Лондона. Он умер 19 апреля 1882 года.

Римско-католическая церковь признала учение Дарвина о происхождении видов в 2009 году, в честь 200-летия с его дня рождения. Архиепископ Джанфранко Равази заявил, что теория Дарвина может быть «вполне совместима с христианством».
Данная концепция является наиболее рациональной и может дать ответ на большинство вопросов касательно происхождения человека путем эволюции. Однако даже ее подвергают сомнениям в контексте антропогенеза.

В данной ситуации интересными являются следующие точки зрения.

Французский философ, палеонтолог и антрополог Тейяр де Шарден высказывал сомнения по поводу сроков происхождения человека – их не было, а потом внезапно появились из биомира, в то время как все остальное в животном мире не изменилось. Многие животные, такие как волки, зебры, лисы, барсуки и на сегодняшний день такие же, как и тысячу лет назад. Ученый полагал, что «планетарный миг» зарождения человека (1000 лет назад) был связан со внутренними изменениями, а не с морфологическими, которые касались только внешнего вида и строения живых организмов). В результате внутренних изменений произошел скачок на всей планете.

Академик РАН Н.П. Бехтерева, серьезная специалистка в области физиологии нервно-психических процессов, говорила о том, что сверхвозможности и скрытый потенциал человеческого мозга можно объяснить космическими факторами.

Украинский философ В.П. Иванов полагал, что в основе перехода от обезьяны к человеку лежит не возникновение особой формы «обезьяночеловека», а уход вовнутрь, в самость и субъективацию внешних проявлений деятельности человека. Таким образом единый процесс объективных закономерностей прерывался и создавалась особая сфера в объективном бытии «для себя».

Все указанные выше точки зрения являются неединичными в научном мире.

В настоящее время реальный научный интерес представляет позиция некоторых исследователей, генетиков, археологов-антропологов, которые не отрицают в своих суждениях эволюционную теорию, а видят в ней основу для обоснования эволюции человека, параллельной животному миру. Дело в том, что в конце XX–начале XXI археологи обнаружили останки человекоподобных существ, датируемые 5–3 млн. лет до н.э. На основе конфигурации элементов черепов, а также исследования ДНК, эксперты заключили, что они не принадлежат никому из числа человекоподобных, о которых известно в науке. Новейшие исследования А. Темплтона, антрополога и генетика, подтверждают предположение о расхождении от общего предка человека – неандертальца, примерно на 450 тыс. лет. Таким образом, неандертальцы были исчезнувшей ветвью приматов, одновременно с которой развивался кроманьонец, человек разумный.

Читайте также:  Инструментарий оценивания на уроках английского языка

Источник



Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек – это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни на Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в биологическую науку. Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед — Альфред Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление — дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название «креационизм». Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика – предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления человека разумного стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей шумерской цивилизации были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки племени Майя утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Источник