Личностные метапредметные и предметные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Составлена на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» Легион. Ростов-на-Дону, 2016г и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программу составила: Вологжанина Л.Н.

с. Выльгорт, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» разработана в соответствии с Требованиями к результатам среднего общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,(в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578; от 29.06.2017 № 613); «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637. Рабочая программа курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» для 10-11 класса разработана на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программа курса по выбору «Читаем. Думаем.Сочиняем» разработана и реализуется наряду с изучением учащимися обязательных учебных предметов «Русский язык» и «Литература» Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Курс направлен на достижение следующих целей:

· Совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-9 классах..

· Развитие умений работать с текстом.

Программа курса предполагает решение следующих задач:

· Самостоятельно подбирать необходимый материал и языковые средства для сочинения, систематизировать их и логически излагать;

· Определять проблему текста и подбирать соответствующие аргументы;

· Научиться комментировать текст и высказывать свое мнение.

Общая характеристика курса.

Данный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к сочинению по литературе и к ЕГЭ по русскому языку. Он способствует развитию письменной речи. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностно- ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школыдобавлен 1 час в неделю на изучение курса по выбору в первый и второй годы обучения в старшей школе. Кроме того, в 10 классе в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком запланировано 36 учебных недель, а в 11 классе – 34 учебные недели.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Курс по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» в 10-11 классах направлен на достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются:

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе написания сочинения;

— способность к самооценке на основе анализа художественных произведений;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса является:
— умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

— умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-умение анализироать тексты различных стилей;

— умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

В познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений;

— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней.

В коммуникативной сфере:

— умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

— написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.

Содержание.

Класс.

Введение. «Наша речь». Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике

Учимся писать сочинение. Простой и сложный план. Составление планов. Написание сочинения по плану. Структура сочинения. Переходы. Вступление, основная часть, заключение. Типы связи предложений в тексте. Разнообразие синтаксического строя сочинения. Типы речи. Основные виды описаний. Особенности текстов повествовательного характера. Анализ текста. Сочинение на основе данного текста. Сочинение-рассуждение на основе данного текста. Стили языка. Смешение разных стилей. Работа над речевым оформлением сочинения. Повторение стилей.

Учимся писать сочинение на литературную тему. Образец школьного сочинения на заданную тему. Прослушивание, анализ. Как выбрать тему сочинения. Общие требования к сочинению. Критерии оценивания. Композиция сочинения. Как работать над композицией сочинения.- Как писать вступление? Как писать заключение? Как писать основную часть? Написание сочинения. Приемы привлечения текста. Сочинение различных жанров. Средства художественной выразительности. Использование художественной выразительности в сочинениях. Сочинение на основе сопоставительного анализа двух текстов.

Работа над ошибками. Как работать над речевым оформлением сочинения. Виды речевых ошибок и их нахождение в сочинение, исправление. Логические ошибки. Редактирование текста. Правила работы над сочинением.

Класс.

Подготовка к сочинению по литературе. Введение. Тематические направления учебного года. Критерии оценивания. Тема. Композиция сочинения. Сбалансированность частей сочинения. Практикум. Виды вступлений к темам. Заключение. Отбор литературного материла для аргументации к направлениям. Анализ тем и готового сочинения. Составление подробных планов к темам. Анализ планов. Составление тезисов к темам данного направления. предложенных на экзамене по литературе.

Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ЕГЭ. Обзор литературы для подготовки. Структура сочинения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Формулирование проблемы. Виды проблем.Как сформулировать проблему? Упражнения на формулирование проблемы. Комментарий к проблеме. Способы отсылки к тексту. Комментирование сформулированных проблем. Авторская позиция к художественном тексте. Сформулированная проблема и авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Анализ готовых сочинений.

Источник



Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. По Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.

Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. Обращение к метапредметности является новым для дополнительного образования детей, хотя она зачастую заложена в саму природу тех программ, которые реализуются в данной сфере. Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеразвивающих программ заложена «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования».

Очевидно: чтобы заложить в данные программы возможность достижения данных образовательных результатов, необходимо познакомиться со спецификой метапредметного подхода в образовании, с теми ключевыми понятиями, которые придется использовать при разработке программ.

Интерес к метапредметной организации образовательного процесса в российской педагогике возник в 90-е годы ХХ столетия. На сегодняшний день можно выделить два наиболее разработанных в данной области подхода. Один из них представлен в работах Ю.В. и Н.В. Громыко и других представителей данной школы, другой – в работах А.В. Хуторского. Обладая определенным сходством, эти подходы в то же время существенно отличаются.

В сфере дополнительного образования детей с ее временной свободой, ориентированностью на интегративный характер программ, возможностью создавать необходимые для их освоения условия, метапредметы смогут найти применение, в особенности в реализации таких дополнительных общеобразовательных программ, которые обеспечивают сферу научно-технического творчества.

Метапредметность предполагает выход за пределы образовательного процесса, овладение такими способами мышления и действия, такими компетенциями, способностями, которые человек может применять не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях, в профессиональной, исследовательской и т.д. деятельности.

Применительно к сфере дополнительного образования детей, где нет предметов, но есть определенные направленности и дополнительные общеобразовательные программы, связанные с определенными областями деятельности, метапредметныеобразовательные результаты это результаты, которых обучающийся достигает в процессе всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Они подразумевают овладение кругом надпредметных компетенций, включающих надпредметные знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и – в дальнейшем – профессиональной деятельности во взаимосвязанных областях.

Предметные результаты обучения

— как фактор развития когнитивных ресурсов обучающихся; когнитивные ресурсы – это интеллектуальная способность обрабатывать информацию.

Под предметными результатами понимаются:- результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Эти результаты, например, традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.

Читайте также:  Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты Ученик научится Ученик получит возможность научиться Осознанно

К сожалению, большинство педагогов и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Личностные результаты

-как фактор развития мотивационных ресурсов обучающихся.

Можно структурировать в три блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов;

морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Психолого-педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики и оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

Метапредметные результаты обучения

— как фактор развития инструментальных ресурсов обучающихся.

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучающимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий..

Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения — УУД.

Универсальные учебные действия (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

В узком значении этот термин означает совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

Я могу: Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Функция регулятивных УУД — организация учащимся своей учебной деятельности.

Я и другой: Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Я хочу: Познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Я в мире: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные УУД— личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Соотношение типов универсальных учебных действий с группами образовательных результатов и задачами учебного занятия:

Источник

Предметные личностные и метапредметные результаты понятия

Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».

Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Критическое мышление , то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.

Читайте также:  Как узнать результаты мазка пцр

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.

ФГОС для особенных детей . Смотрите часовой вебинар, на котором мы объяснили содержание трех стандартов.

Как достичь метапредметных результатов

Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».

Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.

Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.

Как проверить метапредметные результаты освоения

Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:

Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.

Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.

Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.

Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.

Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок

Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.

Третий вопрос «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности, которую вводят уже даже на уровне экзаменов .

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Источник

«Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».

Юрчишина Екатерина Николаевна

Методическая разработка «Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».

Разработчик: методист МБОУ ДО ДДиЮ№2 Юрчишина Е.Н.

Современное образование становится все более личностно — ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе. Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

Требования к структуре основных общеобразовательных программ.

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования).

3. Требования к условиям реализации образовательных программ .

Результаты освоения программы -это качества, формируемые на протяжении всего периода обучения.

Результаты освоения программ в соответствии с ФГОС подразделяются на:

1. Предметные результаты обучения.

2. Личностные результаты обучения.

3. Метапредметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения— усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Предметные результаты представляют собой три группы:

1.Знаниевые:виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

2.Деятельностные:преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей.

3.Компетентностные:

-формирование научного типа мышления;

-применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике.

Личностные результаты- сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты можно структурировать в три блока:

1.Самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося.

2.Смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.

3.Морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и этические нормы? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Метапредметные результаты обучения это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметные результаты делятся на:

Регулятивные:

1.Умение составлять план действий.

2.Осуществить действия по реализации плана.

3. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные:

1.Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

2.Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в т.ч. для создания нового продукта.

3.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные:

1.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

2.Понимать другие позиции (взгляды, интересы).

3. Договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Практическая работа

-таблица «Требования к результатам обучения» (приложение 1);

-текст «Результаты по программе» (приложение 2);

-пустая таблица «Результаты по программе» (приложение 3).

С помощью таблицы «Требования к результатам обучения» распределить «Результаты по программе» в

Источник

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Читайте также:  Роль прокуратуры при проведении проверок

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

• осознаниевозможностей самореализации средствами иностранного языка;

• стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметными результатами являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

• развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

• развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметными результатами являются:

А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

— начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

— расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

— рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

— сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

— описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

— воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/ интервью);

— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.

— читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

— читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

—читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

В письменной речи:

— заполнять анкеты и формуляры;

— писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

— применение правил написания слов, изученных в основной школе;

— адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

— соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

— распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

— знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);

— понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

— распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;

— знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

— знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.

— знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;применение этих знаний в различных ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения;

— распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

— знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);

— знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

— представление об особенностях образа жизни, быта, культуры страны/стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

— представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

— понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция— умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Б. В познавательной сфере:

— умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

— владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

— умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;

— готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

—умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);

— владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.

В. В ценностно-ориентационной сфере:

— представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

— достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

— представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

— приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах.

Г. В эстетической сфере:

— владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

— стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;

— развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

Д. В трудовой сфере:

— умение рационально планировать свой учебный труд;

— умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере:

— стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Источник