ЛЕКЦИЯ 3 Сущность и типы государства

Сущность и типы государства

Все государства прошли родоплеменную организацию. Предпосылки (экономические, военно-политические, социальные).

1 вопрос. Существует несколько подходов к определению государства: социологический – государство возникает на определенном этапе жизни общества; классический; либеральный – государство определяется как ночной сторож; юридический подход; марксистский подход – государство, право и политика – это часть надстройки над экономическим базисом общества. Современный подход – государство – это организация политической власти в обществе, которая располагает специальным аппаратом управления и выполняет цели, задачи и функции руководством и управлением обществом. Государство – это организация политической власти в обществе. Которая располагает специальным аппаратом и на основе права реализует задачи и функции управления обществом, содействуя преимущественно осуществлению определенных интересов (классовых, общесоциальных, религиозных, националистических и др.).

Признаки государства. Как правило, выделяют основные и дополнительные. Признаки современного государства:

· наличие публичной власти (слой людей, занимающихся управлением). Этот признак реализуется в аппарате государства;

· разделение населения по территориальному принципу взамен кровно-родственных связей (административно-территориальное деление, подданство, гражданство);

· суверенитет (внешний, внутренний);

· наличие налогов и займов;

· наличие системы законодательства (норм, установленных государтсвом);

· наличие денежной системы;

· монополия на государственное принуждение.

2 вопрос. Сущность явления – главное, основное, глубинное в его содержании. Содержание государственной деятельности представляет цели, задачи и функции государства. Цели и задачи – статическое содержание. Цели долговременные, задачи более конкретные, определяются на более короткий период (как правило, 3-5 лет). Функции – что делает государство, какие направления. Главным и основным является, как правило, категория власти и её принадлежности. В ТГиП используется 2 аспекта для определения сущности: 1 аспект – формальный – в какой форме существует государство (режим, форма правления); 2 аспект – связан с исследованием чьим интересам служит государство как организация. В теории государства выработано 2 основных подхода для определения сущности государства: классовый и общесоциалньный. С позиции классового подхода сущность государства заключается в том, что оно обслуживает и защищает интересы определенного класса. Этот подход вызывает критику (особенно со стороны западного общества). Общесоциальный: государство действует в интересах всего общества, всего народа. Действует методом компромисса, согласования, т.е. объединяет волю всех членов общества. По мере демократизации общества – общесоциальное начало усиливается.

Сущность многоаспектна. Сущность может быть религиозной (светское, теократическое, клерикальное), националистической, расовой.

3 вопрос. Типология государств означает их специфическую классификацию на основе сущностных, важнейших признаков. Провести типологию – значит исследовать признаки государств и на их основе определить типы. Существуют 2 основных подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выработан на основе учения об общественно-экономической формации и их смене. Существуют 5 типов общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). 4 типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Формационный подход критикуется как классовый.

Цивилизационный подход выработан на основе учения о цивилизации. Цивилизация – это замкнутое локальное состояние общества на определенной стадии развития, которое характеризуется определенным уровнем развития научно-технического прогресса, языка, культуры, религии, а также географическим местонахождением, климатом и др. (А. Тойнби (менталитет, географическое положенеи, язык, религию), Кельзен (по роли участия народа в управлении: демократические, антидемократические), Еллинек (древневосточные, древнегреческие, древнеримские, средневековые и современные)). Цивилизационный подход в большей степени позволяет выделить типы цивилизации, типы общества, но не государства. Он очень неудобен в использовании.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое образование.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Правовед Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф. Ф. Кокошкин, – а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества – это тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Наиболее большой шаг в преодолении одностороннего подхода к понятию государства сделал К. Маркс, высказывая в «Капитале» мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции, т. е., понимая его как единство двух его тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой.

Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п.

Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои, веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому принято считать, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Но не стоит забывать, об общечеловеческой природе сущности назначения государства, учитывая то, что государство – это весьма сложное явление.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Основные признаки государства:

1) территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых и появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно, по тем или иным интересам;

2) публичная (государственная) власть.

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате.

Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию;

3) государственный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце Средневековья, когда потребовалось отделить государственную власть о церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственно власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти);

Читайте также:  Изучение элементов математической логики в школе

в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела;

4) неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства Фома Аквинский (1224–1274) считается крупнейшим схоластом своего времени. Наибольшее раздражение у него вызывало учение Аверроэса о «двойственной истине», предполагавшее относительность суждений. Церковные постулаты

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 3. Сущность государства и права

Глава 3. Сущность государства и права Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления 1. Понятие государственного управления Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических,

3. Типы государства

3. Типы государства В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.До недавнего времени формационный подход признавался в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства

ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства 1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 1. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных

§ 4. Сущность государства

§ 4. Сущность государства Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Глава 13. Типы государства

Глава 13. Типы государства § 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация,

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Источник

Сущность и типы государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

1. Классовый подход:

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов.

Примеры: теория элит (государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая);

технократическая теория (властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры, только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития);

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ;

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.

2. Общечеловеческий подход:

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Типы государства.

Типология исторически известных видов права и государства — это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Формационный подход:

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

· Рабовладельческая — рабовладельческое государство;

· Феодальная — феодальное государство;

· Капиталистическая — капиталистическое, буржуазное государство;

· Коммунистическая — государства нет. Но переходный этап к коммунизму — социалистическое государство.

При характеристике государств Маркс также выделял азиатский способ производства. Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Цивилизационный подход:

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Еще одна классификация – в зависимости от политического режима:

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим "Запрещено все, кроме разрешенного законом".

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Читайте также:  Для мужчины подобные вопросы

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим "Разрешено все, что не запрещено законом". Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

8…Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Социальная власть может проявляться в политической и неполитической формах.

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

— власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим)

государственная власть

власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров

В литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», — в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:

1. Власть – это явление социальное, т.е. общественное.

2. Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть.

3. Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти.

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия, сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия и т.д.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

· Монополия на издание общеобязательных велений;

· Монополия на применения государственного принуждения.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Понятие типа государства.

Типы — большие группы (классы) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. (Или, как уже было сказано, классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы).

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Так вот, с позиции формационного подхода:

Тип государства — взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Источник

26-11-2014_17-24-13 (1) / Тема3

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть

неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации! партии, государства, общества и т.п.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

распространяется на все общество;

носит публично-политический характер;

опирается на государственное принуждение;

осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

деление населения по территориальному признаку и др.

2. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и под­властных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется об­щественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средст­вам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги­тимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управ­ление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридичес­кой характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выпол­нение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчине­нии не личности руководителя, а законам, в рамках которых избира­ются и действуют представители власти;

идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологичес­ких ценностей, которые ею провозглашены;

традиционный, когда власть признается оправданной в силу обы­чаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политичес­кого лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти яв­ляются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-ис­торических условиях каждой страны эти типы смешиваются при до­минировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той

или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряжен­ности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восста­ний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции суще­ствующему режиму и пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления поддержки масс, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

3. Понятие и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Читайте также:  Статья 144 ГПК Отмена обеспечения иска

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два ас­пекта:

то, что любое государство есть организация политической влас­ти (формальная сторона);

то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспече­ния главным образом интересов господствующего класса. В этом слу­чае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда пробле­ма в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью наси­лия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для ком­промисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концент­рирующих интересы различных классов и слоев, большинства населе­ния страны, употребляя преимущественно такой метод, как компро­мисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на пер­вый план может выходить любое из вышеназванных начал.

4. Типы государства: различные подходы

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация). ‘ Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В за­висимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, со­циалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиат­ский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество;

показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

она во многом однолинейная, характеризуется излишней запро­граммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

недооцениваются духовные факторы (религиозные, националь­ные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков. В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

недооцениваются социально-экономические факторы;

по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник



Теория государства и права

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник