М А Шолохов Судьба человека анализ

М. А. Шолохов «Судьба человека»: анализ

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

Присев отдохнуть, Михаил Шолохов заметил, как к речной переправе идёт мужчина, ведя за руку мальчика. Они подошли к писателю и сели рядом с ним отдохнуть. Вот тогда-то Андрей и рассказал Михаилу Александровичу историю своей тяжёлой жизни. Но только сам Шолохов не стал признаваться, кто он на самом деле, и усталые путники подумали, что он тоже шофер.

В этот момент приехала жена писателя, и мужчина узнал, кто перед ним. От неожиданности мужчина постарался попрощаться и уйти, поэтому Шолохов так и не успел узнать, как его звать.

Вернулся с охоты писатель взволнованным и, находясь под впечатлением, решил, что обязательно напишет рассказ, где будет описание жизни неизвестного шофера и мальчика. Замысел нового романа его заинтересовал.

Но к замыслу своей повести он вернулся лишь только через 10 лет. Михаил приступил к работе и в течение 7 дней не отрывался от письменного стола. Работа была напряжённая, ничто не могло оторвать писателя от написания. И вот на восьмой день появилось замечательное произведение «Судьба человека», вопросы по которому часто можно даже встретить в кроссвордах.

После публикации произведения «Судьба человека» Шолохова главные герои стали популярны. Но рассказ получил много и критических откликов от читателя. Было прочитано это произведение и по радио, поэтому огромный поток писем приходил не только к самому автору, но и на радиостанцию. Чаще всего писали люди, которые сами побывали в плену, а также те, кто потерял в этой войне своих родственников.

Приходили письма и от рабочих, учёных, педагогов и даже от других писателей. Писали ему Борис Полевой, Николай Задорнов, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк. Поток писем был настолько огромен, что ни автор рассказа, ни его окружение не могли ответить на все.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Трагическая судьба Андрея Соколова

Главным героем, от лица которого и ведётся повествование, является Андрей Соколов. Это человек с настоящим русским характером, которого невозможно сломить или покорить. Но сколько же бед и мук пришлось ему пережить! Сам герой говорит, как тяжело и трагично складывается его жизнь уже с самого начала своего рассказа, где, обращаясь к жизни, спрашивает, за что же она его так покалечила.

Случайному встречному Андрей рассказывает историю своей жизни, что ему пришлось пережить много горя: голод, плен, потерю семьи, смерть сына.

Но всё он смог выдержать, вытерпеть и пережить, так как у него огромнейшая сила воли и сильный характер. Но как раз этот русский характер и не дал ему возможности сдаться врагу, подчиниться им или просто равнодушно ждать своей смерти. Андрей Соколов боролся за свою жизнь, так как должен был вернуться к семье, в родной город, который нуждался в его защите.

Несмотря на всю жестокость, которую он увидел на войне, на те лишения, что он пережил, его сердце не очерствело, не были в нём убиты человеческие чувства. И когда он встретил сироту, то, увидев одиночество маленького человека, решил стать его отцом.

Донской писатель очень точно смог показать характер русского человека, который готов отдать жизнь не за какую-то выгоду, а за Родину. Андрей Соколов — это образ стойкого и сильного русского солдата. Его характеристика прекрасно раскрывается через его речь, мысли, поступки. Пройдя сложный путь, главный герой остался добрым и сочувствующим человеком, поэтому он и помогает Ванюше. Самое главное, что, несмотря на войну, плен и испытания, этот шолоховский персонаж смог остаться человеком.

Список главных героев «Судьбы человека» — образец соответствующих духу времени личностей. Шолохов сам в некоторой степени является косвенным героем своего же рассказа. Общая беда сплотила народ и сделала его мощнее. И Андрей Соколов, и Ванюша, не смотря на свой возраст, предстают перед читателем как люди волевые и стойкие. Список героев символичен еще и тем, что он отражает социальную разноплановость людей. Формируется картина того, что перед войной все равны. А момент, где комендант лагеря отказывается расстреливать Соколова, демонстрирует воинскую солидарность и уважение к противнику. Эта часть рассказа содержит наиболее точное и емкое описание стойкости советского и русского солдата даже перед лицом опасности и неминуемой гибели. Проявляется истинная суть образа моральная коменданта Мюллера, его слабость, ничтожность и беспомощность.

Существует немало произведений о Великой Отечественной войне, один из них – рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», краткое содержание которого представлено ниже.

Сюжет этого произведения не содержит описания боевых действий или подвигов в тылу, здесь идет речь о человеке, попавшем в плен, и о том, какой след война в целом оставила в его жизни.

Анализ этого произведения и его сжатое изложение поможет проникнуть в суть рассказа.

Сирота Ванюша

Два одиночества встречаются в рассказе «Судьба человека»: Андрей Соколов, у которого война забрала семью, и маленький Ванюша, оставшийся без родителей. Сам мальчик не знает, где его дом. Родители его погибли:

  • Маму убило бомбой, когда она с Ваней ехала в поезде.
  • Отец мальчика погиб на фронте.

Когда Андрей встречает сироту, мальчику было не более шести лет. Ходил он в грязной и оборванной одежде, а ел то, что ему подавали люди. К фронтовику Ванюша сразу же потянулся, почувствовал родную душу. Мальчик сильно обрадовался, когда узнал, что шофер-фронтовик его отец и долго не мог оторваться от него, боясь снова потерять. Об отце мальчик помнил лишь его кожаный плащ. И Андрею приходится обмануть мальчика, сказав, что его потерял на войне.

Эти два героя невозможно рассматривать отдельно, так как их судьбы переплелись. Они теперь одна семья, которая живёт по совести и чести. И автор уверен, что все они могут пережить и выстоять. И с этим сложно не согласиться читателю.

Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.

Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.

Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.

Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подтверждает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.

Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.

Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.

Читайте также:  Как суд задает вопросы участникам процесса

Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.

Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.

Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.

Проблемы

Сила духа – Шолохов с упоением описывает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.

Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов отмечает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.

Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, заостряя внимание читателя на его одиночестве в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.

Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.

Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.

Источник



Вопросы по рассказу "Судьба человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что делал Андрей Соколов, когда попал в плен? а) Смирился со своей судьбой б) Надеялся на скорое освобождение советскими войсками в) Старался выполнить всю работу без нареканий г) Всегда думал о побеге+

Ввиду каких причин во время допроса Мюллера Соколов не дотронулся до хлеба? а) Не был голоден б) Хотел поделиться с пленными в) Показал врагам достоинство и гордость солдата + г) Лукавил и лицемерил

В каком году Андрей Соколов вышел из плена? а) 1944 г. + б) 1945 г. в) 1942 г. г) 1943 г.

На каком автомобиле возил снаряды Соколов? а) ЗИС-5 + б) полуторка в) ГАЗ-67 г) Опель

Сколько ранений было у Соколова? а) 2 + б) 3 в) 4 г) 1

Лагерный номер, который был у Андрея Соколова? а) 881, б) 331, + в) 734, г) 663.

Как звали жену Андрея Соколова? а) Ольга б) Лидия в) Ирина + г) Анна

Как звали детей Андрея Соколова? а) Анатолий, Олюшка, Настенька + б) Ксюша, Сергей, Максим в) Нина, Танюшка, Леночка г) Александр, Дмитрий, Андрейка

Когда погибла семья Андрея Соколова? а) 1941 б) 1942 + в) 1943 г) 1944

Где был Соколов за 2 года плена в Германии? а) Саксония + б) Гессен в) Варшава г) Берлин

Рассказ «Судьба человека» был опубликован: а) 1956-1957гг+ б) 1946-1947гг. в) 1967-1968гг. г) 1953-1954гг.

Кому М.А. Шолохов посвятил свой рассказ «Судьба человека»? а) Марии Петровне Шолоховой б) Бывшим пленным солдатам в) Евгении Григорьевне Левицкой+ г) Нине Петровне Огаревой

Какой была жизнь Соколова до войны? а) Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей б) Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей+ в) Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями

Как Соколов попал в плен? а) Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага+ б) Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение в) Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы

Какой период времени ждали рассказчик и Соколов лодку? а) четыре часа б) три часа в) два часа+ г) полтора часа

Как называется станица, в которую ехал рассказчик? а) Вешенская б) Букановская+ в) Усть-Медведицкая

Какой была попытка побега главного героя? а) Ему удалось неожиданно напасть на охранников и, оглушив их, сбежать б) Один из пленных отвлек охранников и помог Соколову сбежать в) Пленных заставили копать могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать+

Каким образом Соколову удалось избежать расстрела? а) Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку б) Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба+ в) Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей

С кем разговорился рассказчик? а) Андрей Соколов+ б) Михаил Орлов в) Алексей Звонарев

В каком возрасте Андрей Соколов встретил войну? а) 40 лет б) 41 год+ в) 44 года г) 45 лет

Что произошло во время ночевки пленных в церкви? а) Фашисты расстреляли находившихся в церкви евреев б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного+ в) Соколов пытался совершить побег

Выберите вариант, описывающий судьбу родителей и сестры Андрея? «Родни – хоть шаром покати, – нигде, никого, ни одной души». а) на их дом упала бомба б) погибли в гражданскую войну в) были репрессированы г) погибли в голодные годы+

Как Соколов освободился из плена? а) Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию+ б) Во время строительства укреплений Соколову удалось незаметно выбраться из лагеря в) Соколов взял майора в плен и, угрожая убить его, сбежал на машине

Что произошло с главным героем после войны? а) Он вернулся домой, к своей семье б) Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку+ в) Семья Соколова погибла, он скитался по городам, сменил множество профессий, но теперь снова возвращается домой

О чем повествует Шолохов, выбрав такое название своего произведения?
А. О судьбе Андрея Соколова
Б. О судьбе одного из многих русских солдат+
В. О судьбе всего человечества в целом
Г. О судьбе Ванюши

Кому М.А.Шолохова посвятил свой рассказ «Судьба человека»?
А. Марии Петровне Шолоховой
Б. Бывшим пленным солдатам
В. Евгении Григорьевне Левицкой+
Г. Нине Петровне Огаревой

В какое время года рассказчик познакомился с Соколовым?
А. Весна
Б. Осень
В. Лето
Г. Зима

Когда родился Андрей Соколов?
А. 1898 год +
Б. 1900 год
В. 1902 год
Г. 1905 год

На сколько частей можно разделить жизнь Андрея Соколова?
А. 2
Б. 3
В. 1
Г. 4+

В каком месте и в какой период попал в плен Андрей Соколов?
А. Под Сталинградом – июль 1942 год
Б. Под Курском – июль 1943 год
В. Под Ленинградом – 1941-1944 гг.
Г. Под Лозовеньками – в мае 1942 год+

Что делал Андрей Соколов, попав в плен?
А. Смирился со своей судьбой
Б. Надеялся на скорое освобождение советскими войсками
В. Старался выполнить всю работу без нареканий
Г. Всегда думал о побеге+

Лагерный номер Андрея Соколова:
А. 881
Б. 331 +
В. 734
Г. 663.

Причина того, что герой не притронулся к хлебу на допросе у Мюллера Соколова?
А. Не был голоден
Б. Хотел поделиться с пленными
В. Показал врагам достоинство и гордость солдата +
Г. Лукавил и лицемерил

Где был Соколов за 2 года плена в Германии?
А. Саксония +
Б. Гессен
В. Варшава
Г. Берлин

Композиция произведения:
А. Быль
Б. Рассказ в рассказе +
В. Повесть
Г. Драма

Марка автомобиля, на которой Соколов возил снаряды?
А. ЗИС-5 +
Б. полуторка
В. ГАЗ-67
Г. Оппель

Имена детей Андрея Соколова:
А. Анатолий, Олюшка, Настенька +
Б. Ксюша, Сергей, Максим
В. Нина, Танюшка, Леночка
Г. Александр, Дмитрий, Андрейка

Когда погибла семья Андрея Соколова?
А. 1941
Б. 1942 +
В. 1943
Г. 1944

15 Когда был убит сын Андрея Соколова?
А. 10 февраля 1945 год
Б. 18 марта 1945 год
В. 23 апреля 1945 год
Г. 9 мая 1945 год+

Кто автор рассказа «Судьба человека»?

Назовите главного героя произведения. (Андрей Соколов).

В какую станицу ехал рассказчик?

В какое время года автор со своими товарищами поехал в станицу Букановскую? (Весной).

Как называется река, которая упоминается в начале рассказа? (Еланка).

О ком идёт речь в данном отрывке: «Он выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее, наживлена широкими, мужскими стежками…» (Об Андрее Соколове).

Читайте также:  Какие вопросы задавать акушер гинекологу

Назовите имя жены главного героя рассказа. (Ирина).

Как погибли родители героя произведения? (Умерли от голода).

Сколько детей было у главного героя произведения? (3).

Назовите имя сына главного героя рассказа. (Анатолий).

В каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце).

«Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» О каком недуге идёт речь? (Выбита рука, левое плечо).

«До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил». Почему главный герой задушил одного из пленных? (Потому что тот хотел выдать немцам взводного).

Сколько лет главный герой рассказа был в плену? (2 года).

«…Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь? (О Мюллере).

Что произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли).

Назовите имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня).

Какова была довоенная жизнь Соколова?

Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей

Как Соколов попал в плен?

Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага

Какое знаменательное событие произошло во время ночевки пленных в церкви?

Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного

Как Соколову удалось совершить попытку побега?

Пленных заставили копать могилы, охранники отвлеклись, и Соколову удалось сбежать

Как Соколову удалось избежать расстрела?

Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба

Как Соколов освободился из плена?

Соколов оглушил майора, направил грузовик в самую гущу боя, а потом сбежал на ней на нейтральную территорию

Что случилось с Соколовым после войны?

Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку

Источник

Помогите составить вопросы к произведению Шолохова «Судьба человека». Вопросы должны быть на рассуждение.

1.Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?
Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым.
2. В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?
Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.
3. Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“. А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. ”
4.Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.
Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа) .

Источник

Викторина по произведению Шолохова "Судьба человека"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Артемьева Наталья Юрьевна

Данную викторину можно использовать как фронтальвую проверку по данному произведению.

Скачать:

Вложение Размер
9_klass._viktorina_po_rasskazu_sholokhova._docx.docx 12.85 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Викторина по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

  1. Назовите главного героя произведения. (Андрей Соколов).
  2. В какое время года автор со своими товарищами поехал в станицу Букановскую? (Весной).
  3. Как называется река, которая упоминается в начале рассказа? (Еланка).
  4. О ком идёт речь в данном отрывке: «Он выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее, наживлена широкими, мужскими стежками…» (Об Андрее Соколове).
  5. Назовите имя жены главного героя рассказа. (Ирина).
  6. Как погибли родители героя произведения? (Умерли от голода).
  7. Сколько детей было у главного героя произведения? (3).
  8. Назовите имя сына главного героя рассказа. (Анатолий).
  9. В каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце).
  10. «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» О каком недуге идёт речь? (Выбита рука, левое плечо).
  11. «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил». Почему главный герой задушил одного из пленных? (Потому что тот хотел выдать немцам взводного).
  12. Сколько лет главный герой рассказа был в плену? (2 года).
  13. «…Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь? (О Мюллере).
  14. Что произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли).
  15. Назовите имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю Вашему вниманию вопросы квикторине по романам И.А.Гончарова «Обломов» и М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», изучаемым в 10 классе. Данная викторина проводится с целью проверки зна.

Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества.

Литературная викторина по произведениям А.П. Чехова (7-9 кл.).

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦели: Образовательные:1) Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и.

Викторина по произведениям об Отечественной войне 1812 года
Викторина по произведению А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.М.ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА».

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.М.ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.М.ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА».

Литературная викторина по произведению В. Пикуля «Мальчики с бантиками»

Литературная викторина состоит из 38 вопросов, которые позволяют более глубоко понять содержание текста, познакомить с творчеством писателя.

Источник

М. А. Шолохов «Судьба человека»: анализ

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

Присев отдохнуть, Михаил Шолохов заметил, как к речной переправе идёт мужчина, ведя за руку мальчика. Они подошли к писателю и сели рядом с ним отдохнуть. Вот тогда-то Андрей и рассказал Михаилу Александровичу историю своей тяжёлой жизни. Но только сам Шолохов не стал признаваться, кто он на самом деле, и усталые путники подумали, что он тоже шофер.

В этот момент приехала жена писателя, и мужчина узнал, кто перед ним. От неожиданности мужчина постарался попрощаться и уйти, поэтому Шолохов так и не успел узнать, как его звать.

Вернулся с охоты писатель взволнованным и, находясь под впечатлением, решил, что обязательно напишет рассказ, где будет описание жизни неизвестного шофера и мальчика. Замысел нового романа его заинтересовал.

Но к замыслу своей повести он вернулся лишь только через 10 лет. Михаил приступил к работе и в течение 7 дней не отрывался от письменного стола. Работа была напряжённая, ничто не могло оторвать писателя от написания. И вот на восьмой день появилось замечательное произведение «Судьба человека», вопросы по которому часто можно даже встретить в кроссвордах.

После публикации произведения «Судьба человека» Шолохова главные герои стали популярны. Но рассказ получил много и критических откликов от читателя. Было прочитано это произведение и по радио, поэтому огромный поток писем приходил не только к самому автору, но и на радиостанцию. Чаще всего писали люди, которые сами побывали в плену, а также те, кто потерял в этой войне своих родственников.

Приходили письма и от рабочих, учёных, педагогов и даже от других писателей. Писали ему Борис Полевой, Николай Задорнов, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк. Поток писем был настолько огромен, что ни автор рассказа, ни его окружение не могли ответить на все.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Трагическая судьба Андрея Соколова

Главным героем, от лица которого и ведётся повествование, является Андрей Соколов. Это человек с настоящим русским характером, которого невозможно сломить или покорить. Но сколько же бед и мук пришлось ему пережить! Сам герой говорит, как тяжело и трагично складывается его жизнь уже с самого начала своего рассказа, где, обращаясь к жизни, спрашивает, за что же она его так покалечила.

Случайному встречному Андрей рассказывает историю своей жизни, что ему пришлось пережить много горя: голод, плен, потерю семьи, смерть сына.

Но всё он смог выдержать, вытерпеть и пережить, так как у него огромнейшая сила воли и сильный характер. Но как раз этот русский характер и не дал ему возможности сдаться врагу, подчиниться им или просто равнодушно ждать своей смерти. Андрей Соколов боролся за свою жизнь, так как должен был вернуться к семье, в родной город, который нуждался в его защите.

Несмотря на всю жестокость, которую он увидел на войне, на те лишения, что он пережил, его сердце не очерствело, не были в нём убиты человеческие чувства. И когда он встретил сироту, то, увидев одиночество маленького человека, решил стать его отцом.

Донской писатель очень точно смог показать характер русского человека, который готов отдать жизнь не за какую-то выгоду, а за Родину. Андрей Соколов — это образ стойкого и сильного русского солдата. Его характеристика прекрасно раскрывается через его речь, мысли, поступки. Пройдя сложный путь, главный герой остался добрым и сочувствующим человеком, поэтому он и помогает Ванюше. Самое главное, что, несмотря на войну, плен и испытания, этот шолоховский персонаж смог остаться человеком.

Список главных героев «Судьбы человека» — образец соответствующих духу времени личностей. Шолохов сам в некоторой степени является косвенным героем своего же рассказа. Общая беда сплотила народ и сделала его мощнее. И Андрей Соколов, и Ванюша, не смотря на свой возраст, предстают перед читателем как люди волевые и стойкие. Список героев символичен еще и тем, что он отражает социальную разноплановость людей. Формируется картина того, что перед войной все равны. А момент, где комендант лагеря отказывается расстреливать Соколова, демонстрирует воинскую солидарность и уважение к противнику. Эта часть рассказа содержит наиболее точное и емкое описание стойкости советского и русского солдата даже перед лицом опасности и неминуемой гибели. Проявляется истинная суть образа моральная коменданта Мюллера, его слабость, ничтожность и беспомощность.

Существует немало произведений о Великой Отечественной войне, один из них – рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», краткое содержание которого представлено ниже.

Сюжет этого произведения не содержит описания боевых действий или подвигов в тылу, здесь идет речь о человеке, попавшем в плен, и о том, какой след война в целом оставила в его жизни.

Анализ этого произведения и его сжатое изложение поможет проникнуть в суть рассказа.

Сирота Ванюша

Два одиночества встречаются в рассказе «Судьба человека»: Андрей Соколов, у которого война забрала семью, и маленький Ванюша, оставшийся без родителей. Сам мальчик не знает, где его дом. Родители его погибли:

  • Маму убило бомбой, когда она с Ваней ехала в поезде.
  • Отец мальчика погиб на фронте.

Когда Андрей встречает сироту, мальчику было не более шести лет. Ходил он в грязной и оборванной одежде, а ел то, что ему подавали люди. К фронтовику Ванюша сразу же потянулся, почувствовал родную душу. Мальчик сильно обрадовался, когда узнал, что шофер-фронтовик его отец и долго не мог оторваться от него, боясь снова потерять. Об отце мальчик помнил лишь его кожаный плащ. И Андрею приходится обмануть мальчика, сказав, что его потерял на войне.

Эти два героя невозможно рассматривать отдельно, так как их судьбы переплелись. Они теперь одна семья, которая живёт по совести и чести. И автор уверен, что все они могут пережить и выстоять. И с этим сложно не согласиться читателю.

Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.

Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.

Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.

Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подтверждает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.

Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.

Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.

Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.

Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.

Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.

Проблемы

Сила духа – Шолохов с упоением описывает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.

Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов отмечает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.

Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, заостряя внимание читателя на его одиночестве в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.

Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.

Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.

Источник