Лечение в клинике Энергия здоровья

Дизартрия

Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы. Сочетание медикаментозной терапии, физиопроцедур и занятий с логопедом во многих случаях позволяет хотя бы частично восстановить речевую функцию.

Дизартрия

Общая информация

Дизартрия входит в тройку самых распространенных логопедических нарушений. В зависимости от степени поражения нервной системы, она может быть едва заметной или выраженной настолько, что человека невозможно понять. При этом расстройстве в той или иной степени страдают:

  • артикуляция;
  • фонация;
  • речевое дыхание;
  • темп и ритм речи;
  • интонации.

Причины

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность.

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

Нередко дизартрия возникает после длительной комы, возникшей после тяжелой травмы, отравления или обширного инсульта.

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Диагностика заболевания

Диагностикой дизартрии занимаются неврологи и логопеды. Для точной постановки диагноза назначаются следующие обследования:

  • подробный опрос с выявлением основных жалоб, времени и обстоятельств их возникновения; сбор сведений о перенесенных травмах и заболеваниях, наличии хронической патологии;
  • неврологический осмотр с обязательной оценкой состояния мышц глотки, качества нижнечелюстного и глоточного рефлексов;
  • логопедические тесты для оценки речевых нарушений;
  • осмотр ЛОРа при гнусавости голоса (для исключения других причин появления этого симптома);
  • общие анализы и обследования для оценки состояния организма: общий анализ крови и мочи, тесты на базовые инфекции и гормоны, ЭКГ;
  • электронейромиография: оценка проведения нервного импульса по нервным волокнам и мышцам, а также качества реакции мускулатуры на стимуляцию;
  • транскраниальная магнитная стимуляция: воздействие на кору головного мозга магнитным излучением для оценки возбудимости отдельных нейронов и коры, в целом; позволяет оценить работы центров речи и зрения, способности воспринимать информацию и т.п.;
  • электроэнцефалография: регистрация электрических импульсов, возникающих в процессе работы головного мозга; позволяет выявить ряд патологических процессов;
  • МРТ головного мозга: позволяет выявить абсцессы, очаги некроза после инсульта, признаки нехватки кислорода, опухоли и другие патологические образования.

При необходимости назначаются дополнительные тесты и консультации для исключения иных причин возникшей симптоматики.

Дизартрия

Лечение дизартрии

Лечение требует комплексного подхода. Занятия с логопедом, выверенная медикаментозная схема, физиотерапия, артикуляционная гимнастика – все это позволяет добиться хорошего результата.

Лекарственные средства подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания. Врачи используют:

  • ноотропы (энцефабол, пикамилон) для стимуляции работы головного мозга и улучшения памяти;
  • седативные средства (персен): стабилизируют работу нервной системы, снимают излишнее напряжение;
  • блокаторы кальциевых каналов (циннаризин, глиатилин): улучшают кровообращение в головном мозге, увеличивают поступление кислорода и питательных веществ;
  • средства для ускорения метаболизма (актовегин): улучшают обмен веществ в ЦНС.

При необходимости применяются препараты других групп. Дозировка, сочетание средств и схема приема подбираются в индивидуальном порядке.

Занятия с логопедом – это длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Комплекс включает в себя:

  • арикуляционную гимнастику;
  • упражнения для развития мелкой моторики (особенно актуальны для детей);
  • дыхательные упражнения;
  • восстановление навыков письма и чтения;
  • коррекцию выразительности речи.

Дополнительный эффект оказывают:

  • лечебная физкультура (стабилизирует кровообращение в головном мозге и улучшает дыхательную функцию);
  • общеукрепляющий массаж;
  • логопедический массаж: разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
  • физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации;
  • лечение на курортах, бальнеотерапия и т.п.

Если дизартрия спровоцировано каким-либо заболеванием, процесс его лечения идет параллельно.

Осложнения

Осложнения дизартрии актуальны, в первую очередь, для ребенка, поскольку нарушенная речь вызывает проблемы с адаптацией и обучением:

  • нарушение процесса чтения и письма;
  • проблемы с обучением в школе за счет нарушенного на фоне патологии восприятия звуков;
  • сложности с общением со взрослыми и сверстниками, вызывающие психологические проблемы.

Профилактика

Чтобы не искать, где и как лечить дизартрию, важно заранее уделить внимание мерам ее профилактики:

  • во время беременности соблюдать все рекомендации врача, полноценно питаться и отдыхать;
  • развивать мелкую моторику;
  • проводить логоритмические занятия;
  • заниматься физкультурой и танцами;
  • посещать логопеда и невролога для раннего выявления проблем и их коррекции;
  • полноценно питаться.

Если речь идет о взрослом человеке, правила профилактики дизартрии включают:

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • контролировать уровень артериального давления, проводить профилактику сосудистых заболеваний;
  • своевременное лечение возникающих патологий, в том числе инфекций;
  • соблюдение правил безопасности, исключающих интоксикацию на рабочем месте;
  • минимизировать курение и употребление алкоголя;
  • придерживаться принципов правильного питания, не допускать ожирения;
  • регулярно гулять на свежем воздухе.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полную диагностику на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
  • назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапию при наличии показаний;
  • ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
  • организацию санаторно-курортного лечения;
  • обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» — это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
  • вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • консультации зарубежных специалистов при необходимости;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные комплексные подходы к назначению лечения;
  • медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
  • полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
  • выдачу необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный стационар дневного пребывания.

Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».

Источник

Причины дизартрии

Дизартрия – это нарушение речи, которое развивается в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи. Этиология дизартрии рассматривается как симптом сложного поражения мозга мозжечкового, бульбарного и псевдобульбарного вида. Дизартрия развивается при поражении нервной системы, занимается изучением дизартрии неврология. Для изучения нарушения пользуются двумя основными подходами: неврологическим и нейрофонетическим. Дизартрия нарушение неврологическое, чем обусловлены методы ее лечения. В некоторых случаях требуется безотлагательное вмешательство при прогрессирующих и тяжелых расстройствах нервной системы.

В Юсуповской больнице, в отделении неврологии занимаются лечением неврологических заболеваний и различных нарушений, возникших в результате неврологического заболевания. Специалисты больницы применяют современные методики лечения и реабилитации неврологических больных, занимаются восстановлением речи и утерянных способностей. С больными ведет занятия логопед, психотерапевт, специалисты по лечебной физкультуре. В реабилитационном отделении можно пройти курсы лечебного массажа, врач-логопед занимается с пациентами артикуляционной гимнастикой, обучает самомассажу лица.

Спастико-паретическая дизартрия

Заболевание диагностируется с псевдобульбарной дизартрией, у больного наблюдаются нарушения в формировании произвольной моторики, нарушения дифференцированных и сложных артикуляций. Дизартрия может проявляться различными синдромами: гиперкинетическим, паретическим, спастическим. Спастический синдром проявляется высоким тонусом мышц, гиперкинетический синдром характеризуется наличием насильственных движений (тремора), высоким тонусом мышц, паретический проявляется низким тонусом отдельных мышц речевого аппарата в сочетании с высоким тонусом остальных мышц.

При спастическом типе нарушается произношение переднеязычных звуков, которые заменяются щелевыми. Голос больного гнусавый, речь становится невнятной, монотонной, замедленной. У ребенка наблюдается аритмичное поверхностное дыхание, которое не синхронизируется с речью. При разговоре у ребенка резко возрастает тонус мышц артикуляционного аппарата, верхних и нижних конечностей. Подвижность языка ограничена, ребенок с трудом сглатывает слюну, при разговоре наблюдается слюнотечение. Дети со спастической дизартрией с трудом жуют и откусывают. Различают три степени нарушения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой степени ребенок произносит нечетко только некоторые звуки, устная речь довольно внятная. Средняя степень нарушения отличается неспособностью ребенка произносить большую часть звуков. Тяжелая степень нарушения характеризуется неспособностью произносить большую часть звуков, речь невнятная, возникают непроизвольные содружественные движения, которые сопровождаются выполнением активных движений мышц лица и конечностей. Паретический тип расстройства характеризуется снижением тонуса отдельных мышц речевого аппарата, мышцы языка напряжены в корне, кончике и боковых отделах органа. Паретический тип имеет смешанный характер, наблюдается при псевдобульбарной дизартрии.

У ребенка меняется звукопроизношение, мягкое нёбо нередко провисает, что приводит к развитию речи в нос. Нарушается произношение звуков «л», «у», «и», «ы». В результате расстройств речевого аппарата (вялого паралича губ) нарушается произношение звуков «м», «п», «б». У ребенка отмечается гипомимия лица и постоянное слюнотечение. Наиболее часто встречается гиперкинетический вариант расстройства. У детей нарушается темпоритмические организационные движения, автоматизация звуков, может наблюдаться потеря речи. Наиболее часто спастико-паретическая дизартрия наблюдается у детей с ДЦП.

Спастический парез у таких детей связан с ослаблением иннервации черепно-мозговых нервов (ЧМН). Дизартрия этой формы может сопровождаться общим или избирательным поражением центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар ЧМН. Формируется различная степень участия мышц речевого аппарата в разговорной речи. Голос у таких больных не звонкий, не громкий, речь замедлена, вдох неглубокий. Чем громче голос, тем выше разборчивость речи у больного. У детей после шести лет жизни редко встречаются грубые лексико-грамматические нарушения, наблюдается легкая смазанность речи при произношении всех звуков, больше нарушено произношение сонорных и щелевых звуков.

Логопедия: дизартрия и способы лечения

Для лечения дизартрии разработаны методы лечения в зависимости от сложности поражения мозга. Первые проявления дизартрии появляются в раннем детстве. Ограниченная подвижность органов артикуляции возникает при поражении заднелобного и подкоркового отдела головного мозга. Дизартрия имеет три степени тяжести:

  • Стертая дизартрия – дети не отличаются от сверстников, наблюдаются расстройства речи при произношении шипящих и свистящих звуков. Ребенок со стертой дизартрией быстрее устает во время любых физических нагрузок.
  • Типичная дизартрия – выраженные расстройства речи.
  • Анартрия – тяжелая степень дизартрии. Отсутствует нормальная речь.

Лечение дизартрии начинают после полного обследования ребенка. Обследование проводят невролог и логопед. Определяется форма заболевания и степень развития дизартрии. Выявление заболевания в раннем возрасте увеличивает шансы на выздоровление. Врач-логопед разрабатывает индивидуальную программу лечения для пациента. Разрабатывается грамматический строй, фонетический слух, врач помогает развивать навыки разговорной речи, использует методы коррекции речи для устранения дефектов в произношении звуков.

Проводится специальная артикуляционная гимнастика, которая помогает снять повышенный тонус мышц органов артикуляции, укрепить лицевые мышцы. Врач-логопед проводит логопедический и точечный массаж, проводит занятия по улучшению мелкой моторики. Помимо логопедических приемов, лечебной физкультуры, ребенок получает медикаментозное лечение. Чаще всего детям с дизартрией назначают препараты ноотропы, влияющие на улучшение мозговой деятельности. При развитии необратимых процессов в организме ребенка основным направлением лечения будет формирование речи и адаптация больного в социуме.

Дизартрия возникает при поражении пары черепных нервов

Угрожающий жизни бульбарный синдром возникает при поражении девятой, десятой и двенадцатой пары черепных нервов. Поражение черепных нервов происходит при полинейропатии всех видов, инсультах, опухолях, травмах головного мозга и абсцессах, менингитах, энцефалитах.

Читайте также:  Вопросы для проведения квалификационного экзамена тесты

Структура речевого дефекта при дизартрии

Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап.
  • Постановка точных движений артикуляционных органов.
  • Формирование воздушной струи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Работа с фонематическими процессами.
  • Постановка опорных звуков.
  • Этап формирования умений и навыков речи.
  • Формирование коммуникативных навыков у ребенка.

Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:

  • Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
  • Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
  • Связь буквы и звука.

Постановка звука проходит тремя способами:

  • По подражанию.
  • Механическим способом.
  • Смешанным способом.

Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.

Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.

Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.

Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.

Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.

Психолингвистические аспекты дизартрии

Структура дефекта речи больного определяется с помощью знаний психолингвистики о развитии речевого процесса. При дизартрии проявляются голосовые, артикуляционно-фонетические, просодические и темпоритмические нарушения речи. Ребенок с дизартрией из-за нарушений мозговой деятельности не может сформировать высказывания, правильно подобрать и произнести слова. Дизартрия затрудняет общение ребенка со сверстниками, характеризуется семантическими нарушениями.

Дизартрия при ДЦП

Детский церебральный паралич развивается при поражении двигательных путей и зон головного мозга. Центральная нервная система перестает контролировать двигательную активность мышц, развивается поражение двигательной функции. Поражение двигательной функции может быть легким или тяжелым. При тяжелом поражении ребенок не может передвигаться, но сохраняются движения, в легких случаях возникает нарушение тонуса мышц, развивается дипраксия. У детей с ДЦП сложности возникают на всех стадиях физического развития – им трудно удерживать и поднимать голову, они поздно встают на ноги, с трудом сидят, развиваются проблемы с речью.

Дизартрия у детей с ДЦП связана с высоким тонусом мышц, ребенок прилагает большие усилия для совершения движения — это становится причиной нарастания тонуса артикуляционных мышц и мышц конечностей. Отставание в развитии речи происходит из-за позднего формирования речевых отделов в коре головного мозга. Из-за болезни ребенок меньше общается со сверстниками, постоянно пребывает в ограниченном пространстве — это сказывается на его психологическом состоянии и общем развитии. У детей с тяжелой формой ДЦП нередко речь отсутствует полностью.

Дизартрия при инсульте

Дизартрия после инсульта нередко проявляется в виде отклонений в произношении звуков. Нередко восстановление речи занимает более длительный период, чем работа над восстановлением двигательной функции. При дизартрии после инсульта больной хорошо понимает чужую речь, но не может правильно говорить, часто не может писать и читать.

Дизартрия глазами нейропсихолога

Дизартрия – это неврологическое заболевание, симптомы дизартрии относятся к неврологическим симптомам. Этиология дизартрии – это локальные поражения ЦНС, поражение головного мозга. Неврологи создавали классификации заболевания. Впервые дизартрию разделили на церебральную и бульбарную форму заболевания в начале 19 века. В середине 20 века была предложена систематизация форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга и вызвавшего дизартрию заболевания. Ученые, которые изучали дизартрию, установили, что на развитие речи большое влияние оказывает двигательная активность.

В начале двадцатого века невролог Бехтеров с помощью опытов доказал, что развитию речи помогает мимика, хорошо развитая мелкая моторика. Область, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за двигательные мышцы. В настоящее время дизартрию изучает неврологи (нейропсихологи), лечение заболевания проводят неврологи (нейропсихологи) и логопеды. Нейропсихолог проверяет развитие речи, мышления, внимания, моторики и памяти у ребенка, первым обнаруживает нарушения в развитии речи, симптомы поражения нервной системы.

Дизартрия у взрослых: причины

У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:

  • Травма мозга.
  • Инсульт геморрагический или ишемический
  • Нейроинфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Демиелизирующие заболевания.
  • Сосудистая недостаточность.

В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия. В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата. В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Владимир Владимирович Квасовка Заместитель генерального директора по медицинской части, терапевт, гастроэнтеролог, к.м.н.

Источник

Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Читайте также:  КИМ по праву тема Реализация и толкование права

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Источник

Консультация логопеда «Дизартрия. Вопросы и ответы»

Дизартрия. Определение, этиология и классификация дизартрии.

Дизартия – это нарушение дыхания, звукопроизношения и голосообразования,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Нарушение звукопроизношения при дизартрии наблюдается в различной степени и зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, в тяжелых – замены, пропуски, искажения, страдает темп, модуляция, выразительность, произношение мало понятно. При очень тяжелых поражениях ЦНС – речь становится невозможна из-за полного паралича речедвигательных мышц – анартрия. Наблюдается при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых больных носят более выраженный очаговых характер. У детей связана прежде всего с частотой перинатальной патологии. Наиболее часто отмечается при ДЦП (65-85 %).

Нарушение звукопроизношения при диз. возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.К таким структурам относят:

1. периферич. двигат. нервы к мышцам речевого аппарата

2. ядра этих периферич. двигат. нервов расположен. в стволе головного мозга

3. ядра, расположен. в стволе и в подкорковых отделах мозга, осущ. элементарн. Эмоциональные безусловнорефлекторные реакции (плач, смех)

Нарушение этих структур даёт картину периферического паралича – нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, мышцы становятся вялыми, дряблыми.

Двигательный механизм обеспечивается также более высоко расположенными мозговыми структурами:

Патогенез: дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.Отмечают следующие причины: Асфиксия и родовая травма

Поражение нервной системы при гемолитической болезни Инфекционные заболевания нервной системы Черепно-мозговые травмы

Реже отмечаются: нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Классификация В зависимости от принципа, положенного в основу, выделяют различные классификации.

1. По принципу локализации с учетом неврологического подхода на основной уровень локализации поражения двигательного речевого аппарата.Основоположники Правдина: и Винарская (нейролингвистический подход)

• Корковая – очаговые поражения двигательных зон коры мозга.

• Экстрапирамидная / подкорковая поражены подкорковые ядра (стриатум и паллидум, нарушается регуляция мышечного тонуса и эмоциональная выразительность речи

• Мозжечковая — поражены ядра и проводящие пути мозжечка, нарушена координированность, синхронность движений в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, отсутствие эмоциональной окраски речи.

• Бульбарная — поражение ядер в продолговатом мозгу, поражены ядра периферических двигательных нервов в стволе головного мозга.

• Псевдобульбарная — поражение пирамидных путей от коры до продолговатого мозга

Выделяют 2 формы

Спастическая форма – отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами арикуляционных мышц. Страдают движения языка вверх. Нарушается произношение переднеязычных звуков,для которых необходим этот подъем: [л, р, ш, ж, щ, д, т].

2. Симптомологическая классификация (Панченко)

• Спастико-паретическая –Обусловлена поражением пирамидных путей. Характерна для детей со спастической диплегией (болезнь Литтла) 50% ДЦП. По характеру нарушений это тетрапарез – те. е поражены и руки и ноги.

Спастико-ригидная — Характерна для детей с двойной гемиплегией – самая тяжёлая форма ДЦП

Тотальное поражение мозга. Двойная гемиплегия (тетраплегия) — одна из наиболее тяжелых форм ДЦП, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее чем ноги. Больные с трудом овладевают

• Гиперкинетическая — Характерно для детей с гиперкинетической формой ДЦП. Нарушения связаны с подкорковыми отделами. Гиперкинезы возникают непроизвольно и усиливаются при волнении.

• Атактическая форма (мозжечковая). Характерна для детей с атонически-астатической формой ДЦП.

3. Классификация диз. по степени выраженности

• Анартрия – отсутствие речи – полный паралич речедвигательных мышц.

Дизартрия – нечленораздельная речь — частичные параличи

• Ст. дизартрия – точечные поражения головн. мозга.

4. Классификация по клиническим проявлениям

• Паретическая – преобладает явление паралича или пареза, недостаточная сила мышечных сокращений, слабость, вялость мыщц.

Спастическая – повышение тонуса в

отдельных группах речевых мышц, неравномерное распределение (тонические и клонические спазмы)

• Гиперкинетическая – повышенная двигательная активность артикуляторных мышц, множественные некоординированные движения. Часты синкинезии.

Смешанная ф. встречается чаще всего, все проявления сочетаются в различных комбинациях.

Вопрос 3

Характеристика экстрапирамидной диз. и особенности е коррекции ПОДКОРКОВАЯ ОТВЕЧАЕТ ЗА ТОНУС МЫШЦ.

Встречается часто, как и псевдобульбарная диз.

Очаг поражения вне пирамидной системы (экстра). Поражены подкорковые узлы – стриопаллидарная система (бледный шар — паллидум и полосатое тело – стриатум) – являющаяся базой непроизвольных движений, центром мимических движериф и осуществ. регуляцию темпа и ритма речи.Происходят:

1. Сложные нарушения двигательных актов (гиперкинезы – насильственные движения)

2. Нарушение мышечного тонуса, постоянные его колебания приводят к возникновению гиперкинезов

3. Резкие нарушения эмоционально-волевой сферы из-за расторможенности подкорки.

4. Нарушение эмоциональной выразительности речи и интонации.

5. Нестабильность нарушения звукопроизношения – невозможность удержать артикуляционную позу из-за гиперкинезов. Кинестетическая диспраксия.

6. Часто нарушение слуха

При атетозах (непроизвольные сокращения мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног. — застревание в особых позах. В дыхательной мускулатуре, мышцах гортани — гиперкинезы вызывают расстройства голосообразования и

рта и выбрасывание вперед языка, застывание в этой позе. Гиперкинезы диафрагмы и межреберных мышц приводят к непроизвольным остановкам в речи, сопровожд. насильственными стонами, выкриками. Происходит нарушение дыхания из-за гиперкинезов в диафрагме, которая в момент речевого выдоха резко напрягается и если спазм произошёл во время голосоподачи, то нарушается вибрация голоса и звонкие согласные заменяются глухими.

Характеристика устной речи:

1. Речевой поток прерывистый

2. Расстройство темпа, то ускорение, то замедление

3. Различные персеверации

4. Артикуляция может быть чуть-чуть смазанная – лучше речевое дыхание или может быть наоборот

5. Нарушение модуляции голоса, атаксия речевого дыхания

6. Респираторный тремор, толчкообразный характер речи

7. Гиперкинезы меняют характер тонуса мышц

8. Рассогласование во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе речи

9. Трудности в произвольном подключении голоса и быстрое истощение

1. Преодоление гиперкинезов путем использования рефлекс-запрещающих позиций

2. Затормаживание синкинезий

3. Развитие произвольных движений

4. Обеспечение переключения от одного движения к другому

5. Обеспечение синхронности в работе голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов

6. Работа над удерживанием позы

Основным направление восстановительных мероприятий в логопедической работе является подавление насильственных движений. При этом большое внимание уделяется выработке статических положений с задержкой движения и умение сохранять состояние покоя. В проведении коррекционно-логопедическойработы на индивидуальных занятиях выделяется несколько основных этапов:

1. Подбор для ребенка позы, при которой количество и интенсивность насильственных

движений были бы минимальны. При этом применяются приспособления для фиксации конечностей и головы ребенка (используется специальное кресло, на спинке которого смонтирован головодержатель; стопы фиксируются ремнями или обувью, прикрепленной к специальной тяжелой доске; руки мягкими петлями фиксируются к подлокотнику, туловище — лифом)

2. Обучение ребенка приемам расслабления. При этом ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица.Сюда входят:

— психотерапевтическое воздействие, цель которого — снять мышечное напряжение;

— массаж, в основном типа легкого плоскостного поверхностного поглаживания, по длительности не более 5 минут, в медленном темпе с подключением точечного перекрестного массажа тормозным методом;

— пассивные движения : статические и динамические;статические: когда ребенок говорит, логопед затормаживает насильственные движения;динамические: направлены на изменение амплитуды движение; все пассивные движения выполняются медленно, плавно, ритмично, не допуская болевых ощущений.

3. Обучение произвольному дыханию в определенном ритме, для этого широко используют логоритмику. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции; обращается внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных мышц. Затем идет отработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А. И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

4. Постановка звуков. Логопед обучает ребенка умению воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного уклада к другому.

На занятиях осуществляется последовательная постановка звуков, которая определяется локализацией гиперкинезов в артикуляционной мускулатуре. Начинают с тех звуков, которые образуются в тех артикуляционных отделах, где наблюдается наименьшее количество гипрекинезов. 5. Выработка интонационно-мелодической стороны речи. Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами.В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т. д.

Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение» Дизартрия как особое речевое нарушение. В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики.

Консультация «Дизартрия — нарушения артикуляционной моторики» Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Патогенез дизартрии.

Консультация для родителей «Дизартрия» Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей.

Консультация для родителей «Дизартрия» Дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений. К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках наших детей.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Цель: — Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка. — Дать родителям рекомендации, как.

Консультация для родителей «Как отвечать на вопросы детей?» Как в вашей семье относятся к вопросам ребенка? Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы? В основе многих детских.

Читайте также:  Теперь на планете Земля официально пять океанов

Консультация «Ответы на самые каверзные детские вопросы» Почему крапива жжется? На стеблях и листьях крапивы есть тоненькие и твердые ворсинки, в корешках которых есть кислота. Кончики ворсинок.

Консультация «В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе» При поступлении в первый класс многие дети умеют читать и писать и, казалось бы, хорошо подготовлены к школе. Но уже в самом начале обучения.

Консультация «Ответы психолога на актуальные вопросы» Ответы психолога на актуальные вопросы. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Особенности коррекционной работы ПЛАН 1. Актуальность проблемы. 2. Симптоматика стертой дизартрии. 3. Неврологический статус детей с дизартрией. 4. Диагностика стертых.

Источник



Дизартрия — симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 4 года.

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

Менингит у детей

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение «Лошадка») и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение «каши во рту» у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Центральная и периферическая нервная система

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Черепно-мозговые нервы

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Подкорковые узлы

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Мозжечок

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Кора головного мозга

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Артикуляционный аппарат

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

МРТ головного мозга

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Кружки дополнительного образования (лепка)

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Источник