Меры социальной помощи инвалидам

Меры социальной помощи инвалидам

Инвалидность – тяжелый крест, который выпал на долю многих наших сограждан. Иногда таким людям приходится не только учиться жить по-новому, принимая свои особенности, но и порой просто выживать, выполняя с трудом элементарные действия. Даже поход в аптеку или в магазин может стать непосильной задачей для людей с ограниченными возможностями. А таких людей сегодня в нашей стране, согласно данным статистики, немало (Росстат. 1.1 Общая численность инвалидов по группам инвалидности).

Численность инвалидов по группам инвалидности в России (Росстат)

Социальная помощь инвалидам заключается не только в предоставлении пенсий и различных льгот, но и целым комплексом мер, который предполагает оказание различных услуг соответствующими органами.

В нашей статье мы подробно разберем все виды помощи на которые могут рассчитывать люди с ограниченными возможностями и дадим несколько советов, которые придутся кстати всем инвалидам. Кроме того наш сайт взаимопомощи «Люди для людей» регулярно публикует подобные материалы, поэтому подписывайтесь и будете в курсе всех событий!

Какая помощь оказывается инвалидам в России?

Помощь инвалидам в России охватывает практически все сферы жизни людей с ограниченными возможностями. Перечень мер социальной поддержки инвалидам определен на законодательном уровне. К таким мерам относятся:

  • обеспечение инвалида лекарственными средствами;
  • предоставление современных средств реабилитации;
  • льготы при поступлении в учебные заведения;
  • информационные услуги;
  • монетизация услуг из социального пакета;
  • получение разовой материальной помощи на определенные нужды и т.д.

Социальная помощь инвалидов в России

Социальная помощь инвалидам в России так же подразумевает перечень услуг направленных на обеспечение человека с ограниченными возможностями, определенными медикаментами по рецепту лечащего врача, бесплатный проезд в железнодорожном транспорте для инвалида и сопровождающего его лица, а также бесплатный проезд в пригородных поездах и городском транспорте. Оплачивают инвалидам, кроме прочего, поездки к месту лечения и путевки на санаторно-курортное лечение.

*Не все инвалиды считают такую помощь актуальной, а потому государство предложило монетизацию социального пакета услуг для инвалидов. Дословно, новый закон позволяет инвалиду отказаться от пакета социальных услуг путем написания соответствующей отказной и получить денежную компенсацию, размер которой определяется в индивидуальном порядке. Размер монетизации составляет от 2000 до 3500 тыс. рублей, в зависимости от того, к какой группе по инвалидности принадлежит гражданин.

Меры медицинской помощи инвалидам

Меры медицинской помощи инвалидам предполагают приобретение некоторых лекарственных средств за счет государственного бюджета. Инвалиду важно оценить стоимость препаратов, которые ему требуются ежемесячно. Если инвалид тратит на лекарства больше денег, чем предполагаемая компенсация при монетизации социального пакета, то выгоднее отказаться от социальных услуг и получать ежемесячно денежные средства на приобретение лекарств.

Медицинская помощь инвалидам также, согласно индивидуальной программе, дает право на получение некоторых средств реабилитации или личной гигиены, таких как:

  • каталки;
  • трости;
  • противопролежневые подушки;
  • противопролежневые матрасы;
  • ингаляторы или небулайзеры;
  • подгузники или абсорбирующее белье;
  • специальное программное обеспечение для людей с ограниченными возможностями;
  • тонометры;
  • глюкометры со звуковым оповещением;
  • будильники и часы для людей с нарушениями функций слуха и т.д.

Медицинская помощь от государства инвалидам

Список таких необходимых средств также должен быть рекомендован лечащим врачом, у которого наблюдается инвалид в связи со своим основным заболеванием. Многие люди пожилого возраста нуждаются и в других видах помощи, которые им могут предоставить в рамках различных государственных программ.

Доступная среда и меры по ее созданию

«Доступная среда» — федеральная программа для инвалидов, которая также предполагает различные меры социальной помощи инвалидам, направленные на создание таких условий, в которых человек не чувствовал бы себя некомфортно и ограниченно.

Согласно положениям программы «Доступная среда», инвалиды имеют право на получение:

  • аксессуаров для санитарных комнат;
  • локтевых дверных ручек;
  • информационных терминалов для инвалидов;
  • поручней;
  • подъемников;
  • мебели, оснащенной регулировкой;
  • тактильных обозначений доступности;
  • парковки для инвалидов;
  • электронных очередей и т.д.

Данные средства значительно упрощают жизнь людей с ограниченными возможностями, как в быту, так и в общественных и на рабочих местах, а также в других сферах. Далеко не все инвалиды могут элементарно обратиться за помощью в государственные органы, чтобы решить те или иные вопросы, связанные с социальным обеспечением.

Социальная помощь инвалидам на дому

Социальная помощь инвалидам на дому, так же существует в нашей стране на ряду с другими . Это очень актуально для лиц с ограниченными физическими и/или умственными возможностями, мешающими самостоятельно оплачивать счета или осуществлять другие действия, которые кажутся нам элементарными.

Помощь инвалидам на дому предполагает выполнение социальными работниками определенных мероприятий, которые помогают инвалидам не только справиться с повседневными делами, но и почувствовать собственную социальную значимость. К таким мероприятиям относятся:

  • покупка и доставка пищевых продуктов, бытовой химии, предметов первой необходимости и лекарственных средств;
  • вызов такси по льготному тарифу;
  • сдать вещи в химчистку или прачечную;
  • получить рецепты в поликлинике;
  • платить за коммунальные услуги;
  • оказывать помощь в приготовлении пищи или уборке по дому;
  • посещать инвалида в стационаре;
  • помогать в правовых вопросах (оформлении пенсии, льгот и т.д.);
  • оказывать первую доврачебную помощь;
  • выполнять назначения врача (давать вовремя лекарства);
  • помогать оформлять документацию для МСЭ инвалидам, которые относятся к категории нетранспортабельных;
  • организовать погребение одинокого инвалида в случае его смерти.

Социальная помощь инвалидам особенно актуальна для одиноких людей пожилого возраста, которые утратили способность к самостоятельному передвижению. К данной категории относятся люди, страдающие ДЦП, лишенные возможности самостоятельно передвигаться после перенесенного инсульта или инфаркта, пациенты с различными когнитивными, коммуникативными и другими нарушениями.

*Кроме того такая поддержка может быть оказана и волонтерами, что бы ее получить вам необходимо попросить помощи в соответствующем разделе нашего сайта.

Благотворительные организации, помогающие инвалидам

Благотворительные организации помогающие инвалидам, так же существуют на территории России. Преимущество таких организаций в том, что система получения помощи здесь намного проще, чем в любых государственных структурах, требующих предоставить множество документальных подтверждений потребности инвалида в помощи или его недееспособности.

Самые известные благотворительные организации оказывающие социальную помощь инвалидам, следующие:

  1. Благотворительный фонд помощи «Добро Даром». Работает на территории Татарстана. Оказывает помощь детям-инвалидам и женщинам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
  2. Православная служба помощи «Милосердие». Работает в Москве и Московской области. Помогает инвалидам, требующим помощи общества. Представители организации навещают инвалидов на дому и в больнице, работают в психоневрологических диспансерах, оказывают помощь ВИЧ-инфицированным пациентам и т.д.
  3. Благотворительный фонд «Предание». Оказывает адресную помощь нуждающимся в Москве и не только. Требует предоставить документы и проводит тщательную проверку каждого просящего. В случае одобрения кандидатуры объявляется сбор средств для помощи конкретному инвалиду и за счет этих средств могут быть оплачены счета за продукты питания, медикаменты, средства реабилитации и т.д.
  4. Благотворительный фонд «Новая жизнь» оказывает помощь спортсменам-инвалидам и популяризирует спорт, как основу жизни, среди людей с ограниченными возможностями. Согласитесь, такая помощь тоже важна, так как вера в себя часто помогает достичь невероятных побед не только в спорте.

Такие благотворительные фонды есть в каждом городе и регионе нашей страны.

*Если, по тем или иным причинам, инвалиду или его куратору не удалось получить поддержку государственных органов социальной защиты, отчаиваться не стоит. Вы всегда можете посмотреть предложения о помощи от неравнодушных людей, которые собраны на нашем сайте в соответствующих разделах. Стучите, и вам откроют! И никогда не опускайте руки!

1 0 4 10933 ТЕГИ: #инвалиды#помощь государства

Источник

С какими вопросами обращаются инвалиды

Основными показателями социально-трудовой дезадаптации больных, нашедшими отражение в государственной статистике, остаются длительность временной нетрудоспособности больных и инвалидность.

При временной утрате трудоспособности психически больные получакт листок временной утраты трудоспособности (больничный лист), который при наличии показаний может продлеваться на срок до 10 мес.

При стойком снижении или утрате трудоспособности больному определяется одна из трех групп инвалидности. До последних лет решение этою вопроса осуществлялось врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) на основе оценки степени утраты больным способности к труду, ее стойкости и необратимости.

Инвалидность I группы определялась при полной постоянной потере трудоспособности с необходимостью постороннего ухода (помощи и надзора) за больным. Лишь небольшой процент инвалидов этой группы мог быть приспособлен к отдельным видам трудовой деятельности в особо созданных индивидуальных условиях (спеццехах, работе на дому).

Инвалидность II группы устанавливалась лицам также с постоянной или длительной утратой трудоспособности вследствие нарушения функций организма, но не нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Она определялась, в частности, и тем больным, которым все виды труда на длительный период противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения болезни под влиянием трудовой деятельности. Инвалидность III группы устанавливалась при нарушениях здоровья, влекущих за собой утрату прежней профессиональной пригодности, перевод на работу более низкой и хуже оплачиваемой квалификации.

В 1996 г. Правительством РФ было принято специальное положение, вменявшее решение вопросов инвалидности созданным на основе прежних ВТЭК Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭК) 2 . В последующих постановлениях инвалид определяется как "лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты". В соответствии с этим изменилось и содержание понятия инвалидность, которая в новой интерпретации подразумевает "социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты".

Вновь разработанные критерии определения инвалидности в отличие от прежних, ориентированных преимущественно на трудоспособность больного, основываются на трех основных признаках: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности и возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью); 3) необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Так, I группа инвалидности устанавливается при наличии социальной недостаточности, требующей социальной защиты и помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм и дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию ( III степени); способности к передвижению ( III степени); способности к ориентации ( III степени); способности к общению ( III степени); способности контроля за своим поведением ( III степени).

В психиатрической практике инвалидность I группы чаще всего встречается при олигофрениях в степени идиотии или глубокой имбецилъ-ности, в конечных состояниях шизофрении, а также при далеко зашедших стадиях атрофического процесса при условии полной утраты способности к самообслуживанию и необходимости постоянного ухода и надзора за больным.

Критерии определения II группы инвалидности включают в себя стойко выраженное расстройство функций организма, приводящее к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности, но уже меньшей (2-й) степени выраженности. Наряду с вышеупомянутыми в этих случаях рассматриваются также такие категории, как способность к трудовой деятельности и обучению.

Психически больным II группа обычно оформляется при олигофрениях в степени дебильности или имбецильности, прогностически неблагоприятных формах шизофрении с хроническим безремиссионным течением, частыми затяжными рецидивами, формированием шизофренического дефекта с падением энергетического потенциала, а также в начальных стадиях атрофических процессов.

При определении III группы инвалидности учитываются те же основные проявления социальной недостаточности вследствие стойких незначительных и умеренно выраженных расстройств функций организма, сопровождающихся нерезко и умеренно выраженными (1-й степени) ограничениями одной из категорий жизнедеятельности организма или их сочетанием. Она устанавливается при малопрогредиентнъгх эндогенных психозах, патологическом развитии личности и раде других затяжных психопатологических состояний, сопряженных с необходимостью предоставления больному особых облегченных условий труда, а также смены профессии, приводящей к снижению квалификации. В последние годы в психиатрии III группа инвалидности в связи с малым размером предоставляемых при ее определении льгот назначается редко.

Новым положением предусмотрена возможность направления на МСЭК лиц без определенного места жительства. В случае отказа медицинского учреждения в направлении на МСЭК любое лицо или его законный представитель может обратиться в бюро МСЭК самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм и дефектов, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности. Таким образом, предоставляются дополнительные права лицам, претендующим на инвалидность.

В случае признания лица инвалидом должна быть разработана в месячный срок индивидуальная программа реабилитации больного, которая и направляется в органы социальной защиты населения. Итак, очевидно, что функции Бюро МСЭК по сравнению с функциями ВТЭК значительно расширены. При проведении МСЭК учитывается не только трудоспособность больного, но и проводится комплексная оценка состояния его здоровья, степени ограничения жизнедеятельности, разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа, оказывается содействие в социальной защите инвалидов.

Инвалидность без срока переосвидетельствования устанавливается при невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушениями здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма, а также неэффективности реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты.

Решение вопросов инвалидности у детей и подростков отличается от такового у взрослых. У лиц, не достигших 16 лет, оно осуществляется специальными комиссиями при органах здравоохранения без определения группы инвалидности.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 04.07.91 г. № 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет", к последним относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. В этом документе практически впервые использована Международная классификация последствий болезней и травм, принятая ВОЗ в 1980 г. Под ограничением жизнедеятельности подразумеваются любые нарушения (в результате болезни или травмы) способности осуществлять нормальную для ребенка данного возраста деятельность, следствием чего является социальная несостоятельность, при которой ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для него роль в жизни и обществе в зависимости от возраста, пола, культуры, социального положения.

С принятием этих документов расширились возможности оформления инвалидности детям, а следовательно, увеличилось и число детей-инвалидов. Инвалидность сроком на 2 года у ребенка устанавливается при наличии затяжных психотических состояний продолжительностью 6 мес и более, умственной отсталости в степени дебильности в сочетании с выраженными нарушениями слуха, зрения, речи, функций других органов и систем, а также при наличии обусловленных психическими болезнями поведенческих расстройств, нарушений эмоционально-волевой сферы, приводящих к стойкой социальной дезадаптации. Врожденные и наследственные заболевания и синдромы, приводящие к частичному, нарушению жизнедеятельности и социальной дезадаптации, дают право на установление ребенку инвалидности сроком на 5 лет, а олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие степени идиотии или имбецильности, — на срок до достижения 16-летнего возраста.

Читайте также:  Знак вопроса при загрузке макбука

По данным ВОЗ, по частоте инвалидизации психическая патология вышла на 3-е место после легочных и сердечно-сосудистых заболеваний и составила 9,5 % от общего числа инвалидов.

К концу 1995 г. в России инвалидами вследствие психических болезней и умственной отсталости являлись 725 047 человек. По показателям первичного выхода на инвалидность (число лиц, впервые признанных инвалидами в учитываемом году) психические болезни и умственная отсталость в нашей стране занимают 5-е место. По общему же показателю инвалидности психические болезни и умственная отсталость находятся на 4-м месте (после онкологических, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний). У сельских жителей по частоте инвалидизации психические болезни стоят среди первых трех категорий наряду с сердечно-сосудистыми болезнями и травмами. По данным за 1993 г., из числа психически больных трудоспособного возраста, не имеющих инвалидности, около 20—25 % также не работают. Следует заметить, что приведенные показатели касаются только контингентов больных, наблюдаемых в психоневрологических диспансерах. Поэтому истинные масштабы инвалидности среди страдающих психической патологией лиц могут оказаться еще выше.

Помимо высокой распространенности, инвалидность вследствие психических болезней и умственной отсталости характеризуется еще рядом особенностей, касающихся длительности, стабильности, степени тяжести и тенденцией динамики.

Несмотря на отмечающееся смещение контингентов больных в сторону пациентов с амбулаторным уровнем расстройств и наблюдающееся в последние десятилетия некоторое облегчение течения психических болезней (в частности, эндогенных), продолжается нарастание числа инвалидов. Так, с 1978 по 1988 г. оно увеличилось с 29,7 до 36,9, а к 1996 г. достигло 49,02 на 10 000 населения. При этом происходит преимущественное увеличение числа инвалидов I и II групп при снижении доли инвалидов III более легкой группы (с 16,9 % в 1978 г. до 5,8 % в 1995 г.). По степени тяжести инвалидность вследствие психических болезней и умственной отсталости уступает лишь таковой при онкологических заболеваниях. Так, на конец 1995 г. 95,2 % психически больных инвалидов являлись инвалидами I и II групп.

Ни при каком другом классе болезней не отмечается и столь длительных сроков инвалидности. Из общего числа инвалидов вследствие психических болезней и умственной отсталости свыше 80 % инвалидизируются в трудоспособном возрасте, 23—25 % — в возрасте до 29 лет, 45 % — от 30 до 45 лет. Подавляющее большинство из них сразу же признаются инвалидами I и II групп. Почти 95 % признанных нетрудоспособными остаются на пенсионном обеспечении пожизненно.

Инвалидность по психической патологии отличается также стабильностью показателей степени тяжести. Более чем у 70 % больных группа инвалидности на протяжении жизни не меняется. Число больных, которым удается полностью снять инвалидность, остается небольшим — 1—3 %.

Для психических болезней и умственной отсталости характерно также увеличение числа инвалидов в старших возрастных группах, что в существенной степени обусловливается прогредиентным течением психических заболеваний при манифестации наиболее инвалидизирующих из них в среднем и пожилом возрасте.

Если первичное определение инвалидности чаще всего сопряжено с клиническими характеристиками болезни — ее тяжестью, частотой обострений заболевания и их продолжительностью, а также степенью выраженности привнесенного болезнью личностного изъяна, то к продолжительной инвалидности в значительной мере предрасполагают не только медицинские, но и личностно-психологические, а также социально-средовые факторы. К ним относятся, с одной стороны, плохая социальная приспособляемость в пре-морбиде, преобладание в структуре личности астенического радикала, слабость трудовых установок, отсутствие стойких трудовых навыков, с другой — практическая невозможность трудоустройства психически больных-инва лидов, сохранивших остаточную трудоспособность или частично восстановивших ее уровень, малая заинтересованность предприятий в приеме на работу психически больных, низкая толерантность к ним общества, неразвитость эффективной социореабилитационной службы. В последние годы переходу на инвалидность способствовали также закрытие государственных предприятий, сокращение штатов и уменьшение числа рабочих мест.

Начиная с 1990 г. возрастает число больных, обращающихся с просьбой об установлении группы инвалидности в связи с расширением на федеральном и местном уровне льгот для этой категории населения. Так, в частности, высок процент психически больных, которые переходят с пенсии по старости на пенсию по инвалидности.

Несмотря на значительные расхождения показателей между отдельными регионами, можно считать, что основную часть инвалидов вследствие психических болезней и умственной отсталости по стране в целом составляют больные шизофренией (около 40 %), умственной отсталостью (32 %) и эпилепсией (10—13 %). Но в некоторых крупных городах, в частности в Москве, число больных шизофренией среди инвалидов равно 50—60 %, а в отдельных преимущественно периферийных регионах наиболее высок процент инвалидов вследствие умственной отсталости. Эти различия, по-видимому, объясняются как популяционными особенностями соответствующих территорий, так и различиями в психиатрической диагностике.

Особое место в проблеме инвалидности занимает ранняя инвалидность, формирующаяся у детей и подростков, т.е. у больных, не достигших трудоспособного возраста. По данным ВОЗ, дети-инвалиды составляют около 2 % детского населения планеты. В Российской Федерации в общей структуре инвалидности на их долю приходится 8—10 %. В последние годы данные медицинской статистики фиксируют рост показателей ранней инвалидности в 1,5 раза. Подобная динамика отчасти обусловлена введением новых нормативных документов, расширяющих перечень медицинских показаний к признанию ребенка инвалидом. Но отчасти это отражает и происходящие в стране социоэкономические преобразования, затрудняющие процесс трудового обучения и приспособления детей с психическими нарушениями и как следствие приводящих к их инвалидизации.

Наибольшее число — около 60 % детей-инвалидов — составляют больные олигофренией; около 25 % приходится на долю страдающих шизофренией. Ранняя инвалидность чаще всего наблюдается при глубоких степенях умственной отсталости и рано манифестирующих грубопрогредиентных формах эндогенного процесса. В целом процент инвалидов среди наблюдаемых психоневрологическими диспансерами детей и подростков в сопоставлении со взрослыми контингентами сравнительно невысок (10—12 и 30—35 % соответственно), что объясняется манифестацией наиболее часто приводящих к инвалидизации эндогенных психозов преимущественно в зрелом возрасте. Лишь больные шизофренией практически с одинаковой частотой (40—45 %) становятся инвалидами как в детско-подростковом возрасте, так и будучи взрослыми.

Большинство "ранних" инвалидов являются таковыми с детства и тем не менее оформление инвалидности в таких случаях, как правило, отстает от момента выявления явных признаков дезадаптации в среднем на 3,5 года. У 36 % этих инвалидов они появляются уже в 3—4-летнем возрасте, обу-словливаясь грубыми нарушениями психомоторного развития и задержкой в усвоении навыков самообслуживания; в 33 % случаев наступление дезадаптации совпадает с началом школьного обучения (7—9 лет) и сопряжено чаще всего с интеллектуальной недостаточностью и как следствие с трудностями усвоения школьной программы; еще у */з социальная дезадаптация выявляется в 10—16 лет, обусловливаясь грубыми формами девиантного поведения, невозможностью в силу ограниченных умственных способностей дальнейшего обучения, несостоятельностью в приобретении трудовых навыков.

Ранняя инвалидность, как и инвалидность в любом другом возрасте, представляет собой многофакторную проблему. Если степень дезадаптацил ребенка или подростка прежде всего коррелирует с тяжестью его психического состояния, то для оформления инвалидности значимым оказывается и ряд дополнительных факторов: наличие сопутствующей соматоневрологи-ческой патологии, низкое качество лечебно-профилактической помощи, микросоциальное неблагополучие. Ранняя инвалидность, как и длительная инвалидность у взрослых, представляет собой устойчивый феномен: лишь 1—2 % подростков, являющихся инвалидами детства, по достижении 16-летнего возраста обнаруживают способность к удовлетворительному социально-трудовому функционированию.

Источник

Инклюзивное общение: памятка для тех, кто хочет лучше понимать людей с инвалидностью

За свою жизнь мы встречаем сотни людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. В этом материале собраны мнения экспертов в реабилитации, рассказы людей с инвалидностью и советы от их коллег, чтобы каждый из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения.

В первую очередь

Любой человек хочет, чтобы с ним общались на равных. И напротив — мало кому будет приятно, если собеседник в первую очередь обращает внимание на болезнь-ограничения, а не на человека. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью независимы и участвуют в общественной жизни без посторонней помощи, но даже если вы видите, что человек не справляется с какой-либо задачей, это не повод нарушать этикет общения. Если вы чувствуете желание помочь человеку справиться с какой-либо ситуацией, то достаточно негромко уточнить: «Простите, я могу вам чем-то помочь?»

«Если в класс или на работу пришел новый человек, и у него инвалидность, то просто поприветствуйте его. Не зацикливайтесь на инвалидности», — говорит учитель-дефектолог, методист Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Кузьмина.

Глаза в глаза, или Как следует общаться с человеком на коляске

Когда человек находится в инвалидном кресле, во время разговора с ним лучше, чтобы его и ваши глаза были примерно на одном уровне. Объяснение этому очень простое: если вы все время будете стоять, собеседнику на коляске постоянно придется поднимать голову, а вам — смотреть на него сверху вниз. Инклюзивный этикет рекомендует присесть куда-нибудь, чтобы вы и другой человек находились на одном уровне, но не следует приседать прямо возле коляски для общения с малознакомым человеком — это дурной тон и нарушение его личного пространства.

В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой люди с инвалидностью не только проходят реабилитацию, но и помогают другим уже в качестве сотрудников. «Человек на инвалидной коляске в полной мере может выполнять все те же функции, что и обычный сотрудник. Главное, чтобы его рабочее место было оборудовано должным образом. Но если работодатель приглашает специалиста с инвалидностью на работу, значит, такая возможность уже предусмотрена и человек с инвалидностью будет чувствовать себя здесь самостоятельным. Повышенное внимание к его персоне совсем ни к чему и даже может обидеть», — рассказывает Игорь Грудкин, оператор ЭВМ, сотрудник центра им. Л. И. Швецовой.

Игорь уточняет, что такие базовые вещи, как информация о существующих в организации правилах и требованиях, расположение кабинетов — это то, о чем рассказывают всем новым сотрудникам — неважно, есть у них инвалидность или нет. Для сотрудника с инвалидностью, как и для любого нового члена коллектива, важны участие коллег и уважительное отношение.

В Ресурсном центре для инвалидов (РЦИ) работает специалист с нарушениями опорно-двигательного аппарата Анжела Исмаилова. Каждое утро, встречаясь с другими сотрудниками у входа или на лестнице, Анжела всегда пропускает коллег вперед, хотя другие работники учреждения готовы подождать. «Если вы встречаетесь в дверях или на лестнице с человеком, который передвигается медленнее вас или испытывает какие-либо трудности в передвижении, совершенно нормально спросить, не нужна ли ему помощь, но также допустимо спросить, можно ли его обогнать и пройти вперед», — поясняет Евгения Нестерова, заместитель директора РЦИ.

Сотрудники Центра реабилитации инвалидов «Царицыно» в основном проводят комплексную реабилитацию людям с детским церебральным параличом. При работе и общении с людьми с ДЦП следует помнить, что им присущи гиперкинезы — непроизвольные движения тела или конечностей. Также не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника — просто создайте вокруг него больше свободного пространства.

Следует помнить, что в отдельных случаях люди с ДЦП имеют проблемы с речью. В разговоре с таким человеком нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. «Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника», — заключает Юлия Киселева, логопед центра «Царицыно».

Важно помнить, что инвалидная коляска, опорная трость и другие средства, облегчающие передвижение, являются частью личного пространства человека, которое необходимо уважать.

Неслышащие сотрудники и язык жестов

Марина Аврина, специалист по социальной работе, живет с нарушениями слуха. На протяжении 20 лет она работала учителем в школе для неслышащих детей, а сейчас занимается информационным направлением в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла». Марина рассказал, как общаться со слабослышащими людьми на работе и как помочь им чувствовать себя комфортно в коллективе.

«Коллеги относятся ко мне как к равноценному партнеру, руководство не принижает мои способности и всячески поддерживает мое творческое начало», — делится Марина. Она начала работу в центре «Ремесла» в апреле 2021 года, но уже успела выпустить два социальных ролика и более 20 публикаций для социальных сетей.

Если вы общаетесь со слабослышащим человеком, которого сопровождает сурдопереводчик, смотрите в глаза не переводчику, а вашему собеседнику. Старайтесь, чтобы ваши лицо и рот были видны: многие люди с нарушенной функцией слуха хорошо умеют читать по губам. Марина Аврина подчеркивает, что в период масочного режима общение между говорящим и глухим человеком затруднено. Поэтому перед тем, как задать вопрос или передать нужную информацию, лучше снять маску — так человек сможет видеть артикуляцию собеседника.

Если в учреждении звучит объявление по громкоговорителю, необходимо лично предупредить сотрудника с нарушениями слуха или отправить ему сообщение в мессенджере. Также человек с нарушениями слуха всегда будет рад, если вы проявите интерес к изучению жестового языка и будете знать хотя бы несколько базовых слов.

«Привет, я Коля!»: правила общения с незрячими людьми

Обращаясь к любому человеку, в первую очередь нужно поздороваться. Но если ваш собеседник — слабовидящий или незрячий человек, важно не просто поприветствовать его, но и назвать свое имя, а в случае, если вы не одни, представить всех участников разговора. В неформальной обстановке можно дополнительно описать внешность или какие-то характерные черты говорящих.

Сотрудники пансионата для инвалидов по зрению рассказали о своем коллеге Николае Чикляеве, который работает в отделе социальной реабилитации и психологической поддержки и с детства не видит. «Мы не теряемся, общаемся на равных и стараемся не обидеть неосторожными высказываниями», — говорит Степан Борисов, коллега Николая, специалист по социальной работе пансионата. Во время общей беседы сотрудники пансионата не забывают пояснять своему незрячему коллеге, к кому в данный момент обращаются, и обязательно называют себя.

Если человеку с нарушениями зрения требуется помощь, его не тащат за собой, а направляют и при необходимости дают краткое описание местности, обязательно предупреждают о препятствиях на пути. При спуске или подъеме по ступенькам человека сопровождают.

В первые рабочие дни сотрудника с нарушениями зрения не нужно усаживать: достаточно направить руку на спинку стула или подлокотник, тем самым предоставляя возможность потрогать предмет, обозначив рабочее место. Для незрячего человека это означает «видеть руками».

Инклюзия с малых лет: как общаться с детьми с инвалидностью

Но мало кто обладает большими знаниями и опытом взаимодействия с незрячими людьми, а особенно с детьми, чем специалисты Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1). Сотрудники дошкольного отделения этого учреждения с первых дней обучения в детском саду помогают открыть окружающий мир незрячему ребенку — мир предметов, запахов, звуков. Ребят учат взаимодействовать с окружением и ориентироваться в пространстве. Ежедневные занятия и выезды в парки, музеи и игровые зоны помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения быстрее социализироваться. «Я уже жду не дождусь, как стану первоклассником и буду вместе с другими детьми ходить на уроки, играть на переменах и ездить в летний лагерь! Я уже учусь ходить с белой тростью», — поделился семилетний Петя, выпускник дошкольного отделения ШОР № 1.

Читайте также:  ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ

«Взрослые и дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто чувствительны к изменениям погодных условий, — рассказывает Юлия Петровичева, педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра. — Поэтому если при общении с вами такой человек проявляет повышенную раздражительность или нервозность, то причина может крыться в метеозависимости. В такой ситуации педагог может поддержать ребенка, немного снизив темп занятия и объем учебной нагрузки, добавив больше игровой деятельности, рассказав интересную историю или сказку, а может быть, приглушить свет и дать ребенку 5–10 минут отдохнуть».

При общении с детьми, имеющими особенности здоровья и развития, специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76 рекомендуют быть вдвойне внимательными и терпеливыми, но не забывать о том, что ребенок должен ощущать себя наравне с другими детьми. Даже детям с ограниченными возможностями здоровья гиперопека может только навредить: ребенку нужно постепенно учиться самостоятельности и отстаиванию своих личных границ.

Учителя Центра реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) поделились особенностями обустройства учебного процесса для детей с синдромом гиперактивности. «В процессе урока таким деткам нужно давать возможность на короткое время переключить внимание, но не нужно резких замечаний типа „сядь ровно“ или „не крутись“. Лучше всего выполнить двигательную „разрядку“», — говорит Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7. Она также отметила, что каждые 15–20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультминутку, а во время коллективных игр ребенка с синдромом гиперактивности стоит ограничить лишь одним партнером.

Доверие и сотрудничество — это то, на чем должно строиться общение с любым ребенком. Предлагайте помощь только тогда, когда это действительно необходимо, стремитесь к созданию атмосферы взаимоуважения, чтобы дети не стеснялись к вам обращаться. А вот хвалить детей с инвалидностью или ОВЗ следует только за реальные успехи — они не должны чувствовать себя оторванными от остальных.

В заключение

Последнее универсальное правило — не забывать об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении. Даже если вы что-то сказали не так и где-то ошиблись, ваши искренность и открытость намного важнее, чем беспрекословное соблюдение этикета.

Читайте также

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Лекция №6. Правила общения с людьми с инвалидностью

Люди с инвалидностью — это такие же люди, как и все остальные, только имеющие определенные особенности. Поэтому и общаться с такими людьми следует без излишней заботы, жалости, растерянности и любопытства. Конечно, у каждого человека есть индивидуальные потребности и пожелания, но существуют стандартные правила, которые необходимо соблюдать при контакте с человеком или группой людей с инвалидностью.

Основные правила этикета при общении с людьми, имеющими ограничения по здоровью:

1. Разговаривая с человеком, обращайтесь непосредственно к нему самому, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику.

2. Знакомясь с человеком, вполне допустимо аккуратно пожать ему руку — даже тем, кто с трудом двигает рукой, или кто использует протез.

3. Предлагая помощь, подождите, когда ее примут, а затем спрашивайте, что и как лучше сделать. Если что-то непонятно, не стесняйтесь переспросить.

4. Обращайтесь по имени к детям с инвалидностью, а к подросткам и старше — как ко взрослым.

5. Абсолютно корректно говорить незрячему: «Увидимся» или «Посмотри на это», а неслышащему: «Вы слышали об этом?». Пропуская человека на инвалидном кресле вперед, следует говорить: «Проходите!».

6. Общайтесь с человеком на равных. Например, если человек страдает церебральным параличом, то он прекрасно понимает все, что ему говорят. Поэтому не нужно разговаривать с ним громко и чересчур четко.

7. Если вы видите, что человек прекрасно справляется с чем-либо сам, то не следует предлагать ему помощь.

А теперь давайте рассмотрим правила коммуникации с каждой нозологической группой в отдельности.

Люди, передвигающиеся на кресле-коляске

  • Кресло-коляска — это личное пространство человека, поэтому ни в коем случае не облокачивайтесь на нее и не толкайте, не получив на это разрешение.
  • Нельзя оказывать помощь без согласия самого человека, сначала необходимо спросить, нужно ли ее оказывать.
  • Если ваше предложение о помощи принято, уточните, что и как нужно сделать, а затем четко следуйте рекомендациям.
  • Если вам разрешили передвигать кресло-коляску, стоит начинать движение медленно. Устройство быстро набирает скорость, а резкий толчок может привести к потере равновесия.
  • Заранее поинтересуйтесь, что делать, если на пути возникнут архитектурные барьеры.
  • Не хлопайте человека, находящегося в кресле-коляске, по спине или плечу, это может вызвать болевые ощущения.
  • Во время общения лучше расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором собеседнику приходится запрокидывать голову.

Пропуская человека на кресле-коляске вперед, всегда говорите: «Проходите!», но ни в коем случае не говорите: «Проезжайте!».

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Человеку с ОДА легче садиться и вставать с высокого сиденья (от 0,5 м) с подлокотниками и спинкой, поэтому следует предлагать ему сиденья только такого типа.
  • Не следует настойчиво просить человека присесть, если он этого не хочет.
  • Мягкие низкие кресла и диванчики ему не подходят. Поэтому человеку с ОДА проще прислониться к стене для отдыха, чем садиться и вставать с мягкого низкого сиденья.

Люди, частично или полностью лишенные зрения

  • Всегда обращайтесь к своему непосредственному собеседнику, а не к его зрячему компаньону.
  • Для того чтобы поздороваться с человеком, допустимо стандартно поприветствовать его или слегка дотронуться до его руки и представиться.
  • При встрече с человеком обязательно представьте себя и тех людей, которые пришли вместе с вами.
  • Обязательно предупреждайте человека заранее и вслух о тех действиях, которые собираетесь совершить.
  • Абсолютно нормально употреблять в разговоре слово «посмотрите», так как для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Предлагая свою помощь, не нужно тащить человека за собой. Опишите кратко, где вы находитесь, и предложите взять вас под руку или за плечо. Заранее предупреждайте его о препятствиях: ступенях, спусках, ямах, низких потолках и т.д.
  • Не командуйте, не трогайте и не играйте с собаками-проводниками — это не обычное домашнее животное, а основной помощник незрячего человека.
  • Предлагая человеку сесть, не усаживайте его сами, а направьте руку на спинку стула или кресла.
  • Если вы предлагаете потрогать какой-то предмет, то предоставьте возможность сделать это свободно.
  • Если вас попросили помочь взять какой-то предмет — просто подайте его, а не тяните кисть незрячего к предмету и не берите этот предмет его рукой.
  • При общении с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому обращаетесь.
  • Если вы заметили, что человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, а подойдите и помогите найти верное направление вместе с ним.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите человека строго перпендикулярно.
  • Передвигаясь, не делайте рывков и резких движений.

Люди с нарушением слуха

  • Всегда подходите к неслышащему человеку спереди, не говорите ему в спину.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, используйте жесты, также допустимо аккуратно похлопать его по плечу в том случае, если он стоит к вам спиной.
  • Разговаривая с человеком, смотрите прямо на него.
  • Никогда не используйте слово «глухонемой», оно является оскорбительным. Корректно говорить: неслышащий или человек с нарушением слуха.
  • При разговоре с человеком старайтесь не загораживать лицо руками, не отворачивайте и не опускайте лицо вниз, не затеняйте его волосами или чем-то еще.
  • Говорите артикуляционно четко и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то, так как по губам можно прочитать лишь часть слов.
  • Активно используйте мимику лица, а жесты стоит использовать в умеренном количестве.
  • Ни в коем случае не кричите в ухо, особенно в ухо со слуховым аппаратом.
  • Следует использовать упрощенные предложения и избегать несущественных слов.
  • Если собеседник просит повторить предложение, попробуйте его перефразировать.
  • Убедитесь, что человек вас понял, не стесняйтесь спросить об этом.
  • Общаясь через сурдопереводчика, обращайтесь непосредственно к собеседнику, а не к сопровождающему.
  • Если существуют трудности при устном общении, предложите продолжить общение в письменной форме или воспользоваться онлайн переводчиком для людей с нарушением слуха.

Люди с ментальными нарушениями

  • Разговаривая с человеком, старайтесь использовать максимально простые фразы.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Терпеливо ждите, когда человек сам закончит фразу, позволив ему выговориться.
  • Слушайте его внимательно и не поправляйте, даже если догадались о значении фразы.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Если вы спешите, лучше извинитесь и договоритесь об общении позже.
  • Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  • Если вам не удалось понять собеседника, попросите произнести слова по буквам.
  • Если разобрать слова сложно, попросите человека написать то, что он хочет, на листе бумаги.

Обобщая все рекомендации, изложенные выше, можно сделать главный вывод об общении с людьми с инвалидностью — следует быть естественным и общаться на равных. К сожалению, большая часть современного общества в странах постсоветского пространства по-прежнему не готова воспринимать людей с ограниченной мобильностью, как равных, себе подобных.

Создание доступной среды, обширной нормативно-правовой базы, системы социальной защиты не устраняет барьеры взаимного восприятия между людьми с инвалидностью и остальной частью общества.

Всем нам следует приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ведь привитие этически выдержанной и грамотной терминологии, а также выработка культуры общения и восприятия людей с инвалидностью являются основополагающими в вопросе их полноценной интеграции в общество.

Поэтому, даже если мы считаем себя воспитанными и тактичными людьми, будет не лишним ознакомиться с рекомендациями, которых желательно придерживаться при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

И, конечно, совершенно неприемлемо использовать слова, понятия и фразы, являющиеся оскорбительными по отношению к таким же людям, как мы: «неполноценный», «даун», «калека» «умственно отсталый», «больной», «ненормальный» и т.п.

Инвалидность – это не медицинский диагноз, а, следовательно, не стоит руководствоваться сомнительными стереотипами, заложенными в нас предыдущими поколениями. Изменять такое положение вещей необходимо с помощью социально-просветительской работы в данном направлении. По этой причине неоценима роль обучения персонала, напрямую работающего с клиентами правилам общения и оказания ситуационной помощи посетителям с инвалидностью.

Источник



Личный опыт: как оформить инвалидность

Пока я оформлял инвалидность своей маме, она умерла. Позже я узнал, что это типичная ситуация.

Алексей Кашников оформлял инвалидность родственникам Профиль автора

Инвалидам предоставляют льготы, делают выплаты и бесплатно дают средства реабилитации, например медицинскую кровать, кресло-каталку или подгузники. Т⁠—⁠Ж уже рассказывал об этом. В итоге жизнь больного должна стать легче.

Но получить или повысить группу трудно: нужно собрать много документов, пройти нескольких врачей, а потом медико-социальную экспертизу. Часто пациенту приходится сидеть в очередях, носить бумаги из кабинета в кабинет или ездить в другую больницу. Мы тоже с этим столкнулись и сначала решили ничего не оформлять. В поликлинике от оформления инвалидности тоже отговаривали.

Потом оказалось, что больной или его родственники не обязаны много ходить, ждать в очередях и искать нужных врачей. Сначала я оформлял инвалидность для своей мамы, а потом для бабушки, поэтому изучил весь процесс. Маме присвоить группу не успели, но с бабушкой это получилось. В статье расскажу, как себя вести, чтобы затратить минимум времени на получение инвалидности.

Кому дают инвалидность

Порядок получения инвалидности прописан в постановлении правительства № 95, его еще называют «Правила признания лица инвалидом».

Инвалид — это человек со стойким расстройством здоровья, которое ограничивает его в повседневной жизни. Например, человек, который не может сам себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать свое поведение или работать. Причина может быть любой: травма, болезни, врожденные пороки развития.

В зависимости от тяжести заболевания могут присвоить первую, вторую или третью группу инвалидности: первая — самая тяжелая. Группу могут повысить или понизить, если состояние больного ухудшилось или улучшилось.

Минтруд прописал критерии, как определять группу инвалидности, но разбираться в них необязательно. Они понадобятся, если инвалидность не дадут или вас не устроит полученная группа.

В нашем случае была онкология. У бабушки и мамы уже была инвалидность, но когда они перестали ходить, я делал им первую группу.

Как и кто дает инвалидность

Чтобы получить инвалидность, нужно пройти два этапа: получить направление на медико-социальную экспертизу — МСЭ — и пройти эту экспертизу. Направление по форме 088/у-06 дает медицинская организация, которая обслуживает больного. Обычно это поликлиника, к которой он прикреплен по полису ОМС.

На МСЭ может также направить пенсионный фонд или соцзащита, но для этого им необходимы документы, подтверждающие заболевания. Поэтому к врачам идти все равно придется.

Поликлиника, ПФР или орган соцзащиты могут отказать в направлении, но тогда они обязаны выдать справку.

Направление на МСЭ поступает в бюро МСЭ — это государственная организация, которая проводит экспертизу и присваивает группу инвалидности. Бюро работают по территориальному принципу: в регионе их несколько, и экспертизу проводит бюро по месту жительства.

Со справкой об отказе в направлении можно обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро МСЭ осмотрят пациента, сами направят на дополнительные обследования, после чего примут решение. Когда я консультировался в нашем бюро, мне сказали, что справка об отказе — это редкость. Если человек действительно серьезно болен, медики не станут официально отказывать.

Бюро по месту жительства входят в состав регионального бюро МСЭ, которое подчиняется Министерству труда и социальной защиты РФ. Например, в составе главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области 25 бюро МСЭ. В бюро инвалид получает справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА. В программе перечисляют технические средства реабилитации — ТСР, которые после получения инвалидности дают бесплатно.

Читайте также:  Вопросы парню про любовь и отношение что было бы если

ТСР — это приборы, приспособления и инструменты, которые облегчают инвалиду жизнь. Например, инвалидное кресло, сиденье для ванной или прикроватный туалет. Лекарства не относятся к ТСР.

Как получить направление на МСЭ

Теоретически получить направление на МСЭ несложно. Для этого нужно только пройти обследования, а все остальное поликлиника сделает сама. Услуга бесплатная.

Вот как должен выглядеть процесс. Пациент наблюдается в поликлинике, и участковый терапевт видит, что его состояние соответствует определенной группе инвалидности. Тогда терапевт выписывает направления на анализы, осмотр узкими специалистами и другие обследования. Если больной не в состоянии прийти на обследования, все делают на дому.

Результаты приходят в кабинет клинико-экспертной комиссии. В нашей поликлинике этим кабинетом руководит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе — КЭР. Этот чиновник отвечает за работу с инвалидами: организует врачебную комиссию, оформляет направление и передает его в бюро МСЭ по месту жительства. Дальше начинает работать бюро.

В этой схеме могут отличаться какие-то детали в зависимости от ситуации. Например, мы уже рассказывали, как получить направление на МСЭ при производственной травме. Но общий принцип такой: пациент только проходит обследования, а всем остальным заниматься не обязан.

Какие могут быть препятствия

На практике, как только человек решил получить направление на МСЭ, он попадает в ад. Я опишу возможные препятствия и способы их решения. Надеюсь, вам повезет и вы с ними не столкнетесь.

Заберите свое у государства!
Как получать вычеты, льготы и пособия, рассказываем в нашей рассылке раз в месяц. Подпишитесь!
Подписаться

Препятствие 1 Участковый не занимается инвалидностью

Сами врачи вряд ли предложат начать оформлять инвалидность. В «Правилах признания лица инвалидом» сказано, что направить должна медицинская организация, но не сказано, что инициатива должна исходить именно от нее и, тем более, от участкового терапевта.

Даже если попросить участкового врача заняться инвалидностью, он может отказать. Например, предложит прийти в кабинет к заместителю по КЭР в рабочее время. Первую лишнюю очередь придется отстоять именно там.

В моем случае так и произошло. У мамы уже была вторая группа инвалидности, но, когда она перестала ходить, никто не предложил оформить первую группу, хотя поликлиника была в курсе. Когда я сам попросил об этом, участковый терапевт направила меня к заму по КЭР.

Инвалидностью бабушки сначала занималась моя тетя, но ситуация была похожая. Сначала тетя потеряла много времени в очередях, а потом заместитель по КЭР вообще отговорила ее: мол, в деньгах особо не выиграете, а хлопот с этим предстоит еще много, да и бабушке недолго осталось.

Садизм состоял в том, что приемные часы по вопросу инвалидности в нашей поликлинике — только вторник с 8 до 12, предварительной записи нет. Людей набирается много: чтобы попасть на прием, приходить нужно к восьми утра или раньше. Тем, кто сумеет прорваться, заместитель по КЭР выдаст направления на обследования, кто не попадет — приходит в следующий вторник.

Когда я занялся инвалидностью мамы, меня это не устроило. Я три дня пытался дозвониться в кабинет клинико-экспертной комиссии, а потом написал главврачу. Подождал неделю — никто не отреагировал. Тогда я отправил жалобы в Минздрав и прокуратуру Омской области через формы на сайтах и зашел к заму по КЭР в обеденное время, когда очереди не было. Она сначала наорала, но потом сказала, что уже занимается моим вопросом. И действительно, дальше все пошло без моего вмешательства: в течение двух недель все осмотры и анализы маме сделали на дому.

Вскоре я получил письменный ответ, что форма 088/у-06 готова. Передавать в бюро ее не стали, потому что за день до этого мама умерла.

Тогда я вернулся к бабушкиной инвалидности и сразу пошел к заму по КЭР в неприемное время, чтобы избежать очереди. Теперь она не стала отговаривать и организовала обследования на дому. Это заняло две недели.

Что я советую. Не стойте в лишних очередях. В «Правилах признания лица инвалидом» не сказано, что для формирования направления на МСЭ пациент должен посещать кабинет клинико-экспертной работы или пройти беседу со специалистом по КЭР.

Если участковый врач откажется начать оформлять инвалидность и к специалисту по КЭР без очереди не попасть, сразу обращайтесь к главврачу с письменным заявлением о желании получить направление на МСЭ. Попросите сделать такое направление либо выдать справку об отказе. Форма заявления свободная.

К заявлению приложите выписки из других лечебных учреждений, копию паспорта и СНИЛС. Если делаете направление родственнику, приложите доверенность на ваше имя в свободной форме и копию своего паспорта. Заверять доверенность у нотариуса не нужно. Заявление в двух экземплярах отнесите в приемную главврача и зарегистрируйте — себе заберите один экземпляр со штампом секретаря.

Если реакции не будет либо будут настаивать на посещении кабинета клинико-экспертной работы или других лишних действиях, обращайтесь в региональный Минздрав. Можете усилить жалобой региональному уполномоченному по правам человека.

Если и Минздрав не отреагирует, пишите в прокуратуру жалобу на непринятие мер Минздравом. Также в прокуратуру имеет смысл жаловаться на поликлинику, если обоснуете, где они нарушают закон. Например, я доказывал, что у меня вымогают взятку в обмен на направление. Поскольку в клевете меня так никто и не обвинил, видимо, я оказался близок к истине.

Цель жалоб не наказать поликлинику, а добиться, чтобы они сделали все без лишних хождений с вашей стороны. Все обращения можно подавать электронно. На сайтах ведомств ищите разделы вроде «Интернет-приемная», «Обращения граждан» или «Подать обращение». Если видите телефон горячей линии, можете звонить. Я заметил, что на телефонные обращения реагируют оперативнее, но после письменных заявлений вопросы решаются проще.

В итоге так будет быстрее, чем сидеть в больничных очередях. Впереди еще много препятствий, поэтому чем раньше привлечете к себе внимание, тем проще будет потом.

Препятствие 2 Требуют нотариально заверенную доверенность

Когда я принес заявление главврачу вместе с простой доверенностью, секретарь сказала мне, что без нотариальной доверенности поликлиника не будет оформлять направление для моей мамы.

На самом деле это незаконно. В гражданском кодексе прописано, когда доверенность должна быть нотариально удостоверена, и оформления направления на МСЭ в перечне нет. Без нотариально удостоверенной доверенности не обойтись, только если вы пойдете в бюро МСЭ вместо родственника, но ходить туда необязательно.

В поликлинике же подойдет доверенность, просто подписанная вашим родственником. Можете использовать мой шаблон или составить свой текст.

Что я советую. Если будете вызывать родственнику нотариуса по другим вопросам, сделайте заодно нотариальную доверенность на представление интересов в поликлинике, бюро МСЭ, МФЦ, пенсионном фонде и соцзащите. Где-нибудь она может пригодиться. Но приглашать нотариуса только ради подачи документов для получения инвалидности не стоит. В этом деле сможете обойтись без него.

В поликлинике объясните, что требовать нотариальное удостоверение незаконно с их стороны, и попросите оформить направление на МСЭ на основании простой доверенности. Раз родственник не может ходить, поликлиника должна наблюдать его на дому. Если не верят, пусть у больного и уточнят, давал ли он вам доверенность.

Порядок действий, если дело не сдвигается, — как в случае с лишними очередями: заявление главврачу, жалобы в региональные Минздрав и прокуратуру. Прокуратура уместна, поскольку поликлиника выдвигает незаконное требование. Еще можно пожаловаться уполномоченному по правам человека.

Препятствие 3 Заставляют носить бумаги по кабинетам

Если инвалид может прийти в поликлинику, он должен сходить на обследования. Если не может — врачи сами придут на дом, но пройти осмотры и сдать анализы все равно надо. В результате каждый врач напишет заключение. От пациента могут потребовать прийти за этими документами и отнести в кабинет клинико-экспертной работы или еще куда-нибудь. То же самое с результатами анализов и других исследований. Когда будет готово само направление по форме 088/у-06, пациенту предложат забрать его и отвезти в бюро МСЭ.

Так инвалид или его родственник превращается в курьера. Врачи назначают время, когда нужно прийти, собрать бумаги по разным кабинетам, найти анализы, амбулаторную карту и отнести, куда скажут. Если заключения будут готовы в разные дни, приходить придется несколько раз. По ходу этого нужно ждать в очередях под разными дверями.

На самом деле таких обязанностей у инвалида нет. Поликлиника в состоянии разобраться с этим без участия больного. Отнести документы с третьего этажа на пятый может сам врач, заместитель по КЭР, медсестра или другой сотрудник. Направление на МСЭ поликлиника обязана отправить в бюро сама в течение трех рабочих дней с момента, когда оно будет готово.

Моих родственников осматривали на дому, но после визита врачи каждый раз говорили, что теперь я должен прийти к ним за заключением такого-то числа. На вопрос «Почему я?» отвечали, что такой порядок. Я говорил, что заместитель по КЭР сама все заберет, — врачи делали круглые глаза.

Я никуда по этому вопросу не ходил, а направления моим родственникам сделали. Значит, кто-то из медиков все-таки взял курьерские функции на себя.

Что я советую. Не соглашайтесь на роль курьера. Если перед этим вы уже письменно попросили сделать вам направление на МСЭ, этого достаточно. Ваша задача — ухаживать за больным, если вы родственник, или лечиться, а не бегать по кабинетам. Попросите врачей или зама по КЭР разобраться в этом без вашего участия. Не соглашайтесь отвезти готовую форму 088/у-06 в бюро — пусть передают сами.

Как и куда жаловаться, если дело не движется, я описал выше.

Препятствие 4 Не могут провести необходимые обследования

Это уже объективная трудность. Если дело в том, что нет талонов — хорошо. Как быть в таком случае, я уже писал. Чаще всего, обследования вам должны сделать в течение 14 дней независимо от наличия талонов.

Хуже, если в поликлинике действительно нет нужного специалиста или оборудования. Если инвалид может передвигаться — вопрос решаем. Человека обязаны направить туда, где такие специалисты или оборудование есть. Он сам съездит в больницу.

Но если это лежачий больной, однозначного решения нет. Врачи из другой больницы не обязательно поедут на дом, и я не знаю, как их заставить. В нормативных документах не сказано, кто должен в такой ситуации организовать транспортировку. Сумма, которую вы потратите на перевозку инвалида, часто оказывается больше, чем он получит в виде льгот и выплат в связи с инвалидностью.

В случае с моей бабушкой понадобились консультации онколога из онкодиспансера и стоматерапевта — редкого специалиста, который есть в нашем онкодиспансере. Стома — это трубка, например, из кишечника или мочевого пузыря, а стоматерапевт — врач по таким трубкам.

Везти бабушку в онкодиспансер своими силами стоило бы около 7 тысяч рублей — я отказался и потребовал от сотрудников поликлиники как-то решить вопрос. Они сделали форму 088/у-06 без этих специалистов и направили ее в бюро в таком виде. Пройти онколога и стоматерапевта от нас потом требовали еще раз уже на этапе экспертизы МСЭ, но первую группу в конце концов дали без этих обследований.

Часто для направления на МСЭ требуется заключение психиатра. Психиатров в поликлиниках по месту жительства нет, они работают в психиатрических больницах. Здесь проблемы нет: психиатров можно вызвать на дом, для этого даже не нужны талон и направление из поликлиники. Порядок выезда психиатров зависит от конкретного учреждения, узнать его можно в регистратуре или контактном центре по телефону.

Бесплатно психиатр должен прийти в течение двух недель, за деньги — в ближайшие пять рабочих дней. В бесплатном варианте врач сам звонит и предупреждает, когда именно приедет.

Моим родственникам для оформления инвалидности психиатр не потребовался.

Что я советую. Если просто нет талонов, ссылайтесь на программу госгарантий: требуйте, чтобы обследования сделали в указанный срок независимо от наличия талонов. Обращайтесь за помощью в страховую компанию, к главврачу, в территориальный фонд ОМС и Минздрав.

Если направили в другое учреждение и больной способен ездить по больницам, придется съездить. Узнайте, как быть с результатом: его отдадут на руки сразу, попросят приехать за ним позже или передадут в поликлинику без вас. Если скажут ехать второй раз, придется это сделать. В идеале участковый терапевт или зам по КЭР выдаст форму 088/у-06 на руки, и вы поедете с ней. Тогда врач сможет вписать свое заключение в этот бланк, который вы потом вернете в поликлинику.

Узнайте у зама по КЭР, требуется ли в вашем случае заключение психиатра. Если требуется, заранее позвоните в психбольницу и запишитесь на прием или вызовите врача на дом. Также уточните, как получить заключение. В идеале на этот момент иметь форму направления на руках.

Если больной лежачий, а нужны обследования или врачи из другой больницы, почитайте, как перевозить лежачих больных. Там я описал несколько вариантов: возможно, что-то вам подойдет.

Если ничего не подходит, просите, чтобы нашли индивидуальное решение. Нормативные документы не обязывают чиновников искать выход из такой ситуации, но нигде не сказано, что инвалид должен решать вопрос своими силами.

Если помочь никто не захочет, требуйте справку об отказе в направлении на МСЭ. С ней обратитесь в бюро.

Как пройти МСЭ

Чтобы пройти медико-социальную экспертизу, нужно дослать в бюро документы, пройти комиссию и получить решение.

Дослать недостающие документы. После того как поликлиника сформирует и передаст направление на МСЭ в бюро по месту жительства, инвалид должен предоставить туда дополнительные документы:

  1. Паспорт. Понадобятся копии разворотов с фотографией и пропиской.
  2. СНИЛС.
  3. Трудовая книжка.
  4. Выписки и данные обследований, которые еще не взяла поликлиника: все, что подтверждает и описывает диагноз, состояние инвалида, проводимое лечение и его результаты.
  5. Справка об инвалидности, если инвалид повышает группу. Формально оно требуется, только если вы обращаетесь в бюро по справке об отказе, но нас попросили его предоставить. Поэтому рекомендую приложить заявление в любом случае.
  6. Заявление в свободной форме с просьбой прислать решение экспертизы почтой. Рекомендую написать его, если больной не ходит. Так и пишите: «Прошу выслать решение, справку об инвалидности и программу реабилитации почтой по такому-то адресу». Адрес укажите тот, что стоит в паспорте инвалида.

Если обращаетесь за инвалидностью вследствие производственной травмы, дополнительно потребуются:

Источник