Методика Запоминание 10 слов по А Р Лурия исследование слухоречевой памяти

Диагностика памяти

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента
Количество повторений Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед Огонь
1 + + + + +
2 + + + + +
3 + + + + + +
4 + + +
5 + + + + + +
Спустя час О О О О

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Динамика заучивания по методике «Заучивание 10 слов»

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т.д.

Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти

Для проведения исследования образной кратковременной памяти используются девять геометрических фигур, а для исследования вербально-логической памяти 12 слов:

1. Гора 7. Книга
2. Игла 8. Окно
3. Роза 9. Пила
4. Кошка 10. Вилка
5. Часы 11. Нога
6. Пальто 12. Ваза

Для предъявления слов используется метод тахистокопа.

Время экспозиции каждого элемента (слова) – 2 с, а интервал между экспозицией – 1с. Изображения геометрических фигур предъявляются в течение 10 с.

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Испытуемый садится за стол напротив экспериментатора и приступает к выполнению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры (или слова). Необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок».

В протоколе экспериментатор фиксирует время воспроизведения, количество правильно воспроизведенных элементов и ошибок.

Протокол исследования объема образной и вербально-логической кратковременной памяти
Стимульный материал Время воспроизведения, сек. Поправка на время Количество правильно воспроизведенных элементов, баллы
Геометрические фигуры
Слова

Затем подсчитывают количество правильно воспроизведенных элементов с, ошибочно воспроизведенных элементов m и пропущенных элементов n.

Основной показатель продуктивности памяти В определяется по формуле:

Время воспроизведения каждого элемента рассчитывается с учетом поправки Т.

Поправка на время воспроизведения стимульного материала

Геометрические фигуры Слова
Экспериментальное время, сек Поправка на время, баллы Экспериментальное время, сек Поправка на время, баллы
менее 5 +1 менее 4 +1
5-25 4-13
25-35 –1 13-17 –1
более 35 –2 более 17 –2

Показатель объема кратковременной памяти А вычисляется по формуле:

А = В + Т,
где В – продуктивность памяти; Т – поправка на время, баллы.

Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, подсчитывается средняя арифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные данные между собой.

Для последующего сопоставления полученных данных с другими характеристиками памяти, а также для интериндивидуального анализа необходимо перевести абсолютные значения объема кратковременной памяти А в шкальные оценки по таблице.

Читайте также:  Методики экономическая эффективность результатов

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых (например, возрастных) различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых, о степени выраженности индивидуальных различий как по одномодальным, так и по разномодальным показателям.

Источник

Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), исследование слухоречевой памяти

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.

Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов,

С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.

Они должны отвечать нескольким условиям:

1) однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);

2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол — стул; огонь — вода и т. п.).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).

Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___

Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______

до опыта___________________ после опыта_________________________

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________

Инструкции.

Инструкции для детей.

— Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкции для взрослых.

— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов.

1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

Кi — коэффициент запоминания i-го слова,

Рi — его абсолютная частота;

n — количество повторений.

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.

6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

V долговременная — объем долговременной памяти (через один час)

V6 — количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Интерпретация.

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Читайте также:  Социалка не роскошь а основа бюджета

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.

При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Тест «Пиктограмма» А.Р. Лурия (исследование памяти)

Метод Пиктограмма, предложенный А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ДИАГНОСТИКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ И ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мир изменяется стремительнее, чем мы это сможем обнаружить, особенно в зоне производства и трансляции знаний. Минусом в практике школьного обучения является тот факт, что не обращается должного внимания на формирование у учеников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Если не учитывать целенаправленность и специальную работу приемов запоминания, то они будут складываться стихийно и будут нередко, оказываться не продуктивными.

Родители и учителя огорчены при низкой успеваемости школьников. Более обидны затруднения детей в усвоении большого количества информации. С разных сторон всё чаще со всех сторон звучат жалобы на плохую память. Вследствие этого на нынешний день, соблюдать законы памяти человека, является результативной основой осмысленного запоминания. Улучшение высшей психической функции необходимо для дальнейшего прогресса человечества.

Если бы не происходило постоянное обновление такого опыта, живые организмы не умели бы приспосабливаться к быстро изменяющимся событиям в жизни. Организм бы потерял возможность совершенствоваться, если бы не помнил что с ним было, в силу того, что он приобретает, нельзя ни с чем сравнить, оно бы безвозвратно терялось. Поэтому память – это существенный познавательный процесс, который соединяет прошлое живых организмов с их будущим, и от нее зависят процессы обучения и развития.

Для человека также крайне необходима долговременная память-это вид памяти, обеспечивающий длительную удержку знаний и характеризующейся большим количеством сохраненной информации. Не менее необходима кратковременная память – удерживает и преобразовывает данные, поступающие от органов чувств и непосредственно из долговременной памяти. Вопросы, которые рассматриваются в данном обследовании интересны для каждого человека и являются необходимыми для будущих специалистов.

П. П. Блонский говорил о том, что проблема, касающая памяти, является «ровестницей психологии как науки». Память человека определяется как психофизический и культурный процесс, который выполняет на протяжении жизни многие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации[1].

Огромный вклад в разработку проблемы памяти внес И. М. Сеченов. Он выдвинул рефлекторную теорию психики, тем самым подошел к изучению долговременной памяти. Следы закреплялись и возникали в головном мозгу, И. М.Сеченов об этом говорил так «След будет сохраняться, если находится во введении долговременной памяти».

А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. В. Занков – это отечественные психологи, которые описывали исследования по проблеме развития долговременной памяти и сохранения отпечатков прошлого опыта. Безусловно все эти исследования представляют собой ценность [4].

Кратковременная и долговременная память имеют взаимосвязь между собой и работают как единое целое. Р. Аткинсон и Р. Шифрин – это американские ученые, которые описывали их взаимосвязь [Цит. по 3 с. 7].

Н. П. Павлов говорил о том, что физиологическая основа памяти это образование временных нервных связей которые способны восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием разных раздражителей [2].

Данная тема достаточно детально изучена и освящена такими авторами как: А. А. Смирновой, Л. С. Выгодским, П. И., Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, Л. И. Купреяновым, А. Р. Лядиус, А. Н. Шлычковой, и в настоящее время эта проблема является актуальной.

С целью диагностики кратковременной и долговременной памяти детей младшего и среднего школьного возраста было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 18 детей 2 класса, которые составили 1 группу и 18 детей 5 класса которые составили 2 группу испытуемых МБОУ Починковская СОШ с. Починок. Нами использованы следующие методики: «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия), «Определение объема кратковременной зрительной памяти» (Р. С. Немов). Данные, полученные с помощью методики «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия), представлены в таблицах 1, 2.

Особенности развития памяти в 1 группе испытуемых, согласно методике «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)

Источник



Методики определения характеристик долговременной памяти

Механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее отбор по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия.

Методика диагностики оперативной памяти

Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени — 4—5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Методики определения характеристик долговременной памяти

Долговременная память — блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.

Читайте также:  Причины принятия Русской Правды

Методика №1. Запоминание двадцати слов теста.

Ход работы:Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов — результат удовлетворительный, если к третьему — хороший. При условии, что количество запомненных слов увеличивается и устанавливается максимальным, можно сказать, что психологической истощаемости не отмечается. Если тестируемый запоминает мало слов и после двух-трёх повторений воспроизводит их всё меньше, то с полной уверенностью говорят, что наблюдается психологическая истощаемость. Если помимо нужных слов человек начинает высказывать свои, не предлагаемые в тесте, то данный момент расценивается как признак ослабления психической деятельности.

Текст запоминается и воспроизводится со связью по его смыслу.

Тест долговременной памяти. По происшествии около 30 минут повторяют слова. Если две трети слов — удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

Качество запоминания вы сможете вычислить по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 2.

В течении минуты прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы десять основных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя исходную последовательность. В 1912году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход <Титаник>, шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой — айсбергом.1) Получил пробоину и стал тонуть.2) <Спустить шлюпки!> — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно.3) Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети — к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса>, — раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду.5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку.6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом.7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку.8)Послышался щелчок — это капитан выстрелил из пистолета.9) Трус упал на палубу мертвый.10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула: количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов

Сложив цифры, полученные по обоим методикам, потом разделив сумму пополам, вы найдёте среднюю продуктивность запоминания.
90-100 — отличный результат;
70-90 — очень хороший результат;
50-69 — хороший;
30-49 — удовлетворительный;
10-29 — плохой;
0-9 — очень плохой.

72)Диагностика внимания. Основные характеристики внимания: объем, концентрация устойчивость, распределенность, переключаемость

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Свойства внимания — направленность, объем, распределённость, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль) , не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания —направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания —степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.

Переключаемость внимания —скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека —уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других —менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания —необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы,

Устойчивость внимания —продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Источник