Методы исследования и диагностики креативности

Круги Э. Вартегга — Анализ проблем игромании

Проективные методы исследования личности являются, пожалуй, одной из самых сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это затрагивает практически все аспекты: Разработка проективных тестов, их адаптация, утверждение и применение, подготовка квалифицированных специалистов для работы с ними. Интерес психологов к проективной диагностике не ослабевает уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью они не только получают любые знания о личности. Часто они служат рабочим инструментом для проверки того или иного теоретического положения. О важности места, занимаемого проективными методиками в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, основанные во многих странах специальные научные институты и общества, а также периодические публикации, выходящие на разных языках.

Традиционно считается, что работы Э. Варттега, В. Вундта и Ф. Гальтона были исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов. Им приписывают первое использование метода свободных («вербальных») ассоциаций. В этой области также работали такие психологи, как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли и другие. Абрамов, Дж. Келли, Д. Краут и Т. Кан. Термин «проекция» был введен Л. Франком для обозначения метода исследования. Проективные методики используются для изучения структуры мотивации, активности личностных черт, восприятия характерных особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений. Цель работы: характеристика проективных методик как метода психодиагностики, рассмотрение их классификации и возможностей применения в прикладной и практической психологии.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную склонность людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов и общей психической организации. Фактически, это первое применение концепции проекции в психологических исследованиях. В то же время G. Мюррей, который был хорошо знаком с психоаналитической работой, что защитные механизмы могут проявляться или не проявляться в процессе проекции. До этого времени теоретическая концепция проекции применительно к изучению личности не была сформулирована. Но именно книга Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921) произвела настоящую революцию. Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности — этап ее проективного изучения.

Круги Э. Вартегга - Анализ проблем игромании

Анализ проблем игромании

На сегодняшний день существует множество методов лечения, которые отличаются эффективностью, но не достигают состояния полной эмоциональной независимости от азартных игр. Кроме того, новая форма зависимости еще слишком мало изучена. По этой причине информация о зависимости с точки зрения азартного игрока представляет научный интерес.

Исследование включало: 1) углубленное интервью с зависимой личностью; 2) изучение индивидуальных психологических характеристик с использованием методов исследования личности «Дом — дерево — человек» Дж. Книга, психогеометрический тест (на основе теста Вартегга), добровольный рисунок, автопортрет, полевое исследование. В исследовании принимал участие 22-летний мужчина, имеющий опыт азартных игр на игровых автоматах более 4 лет и в настоящее время являющийся членом Анонимных Игроков. Восприятие исследователем зависимости формировалось на основе личного опыта, общения группы ИИ с другими азартными игроками и бесед с психологом.

Все признаки данного вида эмоциональной зависимости, описанные в научной литературе (неспособность остановить азартные игры силой воли, денежные долги, нарушение межличностных отношений, состояние депрессии и т.д.), были обнаружены в поведении и психологическом состоянии исследователя на период азартных игр. Проективная психодиагностика также выявила основные признаки эмоциональной зависимости, характерные для азартного игрока: компенсаторное преувеличение себя в фантазии, желание отступить, поиск ободряющих и вознаграждающих чувств, осознанное желание сохранить контроль над собственным поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т.д. Также были выявлены черты характера и стремления, которые присущи субъекту еще до возникновения зависимости и могут иметь отношение к развитию зависимости: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значимости материальных ценностей.

Содержание интервью подтверждает основные результаты существующих исследований (в основном западных ученых): первым стимулом для человека начать играть в азартные игры является возможность выиграть деньги. Впоследствии игроку начинает требоваться опыт возбуждения, ощущения, сходные по содержанию с эйфорией.
По большому счету, риск формирования аддиктивного поведения следует рассматривать в единстве личностных качеств и социальных факторов (прежде всего, неспособность обеспечить себе комфортные условия существования в реальной жизни). Иллюзия возможного крупного выигрыша в первые дни игры также выступает в качестве основного фактора риска (именно этот момент подчеркивает интервьюируемый: первый удачный исход игры с высокой вероятностью приводит к повторным посещениям игорного зала, такая ситуация также имела место у большинства членов ИИ).

Рисуночный тест Вартегга

Теории и подходы к диагностике психологического симптомокомплекса шизофрении у детей. Особенности психического развития ребенка младшего и среднего школьного возраста. Диагностика отклонения поведенческих реакций испытуемых от общегрупповой нормы.

Уровни семантической обработки (семантического кодирования) и мыслительных операций, таких как медиация, изучались с помощью проективных методик, включая рисуночный тест Вартегга.

Стимульный материал, предлагаемый испытуемым теста Вартегга, характеризуется известной степенью неопределенности, неполнотой информации.
Стимульный материал для теста Вартегга состоит из 8 тестовых коробок (квадратов с длиной стороны 4 см). Каждое поле содержит определенный символ — стимул, который должен быть «заполнен» участником теста для формирования полного рисунка (одна точка, несколько точек в полукруге, кривая, три черные точки, черный квадрат в правом верхнем углу поля теста и т.д.).

Участнику теста дается следующая инструкция: «Эти квадраты имеют неполные фигуры.
Если вы добавите к ним дополнительные линии, то получите интересные объекты или пейзажи. Постарайтесь придумать самую привлекательную картинку, какую только сможете.
Когда вы закончите работу над рисунком, придумайте для него название и напишите его внизу рисунка. Используйте его, чтобы сделать свой рисунок более осмысленным.
По мере прохождения теста записывается порядок рисования и любые комментарии, сделанные участником теста.
При обработке результатов выделяются четыре варианта ответа: Игнорирование исходного стимула, сенсорно-перцептивная обработка исходного стимула, перцептивно-смысловая обработка стимула и семантическая обработка стимула, которые соответствуют выделенным уровням обработки информации.
У одного и того же участника теста могут быть разные варианты ответов при прохождении теста.
Уровень 1 — Игнорирование стимула. Тестируемый заменяет первоначальную задачу построения образа на основе заданного предмета процессом ассоциирования, запоминания. Вместе со стимульным материалом формируется соответствующее изображение.
Стимульный материал выполняет провоцирующую, направляющую функцию, но сам не используется. Между сгенерированным изображением и исходным стимулом может не быть сходства, или может быть «перцептивное соответствие» между исходным стимулом и сгенерированным изображением, но данный стимул не интегрирован в изображение. Этот уровень также включает отказ субъекта от выполнения задания.
Уровень 2 — сенсорно-перцептивная обработка исходного стимула. Происходит трансформация этого стимула, восприятие отфильтровывается.
Этот уровень семантического кодирования характеризуется простым продолжением, повторением или связыванием заданных стимулов; стремлением к естественной организации стимульных паттернов.
Принципы такой организации были предложены в гештальтпсихологии. Это, например, принцип формы, принцип целостности, принцип единства, принцип динамичности и стабилизации, принцип симметрии и беременности.
Третий уровень — это перцептивно-сенсорная обработка стимулов. Образ формируется на основе решения о сенсорных свойствах стимула и оценки ряда его интегральных признаков. Выделяются части объекта, отношения между частями и целым, фиксация структуры и формы объекта. Предпринимается попытка дать осмысленную интерпретацию. Однако обработка исходного стимула подчиняется законам поля стимулов. Создаваемому изображению присваивается имя (хотя и не всегда подходящее).

Читайте также:  Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований проводимыйФИ конкурс а

Тестовые стимулы

В семантических образах разной степени наполненности и детализации доминирует сверхчувственно-перцептивная организация стимульного материала. Семантический уровень построения образа отражает согласованное сочетание образного и вербального уровней семантического кодирования.
Таким образом, анализ результатов показал, что на основе стимульной информации могут быть сформированы образы с различной степенью семантического наполнения. При построении образа исходная стимульная ситуация может быть использована или полностью проигнорирована.
Выделенные варианты ответов отражают разные уровни обработки семантической информации (построения семантического образа) на основе предъявленного сенсорного стимула. Формирование адекватного образа целостного объекта происходит при условии согласованности фиксации и оценки компонентов всех уровней.
Данные многочисленных теоретических и экспериментальных исследований когнитивных процессов позволяют говорить о трех основных уровнях психического отражения: уровень сенсорно-перцептивных процессов, уровень представлений и уровень понятийного мышления. На разных уровнях психическое отражение происходит в разных формах, а также в их комбинациях. Основные формы — фигуративные и концептуальные. На первом и втором уровнях ведущая роль принадлежит образному отражению, на третьем — концептуальному, опосредованному знаковыми системами. Эти три уровня психического отражения также функционируют как уровни психического развития. Тест наиболее широко используется в немецкоговорящих странах. В нашей стране он малоизвестен, но недавно, с появлением русскоязычной монографии по этому тесту под редакцией В. Калиненко, появилась возможность его использования.

Сам тест представляет собой лист формата А4, разделенный толстыми черными линиями на восемь равных квадратов (4х4 см). Каждый квадрат содержит строго определенный узор, который вам нужно продолжить
Инструкция к тесту: «Перед вами восемь квадратов, на каждом из которых изображено что-то. Продолжая увиденное, нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любом порядке, подпишите порядок выполнения теста и обозначьте то, что нарисовано на картинках».

Стимулы теста и их последовательность подбираются таким образом, чтобы каждый из них вызывал проекцию определенной психической области. Другими словами, каждый из восьми рисунков-стимулов затрагивает определенный аспект личности.

При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

  • Смысловое содержание рисунка (просто взглянув на содержание рисунка, можно получить приблизительное представление о нормативности или проблемности исследуемого аспекта, о восприятии и отношении человека к данной психологической области);
  • Характеристики рисунка (особенности отпечатка, толщина штриха, скорость движения, динамика, статика, акцент на форме рисунка или движении, легкость или тяжесть линий). Все эти признаки повторяются в почерке. Они предоставляют точную информацию о внутренней структуре личности, о врожденных и приобретенных характеристиках;
  • Порядок заполнения квадратов (человек обычно начинает с тех квадратов, которые «приятны», «легки», «понятны», т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны и важны. Квадраты, которые ему «не нравятся», «непонятны» или «затрудняют», он оставляет на потом, т.е. те, на которые ему трудно ответить).

Вартегг описывает два типа отношения в человеке:

  • Субъективное отношение: субъект исходит из своей интуиции, своего опыта. Он рисует карикатуры, символы, абстрактные рисунки. Размытые линии, неясности, заполненное пространство;
  • объективное, реалистичное отношение: реальные предметы и декоративные элементы. Рисунок тщательно проработан, много пустого пространства.

Методы исследования и диагностики креативности

Классификация методов изучения творчества может осуществляться по различным принципам: в соответствии с регламентом деятельности, в соответствии с возрастным диапазоном, в соответствии с широтой охвата представлений о творчестве. Таким образом, по последнему критерию можно назначить комплексные методы изучения творчества (батарея словесных и образных тестов Э.П. Торренса и Дж.П. Торренса). П. Торранс, Дж. Гилфорд, тесты познавательных и личностно-творческих качеств Ф. Уильямса, тесты батареек креативности Э. Э. Туника на основе модифицированных тестов Торранса, Гилфорда и Уильямса) и методики, направленные на изучение отдельных составляющих креативности (тест Э. Вартегга, тест С. Медника и др.). Сложные методы Э. П. Торранса, Дж. Гилфорда и Ф. Уильямса стандартизированы и адаптированы к российским образцам (Э. Э. Туник), они могут применяться в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет. Для изучения невербального творчества может быть использован тест Э. Вартегги «Круги» и индекс рисуночной оригинальности «Несуществующее животное»; для изучения вербального и семантического творчества может быть использован метод Р. С. Немова «Изобрести рассказ». С. Немов, «Классификации», «Предложения», тест «Три слова» (модификация В. Меде и К. Порковского), РАТ-тест С. Медника (ювенальная версия, адаптированная Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, взрослая версия, адаптированная А.Н. Ворониным. Н. Воронин). Для изучения индивидуального творчества можно воспользоваться опросником Джонсона по творчеству, разработанным Е.Е. Туник, шкала «Творческие черты» из комплекса Дж. Рензулли адаптирована для оценки поведенческих характеристик одаренных школьников из Методы были выбраны для иллюстрации возможности диагностики различных компонентов креативности: невербального, вербального и личностного. Тест Вартегга «Круги» Эта методика направлена на изучение невербального компонента творчества. Он может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. Клиенту выдается бланк с 20 кругами (диаметр — 3 см).

Читайте также:  Основные функции для аналитика в Excel

Инструкция теста: на этом бланке 20 кругов. Задача — нарисовать как можно больше предметов или фигур, используя круги в качестве основы. Вы можете рисовать как снаружи, так и внутри (используйте 1-2 или более кругов для одного рисунка). Подумайте, как можно использовать круги для создания оригинальных рисунков. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисуйте слева направо. У вас будет пять минут на выполнение теста. Помните, что вас будут оценивать по оригинальности ваших рисунков. Результаты обработки будут включать следующие показатели:

1) беглость мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — 1 балл;

2) Гибкость мышления — количество классов рисования, для каждого класса — 1 балл (классы рисования: Природа — растения и животные можно разделить на два класса, предметы быта, наука и техника, спорт, предметы декора, человек, экономика, вселенная);

3) Оригинальность мысли — за каждый редко встречающийся рисунок -2 балла. Это требует ранжирования по частоте встречаемости того или иного рисунка во всей выборке;

4) Коэффициент творческого воображения — общая сумма баллов, но оригинальности делится на количество рисунков.

Метод Вартегга «Круги» можно использовать в широком возрастном диапазоне, как в дошкольном, так и во взрослом.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Источник

Анализ результатов тест круги

3. Объясняя новый материал, педагог не "разжевывает" его, а создает определенный дефицит информации, восполняя его ассоциациями из личного опыта учащихся [60, 22].

Обоснуйте целесообразность применения описанных приемов, указав, как и почему должна изменяться активность учащихся на уроке. Что является ее источником?

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие внимания, его характеристика.

2. Свойства внимания и особенности их развития на разных возрастных этапах (объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, и пр.)

3. Виды внимания и характерные особенности их проявления в разные периоды онтогенеза.

4. Причины и условия снижения уровня внимательности в геронтологическом возрасте.

5. Внимание и рассеянность. Норма и паталогия.

Практическая часть:

Данная проба разработана Т.В.Чередниковой и является аналогом цифровой таблицы Шульте. Методика рекомендуется для работы с детьми, не знающими (или знающими не достаточно хорошо) числа в пределах 25. Цель исследования: определение объема внимания. Материал и оборудование: специальная таблица 70х70см2 с изображением кругов (см. рис. 13), указка (карандаш), секундомер.

Процедура исследования

На таблице с пустыми и двойными-тройными кругами разных размеров (рис. 1) следует отыскать все пустые круги в порядке уменьшения их размеров (от самого большого до самого маленького).

Источник

Диагностика способностей к изобразительному творчеству. Тест «Круги»

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Учитель: Карпенкова В. И.

в 3 – 5 классах с УУО.

Диагностика способностей к изобразительному творчеству.

Для определения художественных способностей у детей можно предложить им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут. По поведению ребенка можно понять, насколько комфортны для него занятия.

Обработка результатов Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов. Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение. Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» , «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др. Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. При анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл. Интерпретация результатов Критерии творческих способностей

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Оригинальность

0—2 балла 2—6 баллов свыше 8 баллов Гибкость 1—2 балла 3—4 балла свыше 5 баллов.

Беглость 0—9 баллов 10—13 баллов свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Необходимо наблюдать за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества

Источник



Круги Э. Вартегга

Круги Вартегга – это тест, предназначенный для изучения невербального компонента креативности.

Читайте также:  Пошаговая инструкция прилагается

Людям свойственно думать, что про себя они знают абсолютно всё, хотя на самом деле это не совсем так. Человек находится в плену субъективных заблуждений, не всегда понимает самого себя и окружающих его людей, игнорирует свое бессознательное и считает, что всё зависит от сознательных усилий. Оказывается, что большой по объему пласт информации о себе и окружающих, сознанию человека просто недоступен.

Тест Вартегга является методом незаконченного рисунка и относится к категории экспрессивно-проективных методов, который для графолога будет ещё дополнительным методом исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Метод Вартегга дает возможность понять символические, визуальные смыслы, возникающие у человека относительно какой-либо стороны его жизни – это могут быть окружающие люди, собственные планы и устремления, способы действия, страхи, тревоги и др.

С помощью этого теста можно измерить смысловые отношения человека, зрительно-духовные отношения, основанные на витальных и моторно-волевых функциях.

Тест «Круги», который предложил немецкий психолог Эрик Вартегг в 30-е годы XX века, имеет широкое распространение в европейских странах, где применяется для анализа личности человека. Так, например, в Германии и Франции тест используют при приеме на работу.

Тестировать можно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Тест дает возможность подсознательной достоверной оценки:

  • внешнего мира;
  • идентификации себя в обществе;
  • отношения к будущему;
  • отношения к трудностям и преградам;
  • восприятия семьи.

Тест позволяет определить решительность, тревожность, напористость, ранимость, чувствительность.

Стимульный материал теста представляют 8 стандартных графических знаков, ограниченных белым пространством.

Рисунок 1. Тест Э. Вартегга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этом пространстве надо выполнить рисунки, используя изображенные знаки. Последовательность выполнения рисунков фиксируется.

Выполнив задание, испытуемый должен ответить на вопросы, какой рисунок более удачный, какой наименее, что выражают рисунки.

На каждом рисунке есть исходный знак, которому придается большое значение, если этот знак проигнорирован, то, значит, у испытуемого есть симптом сосредоточенности на собственном «Я».

Внимание к исходному знаку показывает симптом изобретательности и выдумки.

Если испытуемый оформляет исходный знак качественно – это есть симптом творческого начала.

Э. Вартегг в своей теории соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности.

Интерпретация теста

Интерпретируя тест Вартегга надо учитывать смысловое содержание рисунка, особенности графики (нажим линий, их расположение, штриховка) порядок заполнения квадратов.

В каждом квадрате стимульный рисунок активизирует определенный аспект личности, т.е. для определенной части психики человека является бессознательным символом.

Все знаки теста являются не случайными – это результат работы многих известных психологов.

Для квадратов 1,2,7,8 характерны эмоциональные реакции, это мир чувств и в них обычно располагается живая природа.

С квадратами 3,4,5,6 связаны рациональные реакции, мир логики. Если психолог замечает отклонение от этого правила, значит, в этом квадрате находится проблема, которую необходимо решать.

В квадрате 1 располагается точка символизирующая начало, представление о себе и своем месте в мире.

В квадрате 2 показана волнистая линия, символизирующая зародыш, а всё пространство вокруг – это мир людей – это квадрат взаимоотношений с окружающими.

В квадрате 3 три восходящие линии являются символом роста и развития, они отражают мотивацию, амбициозность, планы на будущее.

Квадрат 4 символизирует опасность, психологическую угрозу, трудности, поэтому данный квадрат черный.

В квадрате 5 две перпендикулярные линии являются символом преграды, стоящей на пути, означают сопротивление. Рисунок этого квадрата может показать, как человек справляется с возникшими трудностями, какую стратегию он предпочитает – достижение успеха или избегание неудач.

В квадрате 6, идущие в разных направлениях две линии говорят о противоположных началах, но, они требуют пересечения. Это отношения с близкими людьми, что будет дорисовано – сближение или удаление зависит от испытуемого. Предположительно, испытуемый должен заключить эти линии в рамку, но, кто-то изберет другой вариант.

Квадрат 7, где расположены точки, отражает тактичность, ранимость, чувствительность или, наоборот «толстокожесть». Точки являются символом интуиции, восприимчивости к внешним и внутренним раздражителям.

Квадрат 8 и дуга, в нем обозначенная, символизируют гармонию и защиту. Закрытые предметы в рисунке испытуемого покажут уход в себя в качестве защиты.

Для правильной интерпретации рисунков значение имеет и особенность графики. Для оценки нажима рисунок переворачивается и с его обратной стороны хорошо видны участки слабого и сильного нажима.

Именно нажим показывает наибольшее напряжение у испытуемого, а также на его решимость и боевой настрой.

Слабый нажим в квадрате говорит о неуверенности и подавленности рисующего.

Психолог обращает внимание и на расположение рисунка. Если он расположен вверху квадрата, то это самоуверенность, завышенная самооценка, в нижней же части – преуменьшение способностей и неуверенность.

Рисунок в боковой части квадрата показывает зависимость и поиск поддержки, а в центральной части – уверенность в себе и адекватную самооценку.

Преобладающие в рисунках линии имеют свою интерпретацию – горизонтальные линии показывают слабость рисующего, вертикальные, наоборот, его решительность, а если используется штриховка, то это знак тревожности.

Размер рисунка тоже учитывается – очень большие размеры рисунка говорят о демонстративности и бурной эмоциональности, а маленькие и совсем маленькие – означают подавленность и скромность.

Очень интересно интерпретируется отношение рисующего к исходным данным, например, к линиям и точечкам – игнорирование этих данных и отсутствие связи рисунка с ними показывает сосредоточенность на своем «Я», уход в свой мир.

Частичный учет знаков в рисунке говорит об изобретательности, полное использование знаков в рисунке говорит о концентрации на чем-то существенном и важном.

Создание целостных и интересных образов с включением знаков показывает на творческие способности рисующего.

Анализ теста

Тест Вартегга – это, в принципе, набор раздражителей для вызова реакций. Раздражители не выбираются произвольно, они являются результатом многолетнего труда ученых. Каждый квадрат имеет свой раздражитель, отличный от других. Ширина рамки не случайна, она помогает тестируемому на подсознательном уровне сосредоточиться на каждом задании, не теряя при этом, восприятия всей рамки в целом.

Источник