Михаил Дегтяр в Нам предстоит большая работа по восстановлению экономики региона

Михаил Дегтярёв: «Нам предстоит большая работа по восстановлению экономики региона»

Итоги 2020 года и планы на 2021 в разрезе развития экономики региона стали предметом состоявшегося сегодня рабочего совещания главы Хабаровского края Михаила Дегтярёва с руководителями экономического блока правительства. Наряду с вопросами реализации национальных проектов и привлечения в регион федерального финансирования были затронуты темы улучшения инвестиционного климата региона, а также поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии.

Как отметила первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, перед краевыми властями сегодня стоит задача до конца января переутвердить все региональные проекты, приведя их в соответствие с Единым планом по достижению национальных целей развития, который был утвержден на заседании Госсовета РФ в конце декабря.

Она сообщила также, что в 2021 году регион получит 36,5 миллиарда рублей федерального финансирования по ста направлениям развития. До 1 января требовалось обеспечить заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти по 74 направлениям на сумму 22,1 млрд рублей. Все органы исполнительной власти с этой задачей справились.

Михаил Дегтярёв призвал в короткие сроки провести всю необходимую работу по доведению средств до муниципалитетов.

«Теперь нужно заключать соглашения с муниципалитетами, взять эту работу на контроль, чтобы нам хотя бы до конца февраля ее завершить. Чтобы все деньги были зафиксированы в соглашениях с муниципальными образованиями, и уже с 1 марта пошли в районы. Там их очень ждут. Необходимо проводить торги, конкурсные процедуры. Каждый рубль должен дойти до адресата», — подчеркнул Михаил Дегтярев.

Отдельный блок совещания был посвящен мерам по выводу экономики региона из кризиса. И здесь, по мнению главы региона, особого внимания правительства требуют вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Напомним, что эту тему Михаил Дегтярёв поднимал и в своем инвестиционном послании, с которым выступил в конце декабря. Глава региона подчеркнул, что пандемия продолжает оставаться серьезным вызовом. Он высказал мнение, что наряду с общегосударственными мерами поддержки для целого ряда отраслей необходимы разработать дополнительные на региональном уровне. В частности, для сферы услуг, гостеприимства, туризма, досуга, пассажирских перевозок, непродовольственной торговли.

«Даю поручение экономическому блоку правительства края — во взаимодействии с бизнес-сообществом представить законопроект о введении на 2021 год пониженных ставок налогообложения по упрощенной системе налогообложения, транспортному налогу, налогу на имущество в отношении видов деятельности, продолжающих испытывать давление пандемии. Срок – январь 2021 года», — заявил, выступая с инвестиционным посланием, Михаил Дегтярёв.

В декабре 2020 года был утвержден план первоочередных действий по восстановлению экономики края.

«Цель плана – восстановить пострадавшие отрасли, занятость, реальные доходы населения и выйти на траекторию экономического роста. Он включает в себя подготовку законопроекта о льготных налоговых ставках для наиболее пострадавших от ограничительных мер отраслей. В целом наши большие и средние предприятия в промышленности, транспортировке грузов, подрядные организации в строительстве – они адаптировались, в целом нормально работают. Но основные проблемы из-за влияния коронавируса сосредоточились в ограниченном количестве компаний, которые работают в сфере услуг – это малый бизнес. Поэтому в плане предусмотрены системные меры поддержки именно малого и среднего бизнеса. Это дальнейшее развертывание, включая финансовую поддержку, режима самозанятых и подготовка законопроекта с целью принятия льготных налоговых ставок в отношении компаний, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от влияния COVID-19», — рассказал заместитель председателя правительства края — министр экономического развития Виктор Калашников.

Для того, чтобы как можно быстрее приступить к реализации намеченного плана, необходимо оперативно перевести его в статус законопроекта. Эту работу Михаил Дегтярёв поручил провести в кратчайшие сроки. Законопроект должен быть внесен в Законодательную думу Хабаровского края уже 28 января – такую задачу поставил перед своими заместителями глава региона.

Источник



Эксперты: развитие экономик регионов РФ должно проводиться силами самих субъектов

МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Стратегия пространственного развития (СПР) РФ должна быть ориентирована на развитие региональных экономик в первую очередь силами самих субъектов. При этом для эффективной работы необходимо пересмотреть модель бюджетных отношений, а также учесть особенности регионов, находящихся в Арктической зоне РФ (АЗРФ), заключили участники прошедшей в среду в Совете Федерации научно-практической конференции по актуальным вопросам совершенствования Стратегии пространственного развития РФ.

«Стратегия пространственного развития, на мой взгляд, в том виде, в котором она на сегодняшний день существует, она должна быть кардинальным образом переработана в направлении «запуска» региональных экономик силами в первую очередь субъектов федерации. И второе, это невозможно без изменения модели межбюджетных отношений, которые работают уже несколько лет и работают против инновационного развития экономики и укрепления единства экономического пространства, поскольку она работает против укрепления региональных экономик», — сказал научный руководитель РЭУ имени Г. В. Плеханова Сергей Валентей.

Действующие документы стратегического планирования, по мнению экспертов, не предусматривают решение ключевых для Арктики проблем, в числе которых высокая стоимость жизни. Так, по словам председателя Госсобрания Якутии Петра Гоголева, такое удорожание создает неравную конкуренцию в обеспечении комфортных условий проживания в сравнении с более развитыми регионами страны и «ведет к продолжающейся негативной динамике ключевого индикатора сокращения численности населения, проживающего в Арктике».

Кроме того, для систематизации, организационного и методического единства разработки программ, в том числе социально-экономического развития и стратегического планирования необходимо создание единого центра. Это поможет планировать и прогнозировать развитие регионов. «Нам необходим с институциональной точки зрения единый центр. С методической точки зрения, единые подходы к разработке плана, встраивания отраслевых и региональных стратегий в единый общий план, который был бы необходим для РФ», — сказал проректор института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Алексей Автономов.

В январе 2020 года правительство России утвердило план реализации Стратегии пространственного развития до 2025 года. План направлен на эффективную организацию экономического пространства в России за счет формирования и развития перспективных центров экономического роста, раскрытия экономического потенциала различных типов территорий, развития человеческого капитала. Сама стратегия была утверждена в феврале 2019 года.

Источник

Региональная экономика — это что? Понятие, методы, развитие и проблемы региональной экономики

Региональная экономика — это хозяйственная деятельность общества, структурно относящаяся к мезоэкономической науке. Ее основная сложность заключается в многообразии форм. В целом она занимается изучением основ рационального размещения различных производств и рынков по сбыту их продукции. Подробнее о региональной экономике вы узнаете из нашей статьи.

Сущность и цели

Региональная экономика — это одна из отраслей народного хозяйства, которая изучает организацию производства с упором на территориальные особенности каждого региона. Предметом ее изучения являются процессы и явления, которые связаны с развитием рынка в различных областях и с объединением экономических систем районов в единое целое. Кроме того, региональная экономика — это система исследований, цель которых — определение общих и отличительных черт, присущих различным областям страны, а также определение специфики каждой из них.

На основании полученных данных осуществляется создание индивидуальных программ с учетом специфических особенностей в отдельных территориальных единицах. Можно выделить два основных подхода к систематизации и анализу этого типа экономики: каждая область рассматривается в качестве части мирового хозяйства или части государства. В рамках первого типа экономику региона воспринимают с помощью мирохозяйственного (страны большой восьмерки) и геополитического (страны близлежащих государств) подходов. В рамках второго типа экономика регионов изучается с помощью территориально-воспроизводственного подхода.

Региональная экономика — это совокупность нескольких подходов. Если мирохозяйственный и геополитический используются непосредственно при изучении положения с развитием на местах, то в национальной экономике более актуален территориально-воспроизводственный метод изучения. В условиях системы административного распределения, где основной приоритет принадлежит отраслевому управлению, наименее развитой была именно региональная экономика. Доказательством является разрозненность в развитии различных областей нашей страны и разнообразие методов региональной экономики.

Теория регионального воспроизводства

В настоящее время активно формируется многоукладная экономика, кардинально новые экономические отношения, а также новая система управления. Поскольку региональная экономика — это экономика регионов, то появилась острая необходимость в новой системе управления социально-экономическим развитием территорий. Создание новых механизмов невозможно без теории регионального воспроизводства, а также без изучения законов общественного воспроизводства и их тонкостей на уровне каждого края. Воспроизводственный подход к процессу управления социальной и экономической системами в них невозможен без изучения взаимосвязей и зависимостей между различными элементами производств во всех территориальных областях, которые обеспечивают качественное развитие экономического состояния страны.

Территориальное деление

Региональная экономика — это экономика регионов, об определении понятия которых нужно поговорить подробнее. В различной литературе используются такие смежные понятия: система территорий, экономика регионов, район и др. Все они имеют разную смысловую окраску. В экономике, где главным объектом управленческих решений является территория, а решения могут приниматься на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, необходимо осознавать огромную ответственность при разделении территории на субъекты. В рамках Европейского экономического сообщества разработано единое для всех понятие региона. Признаком территориального объединения в качестве самостоятельной единицы является общность экономических процессов в этой области и в стране, в целом. По-другому можно сказать, что экономические процессы отдельно взятого региона должны быть сопряжены с общими темпами развития страны, которые определяются на основе общности экономических, социальных и природных факторов.

Читайте также:  Литературная игра викторина по теме quot Мифы Древней Греции quot

Регион можно рассмотреть также в качестве определенной части производства и хозяйства страны, которую характеризует единство и общность воспроизводственного процесса. Можно соотнести понятия «регион» и «территория» так же, как понятия «часть» и «целое». Понятия «район» и «регион», которые обозначают часть определенной территории, можно назвать синонимами, которые обозначают ограниченную часть пространства.

Территориальная система России

Региональный уровень экономики — это несколько официально признанных территориальных устройств:

  • Структура, основанием для создания которой является территориальное разделение труда. Входящие в ее состав территории отличает заранее определенная специализация. Каждая часть данного устройства находится в структурированном действии общественного воспроизводства и имеет свои индивидуальные особенности. Территориальное разделение труда – это процесс специализации производства, дифференциации экономических субъектов, развития логистики между районами, обмена услугами и продуктами. Эта структура закладывает принципиально важные формы и закономерности организации экономических субъектов.
  • Структура, которая отвечает за критерии национально-государственного устройства и определяющая права и свободы субъектов с учетом безусловной опоры на Конституцию Российской Федерации.
  • Структура регионов, которая отражает территориальное и административное устройство всех областей страны. Ее прерогатива — особенности расселения людей и грамотное управление социальными и экономическими явлениями на всей территории государства.
  • Одна из структур регионального уровня экономики — это изучение районов реализации различных программ. Их воплощение в реальность является причиной огромных сдвигов в дислокации территорий и концентрации производительных сил.

Три главных принципа

Цель и объект изучения региональной экономики и управления — это реализация действий для осуществления высокого качества и уровня жизни людей. Региональная экономика зачастую основывается на трех главных принципах:

  • Доскональный учет потребностей жителей каждой области, динамики и состояния рынков, государственных и предпринимательских интересов.
  • Создание условий для наиболее органичного приспособления экономической структуры каждой территориальной единицы к различным факторам окружающей среды.
  • Активная реализация интересов различных регионов.

Проблемы и способы классификации

Различные подходы к анализу проблем каждого края, разрозненность и синонимичность понятий «регион», «район» и «территория», различные классификации — это объекты изучения региональной экономики и управления. Все районы имеют важные различия. Среди них есть развитые и развивающиеся, периферийные и центральные, с приростом и спадом населения. Из одних молодежь стремится поскорее уехать, а в другие — переехать. Предмет региональной экономики — это различные территориальные единицы, которые отличаются между собой уровнем производительности, структурой социума, базой сырья и полезных ископаемых, близостью к столице.

Можно классифицировать районы по развитым в них промыслам и профессиям: с развитым сельским хозяйством, с разнообразной промышленностью, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и многие другие. Также можно классифицировать их по следующим критериям: скорость развития экономики, территориальная структура, плотность и прирост населения, характер и коэффициент специализации производства.

В данный момент из-за быстрого вхождения регионов на рынок можно выделить такой критерий классификации как емкость рынка. Можно сказать, что с недавних пор предмет региональной экономики — это также степень специализации общественного труда, другими словами, разделение трудовой деятельности. Чем более детально оно проявляется, тем сильнее кооперационные связи между различными предприятиями и родами деятельности какой-либо территории.

В основном предмет региональной экономики — это классификация отдельных областей. Подходы к ней с каждым годом совершенствуются из-за различных новшеств. В станах Запада районы классифицируются следующим образом:

  • С высокими темпами развития в прошлом и угасающими в настоящем (депрессивные).
  • С нулевым темпом развития (стагнирующие).
  • Пионерные регионы нового освоения, в основном, они всегда самые перспективные.
  • Первичные экономические области (микрорегионы).
  • Районы, которые образуют схемы регионального макроделения страны (генеральные).
  • Те, для которых приоритетом являются целевые программы (плановые).
  • Отличающиеся наличием достаточно крупных строек или низким уровнем развития (проектные и проблемные).

Инновационное развитие региональной экономики — это также проработка различных проблемных вопросов политики на местах. Продолжительный кризис отложил отпечаток на многие области России. Чтобы стабилизировать положение регионов, нужно следовать принципиально новым стратегиям роста и развития.

Из-за огромной разрозненности географических, природных, экономических и прочих исходных данных воспроизводственные процессы в региона уникальны. Индивидуальный подход к развитию каждой территориальной единицы — необходимое условие преодоления кризиса и выхода на передовые рубежи по уровню жизни населения.

Успешное функционирование регионального рынка в экономике — это сбалансированное и мудрое ведение дел человеком, занимающим руководящий пост, его умение учитывать интересы центра и вверенных ему территорий. Скорость развития региона зависит не только от форм собственности, но и от способов экономического управления, социальных и экономических отношений, рационального использования плюсов данной конкретной области, поиска наилучшего сочетания федеральных и местных интересов социума и экономики, которые станут основополагающим составляющим прогрессивной экономической политики.

Основные цели, сложности и задачи

Успешность и конкурентоспособность региональной экономики — это совокупность составляющих, среди которых необходимо выделить восприятие данной конкретной области в качестве главного субъекта экономических и политических отношений. В первую очередь необходимо выявить специфику региона и приоритеты осуществления его деятельности, учитывая как культурное и историческое развитие, так и специфические особенности. Конкурентоспособность региональной экономики — это способность учитывать как достоинства, так и недостатки отдельно взятой территориальной единицы. Все эти качества можно использовать во благо развития экономики страны.

Региональная политика — это различные действия государственных структур по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием каждого района и страны, в целом. Это могут быть действия как на муниципальном уровне, так и на государственном. Развитие региональной экономики происходит в пространственном аспекте и отражает как взаимодействие государства и его областей, так и кооперацию территориальных единиц.

Вот что можно отнести к основным объектам региональной экономики:

  • Производственные объекты, прежде всего, это предприятия.
  • Социальные объекты. Это человек, семья, этнос.
  • Денежно-финансовые объекты.

Субъектами регионального управления могут быть и как конкретные представители различных структур власти, так и целые организации, предприятия и учреждения. Государственная региональная экономика напрямую зависит от развития каждой территориальной единицы страны, а особенно от изменения внутренней социально-экономической структуры отдельно взятого района. Разные уровни обеспечения ресурсами, качества жизни и экономического развития, оснащенности инфраструктуры, состояния окружающей среды, остроты социальных конфликтов есть в каждой стране, независимо от уровня ее влияния в мире. Цели, задачи и методы региональной экономики в государствах могут быть абсолютно различными. Однако все стремятся к одной единой цели — улучшению уровня жизни своих граждан.

К целям и проблемам региональной экономики относятся:

  • Обеспечение фундаментальных основ государственности и стабилизация единого экономического пространства.
  • Поддержание уровня развития областей на стабильно высоком уровне.
  • Приоритетное развитие региональной экономики самых стратегически важных районов страны.
  • Использование особенностей каждой области для пользы всего государства.
  • Бережное отношение к природе каждого края.

Федерализм и регионализм

Фундаментальные основы региональной экономики — это объединение федерализма и регионализма. Что означают эти специфические термины?

  • Федерализм — система государственных полномочий, распределенных между федеральной, субфедеральной и местной ветвями власти.
  • Регионализм — рассмотрение и решение экономических, социальных, политических и других проблем с учетом интересов конкретной области.

По опыту в мировой практике можно утверждать, что в кризисную эпоху между сторонниками федерализма и приверженцами регионализма возникают противоречия, которые выражаются во взаимоотношениях центра и периферии (развитие «сверху») и разногласий и изменений на местах (развитие «снизу»).

Локалитет

Локалитет в региональной экономике — это основная часть территории, на которой находится один стратегически важный объект. Примером локалитета являются компактный населенный пункт, стратегически важное предприятие, сеть коммуникаций. Существует поселенческий, рекреационный, транспортный и промышленный локалитет. Отмечают также несколько их устойчивых сочетаний:

1. Формы пространственного расселения.

2. Формы пространственной организации. Сюда относят:

  • Промышленный узел — объединения различных предприятий, которые размещены на ограниченном участке территории, построенных по одному проекту и имеющих общую социальную и производственную инфраструктуру.
  • Транспортный узел — объединение коммуникаций транспорта, расположенных около центра, где сконцентрированы производства либо население.
  • Территориально-производственный комплекс (ТПК) — большая территория с расположенной на ней группой организаций, являющихся в совокупности объединенной производственной цепочкой, использующей предлагаемые природные ресурсы и уменьшающей расходы путем сокращения транспортных затрат.

Территориально-производственные комплексы имеют определенную специализацию в производстве в масштабах мирового, национального и межрегионального рынков. Зачастую, с помощью ТПК осваиваются новые территории с большим количеством природных ресурсов.

Межотраслевой территориальный комплекс — это находящиеся на одной территории производства, которые входят в государственную систему предприятий и организаций, имеющих общую программу развития.

Межотраслевые промышленные комплексы охватывают горнодобывающую промышленность, рудно-металлургическую, топливно-энергетическую, машиностроительную, химическую, строительную и легкую.

Агропромышленные отрасли охватывают растениеводство и животноводство вместе с предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье.

Исследования в региональной экономике

Среди методов, которые использует региональная экономика, можно выделить несколько основных:

  • Системный анализ. Суть этого метода заключается в соблюдении последовательности этапов. Это постановка целей и задач, формулировка научной гипотезы, изучение особенностей и нюансов размещения совокупности отраслей. Также это познавательный научный подход, который позволяет лучше узнать о связях между различными отраслями хозяйства.
  • Метод систематизации. Он связан с упорядочением различных процессов и явлений в региональной экономике с помощью применения типологии, концентрации и классификации.
  • Балансовый метод. Его можно охарактеризовать составлением региональных и отраслевых балансов.
  • Метод экономико-географического исследования. В нем несколько частей. Это:
Читайте также:  Миллионер друг Соловьева что известно о популярном на ТВ quot кремлевском докторе quot

— местный метод исследования в региональной экономике (изучение развития производства в отдельно взятом городе или поселении;

— анализ развития отраслей производства);

— региональный метод (изучение способов развития и формирования территорий, а также места и роли производства в развитии каждой области);

— отраслевой метод (изучение развития отраслей экономики в географическом аспекте, а также знакомство с отраслями региональной экономики и их изучение).

  • Картографический метод. Он предполагает изучение особенностей размещения различных регионов.
  • Метод экономико-математического моделирования (моделирование образов и ситуаций). С помощью моделей проводятся различные исследования экономических явлений и процессов в экономике территориальной единицы. С использованием современных технологий этот метод позволяет в кратчайшие сроки обрабатывать различные статистические данные и моделировать возможные варианты экономического развития регионов. Также он дает возможность создавать различные ситуации, изучать причины и последствия в экономической среде.

Нюансы осуществления региональной политики

Основная задача российской региональной политики — это учет самобытности каждой отдельно взятой области в системе всей страны, перенос всех важнейших государственных реформ из центра на места, поддержка малого бизнеса и местного самоуправления, решение экономических и социальных проблем населения, последовательность и рационализм в использовании природных ресурсов. В одном из указов Президента Российской Федерации четко обозначена главная цель региональной политики. Она заключается в закреплении статуса государственности РФ, укреплении статуса федерации, создании условий для стремительного и гармоничного развития каждого региона, обеспечения благосостояния нашей страны различными способами.

Основные задачи, которые должна выполнять региональная экономика:

  • Поддержание внутреннего рынка России на стабильно хорошем уровне.
  • Единство всех составляющих денежно-кредитной экономической системы.
  • Контроль импортируемых и экспортируемых товаров, а также поддержание партнерских товарно-денежных отношений между предприятиями;
  • Поддержание наличия здоровой конкуренции среди смежных производств и предприятий.
  • Свободное передвижение товаров внутри страны и экспортируемой продукции за ее пределами.
  • Регулярное повышение уровня благосостояния населения нашего государства.
  • Искоренение тенденции к социальному неравенству.
  • Развитие межрегиональных горизонтальных связей.
  • Формирование и развитие стабильного рынка трудовых ресурсов.
  • Создание рынков капитала с помощью развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков.
  • Качественные реформы в экономике и преодоление состояния кризиса.
  • Выход из политической нестабильности, налаживание контакта с зарубежными сообществами.

Можно с уверенностью говорить о том, что основной целью развития региональной экономики является полное искоренение социального неравенства и становление нашей страны на путь финансовой стабильности. Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможности для самореализации и выбор способов финансового обеспечения себя и своей семьи.

Источник

Путь развития экономики муниципального образования

Статья посвящена вопросам экономического развития типового муниципального образования России за счет совершенствования системы управления хозяйственной деятельностью и решения ряда накопившихся проблемных вопросов, развития торговли.

В статье представлены основные проблемы экономики муниципального образования и предлагаются некоторые пути повышения результативности хозяйственной деятельности.

Даётся способ активизации торговли – продаж товаров, за счет чего ожидается рост бюджета муниципального образования.

Рекомендуется создание действенного органа управления экономикой муниципального образования с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей эффективную связь как между субъектами хозяйственной деятельности – предпринимателями, так и предпринимателей с органами власти, в перспективе предполагается участие в экономической деятельности всех потребителей – населения.

Предлагаемый путь развития экономики по представленной технологии должен позволить повысить товарооборот в муниципальном образовании, увеличить наполняемость бюджета за счет налога на прибыль, развить производство и дать населению новые рабочие места, повысив его благосостояние.

Ключевые слова: экономика, хозяйство, продукт, товар, баланс, торговля, производство, производители, потребители, управление, автоматизация, штаб.

1. Основные проблемы экономики муниципального образования.
2. Основные экономические потребности населения и их баланс.
3. Структура и основы успешной хозяйственной деятельности.
4. Пути решения проблем экономики муниципального образования.
5. Технология подъема экономики муниципального образования.

1. Основные проблемы экономики муниципального образования.

Результатом экономики – хозяйственной деятельности здоровой экономической системы муниципального образования (далее – МО) является максимально возможное удовлетворение естественных потребностей его населения в материальных и информационных продуктах, услугах.

Экономика – это хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей общества в продуктах (товарах) и услугах.

Продукты – это результат хозяйственной деятельности предприятий по их производству, а товары – это покупаемые и продаваемые продукты; услуга – это нематериальный результат деятельности поставщика в интересах потребителя.

Какие продукты нужны в МО, определяет население, в том числе приезжающие туристы и отдыхающие, а также предприниматели и органы власти исходя из пользы, здравого смысла и прогнозов. Задачи по производству некоторых продуктов могут определять правительства региона или страны.

Необходимые продукты производятся на месте или завозятся, в том числе импортируются.

По причине утраты многих производств, технологий и кадров, а также в силу действующей экономической политики (высокие ставки по банковским кредитам, налоги, открытый и мало защищенный пошлинами от иностранных производителей и торговцев внутренний рынок, монополизация инфраструктурных объектов) сегодня российским предпринимателям выгоднее купить импортные товары, чем производить их в своей стране, в МО.

Поэтому основная масса предпринимателей России в основном занимается торговлей, как правило, представляющей собой длинную цепочку посредников между производителями и потребителями продуктов.

Стоимость одних и тех же товаров на российском и зарубежных рынках обычно отличается не в пользу российских потребителей.

Причина заключается в том, что основная масса товаров экспортируется из-за рубежа, где они производятся, а цену определяет производитель исходя из своих интересов с учетом отсутствия производящих конкурентов в нашей стране.

Кроме того, торговая цепь питает взяточников государственных контролирующих и других органов, использующих нестабильность российского законодательства и другие уловки.

Поэтому, большинство российских предпринимателей живут ближнесрочными планами, пытаясь получить выгоду «здесь и сейчас», остерегаясь вкладывать деньги на перспективу, не надеясь на гарантии органов власти.

В настоящее время «предложение» товаров со стороны продавцов как зарубежных, так и российских, значительно превышает «спрос» потребителей в этих товарах.

Спрос мал в первую очередь по причине отсутствия у населения необходимых денежных средств, позволяющих приобретать товары, особенно дорогостоящие и качественные.

При этом, торговля в МО, привлекательном для туристов и отдыхающих, особенно в курортный сезон, является важным компонентом наполнения его бюджета. В этот период спрос значительно превосходит межсезонный.

Таким образом, потребители в России ещё есть, а собственных производств почти нет!

2. Основные экономические потребности населения и их баланс.

Основными, базовыми потребностями населения МО, удовлетворяемыми в результате хозяйственной (экономической) деятельности, являются:

в материальном плане – жильё, здания (сооружения), энергия, топливо, земля, вода, еда, одежда, технические устройства, инфраструктура, природные ресурсы;

в информационном плане – информация в различных формах, её источники, средства связи;

для души – культурные объекты прошлого, настоящего и образы будущего, природа.

Потребности в обществе можно разделить на три группы – личные (не путать с частными), групповые или частные (семейные, клановые, элитарные, классовые, государственные, предприятий и организаций), а также общественные (населения дома, микрорайона, муниципального образования, региона, общенародные).

Характерная черта современной капиталистической России состоит в преобладании групповых (частных) потребностей над общественными (общенародными) и даже личными.

Баланс потребностей в МО определяют частные собственники (группы собственников) крупных, особенно международных корпораций, отчасти – местные предприниматели.

В случае если жизненно важные потребности большинства общества не удовлетворяются, а разбалансировка (разница) в доходах достигает критического состояния, то возникает напряжение, которое может привести к социальному взрыву и даже революции с последующим силовым изменением баланса форм собственности.

Во избежание подобных социальных потрясений, на общество через СМИ и по другим каналам осуществляется мощное информационное воздействие, рекламируются товары и возможности по их приобретению, возбуждая у людей желания их заполучить.

Однако желания людей постоянно сталкиваются с реальностью – отсутствием необходимого дохода, не позволяющего в полной мере удовлетворять даже жизненно важные потребности.

3. Структура и основы успешной хозяйственной деятельности МО.

Хозяйство МО обычно представлено предприятиями (организации): ЖКХ (инфраструктура, отходы), ТЭК, промышленности (в т.ч. ресурсодобывающей), сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, финансовыми, телекоммуникаций, информационными, социальными, туризма (курортными), охраны и др.

Предприятия (организации) МО различаются формами собственности, масштабами и другими признаками, но характеризуются иерархической структурой, подразумевающей наличие в них органов управления, а также исполнителей – служащих, рабочих, крестьян, объединённых в подразделения, в профсоюзы и другие организации.

Структурно хозяйство МО представлено подсистемами:
управления хозяйствующими субъектами,
производителей продуктов и услуг,
транспортной (перевозок),
поставщиков (торговли),
утилизации (мусорная),
финансовой и банков,
телекоммуникаций,
информирования,
воспитания,
обучения,
охраны.

Читайте также:  Чем будет полезен решебник по литературе за 5 класс от Коровиной

Философия сбалансированной экономики МО базируется на понимании основных потребностей населения, его различных групп, а также государства и всей страны в целом.

Социально-экономическая стабильность МО обеспечивается установлением целесообразных приоритетов потребностей и их баланса в обществе на длительный период, максимально возможной экономической самостоятельностью при удовлетворении базовых потребностей.

Экономическое развитие МО достигается:
правильным выбором форм, средств, способов и технологий создания истинных ценностей, в т.ч. базовых продуктов (товаров и услуг);
производством, хранением и правильным распределением (торговлей) истинных ценностей;
покупкой технологий и средств, позволяющих производить истинные ценности в МО;
выбором муниципального бренда – эксклюзивного товара определенной формы.

Производство нужных продуктов в муниципальном образовании требует:
постоянного мониторинга потребностей населения и других заказчиков (потребителей);
соответствия сил и средств производства потребностям заказчиков;
адекватных цен на необходимые ресурсы, инфраструктуру и доступ к ним;
знаний, умений и опыта специалистов, культуры производства;
соответствующей материально-технической и информационной базы;
эффективного использования привлекаемых ресурсов и минимизации потерь;
плановости, научной организации труда, автоматизации рутинных процессов;
сотрудничества и взаимопомощи – кооперации организаций и специалистов;
интенсивного открытого и быстрого обмена информацией, доступа к нужной;
создания системы доставки произведенной продукции потребителям (заказчикам);
быстрого переналаживания производство в интересах удовлетворения новых потребностей;
развития сил и средств производства, технологий в соответствии с научными достижениями;
контроля со стороны власти и общества за качеством продукции, системы ГОСТов;
стимулирования позитивной деятельности, рекламирование успехов.

4. Пути решения проблем экономики муниципального образования.

Выявленные некоторые проблемные вопросы экономики типового МО и существующий мировой опыт хозяйствования на этом уровне позволяют предложить пути их решения.

Пути решения ряда экономических проблем МО:

1) Растет потребность МО в дотациях от региона. —
Стимулирование собственного производства и роста товарооборота.

2) Подавление массовым ввозом товаров собственных производителей в МО. —
Поддержка своих предпринимателей, введение сборов на ввозимые товары.

3) Отказ предпринимателей от перспективных вложений в развитие своего бизнеса. —
Поддержка полезных для МО перспективных производств и проектов (снижение налогов, субсидии и т.п).

4) Повышается зависимость конечной продукции от иностранных поставщиков. —
Организация собственного производства базовых продуктов (компонентов).

5) Усиливается зависимость МО от привозных товаров. —
Определение номенклатуры важных товаров для МО и их производство.

6) Прекращение выпуска наукоемкой продукции и продукции высокого передела —
Создание технологических цепочек с включением действующих предприятий.

7) Снижение качества простой продукции предприятий МО. —
Оздоровление конкурентной среды, контроль качества продукции.

8) Крупные производства распались на отдельные малоэффективные части. —
Восстановление связей через кооперацию и систему управления.

9) Неспособность производить технологичную продукцию. —
Деятельность научно-обучающих и консультационных центров.

10) Разорваны связи предприятий с научными и профессиональными образовательными организациями (учебными заведениями). —
Налаживание связей предприятий с научно-образовательными организациями (УЗ).

11) Недостаточная инвестиционная привлекательность объектов МО. —
Разработка, предложение, продвижение инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры.

12) Неэкономное расходование природных, энергетических и других ресурсов —
Внедрение «бережливых» технологий, контроль и ответственность.

13) Навязывание населению «потребительства» малонужных товаров. —
Воспитательные и образовательные мероприятия, социальная реклама.

14) Рост количества отходов от населения и различных предприятий (организаций). —
Раздельный сбор, переработка отходов и их научно обоснованная утилизация.

15) Производительность труда на малых предприятиях (производствах) низкая. —
Обследования, проектная деятельность, кооперация и автоматизация.

16) Создаваемые «технопарки» занимаются сдачей в аренду свободных площадей. —
Наделение «технопарков» функцией интеграторов производств.

17) Усиливается транспортная загруженность автодорог, которые быстро изнашиваются. —
Перераспределение грузов на железнодорожный и другие виды транспорта (морской, речной), а также развитие общественного транспорта и велосипедного движения.

18) Перевозки железнодорожным транспортом обходится дороже, чем автомобильным. —
Создание группы по управлению перевозками – интегратора от МО.

19) Сокращается количество трудоспособного, грамотного населения. —
Повышение качества перспективного профессионального обучения и воспитательной работы.

20) Снижается заинтересованность работников в результатах своего труда —
Развитие акционирования предприятий, поднятие роли профсоюзов.

21) Снижается уровень подготовки выпускников учебных заведений. —
Стимулирование связей профессиональных УЗ и предприятий.

22) Слабая востребованность выпускников УЗ МО на рынке труда в МО. —
Включение руководителей предприятий в руководство УЗ.

23) Не востребовано мало-трудоспособное, но опытное население МО в возрасте. —
Создание сети технических и других кружков (секций) за счет МО.

24) Лоббирование чиновниками личных финансово-экономических интересов в ущерб бюджету МО. —
Легализация бизнеса чиновников, но при этом лишение их льгот, а также реализация других мер воздействия.

25) Усложнение финансово-хозяйственной деятельности МО за счет множественности центров управления экономикой. —
Обновление структуры управления ФХД в МО, ликвидация альтернативных центров управления экономикой.

26) Качество управления экономикой МО снижается. —
Централизация управления, подбор и расстановка кадров.

27) Рост зависимости МО от крупного бизнеса, сетевых и международных корпораций. —
Создание финансовых резервов, закрытие баз данных, протекционизм.

28) Недостаточное количество и качество связей между предпринимателями и органами власти, отсутствие планирования экономики сверху, медленная реакция на изменения условий. —
Планирование экономики с участием предпринимателей МО, создание коллегиального органа оперативного управления ею – совета предпринимателей, штаба, экономического отдела МО.

5. Технология подъема экономики муниципального образования.

Наличие экономических проблем в МО требует выбора направления сосредоточения усилий органов власти в деле их разрешения и подъема его экономики на более высокий уровень.

Таким направлением может стать торговля, товарооборот которой следует резко повысить, а результаты в виде налога на прибыль – направлять на удовлетворение потребностей предприятий торговли по созданию более комфортных условий, а также на создание предприятий, производящих в МО востребованные населением товары.

Для снижения общих затрат предпринимателей МО на торговлю, повышение качества предлагаемых товаров по минимально возможных ценам предлагается централизовать и автоматизировать некоторые функции управления этой деятельностью.

Задачами переходного периода экономики МО могут стать:

1. Сбор информации о реальных стабильных потребностях населения (постоянного и приезжающих), предпринимателей в товарах по группам и категориям, а также по периодам наиболее активного потребления.
2. Разработка и аккумулирование проектов, направленных на создание новых или развитие существующих предприятий, производящих регулярно и периодически востребованную в МО продукцию.
3. Разработка и аккумулирование инвестиционных проектов с их размещением на официальных электронных площадках, направленных на привлечение инвесторов производств в МО.
4. Развитие законодательной базы в интересах реализации задачи сбора, создания и распространения вышеуказанной информации, в т.ч. реализации проектов.
5. Организация непрерывного взаимодействия органа управления экономикой МО с заинтересованными гражданами – предпринимателями для развития торговли и промышленности, быстрого разрешения возникающих на этом пути проблем.
6. Создание кооперативных или акционерных производственных предприятий, удовлетворяющих потребности предпринимателей и населения, в т.ч. приезжающих.
7. Создание и продвижение эксклюзивной брендовой продукции, как важного фактора многократного привлечения туристов (отдыхающих) в МО.

Алгоритм действий органа управления экономикой МО (штаба) может быть следующим:

1. Сбор и анализ данных о востребованных предпринимателями, населением и приезжими товаров, установление характеристик покупаемых и требуемых товаров, недостатков купленных товаров и требования (пожелания) к ним.
2. Обобщение полученных данных о товарах с разделением их на производимые в МО, крае, других регионах России и импортируемые (ввозимые из-за рубежа).
3. Организация разработки, аккумулирование проектов новых или модулей действующих предприятий по производству необходимых в МО товаров нужного качества с учетом их рентабельности и возможностей создания новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест, других факторов.
4. Оказание помощи инициативным предпринимателям в проектировании, создании новых, развитии существующих предприятий по производству полезных товаров для населения и приезжающих.
5. Организация муниципальных унитарных предприятий по производству полезной для МО продукции, которую по каким-либо причинам не могут осуществлять предприниматели.
6. Оказание в рамках законодательства помощи предпринимателям в продвижении новых, произведенных в МО полезных товаров, решении транспортных и других проблем.

В современных условиях роста неопределенности в мировой экономике, только сплоченная команда патриотичных профессионалов с правом непрерывного совершенствования, доступа к разнообразной информации, образующая корпоративный интеллект, в сочетании с современными системами автоматизации, связями с предпринимательским сообществом, является основным средством успешного управления хозяйством МО.

Для автоматизации процессов управления и взаимодействия участников хозяйственной деятельности МО потребуется создание автоматизированной информационной системы.

В основе предлагаемой системы управления экономикой МО может быть отдел его администрации, действующий по направлениям: промышленность и торговля, сельское и рыбное хозяйство, транспорт и дороги, инфраструктура и строительство, ЖКХ и отходы, телекоммуникации и реклама, интегрирующий основных заинтересованных участников экономической деятельности при формировании хозяйственных планов, а также для оперативного разрешения проблем развития хозяйства МО.

За счет централизации и автоматизации управления торговой и хозяйственной деятельностью в МО можно также снизить напряженность в конкуренции между предпринимателями, переведя её в русло кооперации; направить высвобождающиеся от этого ресурсы на развитие производства, сопутствующую науку, образование, а также природо- и народосбережение.

Источник