Личностные качества влияющие на удовлетворенность работой

Как получать удовольствие от работы

Многие хотят иметь работу своей мечты, которая приносит не только хороший доход, но и удовольствие. Однако в реальном мире далеко не у всех сбываются их мечты о карьере. Вы можете получать удовольствие от работы, но при этом заработная плата будет вас не устраивать. Или же, наоборот, вы будете получать хороший доход, но работа вам не будет приносить никакой радости.

Поймите, для чего вам работа

К работе можно подходить с разных ракурсов, в зависимости от чего и будет варьироваться уровень вашего удовлетворения и удовольствия. Среди них:

  • труд – в данном случае основным мотиватором является исключительно заработная плата: чем она будет больше, тем больше будет желание ежедневно вставать на работу;
  • карьера – тут речь идет о статусе, который играет первоначальную роль: чем выше ваш статус на работе, тем больше вы в ней будете заинтересованы;
  • страсть – в этом случае вы испытываете чувство удовлетворенности лишь потому, что работа является вашим основным мотиватором, а карьерный рост и заработная плата являются второстепенными.

Безусловно, все эти мотиваторы могут пересекаться друг с другом. Удовлетворение от самой работы зависит от 7 основных пунктов, среди которых: самосознание, вызов, позитивное отношение, разнообразие в работе, целеустремленность, баланс по жизни, принятие вариантов. Ниже вы сможете познакомиться с каждым отдельно.

Самосознание

Не следует приукрашивать или недооценивать себя и свои возможности. Научитесь концентрировать внимание исключительно на своих сильных сторонах. А лучше понять свои эмоции и научиться распознавать эмоции других поможет курс «Эмоциональный интеллект».

Задайте себе вопросы о том, что в работе для вас является главным и чего бы вам хотелось достичь. Также стоит быть честным по отношению к себе в плане заработной платы, которую бы вам хотелось получать.

Вызов

Для того, чтобы добиваться каких-либо высот, необходимо бросать себе вызов. Если ваша работа не предполагает подобного, вы можете самостоятельно себе придумать план, благодаря которому вы ежедневно сможете совершенствоваться:

  • отталкивайтесь от своих стандартов, ежедневно повышая границы: таким образом вы будете улучшать свои же рекорды, а это положительно скажется на деятельности;
  • приучайте себя к саморазвитию, читая обучающие книги, а также посещая специализированные курсы и семинары.

Позитивное отношение

Неприятные ситуации случаются на любой работе, и это не может не расстраивать. Однако вам следует научиться воспринимать такие моменты, как незначительные трудности, которые вы вскоре преодолеете. Постарайтесь воспринимать происходящее с позитивом, а ошибки воспринимайте, как своеобразный опыт, благодаря которому вы стали мудрее.

Разнообразие в работе

Рутинная ежедневная работа приносит лишь разочарование и скуку, поэтому постарайтесь внести в работу какое-то разнообразие. Развеять скуку вам поможет новый навык, работа в команде, просьба о новом задании, а также новый подход к старым поручениям. Добиться разнообразия можно даже при помощи незначительной перестановки на рабочем столе.

Целеустремленность

Стоит помнить о том, что успех не дается просто так, а требует сложной работы, дисциплины и саморазвития. Выполняя какие-либо задачи на работе, вы должны помнить, что все трудности являются временными, но после вы получите в разы больше.

Жизненный баланс

Очень часто в погоне за успехом в какой-то определенной сфере жизни человек напрочь забывает о других своих жизненных отраслях. Таким образом, уделяя много времени карьере и тщательной работе над повышением, вы можете полностью потерять хорошие отношения в семье или же прекратить общение с друзьями. Это же может произойти и с работой, если вы будете сконцентрированы исключительно на семейных проблемах. Для того, чтобы везде и все успевать, необходимо научиться поддерживать жизненный баланс и одинаково уделять время всем сферам жизни.

Принятие вариантов

Когда вы оказываетесь в ловушке и не понимаете, как действовать дальше, это может сделать вас беспомощным и беспокойным. Именно поэтому стоит сформировать привычку вести список своих достижений, регулярно просматривать и обновлять резюме, а также более глубоко погружаться в профессии, которые вас интересуют.

Выбирая работу, следует помнить, что она должна приносить не только хороший доход, но и удовольствие. В противном случае вы просто будете постоянно пребывать в депрессии, чувствовать усталость и раздражение. Посещая ежедневно любимую работу, вы будете чувствовать себя удовлетворенным и отлично преуспевать в других жизненных сферах.

Источник

Получение удовлетворения от результата работы

Получать удовольствие от работы непросто. Случается много разочарований. Многое находится вне нашего контроля. Проблемы идут бесконечным потоком. Люди, на которых мы полагаемся, могут подвести нас. Можно потерять деньги. Нас могут уволить. Мы можем совершать ошибки. Начальник может быть подлецом. Руководство может быть некомпетентным. Бюрократия может помешать нашей эффективности.

Но все же… Обратимся к книге «Работа как внутренняя игра», чтобы узнать, так ли все безнадежно:-)

Я и работа

Список того, что может помешать нам получать радость от работы, бесконечен и, по большей части, неизбежен. И все же есть люди, которые получают удовольствие от работы. Главное заключается в том, что они чувствуют себя во время работы хорошо.

Это позволяет им испытывать удовольствие независимо от обстоятельств. Такое разделение требует сознательного усилия, но оно того стоит.

Наблюдая за тысячами людей, идущих на работу по утрам в понедельник, нельзя сказать, что на их лицах видно выражение удовольствия. Многие выглядят так, как будто их тащат туда на аркане. Есть и другие — с выражением решимости на лицах: «Мне нужно сделать нечто важное, и я иду туда». Эти люди, возможно, выглядят несколько мрачновато, но они мотивированы. Есть также немногие, кто совсем не похож на идущих на «работу». Они, кажется, довольны жизнью, делая то, что делают.

Цель — удовольствие на работе

Как достичь такой цели? Способность к удовольствию, похоже, приходит к нам как дар, а не как результат. Ребенка не нужно учить радоваться. Это естественно. Может быть, нас научили тому, как не радоваться, и теперь нам нужно от этого отучиться. Увлекательная задача!

Давайте начнем с признания того, что мы что-то обязательно чувствуем во время работы. То, как мы чувствуем себя, когда работаем, — неотъемлемая часть работы, как бы мы ни старались проигнорировать это.

Важные вопросы: где мы находимся в этом континууме? В каком направлении мы движемся? Имеет ли это для нас значение?

Выполните следующую самооценку. Оцените свою жизнь на работе по шкале от 1 до 10, где 10 означает самое радостное состояние (удовольствие), которое вы когда-либо испытали во время работы, а 1 — самое нерадостное (страдание).

(Примечание: если вам не нравится слово удовольствие, используйте любое другое, которое отражает ваше состояние.)

Следующий шаг — задайте себе два вопроса:

  1. Что способствует удовольствию на работе?
  2. Что способствует моему страданию?

Вот небольшая выборка из ответов на эти вопросы, которые дали участники семинаров.

Что способствует удовольствию

  • Когда я работаю от всей души
  • Когда я делаю что-то для человека, которого хочу порадовать
  • Когда у меня хорошие отношения с коллегами
  • Когда вся команда работает вместе над общей целью
  • Когда я знаю, что мое дело — это важный вклад
  • Когда я действую по своему выбору, а не под давлением
  • Когда мне нравится работа, которую я делаю

Что способствует страданию

  • Когда у меня конфликт с коллегами
  • Когда нагрузка превышает мои возможности
  • Когда у меня недостаточно времени, чтобы сделать работу хорошо
  • Когда меня просят внести изменения без явной на то причины
  • Когда работа рутинная и учиться нечему
  • Когда я чувствую, что все, что я делаю, оценивается мной и (или) другими людьми
  • Когда я чувствую, что меня не уважают другие и (или) я сам
  • Когда я теряю контроль над направлением и просто занимаюсь «тушением пожаров» тут и там
  • Когда я взвалил на себя слишком много
  • Когда я слишком эмоционально привязан к результатам
  • Когда мне не доверяют

Глядя на этот список, можно увидеть одну неотъемлемую критически важную переменную удовольствия от работы — взаимоотношение работника с самим собой. Насколько я ценю себя, свое время и свою жизнь, в той мере я не позволю себе работать в состоянии стресса или страдания. Где бы я ни был, радость от каждого мгновения становится для меня важным приоритетом. Я игнорирую мысль о том, что это эгоистично.

Первый шаг к повышению качества радости на работе — это просто лучшее осознание ее такой, какова она есть.

Осознание

Игроков в гольф, людей, как известно, чрезвычайно озабоченных результатами игры, попросили оценить уровень радости во время игры. У каждой лунки они отмечали число сделанных ударов и оценивали уровень радости по шкале от 1 до 5. Сначала была заметна строгая обратная связь между числом ударов и уровнем радости. Как они объяснили, они радуются больше, когда играют хорошо.

Однако, по мере того как они начинают замечать радость как нечто само по себе достойное, они понимают, что можно испытывать удовольствие независимо от того, играешь ты хорошо или плохо. Без каких-либо усилий с их стороны, игроки обнаруживают, что время, которое они «потратили» на страдания после плохих ударов, сокращается и что удовольствие от прогулки между ударами увеличивается.

То же верно и для работы. Мы очень часто пытаемся проигнорировать то, что чувствуем на работе. Мы игнорируем это, потому что не понимаем, как это влияет на отличные результаты, и можем не считать это важным. Вышеприведенную технику для оценки своего состояния можно использовать для ежедневной практики осознания удовольствия.

Осознание того, как вы действительно чувствуете себя в любой период работы, — критически важная переменная. При желании вы можете подумать о том, что повлияло на удовольствие или его отсутствие. Дайте шанс простому осознанию, прежде чем ломиться вперед, пытаясь «исправить» положение. К своему удивлению, вы поймете, в какой степени целительно само осознание.

Читайте также:  Конкурс Алло мы ищем таланты 2020

Источник

Удовлетворенность работой

Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом. Трудовая мотивация – процесс выбора профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям индивида.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой. Первая – гигиенические факторы, включающие условия труда и быта, организацию труда, режим работы, обеспечение льготами и жильем. Эта группа факторов влияет на производственные отношения. Вторая группа – мотивы – включает удовлетворение внутренних потребностей, в том числе признания достижений успехов в работе, глубинную интеграцию в содержание трудовой деятельности, ответственность, инициативу (Шульц Д., Шульц С. Психология и работа, СПб, Питер, 2003).

Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой

Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» выделяют личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой:

  1. возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;
  2. пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;
  3. статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;
  4. расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;
  5. когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных возможностей, либо из-за излишней сложности задания;
  6. конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий способностям исполнителя;
  7. отношение к работнику в компании – cправедливое или несправедливое, по мнению работника, отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;
  8. состояние здоровья;
  9. стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;
  10. эмоциональная стабильность и адаптивность – чем выше адаптивность и эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;
  11. организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют корпоративные праздники, секции и т. д.;
  12. семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим обязанностям индивида повышает удовлетворенность.

Критерии удовлетворенности работой

Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:

  1. уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;
  2. возможность продвижения – реальная и объективная возможность роста работника;
  3. качество руководства, которое удовлетворяет работника;
  4. характер работы – соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы;
  5. оценка рабочего коллектива – отношение коллег к качеству труда работника.

Поведение работника в связи с удовлетворенностью трудом

Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» рассматривают поведение работника в связи с удовлетворенностью работой и отмечают следующие моменты:

  1. производительность труда выше;
  2. работник склонен помогать другим сотрудникам;
  3. уровень прогулов ниже;
  4. текучесть кадров ниже.

Совокупность всех показателей может показать, насколько работник удовлетворен работой, управлением, коллективом и т. д. Опираясь на результаты исследований удовлетворенностью работой, работодатель может корректировать трудовую деятельность организации, разрабатывать новые системы взаимодействия с коллективом, партнерами по бизнесу и другими заинтересованными лицами.

Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата

Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата коррелируют между собой. Во многом мотивация и удовлетворенность зависят от степени вовлеченности работника в трудовой процесс. Вовлеченность в работу – мера идентификации работника со своей работой.

Под вовлеченностью понимают восприятие работы как первого по важности дела, принятие и заинтересованность в наилучших результатах, стремление совершенствовать и оптимизировать трудовой процесс.

Мотивация возрастает, если человек удовлетворен трудом и заработная плата соответствует его вкладу в трудовой процесс.

Факторы вовлеченности в трудовой процесс

Нельзя не учитывать личностный фактор вовлеченности в работу: личную заинтересованность в выполнении рабочего задания, степень ответственности работника, его творческие возможности и производственные навыки, трудовой вклад работника, материальную заинтересованность.

Источник

Удовлетворенность работой и профессиональная мотивация персонала

Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели. «Изучая удовлетворенность, мы получаем информацию о силе привязанности персонала к компании. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации. С другой стороны, если плохой сотрудник полностью удовлетворен своей работой и не собирается увольняться — это информация к размышлению для руководителя. Значит, в компании созданы весьма благоприятные условия для ленивых, бестолковых, неэффективных работников. Данные об удовлетворенности работой — это фактически информация о кадровых рисках компании» [1].

Можно выделить следующие элементы или показатели удовлетворенности работой:

  • содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
  • условия работы;
  • оплата труда, материальное вознаграждение;
  • степень престижности работы;
  • руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
  • карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
  • окружение, психологический климат в коллективе.

Удовлетворенность содержанием и характером работы занимает центральное место. Интерес к процессу деятельности может быть важным мотивирующим фактором. Совокупность особенностей деятельности, побуждающих человека к ее выполнению, в психологии называют процессуально-содержательной (или интринсивной) мотивацией . «Интринсивный мотив — это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела» [2]. О высокой процессуально-содержательной мотивации можно говорить в тех случаях, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности.

Изучая людей, которые получают удовольствие от своей работы, ученые выделили следующие показатели процессуально-содержательной мотивации [2]:

  • ощущение полной включенности в деятельность;
  • полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле;
  • ощущение того, что четко знаешь, как следует действовать в тот или иной момент, четкое осознание целей;
  • отсутствие боязни возможных ошибок и неудач;
  • потеря обычного чувства осознания себя и своего окружения, как будто «растворение» в своем деле.

Ориентируясь на эти показатели, руководители, менеджеры могут корректировать как свои управленческие действия, так и процесс деятельности работников.

Американские ученые-бихевиористы [3] выделяют три «психических состояния», испытываемые работником, которые определяют его удовлетворенность работой и профессиональную мотивацию: ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей); ощущение ответственности (он должен быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий); знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы).

В соответствии с этими взглядами Т. Соломанидина и В. Соломанидин [1] приводят принципы проектирования работы с точки зрения удовлетворенности ее исполнителей. В такой перечень они включили следующие требования:

  • работа должна иметь цель, т. е. приводить к определенному результату;
  • работники должны оценивать работу как важную и заслуживающую быть выполненной;
  • работа должна давать возможность работнику принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. быть автономной в установленных пределах;
  • выполняя обязанности, работник должен получать обратную связь, оцениваться в зависимости от эффективности труда;
  • работа должна приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Выполняя соответствующую этим требованиям работу, человек испытывает приятные чувства, которые побуждают его работать хорошо. Такое включение в работу из-за положительных ощущений от качественного выполнения своих обязанностей, а не под влиянием внешних факторов американские ученые называют внутренней мотивацией . Это понятие совпадает с термином процессуально-содержательная мотивация , но в большей степени касается трудовой или профессиональной деятельности.

На основе представлений о позитивных психических состояниях , мотивирующих человека, американскими учеными Дж. Ричардом Хэкманом, Грегом Олдхэмом и др. [3] была разработана модель мотивационных характеристик работы ( рис. 1 ). В данной модели определенные параметры работы рассматриваются как источники или причины позитивных психологических состояний, чувств работников, что, в свою очередь, определяет различные стороны мотивации.

Рис. 1. Модель мотивационных характеристик работы

Работа, отвечающая всем описанным требованиям, вызывает чувство удовлетворенности содержанием работы, мотивирует работников, дает чувство сопричастности. Такая работа или профессиональная деятельность, по мнению авторов этой модели, обладает высоким мотивационным потенциалом . Следует заметить, что она не в одинаковой мере побуждает людей к более эффективной деятельности. Учеными выявлена прямая зависимость между потребностью в личностном росте и высокой мотивацией при выполнении работы с высоким мотивационным потенциалом. Людей, не обладающих выраженной потребностью в личностном развитии, работа с высоким мотивационным потенциалом не мотивирует.

На основе модели мотивационных характеристик работы авторы концепции предложили технологию обогащения работы , которая представляет совокупность методов совершенствования параметров работы и определенную последовательность их использования. Таких методов всего пять: повышение разнообразия умений и навыков; повышение целостности работы; увеличение важности работы; увеличение автономности; оптимизация обратной связи.

С целью повышения разнообразия используемых умений и навыков возможно совмещение определенных функций или дополнение теми, которые ранее работником не выполнялись. Повышение целостности работы может быть достигнуто добавлением заключительных операций, в процессе выполнения которых работник будет иметь дело с видимым результатом деятельности. Однако следует помнить, что добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более ценной, обычно вызывает у работника чувство неудовлетворенности и снижает уровень мотивации. Увеличение важности работы связано с информированием работника о том, как конкретно будут использованы результаты его труда. При формулировании любого задания психологи рекомендуют упоминать о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы. Для увеличения автономности можно передавать некоторые управленческие функции подчиненным. Конечно же, такая передача функций может быть успешной только при условии достаточно высокой квалификации и информированности работника. Предоставление возможности ему самому заранее планировать и распределять работу с учетом своих наклонностей, избирать оптимальный темп работы также будет способствовать совершенствованию этого параметра работы. Оптимизация обратной связи требует создания механизмов, которые позволяли бы регулярно и адекватно предоставлять работнику информацию (правдивую, точную, подробную и своевременную) об успешности его деятельности.

Читайте также:  Основные функции для аналитика в Excel

Процесс обогащения работы представляет собой четкую последовательность шагов , которая включает диагностику мотивационного потенциала работы ( рис. 2 ) и последующие ее изменения. Авторы концепции предупреждают, что обогащение работы может потерпеть неудачу из-за некачественной диагностики работы и реакции на нее работников.

Рис. 2. Диагностика мотивационного потенциала работы

Психологи отмечают, что для одних людей очень важно, чтобы работа была динамичной. Для других, чтобы испытывать удовлетворенность интенсивностью труда, нужны значимые результаты. Для третьих важно, чтобы работа была наполнена смыслом, давала возможность развития их личности. Удовлетворенность содержанием работы, таким образом, тесно связана с индивидуальными потребностями и особенностями личности.

Важным показателем является удовлетворенность условиями работы . Сюда включают всё, что касается экологии и эргономики рабочего места: наличие и удобство расположения инструментов, освещенность, качество питьевой воды, используемой в офисе, и т. п.

Удовлетворенность условиями работы связана со степенью информированности персонала о текущем положении дел в компании. «Если сотрудники питаются только слухами и домыслами, а достоверная информация до них не доводится, то возникают различные опасения, например: «им есть что скрывать, значит слухи о банкротстве не лишены основания, следовательно, пора давать объявление о поиске нового места работы» [4]. Конечно же, система информирования не должна ставить под угрозу сохранение коммерческой тайны предприятия.

Одним из основных элементов информирования является доведение персоналу видения будущего организации, ее целей. Успешные лидеры, представляя свое видение организации, активизируют и себя, и персонал.

К условиям работы нужно относить и такие особенности, как месторасположение фирмы, удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т. п.

Удовлетворенность оплатой труда, материальным вознаграждением тесно связана с субъективной оценкой степени справедливости отношений. Поэтому руководству нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • соответствует ли уровень оплаты ваших работников уровню оплаты аналогичных специалистов в других компаниях;
  • соотносимы ли усилия и вознаграждение работников предприятия.

Важнейшими условиями удовлетворенности руководством являются благоприятная корпоративная культура, оптимальный стиль лидерства, коммуникативная и управленческая компетентность руководителя. В этом заключается умение принять решения, взять на себя ответственность, способность организовать работу, высказать благодарность. Важным элементом управленческой деятельности, влияющим на удовлетворенность руководством, является делегирование полномочий и ответственности персоналу.

В процессе социально-психологических исследований установлено, что работники организаций отдают предпочтение заботливому лидеру, ориентированному на людей и процессы. При этом от него ожидают организаторских способностей, профессионализма.

Существенным является вопрос о том, кто и как оценивает работу специалистов, поскольку результаты такой оценки закладываются в основу системы материального вознаграждения. Субъективизм, ошибки в оценке и несправедливость стимулирования разрушают лояльность и мотивацию работников, что становится тормозом развития культуры компании, может вызывать противоречия, конфликтные ситуации.

Для большинства работников важны отношения с непосредственным руководителем. Они ожидают не только выплаты определенной суммы денег, но и внимания к своей личности. Недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы предприятия.

Удовлетворенность карьерой . Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.

Весьма существенной составляющей является удовлетворенность окружением . Зачастую оно настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении. В силу этого в последнее время востребованы тренинги, целью которых является формирование командных отношений в коллективе. В то же время для удовлетворенности работой вполне достаточно, чтобы окружение не вызывало негативных эмоций, например раздражения. Психологи также рекомендуют избегать создания каких-то специальных привилегий для руководства, которые увеличивают разрыв между ним и остальными работниками.

По наблюдениям психологов, удовлетворенность работой имеет обратную связь с количеством ограничений, накладываемых организацией на работника в виде правил, предписаний и т. п. «Если сотрудник увидит, что сумма возлагаемых ограничений превышает его субъективную норму, шансы возникновения лояльности уменьшатся. Практическим следствием этого явления становится необходимость правильным образом знакомить поступающего на работу с новыми для него ограничениями. Он должен знать причину того или иного правила и что было до того, как оно возникло.

До тех пор пока сотрудник не осознал, какие правила ему придется выполнять, нельзя говорить о его лояльности. На верность присягают кому-то конкретному, а не следующему королю, кем бы он ни был» [4].

В целом же на индивидуальном уровне удовлетворенность работой каждого связана с удовлетворением уникального сочетания его актуальных потребностей. Достижение этой цели выдвигает в качестве одной из основных задач кадрового менеджмента изучение потребностей претендентов на вакантные должности и работников предприятия. Одним из практичных и достаточно эффективных инструментов, которые можно использовать с этой целью, является методика изучения мотивационного профиля личности, которую разработали американские ученые Шейла Ричи и Питер Мартин [1]. Эти ученые выделили двенадцать основных потребностей человека и предложили тест для изучения их относительной значимости (актуальности) для этого работника. Количественно выраженную значимость этих потребностей авторы методики называют мотивационным профилем. Особенности мотивационного профиля учитываются не только при решении вопроса о соответствии претендента на вакантную должность профессиональным требованиям, но и при осуществлении мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности работой. Мотивационный профиль позволяет реализовать принцип ведущего мотива, который побуждает работника оставаться преданным компании.

Рассмотрим пример. В кадровую службу предприятия передана информация о том, что одна из работниц, весьма успешно справлявшаяся со своими обязанностями, высказывает намерения об уходе с данной работы. При изучении ее мотивационного профиля как самая актуальная была выявлена потребность в признании. Руководство практически не замечало ее хорошей работы. Кадровой службой были даны рекомендации руководителю относительно необходимости признания хорошо выполненной работы, высказывания устной благодарности. Этого оказалось достаточно, чтобы повысить у работницы удовлетворенность работой и удержать ее в организации. При этом даже не понадобилось дополнительных финансовых затрат.

Для изучения степени удовлетворенности работой можно использовать тест на удовлетворенность работой Р. Кунина [4]. В отношении этого теста К. Харский, который приводит эту методику в своей книге, не указывает статистических данных о средних показателях лояльных работников. Но такие данные не сложно получить на выборке работников компании. Для этого необходимо протестировать группу успешно работающих сотрудников и подсчитать средний балл их удовлетворенности. В дальнейшем этот показатель можно будет использовать для сравнения с ним степени удовлетворенности других работников. Кроме диагностической ценности, тест представляет интерес в учебных целях. Работа менеджеров с этим инструментом обращает их внимание на важные аспекты удовлетворенности работой персонала.

Тест на удовлетворенность работой
(Р. Кунина)

Прочтите внимательно каждое утверждение. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером напишите «да».

  1. Я знаю, что ожидает меня на работе завтра, в ближайшем будущем.
  2. Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо.
  3. Меня похвалили за хорошую работу (за достижения) в течение последних семи дней.
  4. Руководитель беспокоится обо мне на личном уровне, справляется, как мои дела и дела моей семьи.
  5. Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания.
  6. Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается.
  7. Миссия компании близка и понятна мне, моя работа согласуется с миссией.
  8. Мои сотрудники и коллеги в целом лояльны к компании.
  9. Я имею хорошего друга (друзей) на работе.
  10. За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным образом оценена.

Обработка результатов: Каждый ответ «да» считается как 1 балл. Количество баллов суммируется. Чем больше сумма баллов, тем выше удовлетворенность работой.

Источник



Как получать удовольствие от работы

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 июня 2013 г.

Н.Н. Шкурякова, профессиональный бухгалтер, бизнес-тренер, руководитель проекта «Курсы психологической подготовки для бухгалтера»

Скажите, часто ли вы испытываете удовольствие от работы? Нет, я не имею в виду удовлетворение от ее результатов — от удачных итогов проверки, от того, что удалось вернуть НДС из бюджета, и т. д. Я о другом: когда сам рабочий процесс приносит вам радость?

Что-то ничего не всплывает в памяти? Вы отнюдь не одиноки. Большинство людей не умеют настроить себя на то, чтобы сама работа была для них источником радости и удовольствия, чтобы она была важнее и интереснее, чем конечный результат. Между тем работа — это часть жизни. И если исходить из предпосылки, что от жизни надо получать удовольствие, то его необходимо получать и от работы.

Опрос 9000 человек по всему миру, проведенный пару лет назад консалтинговой компанией iOpe­ner In­sti­tu­te, выявил пять главных факторов, лежащих в основе удовольствия на работе.

Фактор вклада. Человек должен осознавать, что своей работой он приносит пользу компании. Люди также работают гораздо лучше, когда чувствуют признательность коллег и руководителя.

Фактор веры. Работник должен верить в то, что он делает. Убежденность, что надо продолжать делать свою работу даже в непростые времена, дает энергию и подкрепляет мотивацию.

Фактор общности. Удовлетворенность работой высока, если человек чувствует, что он вписывается в культуру компании. Корпоративное же несоответствие — как неподходящая одежда на вечеринке — опустошает и сильно снижает отдачу.

Фактор обязательств. Если человек воспринимает свою деятельность как значимую для общества, он более счастлив и эффективен.

Фактор самооценки. Слишком низкая самооценка работника приводит к плохим результатам, слишком высокая — к высокомерию и неэффективным решениям.

Чем для вас является работа бухгалтера?

Помните, какое в детстве было счастье, когда мама разрешала нам постирать свои платочки или повозиться с тестом? Как было приятно ручками елозить в воде, ловя мыло и играя с вкусно пахнущей пеной, или раскатывать мучные колбаски? Чем тогда для нас была работа? Игрой, приятным занятием.

Читайте также:  Порядок работы конкурсной комиссии Федеральной антимонопольной службы

Потом по мере взросления нам уже стали поручать выполнение каких-то дел по дому, постепенно они стали нашей обязанностью. «Сначала вытри пыль и вынеси мусор, а потом уже пойдешь гулять». Так формируется отношение: работа — это то, что надо сделать, чтобы разрешили играть. В старших классах становится еще больше ориентированной на результат наша учеба. Надо хорошо учиться, иначе не поступишь в институт. И вот уже домашние повинности и учеба (этакая «детская» работа) — не удовольствие, а долг, старание, трудности, рутина.

На работе за нами закрепляют обязанности, и ключевыми словами становятся «должен», «результат». «Я непременно должен сделать это к такому-то сроку. Тогда мне заплатят деньги, и на них я смогу купить независимость». Да, это упрощенная формула, но она отражает суть.

Основная мотивация, которая приводит людей в бухгалтерию, — это работа, которая всегда прокормит, то есть гарантия заработка. И мы радуемся, если получили высокооплачиваемую работу, и, конечно, «за такие деньги» готовы нести свой крест в виде постоянных стрессов и перегрузок. Уловили? Если изначально относиться к работе только как к источнику средств на существование, то вы будете мириться со многим из того, что недопустимо для человека, для которого работа — это классно! Ведь это постоянное обучение, развитие, самосовершенствование!

Итак, мы измеряем свою работу достигнутым результатом. А куда же пропало ощущение счастья от того, что мы учимся чему-то новому? Да никуда не пропало, мы просто перестали его замечать и ценить. Слишком часто мы думаем, что удовольствие должно быть принесено в жертву результату, хотя общеизвестно, что мы работаем лучше, когда нам это в радость.

Новое определение работы

Исходя из сказанного, давайте попытаемся понять, что же надо изменить в своем отношении к работе, чтобы она доставляла удовольствие и давала эмоциональный заряд, чувство значимости.

Предлагаю для начала изменить для себя само определение работы. Старое определение гласило: вы берете то, что знаете, и используете для получения результатов ради источника дохода. Новое же определение говорит, что во время работы мы развиваемся, тем самым внутри нас самогенерируется интерес и мы получаем естественное удовольствие, независимо от результатов работы.

Помните: если в процессе работы вы не уделяете должного внимания повышению своего интеллектуального и профессионального уровня, а просто «исполняете работу», то через некоторое время вы существенно ограничите пути дальнейшего развития вашей карьеры.

Обучение в процессе работы

Если обучение играет столь важную роль, то как его организовать? На самом деле обучение на работе проходит постоянно в течение рабочего дня. В рабочее время вы должны быть не только исполнителем, но и учащимся. Вам нужно обращать внимание на учителя, то есть на сам процесс работы. Тогда директор научит вас уверенному поведению, руководитель отдела продаж — переговорам, подчиненный научит управлять, а любая производственная задача — тому, как оптимизировать свою работу.

Наши рабочие цели обычно связаны с результатом: сделать отчет для акционеров, разработать схему перемещения документов между филиалами, сдать баланс. Даже если мы говорим, что хотели бы научиться зарабатывать больше денег, то это — цель результата. Критерий прост: цель, связанная с результатом, — это выполнение работы, которая вызывает перемену во внешнем мире. Обучение — это перемена, которая происходит в самом учащемся. Взгляните на эти списки.

  • Найти более высокооплачиваемую работу
  • Сделать баланс
  • Внедрить систему бюджетирования
  • Получить сертификат профессионального бухгалтера
  • Освоить метод слепой печати
  • Покончить со стрессом
  • Улучшить навыки общения
  • Научиться отказывать значимым людям

Цели результата описывают внешние достижения, в то время как учебные цели — это изменение способностей. Перекладка отчетности по МСФО — прекрасный результат, но компетентность, связанная с пониманием МСФО, может позволить вам сделать перекладку практически в любой компании. Старайтесь ясно представить себе, чему вы хотите научиться и для чего, следуйте за своим интересом.

Вы можете развивать свои качества: инициативность, уверенность в себе, умение противостоять манипуляциям. А можете работать над пониманием. Задайте себе вопрос: «С учетом моих целей понимание чего мне больше и лучше поможет?» Например, вы можете поставить перед собой задачу расширить представление о тех же самых МСФО, а не просто заполнять разработанные кем-то таблицы по перекладке.

Или спросите себя: «Какие профессиональные и коммуникативные навыки я могу развить или отточить, чтобы достичь более высокого уровня компетентности? Какие навыки мне нужны для применения в моей будущей работе? Какие из них я могу получить на нынешней работе?»

Плюс обучения на рабочем месте в том, что оно происходит одновременно с работой. Вам потребуется совсем немного времени, чтобы провести самоинструктаж, своего рода учебный брифинг.

Приведу пример обучения на работе. Бухгалтер на участке материалов — молодая застенчивая девушка Лиза, только-только начала работать. Что входит в ее обязанности? Получение приходных документов от отдела закупок, контроль, проведение документов в базе, составление актов взаиморасчетов с поставщиками, формирование книги покупок, сверка со складами и к 10-му числу — закрытие месяца.

В отделе закупок работают опытные сотрудницы, для них главная задача — обеспечить производство материалами, а бумажки — потом. Например, Лиза понимает, что у нее есть проблемы с тем, чтобы получать документы вовремя. Когда она звонит в отдел закупок, чтобы выяснить ситуации по «провисшим» предоплатам, ей отвечают, что некогда, потом, сейчас надо ехать к поставщику, и так изо дня в день.

С точки зрения результата, она должна либо стать агрессивной и требовать, либо в каждом случае искать поддержки у главбуха. Как обучающаяся на работе, она ставит для себя учебную задачу — научиться добиваться своих целей без нервотрепки и без привлечения административного ресурса. В частности, она решает освоить навыки уверенного поведения и подобрать тактичные ходы ко всем работникам службы закупок.

Просто установив такую учебную цель, Лиза меняет способ реакции на свою очередную проблему. Вместо того чтобы в страхе ждать момента, когда ее начинают «отсылать», она приветствует такие разговоры, потому что это единственный способ для нее достичь своей учебной цели. Теперь она не нервничает, не проявляет агрессии. Она держит в голове приемы уверенного поведения и отрабатывает их с работниками отдела закупок. В результате Лиза много получила от ситуаций, которые раньше пугали. Учебный брифинг для нее:

  • цель — повысить свои способности влияния и уверенность;
  • выгода — вся жизнь;
  • рабочий опыт — взаимодействие со снабженцами;
  • вопрос — какие слова, интонации и приемы собеседника заставляют меня отступать от требований и чувствовать себя «виноватой» в том, что мешаю работать таким занятым и уважаемым людям;
  • учебные приемы — техника малого разговора (беседа на приятную для собеседника тему, чаще всего не связанную с темой «большого» разговора), техника заезженной пластинки (принцип ее действия — пусть оппонент говорит нам что угодно, мы будем твердить свое), аргументация;
  • критически важные переменные — время разговора, количество документов, сданных с опозданием, количество напоминаний работникам отдела закупок и количество обращений за помощью к руководству;
  • действия — когда мама заболела, Лиза (скромная и застенчивая!) добилась, чтобы ее поместили в лучшую палату.

Удовольствие как часть работы

Тимоти Голви, известный американский коуч-консультант, автор книги «Работа как внутренняя игра», предлагает представить работу в виде треугольника с вершинами «результативность», «обучение» и «удовольствие».

Все три компонента взаимозависимы: к примеру, если сторона треугольника «обучение» увеличится, это повлияет на «результативность» и «удовольствие». Так и в жизни. Если удовольствие сильно уменьшить, это отрицательно скажется на обучении и результатах работы. В работе бухгалтера, конечно, результативность выделяется больше обучения и удовольствия. Но если последние два фактора игнорировать, пострадает результат. Когда это происходит, руководство еще больше давит на результативность, обучение и удовольствие еще уменьшаются и достичь максимума производительности не удается.

К сожалению, многие думают, что если это работа, то наслаждаться тут нечем. А если не чувствуешь стресса или перегрузки, значит, работаешь недостаточно старательно. Но воспринимать работу как неизбежное зло — это абсолютно неправильно.

Конечно, нельзя заставить себя испытывать удовольствие от работы. Но есть способы, далекие от принуждения. Попробуйте сделать так.

ШАГ 1. Признайте, что вы что-то чувствуете во время работы.

ШАГ 2. Оцените свою жизнь на работе по шкале от 1 до 10. 10 баллов указывают на удовольствие и счастье, 8—9 баллов — это радостное состояние, 4—7 баллов — промежуточное, а вот показатель от 1 до 3 баллов говорит о том, что вы испытываете стресс и даже страдание.

ШАГ 3. Ответьте на вопросы.

Что способствует удовольствию на работе?

Что способствует страданию (стрессу) на работе?

ШАГ 4. Приучите себя регулярно оценивать уровень радости на работе.

Проделав все это, сначала вы заметите связь между рабочими обстоятельствами и уровнем удовольствия. По мере того как вы начнете замечать радость как нечто само по себе достойное, вы научитесь отделять себя от результатов и трудных ситуаций. Это позволит испытывать удовольствие независимо от обстоятельств. Такое разделение требует сознательных усилий, но оно того стоит. В противном случае ваше удовольствие всегда будет зависеть от того, хорошо ли идут дела или не очень.

Чем больше мы ценим свою жизнь, себя, свое время, тем меньше мы позволяем себе работать в состоянии стресса или страдания. Я не устану повторять снова и снова: только когда мы испытываем удовольствие, мы работаем лучше всего и можем принести наибольшую пользу компании.

Источник